Консультации для воспитателей

Ирина Викторовна Захаренко

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ         ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №25 «НЕЗАБУДКА»

140250, Московская область, г.о.  Воскресенск, г. Белоозёрский,

улица Молодёжная, дом 37. Телефон  8-496-44-5-12-83

ИНН/КПП 5005031040/500501001 ОКПО 53116961 ОГРН 1025000926763

E-mail: NEZABUDKAMDOU25@yandex.ru  сайт: https://vos-ds25-nezabudka.edumsko.ru/

Консультация для воспитателей:

Виды нарушения осанки и причины ее появления у детей дошкольного возраста

Подготовил:

инструктор по физической культуре

Захаренко И.В.

2020-2021 учебный год

Нарушения осанки чаще всего появляются в связи с увеличением или уменьшением естественных изгибов позвоночника.

Дефекты осанки условно можно разделить на следующие:

Нарушения осанки во фронтальной, сагиттальной плоскостях и в обеих плоскостях одновременно. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей.

Нарушение осанки в сагиттальной плоскости может быть связано как с увеличением одного или нескольких физиологических изгибов, так и с уменьшением их.

C:\Users\Воспитатель\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20030731_180310.jpg

Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника

Сутулость – нарушение осанки, в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. Сутулость чаще всего сочетается с крыловидными лопатками 1 и 2 степени, когда нижние углы или внутренние края лопаток отстают от грудной клетки. Живот выступает вперед.

Круглая спина (тотальный кифоз) – нарушения осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. Шейный отдел позвоночника у дошкольников бывает полностью кифирован. Ноги слегка согнуты. Угол наклона таза уменьшен. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы сведены вперед, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается  с крыловидными лопатками 2 степени. Живот выступает вперед.

Кругловогнутая спина – нарушение осанки, состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза увеличен, ягодицы выступают. Ноги выпрямлены или слегка согнуты в коленях. Передняя  брюшная стенка слишком растянута, живот выступает либо свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы выведены вперед, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Грудные мышцы сокращены, мышцы спины растянуты.

Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника

Плоская спина – нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, в первую очередь поясничного лордоза, и уменьшением угла наклона таза. Вследствие уменьшения грудного кифоза грудная клетка смещена вперед. Живот втянут. Лопатки часто крыловидны.  Это нарушение осанки наиболее резко снижает рессорную функцию позвоночника, что отрицательно сказывается на состояние центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию. У детей с плоской спиной ослаблены как мышцы спины, так и мышцы груди, живота. Они наиболее предрасположены к боковым искривлениям позвоночника.

Плосковогнутая спина – нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Угол наклона таза увеличен. Таз смещен несколько назад. Ноги могут быть слегка согнуты или слишком разогнуты в коленных суставах. Часто сочетается с крыловидными лопатками 1 степени. У детей с такими нарушениями осанки напряжены и укорочены разгибатели туловища в поясничном и грудном отделах, подвздошно-поясничные мышцы. Значительно ослаблены мышцы брюшного пресса и ягодиц.

Нарушения осанки во фронтальной плоскости заключаются в появлении изгиба позвоночника и называются колиотической или асимметричной осанкой, которая характеризуется асимметрией между правой и левой половинами туловища, проявляющейся в разной высоте надплечий, различном положении лопаток как по высоте, так и по отношению к позвоночнику и грудной клетке. Мышцы на одной половине туловища чуть больше сокращены, чем на другой. Линия остистых отростков позвоночника формирует дугу, обращенную вершиной вправо или влево. При потягивании головой вверх, подъеме рук, наклоне вперед и выполнение прочих приемов самокоррекция линии остистых отростков во фронтальной плоскости может выпрямиться.

C:\Users\Воспитатель\Documents\Panasonic\MFS\Scan\20030731_213639.jpg

Нарушения осанки могут привести к ряду заболеваний позвоночника, обозначаемыми в клинической практике по выраженности основного симптома:

Лордоз – искривление позвоночника  в сагиттальной плоскости, обращенное выпуклостью несколько вперед в поясничном отделе. При лордозе наблюдается кругловогнутая спина.

Характерный признак лордоза – отвисший живот. Мышцы брюшного пресса ослаблены и растянуты, что приводит к опущению органов брюшной полости. В методике лечебной физкультуры особое внимание уделяется упражнениям для укрепления мышц живота и растягивания мышц спины. При лордозе не рекомендуется длительно лежать на животе.

