Педагог года 2022

Борисова Екатерина Владимировна

Когда я размышляю о смысле и значении профессии - воспитатель, я вспоминаю притчу.

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого о том, что он делает.

Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».

Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи».

А третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».

Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе - спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.

Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу и от «влюбленности в свое дело».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx14.42 КБ
Файл master_-klass.docx30.51 КБ
Файл nod.docx35.44 КБ
Microsoft Office document icon proekt_volshebnyy_plastilin.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс   «Воспитатель года - 2022»

BD21315_

Эссе «Моя педагогическая философия»

«Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце»

                                                                                                                        В.А Сухомлинский.

Никогда не знала ответа на вопрос «Почему вы выбрали профессию воспитателя?». Иногда мне кажется, что профессия выбрала меня. Слушая рассказы мамы, я вспоминаю свое детство, когда, будучи маленькой девочкой, приходила из детского сада и рассаживала мишек и кукол, показывала им книжки с цветными картинками, что-то объясняла, кормила, укладывала спать, одним словом – воспитывала, повторяла то, что видела и запоминала от своего воспитателя. Моя мама тоже работала воспитателем.

Сегодня воспитателем работаю и я и понимаю, насколько ответственную должность занимаю, ведь дети запоминают и повторяют то, чему их учат в детском саду.

Воспитание ребенка, его подготовка к взрослой жизни – совместная работа родителей, воспитателей и учителей. Не скрою, в юности передо мной стоял сложный выбор, кем быть: художником, учителем или воспитателем - мой выбор был сделан в пользу последнего, так как считаю, что всё заложенное нами в детях до школы, определяет всю их последующую жизнь. Базовые знания, полученные ребенком в детском саду, являются основой для всех последующих, которые помогут ему в приобретении и развитии новых знаний и умений. Так, выбрав путь воспитателя, я поставила перед собой чрезвычайно важную и сложную, но вместе с тем и интересную задачу, так как понимаю, что способна помочь детям и принести пользу обществу.

У каждого человека есть способности к определенному виду деятельности, поэтому изучение такого важного вопроса, как выбор жизненного пути, надо начинать с самого себя.

Когда я размышляю о смысле и значении профессии - воспитатель, я вспоминаю притчу.

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого о том, что он делает.

Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».

Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи».

А третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».

Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе - спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.

Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу и от «влюбленности в свое дело».

На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т.е. найти свое призвание.

Говорят, опыт приходит с годами. Полностью согласна с этим мнением. В детском саду я работаю десять лет. Не знаю, много это или мало. В своей работе я руководствуюсь правилами, без которых она не будет успешной: воспитание детей нужно осуществлять, ориентируясь на особенности их темперамента, характера, взглядов, вкусов, привычек, с учетом возраста и способностей, но самым главным - является уважение личности ребенка, его права быть самим собой. Ребенок - это самая главная ценность в моей деятельности!

К. Д. Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». А счастливого воспитателя сразу видно – он живёт в среде детей, понимает их потребности, налаживает контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает его, стойко переносит невзгоды беспокойной педагогической жизни.

Профессию воспитателя нельзя назвать лёгкой. Она требует от человека много душевных сил, терпения и энергии. И когда человек становится взрослым, то он обязательно вспоминает своего первого учителя или воспитателя. Ту, которая учила его, как правильно держать ложку в руках, здороваться, делиться игрушками и т. п. Чтобы работать с малышами — нужно жить их детской жизнью, фантазировать вместе с ними, заботиться об их здоровье. И только тогда в группе будет порядок, взаимопонимание и взаимоуважение. Для маленького ребенка все важно в детском саду: и уют в группе, и красота игрушек, и взгляд, и слово воспитателя, и сверстник.

Делая первые шаги в профессии, я испытывала страх перед детьми, постоянно задавая себе вопросы: «А правильно ли я сделала, правильно ли сказала?» За эти годы работы в детском саду многому научилась: принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе, а самое главное - бережнее относиться к детям. Воспитатель – это не просто педагог, а трудяга. Я нахожусь в постоянном поиске и не даю себе остановиться на достигнутом. Профессия воспитателя это постоянный поиск чего-то нового, это творческий подход, это новые открытия. Быть воспитателем, значит иметь терпение, сострадание, желание видеть детей - «своих детей». Ведь по сути, это дети, которые не являются родственниками, но про которых начинаешь говорить – «мои дети», радуешься достижениям каждого ребёнка, пусть небольшим, но его личным победам. Воспитатель должен уметь всё – играть, рисовать, клеить, мастерить, петь, танцевать и прочее… Чем больше воспитатель знает и умеет сам, тем проще, легче и интереснее ему будет общаться с детьми.

