Экосвет

Резникова Надежда Владимировна

Эмблема экологического клуба "Экосвет"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_ekosvet.docx16.72 КБ
Microsoft Office document icon programma_ekosvet_2017-2018.doc92 КБ
Файл ekologicheskiy_kvest_1603_.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю _____________

директор МОУСОШ № 102 Сардарян О.Г. 

пр№____ от «____»______

Положение об экологическом клубе МОУСОШ № 102 «Экосвет»

Общие положения

  1. Клуб «Экосвет» - это объединение учащихся 12-14 лет.это добровольное непартийное объединение
  2. Работа клуба «Экосвет» планируется и проводится в соответствии со следующими документами: Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 3 273-ФЗ, ФГОСООО от 17.12.2010 №1897, Конвенция о правах ребенка, Программа экологического воспитания детей и молодежи в системе образования РФ на 2017-2020 годы, Устав МОУСОШ № 102
  3. Руководитель клуба Резникова Н.В. – учитель географии и экологии

Цели и задачи клуба

     Цель:  развитие экологической культуры школьников, через организацию организационной, информационной, методической  и просветительской деятельности в области экологического образования

Задачи:

 1. Формирование навыков исследования окружающей среды

 2. Развитие умений и навыков охраны природы

3. Воспитание коммуникативной компетентности

 4. Привлечение школьников к практической и социально значимой экологической деятельности (просветительская, агитационная деятельность, экологические и краеведческие  походы, мониторинг окружающей среды и т.п..)

 5. Подготовка детей на олимпиады, конференции, слеты различного уровня, на которых дети выступают со своими исследовательскими проектами по изучению природы родного края, своего поселка, поднимают вопросы ее сохранения

6. Организация профильных смен эколого-биологической направленности в детском пришкольном лагере МОУСОШ № 102 «Лучик»

Направления работы клуба

  1. Исследование и мониторинг окружающей среды в поселке Амазар
  2. Просветительская деятельность среди школьников и населения
  3. Разработка и реализация социальных проектов
  4. Организация и проведение экологических мероприятий в МОУСОШ № 102
  5. Участие в экологических конкурсах, научно-практических мероприятиях различного уровня

Регламент работы клуба

  1. Работа клуба «Экосвет» планируется ежегодно, согласно календарному графику определяется количество часов на каждую четверть.
  2. Занятия клуба проходят один раз в неделю.
  3. Продолжительность занятия 45-60 минут.
  4.  В работе экологический клуб использует следующие формы работы: экологический мониторинг окружающей среды поселка Амазар, научно-исследовательская деятельность, краеведческая деятельность, экологические игры, экологические квесты, экологические конкурсы, эколого- просветительская деятельность с населением п. Амазар, коллективные творческие дела и т.п.

Ожидаемые результаты работы клуба:

Метапредметные результаты:

 - целостные знания о системе природных сообществ и месте человека в ней, в системе

 - навыки учебно-исследовательской, проектной, мониторинговой работы (определение важнейших экологических проблем своей местности и посильное практическое участие в их решении)

- коммуникативные навыки, умение решать поставленные задачи в согласованных действиях с другими участниками проекта

- умение самостоятельно планировать свою деятельность при осуществлении исследовательской работы и реализации проекта

- умение прогнозировать результаты своей работы

- умение принимать самостоятельные решения

- использовать ИКТ для исследования и представления результатов проделанной работы

Личностные УУД:

- самоопределение, осознание себя частью природы, активное желание сохранить окружающую среду

- нравственно- эстетическое оценивание, моральный выбор в пользу усточивого развития

Показатели эффективности деятельности клуба:

  создание в МОУСОШ № 102 эколого-развивающей среды

  активная учебно-исследовательская,познавательная экологическая деятельность школьников

  активная практическая и социально значимая деятельность школьников в поселке (агитационная работа);

  обновление материально-технической базы МОУСОШ № 102, связанной с особенностями экологического мониторинга

  взаимодействие с учреждениями различного уровня для решения экологических проблем поселка (амазарское лесничество, заповедники края, администрация поселка Амазар и др.)

