Родителям на заметку

                                                                                Уважаемые родители!

    Ваш малыш слишком застенчив или медлителен? А, может, быть наоборот - слишком активен и не всегда вниателен? Вы хотите узнать о том, как найти "ключик" к Вашему "сокровищу"? В этом помогут  советы и рекомендации педагога - психолога. Ответы на самые актуальные  вопросы Вы найдете на этой странице. 

                                          

Уверена, что не смогли  не обратить внимание на написанные КРУПНЫМ ШРИФТОМ советы – наказы родителям:

               - ЖЕЛАЙТЕ!

               - ЖДИТЕ!

               - ВСПОМНИТЕ!

               - ПРИСЛУШАЙТЕСЬ!

               - ЗАДУМАЙТЕСЬ!

               - ДОГАДЫВАЙТЕСЬ!

               - ПРОЩАЙТЕ!

               - ОБРАЩАЙТЕСЬ!

               - НЕ БОЙТЕСЬ!

               - НЕ ОБИЖАЙТЕ!

               - УСПОКОЙТЕ!

               - НЕ ПРЕДАВАЙТЕ!

               - ЛЮБИТЕ ЖИВОТНЫХ!

               - ИГРАЙТЕ!

               - СОЧИНЯЙТЕ!

               - ДВИГАЙТЕСЬ!

               - РИСУЙТЕ!

А САМОЕ ГЛАВНОЕ – ЛЮБИТЕ!

               Путь ребенка лежит в тревожный и счастливый мир за порогом вашего дома, за пределами семьи. Но не зримые узы, связывающие его с вами, он будет чувствовать всегда. И он будет возвращаться в родной дом, ища тепла, понимания и вдохновения, прежде чем вновь отравиться в путь по дороге жизни.

               Искренне хочу, чтобы вы, прочитав советы, памятки, рекомендации, не забывали или не отложили «на потом». «Потом» может быть поздно! Ходить, говорить, читать и писать ребенок обязательно научиться, а чувствовать, сопереживать, общаться и любить = этому обучиться сложнее. Надеюсь, что данные советы помогут вам сделать мир ребенка ярким и насыщенным, чтобы  он гордо мог  сказать: «Пусть всегда буду Я

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагога – психолога родителям

Как быстрей привыкнуть к детскому саду?

1. Если Вы решили отдать малыша в дошкольное учреждение, не обольщайтесь радужными надеждами, что он легко и с радостью будет ходить в детский сад каждый день, а вечерами будет встречать Вас веселый и здоровый. Не стоит планировать, что Вы сразу сможете работать в полную силу по плотному графику. Так бывает только в кино, а в жизни, к сожалению, будут и слезы, и частые болезни, и постоянное «сидение на больничном». Иллюзии на этот счет могут привести только к дополнительным стрессам.

        2.        Заранее ознакомьтесь с организацией периода адаптации детей в ДОУ. Некоторое время Вы будете посещать детский сад вместе с ребенком. При этом, несомненно, от Вас потребуется помощь при кормлении и одевании детей, но вы сможете быть все время с ребенком, поможете ему познакомиться с новым окружением и привыкнуть к нему, понаблюдаете за поведением ребенка в коллективе. Предупредите воспитателя о том, что любит, есть Ваш ребенок, есть ли какие-либо противопоказания к определенным видам пищи.

       3.        Пока Вы находитесь в группе с ребенком, постарайтесь всемерно поощрять его интерес к
другим детям: называйте их по именам, говорите о них как о друзьях. По дороге в детский сад обсудите с малышом, что его там сегодня ждет. Ваш спокойный голос создаст для него некую опору в незнакомом мире. По дороге домой вспоминайте, что делали в детском саду, что видели, как играли. Не забудьте похвалить ребенка за то, что ел сам, что руки вымыл, что упал и не заплакал, что строил с Витей башню из кубиков. Важно, чтобы разговоры о детском саде были окрашены положительными эмоциями.

       4.Когда придет время оставить ребенка в группе на дневной сон, предупредите его заранее. Лучше всего в течение нескольких дней время от времени говорить: «Вот детки спать пойдут, а мы в другой раз с тобой тоже останемся и поспим. Давай посмотрим, где стоит твоя кроватка?»

      5. Оставляя ребенка в группе до вечера, помните, что в эти дни он очень устает, бывает перегружен впечатлениями, с пониманием отнеситесь к его «необоснованным», на Ваш взгляд, просьбам и капризам. Он может попроситься на руки, чтобы Вы его поносили, как маленького, может отказаться сам есть, или побоится засыпать один. Не волнуйтесь — это не результат избалованности, а следствие усталости и тоски по маме. Пойдите ему навстречу, не сердитесь и не раздражайтесь. Помните, малышу намного тяжелее, чем Вам. Ему нужна Ваша помощь.

Желаю успехов!

Педагог – психолог МКДОУ «Центр развития ребенка – детский сад

№ 27 «Теремок» – Дорджиева К.С.



Предварительный просмотр:

8 правил для дошколенка

Правило № 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность. Как правило, мальчики проявляют интерес к общению со сверстниками в три года, девочки - несколько позже, в три с половиной. Это наиболее благоприятный момент для того, чтобы отдать ребенка в дошкольное учреждение. Однако следует учитывать также и индивидуальные особенности.

Правило № 2. Ребенок должен идти в детский сад с желанием. Садик - это не тюрьма и не клетка, в которую помещают кроху от безвыходности ситуации. Это - радость общения, радость творчества, радость познания окружающего мира. Только с этой позиции родители должны рассматривать детский сад и только на радость должны настраивать ребенка.

Правило № 3. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у ребенка желание (нежелание) посещать детский сад. Прежде чем отдать малыша в садик, поговорите с ним об этом. Для того чтобы сформировать у чада положительный настрой, расскажите ему о том, как вы сами в детстве его посещали. Постарайтесь сделать рассказ интересным - в этом случае ребенок не будет бояться, что его ждет что-то плохое, а станет с радостью ожидать первого дня своей новой жизни. Если же ваш собственный опыт был неудачным - не проецируйте его на вашего кроху.

Правило № 4. Подготовительный период должен начаться задолго до дня первого посещения группы детского сада.

Лучше уберечь ребенка от неожиданностей. К примеру, за несколько недель до первого посещения начните гулять с ним возле детского сада или, если есть такая возможность, непосредственно на его детской площадке. На знакомой территории кроха будет чувствовать себя более уверенно.

В том случае, если детский сад находится поблизости от дома, в будущем коллективе у ребенка наверняка найдутся знакомые дети. Именно с ними он и станет общаться в первые несколько дней - до тех пор, пока не найдет себе новых друзей. В том случае, если группу не посещает ни один ребенок, с которым бы дружил ваш малыш, лучше заранее познакомить его с кем-нибудь из ребят. Это поможет ему быстрее наладить общение в коллективе.

Прежде, чем отвести чадо в детский сад, познакомьте его с воспитателями, с детьми. Первые несколько дней не оставляйте его там на полный день, даже если, по мнению педагога, ребенок не выказывал никакого беспокойства по поводу нахождения в новом коллективе.

Правило № 5. Избавьте ребенка от трудностей адаптации к новому режиму. Дети, не посещающие детский сад, живут по своему собственному расписанию: кто-то просыпается рано, кто-то - поздно; в разное время разные малыши ложатся спать, садятся за стол... В детском коллективе - свое расписание, свой режим, соблюдать который обязан каждый ребенок. Поэтому лучше приучить кроху заранее именно к такому режиму дня, который он будет соблюдать в детском саду. Его вы легко сможете узнать у воспитателя или заведующей.

Правило № 6. Приучайте ребенка к самостоятельности. В детском саду ребенку, конечно, помогут есть, но не будут уговаривать «скушать ложечку за маму, за папу» или включать мультфильмы. Совсем маленьким детям помогают одеться воспитатели; в более старшем возрасте ребенок должен уже кое-что уметь и сам. Безусловно, навыки самостоятельности прививаются не сразу. Однако в привычной домашней обстановке малышу будет гораздо проще научиться надевать колготки, застегивать пуговицы...

