Методическая работа

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы является методическая работа. Роль методической работы школы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ методической работы

 МОКУ СОШ с.Рятамак в 2011-2012 учебном году

Цель анализа: выявить степень эффективности методической работы в школе и её роль в повышении профессиональной компетенции педагогов.

Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя.

Объекты анализа

  1. содержание основных направлений деятельности;
  2. работа над методической темой школы;
  3. работа методического совета;
  4. работа методических объединений;
  5. аттестация педагогических кадров;
  6. обобщение опыта;
  7. формы работы с педагогическими кадрами: коллективные, групповые, индивидуальные;
  8. научно-исследовательская, инновационная работа педагогов;
  9. участие учителей в работе педсоветов, научно-практических конференций, семинаров, смотров, конкурсов,  предметных декад, городских и областных мероприятиях;
  10. использование педагогами современных образовательных технологий;
  11. практическое использование учителями опыта своих коллег, педагогов района, республики.

Информационная справка о школе

Сведения об обучающихся:

- общее количество по ступеням:
1-я ступень (1-4 кл.) – 4, 2-я ступень (5-9 кл.) – 60, 3-я ступень (10-11 кл.) – 12
ИТОГО: 112

- средняя наполняемость классов по школе (по ступеням):
1-я ступень (1-4 кл.) – 10, 2-я ступень (5-9 кл.) – 12, 3-я ступень (10-11кл.) - 6

Сведения о педкадрах: 

Учителей в школе –  20.
По образованию:- высшее – 13 ( 65 %), - средне специальное – 7 (35 %).
Квалификация: высшая квалификационная категория – 5 (25 %)
1-я  категория – 8 (40 %), 2-я  – 3 (15 %). молодые специалисты – 4 (20 %).
Педагогический стаж педработников: до 2-х лет – 4 (20 %), от 5 до 10 лет – 2 (10 %), от 10 до 20 лет – 4 (20 %), свыше 20 лет- 10 (50 %).

Cредний возраст – 35-40 лет

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы является методическая работа. Роль методической работы школы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания

В 2011/2012 учебном году коллектив школы работал над методической темой «Управление развитием  образовательной подготовки школьников на основе внедрения  здоровье сберегающих и развивающих технологий  обучения».

      Была поставлена цель: создание условий для реализации личностных функций педагога, повышения его профессионального статуса, готовности к инновациям как факторов перспективного развития процессов обучения и воспитания. 

Для её реализации были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучение и внедрение современных технологий с целью активизации познавательной деятельности и формирования здорового образа жизни школьников.
  2. Использование ИКТ на уроках и внеклассной работе с целью вовлечения каждого ученика в активный познавательный и творческий процесс.
  3. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров на уровне современных требований. 
  4. Совершенствование работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и привитие навыков здорового образа жизни.

Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одарёнными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей учащихся, повышение у них мотивации к обучению, а также создание условий для повышения уровня квалификации педагогов.

При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

В соответствии с целями и задачами методическая работа школы осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

  1. работа методического совета - коллективная методическая деятельность стабильной творческой группы учителей;
  2. повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров;
  3. работа с молодыми и вновь прибывшими специалистами - консуль тативно-информационная деятельность;
  4. работа с МО по предметам- групповая методическая деятельность;
  5. индивидуально-методическая и инновационная деятельность - обоб щение опыта работы;
  6. обеспечение методической работы;
  7. диагностико-аналитическая деятельность, психолого-педагогическая диагностика.

Корректировкой всей деятельности МО занимался Методический Совет, который собирался 5 раз, на нем рассматривались актуальные вопросы, проблемы повышения качества знаний и успеваемости учащихся, результаты работы в конечном итоге деятельности педагогического коллектива по обучению и воспитанию учащихся, были подведены итоги работы за год. Итак, успеваемость за год составила 100%, качество обучения 50 % на 104 аттестованных учащихся.

Регулярно проводились совещания при директоре, при завуче, педсоветы, заседания методического совета, где обсуждались проблемы воспитания и обучения учащихся. Вопросы, рассматриваемые в них, являются важным рычагом движения наших учителей к успехам в обучении и воспитании. На практических занятиях учителям давались  методические рекомендации по  составлению рабочих программ, поурочных планов, по проведению и проверке письменных работ учащихся, по ведению классного журнала, дневников, тетрадей и личных дел учащихся, по критериям и нормам оценки учебной деятельности,  по совершенствованию навыков анализа и самоанализа урока.

 Администрация школы поддерживает своих учителей. Им предоставлялся методический день.  Все учителя занимались повышением своей квалификации, знакомились с новинками в педагогике и методике, проводили консультации, анкетирования и тестирования учащихся.  

Время предъявляет высокие требования учителю. Именно поэтому современный педагог должен развиваться, самосовершенствоваться, упорно и непрерывно учиться. Основным приоритетом в методической работе должно стать повышение квалификации и профессионального мастерства учителей. Мастерство учителя должно формироваться через постоянную, систематическую профессиональную учебу.

Прошли курсы  повышения квалификации при ИРО РБ:

  1. Кашапова Л.Ф. – по ФГОС
  2. Муллахметова Г.М. – по математике.
  3.        Зиазетдинова Л.И. - КПК учителей ИКБ.
  4. Асылханова Р.Т. - КПК учителей музыки.
  5. Сафиуллина И.Н. – по татарскому языку.
  6. Багаутдинов Р.Р. -  по ФГОС, как руководитель.

 Одной из форм самовыражения, самообразования учителей является организация научно-исследовательской деятельности с учащимися. Она требует от педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний, практических навыков, а поиск необходимой литературы больших затрат времени. Но учитель, овладевший навыками исследовательской деятельности и сумевший привлечь к ней учащихся, поднимается на новую качественную ступень - учитель новой школы, по-новому работающий, ориентированный на развитие, творчество и рост.

 Научно-исследовательскую работу с учащимися в нашей школе ведут Хабибуллина Р.М., Иксанова Г.М. и Муллахметова Г.М.

Участвовали в Конкурсе  исследовательских работ школьников муниципального района Ермекеевский район в рамках Малой академии наук школьников Республики Башкортостан. Исламова Залия (7 класс – руководитель Муллахметова Г.М.) с исследовательской работой по математике «Проценты в школе и в жизни»  заняла 1 место, работа была отправлена в Уфу. Хабибуллина Эльвина (3 класс – руководитель Хабибуллина Р.М.) с работой «Моя родословная», Шевченко Олеся (4 класс – руководитель молодой учитель Иксанова Г.М.) с работой «История села и школы»  стали призерами.  Исследовательская работа (презентация) Хабибуллиной  Эльвины «Счастливое детство» стала призером районного конкурса «КРИТ – 2012» (по информатике - руководитель Муллахметова Г.М.), исследовательская работа Шевченко Олеси по теме  «Родословная семьи Шевченко» (номинация «История моей семьи» - руководитель Муллахметова Г.М.) была отправлена в республиканский конкурс «История и культура украинцев Башкортостана».

Исследовательская деятельность, развивая в учителях навыки осмысления, анализа, научного обоснования накопленного опыта, является благодатным полем для творческого поиска педагога.

Любая деятельность человека на государственной службе должна быть контролируема. Учитель отвечает за обучение, воспитание и развитие детей, поэтому его профессиональная деятельность должна подвергаться проверке. Но контроль администрации не должен висеть над учителем тяжелым «мечом». В таком случае внутришкольный контроль учителям, кроме лишней нервотрепки, не даст ничего хорошего. Напротив, основной в контроле должна стать его обучающая функция. В основу внутришкольного контроля закладывается педагогический анализ результатов труда учителя и состояние учебно-воспитательного процесса. Цели внутришкольного контроля: достижение соответствия функционирования и развития педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования, дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе требованиям государственного стандарта образования, дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их интересов.

Осуществление контроля велось по следующим направлениям:

- состояние знаний, умений, навыков учащихся,

- ведение школьной документации

- выполнение всеобуча.

       В практике своей работы мы стремились посещать уроки и внеклассные мероприятия учителей с целью оказания действенной, квалифицированной помощи. Надо уметь увидеть в работе начинающего учителя ростки положительного опыта, подчеркнуть, выделить удачные моменты, этапы на его уроках, тем самым вселить в молодого учителя уверенность, вытеснить из него страх перед «открытым уроком». И если у молодого педагога есть желание дальше работать в школе, при правильном контроле эти маленькие «ростки» постепенно перерастают в стиль, в почерк этого учителя. 