Кифоз – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости с образованием выпуклости, обращенной несколько назад. При резко выраженной сутулой спине позвоночник может быть искривлен на всем протяжении от поясничного до шейного отдела. При искривлении преимущественно верхнего грудного отдела кифоз носит название «круглая спина».

В результате заболевания заметно ухудшается подвижность ребер, грудной клетки в целом, следствием чего является нарушение рессорной функции позвоночника, что приводит к неблагоприятным изменениям функции дыхания и кровообращения.

При этой патологии, помимо соблюдения рационального режима статической нагрузки, соблюдения и закрепления правильной осанки, назначения массажа, используют физические упражнения, разгибающие корпус, укрепляющие мышцы спины, увеличивающие подвижность позвоночника в грудном отделе и «вытягивающие» его вверх (различные упражнения стоя на коленях, висы, упражнения лежа на животе и спине). Упражнения используются в сочетании с дыханием.

Сколиоз – одно из самых тяжелых последствий неправильной осанки – это боковое искривление позвоночника. Сколиоз поражает не только костную и мышечную ткани, но и деформирует и смещает внутренние органы: сердце, легкие, печень.

Сколиозы могут быть правосторонними и левосторонними. В зависимости от дуги искривления в отделах позвоночника сколиоз называют: грудным, поясничным, шейно-грудным. Сколиоз – тяжелое заболевание всего организма, и лечение его комплексными средствами ЛФК остается сложной проблемой.

При работе по профилактике и коррекции нарушений осанки у детей следует выявить и устранить причины их возникновения. Нарушение осанки и деформации позвоночника могут быть врожденными и приобретенными. Исследования врачей гигиенистов свидетельствуют о том, что врожденные нарушения позвоночника составляют 5-10% от общего числа. К ним относятся сращивание ребер, тел позвонков, клиновидные позвонки, расширение остистых отростков увеличение или уменьшение количества позвонков, недоразвитие ребер и увеличение их числа и др.

К приобретенным нарушениям позвоночника могут привести следующие причины:

  • Общее недостаточное развитие мускулатуры ребенка – неправильные позы, деформация связок, суставов, снижение опорных и рессорных свойств;
  • Неравномерное развитие мышц спины, живота, бедер, удерживающих позвоночник в правильном положении;
  • Уменьшение или увеличение угла наклона таза;
  • Продолжительная болезнь ребенка или частые заболевания, ослабляющие его организм;
  • Неудовлетворительный общий режим ребенка, недостаточный или чрезмерный пассивный отдых (отсутствие прогулок, что приводит к нарушению окислительных процессов, и ткани и клетки не получают питания), недостаточный сон;
  •  Неправильный режим питания;
  • Рахит – рахитический сколиоз грудного отдела позвоночника;
  • Заболевания, вызывающие неполные параличи и полные параличи мышц одной из сторон туловища;
  • Однообразные (однобокие) движения, отталкивание только одной ногой (езда на самокате), прыжки на одной ноге, игра в бадминтон одной рукой и т.п.
  • Разная дозировка в выполнении упражнений.

К дефектам позвоночника могут привести и плохие привычки, которые с раннего детства играют большую роль в образовании неправильной осанки:

- привычка стоять с опорой на одну ногу ( таз принимает косое положение, позвоночник изогнут в одну сторону);

- неправильная походка, с опущенной головой, свисающими плечами, согнутыми ногами и спиной, покачиваниями туловищем из стороны в сторону;

- переноска тяжести в одной руке;

- привычка неправильно сидеть за столом во время письма, чтения ( в том числе  из-за несоответствия размера мебели росту ребенка);

- привычка читать лежа, на боку;

- неправильная поза во время сна: лежание на одном боку, сгибание спины «калачиком», подтянутые к животу ноги. Проваливание туловища в мягкий матрац;

- некоторые виды спорта в раннем возрасте могут привести к искривлению позвоночника (езда на велосипеде, лыжные гонки);

- неправильная одежда и обувь (короткие подтяжки, высокие каблуки).

Профилактика нарушений и коррекция осанки должна включать, с одной стороны, широкое комплексное воздействие самых разнообразных упражнений на все группы мышц, с другой стороны – специфическое воздействие целенаправленно подобранных упражнений для компенсации нарушений определенного типа осанки.