Самостоятельному ребенку будет проще, чем неприспособленному к самообслуживанию.

Правило № 7. Любя, не воспитывайте эгоиста. Проявляя свою любовь к ребенку, восторгаясь им, старайтесь не спровоцировать возникновения в его сознании мысли о собственной исключительности. Малыш должен знать, что родители и близкие люди с радостью выполняют его желания, а иногда и капризы, восхищаются им совсем не потому, что они обязаны это делать, а только потому, что любят его. Уступая ребенку, иногда просите и его пойти на уступки. Эгоистично настроенным детям в коллективе сверстников приходится порой туго. Не стоит забывать об этом.

Правило № 8. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки. В первые несколько дней малыш чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации крохе просто необходимо «выпускать пар» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает - это ему нужно.



Предварительный просмотр:

А как насчет дисциплины?

Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более защищенными в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят эти порядок и правила нарушать?

На самом деле дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения».

Поэтому давайте сформулируем вопрос иначе: как найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка?

Правила о правилах:

Правило первое

Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого.  

Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребенка.

 Правило второе

Правила (ограничения, требования, запреты) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.  

Как вы понимаете, это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», то есть авторитарного стиля общения

Оба правила, взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о «можно», «следует» и «нельзя».

 Правило третье

 Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.  

 Правило четвертое

Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.  

Знакомо ли вам, когда мама говорит одно, папа другое, а бабушка — третье.  В такой ситуации ребенку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он привыкает добиваться своего, «раскалывая» ряды взрослых. Отношения между взрослыми членами семьи от этого не становятся лучше. Даже если один родитель не согласен с требованием другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом, уже без ребенка, обсудить разногласие и попытаться прийти к общему мнению.

 Правило пятое

Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно разъяснительным, чем повелительным.  

 



Предварительный просмотр:

Активные дети

Активность частенько раздражает взрослых, которым хочется, чтобы все вокруг было «чинным и благонравным». В то же время, для ребенка движение — это и признак, и средство развития и роста, т. е. естественная потребность.

В большинстве своем дети хотят справиться со своими проблемами, потому что видят реакцию взрослых, недовольных их поведением. Но по-настоящему сделать это можно, только поняв, действительно ли это проблема, а не естественная потребность ребенка в движении, а также выяснив причины.

Как предотвратить проблему

Важно помочь перевозбужденным детям почувствовать себя уверенно, научить самоконтролю и самоуважению.

Информируйте ребенка заранее о предстоящих делах: «Сейчас мы оденемся и пойдем гулять. Примерно через час вернемся и будем обедать. Надевай сапожки, куртку и пойдем».

По возможности, придерживайтесь режима дня — сон, еда, прогулка в одно и то же время.

Научитесь видеть положительные стороны в активности ребенка: он быстро включается в действие, быстро выполняет работу.

Не предлагайте малышу занятий, требующих слишком долгого сидения на одном месте, в конце концов, рисовать можно и стоя, и лежа.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Слишком энергичному ребенку нужно давать время и возможность выплеснуть свою энергию так, чтобы это не принесло вреда ни ему, ни окружающим: кувыркаться на матраце, пролезать под стульями, сжимать в руке мячик или силомер.

Чтобы помочь активному ребенку сосредоточиться, возьмите его на колени или придерживайте его рукой за плечи.

Как можно чаще, когда малыш спокоен, давайте ему знать, что его сверхактивное поведение улучшается: «Видишь, ты уже смог надолго сосредоточиться. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

Поручайте ему дела, в которых нужно проявление активности, — собрать всех к столу, принести необходимый предмет.



Предварительный просмотр:

Если  ребёнок   слишком много капризничает и плачет

Такое поведение, безусловно, беспокоит, а иногда и раздражает взрослых или приводит к тому, что ребенка начинают дразнить сверстники.

Чтобы изменить ситуацию, нужно понять причины такого поведения.

Как предотвратить проблему

Убедитесь в том, что ребенок здоров, в том, что никто не пугает его, не обижает исподтишка.

Предлагайте ему больше увлекательных активных практических занятий. Дайте достаточно свободы, чтобы он мог решать и действовать так, как считает нужным.

Снимите чувство незащищенности и неуверенности тем, что из разных концов комнаты говорите с малышом: «Я вижу, как ты рисуешь», «Ты решила прибрать в кукольной комнате?».

Старайтесь максимально удовлетворять потребности ребенка: у него должно быть удобное место для отдыха и игр, должны быть в свободном пользовании игрушки.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Если капризничает ребенок трех лет и старше, не реагируйте на его слезы, но скажите: «Объясни мне, в чем дело, и я буду знать, как тебе помочь».

Когда вы заметите, что ребенок спокоен, скажите ему: «Как приятно видеть (играть, разговаривать с тобой), когда ты не плачешь».

Как только ребенок начинает говорить «капризным» тоном, прервите его и скажите: «Говори нормально, чтобы я могла понять, в чем дело».

    Объясните ребенку, что он может поплакать, сколько хочется, но только в таком месте, где никому не будет мешать.

Внимательно понаблюдайте за ребенком, чтобы убедиться, что его поведение не связано с определенным временем дня или определенными людьми. Например, малыш может становиться плаксивым перед сном, обедом. В таком случае проявите гибкость и немного измените время сна и еды.



Предварительный просмотр:

Если  ребёнок   слишком много смотрит телевизор

Чаще всего взрослые не ограничивают время, проводимое детьми у телевизора, не выбирают, какие программы можно смотреть, не следят, какие ценности пропагандирует та или иная передача, не пытаются помочь ребенку осмыслить то, что он смотрит. Тогда дети обычно начинают использовать в своих играх фрагменты, заимствованные из телепередач, и их игры становятся агрессивными, шумными и опасными.

Для девочек такими же агрессивными по своей морали являются сериалы: модель поведения, которую они выносят из сюжета, совершенно не соответствует действительности.

Как предотвратить проблему

Посмотрите сами те передачи, которыми увлечены ваши дети, чтобы познакомиться с главными героями и попытаться понять, что их делает такими привлекательными для детей.

Замените время просмотра наиболее неподходящих, на ваш взгляд, телепередач прогулкой, совместной игрой, чтением.

Побуждайте ребенка рассказывать о том, что он увидел, понял в телепередаче. Задавайте вопросы о том, в каких случаях ему могут пригодиться эти знания.



Предварительный просмотр:

Если  ребёнок   ябедничает

Это явление обычно возникает как попытка привлечь к себе внимание. Дети часто ябедничают, считая, что могут возвысить свое «Я» за счет представления других детей в дурном свете.

Как предотвратить проблему

Как можно чаще проявляйте к своему ребенку заботу и внимание, говорите ему о положительных чертах его характера.

Предлагайте рассказать что-нибудь хорошее о его приятелях.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Постарайтесь уделить «ябеде» минимум внимания, но не обрывайте его и не отчитывайте, ведь, недослушав ребенка, вы никогда не поймете, что движет им — желание «настучать» или желание поделиться важной информацией.

Попросите малыша поговорить о поступке, о котором он сейчас рассказывает вам, с ребенком, его совершившим, а не с вами.

Спросите «ябеду», как бы он сам поступил в подобной ситуации.

Похвалите ребенка, когда он просто беседует с вами: «Мне очень приятно говорить с тобой, когда ты не ябедничаешь».



Предварительный просмотр:

ЕСЛИ РЕБЕНОК ВЕДЕТ СЕБЯ КАК-ТО НЕ ТАК…

Если ребенок закатывает истерики?

        Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не хватает слов, чтобы выразить свои нужды. Неудовлетворенность от непонимания накапливается и выливается в слезах и криках. Ребенок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики, и который не страдает задержками языкового и умственного развития, возможно, находится в стрессовом состоянии. Причин этому может быть множество – слишком высокие или слишком низкие требования взрослых, пренебрежение к его потребностям или жестокие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.