В марте этого года в школе прошёл декадник начальных классов, где учителя показали открытые уроки и внеклассные мероприятия, было организовано взаимопосещение, обменивались опытом работы. Все запланированные мероприятия прошли на высоком уровне.

    Интересно прошло занятие под названием «В мире сказок» среди учащихся 1-4 классов под руководством Хабибуллиной Розы Мусагитовны. Учащиеся 2-го класса проинсценировали сказку «Теремок» (учитель Зарафутдинова Люзия Миргазияновна), 3 класс сказку -  «Репка» (учитель Хабибуллина Роза Мусагитовна), а 4 класс «Колобок» (учитель Иксанова Гузель Маратовна).     Оживлённо прошёл конкурс рисунков по теме: «Счастливое детство».

      Учитель первого класса Кашапова Л.Ф. провела внеклассное мероприятие  «Путешествие в сказку: «Маша и Медведь» с использованием ИКТ.

     Познавательный урок литературного чтения провела учитель второго класса Зарафутдинова Л.М. по сказке В.Осеевой «Добрая хозяюшка». В 4-ом классе провела открытый урок окружающего мира Иксанова Г.М. по теме «М.В.Ломоносов».

  Правильно, разумно организованный внутришкольный контроль, построенный на принципах демократизма и объективности, помогает учителям утвердиться в правоте своих методик и технологий, ощутимо влияет на рост их профессионализма. Одобренные справедливой оценкой руководителей школы в присутствии коллег, учителя становятся увереннее в себе, заметно возрастает их активность. Именно об этом свидетельствуют открытые уроки наших учителей.

В ноябре 2011 года на базе нашей школы прошел районный семинар преподавателей-организаторов ОБЖ, где Фаниль Рахматуллович провел открытый урок в 11 классе. Урок прошел на высшем уровне. Учитель умело использует на многих уроках компьютерную технологию.

6 апреля 2012 года прошел районный семинар заместителей директоров по УВР. Учитель 1 класса Кашапова Л.Ф. показала открытый урок по окружающему миру с применением компьютера по теме «Здоровая пища», с докладом «Система внутришкольной методической работы В МОКУ СОШ с.Рятамак МР Ермекеевский район РБ»  выступила заместитель директора по УВР  Муллахметова Г.М. Выступление сопровождалось показом слайдов.

     Стало заметно, что в последнее время наши учителя  охотно стали соглашаться на проведение открытых уроков, выступать на совещаниях, на родительских университетах и стараются применять новые технологии, интересные методики, нестандартные формы обучения. Это большой шаг вперед в профессиональном росте учителей. В этом учебном году провели школьный конкурс «Учитель года - 2012». Шесть учителей по желанию участвовали в этом конкурсе; Хабибуллина Р.М., Бадыкова Р.Р., Зиазетдинова Л.И., Асылханова Р.Т., Муллаянов И.Н., Саниахметов Ф.Р. Они показали открытые уроки и классные часы. Победителем стала Хабибуллина Р.М., она участвовала в районном конкурсе «Учитель года – 2012».

      Учителя проходят аттестацию. Так в этом учебном году Шарафутдинова А.Т., Хабибуллина Р.М. прошли аттестацию на высшую квалификационную категорию, Саниахметов Ф.Р., Асылханова Р.Т. на первую квалификационную категорию. 

      В центре внимания руководства школы должны находиться молодые учителя. В нашей школе 4 учителя со стажем до 2 лет. В целях формирования у них профессиональных качеств личности, выработки профессионально-педагогического мышления, создания условий для их самореализации и саморазвития установлено наставничество, прикреплены старшие коллеги, которые оказывают методическую помощь. Это помощь в работе над проблемами современного урока, над методикой преподавания предмета, совместная работа над поиском новых методов обучения, анализ полученных первоначальных результатов, проведение открытых уроков, их анализ, взаимопосещение.

Для молодых учителей организовывались выезды в другие школы. Мы прилагали все усилия к тому, чтобы они быстро и успешно адаптировались в нашей школе, обрели уверенность и опыт, включились в активную деятельность. Но это возможно лишь в том случае, если начинающий учитель справится с самым главным в его работе - овладеет методикой, техникой и культурой ведения урока. Поэтому, в первые годы работы молодого учителя мы оказываем методическую помощь: учим постановке триединой цели урока, организационным тонкостям, методам, технологиям, разнообразным формам учета и контроля знаний, анализу и самоанализу, составлению программы саморазвития, своей педагогической концепции, проектированию и т.д.

 Такая работа обязательно дает хорошие плоды. Так, на достаточно     высоком методическом и организационном уровне проводят сегодня уроки наши молодые учителя. Мобильные, легкие на подъем, они намного быстрее и решительнее, чем опытные учителя, схватывают новое, передовое, смелее пробуют в своей работе.

     На становление и развитие учителей решающее влияние оказывают весь школьный уклад, стиль взаимоотношений в коллективе, атмосфера поиска. 

Задача образования сегодня решительно отличается от требований недавнего прошлого. Обществу нужны люди, способные реагировать на постоянно изменяющуюся жизнь, умеющие быстро обучаться и обладающие высоким уровнем развития креативности и коммуникации. А самое главное - это должны быть внутренне сильные люди, которые не боятся жизни и умеют работать с проблемами, опираясь на собственный потенциал. Раскрытие и развитие этого внутреннего потенциала учителя и есть главная цель всей нашей методической работы по повышению квалификации педагогов.

Методическая работа является основной составляющей работы школы. Именно от её постановки и эффективности зависит профессиональный рост учителя. Поэтому в школе ведется обобщение опыта работы  учителей школы. В этом учебном году обобщили опыт работы учителя математики и физики Шарафутдиновой А.Т. по теме «Экологическое воспитание учащихся на уроках физики», учителя ОБЖ и технологии Саниахметова Ф.Р. по теме: «Приобретение знаний безопасного поведения в повседневной жизни» в масштабе школы (совещание при завуче, протокол № 3 от 29.10.11 г.).

    В результате обобщения опыта формируется профессиональная культура учителей и более широкий, современный взгляд на учебно–воспитательный процесс, заинтересованность в общем успехе, ответственность и творческое отношение к своей работе.

Растет, обогащается творческий и технологический уровень преподавания, вследствие чего стали более заметными успехи наших учащихся в районных предметных олимпиадах. 

В школе работает ИНТЕРНЕТ, каждый учитель практически имеет доступ к выходу, имеет практические навыки. Как учителя, так и ученики, пользуясь компьютерами, могут создавать презентации, создавать отчеты в электронном варианте, имеют свою электронную почту. Ежегодно учащиеся школы принимают участие как в районных, республиканских, так и общероссийских и   международных конкурсах: «Кенгуру», «Золотой ключик», «КРИТ», «Русский медвежонок», «Олимпус» и т.д. Учащиеся показывают неплохие результаты в данных конкурсах.

Учителя школы активно участвуют на районных семинарах, конференциях, педагогических чтениях.

28 марта 2012 года на базе нашей школы состоялись зональные педагогические чтения под общей темой «Обновление содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания в условиях реализации компетентностной модели образования». Там выступили наши учителя:

  1. Муллахметова Гульсирин Махасимовна, заместитель директора по УВР, учитель математики («Психолого-педагогическое сопровождение в рамках введения ФГОС», «ФГОС нового поколения. Система развивающего обучения Л.В. Занкова»),
  2. Мурзакова Екатерина Владимировна, заместитель директора по ВР учитель русского языка и литературы («Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка»),
  3.  Зиазетдинова Лилия Ильгизовна, учитель географии («Использование ИКТ на уроках географии»),
  4. Валиахметова Гульсум Марселевна, заместитель директора по родным языкам, учитель башкирского языка («Телне өйрәнүгә кызыксыну уяту юллары»),
  5.  Муллаянов Илшат Нурович, учитель физической культуры («Здоровьесберегающие технологии  на уроках физкультуры в условиях сельской школы»).

       Педагогические чтения – это еще одна форма обсуждения проблем современного образования, рождения перспективных идей, создания новых образовательных проектов, обмена опытом между педагогами разных возрастов. Для участников зональные педагогические чтения стали уникальным опытом, который они смогут с успехом применить в своей деятельности.