  участие членов экологического клуба «Экосвет» в конкурсах, фестивалях, слетах различного уровня (муниципальный, региональный, всероссийский).

-  итоговые ежегодные отчетные мероприятия (выставки, выступления агитбригад, учебно- исследовательские конференции, публикации и т. д.)

Символика:

   Рука человека, держащая солнце. Солнце – источник жизни на планете Земля. Рука человека – разумная деятельность в согласии с природой, сохраняющая жизнь.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 102 п. Амазар Могочинского района Забайкальского края

Рассмотрено                                                            Утверждено

ПС № ______ от «___»_________                          Пр директора №____ от «___»_______

                                                                                   ___________________ /Сардарян О.Г./

Программа дополнительного образования

«Экосвет»

6-9 классы

на 2017-2018 учебный год

программу разработал: учитель географии Резникова Н.В.

Амазар, 2017

Пояснительная записка

     Развитие общества, социально- экономический  прогресс  негативно влияют на окружающую среду, изменяют экосистему. Некачественная окружающая среда –это угроза для человека, невозможность быть здоровым и полноценным. В связи с этим, экологическое образование и просвещение приобретают все большее значение и рассматриваются в качестве средств реализации государственной политики в области экологии. В ФГОС НОО, ООО, СОО предусмотрены программы экологического образования как условие «…формирования экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни…(1).  Федеральные государственные образовательные стандарты начальной школы, среднего общего образования, основного общего образования указывают на необходимость «формирования и расширения опыта позитивного взаимодействия учащихся с окружающим миром, приобретение опыта эколого-направленной деятельности, формирование основ экологической культуры» (1). В 2017 году правительством РФ разработана стратегия экологического образования, действие которой продлится до 2020 года.   Экологическое воспитание призвано способствовать развитию у детей ценностного отношения к природе, окружающим людям и себе как части природы. Разработка и реализация программы ООО в МОУСОШ № 102 в соответствии с ФГОС привела к необходимости обобщить весь накопленный опыт и организовать экологический клуб «Экосвет». Деятельность объединения связана с эколого-краеведческой деятельностью. Группа детей, участвующих в работе клуба разновозрастная от 12 до 14 лет. Однако, по желанию учеников младше или старше указанного возраста они могут быть включены в число членов клуба.  Ежегодно составляется и утверждается программа деятельности, согласно календарному учебному графику определяется количество часов на каждую учебную четверть. Участие в деятельности клуба добровольное. Программа обновляется ежегодно с учетом пожеланий учащихся, согласно их интересам, допустимы изменения в программе в течение учебного года . Изменения, вносимые в программу, рассматриваются на заседаниях клуба, Педагогическом Совете и утверждаются директором школы.

Концепция программы

     Основная идея программы: работа клуба «Экосвет» должна способствовать реализации ФГОС ООО в МОУСОШ № 102 в части  формирования экологической культуры школьников через непосредственное участие их в различных формах экологической деятельности.

     Цель  программы:  развитие экологической культуры школьников, посредством организационной, информационной, методической  и просветительской деятельности в области экологического образования

     Задачи программы:

 1. Формирование навыков исследования окружающей среды

 2. Формирование умений и навыков охраны природы

3. Формирование коммуникативной компетентности

 4. Привлечение школьников к практической социально значимой экологической деятельности (просветительская, агитационная деятельность, экологические и краеведческие  походы, мониторинг окружающей среды и т.п..)

 5. Подготовка детей на олимпиады, конференции, слеты различного уровня, на которых дети выступают со своими исследовательскими проектами по изучению природы родного края, своего поселка, поднимают вопросы ее сохранения

6. Организация профильных смен эколого-биологической направленности в детском пришкольном лагере МОУСОШ № 102 «Лучик»

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

     Результаты реализации программы определены в соответствии с ФГОС ООО. При освоении программы у учащихся должны быть сформированы метапредметные  УУД:

 - целостные знания о системе природных сообществ и месте человека в ней, в системе

 - навыки учебно-исследовательской, проектной, мониторинговой работы (определение важнейших экологических проблем своей местности и посильное практическое участие в их решении)

- коммуникативные навыки, умение решать поставленные задачи в согласованных действиях с другими участниками проекта

