Сотворчество детей и взрослых в проэктной деятельности детского сада.

Ильчук Инна Викторовна

Что такое проэкт? Проэкт-это пакет документов, обеспечивающих реализацию определенных планов, достижение поставленных планов, достижение поставленных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Сотворчество детей и взрослых в проектной деятельности в детском саду».

Показателями высокого профессионального уровня воспитателя и качества педагогического процесса являются владение и успешное применение новых технологий. Среди этих технологий- педагогика сотрудничества, использование метода проектов в работе с детьми.

Что такое проект?

Проект- это пакет документов, обеспечивающих реализацию определенных планов, достижение поставленных планов, достижение поставленной цели.

Метод проекта- это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом.

Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Типы проектов:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2.По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3.По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4.По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в  контакте с семьей, учреждениям культуры, общественными организациями (открытый проект).

5.По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, и фронтальный.

6.По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель-ребенок, ребенок-ребенок, дети-родители. Возможны совместно-взаимодействующие, совместно-индивидуальные, совместно-исследовательские формы деятельности.

Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?

На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей могут быть следующие:

  • помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей;
  • записывать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: индивидуальные, совместно-исследовательские формы деятельности. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими Чем больше идей, тем больше выбор.

Очень важна помощь родителей на следующем этапе – изучении необходимой литературы по теме проекта. Просмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить его или снять какие-то источники, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые посодействуют ребенку в передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания.

Работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и процесса. Дайте ребенку советы, помогающие ему скорректировать свою деятельность при выполнении следующего проекта. Обсудите с ним то, что он мог бы сделать без помощи родителей. Таким образом, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: консультирует, отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта.

Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по проекту – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь"

Цели проекта: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

Методика использования образовательных ситуаций в нравственном воспитании старших дошкольников посредством художественных образов детских литературных произведений.

Художественная литература активно воздействует на чувство и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка, приводят к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. При чтении книг ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.

Нравственное воспитание приобретает в художественном произведении живое содержание. Восприятие художественной литературы является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности, ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы участником. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития таких нравственных качеств как доброта, отзывчивость, справедливость, честность, скромность, чувство дружбы, товарищества, трудолюбия. В связи с этим особое внимание следует обратить на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей. Отбирая художественную литературу нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие на ребенка,  зависит прежде всего от художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Решая задачи нравственного воспитания средствами искусства, необходимо обратиться к классической русской и переводной литературе, к советской литературе и поэзии. Прежде всего  это произведения А. С. Пушкина, А. Н. Толстого, А. Фета, Ю. Тютчева и другие, из переводимых Р. Киплинга, братья Гримм, Г. Х. Андерсена. Произведения советских писателей: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, С. Михалков и другие.

Художественные произведения надо подбирать в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед педагогом. Например для формирования у детей представления о скромности, положительного к нему отношения и отрицательного - к хвастовству рассказать сказку «Заяц-хвастун», а произведение К. И. Чуковского «Айболит» воспитывает у детей доброжелательность, сочувствие, желание прийти на помощь тем, кто попал в беду, для воспитания патриотических чувств, гордости за историю своей страны -  произведение М. Лермонтова «Бородино».

Тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий позволит педагогу проводить работу по нравственному воспитанию целенаправленно и комплексно. Художественная литература способствует развитию чувств и представлений детей, но в отличии от взрослого, имеющего большой жизненный опыт, ребенок не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать правильную оценку – книга раскрывает перед ним много неизвестного и ему сложно разобраться во всем.

Беседы с детьми надо строить так, чтобы нравственные представления приобретали для ребенка определенное яркое, живое содержание. Готовясь к беседе, воспитатель должен продумать вопросы, которые он задает ребенку в связи с прочитанной книгой. Например сказка «Кукушка»: почему заболела женщина – мать четверых детей? Как отнеслись дети к ее просьбе и что вы думаете об этом? А как поступили бы вы? Беседуя с детьми о прочитанных произведениях важно, чтобы дошкольники как можно подробнее рассказали о главном герое и если они характеризуют его общими словами «хороший» или «плохой», то воспитатель должен выделить главное качество героя и обосновать оценку, или другой пример, сказка «Три поросенка». Кто вам нравится в сказке и почему? Что можно сказать о двух других братьях? Кто остался наказан и как? Чему учит сказка и какие пословицы можно применить к ее героям?

Пословицы и поговорки помогают углубить нравственный опыт детей, способствуют воспитанию трудолюбия, дружеских отношений друг к другу. Например: «Любишь кататься-люби и саночки возить», «Играть играй, а дело знай» и т. д., с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Таким образом, художественная литература способствует возникновению эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажей литературных произведений, к окружающим людям, к действительности, а это в свою очередь способствует нравственному воспитанию.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное и эстетическое значение, так как, расширяя знание ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

 

Использование игры для формирования первичных представлений детей о гендерной и семейной принадлежности.