В течение учебного года в школе велась работа по изучению и внедрению педагогических технологий. Учителя регулярно изучают новинки в педагогике, внедряют в свою работу элементы различных технологий, в том числе то, что удачно было применено коллегами.

   В школе работал МО классных руководителей, ШМО учителей начальных классов, математики, учителей родных языков. Методической работой был охвачен практически каждый учитель.

Педагогический коллектив школы профессиональный. Проводя анализ деятельности педагогического коллектива, необходимо исходить из целей и задач, которые стояли перед педагогическим коллективом на учебный год.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений.

В содержании образования:

 Происходит постепенное уравнивание гуманитарной и технократической составляющих (гуманитаризация образования);

 Особая роль отводится духовному становлению личности, становлению нравственного облика человека;

 Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией и творческого потенциала личности.

Все эти изменения мы можем наблюдать и в нашей школе.

Объяснительно-иллюстративный способ обучения, господствующий в течение последних веков, уступает место новым, развивающим технологиям.

Традиционные способы информации – устная и письменная речь – уступают место компьютерным средствам обучения.

Функция запоминания в процессе учения все более уступает приоритет развитию умственных действий, позволяющих добывать и использовать необходимую информацию.

В соответствии с требованиями современного социального заказа развитие школы должно быть направлено на обеспечение высокого уровня реального результата по всем критериям. Традиции школы связаны с серьёзным учебным трудом учащихся, формированием у них системы общеучебных и специальных знаний, умений и навыков, созданием условий для развития способностей учащихся. Решая проблему повышения качества образования, первоочередная задача – повышение профессионального, научного и методического уровня учителя. Педагогический коллектив школы представляет собой сочетание опытных педагогов, которые обладают высоким профессиональным уровнем, и молодых учителей, имеющих педагогический потенциал. Пришедшие в школу молодые специалисты совершенствуют теоретическую подготовку, имеют педагогический потенциал.

В Федеральной программе развития образования в России отмечается, что главными задачами, которые сегодня должны решаться в системе образования, являются повышение уровня профессионального мастерства педагогов и активизация научно-педагогических исследований. В современной школе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Поэтому организация методической работы в школе является одним из важнейших направлений в программе развития и способствует активизации деятельности педагогов.

К числу важнейших задач модернизации школьного образования следует отнести задачу разностороннего развития детей, их творческих способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и адаптации к меняющимся социальным условиям жизни общества. Решение этих задач невозможно без дифференциации содержания школьного образования. Дифференциация содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах школы.

Поставленные перед педагогическим коллективом задачи решались через ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой, совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работой со слабоуспевающими и одаренными учащимися, развитие способностей и природных задатков учащихся, а также повышение мотивации к обучению у учащихся.

Учителя школы ставят задачи:

 чаще вносить в уроки элементы занимательности, стимулировать учащихся к проявлению творчества, к поисковой деятельности на уроках;

 использовать в процессе обучения различные сочетания общеклассной, групповой и индивидуальной форм работы;

 большое внимание уделять выразительному и осмысленному чтению, проводить работу по предупреждению ошибок при чтении, больше времени на уроке отводить на совершенствование навыков чтения;

 заботиться о физическом и духовном здоровье каждого ученика;

 осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учитывать индивидуальные и психологические особенности детей, повышать воспитательную результативность каждого урока;

 выявлять и развивать творчески одаренных детей, готовить их к интеллектуальным конкурсам, к олимпиадам;

 координировать работу с родителями с целью эффективного развития самостоятельности у учащихся младшего школьного возраста.

В результате проведённого анализа учебной работы в школе можно сделать вывод, что учащиеся классов имеют достаточно хороший уровень знаний, умений и навыков для продолжения обучения.

На 2012 - 2013 учебный год педагогический коллектив ставит перед собой следующие задачи:

1. Научно-методическое обеспечение изучения и реализации ФГОС, создание необходимых условий для внедрения инноваций в УВП, реализации образовательной программы, программы развития школы.

2. Создание внутришкольной непрерывной системы повышения квалификации.

3. Внедрение новых форм непрерывного повышения  профессиональной компетентности педагогов.

4. Продолжение работы над темой  «Управление развитием  образовательной подготовки школьников на основе внедрения  здоровье сберегающих и развивающих технологий  обучения».

5. Развитие и совершенствование системы работы  и поддержки одаренных учащихся.

6. Совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов

7. Использование инновационных технологий для повышения качества образования.

8. Приведение в систему работу учителей-предметников по темам самообразования, активизировать работу по выявлению и обобщению, распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов.

9. Обеспечение методического сопровождения работы с молодыми и вновь принятыми специалистами

31.05.2012 г.

                            Директор школы ____________ Р.Р.Багаутдинов

                            Зам. директора по УВР_________ Г.М.Муллахметова



Предварительный просмотр:

Информация

  по внедрению ФГОС НОО и подготовке к  внедрению ФГОС ООО

в МОКУ СОШ с.Рятамак МР Ермекеевский район РБ

2011/2012 учебный год

Стандарты второго поколения - одна из важнейших образовательных тем сегодня. Внедрять новые стандарты приходится тем, кто сегодня работает в школе: директорам, завучам, учителям. Чтобы работа по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) прошла более плодотворно, необходимо было выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы для приведения ее в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм должен включать определенную последовательность действий в рамках всей школы. Необходимо помнить, что проводимые изменения в начальном звене не могут в дальнейшем не отразиться на среднем и старшем звеньях школы.

С 2010-2011 учебного года педагогический коллектив МОКУ СОШ с. Рятамак а активно включился в изучение условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения. Проблемы   введения ФГОС второго поколения на базе школы была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, методическом и  педагогическом советах.

С 2011-2012 учебного года обучающиеся 1 класса начали обучаться по новым стандартам.  Обучение  ведётся на основе УМК «Школа 21 век». В сентябре участвовали в мониторинге по определению готовности учащихся к школе. Учащиеся показали неплохие результаты. При посещении уроков в 1 классе бросается в глаза то, что у детей  развиты речевые умения, сформирована монологическая речь. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение.

В первом классе 8 учащихся. Первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды. Во главу угла поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Уроки ведутся согласно требованиям СанПиН, проводится динамический час. На занятиях ведётся работа по профилактике переутомления учащихся. Дети оживлённо общаются с учителем и друг с другом - в классе - сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

В отличие от образовательных стандартов первого поколения, которые были ориентированы в основном на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника, стандарты второго поколения предусматривают, прежде всего, задание ориентиров развития всего образовательного пространства, ожидаемые государством, обществом, семьей и личностью результаты образования. Поэтому стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния развития индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ.

В связи с введением с 1 сентября 2011 года Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в МОКУ СОШ с.Рятамак была проведена следующая работа:

1. Нормативные условия введения ФГОС НОО

1) Разработан план мероприятий  по внедрению ФГОС НОО в МОБУ СОШ с.Рятамак.

2) В школе была собрана  необходимая нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС. Была подготовлена документация школьного уровня.

   3)  В 2011/2012 учебном году обучение 1 класса ведётся на основе УМК «Школа 21 век». Внеурочная деятельность проводится по программе «Школьная сказка» по двум направлениям: спортивно-оздоровительное и общекультурное (литературный курс) «В гостях у сказки»

4) Разработана основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с ФГОС, состоящая из следующих разделов:

  1.  Пояснительная записка основной образовательной программы
  2.  Определение планируемых результатов освоения образовательной программы
  3.  Разработка  образовательного (учебного) плана начального общего образования
  4.  Программно-методическое обеспечение учебных предметов, курсов
  5.  Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
  6.  Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
  7.  Программа  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
  8.  Проектирование программы коррекционной работы
  9.  Системы оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы

ООП НОО введена в действие приказом по МОКУ СОШ с. Рятамак № 54/2 от 31 августа 2011 года.

5) Внесены изменения и дополнения в ООП НОО

   6) Проведены  собрания с родителями учащихся 1-го класса:

- «Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в первом классе МОБУ СОШ с.Рятамак в 2011/2012 учебном году».

- «Как организовать учебный труд школьника»;

- «Режим – это серьезно, нравственное воспитание детей».

На собраниях обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности - творческие работы учеников.