- умение самостоятельно планировать свою деятельность при осуществлении исследовательской работы и реализации проекта

- умение прогнозировать результаты своей работы

- умение принимать самостоятельные решения

- использовать ИКТ для исследования и представления результатов проделанной работы

Личностные УУД:

- самоопределение, осознание себя частью природы, активное желание сохранить окружающую среду

- нравственно- эстетическое оценивание, моральный выбор в пользу устойчивого развития (прогресс человечества в согласии природой)

Показатели эффективности от реализации программы

  создание в МОУСОШ № 102 эколого-развивающей среды

  активная учебно-исследовательская, познавательная экологическая деятельность школьников

  активная практическая и социально значимая деятельность школьников в поселке (агитационная работа);

  обновление материально-технической базы МОУСОШ № 102, связанной с особенностями экологического мониторинга

  взаимодействие с учреждениями различного уровня для решения экологических проблем поселка (амазарское лесничество, заповедники края, администрация поселка Амазар и др.)

  участие членов экологического клуба «Экосвет» в конкурсах, фестивалях, слетах различного уровня (муниципальный, региональный, всероссийский).

-  итоговые ежегодные отчетные мероприятия (выставки, выступления агитбригад, учебно- исследовательские конференции, публикации и т. д.)

     Результаты деятельности экологического клуба, достижения учеников размещаются на интернет - странице руководителя в конце учебного года (https://nsportal.ru/reznikova-nadezhda-vladimirovna)

Особенности организации работы. Направления, формы и основные виды деятельности на 2017-2018 учебный год

     Программа «Экосвет» на 2017-2018 учебный год рассчитана на 34 часа: 8 часов –первая четверть, 8 часов – вторая четверть, 10 часов –третья четверть, 8 часов – четвертая четверть. Занятия проводятся по субботам, продолжительность занятия 45-60 минут. Деятельность спланирована таким образом, чтобы учащиеся становились активными участниками, а не пассивными слушателями, поэтому в тематической сетке отсутствуют теоретические занятия. Осуществляя практическую работу, а затем анализируя причинно- следственные связи своих наблюдений по информационным источникам, ребята понимают основу любых экологических закономерностей.

      В работе экологический клуб использует следующие формы работы: экологический мониторинг окружающей среды поселка Амазар, научно-исследовательская деятельность, краеведческая деятельность, экологические игры, экологические квесты, экологические конкурсы, эколого- просветительская деятельность с населением п. Амазар, коллективные творческие дела и т.п.

     Работа спланирована по  направлениям, на каждую четверть. Вся работа нацелена на основное направление – проект года, который планируется совместно с учащимися. Работа по остальным направлениям помогает осуществить проект года.

     В начале учебного года с ребятами согласуется тема проекта года, который может быть представлен на региональные конкурсы. В ходе реализации основного направления учащиеся, по желанию, могут выбрать для себя тему научно-исследовательской работы в соответствии с проведенными исследованиями и также представить ее на конкурсы различного уровня. Такая система работы  предусмотрена для большей мотивации учащихся.

Направления работы:

  1. проект года –это основная цель учебного года, которую помогает достичь вся проделанная за год работа. В течение года накапливается материал, а проект  оформляется на последних занятиях
  2. сопутствующие проекты (традиционные проекты, которые реализуются ежегодно)
  3. исследовательская деятельность (примерные темы исследовательских работ, которые ребята могут выполнить в соответствии  с основной темой четверти, а затем представить свои результаты на конференциях различного уровня, темы исследований могут варьировать и меняться в зависимости от интересов учеников)
  4. общешкольные мероприятия, КТД (мероприятия, которые проводят члены «Экосвета» для учащихся школы. Общешкольные мероприятия планируются не только по результатам исследования, но и в соответствии с ежегодным положением о региональной экологической акции « Охранять природу – значит любить Родину!»
  5. работа на местности, мониторинг ( исследовательская деятельность, которая предполагает работу на местности: наблюдение за состоянием воздуха, наблюдения за сезонными явлениями в жизни растений, климатическими показателями и т.п.)

