Работа с родителями

План работы с родителями (законными представителями).

Консультация для родителей (законных представителей) "Что такое фонематический слух?"

Консультация для родителей (законных представителей)  "Игры для развития фонематического слуха"

Советы родителям (законным представителям)  по работе над правильным речевым дыханием.

Консультация для родителей (законных представителей)  "Развитие мелкой моторики".

Консультация для родителей (законных представителей0  "Использование игр на ориентировку в звуковом и буквенном составе слова".

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы с родителями старшей группы компенсирующей направленности

месяц

мероприятие

цели

Сентябрь

Родительское собрание

 Организационное

Анкетирование родителей

Индивидуальные беседы с мамами

- цели, задачи совместной работы, система логопедичес- кой работы с детьми;

- обсуждение организационных моментов работы;

- получение информации о

раннем развитии ребенка;

- получение информации об интересах, способностях детей, положительных и отрицатель -ных чертах характера.

Октябрь

Практикум для родителей:  «Общие артикуляционные упражнения»

Индивидуальные консультации:

«Причины речевых нарушений»

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»

Уголок логопеда:

1)«Как развивается речь ребенка»

2) «Как устроен речевой аппарат»

3)«Комплексы упражнений для развития органов артикуляции»

4)«Правила выполнения артикуляционных упражнений»

Повысить интерес к коррек -ционной работе детского сада.  

Познакомить с понятием «Ар -тикуляционная гимнастика».

Проведение индивидуальных и подгрупповых бесед и кон -сультаций с родителями о необходимости выполнения артикуляционной гимнастики.

Объяснить необходимость её проведения, дать рекомендации по выполнению в домашних условиях.

Ноябрь

Индивидуальные консультации:

«Ознакомление с пальчиковой гимнастикой»

Уголок логопеда: 

1.«Советы логопеда – рекоменда - ции  для родителей по развитию мелкой моторики у детей»

2.Пальчиковые игры,  игры с предметами»

Познакомить с понятием «Пальчиковая гимнастика».

Проведение индивидуальных  бесед и консультаций с роди -телями о необходимости выпол- нения пальчиковой гимнастики.

Декабрь

 Индивидуальные консультации:

«О правильном речевом дыхании».

Индивидуальные беседы о необходимости занятий с ребен -ком по заданиям и рекомендациям учителя- логопеда

Посещение родителями группо -вых, подгрупповых, индивидуаль- ных логопедических занятий

 

Уголок логопеда: 

«Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием»

Познакомить с особенностями работы логопеда, его методами и приемами.

Познакомить с понятием «речевое дыхание».

Консультации по работе  с индивидуальной тетрадью ребенка.

Январь

Индивидуальные консультации:

«Фонематический слух – основа правильной речи»

Посещение родителями подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий.

Родительское собрание

«Наши достижения»

Уголок логопеда:

«Игры для развития слухового внимания»

Познакомить с понятиями «Фонематическое восприятие», «Звуковой анализ и синтез»,

дать рекомендации по развитию фонематического слуха.

Воспитывать умение взаимодействовать (взрослый – ребенок)

Февраль

Индивидуальные консультации:

«Как начинать работу над звукопроизношением».

Индивидуальные беседы об автоматизации шипящих звуков и подготовке к открытому занятию «В гости к тете Кошке».

Уголок логопеда:

«Советы логопеда по автоматизации поставленных звуков в повседневной жизни».

Познакомить родителей с работой над звукопроизноше -нием.

Получение информации о том, какие звуки поставлены логопедом ребенку, на какой стадии идет автоматизация звуков.

Март

Индивидуальные консультации:

 «Мимические упражнения» (советы родителям)

Посещение родителями подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий

Уголок логопеда: 

«Советы родителям по проведению мимических упражнений с детьми»

Познакомить с комплексом мимических упражнений, объяснить необходимость его проведения, дать рекомендации по выполнению в домашних условиях.

Апрель

Индивидуальные консультации:

«Как учиться в повседневной жизни»

Посещение родителями подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий

Уголок логопеда:

«Речевые игры: что это такое и как в них играть?»

Повысить интерес к коррек -ционной работе детского сада .