2.  Организационно-содержательные условия введения ФГОС НОО

Список учебно-методических комплектов приведен в соответствие с ФГОС НОО. Приказом  по МОКУ СОШ с. Рятамак  № 54/3 от 31.08.2011г. определён перечень учебников для обучающихся 1-ого класса. Учителем разработаны рабочие учебные программы с учетом требований ФГОС НОО, а также программы внеурочной деятельности по двум направлениям, отраженным в Стандарте.

В школе проводятся профилактические медицинские осмотры, беседы по здоровому образу жизни

 25 августа 2011 года была организована встреча с родителями будущих первоклассников, на которой общественность была проинформирована о введении ФГОС с 2011/2012 учебного года, о самом Стандарте как совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы НОО, об учителе, который будет преподавать в 1-м классе,  о понятии готовности ребенка к обучению в школе.

3. Кадровое обеспечение введения ФГОС НОО

МОКУ СОШ с.Рятамак укомплектован всеми необходимыми педагогическими кадрами.

Уровень квалификации педагогических работников начальной школы:

- наличие высшей категории - 25 %

- наличие первой категории - 25%.

Два учителя – молодые специалисты со средним педагогическим образованием, которые работают в школе 1 год. Кашапова Л.Ф. прошла КПК по ФГОС (ноябрь, 2011 год). Ведется работа с молодыми учителями с Кашаповой Л.Ф. и Иксановой Г.М. (наставник Хабибуллина Р.М.).

В марте 2012 года прошел декадник начальных классов, где учителя начальных классов  Кашапова Л.Ф., Зарафутдинова Л.М., Хабибуллина Р.М.  и Иксанова Г.М. показали открытые уроки и внеклассные мероприятия.

Администрация школы обеспечивает условия по непрерывности профессионального развития педагогов при переходе на стандарты второго поколения:

1) члены администрации и учителя начальных классов принимают участие в семинарах  муниципального уровня на базе школ района;

            2) на заседаниях при завуче и методическом объединении учителей начальных классов проходила методическая учеба по таким вопросам, как:

- «Изучение нормативно-правовых документов по введению ФГОС НОО второго поколения»;

- «Анализ основных разделов основной образовательной программы начального общего образования»;

- «Система оценки результатов деятельности»;

- «Адаптация учащихся 1 класса  к школе».

4. Информационные условия введения ФГОС НОО.

На информационных носителях размещаются и сохраняются материалы образовательного процесса.

Фиксируются ход образовательного процесса и результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Осуществляется контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в Интернете.

Оформлены стенды и папка  по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

На заседаниях общешкольного родительского собрания, заседаниях педагогического совета систематически обсуждаются вопросы по ФГОС НОО.

Провели педагогические советы по темам:

1) «Урок: каким он должен стать сегодня? Требования ФГОС НОО к уроку» (ноябрь, 2011г.)

Цели педсовета: собрать материал, который поможет проанализировать достоинства и недостатки уроков в школе, обозначить ресурсы развития урока, определить направления деятельности в данной сфере.

     С докладом «О школьных стандартах нового поколения» выступила заместитель директора по УВР Муллахметова Г.М.

2) «Организация накопительной системы оценки. Портфель достижений обучающегося». (январь, 2012 г.)

Цели педсовета: поддержать высокую учебную мотивацию обучающихся;

поощрять активность  и самостоятельность, расширить возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;  формировать умение учиться.

      С докладом «Профессионализм и психолого-педагогический портрет педагога» выступила заместитель директора по УВР Муллахметова Г.М.

      С докладом «Успешность работы учителя начальных классов» выступила учитель начальных классов, руководитель ШМО учителей начальных классов Хабибуллина Р.М.

3) « ФГОС НОО в действии» (27 марта 2012 года)

Цели педсовета: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

1. С докладом «Методика изучения личности воспитанника с целью побуждения его к саморазвитию и самовоспитанию» выступила заместитель директора по УВР Муллахметова Г.М.

2. С докладом «Система воспитательной работы школы как фактор формирования успешного выпускника» выступила заместитель директора по ВР Мурзакова Е.В.

3. С докладом «ФГОС НОО в действии» выступила учитель английского языка Бадыкова Р.Р.

4. С отчетом «ФГОС НОО в действии» выступила учитель 1 класса Кашапова Л.Ф.

Родительский  университет 

     С докладом «ФГОС – федеральный государственный стандарт второго поколения» (ноябрь, 2011 год) выступила заместитель директора по УВР Муллахметова Г.М.

         Педагогические чтения (28.03.2012 г.)

1. С докладами «Психолого-педагогическое сопровождение в рамках введения ФГОС», «ФГОС нового поколения. Система развивающего обучения Л.В. Занкова» выступила  заместитель директора по УВР, учитель математики Муллахметова Г.М.

2.  С докладом «Особенности деятельности  учителя сельской школы в условиях реализации   ФГОС» выступила учитель начальных классов МОКУ ООШ с.Старые Сулли Абдуллина Э.М.

РМО заместителей директоров по УВР (26.04.2012 г.)

Учительница 1 класса Кашапова Л.Ф. показала урок по окружающему миру по теме «Здоровая пища». Провели анализ урока, обсуждали вопросы, касающиеся ФГОС.

5. Материально-технические условия введения ФГОС НОО

Учебно-воспитательный процесс соответствует действующим санитарно-гигиеническим, противопожарным правилам и нормам.

Педагогический коллектив работает в соответствии с нормами охраны труда.

Готовы списки учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с новым стандартом.

Имеются: библиотека; спортивный зал;  спортивная площадка; столовая.

В школе имеется доступ в Интернет, необходимый минимум мультимедийного оборудования, достаточное количество художественной, справочной литературы и дидактического материала. Все учащиеся обеспечены учебно-методическим комплектом за счет школы. В достаточном количестве имеются спортивное оборудование и инвентарь.

Подготовка к внедрению  ФГОС  ООО обсуждалась на заседании МС школы (протокол № 5 от 30 мая 2012 года).  

Планируемые мероприятия:

1. Образовательная программа ООО на 2015 - 2016 учебный год.

  1. Программа духовно-нравственного развития
  2. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
  3. Программа формирования УУД
  4. Рабочие программы по учебным предметам

2. Приказ об утверждении образовательной программы на 2015 - 2016 учебный год.

3. Приказ об утверждении учебного плана.

 4. Программа внеурочной деятельности.

5. Приказ об утверждении программы внеурочной деятельности.

6. Устав с внесёнными дополнениями и изменениями, заверенный учредителем.

7. Программа коррекционной работы

8.  План ВШК по реализации ФГОС ООО.

9.  Приказ о проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС ООО.

10. План методической работы (раздел плана, в части сопровождения введения ФГОС ООО

11. Приказ о внесении изменений в должностные инструкции учителя-предметника, заместителя директора по УВР.

12. Приказ об утверждении локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры общеобразовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности образовательного процесса.

13. План по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников по вопросам ФГОС ООО.

31.05.2012 г.

                                                 Директор школы ___________ Р.Р.Багаутдинов

Зам.директора по УВР________ Г.М.Муллахметова



Предварительный просмотр:

Сведения об учителях МОКУ СОШ с.Рятамак,

опыт которых был обобщён в масштабе школы

в 2011 – 2012 учебном году.

Автор опыта

Тема опыта

Краткое описание опыта

Шарафутдинова Альмира Тухбатовна учительница математики и физики высшей квалификационной категории, педстаж — 29 лет, образование - высшее

Экологическое воспитание учащихся на уроках физики

Шарафутдинова А.Т. в данной школе работает второй год. За время работы показала себя как хорошо знающая свой предмет, в совершенстве владеющая методикой преподавания и воспитания, трудолюбивая и творчески относящаяся к работе учительница.

Самостоятельно разрабатывает методику проведения занятий, используя передовой опыт.

На уроках умело организует познавательную деятельность учащихся, учит думать, рассуждать, делать выводы, систематически проводит повторение пройденного материала в связи с изучением нового. На уроках часто применяет проблемный метод обучения, большое внимание уделяет формированию умений и навыков самостоятельной работы с учебником, широко применяет наглядные пособия и компьютер. Удачно осуществляет индивидуализацию обучения, пользуется дифференцированными заданиями.

