1.1. Методическая разработка

Эльза Дмитриевна Лиджиева

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Сар Герел»

Методическая  разработка

Тема: «Использование  подвижных математических игр в формировании логического мышления с использованием  принципа  УДЕ».

Разработала: Лиджиева Эльза Дмитриевна

педагог-психолог МКДОУ №28 «Сар Герел»

г.Элиста

 Кто с детских лет занимается математикой, тот   развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. 

                                                                                                         А. Маркушевич

Введение

        Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, предметным миром.

        В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажную роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.

      Любознательность ребенка - это постоянная направленность на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок,  играя, экспериментирует, пытается установить различные причинно-следственные связи и зависимости.

     В современной науке существуют различные направления исследования становления логических структур мышления. Все они сходятся в признании того, что основы этой структуры закладываются в дошкольном возрасте.  

       В работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Н.А. Мечинской, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М. Монтессори обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития. Психолог П. Симонов справедливо указывал, что если «интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, то ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других. Для этого нужны доказательства».

      Поиск этих доказательств осуществляется с помощью логического мышления.

      Логическое мышление – основной вид мышления старшего дошкольника, это безукоризненное построение причинно-следственных связей, умение    выстраивать на их основе простейшие заключения.  

      Взаимозависимость математического развития и формирования логических приемов умственных действий – одна из основных методических проблем математического образования дошкольников.

Логическое мышление по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Интересуясь жизнью своих выпускников, а ныне школьников, я обратила внимание, что для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой». Поскольку ведущая деятельность дошкольника – игра, то я решила использовать ряд рекомендаций по внедрению элементов игры в математические задания, разработанные в книге П.Эрдниева, М. Очуровой «Бичкн куукдин математик» («Математика для малышей»), я также разработала ряд подвижных математических игр по системе укрупнения дидактических единиц.

Осознав важность выше изложенного, я определила тему своей работы «Использование подвижных математических игр в формировании логического мышления с использованием принципа УДЕ».

Используя  подвижные логико-математические и дидактические игры, как средство активизации в формировании логического мышления мною была поставлена цель.

 Цель: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.

Задачи:

1. Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию,  классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;

2. Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;

3. Развитие у детей логико-математических представлений (представления о математических свойствах и отношения предметов, конкретных величин, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

4. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений и задач;

5. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащения словаря ребёнка;

6. Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой  и крупной моторики , умений самоконтроля и самооценки.

Наиболее приемлемыми методами обучения математике по системе УДЕ на занятиях в детском саду, на мой взгляд, являются игры, разработанные мною с  заданиями  на сравнение, например игры: «Геометрический твистер», «Когда это бывает?», «Погуляю я в лесу, грибы ягоды найду»; на обобщение «Когда это бывает?»; противопоставление «Попрыгунчики»; деформированные и матричные упражнения: «Калмыцкие классики», «Числовой кубик», « Найди число», «Назови соседей»; схемы-чертежи и  схемы-графики: «Найди сокровище», схемы-рисунки  «Калмыцкие классики».

Предлагаю подробно познакомиться с моими играми.

Подвижные игры по ФЭМП для детей дошкольного возраста: «Математическая игротека – Математика вприпрыжку»

Игра «Геометрический твистер»

Цель: Знакомство, закрепление, обобщение, классификация и систематизация знаний о форме (геометрических фигурах), цвете, величине. Так же игра «Геометрический твистер» развивает кругозор, логическое мышление, ориентировку в пространстве, координацию движений и чувство равновесия.

Материал: Игровое поле (матрица) размером 1,4*1,6м, с нанесенными на него изображениями геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), отличающихся по цвету и величине. Плоская рулетка, которая разбита на 4 сектора, каждый из которых соответствует определенной руке или ноге. Каждый такой сектор разделен на 4 небольшие секции из тех же цветов, что и фигуры на игровом поле.