Все дети любят рисовать. Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. И я задумалась, что могу сделать я, чтобы рисование явилось источником хорошего настроения ребенка? Приносило бы детям только положительные эмоции? Как можно их раскрепостить, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге? И как можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков? Я нашла для себя очень много интересных идей и методик, которые применила в своей работе с детьми. «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста» - так звучит тема моего самообразования. Я твёрдо уверена, что проводимая мной работа с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов способствует формированию в детях уверенности в себе, в своих силах и способностях, позволяет не навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы, способствует сохранению непосредственности детского восприятия.

Я люблю свою интересную профессию и благодарю судьбу за возможность прожить детство многократно. Ведь вместе с воспитанниками я «расту», развиваюсь, проживаю самые счастливые годы! 

На свете разные профессии бывают,

Но лучше нашей не было и нет.

Ведь только воспитатель проживает

В чудесном детском мире много лет!

Борисова Екатерина Владимировна                                   НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение  «Детский сад «Морошка»

«Нейрографика - магия рисования для взрослых и детей»

Мастер-класс с педагогами

(нетрадиционная техника рисования)

                                                                                                              Воспитатель

Борисова Екатерина Владимировна

Высшая квалификационная категория

Спокойствие — не что иное, как надлежащий порядок в мыслях.

 Марк Аврелий

Цель: Снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Задачи:

- Познакомить педагогов с новым приемом саморегуляции – Нейрографика.

- Создать условия для развития рефлексивных способностей, умения осознавать свои чувства, своё психологическое и физическое состояние.

- Отработать навыки владения способами саморегуляции.

- Сплочение коллектива.

Материалы и оборудование: Бумага А4, цветные карандаши, цветные гелевые ручки, восковые мелки, фломастеры, маркеры, мольберт, интерактивная доска.

  1. Организационный момент

Ведущий. Думаю, у каждого из Вас бывают моменты, когда чувствуешь, что совсем нет настроения или у вас из головы, не выходит какая - то проблема. Уважаемые коллеги, поделитесь, как вы с этим справляетесь, что предпринимаете, чтобы выйти из этого состояния? Примерные ответы педагогов

Ведущий: Кто поделился своим мнением, прошу выйти и присесть за столы. (Участники присаживаются за столы)

            Ведущий: Соглашусь что, Ваши методы для Вас действенны, но я хочу познакомить Вас с простым и интересным способом саморегуляции.

  1. Вводная часть.

 «Нейрографика - магия рисования для взрослых и детей»

Что же такое нейрографика?

Слово «нейрографика» состоит из двух частей «нейро» и «графика».

«Нейро» – от греческого нерв. «Графика» – вид изобразительного искусства.

Нейрографика – это инструмент решения психологических задач графическим способом.

Основателем данной методики является Павел Михайлович Пискарев.

Это новейший метод работы с подсознанием через рисунок, который позволят с помощью простых геометрических фигур и линий выразить переживания, конфликты, найти решение острой проблемы и достичь позитивных целей.

 Нейрографика означает  рисовать мышлением, сознанием. 

  1. Основная часть.

Практическая часть.

После завершения теоретической части, работа с педагогами 

Ведущий: В «нейрографике» существует алгоритм, который состоит из 4 шагов. И так, я Вам продемонстрирую элементы алгоритма работы в данной технике.

Алгоритм:

1. Хаотический рисунок. Основными элементами нейрографики являются простые геометрические фигуры: это круг, квадрат, треугольник и линия. В начале лучше выбрать линию. Возьмите любой приглянувшийся маркер (ручку) в руку и положите перед собой лист. В это время мы максимально сосредотачиваемся на том, что нас беспокоит, затем вымещаем эмоции на бумагу (водите по бумаге карандашом 3-4 секунды). Линия не должна быть абсолютно прямой, так же, как и в природе нет прямых линий. Ваша рука нарисует все за вас.

2. Сглаживание углов. Рассмотрите ваш рисунок это ваши эмоции. На этом этапе надо найти в рисунке все острые углы и сгладить их, скруглить! Это самый расслабляющий, занимательный этап. Вы успокоились.