    Для полноты экологических исследований используются различные формы организации занятий:

- работа на местности- исследование изучаемого объекта, сбор информации  о нем

- камеральная обработка собранных данных – учащиеся, используя специальную литературу, анализируют свои наблюдения, объясняют экологические процессы, прогнозируют, планируют деятельность по улучшению экологической обстановки

- подготовка общешкольных мероприятий – учащиеся готовят общешкольные мероприятия для учащихся школы. Мероприятия связаны с проведенными исследования. Некоторые мероприятия включаются в течение года в соответствии с положениями об экологических  конкурсах различного уровня

- общешкольные мероприятия проводятся каждую четверть как отчет о проделанной работе. В тематическое планирование общешкольные мероприятия не включены, они проводятся вне программы. При проведении общешкольных мероприятий используются разные формы организации деятельности детей (выступление агитбригад, оформление стенгазет экологического содержания, выпуск листовок для населения, конкурсы, тематические мероприятия, линейки)

     Работа клуба «Экосвет» в  2017-2018 ученого года связана с исследованием рек п. Амазар с целью разработки экологической тропы у водного объекта.

Планирование работы по четвертям на 2017-2018 учебный год

          Четверть,

I

II

III

IV

                    Тема                

Направление

Исследование реки Чичатка

Исследование реки Амазар

Проект года

Разработка экологической тропы  в русле амазарской реки

Сопутствующие проекты

Школьная географическая площадка

Школьная географическая площадка

Исследовательская деятельность (примерные темы)

Комплексная характеристика природного комплекса р. Чичатка.

Фитоценозы в русле р Чичатка

Качество питьевой воды, водозабор которой в п. Амазар осуществляется на реке Чичатка

Мониторинг качества питьевой воды с 2011, 2017гг год

Особенности зимовки растений в условиях резко континентального климата п. Амазар

Эколого-географические особенности р. Амазар

Качество воды р. Амазар. Возможности использования ее для водоснабжения населения

Школьные КТД, мероприятия

Агитбригада « Берег должен быть чистым!». Выпуск агитационных листовок для населения

конкурс сказок для начальной школы «Жизнь амазарской капельки», внеклассное мероприятие «Необычное об обычной воде», оформление стенгазеты с результатами исследования

«День воды»

Фотоконкурс «Эковзгляд» (конкурс фотографий водных объектов п. Амазар)

«Единый день защиты малых рек»

Конкурс рисунков «Птицы в бассейне Амура»

Работа на местности, мониторинг

Построение профиля рельефа вдоль русла р. Чичатка

Комплексное исследование  на ландшафтном профиле р. Чичатка

 Выбор маршрута и объектов на нем

Изучение снегового покрова в русле реки Чичатка

Зимние явления в жизни растений, произрастающих в русле реки Чичатка

Исследование маршрута. Определение степени антропогенной нагрузки

Выбор маршрута экологической тропы и объектов на нем

Экология зеленых растений под снегом в русле реки Амазар

Изучение физико-химических свойств природных вод р. Амазар

Изучение экологии млекопитающих по следам в р. Амазар на примере зайца

Комплексное исследование  на ландшафтном профиле р. Амазар

Построение профиля рельефа вдоль русла р. Амазар,

Изучение экологии первоцветов в русле р. Амазар

Степень антропогенной нагрузки

Учебно- тематическое планирование 2017-2018

Раздел /четверть/кол- во часов

№ занятия п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Исследование реки Чичатка/ I/8 ч

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Планирование на год

1

2-3

Работа на местности. Построение профиля р. Чичатка. Выбор маршрута и пикетов. Комплексное описание биоценоза р. Чичатка

2

4-5

Камеральная обработка собранных данных. Анализ полученных результатов

2

6-8

Подготовка материалов для общешкольного мероприятия. Агитбригада « Берег должен быть чистым!». Выпуск агитационных листовок для населения

3

Исследование реки Чичатка/ II/8 ч

9-10

Работа на местности «Изучение снегового покрова в русле реки Чичатка» «Особенности экологических приспособлений в жизни растений в зимний период» ( растения , произрастающие в русле р. Чичатка). Взятие пробы воды из проруби р. Чичатка. Определение степени антропогенной нагрузки

