Методическая копилка

Мои методические наработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока информатики в 3  классе

Тема урока: Носители информации.

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.

Цель:

  •  познакомить учащихся с историей совершенствования носителей информации и показать роль носителей информации в жизни человека;
  • развитие умения работать в группе;
  • воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма.

Задачи.

  • раскрыть смысл понятия и расширить представление учащихся о носителях информации;
  • показать применение носителей информации и дать им краткие характеристики;
  • научить пользоваться понятием «носитель информации» при ответах на вопросы.

 

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь №1, мультимедийный проектор, демонстрационный компьютер, презентация к уроку, внешние носители информации, карточки с тестами для учащихся,  CD авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П.


Этапы урока

Ход урока

Организационный момент. Сообще-ние темы урока.

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке вы узнаете, как можно сохранить информацию.

Актуализация знаний

Учитель: Ребята, на прошлых уроках мы с вами познакомились с такими понятиями как: «Информация», «виды информации», «источники и приёмники информации». Давайте вспомним, что означает каждое из этих понятий. (Слайд 1,2)

Вопрос:  Что является источником данного вида информации? (Ответ: зрительная – картина, слуховая – будильник, вкусовая – пирог, обонятельная – цветок, осязательная – плюшевый мишка.)

Учитель: Молодцы!

Учитель: А теперь предлагаю вам ответить на вопросы теста,  результаты которого позволят выяснить, что вы запомнили, какие знания у вас сохранились в памяти, а какие нет. Не огорчайтесь, если вы чего-то не знаете. Оценка за это тестирование не выставляются, однако надо учесть ошибки и повторить то, что вы не знаете.

Тестирование по темам «Информация. Источники и приёмники информации» (Приложение 1)

Приложение 1

Информация. Источники и приемники. (3 класс)

Вариант 1

  1. Отметь  нужное

Приемником информации могут быть только живые существа

 Да     

 Нет

  1. Отметь  нужное.

С помощью зрительной информации мы распознаем:

             цвет

            запах

      громкость

            форму

  • температуру

3. Человек с закрытыми глазами не может воспринимать ____________________ информацию.

Информация. Источники и приемники (3 класс)

Вариант 2

  1. Отметь  нужное

Источником информации могут быть только живые существа

 Да     

 Нет

  1. Отметь  нужное.

С помощью звуковой информации мы распознаем:

             цвет

            запах

      громкость

            форму

  • температуру

3. Человек языком  воспринимает  ____________________ информацию.

Учитель: На примере теста вы увидели, что человеческая память не может хранить бесконечное количество информации, что-то забывается. У некоторых людей память лучше, у других хуже, но ни у кого нет безграничной и вечной памяти. Но человечество постоянно получает новые знания, изобретает новые устройства, машины и т.д. и, чтобы передать все свои знания следующим поколениям (детям, внукам, правнукам), требуется эти знания сохранить.

Изучение нового материала

Учитель: Сегодня у нас гость – Незнайка. Здравствуй, Незнайка!

Незнайка: Здравствуйте, ребята!

Учитель: Ты, почему такой грустный?

Незнайка: Меня Пилюлькин попросил узнать о породах собак, он хочет питомца завести. Я вчера весь вечер читал о них. А сегодня всё забыл.

Учитель: Ребята, помогите Незнайке. Расскажите, как можно надёжно сохранить информацию?  (Эвристическая беседа)

 (Дети после обсуждения приходят к выводу, что нужно название породы записать)

В своей памяти человек может хранить информацию о событиях, о своих чувствах и эмоциях, о различных фактах и пр. Благодаря тому что человек способен запоминать, он может решать задачи, рисовать, писать, читать, то есть обучаться, может выполнять разную работу.

Учитель: Скажите, ребята, все ли человек запоминает и хранит в своей памяти из того, что он видит, слышит, ощущает? (Ответ: Нет)

Учитель: Правильно.  Сегодня, выполняя тест, мы убедились, что далеко не всё сохраняется в памяти человека и чтобы сохранить информацию, ее надо на чём-то записать.

Тема сегодняшнего урока «Носители информации» (Слайд 3)

Хранение и передача информации всегда связаны с носителями информации. В древности для этого люди использовали камень, глиняные дощечки, папирус, бересту, пергамент. (Слайд 4)  В наше время подобные носители информации можно увидеть только в музеях. Позже люди создали много других носителей информации. Например, бумагу.

Учитель: Приведите примеры, какую информацию можно сохранить (записать, напечатать) на бумаге?

Учитель: Можно сказать, что бумага является носителем информации. То есть, если мы записали или напечатали на бумаге сообщение, то оно будет долго храниться, его можно передать другому человеку (если он умеет читать).

Учитель: Бумага — очень древний и удобный носитель информации: она легкая, занимает мало места, ее можно свернуть, листы бумаги можно сшить в книгу. Все, что записано или напечатано на бумаге, может понять только человек. Другие живые существа на земле не могут читать и писать.