3. Выделить в рисунке главное. Теперь вы можете размышлять, фантазировать, мечтать, в рисунке можно дорисовать или выделить  более ярко важные фигуры (круги, квадраты, треугольники  и дополнительные линии). Найти в рисунке главную часть.

4. Цвет. Здесь все просто. Мы уже выбросили все плохое на бумагу, сгладили все углы, выделили главное, что еще мы можем сделать…добавить цвета конечно. Так мы превращаем наш негатив в позитив и получаем яркие, интересные картины.

Предлагаю Вам перейти к практической части нашего мастер - класса.

Практическая работа (музыкальный фон).

А теперь посмотрите на свои работы, какие фигуры преобладают в ваших рисунках?

Я назову значение основных фигур в «нейрографике»:

  • Круг – означает позитивное начало, целостность;
  • Квадрат - означает статус надежности и организации, уверенность;
  • Треугольник - означает движение вперед, динамику развития, целеустремленность,  включение в активность;
  • Нейрографическая линия - связь нейронов головного мозга между собой, формирование нейронных связей.

Ведущий: Уважаемые коллеги. Предлагаю выйти и показать свои работы. Посмотрите, как в  ваших работах в результате меняется внутреннее эмоциональное состояние. Чем же хороша нейрографика? В ней не требуется художественный талант и особая подготовка.

 «Вы многое можете изменить в своей жизни при помощи собственной руки и мозга!»

  1. Заключительная часть.

Рефлексия.

Уважаемые коллеги, Хотелось бы узнать Ваше мнение о проделанной Вами работе.

Если вам было интересно на нашем мастер-классе и вы нашли для себя здесь что-то новое - прошу отправить свой цветной карандаш к веселому смайлику, а если вы заскучали и данная информация не привлекла вас - карандаш отправляется к грустному смайлику. 

Спасибо Вам за ваше участие. Здоровья вам и удачи!

Борисова Екатерина Владимировна, НРМ ДОБУ «Детский сад «Морошка», п. Куть-Ях



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение  «Детский сад «Морошка»

«Создаем своими руками мультфильм «Полет в космос»

НОД в подготовительной группе по Нетрадиционной технике рисования

Образовательная область: Художественно  – эстетическое  развитие.

Интеграция  образовательных  областей:  познавательное, социально  –  коммуникативное, речевое и художественно  – эстетическое развитие.

Виды  детской  деятельности:  коммуникативная  (беседа),  продуктивная

(изготовление  продуктов  детского  творчества),  познавательно  -

исследовательская  (экспериментирование,  моделирование),  двигательная (физминутка).

Цель:
формирование творческих способностей у дошкольников посредством создания мультфильмов.
Задачи:
формировать у детей элементарное представление о создании мультипликационных фильмов, умение  соблюдать последовательность в процессе создания мультфильма;

развивать умение выражать свои мысли и обогащать словарный запас детей

развивать воображение и конструктивные способности детей;
закрепить навыки общения и коллективного творчества.

Словарная работа: 

Мультипликатор, мультстудия, художник,  оператор, озвучивание, монтаж, кадр, оживление,  запись.

Планируемые  результаты  развития  интегративных  качеств:  

дети имеют элементарное представление о создании мультипликационных фильмов,

соблюдают последовательность в процессе создания мультфильма;

дети выражают свои мысли с помощью предложений, используя языковые средства (чтобы, когда, потому что), активно используют слова: мультипликатор, мультстудия, художник,  оператор, озвучивание, монтаж, кадр, видеокамера, оживление, декорация, запись;

дети, используя воображение, создают образ по собственному замыслу;

дети проявляют умение договариваться друг с другом в процессе совместной деятельности;

Оборудование:

Проектор, аудиозапись «Космическая», столы, стулья, мольберт, телефон.

Демонстрационный материал: анимированный фон с изображением  по теме «Космос»

Раздаточный материал: фишки,  трафареты с изображением (планет, звезд, ракет, комет, космонавт и т.д), пластилин, доски для лепки, влажные, бумажные салфетки.

Ход занятия.

1.Вводная часть

Воспитатель: Здравствуйте. Меня зовут Екатерина Владимировна, я являюсь внештатным сотрудником телеканала «Карусель».

Видео звонок от редактора канала  «Карусель». (Звуковое сопровождение)

Здравствуйте, Екатерина Владимировна!