Май

Отчетное родительское собрание «Итоги коррекционной работы»

Ознакомить родителей с результатами проведенной коррекционной работы за учебный год. Ответить на интересующие вопросы. Подвести итог совместной работы.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?

Фонематический слух – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» - «ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто произносимые слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Развитый речевой слух позволяет:

1. Правильно произносить звуки.

2. Четко произносить слова.

3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно).

4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка.

5. Успешно освоить письмо и чтение.



Предварительный просмотр:

Игры для развития фонематического слуха.

Узнавание неречевых звуков.

Игра «Молчанка»

Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки….

1. Послушать звуки за окном?

Что шумит? (деревья)

Что гудит? (машина)

Кто кричит? (мальчик)

Кто смеется? (девочка)

2. Внимательно послушайте и определите, какие звуки доносятся:

- из помещения соседней комнаты?

Игра «Найди игрушку»

Выбираем водящего, предлагаем закрыть глаза. Прячем игрушку (за штору, за спину ребенка, в шкаф) и предлагаем найти ее, ориентируясь на силу ударов в бубен (барабан). Если водящий подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка – барабан бьет громко, если удаляется – тихо. Сила звука должна меняться плавно – от сильного к среднему и тихому.

Игра «Найди колокольчик»

Водящий должен отгадать и показать, за спиной кого звенел колокольчик.

Игра «Что звенит?»

На столе выставляются предметы или звучащие игрушки.

Стакан (палочки, чтобы стучать по предмету)

Коробка со скрепками

Погремушка и т.д.

Манипулируя предметами, предложить ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем, прикрываем предметы ширмой, а ребенок определяет, что звенит или гремит.

Эту игру можно варьировать, увеличивать количество предметов (игрушек), заменяя их новыми, постепенно усложняя для детей задачу определения звуков.

Игра «Что ты слышишь?»

Познакомить детей со звуками, которые издают различные предметы:

- мяч, ударяясь о пол

- шарик, перекатываясь в стеклянной банке

- газета, если ее разрывать

- перелистывание книги

- резание ножницами и т.д.

Затем эти же действия, но в другой последовательности, взрослый производит за напольной ширмой.

Ребенок должен как можно полнее и точнее рассказать, что он слышит каждый раз.

Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

Игра «Кто сказал  мяу?»

Игрушечный котенок показывается ребенку, взрослый просит запомнить, послушать внимательно, как он мяукает, когда находится близко (громко), и когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а ребенок определяет, близко или далеко мяукает котенок. Затем сам  мяукает по сигналу взрослого: «близко», «далеко».

Игра «Кто, позвал?»

Ребенок узнает по голосу, кто его позвал, и подходит к нему.

Игра «Три медведя»

Перед детьми выставляются три медведя – большой, средний и маленький. Затем рассказывается детям сказка «Три медведя» - в сокращенном варианте.

Произносятся соответствующие реплики то:

Очень низким голосом;

Средним по высоте;

Высоким голосом.

Дети угадывают медведей.

- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

- Кто брал мою ложку и сдвинул ее с места?

- Кто трогал мою чашку и ел из нее суп?

- Кто ложился на мою постель и помял ее? И т.д.

Игра "Узнай по голосу".

Перед детьми выкладываются картинки с изображением домашних животных и их детенышей:

- коровы и теленка (му-му);

- козы и козленка (бе-бе);

- свиньи и поросенка (хрю-хрю);

- гуся и гусенка (га-га);

Кошки и котенка (мяу-мяу) и т д

Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Ребенок, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит и поднимает соответствующую картинку (например, коровы или теленка).

Дифференциация слов близких по звуковому составу

Игра "Правильно-неправильно".

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет:"Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.

Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т.д.

(вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные).

Затем взрослый показывает чистый лист бумаги и называет:

Бумага – пумага –тумага – пумака – бумака – гумага – бумага

 

Игра "Доскажи словечко".

Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка –

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его... (белка).

Ты не бойся - это гусь,

Я сама его... (боюсь).

Грязнулю всегда

Выручает... (вода).

В дом войти боится вол:

- Подо мной прогнется... (пол).

Свистнул чижик:

- Фью, фью, фью!

Я с утра росинки... (пью!)

Дифференциация слогов

Игра «Четвертый лишний»

Педагог произносит несколько слогов.