Для обеспечения правильной осанки следует гармонично развивать силу различных мышечных групп, формировать умение напрягать и расслаблять мышцы в покое и в движении, дифференцировать мышечно-суставные ощущения по степени усилий распределять положение отдельных частей тела в пространстве, содействовать развитию гибкости (подвижности) суставов.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 23»

структурное подразделение дошкольные группы «Незабудка»

Российская Федерация, Московская область, городской округ Воскресенск,

г. Белоозёрский, улица Молодежная, здание 37, т. +8(496)44-51-283,                                          

е-mail: nezabudkamdou25@yandex.ru сайт: https://nezabudka-vos-licey-23.obrpro.ru/

Консультация для воспитателей:

Физическая культура в дошкольной организации как основа физического развития, здоровья и безопасности ребенка

Подготовил:

инструктор по физической культуре

Захаренко И.В.

2021-2022 учебный год

Одной из основных задач любого дошкольного образовательного учреждения является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», - писал В.А. Сухомлинский.

В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место, а так же подчёркивается важность создания условий, обеспечивающих физическое и психическое здоровье ребёнка.

Правительство Российской Федерации особую роль отводит укреплению здоровья взрослого населения и детей. Это регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании в РФ» (ст. 41), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

 Однако содержание физкультурно-оздоровительной работы, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по-прежнему оставляет желать лучшего. Основанием тому служит высокая заболеваемость детей, возрастает количество детей, страдающих ожирением. По данным медицинских прогнозов, 85% этих детей потенциально больные сердечнососудистыми заболеваниями, что соответствует сокращению жизни на 5-20 лет. Количество простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и незакалённостью. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие. Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.

Учение о здоровье человека имеет глобальное значение, а по своей практической значимости эта проблема считается одной из сложнейшей проблем современной науки. Тем не менее, как отмечают учёные, при всей важности понятия «здоровье» не так просто дать ему исчерпывающее определение, а их к настоящему времени в науке сложилось более 79 .

Всемирная организация здравоохранения трактует это понятие как «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, духовное и социальное благополучие». Но как бы не подходили учёные к определению понятия здоровья, основной их интерес сосредоточен на выявлении тех механизмов, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма, его надёжность как биологической системы. Таким образом к базовым критериям  здоровья относятся:

  • состояние сердечнососудистой системы;
  • состояние иммунной системы;
  • способность организма усваивать кислород воздуха;
  • психическое равновесие;
  • интерес к самому себе и самоконтроль.

Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребёнок ещё так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять своё здоровье.

Отношение ребёнка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено знание потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ). Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребёнком себя как человека и личность.

Отношение ребёнка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Поскольку это понятие достаточно сложно, то в младшем дошкольном возрасте дети не в состоянии овладеть им, даже на уровне общего представления. Дети в этом возрасте понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью ещё пока не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему  у маленького ребёнка практически не складывается.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, и у большинства отчётливо проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. В их понимании быть здоровым – значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, подавляющее большинство детей(78%) отвечают: нужно не простужаться, не есть мороженого, не мочить ноги и т.п. Из этих ответов следует, что дети в этом возрасте начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холод, дождь, сквозняк), а так же и от своих собственных действий (есть очень холодное мороженое, мочить ноги и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта отношение к здоровью существенно меняется. Дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчётливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действий (нельзя есть грязные фрукты, нельзя брать еду грязными руками), так и от внешней среды. При определённой воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены и  занятиями физической культурой. В этом возрасте дети начинают выделять и психические и социальные компоненты здоровья. Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остаётся достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нём, а также не осознании опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья.

Формированию умения с ранних лет заботится о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, мотивации к физическому совершенству, саморазвитию, адаптации к меняющимся социальным условиям способствует внедрение в практику дошкольного образования модели по воспитанию основ здорового образа жизни. Где особое внимание уделяется проведению закаливающих процедур и повседневной двигательной активности, психологическому комфорту в семье и детских образовательных учреждениях и многое другое.

Закаливающие процедуры должны быть включены во все физкультурные мероприятия. Предпочтительнее воздушные процедуры, поскольку они не требуют ни оборудования, ни дополнительных затрат, а эффективность их высока. К щадящим водным процедурам относятся ходьба по мокрым дорожкам с последующим растиранием стопы сухим полотенцем. К закаливающим процедурам относится и полоскание рта и горла водой комнатной температуры. Закаливающий комплекс в каждом дошкольном учреждении должен  разрабатываться медицинскими работниками, а основным его принципом должен быть принцип постепенного расширения зоны воздействия и увеличения времени воздействия.

При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физической культурой отношение детей к своему здоровью значительно меняется.