2

11

Камеральная обработка, анализ собранных данных. Планирование индивидуальных исследовательских работ

1

12 - 13

Практическое занятие. Исследование качества питьевой воды взятой из под школьного крана (водозабор в п. Амазар происходит с р. Чичатка). Исследование пробы воды, взятой на реке. Сравнение проб. Планирование индивидуальных исследовательских работ

2

14-16

Подготовка общешкольных мероприятий: конкурс сказок для начальной школы «Жизнь амазарской капельки», внеклассное мероприятие «Необычное об обычной воде», оформление стенгазеты с результатами исследования

3

Исследование реки Амазар/ III/ 10

17 - 19

Подготовка общешкольных мероприятий Фотоконкурс «Эковзгляд» (конкурс фотографий водных объектов п. Амазар)

3

20-21

Работа на местности «Экология зеленых растений под снегом в русле реки Амазар», «Изучение экологии млекопитающих по следам в р. Амазар на примере зайца», взятие пробы воды на р. Амазар

2

22

Практическое занятие «Изучение физико-химических свойств природных вод р. Амазар»

1

23-24

Камеральная обработка, анализ собранных данных. Индивидуальные консультации

2

25-26

Подготовка общешкольного мероприятия «День воды». Выпуск стенгазеты по результатам исследования р. Амазар

2

Исследование реки Амазар/ IV/ 8

27-28

подготовка к общешкольному мероприятию «Единый день защиты малых рек», Конкурс рисунков «Птицы в бассейне Амура»

2

29-30

Работа на местности. Построение профиля р. Амазар. Комплексное описание биоценоза р. Амазар. Экология первоцветов в русле реки. Определение степени антропогенной нагрузки

2

31

Камеральная обработка и анализ собранных данных

1

32-34

Оформление проектов  «Экологической тропа  в русле амазарской реки» на основе собранных материалов

3

Содержание изучаемого курса

     Программа «Экосвет» на 2017-2018 учебный год включает две темы. Каждая из тем позволяет ребятам познакомиться с разными способами экологических исследований в окружающей среде, методикой их проведения,  разными способами поддержания равновесия в окружающей среде.

     Тема № 1. Исследование реки Чичатка. Тема рассчитана на две четверти. Захватывает тема осенний и зимний периоды. Поэтому исследования на местности привязываются к этим сезонам. Все исследования и наблюдения проводятся в русле реки Чичатка. Первая работа на местности связана с выбором маршрута и построением его картографического профиля, на который в дальнейшем наносятся пикеты (остановки соответственно уникальным объектам) экологической тропы. Во время работы на местности учащиеся выбирается маршрут, на этом маршруте учащиеся выявляют уникальные объекты реки. Кроме того, в зимний период времени проводятся исследования качества питьевой воды, взятой из под крана, т.к. водозабор в поселке осуществляется именно с этой реки.  Данная тема позволяет исследовать р. Чичатка, ее эколого-биологические и географические особенности. Материалы будут использованы при разработке экологической тропы группой учащихся.

      Тема № 2 Исследование реки Амазар. Река Амазар не используется жителями поселка для водозабора, но русло реки интересно с точки зрения экологии. Разнообразие растительности и геологических профилей этой территории предполагает создание здесь экологической тропы для учащихся. Географический профиль строится и выбираются пикеты весной, т.к. профиль удобнее строить когда на местности отсутствует снег. Исследования реки проводятся в зимне-весенний период, поэтому это позволяет формировать представления учащихся об изменениях в биоценозах и особенностях адаптации организмов к условиям климата в поселке. Понимая эти закономерности, учащиеся могут определить особенности антропогенной нагрузки и определить пути снижения ее, разработать рекомендации. Все накопленные материалы используются группой учащихся для разработки экологической тропы.

Материально – техническая база

Для организации занятий используется оборудование кабинета географии (оснащение  75  %), кабинета биологии (100% оснащение), кабинета химии  (оснащение 85 %). Кроме того, в рамках реализации программы дополнительного образования реализуется сопутствующий проект « Школьная географическая площадка»(2016-2019), которая используется не только для занятий клуба, но и в учебных целях на уроках географии и экологии.