Существуют и другие носители информации: например, снег. На снегу можно оставить записи, следы. Однако их нельзя передать на расстояние и как только солнышко пригреет, и снег растает, исчезнет и сообщение на снегу. Носителем информации является воздух, если летящий в небе самолёт оставляет в нём след. (Слайд 5)

Бывают еще магнитные носители информации. Например, дискеты или жесткий магнитный диск, кассеты для записи и проигрывания речи и музыки в магнитофонах. Есть еще лазерные диски или компакт-диски. Они отличаются от бумаги тем, что человек непосредственно не может прочесть записанную на них информацию. Это можно сделать только с помощью соответствующих технических устройств (Слайд 6)

Вопрос: Какие еще носители информации встречаются вокруг нас? (Ответ: Ткань: надписи на майках, плакатах, сумках, шапочках и пр.) (Слайд 7)

Физкультминутка

Мы с вами хорошо потрудились и теперь давайте отдохнём. Повторяйте мои движения.

Руки в стороны и вверх.
Повторяем дружно.
Засиделся ученик –
Разминаться нужно.

(Руки к плечам, потом вверх, потом снова к плечам, потом в стороны и т.д.)

Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: НЕТ!

(Вращение головой в стороны.) (Слайд 8)

Энергично, как всегда,
Головой покажем: ДА!

(Подбородок прижать к груди, затем запрокинуть голову назад.)

Чтоб коленки не скрипели,
Чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко,
Поднимаемся легко.

(Приседания.) (Слайд 9)

Раз, два, три, чеканим шаг.

(Ходьба на месте.)

Подаёт учитель знак.
Это значит, что пора
За компьютер сесть. Ура!

(Дети садятся за столы.)(Слайд 10)

Самостоятельная работа

Учитель: А сейчас, ребята, вы с помощью заданий на компьютере проверите, всё ли вы запомнили из того, о чём мы говорили сегодня. Компьютерный практикум  урок №3 упражнение №4,5

(Оценить работу учащихся, которые хорошо справились с заданиями)

Учитель: А теперь вам предстоит самостоятельная работа. Открываем тетради. (Выполнение заданий в рабочей тетради)

Начинаем работу с №1 (соединить стрелками по образцу)

Первое задание сначала вы выполняете  самостоятельно, а затем мы проверим  вместе (один учащийся у доски при помощи маркера выполняет задание на презентации). (Слайд 11 )

Учитель: Молодцы, вы справились с этим заданием. А теперь поработаем в группах. У вас на столах лежат жетоны разного цвета. Те, у кого жетон красного цвета – первая группа, а вторая группа – те, у кого – зелёные.

 Выполняем задание № 2 (соединить стрелками по образцу):  первая группа выбирает носители, используемые в древности, вторая группа – носители, используемые в наше время. (Слайд 12 )

Подведем итог выполнения второго задания …

Итоговый результат: на этом этапе урока 1 место заняла команда …, 2 место - …

 Молодцы!

Домашнее задание

  1. Задание. Давайте пофантазируем и придумаем необычные носители информации. Например, рассмотрим воду. Ученые доказали, что вода может хранить информацию. Придумать историю о том, как вода может быть носителем информации.
  2. П. 4 (пересказ), стр 23 № 3,4
  3. Р.т. № 3, 4, 5 стр. 17-18 (Слайд 13)

Обобщение и подведение итогов, рефлексия

Ребята, что вы сегодня узнали на уроке? (Слайд 14):

  • Носителем информации можно назвать то, что содержит специально или случайно оставленные следы или записи с целью хранения или передачи информации
  • Носители информации помогают человеку хранить и передавать информацию.

Обратите внимание, у вас на столах смайлики с разным выражением лица. Сейчас каждый подойдёт к доске и приклеит свой смайлик: если вам понравился урок – смайлик с улыбкой, если вы что-то не поняли  -смайлик – грустный.

Спасибо вам за урок, молодцы! (Слайд 15)



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

факультатива по информатике и ИКТ

«Графика и мультимедиа»

6 класс

  1. Введение…………………………………………………………..…
  2. Пояснительная записка…………………………………………..…
  3. Условия реализации программы……………………………….….
  4. Ожидаемые результаты…………………………………………...
  5. Учебно-тематический план…………………………………….….
  6. Содержание программы……………………………………………
  7. Методическое обеспечение …………………………………….…
  8. Список необходимого оборудования ………………………….…
  9. Список источников информации для учителя………..……….…
  10. Список источников информации для учеников ….……………...


Введение.

В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Феномен внедрения информационных технологий в преподавательскую деятельность является предметом пристального внимания и обсуждения ученых, методистов, педагогов–практиков. Необходимо отметить, что информационные технологии всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса и в «докомпьютерную эпоху». Это, прежде всего, связано с тем фактом, что процесс обучения является информационным процессом. Но только с появлением возможности использования компьютеров в образовательном процессе сам термин «информационные технологии» приобрел новое звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением ПК. Таким образом, появление компьютера в образовательной среде явилось своего рода каталогизатором тех тенденций, которые открыли информационную суть процесса обучения.