Применяет на занятиях элементы занимательного изложения материала, привлекает достижения современной науки, использует художественную литературу. Ее ученики принимают участие в школьных, районных олимпиадах и занимают призовые места.

Шарафутдинова А.Т. постоянно совершенствует формы и методы обучения, выступает на заседаниях школьных и районных методических объединений с докладами, показывает открытые уроки.

Учителя математики и физики отличает доброжелательность по отношению к учащимся, желание помочь поверить в свои силы. Альмира Тухбатовна умеет держать дисциплину в классе, использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать, создает на уроке благоприятную среду, обстановку взаимного уважения, способствующую самовыражению каждого ученика. Уроки математики и физики проводятся в строгом стиле в соответствии с требованиями и методическими рекомендациями учебных программ. В процессе обучения используются учебники для средней общеобразовательной школы,

          Учителем соблюдаются требования единого орфографического режима по проверке тетрадей и проведению письменных работ, правильно ведется школьная документация.

        Для осуществления в полной мере преподавания физики и математики  в школе имеется необходимый для этого федеральный комплект программ и учебников. Учитель работает, решая следующие задачи:

 - ориентация обучения на усвоение учащимися государственных образовательных стандартов;

- внедрение и отработка программы интегрированного, профильного обучения физики и математики;

- использование в работе новых педагогических технологий, совершенствование уже известных и применяемых;    

- выявление, изучение, обобщение и распространение позитивного педагогического опыта;

 Альмира Тухбатовна работает в соответствии с выбранной темой самообразования, актуальность которой определяется программой по предмету и условиями и требованиями современного образования.  

   В школе функционирует 1 кабинет физики и 1 кабинет математики. В кабинетах имеются нормативные документы, тематические стенды,  дидактические и иллюстративно-демонстрационные материалы, физические  приборы; осуществлена их  систематизация, созданы безопасные и санитарно-гигиенические условия для плодотворного проведения учебно-воспитательного процесса. На уроках и внеклассных мероприятиях используются технические средства обучения.

      Шарафутдинова А.Т. математики и физики планирует как тематическое, так и поурочное содержание преподавания, что позволяет ей  обеспечить устойчивое воспроизведение материала в изучении предмета, а также прогнозировать конечные результаты изучения темы и, в целом, всего курса.  Рабочие программы составлены в соответствии с учебной программой по единому плану.

   Изучение состояния преподавания физики и математики проводилось через посещение уроков, собеседование с учителем,  проверку классных журналов,    изучался административный мониторинг педагогического труда учителя, который позволяет отследить динамику его профессионализма. В том числе изучалась дозировка домашних заданий, определение наличия и причин перегрузки школьников, роль домашних заданий в развитии творческих способностей  учащихся.

   Анализ посещённых уроков показал, что учитель на достаточном уровне владеют методикой преподавания предмета, используют разнообразные приёмы и методы обучения, много внимания уделяют активизации учащихся на уроке, большую работу проводят по развитию учебных умений и навыков учащихся, строят педагогическую деятельность на основе здоровьесберегающих технологий и личностно-ориентированного подхода в обучении.

 Шарафутдинова А.Т. на своих уроках использует наглядность, дидактический материал. На уроках этого учителя просматривается правильная постановка  задачи уроков, уроки соответствуют целям урока. Используются на уроках дидактические приемы и проводятся несколько видов контроля.

     Посещенные уроки показали, что Альмира Тухбатовна умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока, умеет обоснованно ставить цели обучения в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока, умеет дифференцировать задания так, чтобы обучающиеся почувствовали свой успех, умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке, умеет активизировать творческие возможности обучающихся, демонстрирует практическое применение изучаемого материала, дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности, обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные технологии, в процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов.

        Шарафутдинова А.Т. излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами, учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании, аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки, способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности.

  Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой педагогом.

       Организация и проведение внеклассной работы по предметам носит как систематический характер (индивидуально-групповые консультации), так и разовый (олимпиады), где ребята занимают призовые места.              

Саниахметов Фаниль Рахматуллович, преподаватель-организатор ОБЖ, учитель технологии, второй квалификационной категории, педстаж — 27 лет, из них ОБЖ — 16, технология -22 года,  образование - средне-специальное 

«Приобретение знаний безопасного поведения в повседневной жизни»

  Одной из важных задач "Федеральной программы развития образования" является "усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе". Это определяет цели образования, которым соответствует как ныне действующий "Обязательный минимум содержания общего образования", так  и  Федеральный  компонент   государственного стандарта образования по ОБЖ.

  1. Основы безопасности жизнедеятельности - учебная дисциплина, дающая учащимся знания, навыки и умения обеспечения собственной безопасности и выживания в неблагоприятных или угрожающих условиях; благоприятное, нормальное состояние окружающей среды для человека - условий труда, учебы, питания, отдыха, при которых снижена до минимума возможность возникновения опасных факторов, угрожающих его здоровью, жизни, имуществу, законным интересам . Подготовка населения, в том числе и учащейся молодёжи, к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени одна из приоритетных задач нашего государства, а кроме того является обязанностью каждого гражданина.

В нашей школе преподавание курса ОБЖ направлено на понимание учащимися общей логики безопасности, которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Палкевич: “Предвидеть опасность. По возможности избегать ее. При необходимости – действовать”.

Значит, задача  преподавателя-организатора ОБЖ – воспитать личность безопасного типа. Поэтому важен каждый урок. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования  нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления.

 На своих уроках преподаватель-организатор ОБЖ Санииахметов Фаниль Рахматуллович информационные, эвристические и личностно-ориентированные виды современных педагогических технологий.

Еще одной важной, а в старших классах, одной из доминирующих, составляющей всех уроков ОБЖ является гражданско-патриотическое воспитание учащихся. В этой связи, Фаниль Рахматуллович  старается на каждом уроке ОБЖ, особенно в старших классах, разъяснять новый, для учащихся, материал с максимальным его наполнением гражданственным и патриотическим составляющими.

Известно, что гражданское образование - это образование, готовящее человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в общественной и политической жизни государства и был способен сознательно и честно служить своей стране и своему народу. А этому научить нелегко, но в то же время и совершенно необходимо.

На уроках ОБЖ преподаватель часто повторяет своим ученикам известные слова: «Не спрашивай, что тебе должна дать твоя страна, а лучше спрашивай себя – что ты можешь сделать для своей страны».

Современное общество заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому, на уроках им ставится и учитель стремится достичь следующих цели и задач гражданско-патриотического воспитания:

  1. самостоятельно приобретать знания, уметь применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;
  2. уметь критически мыслить;
  3. в ситуациях нравственного выбора не забывать о совести;
  4. быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать в коллективе.

Практические навыки по курсу ОБЖ школьники приобретают, участвуя в военных сборах, где у учащихся развивается чувство патриотизма и закладываются навыки будущих защитников своей Родины.

Активная работа по пропаганде безопасного поведения, проводимая на уроках ОБЖ и  во внеурочное время помогает привлечь к более глубокому изучению предмета учащихся различных классов и возрастов.

На уроках преподаватель-организатор ОБЖ Саниахметов Ф.Р. применяет разнообразные формы учебной работы: эвристическая беседа, лекция учителя, самостоятельная работа с учебной литературой, творческая работа со слайдами, плакатами, таблицами, почти на каждом уроке проводятся практические занятия. Фаниль Рахматуллович умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока, умеет обоснованно ставить цели обучения в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся, умеет дифференцировать задания так, чтобы обучающиеся почувствовали свой успех, умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке, демонстрирует практическое применение изучаемого материала, обоснованно использует на уроках, мероприятиях современные информационно-коммуникативные технологии.

Преподаватель в процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов, умеет создать рабочую атмосферу на уроке, во внеклассных занятиях, поддержать дисциплину, использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать, излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами, аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки, способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности.

 Уроки ОБЖ проходят интересно, при большой активности учащихся, дети показывают хорошую подготовку по предмету.