Правила игры: Расстелив игровую матрицу, нужно решить, путем математической считалки, кто будет ведущим. Если игроков двое, они занимают противоположные концы матрицы. Ведущий крутит стрелку рулетки, при вращении стрелки и ее остановки получается определенная комбинация конечности и цвета, далее ведущий говорит короткими командами, куда поставить игрокам руку или ногу. Например, при команде «правая рука, желтый, маленький круг» участник ставит правую руку на находящийся поблизости желтый, маленький круг. Далее ведущий снова вращает стрелку рулетки и объявляет, например: «левая нога, синий, большой треугольник» и соответствующее действие участником. Таким образом, в ходе игры играющим детям приходится занимать далеко не совсем удобные положения и даже переплетаться между собой. Существует несколько важных моментов:

  • Одина фигура может быть занята только одним ребёнком.
  • Запрещается касаться игрового поля другими частями тела, это грозит выбыванием из игры.
  • Снимать руку или ногу с фигуры можно только после объявления новой позиции.
  • Если ребёнок не удерживает позицию, он выбывает.
  • Побеждает тот ребёнок, который правильно находил нужные фигуры и смог удержать свою позицию.

Игра «Калмыцкие классики»

Цель: Закрепление знания последовательности чисел (счет в прямом и обратном порядке, называние предыдущего и последующего числа, счет через 1), понимание количественного и порядкового значения числа, закрепление знания образования чисел друг из друга (путем прибавления и вычитания единицы), знания связей между соседними числами (больше, меньше на 1). Также игра «Калмыцкие классики» развивает глазомер, координацию движений, чувство равновесия, ловкость, сноровку, прыгучесть, укрепляет опорно-двигательный  аппарат.

Материал: для начала игры необходимо расчертить поле (матрицу) в форме калмыцкой кибитки поделенной на 10 секторов. Такая матрица представляет из себя 4 прямоугольника переходящих в 5 треугольников и на вершине овал. Нумерация с левого нижнего прямоугольника (класса) в прямом счете до овала. Бита - шаhа.

Правила  игры: В игре могут участвовать несколько детей. Первый ребёнок игрок начинает игру броском биты в клеточку №1 – первый класс. Игроку нужно «пропинать» биту по всем классам, прыгая на одной ноге. Ногу можно менять, но нельзя одновременно касаться земли двумя ногами. Даже легкое касание второй ногой – переход хода к другому игроку. Ход переходит к другому игроку и в случае, если бита оказывается на линии или вылетает за пределы классиков, или нарушается очередность прохождения классов. Игрок, сделавший полный проход по классикам первый раз, переходит во второй класс, в котором задача меняется, усложняется (теперь биту нужно «пропинать» через 1, далее с прохождением каждого нового класса правила усложняются). Выигрывает тот, кто первым правильно пройдет все классы.

Игра: «Когда это бывает?»

Цель: Закрепление временных понятий: зима, весна, лето, осень. Подведение к обобщению, систематизации и классификации понятий о временных представлениях. Развитие памяти, координации движений, умение быстро ориентироваться в пространстве.

Материал: Загадки, стихи, поговорки о временах года, плоскостная напольная матрица «Времена года».

Правила игры: На полу раскладывается матрица «Времена года» (4 сектора окрашены в цвет соответствующий времени года), воспитатель сообщает детям о значении каждого сектора, сообщает, что в году 4 времени года – зима, весна, лето, осень. Предлагается вспомнить характеристики каждого времени года. Далее воспитатель обращает внимание, что дети должны внимательно слушать загадки, ответ не выкрикивать, а быстро встать на соответствующий сектор матрицы.

Игра «Числовой кубик»

Цель: Закрепление прямого и обратного счета, развитие гибкости мышления.

Материал: Куб (мякиш) с цифрами или точками на гранях.

Правила игры: С помощью считалки выбирается ведущий. Дети хаотично передвигаются по комнате. Ведущий бросает кубик одному из детей и говорит: «Считай дальше!». Ребёнок, поймавший куб называет число, например 3, и соответственно от этого числа считает дальше, до тех пор, пока ведущий не произнесёт: «Стоп!», далее кубик кидают следующему ребёнку. Инструкцию можно усложнить: «Считай в обратном порядке!». Игра проходит в быстром темпе. В ней должны принимать участие как можно больше детей.

Игра «Найди число»

Цель: Соотношение числа с количеством, количество с числом.

Материал: Карточки-пары одни с числами, другие с точками соответственно чисел. Можно использовать вместо «точек» предметы по текущей лексической теме.

Правила игры: Дети делятся на две команды. В каждой команде своя группа карточек (или цифры или точки). По сигналу воспитателя, дети берут карточки, и каждый отыскивает свою пару. Ребёнок, у которого на карточке цифра, ищет ребёнка, у которого на карточке соответствующее количество предметов и наоборот, тот у которого предметы ищет ребёнка с карточкой нужной цифры. Далее воспитатель проверяет, все ли пары подобраны правильно. Карточки возвращают на прежние места и игра повторяется.