Как предотвратить проблему

• Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций.

• Эмоциональных срывов будет меньше, если вы дадите ребенку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и присмотром), т. е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.

Как справиться с проблемой, если она уже есть

        Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы проблема осталась в пределах безопасности. Помните, что цель такого поведения – добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.

        Если своей истерикой ребенок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем НЕ нормально, когда этот человек начинает мешать всем остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (к детям)».

        Попросите, чтобы вместе с вами за ребенком понаблюдали более опытные люди, – возможно, вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребенка на истерики.

        Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.



Предварительный просмотр:

ЗАПОВЕДИ для родителей

Для родителей, приучивших своего ребенка к окрикам, будут полезны заповеди.  Самое главное правило такое : БЕЗУСЛОВНО ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА!

Правило №1

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!»

Правило №2

Если ребенку действительно нелегко, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

При этом: 1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому! 2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Правило №3

Постепенно и неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему!

Правило №4

Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным»!

Правило №5

Если у ребенка эмоциональная проблема, будет правильно его «активно» выслушать!

Правило №б

Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания просто сообщите ему об этом в форме «Я-высказывания»!

Правило №7

Максимально удаляйте из своего общения с ребенком «12 помех» - привычных или автоматических реакций: приказы, команды; предупреждений, угрозы; мораль, нравоучения и др.!

Правило №8

Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Не требуйте от него невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке!



Предварительный просмотр:

Злость и жестокость

Видеть в детях злость и жестокость всегда очень тревожно и неприятно. Мы задумываемся, не вырастут ли из них такие взрослые, которые идут на преступления, не обращая внимания на боль и страдания других людей.

Дети, которые часто проявляют злость и жестокость, могут делать это из-за того, что чувствуют себя незащищенными, нелюбимыми или слишком часто видят образцы такого поведения вокруг себя.

Как предотвратить проблему

 Следует проявлять к ребенку эмпатию, не рассматривая его как проблему. Нужно дать понять малышу, что он хороший, достойный любви человек, но некоторые его поступки вы не одобряете.

Признайте гнев, ярость ребенка приемлемыми чувствами, но покажите другие способы их выражения: «Я знаю, что ты был зол. Это нормальное человеческое чувство. Если тебе не нравится то, что делает ..., скажи об этом словами или выбери для игры кого-нибудь другого». «Я понимаю, что ты не любишь пауков. Я тоже их не люблю и даже боюсь, но убивать их нельзя, лучше отойти в сторону, пусть скорее убегают к своим деткам».

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Вмешивайтесь каждый раз, когда видите проявления жестокости, и заставьте ребенка в полной мере осознавать, к каким результатам привело его поведение. «Когда ты выгнал Андрея из игры, он очень обиделся, ему было больно от такой несправедливости».

Поймите, что ребенок, который проявляет жестокость, пытается «поднять» себя за счет того, что обижает других. Помогите ему увидеть в себе хорошее, никак не зависящее от сравнения с другими: «Каждый человек очень важен. Вот ты так любишь и умеешь рисовать, что все дети с удовольствием просят тебя помочь».

Не скупитесь на ласку, когда ребенок проявит хорошие чувства по отношению к другим: «Ты помог Коле, ты хороший друг».

Помогите другим детям, по отношению к которым проявляется жестокость и насилие, постоять за себя: «Я буду играть с тем, с кем хочу», «Никто не имеет права делать мне больно».



Предварительный просмотр:

ИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ

Некоторые родители думают, что чем ближе ребенок к школе, тем меньше он должен играть.

Но практика показывает, что дошкольники приходят в школу "не наигравшись", а игры 5-6-летних детей неинтересны и примитивны.

Может возникнуть вопрос: "Почему же так важно играть с ребенком, особенно в годы подготовки к школе?"

Известно, что в игре дети:

 учатся применять имеющиеся у них знания;

 оказываются перед необходимостью поиска новых знаний;

 узнают свойства и качества различных предметов, окружающих их.

А также в игре происходит развитие всех психических процессов - внимания, памяти, мышления, речи, а самое главное - воображения.

Какие игры наиболее полезны для подготовки детей к школе?

 Формирующие внимание, память, сосредоточенность ("кто ушел?", "что изменилось?", "что спрятали?" и т.п.)

 Развивающие детские представления о свойствах и качествах предметов ("что из чего сделано?", "угадай на ощупь", "угадай на вкус", "найди такой же предмет по цвету, величине, форме" и т.п.)

         Развивающие логическое мышление (шашки, шахматы, "что сначала, что потом" и т.п.)

 Развивающие речь ("слова наоборот", "придумываем стихи" и т.п.)

Дорогие родители, постарайтесь никогда не отказываться поиграть с ребенком, даже если вам очень некогда. Лучше заранее найти время для совместной игры.

Старайтесь подбирать игры не слишком трудные, но и не слишком легкие, т.к. интерес падает и в том, и в другом случае.

Правила игры объясняйте подробно и понятно. Сохраняйте объективность в оценке результата игры. Поддерживайте ребенка, хвалите за честное стремление к победе.

Попробуйте вместе с ребенком или дайте возможность ему самому придумать новые игры или разные варианты одной игры.

Все это поможет в подготовке вашего ребенка к школе.



Предварительный просмотр:

Как влияет вседозволенность со стороны родителей на ребенка,

посещающего детский сад

        Приходя в детский сад, ребенок резко попадает в другую социальную среду: встречается с новыми правилами, новыми требованиями и новыми людьми. Очень часто детсадовские режим дня и методы воспитания отличаются от домашних. И если в семье ребенку никто не дает оценок, там оп для всех самый лучший, то в группе это зачастую уже не так. Поэтому родителям необходимо принять во внимание, что в детском саду в той или иной мере ребенка будут оценивать и наверняка сравнивать с другими. И он не всегда будет оказываться самым лучшим. Это нормальное явление, которое подготовит малыша к выходу во взрослый социум во всем его многообразии.

        Детям, которым все позволяют, которые не встречают запретов со стороны окружающих, все равно рано пли поздно придется приспосабливаться к требованиям, обусловленным несовпадением интересов различных людей, но сделать это будет гораздо труднее. Первый же отказ, запрет, встреченный таким ребенком, он будет переживать как стресс, которым постепенно наполнится вся его социальная жизнь. Поэтому для малыша лучше если он привыкнет делать не только то, что хочет, но и то, что надо.

        В случае же, если ваши опасения по поводу слишком строгого стиля воспитания в саду подкрепляются объективными признаками – ребенок угнетен, часто находится в плохом настроении, категорически отказывается идти в детский сад – попытайтесь точно установить причину его усталости и раздражения. Ведь дело может быть совсем в ином. Например, малыша могут угнетать режим, качество и непривычность пищи, «публичность» (присутствие других детей во время сна, туалета), нескладывающиеся отношения с одногруппниками. Если же у ребенка возникает ощущение, что к нему плохо относятся, обязательно установите контакт с воспитателем, постарайтесь вместе с ним разобраться в состоянии малыша.

        Беседу ни в коем случае нельзя строить в ключе обвинения. Обязательно отметьте заслуги воспитателя, поблагодарите его, расположив, таким образом, человека к себе. Затем поинтересуйтесь, не заметил ли он каких-то изменении в поведении и настроении вашего ребенка.

        Следующий шаг – обсуждение этих изменений. Задача родителей – попытаться, насколько это, возможно, побудить воспитателя принять участие в судьбе их ребенка, проявить гибкость и сочувствие к его состоянию. Ваша позиция должна быть такой: «Давайте подумаем вместе, что можно сделать». Ведь цель вашей встречи – смягчить возможные шероховатости в контакте ребенка и воспитателя.