В педагогической деятельности среди информационных технологий особое место занимают так называемые мультимедийные технологии.

Все чаще возникает потребность в самопрезентации, защиты своей творческой деятельности,  наглядного представления  информации для окружающих.

Бесспорно, что мультимедийные технологии обогащают процесс обучения и воспитания, позволяют сделать  процесс более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

 Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно–образовательное телевидение, но у этой области наглядности отсутствует аспект, связанный с интерактивностью. Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Тем более довольно много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день.


Пояснительная записка.

Предмет информатика изучается в нашей школе учащимися со 2 по 11 класс. Количество часов в учебной программе отводимое для изучения мультимедиа не достаточно, поэтому мною был разработан данный курс.

В современном мире умение представить себя и свою работу очень важно, поэтому программа данного факультатива отражает потребности учащихся в обучении создания мультимедиа объектов, которые могут успешно быть использованы на различных уроках как дополнительный материал.

Главная задача мультимедиа-презентации – удивить слушателя, заинтересовать его, вызвать нужную эмоцию и донести главные мысли до слушателя.

Решение задачи предполагает:

  • помощь в постановке целей презентации;
  • проработку плана презентации, её логической схемы;
  • стилевое решение презентации;
  • дизайн слайдов презентации;
  • создание анимационных и видео-роликов;
  • озвучивание презентации;
  • динамическую подгрузку данных;
  • сборку презентации.

Программа называется «Графика и мультимедиа», потому что это мир огромных возможностей.  При использовании мультимедиа технологий можно создать настоящее художественное произведение.

Программа имеет практическую направленность.

Цель:

  1. Более углубленное изучение и раскрытие особенно важных элементов программы по информатике.
  2. Формирование  у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.

Задачи:

Образовательные:

  1. Научить учащихся создавать обрабатывать информацию с использованием  мультимедиа технологий
  2. Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность
  3. Развитие мотивации к сбору информации.
  4. Научить учащихся пользованию Интернетом

Воспитательные:

  1. Формирование потребности в саморазвитии
  2. Формирование активной жизненной позиции
  3. Развитие культуры общения

Развивающие:

  1. Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
  2. Развитие чувства прекрасного

Данная программа рассчитана на 1 год обучения детей 12-13 лет

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 34 часа.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.

Наиболее удачная форма организации труда – коллективное выполнение работы.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки – презентации, защита работ, выступление перед зрителями, среди которых родители, бабушки, дедушки ребят. В  конце обучения – конкурс самопрезентаций, защита творческих работ с использованием мультимедиа технологий, защита  проектов, выставка работ учащихся, опрос.

Условия для реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Наличие индивидуальных  компьютеров для возможности индивидуальной работы каждого ученика.
  2. Программа PowerPoint, Мovie Maker
  3. Возможность выхода в Интернет.
  4. На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.

Программа построена на принципах:

Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
         Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
          Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

            Кабинет информатики, в котором проводятся занятия факультатива, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.
Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности

Ожидаемые результаты.

Дети, освоив  все правила использования мультимедиа технологий, способны составить компьютерную презентацию любой сложности, слайд-фильм, по выбранной теме создать и защитить проект.

К концу курса учащиеся должны:

Знать:

  1. Интерфейс MS PowerPoint  .
  2. Настройки эффектов анимации.
  3. Правила вставки рисунка, диаграммы, графика, звука..
  4. Как создается слайд-фильм.
  5. Что такое проектная деятельность
  6. Этапы разработки проекта

Уметь:

  1. Создавать мультимедиа  презентацию, слайд-фильм.
  2. Определить  тему для создания проекта.
  3. Выполнить проект по выбранной теме исследования.
  4. Подготовить доклад для защиты проекта.
  5. Проанализировать  свою работу. Выделять успешные  и неудачные моменты

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Общее колич. уч часов

В том числе

Теорет

Практ

1

Вводное занятие. Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint, Open Office Impress. Заполнение слайдов

2

1

1

2

Конструктор слайдов. Настройка эффектов анимации. Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылки. Демонстрация

презентации

2

1

1

3

Создание самопрезентации. (презентации о самом себе).

2

1

1

4

Демонстрация самопрезентации

2

-

2

5

Теория создания слайд фильмов. Создание слайд фильма «Мультфильм».

6

2

4

6

Конкурс слайд фильмов.

2

-

2

7

Проектная деятельность учащихся .

2

2

-

8

Определение темы, уточнение целей исходного положения. Выбор рабочей группы.

1

1

-

9

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

4

2

2

10

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта.

5

-

5

11

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.

3

-

3

12

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели

2

-

2

13

Заключительное занятие.

1

1

-

Итого:

34

11

23

Содержание программы.

1.Вводное занятие.

Теоретическая часть. Необходимость умения в современном мире создавать презентацию. Самопрезентация, как один из этапов множества конкурсов.

Практическая часть. Просмотр  самопрезентаций учащихся- победителей конкурсов «Ученик года», «Золушка»; самопрезентаций учителей- победителей конкурса «Учитель года», «Самый классный классный».

Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint. .Заполнение слайдов

Теоретическая часть.  Запуск  программы. Ознакомление  с правилами заполнения слайдов.

Практическая часть. Фронтальная  практическая работа: знакомство с окном программы MS PowerPoint. Использование изученных правил на практике

2.Конструктор слайдов. Настройка эффектов анимации.

Теоретическая часть. Использование  конструктора слайдов для создания презентации.  Изучение  правил настройки эффектов анимации.

Практическая часть.  Применение изученного материала на практике.

Применение изученного материала на практике.

Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылки. Демонстрацияпрезентации.

Теоретическая часть. Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылок  при создании презентации. Демонстрация презентации.

Практическая часть. Применение  изученного материала на практике.

3.Создание самопрезентации. (презентации о самом себе).

Практическая часть. Научить использовать сканер для перевода информации в цифровой вид. Составление презентации о себе  по изученным правилам

4.Демонстрация самопрезентации.

Практическая часть.  Демонстрация  созданных презентаций для родителей. Конкурс презентаций. Опрос по итогам 1 года.

5.Теория создания слайд фильмов.

Теоретическая часть.  Объяснение  материала по созданию слайд фильмов на примере создания слайд фильма «Мультфильм».

Практическая часть. Применение  изученного материала на практике.

Создание слайд фильма «Мультфильм».

Практическая часть.  Создание  слайд фильмов «Мультфильм» в группах (3- 4 чел.): выбор темы, сбор информации, создание слайд фильма.

6. Конкурс слайд фильмов.

Практическая часть.  Создание  жюри из родителей учащихся. Просмотр всех созданных слайд фильмов. Выбор лучшего.

7. Проектная деятельность учащихся на уроках

Теоретическая часть. Проектная деятельность – способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта (продукта труда).

8.Определение темы, уточнение целей исходного положения. Выбор рабочей группы.

Теоретическая часть.  Планирование результата при решении той или иной практической задачи

Практическая часть. Выбор темы  проекта.

9.Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Теоретическая часть. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов.

Практическая часть.  Анализ проблемы. Определение  источников информации.

10.Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта.

Практическая часть. Сбор информации для разработки проекта. Выполнение проекта.

11.Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.

Практическая часть. Работа над проектом. Поджготовка доклада. Защита проекта.

12.Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели.

Практическая часть. Рефлексия.  Анализ своей работы.  Анализ достижения поставленной цели.

13.Заключительное занятие.

Теоретическая часть.  Подведение  итогов работы факультатива за год. Разгадывание  кроссвордов по теме «Компьютерные презентации»

Список необходимого оборудования.

  1. Кабинет, оснащенный по всем требованиям безопасности и охраны труда.
  2. Столы   - 8 шт.
  3. Стулья   - 16 шт.
  4. Компьютеры   ( лучше ноутбуки)  – 8 шт.
  5. Сканер.
  6. Принтер.
  7. Колонки.
  8. Мультимедиа проектор.
  9. Экран.
  10. Микрофон.
  11. Модем.
  12. Цифровой фотоаппарат.
  13. Цифровая видеокамера.
  14. Дисковые накопители.


Список источников информации  для учителя.

  1. Александр Глебко «Компьютер сводит с ума». http://www.medmedia.ru/printarticle.html
  2. А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
  3. О.П.Окопелов «Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве». // Информатика и образование, 2001. №3
  4. Кирмайер Г. Мультимедиа. — М.: Малип, 1994.
  5. Учебник (руководство) по  html  скачан с айта www.instructing.ru
  6. Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint скачан с  сайта www.instructing.ru
  7. Дмитрий Лазарев Презентация: Лучше один раз увидеть! — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2009. — С. 142.
  8. Дуг Лоу Microsoft Office PowerPoint 2007 для "чайников" -  Microsoft Office PowerPoint 2007 For Dummies. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 288.
  9. Из  опыта  работы по формированию информационной  среды образовательного учреждения//Информационные технологии в образовании (ИТО-2002):
  10. Материалы ХII Международной конференции – М., 2002 – ч.IV, с.212-213.
  11. Организация проектной деятельности школьников  в рамках школьного научного общества по информатике//Российская школа и Интернет: Материалы II Всероссийской конференции. – С.-Петербург, 2002 – с.55-56.
  12. Проектно-исследовательская  деятельность  школьников  с  использованием ИКТ//Информационные технологии в образовании (ИТО-2003): Материалы
  13. Виват,  мультимедиа!//Цифровая школьная  четверть. Материалы Международного педагогического мастер-класса программы Intel «Обучение для будущего». г.Пушкин, 2003 – с.46-47

Сайты в помощь учителю информатики:

  1. www.klyaksa.net
  2. www.metod-kopilka.ru
  3. www.pedsovet.org
  4. www.uroki.net
  5. www.intel.ru

Список источников информации для учеников.