Воспитатель: Здравствуйте, Марья Ивановна!

Редактор: Все в редакции сбились с ног, разыскивая Вас! Закончился год науки и технологий, нам срочно нужна ваша помощь: первый канал и Роскосмос уже выпустили фильм «Вызов» о полете в космос. Срочно нужен материал о космосе для канала Карусель.

Воспитатель: Постараемся выполнить Ваше поручение, Марья Ивановна. (задумалась о решении задачи…) Ребята, а вы знаете, что это за канал Карусель?

Дети: Канал для детей, там показывают мультики, передачи.

Воспитатель: Правильно, это детский канал, где показывают мультфильмы и передачи для детей.

Воспитатель: А, что мы можем подготовить для детского телеканала?

Дети: мультфильм.

Воспитатель: Предлагаю нам самим создать мультфильм. Вы согласны?

(примерные ответы детей)

Воспитатель: Знаете ли вы, кто создаёт мультфильмы?

Дети: художник, мультипликатор, звукорежиссер.

Воспитатель: Верно, молодцы! Художники рисуют много картинок, чтобы показать движение персонажа или объекта. Затем операторы-мультипликаторы снимают это всё на видеокамеру или фотоаппарат и монтируют в студии, т. е. создают мультфильм. Звукорежиссер занимается записью звуков. А всем этим руководит режиссёр.

Воспитатель: Предлагаю вам  попробовать себя в роли Художники –мультипликаторы.

Воспитатель: Для этого нам нужно стать одной командой.

Воспитатель: Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, почувствуем энергию друг друга и произнесем такие слова: «Возьмемся за руки друзья, Мы команда хоть куда»

(Вместе встают по кругу, взявшись за руки).

Воспитатель: Вот теперь я чувствую, что у нас настоящая команда

Воспитатель:  Давайте вспомним, о чем редактор поручил подготовить материл?

Дети: он попросил материал о космосе.

Воспитатель: Как можно попасть в космос?

Дети: на ракете, на космическом корабле.

Воспитатель: Что можно увидеть в космосе?

Дети: Звезды, кометы, планеты и т.д.  

Воспитатель: Молодцы! вот у нас с вами и сюжет есть! Согласны?

Воспитатель: Давайте вместе придумаем название нашему мультфильму.

Возможные ответы детей

Воспитатель: Отличные идеи, давайте объединим ваши ответы и назовем наш мультфильм «Полет в космос». Согласны? Хочу отметить, что мультфильмы по способу создания бывают разные: если персонажи нарисованы - это какие мультфильмы, если персонажи куклы, то это кукольные, а если выполнены с помощью компьютерной графики- компьютерные. Сегодня предлагаю вам  сделать героев из пластилина, какой это мультфильм (ответы детей),  создать мультфильм в технике «пластилинография». Знакома ли вам, такая техника? (ответы детей)

2.Основная часть

Воспитатель: Сейчас нам нужно распределить всю нашу работу. В этом нам поможет модель космической капсулы. Вы знаете, что такое космическая капсула?

 (ответы детей)

Воспитатель: С помощью космической капсулы, космонавты возвращаются с космоса на землю.

Я подойду к каждому из вас, и вы выберете фишку из модели космической капсулы, пройдете за столы и  согласно вашей фишке найдете на столах шаблон с соответствующим изображением.  

Дети расходятся по рабочим местам, согласно фишкам.

Воспитатель к художникам-мультипликаторам: Посмотрите, у вас на столах есть шаблоны (героев и объектов космоса), которые нам нужно выполнить в технике пластилинография.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста на мольберт, я вам покажу, как нужно работать в технике пластилинография.  

Воспитатель показывает выполнение на примере огня на мольберте

Разминка для рук «Космос»

(Пальцы одной руки сжаты в кулак. Дети разжимают и сжимают пальцы)

Мы космический отряд,

Очень дружных пять ребят.

(Дети разгибают по очереди пальцы сжатые в кулак, начиная с большого.

Говоря про пятый палец, придерживают его другой рукой)

1 – Гагарин,

2 – Титов,

3 – Леонов,

4 – Комаров,

5-ый женщина, а не мужчина -

Терешкова Валентина!

(Дети соединяют ладони перед собой и поднимают их вверх, вытягивая руки)

В космический корабль сели. Да и в космос полетели!