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)
  2. Программа экологического воспитания детей и молодежи в системе образования РФ на 2017-2020 годы (2016 год)
  3. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации /http://www.unece.org/
  4. Экологические исследования школьников в природе/ DVD экологического центра «Экосистема»
  5. Экология растений Забайкалья.- Забайкальский педагогический университет им Н.Г. Чернышевского, 1999.



Предварительный просмотр:

МОУСОШ № 102 п. Амазар

Резникова Надежда Владимировна, учитель географии и экологии, Черепанова Елена, ученица 8 класса,   Кунгурова Екатерина, 8 класс

2017 год

Экологический квест «Даурский заповедник»

Цель: познакомить участников с Даурским заповедником

Знакомство с заповедником происходит в форме квеста. Ребята не только знакомятся с ним, но и выполняют задания на каждой станции. Станции, предусмотрены для квеста в соответствии с реальными достопримечательностями заповедника: Торейские озера, долина Дзерена, Адон-Челон, Цасучейский бор. На каждой станции участников встречает хозяин станции, который знакомит с особенностями своей территории и предлагает выполнить задание. Каждая команда собирает карту Даурского заповедника на небольшой магнитной доске. Карта состоит из четырех фрагментов, соответственно количеству станций. На каждой станции необходимо взять один фрагмент. За выполненное задание команда получает баллы, которые вписываются на фрагменте карты. Деление на две команды происходит в случайном порядке. Обе команды получают свои эмблемы, название и девиз. Собираются команды на втором этаже школы. Ведущие объясняют правила игры.

Действующие лица: ведущие, журавли, Адон-Челон, сосна Крылова, антилопа дзерен, вода, карта, команда «Светлячки», команда «Одуванчики»

Оформление: кулисы голубого цвета украшены бумажными журавлями, по нижнему краю имитация холмов, наклеена зеленая трава. Между двумя кулисами по центру установлен экран., проектор установлен на тумбе напротив экрана, которая украшена гербом Даурского заповедника. У команд маршрутные листы, детские магнитные карты, рюкзаки с «помощниками» (ручки, шифр, листы). Станции оформлены в кабинетах на втором этаже.

На фоне песни «Ах ты степь широкая» с двух сторон выходят ведущие

Максим В степи (Анна Павловна Барыкова)

Разубрана вся степь раздольная цветами;

Прогретая насквозь, вся дышит, вся живет

И звонкими певцов-малюток голосами

Свободы и любви весенний гимн поет.

Букашки, мотыльки и пчелы золотые -

Всё счастливо кругом, всё полно красоты!

Завидую я им; они - цари земные!

Выходит Яна

Яна :

Она прекрасна, словно море, 
В сплошном прибое ковылей, 
И в этом солнечном просторе 
Весь мир становится светлей. 
Течет из венчиков ромашек 
Поток невидимый, густой, 
И сердце пьет из белых чашек 
Медовой крепости настой. 
Поет пчела неутомимо, 
Поет земля.

(Кондратковская Нина)

Максим Добрый день дорогие участники экологического квеста. Сегодня мы с вами – жители тайги, поем гимн Забайкальским степям неслучайно.

Яна 2017 год в России объявлен годом экологии. А также наша страна отмечает 100 летний юбилей с даты создания первого заповедника.  Находится он в Бурятии. Но и у нас в Забайкальском крае есть свои заповедные места. Одно из них создано для охраны степей при участии сразу трех государств: России, Монголии и Китая. Это Даурский заповедник.

Максим  толчком для его создания стало безудержное истребление мигрирующих через Даурскую степь птиц?

Играет музыка

Яна Вылетев из Африки в апреле

К берегам отеческой земли,

Длинным треугольником летели,

Утопая в небе, журавли.

Вытянув серебряные крылья

Через весь широкий небосвод,

Вел вожак в долину изобилья

    Свой немногочисленный народ

Танец журавлей (  журавли исполняют танец, замирают ). Играет печальная музыка

Яна

Но когда под крыльями блеснуло

Озеро, прозрачное насквозь,

Черное зияющее дуло

Из кустов навстречу поднялось.