В группах необходимо создавать специальные функциональные центры (зоны): центр речевого развития, игротека (центр интеллектуальных и математических  игр), центр ручного труда, центр экспериментирования, центр искусств, центр для режиссерских и ролевых игр учитывающие интересы девочек и мальчиков. Организация пространства жизнедеятельности детей предполагает соблюдение зонирования группового помещения, позволяющего заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Центр речевого развития может быть представлен дидактическими играми, наборами картинок, способствующими развитию речи мальчиков и девочек. Словарный запас у мальчиков достаточно широкий, но в активном словаре превалируют глаголы, междометия, то есть слова, передающие действия, поэтому мальчикам подбираются  сюжетные картинки о военных действиях, спасательных операциях, подвигах, спортивных соревнованиях, играх мальчиков. Речь девочек более эмоциональна, они склонны к предметно-оценочной речи, в которой преобладают существительные, прилагательные, отрицания, утверждения. Наборы сюжетных картинок и дидактических игр для девочек подбираются о природе, играх девочек, о нравственных действиях людей.

Литературно-театральный центр разделить на библиотеку для девочек и для мальчиков, также в центре представить книги, театры, интересные обоим полам.

Центр экспериментирования наполнить разнообразным материалом для исследований, не только в природе, но и с предметами неживой природы. Сюда чаще « заглядывают» мальчики, исследователи и экспериментаторы по своей природе. Девочек больше привлекают комнатные цветы и уход за ними, сбор гербариев, семян для зоны коллекции.

Центр искусств «интернационален» по видам искусств, но для самостоятельной продуктивной деятельности можно подобрать раскраски для девочек и для мальчиков. Мальчики чаще рисуют технику, военные действия, большие дома, улицы, их рисунки наполнены действием, движением, поэтому подбираются соответствующие шаблоны и трафареты. Девочки чаще рисуют людей, принцесс, себя, прорисовывают глазки, ротик и т. д. Цветовая гамма ярче, наборы цветных карандашей, мелков, красок имеют большее разнообразие оттенков.

Центр ручного труда разделить на мастерскую для мальчиков и центр рукоделия для девочек. На основании этих центров организовать кружки отдельно для мальчиков (например «Самоделкин» и для девочек «Волшебная иголочка»)

Центр творческих игр – наиболее важная часть предметно-развивающей среды, направленная на формирование полоролевых представлений и предпочтений детей, дающая возможность свободно взаимодействовать ребенку со сверстниками. В соответствии с поставленными задачами необходимо принципиально изменить подход к организации игровых зон для девочек и мальчиков.

Помещение группы можно разделить на два «царства» с помощью коврового покрытия. Так как все педагоги знают, что особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков надо уделить особое внимание. Материалы и оборудование, которыми пользуются девочки и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов-заместителей), расположить в группе по обоюдной договоренности. В каждой игровой зоне разместить коробки с атрибутами для самостоятельной и организации сюжетно-ролевых игр (у мальчиков – «Военные», «Моряки», «МЧС», «Водители» и т. д., у девочек- «Больница», «Магазин», «Ателье», «Салон красоты» и т. д.)

С мальчиками обсудить расположение крупного деревянного конструктора и игрушечного «автопарка». При этом у каждого мальчика должен быть свой персональный набор, за состояние которого ребенок несет личную ответственность. По окончании игры набор складывается и возвращается на то место, которое определено для «мужских» материалов.

С девочками также можно обсудить расстановку мебели в игровом уголке и договориться с ними о том, где в игровом уголке они будут хранить кукольные постельные принадлежности, одежду, посуду, и т. д. Разделение пространства группы на две зоны не говорит о том, что девочки и мальчики играют отдельно. Они также с удовольствием взаимодействуют друг с другом. Совместные сюжетно-ролевые игры способствуют обучению социальным ролям девочек и мальчиков и умению взаимодействовать друг с другом. Это такие игры как «Спасатели», «Салон сотовой связи», «Космическое путешествие» и другие. Чем старше дети , тем больше они нуждаются в полифункциональном материале, обслуживающем их разнообразные игровые замыслы. Предметная среда на каждом возрастном этапе отличается определенным набором игр и игрушек, отвечающим особенностям полоролевого развития мальчиков и девочек. В старшем возрасте девочки и мальчики объединяются для совместных игр, выполняя мужские и женские роли. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому мальчику и девочке найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, освоить правила мужского и женского поведения. Различные формы педагогического просвещения пап и мам приносят определенные плоды. Главный итог работы – каждый взрослый должен получить исчерпывающие ответы на вопросы « Как воспитывать сына? Дочь? Какую предметную среду для ребенка создать дома? Как правильно выбрать игрушку для ребенку?»