Воспитатель: Вот теперь мы можем приступить к работе, думаю, у нас все получится!

Дети выполняют задание, воспитатель следит за правильным выполнением задания. Музыкальное сопровождение на экране анимация космоса

Воспитатель: теперь у нас есть все элементы для будущего мультфильма

Видеозвонок редактора студии Карусель: Екатерина Владимировна, как у вас дела? Что у вас с материалом? Воспитатель:  Все отлично Марья Ивановна, приближаемся к завершению! Редактор: Так делайте паузу. Отправляю Вам «физминутку»

(Физминутка) «Космическая»

Воспитатель: Продолжим нашу работу. Чтобы создать мультфильм нам нужно сделать много фотографий, где объекты меняют местоположение, а потом эти снимки мы отправим  в студию монтажа и записи. Возьмите свои работы и пройдите к столу с космическим фоном.

Объяснение

  1. На космическом фоне нам нужно разместить планеты. (дети размещают планеты)
  2. Затем поставим ракету – сделаем снимок ракеты 
  3. Теперь поставим космонавта, который будет двигаться к ракете-Снимок космонавта

      4. Представим, что космонавт в ракете. Под ракетой размещаем огонь, который означает, что ракета начинает полет (сначала огонь-1 кадр, далее без огня-кадр). И снова фотографируем, ракету будем поднимать все выше и выше и не забудем фотографировать каждое изменение.

5. Ракета пролетает мимо планет, затем мимо звезд и комет. Дети размещают звезды и кометы. Делаем снимок.

6. И ракета улетает – двигаем ее вверх и уводим ее из кадра. Как только она улетит, делаем последнее фото со звездами. (воспитатель делает снимки с помощью детей, смотрят результат на планшете)

  1. Заключительная часть

Воспитатель: И так мы с вами сделали много фотографий, а сейчас я их отправляю в студию монтажа и записи по эл.почте. Пока наш мультфильм монтируют, скажите, кем вы сегодня были, в роли кого?

Примерные ответы детей.

Воспитатель: Что создавали? (Ответы)

В какой технике создавали мультфильм? (Ответы)

Возникли ли у  вас трудности при создании  фильма? (Ответы)

Как думаете, у нас все получилось? (Ответы)

Видеозвонок редактора студии Карусель: Екатерина Владимировна, хочу сказать  Вам, что вышел отличный материал. Я предлагаю вместе с вашей командой посмотреть мультфильм «Полет в космос»

Воспитатель: Спасибо Мария Ивановна!

Просмотр мультфильма

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте по аплодируем друг другу У нас получился чудесный мультфильм для Канала «Карусель».

Воспитатель: Вам понравилась работа в команде? Я думаю, у нас получилась дружная команда и  так как вы были внештатными сотрудниками телеканала Карусель, я вам хочу вручить  бейджики от телеканала «Карусель» и пластилин. А еще, телеканал Карусель дарит вам флеш карту с мультфильмом, который вы создали сегодня своими руками! Вы его покажите ребятам в своей группе. Спасибо вам за помощь, мне очень понравилось с вами работать в команде, можно в будущем я к вам еще обращусь за помощью?

 

Борисова Екатерина Владимировна, НРМ ДОБУ «Детский сад «Морошка», п. Куть-Ях



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад «Морошка»

Проект по художественно – этетическому развитию

«Волшебный пластилин» (пластилинография)

Возрастной состав воспитанников: 5-6 лет

Продолжительность обучения 1 год

Автор - составитель: Воспитатель

Борисова Екатерина Владимировна

                                                                                 

Куть - Ях 2022 г.

Актуальность

 «Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии» заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность, посредством применения нетрадиционных техник рисования, является наиболее благоприятной для развития творческой активности.

Проблема формирования творчески активной личности, умеющей самостоятельно развивать свою способность творить, тем самым выделяя в своей жизни особые сферы свободы, ответственности и возможности созидания, остро стоит перед обществом. Активный человек – успешный человек, способный оказывать влияние на развитие окружающей среды, самого себя, своей деятельности, а, как следствие, своих способностей и возможностей. Воспитать творчески активную личность непросто, именно поэтому дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом для закладывания основ её формирования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11. 2013 г. Регистрационный N 30384.Приказ вступил в силу 01.01.2014 г.) особо подчеркивается необходимость развития разных видов активности детей. К целевым ориентирам стандарта относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, развитое воображение, и проявление творческих способностей в разных видах деятельности.

