Классное руководство

Адамова Светлана Алексеевна

Всё для работы классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_my_vmeste.docx106.45 КБ

Предварительный просмотр:

            Описание: F:\сканкопиии\копия158.jpg«

ПРИНЯТО»                                                                                                                                                        

на заседании педагогического совета                                                                

МБОУ Николо- Березовской СОШ                                                                                          

от  20.08.2012 № 01                                                                                                                            

Программа воспитания и социализации обучающихся

«Мы вместе!»

Автор-составитель: Адамова Светлана Алексеевна

учитель биологии и химии

МБОУ Николо- Березовская СОШ

х. Николовка, Милютинский район, Ростовская область

e-mail: svanvit.adamova2011@yandex.ru 

Срок реализации программы:

2012-2017 гг.

  Нормативно-правовой и документальной основой программы воспитания и социализации обучающихся «Мы вместе» являются:

- ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

- Приказ МО РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 г.№ 1897;

- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

- Конвенция о правах ребенка (извлечения), принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г.

- Декларация прав ребенка (извлечения), провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20.11.1959 г.

- Устав МБОУ Николо- Березовской СОШ.

- Локальные акты МБОУ Николо- Березовская СОШ.

Целью воспитания и социализации обучающихся на этапе основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи:

В области формирования личностной культуры:

  • усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
  • укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  • формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
  • формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
  • формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
  • развитие патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
  • формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
  • формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
  • усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
  • укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
  • знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

  Задачи воспитания и социализации обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

  1. Гражданско-патриотическое.
  2. Эколого-краеведческое.
  3. Спортивно-оздоровительное.
  4. Духовно-нравственное.
  5. Культурно-просветительское, развитие познавательной активности.

Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов;

2. Воспитание социальной ответственности и компетентности

Ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны;

3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности;

4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни 

Ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой;

5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии;

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание 

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

«Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется…»

 Я. Корчак.

«Воспитание – это не работа, бесполезно заложенная функционалами, это реализация своей позиции; позиция – это деятельность и сознание».

П.В. Степанов

   Программа воспитательной работы «Мы вместе» представляет собой единство и совокупность цели, задач, содержания, принципов, методов и средств, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего учебно-воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение   школьников с целью всестороннего успешного раскрытия их личностных качеств и способностей.

Цель программы: воспитание социально адаптированной, толерантной, коммуникабельной  личности, обладающей высоким уровнем самосознания и самостоятельности, богатым духовно-нравственным потенциалом, развитыми творческими способностями.  

Задачи:

- Создание комфортной  атмосферы в коллективе.

- Развитие познавательных интересов.

- Формирование у учащихся сознательной дисциплины, привития навыков культуры поведения.

- Формирование традиций в классном  коллективе.

- Развитие творческих способностей.

- Привлечение к жизни класса родителей и создание единой системы: «Мы вместе»

Центральное место в моей воспитательной системе занимает формирование у обучающихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:

–  к природе,

 – к себе как составной части природы,

 – к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас.

Методологические подходы:  

- Аксиологический: ориентирует личность в общечеловеческих и национальных ценностях, позволяет коррелировать интересы и потребности личности и социума.

-Личностно-деятельностный подход предполагает максимальное развитие индивидуальных особенностей личности через вовлечение ее в различные виды деятельности; обеспечивает активизацию процессов саморазвития, самообразования, самовоспитания; предполагает максимальную обращенность к внутреннему миру личности.

- Системный подход отражает связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности.

- Индивидуальный подход – рассмотрение процесса развития личности ребенка в зависимости от условий окружающей его среды.

 Принципы воспитания:

1. Принцип гуманизации педагогического процесса, основанного на уважении.

2. Воспитание в коллективе и через коллектив.

3. Принцип культурообразности, основывается на общечеловеческих ценностях национальных культур и традиций народов России и мира.

4.Принцип свободы выбора, подразумевает личное творчество, социальную активность школьников.

5.  Принцип субъектности (помочь ребенку стать субъектом жизнедеятельности).