Одним из важнейших признаков здоровья - является физическое развитие ребенка. Сегодня считается, что  физическое развитие – это процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организации ребёнка и основанных на них психофизических качеств. В узком смысле показателями физического развития являются антропометрические данные и биометрические измерения. В широком смысле физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств и физических способностей.

Одним из условий успешного физического развития является физическая культура. Это положение нашло подтверждение в работах Джона Локка, Коменского Я.А., Аркина Е.А. Например, Каменский одним из первых предположил рассматривать теорию физического воспитания как составную часть теории нового воспитания, а её методику ввести в программы воспитания и принципы обучения детей дошкольного возраста [20, с.178].

В свою очередь Аркин  Е.А. разработал организационные основы обучения детей движениям – ввёл в работу дошкольных учреждений физкультурные занятия как основную форму обучения движениям (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание) при помощи подвижных игр.

Тимофеева Е.А. подчеркивала роль данных игр и обращала внимание на их воспитывающий характер в процессе обучения движениям и на их значение для формирования произвольного двигательного поведения детей. В процессе формирования такого поведения и воспитания двигательной культуры ребёнок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной активности, овладевает способами двигательной деятельности и опытом их реализации, а так же происходит развитие его эмоциональной сферы, двигательно-познавательных способностей, волевых качеств. Но деятельность по развитию движений нельзя сводить только  к формированию двигательных умений, навыков и развитию физических качеств: физическое воспитание заключает в себе неограниченные возможности для всестороннего развития ребёнка, а не только физического развития. Это одно  из различий между терминами «физическое развитие» и «физическое воспитание».

Таким образом, одним из важнейших признаков здоровья - является физическое развитие ребенка. А важным условием успешного физического развития является физическая культура и  систематическая двигательная активность.  Занятия физической культурой в ДОУ так же являются основой физического здоровья и безопасности ребенка.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка детский сад №25 «Незабудка»

140250, Московская область, Воскресенский район, п.г.т. Белоозёрский,

улица Молодёжная, дом 37. Телефон  8-496-44-51-283,

е-mail: NEZABUDKAMDOU25@yandex.ru

 Консультация для воспитателей

«Интеграция двигательной игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях».

Подготовил:

инструктор по физической культуре

Захаренко И.В.

2018-2019 у. г.

Недостаточное физическое  развитие накладывает негативный отпечаток на интеллектуальное развитие и наоборот. Особенно ярко это проявляется в дошкольном  возрасте, когда основным видом познавательной деятельности ребёнка является движение. Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.

Актуальность интеграции объясняется целым рядом причин:

1. Использование интегрированного подхода во время  образовательной деятельности  развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

2. Форма проведения образовательной деятельности нестандартна и интересна. Использование различных видов деятельности  поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, ощутимо повышает познавательный интерес, служит развитию воображения,  мышления, речи и памяти, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

4. За счет усиления меж предметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.

5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

Интеграция предполагает не просто суммарное объединение отдельных элементов, а их синтез и в результате получение системы, обладающей свойствами целостности. Интеграция строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщённых элементов. Физическая культура и развитие речи, физическая культура и экология, физическая культура и музыка, литература, иностранный язык и т. д.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, образовательной деятельности, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

Целесообразно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

Образовательная деятельность интегрированного характера вызывают интерес у детей, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

Интеграция направлений представлена следующим образом:

Интегрируя физическое воспитание и речевое развитие у детей активизируется фантазия, развиваются творческие способности в процессе двигательной деятельности, развиваются умения действовать в коллективе, создаётся эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься спортом, формируется правильное дыхание, развивается фонематический слух.

Интеграция физической культуры и познавательной деятельности. На таких занятиях улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных элементарных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.

На физкультурных занятиях дети встречаются и с математическими отношениями: необходимо сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, предлагая детям различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращать внимание на разные математические отношения, предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции

Интеграция физкультурных занятий и музыкальных создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок, музыка из мультфильмов и т.д.

Физическая культура и изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

Интегрированные физкультурные занятия и экологии имеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний может быть различным. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могут проводиться в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки.

Физическая культура перестает восприниматься как узкая дисциплина. Разнообразие двигательных действий позволяет расширить кругозор детей, помогает формировать целостную картину мира, что по большому счету и является главной целью познания. Интеграция помогает объединить   образовательные области, разные виды деятельности, формы и методы  в единое целое и выступает ведущим средством реализации поисково – исследовательской  деятельности с дошкольниками.