Таким образом, необходимость развития творческой активности детей в процессе дошкольного обучения сегодня бесспорна, поскольку именно в творческой среде формируется высококультурная личность и развивается человек, что способствует эффективности учебно-воспитательного процесса в целом.

Инновационный характер проекта

Новизна, оригинальность, нестандартность Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Цель и задачи, которые решались в рамках реализации проекта

Целью деятельности, является развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

  • Развитие творческой активность и самостоятельность детей в техники «пластилинография»
  • Умение находить новые способы для художественного изображения
  • Умение передавать в работе свои чувства в технике «Пластилинография» помощью различных средств выразительности.

Содержание проекта

Технология проведения: Работу по развитию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в пластилинографии необходимо начать с подбора методической литературы. Для этого можно использовать пособия «Пластилинография для малышей» (автор Г.Н.Давыдова), а также «Пластилиновая живопись» (автор Т.Н.Яковлева).

Мы рекомендуем осуществлять деятельность с использованием следующих методов и приёмов обучения:

  • предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира на прогулках и экскурсиях;
  • обыгрывание предметов;
  • анализ предмета с помощью осязательно-двигательного обследования;
  • словесное описание предмета;
  • узнавание предмета по словесному описанию и по незавершённому изображению.

Во многом результат работы детей зависит от их заинтересованности, поэтому необходимо стараться активизировать внимание детей, побудить их к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Для этого используются:

- дидактическая игра, которая является одним из основных видов деятельности детей;

- сюрпризный момент (в гости приходил любимый герой из сказки, кукла и др.);

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, тем, кто младше, им важно почувствовать себя значимыми;

- музыкальное сопровождение.

Процесс рисования пластилином сопровождается познавательными моментами, пробуждающими у детей интерес к теме рисования (загадки, стихи, сказки, рассказы, беседы), и паузами (физминутки, дидактические игры).

Кроме того, педагог должен живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображения.

Занятия организуются с учетом индивидуальных особенностей детей, в соответствии с уровнем сформированности их навыков пластилинографии (подбирались понятные и доступные для детей задания). В процессе обучения лепке используется полный показ всех приемов с сопутствующим объяснением. Работу можно проводить в виде подгрупповых занятий и как совместную деятельность взрослого с ребёнком (с детьми, которые совсем не владели техническими и изобразительными навыками), иногда используя частичное выполнение задания, например, дорисовывание изображения.

При обучении детей пластилинографии педагогу, на протяжении всей работы, следует обращать внимание дошкольников не только на технические аспекты процесса, но и на выразительную сторону данной деятельности. Иными словами, необходимо также учить детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовые сочетания в декоративном узоре, пластичность формы в лепке

Если ребенок нуждается в подсказке, и если ребенок настаивал на своем выборе, необходимо прислушайтесь к его доводам.  При этом необходимо направлять деятельность детей и руководить ею, а не заставлять ребенка.

Процесс развития творческой активности ребенка и та искусственная среда, которую мы создаем для него, находятся в постоянном взаимодействии. Решая задачу формирования творческой активности детей дошкольного возраста и опираясь на один из аспектов предлагаемого нами принципа организации среды, а именно открытость культуре, необходимо наполнять предметно - пространственную среду детского сада с точки зрения художественной литературы.

Особенности используемого материала:

Пластилин – мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму. Но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов:

- долго лежавший пластилин становится твёрдым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;

- в состав пластилина входят жировые компоненты, по этому на бумажной основе со временем появляются жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

  1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).
  2. При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило её деформации при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности.
  3. Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Так же возможно использование в качестве основы для работы пластиковых  поверхностей. Контуры в данном случае выполняют обычным фломастером, который так же без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок вдруг ошибся в изображении объекта. Если нет возможности покрыть основу скотчем, контур рисуется простым карандашом.
  4. Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность сделанной композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становится более прочным и сохраняет яркость, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
  5. На рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки водой с мылом.
  6. Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок.

На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать: пластилин соответствующего цвета, плотный картон, стека, доска для лепки, тканевая салфетка для рук

В работах Т.С. Комаровой выделяются следующие виды пластилинографии, которые в различной степени способствуют развитию творческой активности:

1. Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

2. Обратная пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная. 

3. Модульная пластилинография – изображение лепной картины с использованием различных элементов - валиков, шариков, дисков.