Неотъемлемой частью деятельности преподавателя-организатора ОБЖ Ф.Р.Саниахметова  является  внеурочная и внеклассная работа по предмету. Традиционным стало проведение месячника оборонно-массовой и спортивной работы в школе с торжественным его открытием и закрытием, разнообразными мероприятиями, проводимыми в школе в течение месяца, которые предусматривают  воспитание у школьников патриотических чувств к своей родине, умение общаться с людьми, которые  сполна выполнили свой патриотический долг (с участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими). Будучи классным руководителем 11 класса, Фаниль Рахматуллович ведет огромную воспитательную работу. Хорошо организована тимуровская работа, где учащиеся вместе с классным руководителем помогают участнику ВОВ.

  Уроки ОБЖ, проводимые Саниахметовым Фанилем Рахматулловичем, позволят не только выработать привычки здорового образа жизни, стать самостоятельным и физически развитым человеком, но также научат:

1. Своевременно выявлять признаки потенциальных опасностей и, по возможности, устранять их даже в тех случаях, когда окружающие не замечают никаких угроз.

2. Более чётко и полно представлять характер грозящих опасностей, предвидеть возможные варианты развития событий.

3. Принимать правильные меры по самоспасению и оказанию помощи другим людям.

4. Действовать более уверенно и решительно в любых сложных ситуациях, не повторяя чужих ошибок, не чувствуя себя заложником чрезвычайной ситуации.

Всё это вместе взятое способствует морально-психологической закалке учащихся, уменьшению всех видов потерь в условиях ЧС, воспитанию мужественных, решительных, умелых граждан, готовых к действиям в экстремальной обстановке.

Таким образом, следует признать, что учебно-воспитательный процесс по предмету ОБЖ налажен в полном объеме, что является большой заслугой преподавателя-организатора ОБЖ  Саниахметова Ф.Р.

        

                                                                    Заместитель директора по УВР _______________ Муллахметова Г.М.

   Выписка

 из протокола заседания при заместителе директора по УВР

№ 3 от 29  октября  2011 года.

                                                                    Присутствовало: 19 учителей

                                                                    Отсутствовало: -

Повестка дня.

   Обобщение опыта работы учителей Шарафутдиновой А.Т. И Саниахметова Ф.Р.

Слушали:

1. Шарафутдинову А.Т.

     Она ознакомила коллектив со своим опытом работы по теме «Экологическое воспитание учащихся на уроках физики».

       Экологическое образование и воспитание школьников в процессе обучения физике связано, прежде всего, с формированием у них представлений о целостности природы, взаимосвязи протекающих в ней явлений и их причинной обусловленности, о взаимодействии человека и природы и нарушении вследствие этого некоторых природных процессов; с выработкой убеждения в необходимости рационального использования окружающей среды и защиты ее от всякого рода загрязнений, в возможности применения научных идей и открытий для «нейтрализации» отрицательных последствий научно-технического прогресса, например, таких вредных физических факторов, как шум, вибрации, электромагнитные поля различных частот, обусловленные широким использованием электроприборов на производстве и в быту, ростом числа и мощности радио- и телестанций, радиолокационных установок, и пр.). Таким образом, показ возможных путей выхода из назревающего экологического кризиса, основанных на достижениях в области современной физики и техники (развитие атомной энергетики и использование возобновляемых источников энергии, применение магнитогидродинамических установок, новейшей измерительной аппаратуры и электронно-вычислительной техники, космических методов контроля за окружающей средой и т.д.), представляет собой другой важный аспект экологического образования школьников при обучении физике.

        Изучая курс физики, ученики должны получить четкое представление о взаимосвязи общества и природы, о значении атмосферы для существования жизни на Земле, о главных источниках ее загрязнения, влиянии этих загрязнений на окружающую среду и жизненные процессы, о мерах охраны живой природы от воздействия вредных физических факторов, о возможных пагубных последствиях преобразования природной среды  (в том числе и тех, в которых участвуют сами школьники). Сделать это можно, не расширяя и не перегружая программу, а акцентируя внимание учеников на проблемах экологии тесно связанных с учебным материалом, и организуя соответствующую внеклассную работу. В своей работе главное внимание уделяет активизации познавательной деятельности детей  и обеспечению условий для расширения и углубления объема знаний.

2. Саниахметов Ф.Р.

Выступил с темой «Приобретение знаний безопасного поведения в повседневной жизни».

Современное общество заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому, на уроках им ставится  следующих цели и задачи гражданско-патриотического воспитания:

  1. самостоятельно приобретать знания, уметь применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;
  2. уметь критически мыслить;
  3. в ситуациях нравственного выбора не забывать о совести;
  4. быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать в коллективе.

      Уроки ОБЖ позволяют не только выработать привычки здорового образа жизни, стать самостоятельным и физически развитым человеком, но также учат:

1. Своевременно выявлять признаки потенциальных опасностей и, по возможности, устранять их даже в тех случаях, когда окружающие не замечают никаких угроз.

2. Более чётко и полно представлять характер грозящих опасностей, предвидеть возможные варианты развития событий.

3. Принимать правильные меры по самоспасению и оказанию помощи другим людям.

4. Действовать более уверенно и решительно в любых сложных ситуациях, не повторяя чужих ошибок, не чувствуя себя заложником чрезвычайной ситуации.

     Всё это вместе взятое способствует морально-психологической закалке учащихся, уменьшению всех видов потерь в условиях ЧС, воспитанию мужественных, решительных, умелых граждан, готовых к действиям в экстремальной обстановке.

3. Муллахметова Г.М. предложила обобщить опыт работы учителей Шарафутдиновой А.Т. и Саниахметова Ф.Р. перечислила их достижения и  дала полную характеристику учителям.

4. Учителя единогласно поддержали.

Решение:

   Обобщить опыт работы Шарафутдиновой А.Т. и Саниахметова Ф.Р. в масштабе школы, рекомендовать обобщить опыт их работы в масштабе района.

Заместитель директора по УВР _________ Муллахметова Г.М.

Секретарь _________ Мурзакова Е.В.

   



Предварительный просмотр:

Анализ работы с одаренными детьми

по МОКУ СОШ с.Рятамак МР Ермекеевский район РБ

за 2011-2012 учебный год

       Одарённым считается ребёнок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других специальными способностями (музыкальными, художественными, спортивными).

Одарённость детей является одной из важных проблем общества. Дело  не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли  углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

Педагогический коллектив нашей школы старается помочь детям раскрыть свои способности в полной мере, достигнуть высоких успехов в  выбранном ими виде деятельности, «растормошить» их таланты и умения.

С  целью совершенствования качества обучения и  воспитания, для знакомства с новыми тенденциями в образовательном процессе ежегодно учителя школы повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, посещают семинарские занятия  и методические объединения учителей-предметников в других ОУ.

В стенах нашей школы также проходят заседания МО, на которых учителя изучают нормативные документы, совершенствуют свое методического мастерство, обмениваются опытом работы с детьми разного уровня воспитанности и обученности, в том числе,  и с детьми, проявляющими способности в той или иной области деятельности.

Учителя, имея богатый накопленный материал, открыты к обмену опыта, об это свидетельствуют  семинары, проведенные на базе нашей школы в ноябре (семинар преподавателей-организаторов ОБЖ), в апреле (семинар заместителей директора по УВР), в мае (семинар учителей музыки). Высокую оценку коллег  школ района получила работа наших учителей.

В школе продолжается реализация программы «Одарённые дети», целью которой является выявление одарённых детей, создание благоприятных условий для развития интеллектуальной, эмоциональной сферы и сохранения здоровья детей. В течение    2011- 2012 учебного  года работа с одаренными детьми велась в системе. Обновлена база данных.  

 Проведены школьные олимпиады по русскому языку, литературе, математике, физике, химии, биологии, географии, истории, иностранному языку, обществознанию, информатике.  Приняло участие 74 человек.

