Занятие по развитию речи (старшая группа)

Грешнова Наталья Павловна

Пересказ рассказа Я. Тайц «Детский сад пошел гулять»

Программное содержание:

Закрепить у детей умение пересказывать рассказ близко к тексту, используя приемы моделирования, развивать память, мышление. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к друзьям.

Звуковая культура речи: закреплять представление детей о звуковом составе слова, учить выделять первый звук в слове, самостоятельно подбирать слова с определенными звуками.

Ход занятия:

- Ребята, к нам в гости пришел Мишутка и приглашает всех на прогулку. Он хочет с вами подружиться.

- Ну что, пойдем гулять с Мишкой? Да.

- Но нам нужно узнать, всем ли хватает пары. Давайте поиграем в игру «Найди себе пару». (Дети под музыку бегают по комнате, на слова «1, 2, 3 пару найди!» - встают в пары).

- Посмотрите внимательно, у всех ли есть пара? Тане не хватило пары, как быть? (Рассуждения детей).

- А тебе, Таня, с кем хочется идти в паре?

Давайте послушаем рассказ «Детский сад пошел гулять» и посмотрим, как ребята вышли из подобной ситуации (Чтение рассказа).

Вам понравился рассказ?

1.     Что произошло, когда ребята собрались гулять?

2.     Каким у Маши стало настроение?

3.     Как поступили друзья Маши?

4.     Как можно еще поступить в этой ситуации? (Можно взять флажок, любую игрушку, воспитателя за руку).

- Молодцы, вот видите, как можно выйти из такого положения. Что ты выбрала, Таня?

- А чтобы вы запомнили этот интересный случай, давайте его зарисуем.

(С помощью детей рисуем схему. Повторно читается рассказ).

Затем дети по схеме пересказывают рассказ.

- Мишутка очень доволен, что он тоже в паре пойдет гулять.

- Но прежде, чем идти гулять, я предлагаю вам поиграть. Согласны?

(Дети садятся напротив друг друга).

- Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться.

(Одному ребенку стульчика не хватает, т.к. воспитатель его убирает).

- Диме стульчика не хватило. Я тебе его верну, и ты на него сядешь, но только тогда, когда выполнишь задание. Слушай внимательно.

1. - Какой одинаковый звук слышится в словах, которые я сейчас произнесу? (санки, коса, самолет, роса, косынка, ласточка, сумка). (Звук «с».)

- Придумай слова на этот звук (слон, суп, сахар).

(Игра повторяется).

2. Назови героев сказки «Теремок», имена, которые начинаются на звук «л’» (лиса, лягушка), «м’» (медведь), «м» (мышка).

(Игра повторяется).

3. В группе спрятаны различные предметы. Найди и выбери из них те, названия которых начинаются на звук «к» (карандаш, картошка, кукла, кружок, мяч, книга, кран, слоник, динозавр и др.). (Дети выбирают).

- Молодцы! А сейчас мы оденемся, построимся в пары и пойдём на прогулку с Мишкой.