  1. Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint.
  2. Учебник (руководство) по  html.
  3. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003.-М.: ОЛМА-ПРЕСС,2003.-920 с.:ил.
  4. Денисов А. Интернет:самоучитель.- СПб.:Питер, 2000.
  5. Денисов А. Microsoft Internet Explorer 5 : справочник.- СПб.:Питер, 2000.
  6. Шафран Э. Создание web-страницЖ Самоучитель.- СПб.:Питер, 2000.

Календарно-тематическое планирование

6 КЛАСС

Б – беседа, Л – лекция, П – практикум. ЗТР – защита творческих работ

п/п

Наименование разделов и тем

Форма занятия

Методические пособия

Дата

1

Вводное занятие.

Б

П

Самопрезентации   учащихся- победителей конкурсов «Ученик года», «Золушка»; самопрезентации учителей- победителей конкурса «Учитель года», «Самый классный классный».

2-5

Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint. Заполнение слайдов. Конструктор слайдов. Настройка эффектов анимации

Л,

П

Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint.

6-9

Знакомство с интерфейсом MS OpenOffice Impress. Заполнение слайдов. Конструктор слайдов. Настройка эффектов анимации

Л

П

Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint.

10-12

Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылки. Демонстрация

презентации.

Л

П

Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint.

13-14

Создание самопрезентации. (презентации о самом себе).

П

Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint.

15-16

Демонстрация самопрезентации

ЗТР

Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint.

17

Теория создания слайд фильмов.

Л

П

Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint.

18-21

Создание слайд фильма «Мультфильм»

П

Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint.

22-23

Конкурс слайд фильмов.

ЗТР

Кроссворды по теме «Компьютерная презентация».

24

Проектная деятельность учащихся на уроках

Лекция.

Проектно-исследовательская  деятельность  школьников  с  использованием ИКТ//Информационные технологии в образовании (ИТО-2003): Материалы

25

Определение темы, уточнение целей исходного положения. Выбор рабочей группы.

Л

П

26-27

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

.

Л

П

Источники информации по выбранной проблеме

28

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта.

Практикум

Источники информации по выбранной проблеме

29-30

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.

Практикум

31

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели

Практикум

Источники информации по выбранной проблеме

32-33

Рассказ о понимании проекта, о выбранном пути её решения. Демонстрация результата продукта работы над проектом

Практикум

34

Заключительное занятие

Б



Предварительный просмотр:

Программа краткосрочного курса

«Компьютерная графика»

 «Компьютерная графика»

Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность.

Б. Шоу

Курс «Компьютерная графика» рассчитан на 10 учебных занятий для группы учащихся 6 классов в количестве 10-12 человек. Способ формирования учебной группы – желание учащихся.

Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера. Диапазон применения компьютерной графики весьма широк.

“Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, - гласит народная пословица. Применение графики не только увеличивает скорость восприятия информации учащимися и повышает уровень ее понимания,  но и способствует развитию таких важных  качеств, как интуиция, творческое образное мышление, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной, художественной и других видах деятельности.

Учитывая выше сказанное, считаем актуальным на сегодняшний день ведение курса “Компьютерная графика” для учащихся 6 классов. Дети этого возраста в основном уравновешены, им свойственно открытое и доверчивое отношение к взрослым. Они ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Однако постепенно особую роль в их жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем отношения. В  этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики.

Цели курса "Компьютерная графика"

  1. Создание условий для формирования у учащихся регулятивных и коммуникативных учебных действий.
  2. Освоение учащимися умений/навыков работы с растровым изображением.

Средством достижения целей является  изучение возможностей популярного растрового редактора Adobe PhotoShop. Умение работать с изображениями в растровом графическом редакторе позволит учащимся осуществлять помощь учителям при создании демонстрационных материалов по другим общеобразовательным предметам, что повлечет за собой усиление межпредметных связей. Готовые работы можно будет использовать в качестве сюрпризов, поздравительных открыток для друзей и родственников.

Задачи:

  1. Научить:
  • выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов;
  • редактировать фотографии с использованием средств художественного оформления;
  • создавать коллаж.
  1. Способствовать формированию:
  • навыков самоорганизации;
  • умения искать информацию и использовать её в планируемой деятельности;
  • умения точно интерпретировать и детализировать вопрос;
  • умения обсуждать с одноклассниками содержание работы.

Основой проведения занятий является практическая деятельность,  обеспечивающая системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения нового знания и позволяют проводить разноуровневое обучение. Содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы доступные и интересные всем учащимся.

Любые действия по обработке графических изображений в растровом редакторе Adobe PhotoShop сводятся к умениям выделять фрагмент изображения и работе со слоями изображения. Поэтому именно этот материал рассматривается в рамках разработанного курса.

Способы организации деятельности. На каждом занятии создаются условия для организации продуктивной мыслительной деятельности учащихся. Одна из задач для младшего подростка – выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно, планировать своё время, правильно его распределять, извлекать информацию и пользоваться её. Для развития этих умений на первых занятиях второго и третьего микромодулей перед учащимися ставится учебная задача, предлагается набор заданий, графические файлы и пошаговая инструкция с описанием способов действий для достижения требуемого результата. Необходимость работы с инструкцией способствует развитию умения работать с текстом и использовать полученную информацию при планировании своей деятельности. Возможность обратиться к инструкции учащиеся имеют на протяжении всего курса.