Игра «Кто соседи? Назови!»

Цель: Закрепление знания порядкового счета.

Материал: Плоскостные «домики» с изображенными на них числами.

Правила игры: Домики раскладываются на площадке в хаотичном порядке. Дети передвигаются «гуляют» по команде ведущего, дети занимают «домик» находящийся рядом. Далее ведущий подходит к ребёнку игроку «в гости», «салит» его, тот в свою очередь должен быстро назвать своих соседей. Если «домик» с числом 6, то соответственно это будут числа 5 и7. Ведущий «приходит в гости» к каждому домику, затем игра повторяется.

Игра «По-рыбачим на Маныче!»

Цель: Учить решать примеры на сложение в пределах 10. Закрепление знания состава числа.

Материал: Ведерки, по количеству игроков, с кармашками, в которых вставлены карточки или с примером на сложение или с цифрой. Предметные изображения рыб – сом и карась.

Правила игры: Дети отправляются «на рыбалку» (гуляют по группе) и собирают , в соответствии с примером или цифрой, вложенных в кармашек корзинки.

Игра «Попрыгунчики»

Цель: Закрепление навыка порядкового счета, умение ориентироваться относительно себя. Развитие логического мышления, обобщение и систематизация знаний: связь, отношение, величина, пространство. Упражнение в прыжках на двух ногах с поднятыми над головой руками.

Материал: Различные предметы, развешанные на разной высоте.

Правила игры: Дети подходят и поочередно подпрыгивают, пытаясь коснуться предмета двумя руками. Воспитатель выясняет при этом, какой предмет висит выше, ниже, до какого предмета легче допрыгнуть и почему. Так же выясняет, какой предмет висит выше – третий или четвертый (если считать слева направо), с какой стороны от ребёнка предмет подвешен высоко, а с какой стороны низко (справа, слева, над, впереди, сзади и т.д.) Далее если ребёнок дотрагивается до предмета, то получает фишку, в конце игры фишки подсчитываются, побеждает тот, кто набрал больше всех.

Игра «Сокровище Калмыкии»

Цель: Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, воспитывать любознательность, внимание, логическое мышление. Развитие навыка умения работы в команде.

Материал: Напольная матрица с 16ю секторами. Карты-символы со стрелочными изображениями. Заготовленное заранее «сокровище» (конфетки, фишки, игрушка и т.пр.)

Правила игры: На полу раскладывается матрица с заранее подготовленным и спрятанным под определённым сектором «сокровищем». В начале игры дети получают (можно использовать какого - то сказочного персонажа) карту-символ с определённой конфигурацией стрелок, соответствующих требуемым направлениям движения по конкретным секторам матрицы. Дети игроки, делятся на тех, кто проходит по секторам и тех, кто будет по карте-символу указывать направление. Если передвижения по стрелкам выполнялись правильно, то соответственно вся команда получает вознаграждение – «сокровище».

Заключение

Анализируя  результаты своей деятельности,  и небольшой педагогической опыт работы в дошкольной организации, по данному направлению,  я сделала вывод, что использование системы развивающих математических, логических игр и упражнений оказало положительное влияние на уровень развития умственных способностей детей. У дошкольников повысился устойчивый интерес к занятиям занимательной математикой: выполняют задания с большим желанием, так как основное значение имеет игровая форма заданий. Их увлекают включенные в задания элементы сюжета, возможность выполнять игровые действия с материалом. Решающую роль при этом играет постепенно осознаваемая детьми необходимость достигать определенной цели. А систематическое участие в решении умственных задач позволило мне стимулировать познавательные интересы детей к развивающим дидактическим логико – математическим играм, но и готовить их к обучению в школе.

Список используемой литературы:

  1. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М,П,1985г.
  2. Муратова Н.А., Серебрякова М.А. Математика для обучения в детском саду и дома.Екатеринбург,2002г.
  3. Эрдниев П., Очурова М. «Математика для малышей» г.Элиста,1991г.
  4. Аристова В.И. Методические рекомендации «Игры на занятиях по математике по системе УДЕ в детских дошкольных учреждениях.
  5. Амницкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. М.,Наука,1991г.