Ключевая идея воспитательного процесса:

Организация целостного педагогического процесса осуществляется с ориентацией на личность школьника при ведущей роли коллектива и значимой роли среды в ее формировании и развитии.

Предполагаемый результат:

 Воспитанник должен обладать:

•       Способностью самостоятельно строить свою жизнь;

•       Способностью к сотрудничеству, коммуникации, умению организовывать самостоятельно свой труд, работать в условиях творчества;

•       Способностью учиться в течение всей жизни;

•       Умением общаться с другими людьми и получать от этого удовольствие.

Результат воспитания – воплощение модели выпускника МБОУ Николо- Березовская СОШ, обладающего высокой нравственно-экологической культурой.

Содержание Программы «Мы вместе»:

Воспитательная работа включает в себя три взаимосвязанных компонента.

  • Воспитание в процессе обучения.
  • Внеурочная деятельность.
  • Внешкольная деятельность.

Воспитание в процессе обучения.

Воспитательная работа многогранна. Она в первую очередь организуется на учебных занятиях, в учебно-воспитательном процессе. Преподаватели школы решают воспитательные задачи на учебных занятиях, используя:

  • воспитание через предмет, его содержание;
  • воспитание через методику преподавания;
  • воспитание своим примером, личностью.

Направления воспитательной работы и целевые программы воспитания 

 В качестве системообразующих определены следующие направления воспитательной деятельности:  

1.блок «Я и природа» (экологическое направление)

Цель:

- формирование знаний учащихся об экологических законах и принципах жизни (экологическое мышление);

- формирование экологической культуры школьника через развитие его творческого потенциала, включение в активную исследовательскую и преобразовательную деятельность по охране окружающей среды.

Задачи:

- конструирование содержания экологического образования с учетом системности, преемственности, региональности;

- развитие у учащихся чувства причастности к решению экологических проблем, через включение в различные виды деятельности по изучению и улучшению обстановки в родном крае.

Формы реализации:

- работа экологического клуба «Зелёный патруль»;

- работа на экологической тропе;

- участие в экологических конкурсах, слетах

- проведение экологических акций;

- организация и проведение «Экологического месячника»;

- благоустройство пришкольной территории.

2.блок  «Быть здоровым – это здорово!» (спортивно-оздоровительное направление)

Цели:

-создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни;

-формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.

Задачи:

- улучшение медицинского обслуживания детей и работников школы;

- пропаганда ЗОЖ;

- формирование стойкого убеждения в личной ответственности за состояние здоровья;

- обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

Формы реализации:

- спортивные соревнования;

- туристические походы;

- диспуты, беседы, викторины, подвижные игры.

 3.блок «Я и мои интересы» (интеллектуальное направление)

Цель:    развитие познавательной активности

Задачи:

- формирование потребности в самообразовании;

- развитие умений и навыков в учебной деятельности;

- выявление индивидуальных способностей;

- развитие самостоятельности мышления.

Формы реализации:

- олимпиады по предметам;

- тематические КВНы;

- брейн-ринги;

- викторины;

- мозговые штурмы

4.блок «Я - Гражданин России (гражданско-патриотическое направление)

Цель:

Формирование таких качеств как: патриотизм, трудолюбие, честность, справедливость, уважение к старшим, ответственность.

Задачи:

- развитие гражданской и социальной ответственности;

- воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории и традициях школы, жизни земляков.

Формы реализации:

- внеклассные мероприятия по истории государственной символики страны, истории своей семьи, района, области;

- уроки мужества;

-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами;

- диспуты;

- работа отрядов «Милосердие», «Солнышко».

5.блок «Я и окружающие меня люди» (духовно-нравственное направление)

Цель:

формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, развитие культуры общения.

Задачи:

- развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценки, чувства собственного достоинства.

Формы реализации:

- круглые столы;

- диспуты;

- дискуссии;

- «мозговые штурмы»;

- правовые игры.

6.блок « Я - культурный человек» (художественно-эстетическое направление)

Цель:

развитие умений и навыков в сфере общения.

Задачи:

- развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других;

- развитие социального воображения, умения выслушивать другого человека, сочувствия, сопереживания;

- обучение коммуникативным навыкам.