Задания, предлагаемые на занятии, интересны и по силам любому ученику, что помогает адекватно оценить себя, не занизив уровень самооценки. А разработанные инструкции позволяют каждому учащемуся продвигаться в индивидуальном темпе.

Несмотря на то, что каждый ученик выполняет задание индивидуально, во время работы они могут обсуждать способы выполнения заданий и полученные результаты между собой.  Так развиваются коммуникативные навыки, умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации, знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения.

Учитель выступает в роли консультанта, к которому можно обраться за помощью, но в рамках одного занятия не более 5 раз. Дело в том, что дети в этом возрасте задают огромное количество лишних, несодержательных вопросов. Ограничение количества вопросов, с которыми можно обратиться к учителю, ставит ученика перед необходимостью задумываться над грамотной формулировкой вопроса. Таким образом развивается умение задавать вопрос по существу. Фиксируется каждое обращение к учителю с помощью выдаваемых в начале каждого занятия пяти фишек.

Так как программная оболочка, установленная в кабинете информатики англоязычная, во время работы закрепляется навык  чтения слов на английском языке.

Особенности мониторинга образовательного процесса и его результатов.

Результативность каждого занятия фиксируется как учителем, так и каждым учащимся. Для учителя предлагаем вести лист контроля по каждому микромодулю, оценивая по 10 бальной системе качество выполненных работ, активность на занятии и культуру поведения. (Приложение 1)

Для учеников - маршрутные листы по каждому микромодулю, регулярное заполнение которых позволит отследить качество выполнения заданий, и поможет учителю выстроить работу в дальнейшем.

Таблица 1. Маршрутный лист ученика.

Номер задания

Пункты задания

Самооценка

(по 10 бальной системе)

Оценка учителя

(по 10 бальной системе)

1

3

Инструкция по заполнению: используя условные обозначения, заполните маршрутный лист.

+ данный пункт задания выполнил самостоятельно;

* при выполнении пункта испытывал затруднения, поэтому воспользовался инструкцией;

? обращался за помощью к одноклассникам или преподавателю;

Содержание курса «Компьютерная графика»

Таблица 2. Содержание курса.

С о д е р ж а н и е

Кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Практические занятия по растровой графике

10

Рабочее окно Adobe Photoshop

1

Работа с выделенными областями

4

Работа со слоями

4

Монтаж фотографий

1

Итого

10

Количество времени на изучение материала и выполнении заданий может варьировать в зависимости от темпа деятельности учащихся. Переходить к изучению следующей темы необходимо после того, как каждый ребёнок предоставит готовый продукт, т. е. выполненный набор заданий. В конце изучения курса, используя собственный набор изображений (фотографии из семейного архива, Интернета), учащиеся создают коллаж, на выбранную тематику:

  • поздравительная открытка,
  • дружеский шарж,
  • дидактическое пособие для ученика в любой предметной области и т. д.

Результаты изучения курса. На первом занятии курса предлагаем провести анкетирование учащихся с целью выявления умений работать в растровом редакторе Adobe PhotoShop. Чтобы проследить положительную динамику, эту же анкету необходимо заполнить   на последнем занятии курса.

Примерные вопросы для анкеты:

Умения

До изучения курса

После изучения курса

Умение найти интересующую информацию

Не владею

Неуверенно владею

Уверенно владею

Не

владею

Неуверенно владею

Уверенно владею

Умение организовывать свою деятельность по инструкции

Умение использовать набор инструментов для выделения фрагмента рисунка в растровом редакторе Adobe PhotoShop

Умение перемещать изображение с одного на другой слой

Умение создавать коллаж

Таблица 3. Анкета для учащихся.

Образовательные результаты. В результате изучения курса учащиеся имеют возможность сформировать умения:

  • планировать свою деятельность,
  • искать информацию и использовать её в планируемой деятельности,
  • формулировать содержательные вопросы,
  • вступать в коммуникации по поводу обсуждения содержания работы.

Кроме этого ученики приобретут предметные умения и навыки. По изучении данного курса учащиеся должны будут знать:

  • особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
  • назначение и функции  графического редактора Adobe PhotoShop.

В результате освоения практической части курса учащиеся должны будут уметь редактировать изображения в программе Adobe PhotoShop, а именно:

  • выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов;
  • редактировать фотографии с использованием средств художественного оформления;
  • создавать коллаж.

Критерии оценивания результатов. Для оценивания результативности проведённого курса предлагаем следующие параметры:

  • количество выполненных заданий учащимися;
  • качество выполненных работ;
  • познавательный интерес;
  • отсутствие конфликтных ситуаций между участниками группы.