Реализация интеграции на практике будет успешной только при комплексном подходе к решению данной проблемы со стороны всего педагогического коллектива ДОУ, а также родителей воспитанников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ: лекции 1-3. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 80с.
  2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Технология оздоровления детей в детском саду. Новые стандарты. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 120с.
  3. Богина Т.И. Современные методы оздоровления дошкольников: метод. Рекомендации для работников образоват. учреждений. М.: МИПКРО, 2001. 68 с.
  4. Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008. – 159 с.
  5. Маханева М.Д. Программа оздоровления детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 3013. – 48 с. (Модули программы ДОУ).



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ         ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №25 «НЕЗАБУДКА»

140250, Московская область, Воскресенский район, п.г.т. Белоозёрский,

улица Молодёжная, дом 37. Телефон  8-496-44-5-12-83

ИНН/КПП 5005031040/500501001 ОКПО 53116961 ОГРН 1025000926763

E-mail: NEZABUDKAMDOU25@yandex.ru  сайт: https://vos-ds25-nezabudka.edumsko.ru/

Консультация для воспитателей:

Формирование мотивации  к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, педагогов и родителей

Подготовил:

Инструктор по физической культуре

Захаренко И.В.

2019-2020 учебный год

Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребёнок ещё так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять своё здоровье.

Отношение ребёнка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено знание потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ). Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребёнком себя как человека и личность.

Отношение ребёнка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Поскольку это понятие достаточно сложно, то в младшем дошкольном возрасте дети не в состоянии овладеть им, даже на уровне общего представления. Дети в этом возрасте понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью ещё пока не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему  у маленького ребёнка практически не складывается.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, и у большинства отчётливо проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. В их понимании быть здоровым – значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, подавляющее большинство детей (78%) отвечают: нужно не простужаться, не есть мороженого, не мочить ноги и т.п. Из этих ответов следует, что дети в этом возрасте начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холод, дождь, сквозняк), а так же и от своих собственных действий (есть очень холодное мороженое, мочить ноги и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта отношение к здоровью существенно меняется. Дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчётливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действий (нельзя есть грязные фрукты, нельзя брать еду грязными руками), так и от внешней среды. При определённой воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены и  занятиями физической культурой. В этом возрасте дети начинают выделять и психические и социальные компоненты здоровья. Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остаётся достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нём, а также не осознании опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья.

Формированию умения с ранних лет заботится о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, мотивации к физическому совершенству, саморазвитию, адаптации к меняющимся социальным условиям способствует внедрение в практику дошкольного образования модели по воспитанию основ здорового образа жизни.

Следует заметить: формы поведения, которым подражает ребёнок, определяются влиянием взрослых. Поэтому роль ДОУ, педагогов и родителей, обеспечивающих целенаправленное формирование культуры сохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких, является определяющей.

Существует три уровня решения задач целенаправленного приобщения детей к ценностям здорового образа жизни.

Первый уровень – ИНФОРМАЦИОННЫЙ, определяющий сформированностью знаний в области культуры здоровья, которая проявляется в соответствующих высказываниях и суждениях.

Второй уровень – ЛИЧНОСТНЫЙ, свидетельствующий о сформированности эмоционально положительного отношения ребёнка к содержанию занятий. Его показатели – интерес, положительные эмоции при выполнении заданий.

Третий уровень – ДЕЯТЕЛЬНЫЙ, характеризующий активную включенность ребёнка в деятельность по организации ЗОЖ.

Структурно процесс формирования ценного отношения к здоровью и потребности в здоровом образе жизни  можно представить следующим образом:

  1. Создание гигиенически организованной социальной среды обитания ребенка в ДОУ.
  2. Формирование знаний о ценности здоровья и способов его укрепления.
  3. Овладение системой понятий о своем организме и здоровом образе жизни.

Таким образом, педагогам ДОУ необходимо составить перечень привычек ЗОЖ, которые они гарантированно сумеют воспитать у детей за время их пребывания в детском саду. При этом необходимо провести анализ имеющихся привычек, как полезных, так и вредных. И в первую очередь избавлять детей от вредных. Система мер, которая на это будет избрана, должна согласовываться с родителями каждой возрастной группы.

Создавая гигиеническую среду обитания в детском саду, педагоги так же должны учитывать эффект задержанной обратной связи. Его суть заключается в том, что занятия физкультурой, оздоровительные мероприятия приносят ощутимый эффект не сразу

Основа предлагаемой технологии – занятия в форме путешествий, требующих знаний, умений и навыков, а также двигательных способностей.