Количество участников школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников

№ п/п

Предмет

Количество участников

Кол-во участников школьного этапа

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

1

Английский язык

17

10

14

9

12

5

7

74

2

Биология

-

10

14

9

12

5

7

57

3

География

-

10

14

9

12

5

7

57

4

Информатика

17

-

-

9

12

5

7

50

5

Литература

17

10

14

9

12

5

7

74

6

Математика

17

10

14

9

12

5

7

74

7

МХК

-

-

-

-

-

5

7

12

8

Обществознание

-

10

14

9

12

5

7

57

9

ОБЖ

-

-

-

9

-

5

7

21

10

Право

5

7

12

11

Русский язык

17

10

14

9

12

5

7

74

12

Технология

17

10

14

9

-

5

7

62

13

Физика

-

-

14

9

12

5

7

50

14

Химия

-

-

-

9

12

5

7

33

15

История

17

10

14

9

12

5

7

74

В рамках работы с одарёнными учениками учителя-предметники привлекают школьников к проектной и исследовательской деятельности, развивают навыки использования возможностей сети Интернет. На конкурсах участвовали работы:

  1. Исламовой З. (победитель районного этапа МАНШ, участник республиканского уровня) - 7 класс по математике «Проценты в жизни и каждый день», руководитель Муллахметова Г.М.,
  2. Хабибуллиной Э. (призер районного этапа МАНШ) - 3 класс по теме «Моя родословная», руководитель Хабибуллина Р.М., презентация «Счастливое детство» (призер районного этапа «КРИТ – 2012» - руководитель Муллахметова Г.М.
  3. Хабибуллиной Э. (призер районного этапа «КРИТ – 2012»)  - 3 класс, презентация на тему «Счастливое детство» - руководитель Муллахметова Г.М.
  4. Шевченко О. (призер районного этапа МАНШ)  - 4 класс по теме «История села Рятамак и школы» – руководитель Иксанова Г.М.,
  5. Работа Шевченко Олеси отправлена на республиканский конкурс «История и культура украинцев Башкортостана»  (номинация «История моей семьи» по теме  «Родословная семьи Шевченко») - руководитель Муллахметова Г.М.

      Следует отметить, что темы, выбранные учениками, актуальны, дети хорошо ориентируются  в материале,  используют большой дополнительный материал, качественно оформляют работы, их работы отличаются  чёткостью, доступностью,  компьютерной грамотностью, основаны на специфических  возможностях ПК, работы учащихся основаны на местном материале и имеют большое практическое значение.

Учащиеся школы ежегодно участвуют в конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», во Всероссийских олимпиадах. Так в этом учебном году учащиеся 5-9 классов участвовали на Всероссийской олимпиаде по математике. 

Результаты математического конкурса-игры

        «Кенгуру-2012»

п\п

Фамилия, имя

учащегося

Класс

Балл

Место в  школе

Место в районе

Фамилия, имя, отчество учителя

1

Магзянов Рустам

3

74

1

1

Хабибуллина Р.М.

2

Хабибуллина Эльвина

3

68

2

2

Хабибуллина Р.М.

3

Зарифуллин Дамир

3

47

3

27

Хабибуллина Р.М.

4

Суяргулова Диана

3

39

4

32

Хабибуллина Р.М.

5

Гареев Альберт

3

38

5

34

Хабибуллина Р.М.

6

Курбанова Заррина

4

60

1

6

Иксанова Г.М.

7

Хайруллин Эдуард

4

54

2

10

Иксанова Г.М.

8

Гайфуллин Ансар

4

52

3

11

Иксанова Г.М.

9

Гареев Вадим

4

44

4

21

Иксанова Г.М.

10

Гайфуллин Линар

4

40

5

22

Иксанова Г.М.

11

Пинчукова Кристина

4

35

6

26

Иксанова Г.М.

12

Ахметшина Диана

5

59

1

4

Хайруллина А.Ш.

13

Хуснуллина Виктория

5

23

2

33

Хайруллина А.Ш.

14

Каримова Зульфия

6

80

1

2

Муллахметова Г.М.

15

Нуриахметова Илюза

6

68

2

9

Муллахметова Г.М.

16

Ахметзянов Ильназ

7

76

1

1

Муллахметова Г.М.

17

Садретдинов Ильсур

7

74

2

2

Муллахметова Г.М.

18

Зайдуллин Рамиль

7

64

3

3

Муллахметова Г.М.

19

Исламова Залия

7

61

4

5

Муллахметова Г.М.

20

Кадиров Артур

7

58

5

7

Муллахметова Г.М.

21

Садретдинов Риназ

7

55

6

9

Муллахметова Г.М.

22

Суяргулов Булат

7

54

7

10

Муллахметова Г.М.

23

Гиниятов Фархат

8

35

1

16

Хайруллина А.Ш.

24

Шигабутдинов Ильсур

8

35

1

16

Хайруллина А.Ш.

25

Фахразиев Айрат

8

26

2

33

Хайруллина А.Ш.

26

Магзянов Рузиль

9

51

1

5

Хайруллина А.Ш.

27

Бахтигареев Ильназ

9

32

2

29

Хайруллина А.Ш.

28

Абунаев Фаиль

9

32

2

29

Хайруллина А.Ш.

29

Абдуллин Ильназ

9

28

3

35

Хайруллина А.Ш.

30

Ахметшин Радель

10

40

1

14

Шарафутдинова А.Т.

31

Садретдинов Ильнар

10

38

2

16

Шарафутдинова А.Т.

32

Нафикова Лейсян

10

10

3

22

Шарафутдинова А.Т.

                        

Результаты игры-конкурса

        «Русский медвежонок-2011»

п\п

Фамилия, имя

учащегося

Класс

Балл

Место в  школе

Фамилия, имя, отчество учителя

1

Зарафутдинов Ранис

3

101

1

Хабибуллина Р.М.

2

Хабибуллина Эльвина

3

93

2

Хабибуллина Р.М.

3

Гареев Альберт

3

63

3

Хабибуллина Р.М.

4

Суяргулова Диана

3

59

4-5

Хабибуллина Р.М.

5

Ахметшина Лениза

3

59

4-5

Хабибуллина Р.М.

6

Ахметшина Диана

5

100

1

Исламов Ф.Г.

7

Сафиуллина Эльза

5

77

2

Исламов Ф.Г.

8

Ахметшин Радель

10

45

1

Исламов Ф.Г.

9

Садретдинов Ильнар

10

18

2

Исламов Ф.Г.


Список участников

Общероссийской предметной олимпиады по математике «Олимпус» (Зимняя сессия - 2011)

п\п

Фамилия, имя, отчество учащегося

Класс

Место

Фамилия, имя, отчество учителя

Результат

1

Курбанова Заррина

4

11

Иксанова Г.М.

Диплом участника

2

Ахметшина Диана

5

3

Хайруллина А.Ш.

Диплом лауреата, книга в награду

3

Аширова Айназ

5

17

Хайруллина А.Ш.

Диплом участника

4

Хуснуллина Виктория

5

7

Хайруллина А.Ш.

Диплом лауреата

5

Каримова Зульфия

6

1

Муллахметова Г.М.

Диплом лауреата за 1-ое место, книга в награду

6

Исламова Залия

7

5

Муллахметова Г.М.

Диплом лауреата, книга в подарок

7

Яниахметова Розалина

7

7

Муллахметова Г.М.

Диплом лауреата

8

Зарафутдинов Радис

8

24

Хайруллина А.Ш.

Диплом участника

9

Курбанов Кадиржан

8

35

Хайруллина А.Ш.

Диплом участника

10

Абунаев Фаиль

9

23

Хайруллина А.Ш.

Диплом участника

11

Файзуллин Линар

9

23

Хайруллина А.Ш.

Диплом участника

12

Гареева Ильназа

9

24

Хайруллина А.Ш.

Диплом участника

Список победителей и призеров предметных олимпиад

п/п

Ф.И. ученика

Наименование мероприятия

Уровень

Статус

Учитель

1

Ахметшина Диана

Конкурс «Русский медвежонок»

Международный

Подарок

Исламов Ф. Г.

Общероссийская олимпиада «Олимпус» (Зимняя сессия)

Общероссийский

Лауреат (3 место)

Хайруллина А. Ш.

2

Исламова Залия

МАНШ (Исследовательская работа по математике)

Районный  уровень

Победитель

Муллахметова

 Г. М.

Общероссийская олимпиада «Олимпус» (Зимняя сессия)

Общероссийский

Лауреат

Муллахметова

 Г. М.

3

Шевченко Олеся

МАНШ (Исследовательская работа по ИКБ)

Районный  уровень

Призер

Иксанова Г.М.

4

Хабибуллина Эльвина

МАНШ (Исследовательская работа по ИКБ)

Районный  уровень

Призер

Хабибуллина Р.М.

КРИТ – 2012 , Презентация «Счастливое детство»

Районный  уровень

Призер

Муллахметова Г.М.

5

Каримова Зульфия

Общероссийская олимпиада «Олимпус» (Зимняя сессия)

Общероссийский

Лауреат

 (1 место)

Муллахметова Г.М.

