Главные вкладки
ЭК 9 класс география Кеня Н.А 19-20
ЭК 9 класс география Кеня Н.А 19-20
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ek_9_klass_geografiya_kenya_n.a_19-20.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Антонины Ивановны Исаевой»
Рассмотрена на заседании МО Согласована: Утверждена:
Протокол № от 2019 г. Зам. Директор по УВР Директор__________/Линник И.А./
________/Коротаева Н.В./ Приказ № от 2019 г.
Рабочая программа
элективного курса по географии в 9 классе «Решение географических задач»
на 2019-2020 учебный год
количество часов в неделю - 1 час
методическое объединение учителей биологии, географии и химии
Предмет: география
Составитель: учитель географии
МБОУ «СОШ № 2 им. А.И. Исаевой»
Кеня Надежда Александровна
2019-2020 учебный год
г. Нефтеюганск
Пояснительная записка
Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ОГЭ (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов, практическим решением сложных задач).
Программа курса выстроена по логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора. Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа сложных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ – школьникам и учителям.30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к государственной итоговой аттестации).
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебных пособий С.Е. Дюкова, Э.М. Амбарцумова, В.В. Барабанов «ОГЭ 2020 География. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов», Москва «Национальное образование», 2020, В.В. Барабанов, А.А. Жеребцов «Типовые варианты экзаменационных заданий. 12 вариантов», Москва «Экзамен», 2020, А.Б. Этрель «ОГЭ-2020. География. 9 класс. 20 тренировочных вариантов по домоверсии 2020года», Ростов-на-Дону, 2019. Подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также и индивидуальных занятиях.
Цель курса: формирование представления о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности, подготовка учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми образовательными стандартами.
Задачи:
- повторить и обобщить знания по географии за курс основной общеобразовательной школы;
- систематизировать информационный материал по разделам;
- выработать умения пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся, достигнут следующих результатов:
- овладеют суммой базовых знаний и умений, научатся самостоятельно применять их на практике;
- овладеют общими универсальными приёмами и подходами к решению заданий КИМ;
- усвоят основные приёмы мыслительного поиска;
- научаться пользоваться контрольно-измерительными материалами;
- развитие коммуникативных навыков умения работать в группе.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю для подготовки учащихся 9 классов.
Требования к уровню подготовки учащихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по ГЕОГРАФИИ. Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на ОГЭ по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Знать / понимать:
- основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений Уметь:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
- описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию;
Содержание курса
Источники географической информации.
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.
Природа земли и человек
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов .
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные
Материки, океаны, народы и страны
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле .
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы
Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы
Природопользование и геоэкология
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования.
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
География России
Особенности географического положения России.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы.
Часовые зоны. Административно-территориальное устройство России
Природа России.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа .
Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны .
Природно-хозяйственные различия морей России.
Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.
Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность.
Население России . Численность, естественное движение населения.
Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения.
Направления и типы миграции.
Народы и основные религии России.
Городское и сельское население. Крупнейшие города
Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России.
Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.
География отраслей промышленности.
География сельского хозяйства.
География важнейших видов транспорта.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал
Россия в современном мире.