        Поговорите с ребенком. Самое неприятное для ребенка – почувствовать, что вы солидарны со «злой воспитательницей» и, отступая от привычных домашних правил, предаете его. Поэтому важно психологически отделить себя от позиции воспитателя. Объясните малышу, что взрослые не всегда бывают, правы, что и они могут ошибаться. Можно разобрать конкретные эпизоды и рассказать, как вы поступили бы в таких случаях. Это позволит пробудить в малыше полезную критичность по отношению к старшим и одновременно добавит доверия к вам. Такая стратегия не подорвет авторитет взрослых, а просто освободит вас от гнета лицемерия, которое всегда чувствуют дети.



Предварительный просмотр:

Как и за что хвалить ребенка?

Все мы  хотим, чтобы нас заметили и похвалили. Чего хочет ребенок, который  протягивает вам только что выполненный рисунок и спрашивает: «Красиво?»  Возможно, он чувствует себя незащищенным, или у него низкая самооценка,  или он хочет установить контакт, или ищет подтверждения правильности  своих действий, или…

Может быть, просто сказать: «Молодец, красиво»? Так чаще всего мы и поступаем. Так чаще всего поступать и не стоит.

Как быть…

Итак, ребенок показывает картинку, которую только что нарисовал.

Вы (рассматривая с искренним интересом, с одобрением в голосе): «Ты  нарисовал вот здесь большой дом… из трубы идет густой дым… а внизу я  вижу что-то синее, здесь еще пустое место…»

Когда продукты деятельности ребенка встречают такой безоценочный  прием, когда проявляется внимание к деталям, ребенок, как правило,  забывает исходный вопрос и начинает осознавать свои действия. Можно  слышать, как ребенок подхватывает слова взрослого, включается в  разговор и комментирует рисунок: «У меня здесь три окна – одно маме,  второе папе, а это – для меня и Тузика. А вот здесь у меня речка. Тут будет машина, я еще не успел нарисовать, сейчас нарисую…» Вдумайтесь в  эти слова, почувствуйте, как меняется состояние ребенка. Если в самом  начале была зависимость от слова взрослого, то в ходе разговора ребенок  не только получил желаемое одобрение, но и почувствовал неформальную  заинтересованность, утвердился в своих достижениях, включился в  общение, увидел перспективу своих действий.

Теперь ребенок свободен и сам оценивает свою работу.

Вам показалось, как всегда, слишком длинно?

Используйте  иногда короткую фразу: «Важно не то, что я считаю красивым, а то, что  ты сам думаешь о своем рисунке». «Важно то, что думаешь ты сам».

Еще пример:

– Посмотри, что я делаю.

– Ты играешь с глиной.

– Что мне сделать?

– Ты можешь сделать все, что захочешь.

– Ладно, я сделаю птичку.

– Ты решил сделать птичку.

Старательно лепит, наконец, поднимает руку с вылепленной птичкой.

– Вам нравится?

– Ты очень старался.

В конечном счете важно, что думаем мы сами.



Предварительный просмотр:

Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы?

Дети  не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы и испытать  силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет  соответствующих условий. Ответственности нельзя обучить.

Ответственности научаются только на собственном опыте. Когда мы  принимаем решения за ребенка, мы лишаем его возможности  самореализовываться, проявлять инициативу и творческие способности,  приобретать автономность.

Дети тысячи раз в день в самых разнообразных ситуациях провоцируют  нас на принятие решений за них: «Во что мне поиграть?», «Какую рубашку  мне надеть?», «Каким цветом рисовать небо?» и т. д.

Как быть…

Использовать  ответы, возвращающие ребенку ответственность, тем самым помогая ему

обрести внутреннюю мотивацию и чувствовать себя хозяином ситуации.

Например, ребенок протягивает воспитателю кубик и спрашивает: «Что это?»

Невероятное удовольствие слышать вопросы детей.

Вот уж где простор для педагогической самореализации – понять  вопрос, сделать мгновенный вывод о любознательности и уме ребенка, о   сфере его интересов, вывернуться самой наизнанку и показать свою  осведомленность и мало ли чего еще. Случается – вопрос короткий и  конкретный. Ответ пространный и многозначительный.

Смысл этого вопроса не в познании. Назвать игрушку – значит подавить  креативность ребенка, структурировать его деятельность или удержать инициативу в собственных руках. Ответственность можно вернуть, сказав:  «Это может быть всем, чем ты захочешь».

В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе: «Реши сам», «Это ты можешь сделать/выбрать/придумать сам».

Если ребенку нужна помощь, чтобы справиться с работой, которую он не  может закончить сам, без посторонней помощи, можно сказать: «Покажи  мне, что именно я должна сделать», «Скажи мне, что сделать, чтобы  помочь тебе».

Когда ответственность возвращается к ребенку, он начинает думать и  придумывает такие варианты действий, которые не пришли бы на ум  взрослому.



Предварительный просмотр:

                                       Как помочь ребенку планировать свою деятельность?

          Мы  говорим: важно воспитать самостоятельность, ответственность; ребенок –  субъект своей деятельности; работа с детьми должна строиться с учетом  собственной активности ребенка.

          Вместе с тем иные воспитатели настолько привыкли продумывать,  выстраивать и организовывать каждую минуту жизни детей в детском саду, что доныне пишут в конспектах занятий возможные ответы детей на вопросы воспитателя. Попробуйте спросить детей вашей группы: «Что сейчас будет,  что будет после занятий?» – «Не знаю».

            Это истина. И это камень преткновения.


Как быть…

        Принять  как данность то, что даже маленький, 2-3-летний ребенок НЕ МОЖЕТ БЫТЬ,  а ЯВЛЯЕТСЯ субъектом собственной деятельности. Он сам вам об этом  заявляет, утверждая и настаивая: «Я сам!»

        Твердо знать, что у ребенка есть компетенции, полученные им по праву  рождения человеком: действовать, двигаться, общаться, включаться в  группы и выходить их них, играть. Это его право.

Чтобы право не превратилось в анархию и беспорядочность, можно и нужно помочь ребенку планировать его деятельность.

          Установить обязательное (прежде всего, для вас) время, когда вы все  вместе планируете весь день, или только время после сна, или  предстоящее всему детскому коллективу дело. Например, это может быть  утро понедельника (утро радостных встреч) или утро каждого дня до/после  завтрака.

         Коротко расскажите детям, что вы предлагаете им: «Сегодня у нас два  занятия. На рисовании я помогу вам научиться рисовать птичку. А на  математике мы будем считать до десяти». Это первый шаг, и только о занятиях. Второй и многие другие: «Подумайте и решите, чем бы вы сами

хотели сегодня заниматься».

         Поддержите ребенка, первым высказавшего свою идею: «Андрюша решил  построить дом. Где ты его будешь строить? Какие материалы тебе нужны? С  чего ты начнешь? Нужны ли тебе помощники? Кого бы ты хотел пригласить  строить вместе с тобой? Что ты поручишь Илюше? И т. д.

        Важно, чтобы у детей формировался образ и образец планирования.

        Не забывайте о планах детей. Спрашивайте о результатах, успехах и неудачах.

          Следует ли включать в планирование сразу всю группу? Это будет  зависеть от вас, детей вашей группы и дела, о котором вы хотите поговорить.



Предварительный просмотр:

Как поощрять ребенка в семье

(развитие ответственности и мотивации)

1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.

2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

3. Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.

4. Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

5. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его  и принимать их.

6.     Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения,  Новый год,  конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т. д.

7. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

8. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.

9. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.

10. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно, демонстрируя это собственным примером.

11. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.

12. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.

13. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность.



Предварительный просмотр:

КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ

Что стоит за «плохим» поведением?

Случается,  что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное  непослушание, физическую или вербальную агрессивность, жестокость,  злоупотребляет своими способностями.

Следует одновременно сделать три вещи.

1. Определить возможные факторы, обусловливающие поведение ребенка, и приступить к их изменению.

2. Создать дома или группе детского сада атмосферу заботы,  понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость  демонстрировать вызывающее поведение.

3. Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя  плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и  самоуважению.

Как быть…

У любого плохого поведения есть причина, хотя порой ее трудно обнаружить.

Плохое поведение «срабатывает», и ребенок получает то, что он хочет (игрушка, внимание).