5. Контурная пластилинография – изображение предмета при помощи жгутиков.

6. Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины  с последовательным нанесением нескольких слоев. 

7. Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением (барельеф, горельеф, контррельеф).

Барелье́ф (фр.bas-relief —низкий рельеф) Барельеф— распространённый вид украшения архитектурных сооружений, разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более— рельеф называется горельефом (высокий рельеф). Картину можно сделать рельефной разными способами – формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, которые будут выступать на поверхности. Контррельеф (отлат.contra— против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Такой вид углубленного рельефа можно добиться при помощи валиков с нанесенным рисунком.

Проект разработан с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают: 

1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности. 

2. Принцип гуманистичности - индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Принцип деятельности - развитие творческой активности и мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип системности - решение поставленных задач в процессе работы.

Срок реализации проекта «Волшебный пластилин» - 1 год, одно занятие в неделю.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Этап № 1. Подготовительный

Задачи перед ребёнком:

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

Этап № 2. Основной

Задачи перед ребёнком:

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

Этап № 3. Итоговый

Задачи перед ребёнком:

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Ожидаемый результат:  развитие творческой активности и мелкой моторики путем нетрадиционной техники-пластилинографии.

Структура занятий.

1. Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика).

2. Основная часть: объяснение и практическая деятельность.

3. Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.

Перспективный план составлен с учетом возрастных физиологических, психологических познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Тема занятия

   Программное содержание

Оборудование и материалы

Сентябрь

1

«Астры»

Развивать творческую активность и интерес к рисованию пластилином.

Иллюстрации с изображением цветов Астр. Набор пластилина, доска для лепки, стека, салфетка для рук, плотный белый картон.

Октябрь

2

«Осенние деревья»

Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали - придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей

 плотный картон с фоном (верхняя часть голубого цвета, нижняя — желтого или коричневого цвета), размер А4, пластилин коричневого (черного) цвета, арбузные семечки.

Ноябрь

3

«Веселый клоун»

Учить выполнять изображение клоуна в нетрадиционной технике исполнения — пластилинографии.

Развивать чувство цвета.

плотный картон, размер А4, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрации о цирке, набор шляп, колпаков, набор обуви взрослого человека, несколько мячей, пуговицы, бусины.

Декабрь

4

«Снегурочка»

Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ. Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения - пластилинографию.

Плотный картон розового (сиреневого или лилового) цвета с силуэтом Снегурочки, размер А 4,

блёстки для украшения,

кукла Снегурочка для рассматривания,

стека, салфетка для рук.

Январь

5

«Зимний пейзаж»

Стимулировать интерес к экспериментированию в работе, развивать у детей творческую активность, чувство композиции, образное мышление и воображение.

плакат по теме зимний пейзаж, затонированный ватман, набор пластилина, стека, салфетки для рук. Музыкальное сопровождение Вивальди «Времена года».

Февраль

6

«Натюрморт из чайной посуды»

Развивать у детей чувство композиции, цвета — учить располагать элементы узора на

поверхности предмета.

Развивать творческую активность, художественно-эстетическое восприятие.

плотный картон синего цвета размером в половину альбомного листа, набор пластилина, стека, салфетка для рук,

посылка с чайником и чайной парой (чашка с блюдцем), баранки.

Март

7

«Подснежники для мамы»

Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей. Развивать творческую активность.

Плотный картон оранжевого (розового) цвета, размер - 15х20 см;

набор пластилина, стека,

доска для лепки, влажная салфетка для рук, иллюстрация с изображением подснежников.

Апрель

8

«Рыбки в аквариуме»

Создавать образ рыбки путем использования разнообразных способов лепки (раскатывание, сплющивание, скатывание, отщипывание). Развивать творческую активность.

Ватман с силуэтом аквариума тонированного  синего или голубого цвета с нарисованным контуром рыбок, набор пластилина, стека, салфетки для рук, картинки аквариумных рыб, схема выполнения работы, «аквариум» 

Май

9

«Веселые матрешки»

Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике — пластилинографии.

плотный картон желтого цвета с силуэтом матрешки, набор цветного пластилина, стека, салфетка, игрушка-матрешка, сундучок.

Итоговая выставка работ за год

Перспективный план работы с родителями

     Срок проведения

                     Мероприятия

1.

Октябрь

Оформление папки – передвижки

«Пластилинография – рисование пластилином».