Курс можно считать результативным в том случае, если выбранным параметрам соответствуют следующие критерии:

количество выполненных заданий учащимися

качество выполненных работ

проявление познавательного интереса

отсутствие конфликтных ситуаций между участниками группы

70%

80%

не менее 85%

50%

Учебно-дидактическое обеспечение курса:

  • пошаговые инструкции для учащихся;
  • набор заданий для практической работы;
  • графические файлы.

При знакомстве с пакетом растровой графики Adobe PhotoShop используются практические задания из практикума Л.Залоговой.

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  1. Наличие 12 компьютеров  для возможности индивидуальной работы каждого ученика.
  2. Программа Adobe PhotoShop.
  3. Методические пособия, дидактические материалы.

Кабинет, в котором проводятся занятия курса, должен соответствовать требованиям материального и программного обеспечения, и оборудован согласно правилам пожарной безопасности.

Литература

  1. Залогова Л.А, Компьютерная графика. Практикум / Л.А.Залогова. – 2-е изд. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. – 320 с.: ил.
  2. А. Тайц, PhotoShop 7.0, «Питер», Санкт-Петербург, 2003


Приложение 1

Лист контроля для учителя

ФИ ученика

Работа с выделенными областями

Работа со слоями

Монтаж фотографий

1

2

3

4

5

4

5

6

7

8

9

10

Актив-

ность на уроке

Культура поведения

1

2

3

Актив-ность на уроке

Культура поведения

1

2

3

Актив-ность на уроке

Культура поведения



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 

ТЕМА УРОКА: АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА.

«Информатика» 6 класс,

Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.

Задачи:

  1. Образовательные: обеспечить усвоение понятий алгоритм, исполнитель, свойства алгоритма, дать представление об основных алгоритмических структурах умения составлять простейшие блок-схемы алгоритмов.
  2. Развивающие: способствовать  развитию алгоритмического мышления,  внимательности, информационной культуры
  3. Воспитательные: формировать способность к самостоятельной работе, самоконтролю и правильной организации рабочего времени,  содействовать профориентации учеников.

Оборудование: компьютеры,  мультимедийный проектор.

Продолжительность проведения: 40 мин.

Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная, групповая.

Тип урока Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний

Ход занятия    

1.Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня, мы начнём изучать самую интересную и важную тему курса информатики «АЛГОРИТМ». (Демонстрация презентации, 1 слайд)

2.Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний.

Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

Что такое алгоритм?

Для чего нужны алгоритмы?

Какими свойствами обладают алгоритмы?

Кто такой исполнитель? (слайд 2)

Возникающие вопросы фиксируются на доске.

В конце урока вы ответите на них.

Учитель: Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.д. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, вы хорошо знаете, как заварить чай. Но допустим, нам надо научить этому младшего брата или сестру. Значит, нам придется четко указать действия и порядок их выполнения.

Что это будут за действия и какой их порядок?  

Учащиеся составляют правило заваривания чая.

  1. Вскипятить воду.
  2. Окатить заварочный чайник кипятком.
  3. Засыпать заварку в чайник.
  4. Залить кипятком.
  5. Закрыть крышечкой.
  6. Накрыть полотенцем.

Давайте проверим, (слайд 3)

Другими словами мы составили алгоритм. Теперь давайте попробуем дать определение алгоритма. Как вы думаете, что называется алгоритмом?

Алгоритм - это конечная последовательность  действий, направленных на получение из исходных данных результата, записанная с помощью  точных и понятных исполнителю команд

 (слайд4)

Мой помощник, ваш одноклассник,  подготовил историческую справку о происхождении слова «алгоритм»,  для этого он  использовал – учебник, справочники, интернет-ресурсы.

Ученик. Историческая справка. Происхождение слова «АЛГОРИТМ»

Пример выступления. Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления.

В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время  слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики. (Демонстрация презентации,5 слайд)

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Итак, алгоритм - это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд.

  1. Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является исполнителями алгоритмов?
  2. Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает?» Обмен мнениями в группах.  

Учитель: Исполнитель – человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды. (Демонстрация презентации 6 слайд)

Любая задача может быть успешно решена только тогда, когда она чётко описана. Из приведённого списка задач выберите те, которые сформулированы чётко:

  • Сосчитайте число окон в своём доме.
  • Сосчитайте звёзды на небе.
  • Дайте подробное описание дороги от двери своего дома до школы (пешком, на автобусе или другом транспорте).
  • Иди туда, не знаю куда.

      Принеси то, не знаю что.

(Демонстрация презентации  6 слайд)

Учитель: Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм. Рассмотрим следующие примеры. (слайд 7)

Алгоритм открывания двери:

  1. Достать ключ из кармана.
  2. Вставить ключ в замочную скважину.
  3. Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.
  4. Вынуть ключ.

(слайд 8).

Алгоритм нахождения большего из 2 чисел А и В:

  1. Из числа А вычесть число В.
  2. Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.
  3. Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше.
  4. Если получился ноль, то сообщить, что числа равны.

(слайд 9).

Внимательно проанализируйте эти примеры. Что в них общего?