Плохое поведение может быть «нормой» – типичным для того, что ребенок видит дома.

Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или  других эмоций. Ребенок просто не знает способа правильного выражения.

Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами:  плохим питанием, самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в  развитии.

Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту.

Дети не знают другого способа получить то, что они хотят.

Понимание может быть главным способом оказания помощи ребенку.

Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное  поведение, является предоставление им самостоятельности. У детей должна быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и поручали сложные задания.

Еще один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы  ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а  не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.

Наименее эффективный способ реагирования – наказание.

Большинство детей, демонстрирующих негативное поведение, уже  чувствуют себя деморализованными и слабыми. Наказание только обостряет  их чувства, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству  между ребенком и взрослым вместо доверия и уважения.



Предварительный просмотр:

Как развивать любознательность ребенка?

На  протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые  должны создавать благоприятные условия для развития у него  любознательности, которая затем перерастает в познавательную  активность. Если мы не научим ребенка мыслить в детском саду, то учить  его этому в школе будет неэффективно, потому что ушел безвозвратно  наиболее благоприятный период для развития мышления ребенка.        

Как быть…

             Много рассказывайте детям об увиденном, побуждайте детей наблюдать, выделять,  обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение  предметов, делитесь воспоминаниями из своего детства.

          Проводите с детьми целенаправленную работу по упорядочиванию их  представлений о мире. Собственным примером демонстрируйте бережное,  созидательное отношение к окружающим людям, к предметам.

         Поддерживайте интерес к познанию окружающей действительности с  помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и  экспериментирования.

          Побуждайте детей задавать вопросы об окружающей действительности, об интересующих объектах и явлениях.

         Выводите детей на экскурсии для накопления непосредственных впечатлений.

         Знайте интересы и привязанности ребенка и учитывайте его интересы и  пожелания при планировании и проведении познавательно-развлекательных  мероприятий.

          Предлагайте детям развивающие игры типа: «Найди отличия», «Составь  картинку», «Путаница», «Что было бы, если…», «Какой игрушки не стало?»  и др.

           Создавайте дома или в детском саду условия для самостоятельной  познавательной деятельности. Например, создайте уголки  экспериментирования, внесите песок и воду, создайте возможность для  приготовления пищи. Развесьте различные схемы, модели, карты,  пиктограммы, позволяющие детям действовать самостоятельно.

            Занимаясь с ребенком, создавайте условия для более эффективного  развития отдельных познавательных процессов. Например: развивать  воображение в изобразительной деятельности и др. Сдерживайте себя! Не стремитесь сделать за ребенка то, что он может  сделать сам, не давайте готовых ответов на вопросы детей, побуждайте их  думать, рассуждать, высказывать свои предположения. Пусть дети  придумывают варианты решений разных ситуаций. Не забывайте при этом  предоставлять детям право выбора.



Предварительный просмотр:

Как развивать самостоятельность у детей.

"Человек   не   может   быть   свободным, если он не самостоятелен".

М.Монтессори.

Правило 1. Признание личности ребенка и его неприкосновенности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери.

Правило 2. Формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, считает себя недостаточным.

Формирование самооценки ребенка зависит от оценки его родителями т.к. в раннем возрасте ребенок еще не умеет оценивать себя сам.

Правило 3. Приобщать к реальным делам семьи. Можно проводить минисовещание с участием всех членов семьи, совместно планировать семейные дела.

Правило 4. Развивать силу воли ребенка. Научить проявить выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия для достижения цели.

Правило 5. Учить планировать. Составлять план действий. Большое и сложное дело разбивать на ряд конкретных действий.

Правило 6. С малых лет приобщать к труду. Требовать выполнения домашних обязанностей, поручений. Можно наладить домашнее производство - обучение ремеслу, повышение самооценки, сближение членов семьи.

Правило 7. Научить общаться с другими детьми, людьми. Модель родительского поведения.

Правило 8.    Формировать     нравственные     качества:     доброту,

порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.



Предварительный просмотр:

Когда и как помогать ребенку?

Маленький, беспомощный – как ему не помочь. Одеваем, обуваем, водим рукой, подсказываем слова, говорим и думаем за него…

Возмущаемся: какой несамостоятельный! Тревожимся: научится ли? В  результате перестраховываемся и лишаем ребенка возможности  реализовывать свои компетенции и приобретать компетентности.

        На что ребенок имеет право, то есть что в его компетенции: устанавливать отношения и общаться с разными людьми, высказывать свои  суждения, мысли и чувства, начинать и совершать совместные действия, пробовать и ошибаться, делать по-своему, а не по образцу и многое

другое.

Как быть…

Прежде чем помогать, следует понаблюдать – а требуется ли помощь?

Подумать, чем вызвано желание помочь: потребностью ребенка или  желанием взрослого ускорить события (быстрее одеть), придать игре  нужное русло (по сути, переключить), услышать желаемый ответ, увидеть  ожидаемое действие (сделать за него).

Помогать следует тогда, когда ребенок просит о помощи.

А теперь – как.

Сначала спросите: что ты хотел сделать, что именно у тебя не  получается, как бы ты хотел это сделать, если бы умел сам. Какая помощь  тебе нужна, чем я могу помочь тебе, кто может помочь, к кому бы ты  обратился за помощью?

        Таким образом, вы поможете ребенку осознать затруднение и оформить его словами.

После того, как затруднение будет обозначено, можно правильно  определить, какая помощь нужна – подсказка, поддержка, одобрение, подтверждение правильности действий, показ и т. п.

Если ребенок будет иметь возможность действовать осознанно и самостоятельно, он будет приобретать собственный уникальный опыт.

Таким образом, мы будем способствовать развитию его компетентности и автономности.



Предварительный просмотр:

Кризис 3 лет и как его преодолеть

          К 3 годам родители часто начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке,  он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит важный для ребенка процесс: первое яркое выражение своего “Я”, попытка отделения от родителей, научиться многое делать самостоятельно. Этот период в жизни ребенка психологи и педагоги называют “кризисом 3 лет”. Кризисы бывают не только в детстве, это относительно короткие (от нескольких месяцев до года) периоды жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для его дальнейшего развития. Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны только проблемы непонимания между родителями и малышом.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  • Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни
  • Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки
  • Девочки капризничают чаще, чем мальчики
  • В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются по 5 раз на день, у некоторых – до 19!

Что могут сделать родители?

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ упрямства, но не очень волнуйтесь за ребенка
  • Во время приступа упрямства оставайтесь рядом с ребенком, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушить своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат ребенка
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали “нет”, оставайтесь и дальше при этом мнении, будьте последовательны.
  • Капризность и упрямство требует зрителей, не  прибегайте к помощи посторонних: “Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!” Ребенку только того и нужно.

Постарайтесь схитрить: “Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т.д.)!”, “А что это там за окном ворона делает?” - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.



Предварительный просмотр:

Любите ли вы своего ребенка?

        Истинная родительская любовь, проявляется только в общении. Выделяют четыре аспекта любви:

  1. Умение слушать.

Родители, проявляющие интерес к тому, о чем говорит ребенок, поистине мудры, ибо дают ему возможность выразить все многообразие его чувств и переживаний.

  1. Манера говорить  с ребенком.

Если вы не учились говорить с ребенком мягко, с любовью и уважением, то он будет избегать общения с вами.

  1. Знание, как наказывать ребенка.

Мудрые родители, наказывая ребенка за проступок, не уходят, хлопнув дверью, не отвергают его, а остаются рядом с ним, уверяя в своей родительской любви, выражают уверенность в том, что этого больше не повториться.

  1. Помощь в развитии ребенка.

Помните, что ребенок живет в постоянном напряжении и неуверенности. Ваше поведение должно как бы говорить ему: «Я люблю тебя таким, каков ты есть. Я рядом с тобой всегда».

                        

Правила этики общения с ребенком в семье.

  • Не подозревать дурного
  • Не запрещать
  • Не высмеивать
  • Не выслеживать
  • Не выпрашивать
  • Не подшучивать
  • Не принуждать к откровению
  • Не контролировать интимный опыт общения.