Цель: Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования пластилинография.

2.

3.

Ноябрь

Консультация. «Роль пластилинографии в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Обогатить знания родителей о значение пластилинографии  в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Рекомендации «Важные секреты по работе с пластилином».

Цель. Дать родителям рекомендации о техники рисования пластилином с детьми дома.

4.

Декабрь

Конкурс «Новогодняя открытка».

Совместное с детьми изготовление новогодних открыток с использованием техники пластилинография.

Цель. Стимулировать желание родителей к совместной деятельности с детьми.

5.

6.

Январь

Мастер - класс «Рисование пластилином»

Цель. Продемонстрировать технику рисования и приемы работы с пластилином. Объяснить, что работа с пластилином развивает творческую активность.

Буклет «Пластилинография»

Цель: Познакомить родителей с видами пластилинографии.

7.

Февраль

 Ознакомление  с картотекой «Дидактические игры и игры с пластилином».

Цель. Познакомить родителей с разнообразием дидактических игр и игр по пластилинографии.

8.

Март

Консультация «Как правильно выбрать пластилин».

Цель. Познакомить родителей с видами пластилина и как правильно его выбрать.

9.

Апрель

Выставка работ детей и родителей

«Волшебная пластилинография».  

Цель. Стимулировать желание родителей к совместной деятельности с детьми.

Перспективный план работы с педагогами

    Срок поведения

                Мероприятия

1.

Октябрь

Консультация  «Пластилинография в работе педагога»

Цель. Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности пластилинография.

2.

Ноябрь

Выступление на педсовете. Доклад

 «Развитие творческой активности детей старшего и подготовительного возраста  посредством пластилинографии»

Цель раскрыть значение пластилинографии  в развитии детей творческой активности старшего дошкольного возраста»

3.

Декабрь

Мастер - класс  «Чудеса пластилинографии»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

4.

Январь

Консультация «Как разнообразить уголок художественного творчества в группах»

Цель. Проконсультировать педагогов, по созданию в группе условий для творческой активности детей, возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста.

5.

Февраль

Ознакомление  с картотекой «Дидактические игры и игры с пластилином».

Цель. Познакомить педагогов с разнообразием дидактических игр и игр по пластилинографии.

6.

Март

Делимся опытом. Открытое  НОД «Подснежники для мамы».

Цель. Дать представления педагогам об организации занятий, методах и приемах, используемых мною в работе с детьми над темой «Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в пластилинографии»

7.

Апрель

Оформление стенда работ педагогов совместно с детьми

«Пластилиновая сказка».

Диагностика развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста

Показатели

Критерии

Методики

Творческое мышление

1) Беглость (легкость, продуктивность) - этот фактор характеризует беглость творческого мышления.

2) Гибкость - фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению.

3) Оригинальность - фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и необычным употреблением элементов.

Тест-игра «Незаконченный

рисунок» Коломенский Я.Л. и Панько Е.А

Творческое воображение

1) Оригинальность - ответы детей и способ изображения предмета, отличающиеся своей не традиционностью;

2) Беглость - определяется способностью высказывать широкое многообразие идей и способов их воплощения;

3) Гибкость - определяется разнообразием идей, высказываемых и демонстрируемых в ходе испытания;

4) Вариативность - определяется умением предложить различные идеи в том или ином виде изобразительной деятельности и ситуации.

Тест  креативности «Эскизы» Е. Туник

Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла

- наличие оригинальных идей;

-  длительность и смысловая завершенность сюжета;

- сформированы умения задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия, изображенных на картинке ситуаций;

- может предложить оригинальные способы применения обычных предметов, строит предположения.

Тест  «Спрятанная форма» Е. Туник

Возможность использования представленного материала

Предложенный проект может быть использован в других образовательных организациях,  а так же в учреждениях дополнительного образования

Список литературы:

  1. Г.Н. Давыдова «Пластилинография» Издательство Скрипторий, 2003
  2. Г.Н. Давыдова «Пластилинография» Москва академия, 2008.
  3. Е. Шебельникова, Е. Каминская «Я леплю из пластилина» Издательство «ЛАДА, 2010»
  4. Т. В. Смирнова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятия пластилинографией» Издательство «Учитель, 2015»
  5. О.Ю. Тихомирова,  Г.Ф. Лебедева «Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Москва, «Мозаика – Синтез», 2011.