Итак, давайте обобщим, (слайд 10).

 Рассмотрим свойства алгоритмов (рассказ учителя с элементами беседы).

  • Результативность. Получение требуемого результата за конечное число шагов; это означает, что неправильный алгоритм, который не достигает цели, вообще не нужно считать алгоритмом.
  • Дискретность (пошаговость). Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как правило, выдаёт результат действия алгоритма.
  • Определённость. Означает, что действия, выполняемые на каждом шаге, однозначно и точно определены.
  • Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю.
  • Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на понятном языке и выполнимые исполнителем.
  • Массовость. Один тот же алгоритм может применяться для решения большого количества однотипных задач с различающимися условиями.

 (Демонстрация презентации    11-12 слайды)

Задача  (слайд 13)

Некий злоумышленник в качестве алгоритма получения кипятка предложил такую последовательность действий:

  1. Налить в чайник воду.
  2. Открыть кран газовой горелки.
  3. Поставить чайник на плиту.
  4. Ждать, пока вода закипит.
  5. Поднести спичку к горелке.
  6. Зажечь спичку.
  7. Выключить газ.

Измените, алгоритм таким образом, чтобы предотвратить несчастный случай.

Сравните свой ответ с правильным: (слайд 14)

  1. Налить в чайник воду.
  2. Зажечь спичку.
  3. Открыть кран газовой горелки.
  4. Поднести спичку к горелке.
  5. Поставить чайник на плиту.
  6. Ждать, пока вода закипит.
  7. Выключить газ.

Учитель:  Ребята, перед Вами формы записи алгоритмов (демонстрация форм записи алгоритмов).

1.Словесно-формульный

Например,  Составить алгоритм решения арифметического выражения  (23+34)*57/3

1 шаг 23+34=57

2 шаг 57*57=3249

3 шаг 3249/3=1083

2. С помощью алгоритмического языка

Например,  Составить алгоритм решения алгебраического выражения  x=2y+z

                    алг Выражение

                    арг y,z:цел

                    рез  x:цел

                    нач

                       x:=2*y

                       x:=x+z

                    кон

3. Таблицы

4.Блок-схемы, в которых для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры.

 

Начало и конец алгоритма

 

Описание ввода и вывода данных

 

Описание линейной последовательности команд

 

Обозначение условий в алгоритмических структурах «ветвление» и «выбор»

 

Объявление переменных или ввод комментариев

 (Демонстрация презентации, 15-16 слайды)

4.Этап закрепления знаний.

4.1. Самостоятельная  работа в группах по карточкам. Командир группы о результатах сообщает учителю.

Работа в группах.

Задание для 1 группы

 Старинная задача. Встречается в рукописях 8 века. Уже тогда интересовались алгоритмами!

Некий человек должен перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. Каждый раз он может перевезти либо волка, либо козу, либо капусту. На одном берегу нельзя оставить вместе козу и волка, а также козу и капусту. Составьте алгоритм переправы на другой берег.  

Задание для 2 группы

Два солдата перешли к реке, по которой на лодке катаются двое мальчиков. Как солдатам переправиться на другой берег, если лодка вмещает только одного солдата (либо двух мальчиков), а солдата и мальчика уже не вмещает?

 Учитель: Информационная переменка (физминутка). 

4.2. Индивидуальная работа:

Тест

1. Какой из документов является алгоритмом?

  1. Правила техники безопасности.
  2. Инструкция по получению денег в банкомате.
  3. Расписание уроков.
  4. Список класса.

2. Свойством алгоритма является:

  1. Возможность изменения последовательности выполнения команд
  2. Возможность выполнения алгоритма в обратной последовательности
  3. Массовость

3. Расчлененность алгоритма на отдельные элементарные действия – это

  1. Массовость
  2. Определенность
  3. Понятность
  4. Дискретность

4. Какое свойство алгоритма, требует, чтобы в алгоритме не было ошибок

  1. Определенность
  2. Дискретность
  3. Массовость
  4. Результативность

5. В каких случаях правильно заканчивается предложение: Алгоритм это 

  1. Последовательность действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов
  2. Указание на выполнение действий
  3. Программа в машинных кодах

6. Какова правильная последовательность следующих операций:

  1. Вывод результатов;
  2. Ввод исходных данных;
  3. Обработка исходных и промежуточных данных и получение результата

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Анализируем, на все ли вопросы были найдены ответы. Удалось ли решить поставленную задачу?

Какие вопросы вызвали затруднение?

Как ты оцениваешь свою работу?

Чему ты хочешь научиться на следующем уроке?

(Демонстрация презентации, 17 слайд).

6.Этап информации о домашнем задании.

Учитель: Запишите домашнее задание: 

1. «Информатика» 6 класс, Л. Босова, стр. 62-69 (обязательно).

2. По желанию можно приготовить творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас», используя разумные источники. Творческое сообщение обязательно будет оценено!

 (Демонстрация презентации, 18 слайд).

Спасибо за урок! До свидания, ребята.