Сюжетные занятия дают возможность использования упражнений различной направленности, позволяющих разносторонне воздействовать на организм и одновременно решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи(развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия; формировать навыки ЗОЖ).

В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ рекомендуется использовать как традиционных, так и специфических средств физической культуры. К традиционным относятся упражнения, составляющие базовое содержание программы по физкультуре. Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ. Поэтому с учётом анатомно-физиологических и психологических особенностей детей на занятиях рекомендуется использовать специальные игры и игровые упражнения. К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности – эстафеты и специальные игровые задания, такие, к примеру, как «Собери человека». Детям раздают силуэты человечков и силуэты частей скелета (грудная клетка, черепная коробка, позвоночный столб, кости таза). Их нужно правильно расположить. После этого педагог рассказывает детям, для чего нужны грудная клетка (если бы её не было, при падении на пол человек мог бы травмировать сердце или лёгкие, что потребовало бы долгого лечения), черепная коробка (нужна, чтобы беречь и защищать мозг), кости таза (защищают органы, которые расположены в животе). Если мышцы спины слабые, позвоночник начинает искривляться, не выдерживает больших нагрузок. Поэтому, чтобы вырасти здоровым, красивым и сильным, необходимо каждый день заниматься физкультурой.

Игры-путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Например, при изучении темы «Осенние радости» дети отправляются в путешествие по осеннему лесу. «Светит солнце (обычная ходьба с закрытыми зонтами), начался дождь (бег с открытыми зонтами), перепрыгиваем лужи (прыжки с открытыми зонтами), ветер дует в лицо (ходьба спиной вперёд, наклоны в сторону на каждый шаг)».

Игровой самомассаж – основа закаливания и оздоровления. Выполняя его, дети приходят обычно в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют также формированию у них сознательного стремления быть здоровым.

Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и пластики, включающей элементы йоги и упражнения на растягивание.

Пальчиковая гимнастика, служащая для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию.

Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

 В отличии от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые на предлагаемых занятиях, подчинены определённому сюжету. Например, на занятии «Лечим дыхательную систему» (дети спешат на помощь русалке), используются упражнения дыхательной гимнастики («Парус», «Волны шипят»), ОРУ («Рыбка», «Русалочка», «Медуза»), подвижные игры («Цунами», «Невод», «Водяной») и т.д. Использование имитации и подражания, образных сравнений, соответствуют психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию психических процессов, творчества, познавательной активности.

 Итак, основой методики проведения занятий по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность. Все упражнения, объединённые одним игровым сюжетом, быстро сменяют друг друга. Ребёнок быстро подражает действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни.

На сюжетных занятиях рекомендуется использовать стихи, загадки, песни, соответствующие сюжету. Например, перед путешествием к Морскому царю загадать загадку: «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала».

 Знания о здоровом образе жизни  следует давать в стихотворной, лёгкой для запоминания форме. При проведении занятий необходимо использовать положительную оценку, похвалу, поощрение. Педагог должен постоянно следить за тем, чтобы все дети были вовлечены в работу, не уставали и не отвлекались. Поэтому, каждое занятие должно включать процедуры, способствующие саморегуляции: упражнения на мышечную релаксацию, дыхательную и мимическую гимнастику (играет большую роль в формировании выразительной речи), попеременное или одновременное выполнение движений ногами и руками под любую текстовку. В каждом занятии помимо новой информации используется материал на закрепление уже изученного. Дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по многу раз, поэтому занятия с повторением знакомых сюжетов детям нравятся, а знания лучше запоминаются.

При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики рекомендуется  специальная музыка, тематически связанная с сюжетом. Музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы (крики чаек, голоса дельфинов, «пение» китов и д.р.) создают ощущение гармонии с окружающем миром, помогают расслабиться, снять стресс, почувствовать единство человека и природы.

Важнейшую роль в решении задач данной технологии играет семья, которая совместно с ДОУ  обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их  к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если её задачи не решаются совместно с семьёй.

Библиография:

  1. «Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ» В.Г. Алямовская Москва 2005г.
  2. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» Н.С. Галицина Москва 2008г.
  3. «Мой огранизм» С.А. Козлова Москва 2001г.
  4. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» Н.И. Крылова

Волгоград 2009г.

  1. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников» А.В. Дронь Санкт-Петербург 2011г.
  2. «Физкультурно-оздоровительная работа        детского сада в контексте новых федеральных требований» Москва 2011г.