Луч огня ударил в сердце птичье,

Быстрый пламень вспыхнул и погас,

И частица дивного величья

С высоты обрушилась на нас.

Два крыла, как два огромных горя,

Обняли холодную волну,

И, рыданью горестному вторя,

Журавли рванулись в вышину.

Там, вверху, где движутся светила,

В искупленье собственного зла

Им природа снова возвратила

То, что смерть с собою унесла:

Гордый дух, высокое стремленье,

Волю, непреклонную к борьбе –

Все, что от былого поколенья

Переходит, молодость, к тебе.

А вожак в рубашке из металла

Погружался медленно на дно,

И заря над ним образовала

Золотого зарева пятно.

Исполняется песня «Раненная птица»

Максим:

И здесь был создан заповедник,
Охрану зона обрела,
Природы девственной наследник,
Всего, что почва сберегла.

Огромный труд, преграды, споры
Пришлось создателям пройти,
Защита фауны и флоры
Сумела жадность превзойти
.( http://fabulae.ru/)

Максим мы предлагаем вам сегодня посетить Даурский заповедник, познакомиться с его уникальными местами! В поход вы отправляетесь двумя командами, в пути вас ждут небольшие испытания, выполняя их каждая команда будет собирать карту Даурского заповедника и зарабатывать очки. В конце будет определен победитель.

Яна я предлагаю познакомиться! (команды произносят свое название и девиз)

Максим Прежде чем отправиться в путь необходимо знать где расположен заповедник. Кто в этом поможет? Конечно же карта!

На экране  появляется фрагмент мультфильма «Даша- следопыт» - я карта. Выходит ребенок, изображающий карту. Используя презентацию, сообщает где расположен Даурский заповедник.

Валерия Государственный природный биосферный заповедник «Даурский» расположен на юге Забайкальского края, практически на стыке трех стран: России, Монголии и Китая. Это кластерная (состоящая из нескольких отдельных участков) территория. Первая зона- зона озерная, включает Торейские озера, вторая - на массиве Адон-Челон, Третий участок –  «Цасучейский бор». Уникальная долина дзерена – заказник созданный для восстановления численности дзерена. Вам предстоит побывать на этих территориях, немного узнать о них. Каждая команда получает маршрутный лист, по которому необходимо совершать движение. (Daurzapoved.com)

Яна А также вы получаете рюкзак, в котором ваши помощники, не забывайте ими вовремя воспользоваться!

Максим  Ждем вас здесь после того, как вы посетите все указанные в маршрутном листе станции, для подведения итогов. После того, как первая команда вернется сюда, вы услышите звонок, который сигнализирует о том, что необходимо всем собраться в зале. счастливого пути!

Команды отправляются в путь по маршрутным листам, маршруты составлены таким образом, чтобы команды не оказались на одной станции одновременно.

Подведение итогов .

Яна итак, обе команды в сборе. Я прошу сдать собранные вами карты, на которых написаны набранные вами баллы мы удаляемся для подведения итогов.

Демонстрируется видео о Даурском заповеднике, Аня Полякова исполняет песню «Живет повсюду красота»

Максим уважаемые гости! Итоги экологического квеста подведены, и мы спешим объявить результаты!

Яна победителем экологического квеста Даурский заповедник становится команда …..

Приложение

Станции

На каждой станции ведущий сообщает небольшую информационную справку об особенностях заповедника.

«Торейские озера»

Оформление: на стене приклеен большой плакат, на котором нарисованы Торейские озера с журавлями, столы стоят по кругу, на них микроскопы с песком, на отдельном столе два небольших тазика – один наполнен водой, второй без воды, на дне его лежит коробочка от киндер сюрприза, в которой дата создания Даурского заповедника, в кабинете стоят маленькие химические стаканы. На станции команду встречает девушка в костюме воды (одежда голубого цвета).

Добрый день, уважаемые гости! Рада приветствовать вас в одном из уникальнейших мест Забайкальского края – Торейские озера! Озеро Барун-Торей  и Зун-Торей  – крупнейшие водоемы Забайкальского края, можно считать остатками древнего моря. Торейские озера - это настоящее царство птиц. (Daurzapoved.com)

Подводит участников к двум тазикам (тазики изображают озерные котловины).один таз наполнен водой, второй без воды. На дне его песок и пластиковая коробочка от Киндер сюрприза.