Предварительный просмотр:

Одаренный ребенок

Около пяти процентов детей рождаются одаренными или талантливыми, это не зависит от доходов семьи, возраста родителей, национальности. Если не создать специальных условий для такого ребенка, то, не реализуясь, способности могут найти выход в плохом поведении.

Одаренный ребенок обладает одним или несколькими качествами:

  • хорошей памятью, особенно долговременной;
  • большим словарным запасом;

 -         может сосредоточиться на долгое время;

  • легко усваивает информацию;
  • очень наблюдателен и любознателен;
  • проявляет устойчивый интерес к широкому кругу вопросов;

   - рано проявляет способность сопереживать другим;

  • любит книги;
  • проявляет большую энергичность;

-        часто стремится в своих делах достичь совершенства;

  • предпочитает играть с детьми более старшего возраста;
  • настойчив;
  • у него развито чувство юмора;
  • использует привычные предметы нетрадиционным способом;

 - проявляет задатки лидера и владеет социальными навыками.

Как удовлетворить потребности одаренных детей

Предоставляйте ребенку как можно больше возможностей самостоятельно принимать решения, организовывать свою деятельность.

В открытом доступе у него всегда должны быть самые разнообразные материалы.

Если, руководствуясь своим интересом, ребенок чем-то увлеченно занимается, не останавливайте его, дайте ему возможность выполнить собственный план.

Продвигайте его успехи, предлагая новые материалы, книги.

Получив ответ на какой-либо вопрос, просите объяснить, как ребенок пришел к такому выводу, решению.

Если ребенок начинает плохо себя вести

Он может начать дурачиться, если ему становится скучно. В таком случае предложите ему выполнить более сложные задания.

Изобретает действия, полностью противоречащие общепринятым — дайте ему возможность действовать так, как он хочет, если это не угрожает безопасности его и других.

Злится, если его прерывают — выделяйте больше времени для самостоятельной работы.



Предварительный просмотр:

Основные принципы,  определяющие успешность воспитания  детей дошкольного возраста.

Люби своего ребенка!

То есть радуйся его присутствию, принимай его таким, каков он есть, не оскорбляй и не унижай его, не подрывай его уверенности в себе, не подвергай его несправедливому наказанию и не отказывай ему в твоем доверии – дай ему повод любить тебя. Для ребенка главным признаком того, что его любят, является «особое время с мамой и папой», интерес родителей к его деятельности, их поощряющие улыбки и слова о том, что «они его любят», тактильный (прикосновения, объятия) и зрительный контакт «глаза – глаза» со взрослым.

Будь добрым примером для своего ребенка!

Привей ему уважение к культуре своего народа, традиционным ценностям. Ребенку необходим такой домашний очаг, где семья дружна, где уважают и любят стариков, где поддерживают тесные и искренние связи со всеми родственниками и друзьями, где готовы мириться с недостатками другого человека и помогать в их исправлении.

Ребенок должен жить в такой семье, где придерживаются идеалов любви, веры и надежды, ответственности за свое поведение, тогда у него будет формироваться чувство гордости за свою семью и стремление быть похожим на родителей.

Играй со своим ребенком!

То есть уделяй своему ребенку необходимое время, разговаривай с ним, играй с ним так, как ему нравится. Принимай его игры всерьез, войди через них в картину Его мира и взгляни на других и себя Его глазами. Используй принцип сотворчества взрослого и ребенка, применяя приемы прогнозирования и обсуждения возможных последствий поведения ребенка, предвосхищение и проигрывание в игре реальных событий, их моделирование. Действия в игровом образе помогут ребенку быстрее определиться и обрести себя в сложном мире человеческих взаимоотношений.

Трудись со своим ребенком!

Разреши своему ребенку принять участие в твоей работе (в доме, в саду или в огороде). Помоги ему усвоить алгоритм трудового действия. Используй принцип оценки того, что сделано успешно ребенком, а не того, что ребенок не смог или не успел сделать. Создавай ситуации возможности выбора цели: «Как ты хочешь и почему? Ты можешь…» Когда ребенок подрастет, приучай его участвовать во всех работах по хозяйству дома и в группе детского сада, научи его нести ответственность за невыполнение своих обязанностей

 Позволь ребенку приобретать желанный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно!

Ребенок признает только такой опыт, который он пережил лично. Твоя собственная опытность нередко оказывается  лишенной ценности для твоего ребенка. Дай ему возможность накопить собственный опыт, даже если это связано с известным риском. Используй метод эмоционального предвосхищения последствий ситуации, его проигрывания в игре. Чрезмерно оберегаемый ребенок, «застрахованный» от любой опасности, нередко «выпадает» из жизни своих сверстников и становится объектом их насмешек или жалости.

Покажи ребенку возможности и пределы человеческой свободы!

Родители должны раскрыть перед ребенком замечательные возможности развития и утверждения человеческой личности. Создавай ситуации борьбы мотивов: «Как ты хочешь поступить? А почему ты так хочешь? А как можно поступить по-другому? А как лучше? А как бы поступил другой мальчик (девочка)? А как бы поступила я? А почему бы я так поступила?» Вместе с тем ему нужно показать, что любой человек должен признавать и соблюдать известные нормы поведения в семье, в коллективе и вообще в обществе. Поэтому родители обязаны следить за поведением ребенка в  и направлять его таким образом, чтобы его поступки не причиняли ущерба ни ему самому, ни другим. При этом следует помнить, что методы наказания воспитывают хуже, чем методы поощрения и стимулирования, однако, в случае необходимости, следует воспитывать уважение  к правилам посредством и наказания, но без злости и раздражения взрослого.

Жди от ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии с возрастом и собственным опытом!

Ребенку требуется длительное время, пока он научится ориентироваться в этом сложном мире. Помогай ему, как можешь, и требуй от него собственного мнения или самостоятельного вывода только в том случае, когда он способен на это в соответствии с накопленным опытом и ступенью своего развития. Используй метод логических последствий, помогая ребенку соотнести причину и следствие своих поступков и жизненных обстоятельств.



Предварительный просмотр:

Педагогический стиль родителей

У любого человека к определенному возрасту складываются стереотипы поведения. Нельзя сказать, что стереотипы - вещь совершенно бесполезная или вредная. Они помогают нам оставаться самими собой. А с другой стороны, иногда мешают проявить гибкость в меняющихся обстоятельствах. Один из таких стереотипов - стиль воспитания, который вольно или невольно складывается у каждого из родителей. Конечно, любая типология достаточно условна. К тому же мы можем сочетать в себе черты разных родительских стилей.

1. Подчиняющий стиль. Приверженцы этого стиля требуют от ребенка беспрекословного подчинения во всем. Ребенок может реагировать на такое отношение по-разному. Один внешне послушен, но внутренне протестует, и такое противоречие может довести его до невроза. Другой постоянно грубит и дерзит родителям.

2. Излишне требовательный стиль. Он выражается в стремлении ускорить развитие ребенка. Такие родители требуют от ребенка или подростка совершенства во всем. Ругают за малейшую оплошность в учебе или домашних обязанностях. Большое значение придают приобретению знаний и навыков, но не эмоциональному развитию детей. В общении с ними стараются проявлять как можно меньше чувств. Реакция детей на завышенные и преждевременные требования: подавленность, неуверенность в собственных силах, постоянная боязнь разочаровать родителей, что также ведет к неврозам.

3. Смягчающий стиль. Для него, наоборот, характерно постоянное занижение требований к ребенку, оправдание любых поступков. Ребенку стараются подобрать доброго, нетребовательного учителя, избавить от любого напряжения, не поощряют проявление инициативы. Такие дети вырастают безвольными, не умеющими нести ответственность за события своей жизни.

4. Близок этому типу воспитания охраняющий стиль. Родители находятся в постоянной тревоге за ребенка, следят за каждым его шагом, выполняют любое желание. Стараются не допустить малейшего физического или психологического дискомфорта. Формируется зависимость от родителей во всем вплоть до взрослых лет.