Формы реализации:

- тренинги общения;

- ролевые игры;

- вечера отдыха;

- встречи с интересными людьми;

- экскурсии, походы;

- КТД.

7.блок «Лидер» (развитие ученического самоуправления)

Цель:

- создание в школе условий для развития ученического самоуправления.

Задачи:

- защита интересов и прав членов школьного органа ученического самоуправления;

-поддержка инициатив, направленных на создание и развитие ученического самоуправления в МБОУ Николо- Березовской СОШ;

- разработка, координация и реализация программ деятельности ГУРАНа;

- организация взаимодействия школьных органов самоуправления;

- организация информационного обслуживания членов ГУРАН;

- координация деятельности с органами власти, образовательными учреждениями, ученическими и молодежными организациями;

- организация взаимодействия ГУРАН с педагогическим коллективом школы;

- обучение актива ученического самоуправления;

- научиться ставить экологические задачи и решать их;

- уметь критически оценивать состояние окружающей среды;

- привлекать членов организации к защите и возрождению природы родного края;

- развивать творческие способности;

- воспитывать чувство любви к родному краю;

- заботится о тех, кто меньше и слабее, о тех, кто стар и одинок, о своих родных и близких;

- воспитание человека нравственного, экологически грамотного, через наслаждение окружающей средой, а не через запугивание.

Формы реализации:

- проведение классных собраний по вопросам самоуправления детского объединения «ГУРАН» и планирования и организации  КТД;

- организация и проведение еженедельных общешкольных линеек (подведение итогов КТД, итоги дежурства, планы на будущее);

- ведение экрана соревнований  классных коллективов  «Кто впереди!» (итоги КТД);

- ведение графика дежурств классных коллективов по школе;

- помощь в оформлении страниц школьного сайта;

- оформление стенда «ГУРАН»;

- проведение социологических опросов и диагностического анкетирования членов детского объединения «ГУРАН».

8.блок «Моя семья» ( работа с родительской общественностью)

Цель:

максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

- организация и совместное проведение досуга детей и  родителей;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;

- обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми;

Формы реализации:

- тематические классные часы;

- праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек;

- праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, Последний звонок);

- походы выходного дня, экскурсии, викторины;

- дни творчества, дни открытых дверей;

- индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.

9.блок «Труд и творчество» (профориентационная работа, отношение к труду)

Цель:  создание условий для воспитания у ребят трудолюбия, формирования трудовых умений и навыков

Задачи:

   - формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда;

  - вовлечение детей в разнообразные  виды общественно полезного труда;

   -дать общее представление об основных видах профессий;

   - подготовить школьников к правильному выбору профессии;

   - расширение содержания трудовой деятельности.

Формы реализации:

- проведение профориентационных мероприятий (дней, декад, классных часов);

- проведение экскурсий  на предприятия, учреждения сферы услуг;

- организация дежурства;

- трудовые десанты по уборке территории школы;

- проведение акций «Чистый двор», «Мусор – это серьезно!»;

- оформление творческих выставок.

Базовый принцип успешности воспитания реализуется через реализацию системы  целевых программ.

 Взаимодействие с участниками  воспитательного процесса.

РОДИТЕЛИ:

Вовлечение родителей в общеобразовательный процесс школы.

Каждый ребенок в школе может участвовать в конкурсах, викторинах, смотрах в соответствии с намеченным планом работы школы, класса. Родители с удовольствием помогают своим детям, потому что знают, что труд ребенка будет оценен. Еженедельно на общешкольных линейках по результатам мероприятий дети награждаются почетными грамотами и призами. Каждый ребенок в течение года создает портфолио личных грамот. В конце года проводится конкурс на лучшее портфолио года.

 Вовлечение родителей в жизнедеятельность школы осуществлялось с помощью проведения классных и школьных мероприятий. Сохраняются классно-семейные традиции: совместные чаепития, спортивные мероприятия, поездки, экскурсии.