6

Хуснуллина Виктория

Общероссийская олимпиада «Олимпус» (Зимняя сессия)

Общероссийский

Лауреат

Хайруллина А.Ш.

7

Зарафутдинов Ранис

Конкурс «Русский медвежонок»

Международный уровень

Подарок

Хабибуллина

 Р. М.

8

Ахметшин Раджив

Олимпиада по ИЗО

Районный  уровень

Победитель

Калимуллина Р.Ш.

9

Ахметзянов Айнур

Олимпиада по физике

Районный  уровень

Призёр

Шарафутдинова А.Т.

10

Идиатуллина Айсылу  

Олимпиада по биологии

Районный  уровень

Победитель

Давлетгареев Э.М.

Олимпиада по географии

Районный  уровень

Призёр

Зиазетдинова Л.И.

Олимпиада по МХК

Районный  уровень

Победитель

Зиазетдинова Л.И.

Олимпиада по татарскому языку

Районный  уровень

Победитель

Сафиуллина И.Н.

11

Ахметшин Радель

Олимпиада по английскому языку

Районный  уровень

Призёр

Бадыкова РР.

Олимпиада по ОБЖ

Районный  уровень

Призёр

Саниахметов Ф.Р.

Олимпиада по черчению

Районный  уровень

Победитель

Калимуллина Р.Ш.

Олимпиада по физике

Районный  уровень

Призёр

Шарафутдинова А.Т.

12

Файзуллин Линар

Олимпиада по башкирскому языку

Районный  уровень

Призёр

Валиахметова Г.М.

Олимпиада по географии

Районный  уровень

Призёр

Зиазетдинова Л.И.

13

Сабирова Лилия

Олимпиада по татарскому языку

Районный  уровень

Призёр

Сафиуллина И.Н.

14

Абунаев Фаиль

Олимпиада по черчению

Районный  уровень

Победитель

Калимуллина Р.Ш.

15

Яниахметова Розалина

Общероссийская олимпиада «Олимпус» (Зимняя сессия)

Общероссийский

Лауреат

Муллахметова Г.М.

16

Садретдинов Ильнар

Олимпиада по географии

Районный  уровень

Призёр

Зиазетдинова Л.И.

Список победителей и призеров конкурсов, соревнований

п/п

Ф.И. ученика

Наименование мероприятия

Уровень

Статус

Учитель

1

Хабибуллина Эльвина

Конкурс детского рисунка на противопожарную тематику «Ради мирной жизни на земле!» (в номинации «Рисунок, плакат»)

Районный  уровень

Призер

 (2 место)

Хабибуллина Роза Мусагитовна

2

Зарафутдинов Ранис

Конкурс детского творчества, посвященный ко Дню матери «Мамы прекрасны, спору нет»   (номинация стихотворение)

Районный  уровень

Призер

(3 место)

Хабибуллина Роза Мусагитовна

3

Ахметшин Раджив

Конкурс детского творчества на противопожарную тематику «Ради мирной жизни на земле!» (номинация «Рисунок»

Районный  уровень

Победитель

Калимуллина Рузиля Шамилевна

Баскетбол (Кес баскет) – команда 3 место

Районный  уровень

Призер

Муллаянов Илшат Нурович

Волейбол (команда - 2 место)

Районный  уровень

Призер

Муллаянов Илшат Нурович

4

Кужумякина Элина

Конкурс детского творчества на противопожарную тематику «Ради мирной жизни на земле!» (в номинации «Рисунок, плакат»)

Районный  уровень

Победитель

Хабибуллина Роза Мусагитовна

5

Гареева Ильназа

Конкурс стенгазет, посвященных  Новому году

Районный  уровень

Победитель

Калимуллина Р.Ш.

Волейбол (команда - 3 место)

Районный  уровень

Призер

Муллаянов Илшат Нурович

6

Ахметзянов Айнур

Конкурс детского творчества на противопожарную тематику «Ради мирной жизни на земле!» (номинация «Плакат»)

Районный  уровень

Призер

 (2 место)

Калимуллина

 Р. Ш.

Соревнование по легкой атлетике на приз М.Абдуллина

Районный  уровень

Победитель

Баскетбол (Кес баскет) – команда 3 место

Районный  уровень

Призер

Муллаянов И.Н.

Волейбол (команда - 2 место)

Районный  уровень

Призер

Муллаянов И.Н.

7

Идиатуллина Айсылу  

Волейбол (команда - 3 место)

Районный  уровень

Призер

Муллаянов И.Н.

8

Ахметшин Радель

Волейбол (команда - 2 место)

Районный  уровень

Призер

Муллаянов И.Н.

Баскетбол (Кес баскет) – команда 3 место

Районный  уровень

Призер

Муллаянов И.Н.

9

Абунаев Фаиль

Баскетбол (Кес баскет) – команда 3 место

Районный  уровень

Призер

Муллаянов И.Н.

10

Ахметов Эдуард

Баскетбол (Кес баскет) – команда 3 место

Районный  уровень

Призер

Муллаянов И.Н.

Волейбол (команда - 2 место)

Районный  уровень

Призер

Муллаянов И.Н.

11

Садретдинов Ильнар

Баскетбол (Кес баскет) – команда 3 место

Районный  уровень

Призер

Муллаянов И.Н.

Волейбол (команда - 2 место)

Районный  уровень

Призер

Муллаянов И.Н.

12

Бахтигареев Ильназ

Баскетбол (Кес баскет) – команда 3 место

Районный  уровень

Призер

Муллаянов И.Н.

13

Зубаиров Эдуард

Волейбол (команда - 2 место)

Районный  уровень

Призер

Муллаянов И.Н.

14

Абдуллин Ильназ

Баскетбол (Кес баскет) – команда 3 место

Районный  уровень

Призер

Муллаянов И.Н.

15

Магзянов Рузиль

Баскетбол (Кес баскет) – команда 3 место

Районный  уровень

Призер

Муллаянов И.Н.

16

Тимербулатова Ландыш

Волейбол (команда - 3 место)

Районный  уровень

Призер

Муллаянов И.Н.

17

Минязева Диана

Волейбол (команда - 3 место)

Районный  уровень

Призер

Муллаянов И.Н.

18

Нафикова Лейсян

Волейбол (команда - 3 место)

Районный  уровень

Призер

Муллаянов И.Н.

19

Насибуллина Эльвина

Волейбол (команда - 3 место)

Районный  уровень

Призер

Муллаянов И.Н.

       

В системе проводились спортивные школьные мероприятия:  товарищеские встречи по волейболу, пионерболу, легкой атлетике. Активное участие принимали в районных соревнованиях по баскетболу, волейболу, бегу, туристическому слёту, спортивной игре «Зарница».    

Выводы:

  1. в школе в системе организована и ведется работа с одаренными детьми;
  2. используются активные формы организации работы;
  3. увеличилось количество участников  мероприятий, конкурсов, олимпиад;

4) отметить успешность работы с одарёнными учащимися учителей Зиазетдиновой Л.И., Шарафутдиновой А.Т., Калимуллиной Р.Ш., Саниахметова Ф.Р., Валиахметовой Г.М., Сафиуллиной И.Н., Муллахметовой Г.М., Хабибуллиной Р.М.,

5) недостаточно ведется исследовательская работа  одаренными детьми по предметам.

Рекомендации:

1. Учителям-предметникам для усиления эффективности работы с одарёнными учащимися:

а)  использовать в свое работе положительный опыт учителей школы и района;

б)  привлекать обучающихся к участию в конкурсах сети  Интернет.

  1. Продолжить индивидуальную работу с учащимися с высокой мотивацией к учёбе.
  2. Систематизировать работу по созданию и обновлению банка данных одарённых детей.
  3. Активизировать работу молодых и вновь прибывших педагогов с одарёнными детьми.

Задачи на 2012 –2013 учебный год:

1) продолжить работу с одаренными детьми, создавая условия для их самоопределения,   самореализации;

2) проанализировать итоги реализации программы;

3) достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе;

4) коррекция затруднений педагогов в реализации программы;

5) обобщение результатов работы школы с одарёнными детьми.

31.05.2012 г.

                             Директор школы                           Р.Р.Багаутдинов

                             Зам. директора по УВР                   Г.М.Муллахметова