Дети определяют, что здесь лишнее.

на-но-на-на                 ма-ма-мо-ма

ка-ка-га-ка                  ти-ки-ти-ти

па-ба-па-па                 ва-ва-ву-ва

Чистоговорки.

Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко... (за).

Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).

Де-де-те - сядем в темно... (те).

Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

Дифференциация звуков.

Игра "Звук заблудился".

Дети должны отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла

Доски на гору везем,

По дороге вдоль села.

Будем строить новый ком (дом).

Сели в ложку (лодку) и - айда!

По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Формирование навыков элементарного звукового анализа.

Игра «Отхлопай свое имя»

Игра «Последний звук, отзовись!»

Взрослый называет слова, опуская последний  звук, например:

Тан…, пау…, вени…., потоло… и т д.

Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустили.

• Ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен. Если с этим заданием он справился легко, можно спросить, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова.

Землю роет старый к...от (крот),

Под землею он живет.

Нам темно. Мы просим папу

Нам включить по ярче ла...пу (лампу).

На арену вышли ...игры (тигры),

Мы от страха все притихли.



Предварительный просмотр:

Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является

хорошо поставленное речевое дыхание.

Для того чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат, тренировать не только язык, но дыхание и голос.

Техника выполнения упражнений:

• воздух набирать через нос;

• плечи не поднимать;

• выдох должен быть длительным и плавным;

• необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их

можно придерживать руками)

• нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может

привести к головокружению

Упражнения

«Чайник закипел», «Шторм в стакане».

В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные

упражнения.

В стакан с водой вставьте трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох- вода бурлит.

«Игрушки»

Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную воздушную струю.

«Кораблик»

Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик, чтобы он поплыл по

блюдечку с водой.

«Султанчик», «Сдуй ватку», «Забей гол».

Эти упражнения могут выполняться с высунутым и сложенным в трубочку языком, чтобы воздух проходил по середине языка. Дыхание остается прежним: вдыхаем через нос - выдох делаем через рот, не поднимая плеч.

«Снегопад».

Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что

такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

«Листопад».

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить

ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так,

чтобы они полетели.

«Бабочка»

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

«Футбол»

Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот.

Ребенок должен, загнать шарик в ворота.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Развитие мелкой моторики.

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения( например «Сорока – белобока кашку варила..»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во- первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и  стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию  движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

-Запускать пальцами мелкие волчки.

-Разминать пальцами пластилин, глину.

-Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

-Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).

-Делать мягкие кулачки, которые можно легко  разжать и в которые взрослый  может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

-Двумя пальцами руки(указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

-Показать отдельно только один палец - указательный, затем два(указательный и средний), далее три, четыре, пять.

- Показать отдельно только один палец – большой

-Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

-Махать в воздухе только пальцами.

-Кистями рук делать «фонарики»

-Хлопать в ладоши : тихо и громко, в разном темпе.

-Собирать все пальчики в  щепотку( пальцы собрались вместе- разбежались).

-Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

-Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец(получается колечко или спираль).

-Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

-Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

-Закручивать шурупы, гайки.

-Игры с конструктором.

-Складывание матрешек.

-Игра с вкладышами.

-Рисование в воздухе.

-Игры с песком, водой.

-Мять руками поролоновые шарики, губку.

-Шить, вязать на спицах.

-Рисовать, раскрашивать, штриховать.

-Резать ножницами.

-Рисовать различными материалами( ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)

К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов , не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Точность и ловкость движений пальцев приобретается  детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок- полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Важную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости.

Очень важной  частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается  ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти  игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

Пальчиковые гимнастики.

« КАПУСТА».

Мы капусту рубим,  -(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).

Мы морковку трем,-(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

Мы капусту солим,  - (имитируют посыпание соли из щепотки).

Мы капусту жмем.  -  (интенсивно сжимают и разжимают пальцы).

В кадку все утрамбовали,  -  (потирают кулак о кулак).

Сверху грузиком прижали.   -  ( ставят кулак на кулак).

«Компот»

Будем мы варить компот, - (левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем     правой руки «мешают»)

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. - (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ. - (опять «варят» и «мешают»).

«Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять, - (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. - (сжимают и разжимают кулачки)

Листья  березы, листья  рябины,

Листья  тополя, листья  осины,

Листья  дуба соберем, - (загибают пальчики, начиная с большого)

Маме осенний букет отнесем.-(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками).

Раз, два, три, четыре, пять, - (удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая- с большого пальца)

Вышел дождик погулять. -( беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить? -(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!» - (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько: - (часто и ритмично бьют в ладоши)

-Ох! - (один хлопок)

И ушел

Газон засох. - (ритмичные хлопки по столу).

Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

                                                                                       

Консультация для родителей «Игры для детей старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук»

«Развиваем руки - чтоб учиться».

Мелкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы, требующие специального развития. Развитие мелкой моторики ребенка-дошкольника является одной из основных задач, тем более, что с уровнем ее развития тесно связана речь. Говоря о степени подготовки ребенка к школе в первую очередь обращают внимание на развитие пальцев рук. Лепка, рисование, аппликация - это виды деятельности, способствующие развитию мелкой моторики.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги должны уделять внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки.

Задания должны приносить ребенку радость. Не допускать скуки и переутомления.

Чем же можно заниматься с детьми?

- рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, гуашью, углем и. д.) раскрашивать.

- резать ножницами.

- застегивать пуговицы, крючки, молнии.

- играть с конструктором, мозаикой, кубиками.

- нанизывать пуговицы, бусы на нитку.

- завязывать узлы на толстой веревке.

- разминать пальцами пластилин, глину.

- игры с вкладышами закручивать шурупы, гайки; игры с песком, водой.

Выкладывание букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по заданному образцу. Задание можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву образец и знакомит с ней ребенка. Затем ребенок копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова. Используйте для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, счетные палочки, толстые нитки.

Буквы из мозаики нравятся и заиньке,

И ежу, и мишке – вот они детишки.

Игры с пластилином. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Надо заинтересовать ребенка, показать все чудеса пластилинового мира, и детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. Во время игры с пластилином можно читать сказку. А ребенок будет творить наиболее понравившихся ему персонажей. Не сдерживайте фантазию ребенка - среди вылепленных им образцов могут оказаться существа из его собственного волшебного мира.

Кусочки пластилина катает наша Нина:

Шарики, колбаски, и оживают сказки.

Пальчики стараются, лепят, развиваются.

Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Покатаю я в руках бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки.

Игры с бумагой. Этот комплекс игр помогает ребенку узнать как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот готовые мячики для игры: их можно кидать в коробку или нарисованную мишень.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет и сам мастерить игрушки.

Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных игр. Например вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием о симметрии.

Строим дом многоэтажный из кубов и пирамид.

Не кирпичный дом, бумажный, он отлично.

Игры на кухне. И на кухне найдется дело для ловких пальчиков. Попросите ребенка помочь вам приготовить блюдо из теста, и ваш пирог украсится необычными узорами, созданными детскими руками и фантазией.

Мама пироги печет, Машенька не отстает,

Пальчики стараются, плюшки получаются.

Игры со счетныи палочками. В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки. Нехитрые задания помогут ребенку развивать внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами. Начинать советуем с простых геометрических фигур. В поцессе игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце из многоугольника и т. п. Пусть малыш проявит фантазию и сделает свою картинку.

В руке палочки держу, с ними я сейчас дружу.

Если есть в руках сноровка, то получится коровка.

Какой полезной для общего развития детского организма может стать игра в деревне, на дачном участке, малыш может помогать родителям в прополке грядок, сборе ягод, в уборке мелких камешков и палочек. Под присмотром взрослых, играя, ребенок не только развивает пальчики, но и приобретает весьма полезные навыки.

Зайка мало отдыхает, грядки полет, поливает.

Огород его хорош, сорняков в нем не найдешь.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются - пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные. Их можно проводить и в детском саду, и дома.

Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира, предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых активизируют моторику рук.

Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях влево, вправо, вверх, вниз и т. д.

Игра – «Дружба»

Дружат в нашей группе - девочки и мальчики, - (пальцы сжимают и разжимают)

С вами мы подружимся маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять, - (соединяют пальцы поочередно)

Начинай считать опять!