 СОЦИУМ:

В целях повышения уровня воспитательной работы школа сотрудничает со всеми заинтересованными организациями и учреждениями Милютинского района, а также

с представителями общественности:

- учреждениями дополнительного образования;

- сельской библиотекой;

- общеобразовательным учреждениям детский сад «Зорюшка»;

- учреждениями культуры;

- КДН, ОДН,  ОВД, УУПОП, ЦРБ, прокуратурой;

- Органами социальной защиты и другие организации.

Формы сотрудничества:  совместная организация и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий; встречи с интересными людьми; консультации специалистов; участие в городских муниципальных, региональных, всероссийских, международных конкурсах.

Планирование воспитательного процесса.

В соответствии с основными целями и задачами классным руководителем составляется план воспитательной работы на каждый учебный год. Назначение плана – описание работы по отдельным направлениям деятельности, планы проведения конкретных месячников, КТД, праздников, мероприятий.

 Структура планирования воспитательной работы:

 1.Общий план воспитательной работы на учебный год.

 2. Методическое направление учебно-воспитательной деятельности на год.

 3.План общих мероприятий школы на год.

 4. Планирование работы на учебный год по реализации воспитательных подпрограмм.

  План воспитательной работы на новый учебный год создается на основании анализа плана за прошедший год,  программы развития  и общего перспективного плана школы. План разрабатывается в соответствии с комплексно-целевыми программами воспитания, далее составляется календарный план воспитательной работы. План утверждается директором школы.

Этапы реализации Программы:

1 этап – подготовительный: 2012-2013 учебный год.

Аналитико-диагностическая деятельность.

Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания. Изучение современных воспитательных технологий.

Определение стратегии и тактики деятельности.

2 этап – практический: 2013-2016 учебные годы.

Апробация и использование в воспитательном процессе ориентированных технологий успеха, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов. Моделирование системы ученического самоуправления.

3 этап – обобщающий: 2016-2017 учебный год.

Подведение итогов, анализ и рефлексия процесса и результатов воспитательной работы по данной программе за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.

Показатели эффективности реализации Программы воспитания и социализации «Мы вместе»:

По каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся должны быть предусмотрены и обучающимися могут быть достигнуты определённые результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;
  •  знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;
  • системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;
  • понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;
  • уважительное отношение к органам охраны правопорядка;
  • знание национальных героев и важнейших событий истории России;
  •  знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

Воспитание социальной ответственности и компетентности:

  •  позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
  •  умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;
  •  первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;
  •  сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;
  •  знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;
  •  умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;
  • умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;
  •  умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе,  сельском поселении;
  • ценностное отношение к мужскому или женскому гендеру (своему социальному полу), знание и принятие правил полоролевого поведения в контексте традиционных моральных норм.

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

  • ценностное отношение к школе, своему селу,  народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
  • чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;
  •  умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, гимназии; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  •  уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  •  знание традиций своей семьи и гимназии, бережное отношение к ним;
  •  понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;
  •  понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
  •  готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;
  •  готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
  •  потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;
  •  умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;
  •  понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;
  •  понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие.
  •  понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:

  •  ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  •  осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
  •  начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
  •  умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
  •  знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;
  •  знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;
  •  знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;
  •  знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;
  • знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;
  • умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;
  •  умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
  •  умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;
  •  умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение;
  •  знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;
  •  формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;
  •  знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  •  резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
  •  отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;
  •  умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;
  •  понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
  •  знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;
  •  проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
  •  формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
  •  овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;
  •  опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:

  •  понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
  •  понимание нравственных основ образования;
  • начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;
  •  умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;
  • самоопределение в области своих познавательных интересов;
  •  умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;
  •  начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
  •  понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
  •  осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;
  •  знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
  •  умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  •  начальный опыт участия в общественно значимых делах;
  •  навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;
  •  знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;
  •  сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;
  •  общие представления о трудовом законодательстве.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):

  •  ценностное отношение к прекрасному;
  •  понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;
  •  способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
  •  опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  •  представление об искусстве народов России;
  •  опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  •  интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;
  •  опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;
  •  опыт реализации эстетических ценностей в пространстве  школы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           и семьи.