5. Излишне пылкий стиль. Свойствен больше мамам. Для него характерно чрезмерное проявление своих чувств к детям, восхищение их красотой, способностями, постоянные объятия, поцелуи и т. д. Привыкший к выражению постоянной любви и поклонения в семье, ребенок ждет того же и от всех окружающих людей. Не получая ожидаемой оценки и заботы, считает отношение к себе одноклассников и учителей несправедливым.

6. Небрежный стиль. Отличается полным невниманием к внутреннему миру ребенка, его психическим состояниям, переживаниям. Ребенок предоставлен сам себе. Нет требовательности, но нет и поощрения и необходимой ласки, любви. Равнодушие к ребенку рождает у него безразличие к собственному внешнему виду, к переживаниям окружающих, к учебе. Нередко у особо чувствительных и замкнувшихся в себе детей формируется жестокость, стремление сделать кому-нибудь больно.

7. Угрожающий стиль. Проявляется в готовности наказать ребенка за любую, большую или малую, провинность, в постоянных угрозах. В семье все находятся в постоянном напряжении, готовые в любой момент сорваться. Может сформировать у ребенка привычку хитрить, изворачиваться, чтобы избежать наказания. Или отказ от собственной точки зрения, лишь бы не связываться. Став старше, некоторые дети вообще перестают реагировать на угрозы, становятся неуправляемыми.

8. Непоследовательный стиль. Такие родители легко меняют милость на гнев, от ласк переходят к угрозам. Могут пообещать что-то сделать или купить под настроение, но обещаний чаще всего не выполняют. Характерный признак - непродуманность требований, наказаний и поощрений. Постепенно ребенок теряет уважение к родителям. Но самое главное, необдуманность поступков, вспыльчивость, непоследовательность становятся его собственным жизненным стилем.

9. Подкупающий стиль. В таких семьях отношения с ребенком строятся на товарно-денежной основе. Ребенок привыкает к тому, что его хорошее поведение, успешная учеба, помощь по дому покупаются за деньги или подарки. Это формирует у него представление, что человеческие отношения вообще зависят только от количества денег. 

Попробуйте определить свою принадлежность к тому или иному типу и оценить его сильные и слабые стороны. Это поможет отказаться от типичных родительских ошибок в отношениях с ребенком.



Предварительный просмотр:

Пять заповедей отцовства

Предлагаем усвоить несколько уроков отцовства.

1. Начинайте как можно раньше. Участвуйте в процессе воспитания с периода беременности. Говорите с будущей матерью о своих надеждах, связанных с ребенком, участвуйте в уходе за младенцем с самого его рождения. Это ключевой этап в выстраивании будущих отношений. Уход за ребенком на ранней стадии дисциплинирует вас и меняет ваши жизненные приоритеты. Имейте в виду: отцы, которые ухаживают за новорожденными, настраиваются на одну волну с ними, происходит так называемое глубокое погружение. Кстати, мужчины прекрасно справляются с тем, чтобы утихомирить ребенка среди ночи - баюкают его, качают, напевают песенки! Не превращайтесь в наседку, но строго следуйте советам матери ребенка или других опытных наставников. И гордитесь своими достижениями. Даже если вы слишком заняты работой, используйте выходные или отпуск, чтобы уделить внимание ребенку. Начиная с двухлетнего возраста малыша, предложите матери оставлять вас с ребенком на выходные, и вы поймете, что прекрасно справляетесь со своей ролью.

2. Найдите время. Это самое важное. Папы, запомните: Если в течение недели вы проводите на работе пятьдесят пять-шестьдесят часов, включая командировки, вы просто не в состоянии исполнять свои отцовские обязанности. У ваших сыновей будут проблемы в жизни, и это непременно скажется на вас. Отцам необходимо приходить домой вовремя, чтобы играть, смеяться, учить своих детей, резвиться с ними. Работа в корпорациях и малом бизнесе становится врагом семьи. Зачастую отцы выбирают более низкий заработок, но зато имеют возможность больше времени проводить в семье. Так что, когда в следующий раз вам предложат повышение, требующее более продолжительного рабочего дня и частые командировки, серьезно подумайте над тем, чтобы ответить своему боссу: "Извините, но мои дети, прежде всего".

3. Не сдерживайте эмоций. Обнимать сына, резвиться с ним, играть в борьбу не возбраняется вплоть до его совершеннолетия! Сочетайте эти шумные игры с более спокойным времяпрепровождением: дети очень восприимчивы к рассказам, им нравится просто сидеть рядом с отцом, петь или музицировать. Говорите своим детям о том, какие они умные, красивые, творческие (хвалите их часто и искренне). Если ваши родители не были такими открытыми в проявлении чувств, вам придется учиться этому. Некоторые мужчины опасаются, что проявление ласки в отношении сына сделает его "голубым". Это совсем не так. Более того, верно обратное. Многие геи и бисексуалы, с которыми мне доводилось беседовать, признают, что именно недостаток отцовской ласки частично объясняет их тягу к мужской нежности.

4. Больше веселья. Радуйтесь своим детям. Если вы проводите с ними время только из чувства вины или по обязанности, это не принесет пользы. Постарайтесь подыскать такие виды деятельности, которые нравятся вам обоим. Избавьте детей от "бремени обязанности", но настойчиво призывайте их к тому, чтобы они помогали по дому. Ограничьте их внешкольные занятия одним-двумя видами спорта или иной деятельности, так чтобы у них оставалось время просто побыть собой. Организуйте их свободное время, чтобы они не слонялись бесцельно, и посвятите его прогулкам, играм, беседам. Избегайте чрезмерного соперничества в играх. Обучайте своих детей постоянно, делитесь с ними всем, что знаете сами.

5. Не забывайте о дисциплине. Сегодня многие отцы выбрали для себя роль "добреньких папаш", оставив все трудные вопросы воспитания своим половинам. Но мы все-таки советуем мужчинам участвовать в принятии решений, следить за тем, как ребенок делает домашние задания и выполняет работу по дому. Установите нормы дисциплины - спокойно, но твердо. Не прибегайте к рукоприкладству, хотя иногда и возникает соблазн отшлепать мальчишку. Настаивайте на уважении. Не стройте из себя маленького. Обязательно выслушивайте ребенка и учитывайте его чувства и переживания. Обсуждайте с мамой ребенка глобальные вопросы воспитания: "Все ли нам удается? Что нужно изменить?" Совместное воспитание ребенка очень сближает родителей.



Предварительный просмотр:

Рассеянные  дети

Дети, как правило, хотят избавиться от своих недостатков, потому что видят негативное отношение к ним взрослых. Но по-настоящему справиться с проблемой можно, только выяснив ее причины. Возможно, у ребенка нарушен слух, и он просто не слышит ваше задание, или он плохо видит и не может различить на расстоянии то, о чем вы спрашиваете. В конце концов, ребенок может задуматься, мечтать или фантазировать.

Как предотвратить проблему

Проверьте у педиатра слух и зрение ребенка.

Попросите ребенка рассказать или нарисовать то, о чем он так долго раздумывал (возможно, у него богатый внутренний мир, тогда это совершенно другая сторона дела).

Постарайтесь, чтобы детская комната не выглядела слишком отвлекающе, чтобы у малыша не было слишком много игрушек.

Терпеливо повторяйте задание несколько раз, постепенно увеличивая объем информации, который вы даете. Например, сначала: «Спроси у бабушки, где коробка с нитками». Затем: «Спроси у бабушки, где коробка с нитками, найди ее и принеси мне черные нитки».

Как справиться с проблемой, если она уже есть

Чаще занимайтесь с ребенком один на один, так ему легче будет сосредоточиться.

Для того, чтобы ребенка ничто, не отвлекало, когда он работает за столом, ставьте на стол невысокую картонную ширму.

Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его рассеянное поведение улучшается: «Видишь, ты уже смог так надолго сосредоточиться, что собрал всю головоломку. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

Не перегружайте ребенка заданиями, требующими максимального сосредоточения, чтобы не получить обратного эффекта — чувства сопротивления, скуки, отторжения.

Обучайте необходимым навыкам в тот момент и на том содержании, когда ребенок заинтересован. Например, когда малыш купается в ванной, посчитайте вместе с ним, сколько там флакончиков, какой из них самый высокий, в какой поместится больше воды и т. п.



Предварительный просмотр:

Самоуважение. Как его воспитывать?

Высокий уровень самоуважения - очень ценная черта характера ребёнка. Уверенность в своих силах помогает ему справиться с трудностями роста.

Самоуважение рождается из признания собственных достоинств. Если ребёнок делает что-то хорошо, он чувствует удовлетворение. Когда он часто добивается успеха, у него появляется вера в свои способности. Ребёнок хочет научиться всему тому, что умеют другие дети и взрослые. Он стремится постичь все новые и более трудные виды деятельности.

Ребёнку, которому не хватает чувства уверенности в себе, нужно дать возможность проявить свои способности. Каждый ребёнок что-то умеет делать хорошо. Вопрос в том, что именно.

Взрослые должны задуматься: "Что даётся ребёнку легче всего?" Понаблюдайте за ребёнком. Посмотрите, чем он любит заниматься, какие виды предпочитает. Скорее всего он будет выбирать такие дела, которые ему удаются.

Взрослые должны так организовать жизнь детей, чтобы они могли подтверждать и развивать свой успех. Очень важно поддерживать энтузиазм детей.

Иногда родителям следует пересмотреть свои взгляды на то, какие занятия подходят мальчикам, а какие девочкам. Мальчик может предпочесть танцы, а девочка - каратэ. Главное, чтобы родители проявили понимание. Интересы детей часто меняются, но чувство того, что родители их понимают, останется на всю жизнь.

Есть и другие способы развить успехи детей. Пусть ребёнок выполняет какие-нибудь несложные поручения. Ребёнок может, например, расставить тарелки на столе, подмести в кухне после обеда. Ребёнок бывает очень доволен, когда нарисованный им рисунок вешают на стену или холодильник.

Важно, чтобы ребёнок успешно справлялся с новыми видами деятельности. Успех в данном случае определяется не столько конечным результатом, сколько стремлением ребёнка научиться чему-то новому.

Разделите задание для ребёнка на серию маленьких заданий. Когда он выполнит первое, переходите ко второму, третьему и т. д. Хвалите его по ходу дела. Не торопите ребёнка и не спешите что-нибудь сами за него сделать. Этим вы заставите его почувствовать себя некомпетентным. Затраченное вами время и усилия окупятся сторицею - ребёнок будет уважать себя.

Проводите как можно больше времени с ребёнком. Он поймёт, что его ценят. Он чувствует свою значимость, когда родители откладывают ради него разные важные "взрослые" дела. Прислушивайтесь к мнению ребёнка. Девочка почувствует себя счастливой, если мама спросит, какое блюдо приготовить на обед или какое платье надеть в гости. Для ребёнка это чудесное переживание - когда взрослые воспринимают его серьёзно.

Похвала - основа формирования самоуважения. Это признание достоинств ребёнка. Ребёнок нуждается в том, чтобы его похвалили.

Наиболее полезна конкретная похвала. Лучше сказать ребёнку, который едет на велосипеде: "Ты молодец, что остановился на углу", чем просто констатировать: "Ты молодец". Вы подчеркнёте желательное поведение, и ребёнок поймёт, как он должен себя вести, а не только порадуется, что он просто "молодец", и не будет знать почему.



Предварительный просмотр:

Тридцать золотых правил

воспитания ребенка

       Навсегда запомним, что у каждого ребенка своя скорость роста, свои способности  и  свои неповторимые особенности.

       Перестанем делать ребенку замечания при посторонних.

       Не станем обсуждать проблемы воспитания ребенка в его присутствии.

       Постараемся не кричать на ребенка, особенно если он не сделал ничего ужасного.

       Не будем лишний раз просить чужих людей посидеть с нашим  ребенком. Если у нас есть свободное время, значит, ребенок имеет право хотя бы на его половину.

       Перестанем говорить при ребенке грубые слова, даже если они кажутся нам пристойными.

       В минуты самых больших шалостей и проказ будем помнить, что перед нами лишь ребенок, а не международный террорист.

       Начнем приучать ребенка к самостоятельности.

       Не будем кормить ребенка силой, а будем  считаться с его личными вкусовыми  пристрастиями.

       Научимся чаще хвалить ребенка. И делать это будем искренне, от души!

       Иногда без повода, просто так возьмем ребенка на руки, крепко обнимем и поцелуем.

       Вечером вместо криков «Спать! Спать!» расскажем ребенку сказку, где главным героем будет он сам.

       На день рождения ребенка позовем не своих друзей и родственников, а его маленьких приятелей.

       Начнем вместе с ребенком делать ежедневную зарядку.

       Начнем закалять ребенка.

       Будем вместе  рисовать и показывать рисунки членам семьи.

       Будем следить за чистотой и правильностью речи ребенка так же, как следим за чистотой его одежды.

       Перестанем отдариваться от ребенка дорогими игрушками- будем проводить с ним больше времени.

       Научимся терпеливо слушать своего ребенка.

       Заведем специальную тетрадь, в которую будем записывать смешные истории из жизни ребенка и его забавные  словечки.

       Не будем идти на  поводу у капризов ребенка – научимся говорить «нет».

       Запретим себе обманывать ребенка, всегда будем выполнять то, что пообещали, и не обещать заведомо не выполнимых вещей.

       Иногда позволим себе подурачиться и поиграть на равных.

       Перестанем пугать ребенка Бабой-ягой, чужим дядей, милиционером и собственным уходом к другому мальчику или девочке.

       Будем отвечать на любые, даже каверзные детские вопросы.

       Постепенно будем приучать ребенка к труду, поощрять любую помощь по дому, даже если от нее будет мало пользы.

       Создадим семейные традиции.

        Не будем относиться ко времени, проведенному с ребенком, как ко времени, потерянному для себя.



Предварительный просмотр:

«Чем занять ребенка или потанцуем?»

Большинство родителей довольно таки часто задаются вопросом: «Чем увлечь своё чадо в свободное время?» Предложений сейчас очень много, например: отдать ребенка в студию танцев.

Танцевальные школы предлагают множество направлений. Это бальный, классический танец, также современные направления: хип-хоп, джаз, модерн, танцы rnb , и многие другие. Любой из этих видов очень положительно влияет на развитие ребенка: формирует фигуру, способствует правильному формированию осанки и позвоночника, вырабатывает пластику, и, конечно же, формирует уверенность в себе. Но самый увлекательный вид танца, по моему мнению, это народный танец. Изучая его, можно углубиться в культуру, жизнь, традиции народа, который танцует данный танец. Танцы народов мира можно изучать бесконечно, ведь наша планета очень велика и заселена тысячами народностей. Конечно, очень интересно изучать и свой родной танец-русский. В каждой области и крае нашей большой страны существует свой неповторимый танец, и познание его может воспитывать в ребенке гордость за свою страну.

Очень важно при выборе танцевального коллектива обращать пристальное внимание на педагога, хореографа, руководителя ансамбля. Это должен быть человек, увлеченный своим делом, тот, кто смог бы не только научить танцевать, но и рассказать о традициях, истории, быте народа, танец которого изучается в данный момент. Ведь это очень интересно осознавать то о чем танцуешь, а не просто бессмысленно запоминать движения. Мир народного танца очень увлекателен и разнообразен.

Но, как и везде родителям нужно быть готовым к тому, что ребенок будет участвовать и в концертной деятельности, которая потребует временных и финансовых затрат. Для того чтоб заниматься танцами, конечно нужны некоторые способности и природные задатки, но при большом желании и упорстве занятия не пройдут даром, и ребенок сможет красиво и свободно владеть своим телом. Это я могу утверждать из собственного опыта.