Игра «Компот»

Будем мы варить компот, фруктов нужно много – вот. - (левую ладошку держат ковшиком, правой мешают)

Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить, - (загибаем пальчики, начиная с большого)

Отожмем лимонный сок, слив положим и песок.

Варим, варим мы компот - (варим и мешаем)

Угостим честной народ.

Игра «Вышел дождик на прогулку»

Вышел дождик на прогулку. - (указательным и средним пальцами обеих рук «шагают по столу)

Он бежит по переулку.

Барабанит по окошку,

Напугал большую кошку - (загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку)

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал. - (трясут ладонями, будто отряхивая воду)

Дождик кончился. Устал. - (кладут ладони на стол)

                                                                                       учитель – логопед МАДОУ д/с № 7

                                                                                        комбинированного  вида  г. Малая

                                                                                        Вишера  Новгородской   области

                                                                                        Орлова Г. Ю.



Предварительный просмотр:

Использование игр

 на ориентировку в звуковом и буквенном

составе слова

В литературе о дошкольном воспитании опубликовано много разнообразных игр. Знание их, умение использовать в целях развития речи детей – вот задача воспитателей и логопедов. В данной консультации представлены игры, которые позволяют ребенку ориентироваться в звуковом и буквенном составе слова.

«Красный – зеленый»

Детям предлагается внимательно выслушать и определить, в каком слове есть заданный звук. Если в слове есть заданный звук, дети должны поднять зеленый кружок, если нет – поднимают красный кружок.

«Повторите за мной»

Просим детей повторить только те имена, которые начинаются с заданного звука, например Э: Алла, Уля, Эльза, Оля, Эмиль, Эля, Ася, Эдик, Ада, Эрик, Инна, Эльдар, Анна, Эдуард.

«Кто больше запомнит»

Педагог читает небольшой рассказ и просит детей внимательно слушать и запоминать слова, содержащие заданный звук. Побеждает тот, кто запомнит и повторит больше  слов.  

«Посчитай и скажи»

В небольшом стихотворном отрывке нужно посчитать, сколько раз встречается оговоренный звук. Например:

В данном отрывке найдите звук З (не путать с З`):

В звезде найдешь ты букву З

И в золоте и в розе,

В земле, алмазе, бирюзе,

В заре, зиме, в морозе.

               

«Где звук?»

Дети определяют место заданного звука в слове (начало, середина или конец) и отмечают его на полосках бумаги разделенных на три части яркими линиями с помощью фишек.

«Кто больше?»

Дети должны найти на картине как можно больше предметов, в названии которых есть заданный звук.  За каждое названное слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Игру можно проводить с мячом.

«Кто внимательней?»

Педагог показывает и называет картинки, в названии которых есть определенный звук. Дети должны назвать звук, который встречается во всех этих словах, затем вспомнить заданные слова, а потом придумать свои – на данный звук.

«Кто больше придумает слов?»

Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Можно усложнить задание, задавая место этого звука  в слове (начало, середина, конец слова).

«Найди место для своей картинки»

 Детям даются картинки, в названии которые встречаются схожие звуки, например: Ш и Ж. Им нужно разложить картинки на две кучки в зависимости от того, какой звук слышится в слове. Слова нужно подбирать так, чтобы произнесение соответствовало написанию.

 

«Подбери жильцов»

Детям предъявляются картинки (животные, птицы, насекомые) названия которых состоят из 1, 2, 3 слогов. С помощью отхлопывания дети определяют количество слогов в словах и подбирают для «жильцов» нужный домик (по числу окошек).

«Буква потерялась»

Дети должны определить пропущенный согласный звук в начале каждого слова, показать соответствующую букву:

Ш    Р     М     Н    Л    С

-апка, -акета, -ожницы, -амалет, -астока, -аска, -алат, -ужа, -укавица,

 -ука, -амокат, -арик, -камейка, -ожка, -ышка, -окоть, -ампочка, -кола.

«Прочти по первым буквам»

Из первых звуков в названиях каждых трех картинок составить односложное слово. Получившиеся слова записать печатными буквами. Например: собака, облако, молоток  - сом; шуба, утка, маска – шум; ножницы, осел, санки – нос.