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение. Источники географической информации. | 7 |
2 | Природа земли и человек. | 8 |
3 | Материки, океаны, народы и страны | 4 |
4 | География России | 15 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование (1 час в неделю, всего 34 часа)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Форма проведения | Форма контроля | Дата | Корректи ровка | |||||
I.Введение. Источники географической информации (7 часов) | |||||||||||
I триместр | |||||||||||
1. | Введение. Особенности процедуры проведения ОГЭ. Нормативно-правовые документы, определяющие порядок проведения ОГЭ. | 1 | Теоретическое занятие: информирование учащихся по вопросам подготовки к ГИА. Знакомство с домоверсией. | 1 неделя | |||||||
2. | Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов. | 1 | Теоретическое занятие: работа по заполнению бланков. | Тренировочное занятие по заполнению бланков. | 2 неделя | ||||||
3. | Источники географической информации. План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 3 неделя | ||||||
4. | Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. | 1 | Практическое занятие: выполнение заданий из сборников КИМов. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 4 неделя | ||||||
5. | Отработка основных умений работать с географической картой и планом местности. Измерение по картам расстояний, направлений. | 1 | Практическое занятие: работа с географическими картами, выполнение заданий из сборников КИМов. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 5 неделя | ||||||
6. | Определение географических координат. | 1 | Практическое занятие: работа с географическими картами. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 6 неделя | ||||||
7. | Анализ плана местности, построение профиля местности по плану. | 1 | Практическое занятие: работа с топографическими картами, выполнение заданий из сборников КИМов. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 7 неделя | ||||||
II. Природа Земли и человек (8часов) | |||||||||||
8. | Природа земли и человек. Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 8 неделя | ||||||
9. | Земная кора и литосфера. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 9 неделя | ||||||
10. | Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 10 неделя | ||||||
11. | Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 11 неделя | ||||||
12. | Погода и климат. Изучение элементов погоды. | 1 | Практическое занятие: выполнение заданий из сборников КИМов, работа с географическими картами. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 12 неделя | ||||||
II триместр | |||||||||||
13. | Работа с синоптическими картами. | 1 | Практическое занятие: работа с климатограммами. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 13 неделя | ||||||
14. | Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 14 неделя | ||||||
15 | Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 15 неделя | ||||||
III. Материки, океаны, народы и страны (4часа) | |||||||||||
16. | Современный облик планеты Земля. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 16 неделя | ||||||
17. | Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы | 1 | Практическое занятие: работа с картой плотности населения, выполнение заданий из сборников КИМов. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 17 неделя | ||||||
18. | Природа и население северных и южных материков. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 18 неделя | ||||||
19. | Природопользование и геоэкология. Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 19 неделя | ||||||
IV.География России (15часов) | |||||||||||
20. | Особенности географического положения России. | 1 | Практическое занятие: выполнение заданий из сборников КИМов. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 20 неделя | ||||||
21. | Часовые зоны. Решение задач. | 1 | Практическое занятие: выполнение заданий из сборников КИМов. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 21 неделя | ||||||
22. | Административно-территориальное устройство России. | 1 | Практическое занятие: выполнение заданий из сборников КИМов. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 22 неделя | ||||||
23. | Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 23 неделя | ||||||
24. | Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. | 1 | Практическое занятие: работа с климатограммами, с географическими картами, выполнение заданий из сборников КИМов. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 24 неделя | ||||||
III триместр | 22 неделя | ||||||||||
25. | Внутренние воды и водные ресурсы. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 25 неделя | ||||||
26. | Почвы и почвенные ресурсы. Растительный и животный мир России. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 26 неделя | ||||||
27. | Природные зоны. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 27 неделя | ||||||
28. | Население России. Городское и сельское население. Крупнейшие города. | 1 | Практическое занятие: работа с таблицами, выполнение заданий из сборников КИМов. | Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос | 28 неделя | ||||||
29. | Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Выполнение заданий из сборников КИМов. | 29 неделя | ||||||
30. | География отраслей промышленности. | 1 | Практическое занятие: работа с географическими картами, выполнение заданий из сборников КИМов. | Выполнение заданий из сборников КИМов. | 30 неделя | ||||||
31. | География отраслей промышленности. | 1 | Практическое занятие: работа с географическими картами, | Выполнение заданий из сборников КИМов. | 31 неделя | ||||||
32. | Россия в современном мире. | 1 | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Выполнение заданий из сборников КИМов. | 32 неделя | ||||||
33. | Работа с тренировочными тестами для подготовки к ГИА | 1 | Заполнение бланков и выполнение тренировочного варианта. | Тестовый контроль. | 33 неделя | ||||||
34. | Работа с тренировочными тестами для подготовки к ГИА | 1 | Консультация учителя. | Решение тренировочных заданий по ГИА | 34 неделя |
Итого: 34 часа