Озера имеют непостоянный водный режим, колебания их уровня обусловлены в значительной мере циклическими изменениями климата. Это явление носит название «Феномен пульсирующих озер». (Daurzapoved.com)

Представьте, что сейчас на озерах период, когда одно из них наполнено водой, а второе пересохло. На дне высохшего озера лежит дата создания Даурского заповедника. Вам необходимо ее достать. Но для этого коробочку необходимо поднять на поверхность, не погружая руки в озеро. Оно глубокое руками не достать. (команда участников должна догадаться, что таз нужно наполнить водой, перелив ее из другого тазики стаканчиками, которые есть в кабинете. Оценка за выполненное задание выставляется по пятибалльной шкале. Второй команде баллы начисляются в соответствии с результатом первой побывавшей здесь команды- если выполнили задание быстрее баллов получают больше и наоборот ).  Не забывайте – время ваше ограничено. За выполненное задание вы получаете фрагмент карты, на котом ваши баллы.

Адон – Челон

Оформление: столы в кабинете расставлены таким образом, чтобы свободным оставался центр. На стене изображение скал, по кабинету разложены фотографии минералов, названия которых зашифрованы. На станции юноша, играет роль Адон-Челона – мудрый старейшина. Здесь участникам предлагается расшифровать названия горных пород, используя ключ к зашифрованному тексту.. Старик говорит вдумчиво, медленно.  Здесь команды получают также фрагмент карты с баллами. Количество баллов зависит от количества расшифрованных минералов.

Спешу представиться господа! Адон-Челон. Имя мое произошло от монгольских слов «адун (адан)» -  и «челон (шулуун)». Что означает «каменный табун».

Да!  Издалека нагромождение моих причудливых скал посреди степи и правда напоминает табун сказочных животных. Кому-то в моих профилях чудится облик дракона, слона, а кому-то кошки или птицы.  Такую форму мои скалы Адон-Челона получили благодаря водной и ветровой эрозии. Самая высокая точка всего Даурского заповедника – это моя гора. По верованиям бурят она имеет своего хозяина, которому преподносятся дары в виде пищи, молока, лоскутков материи, щепотки табака, монет. Один раз в год местные буддисты проводят обряд  - большой молебен с приглашением лам дацана. (Daurzapoved.com)

А как я богат! Большое количество минералов. Вам необходимо собрать  как можно больше моих минералов и расшифровать их названия. За каждый правильный ответ вы получаете один балл. Время выполнения задания 3 мин.

Цасучейский бор

На станции команды встречает сосна. Оформление: изображение соснового леса. Центр кабинета свободный здесь расставлены препятствия (ущелье) на противоположной стороне ущелья на столе лежат фотографии охраняемых в заповеднике растений, рядом с сосной стол с ребусами, в которых зашифрованы названия этих растений.

Здравствуйте! Добро пожаловать в уникальный природный комплекс! Я сосна Крылова. Цасучейский бор- комплексный  заказник, предназначенный для сохранения уникальной экосистемы островного соснового лесного массива. Цасучейский бор  служит естественным убежищем и местом обитания многих видов птиц и зверей, как лесных, так и степных. Его уникальное расположение в степной зоне позволяет и степным, и лесным растениям произрастать в одном сообществе. (Daurzapoved.com)

Так как я представитель флоры, мое задание связано с растениями. Мы с вами будем собирать гербарий для исследовательского центра Даурского заповедника. Представители флоры Даурского заповедника находятся на той стороне ущелья. Вам необходимо по одному перебраться на ту сторону , идти можно только по следам кота манула (следы разложены на полу). там вы должны найти растение и перенести его на эту сторону. Растение, которое необходимо взять вы определите, разгадав ребус. Время выполнения задания 5 минут. Количество баллов соответствует количеству собранных растений.

 «Долина дзерена»

Антилопа дзерен приветствует участников. На панелях наклеены большие  подписанные фотографии животных, которые охраняются в Даурском заповеднике (антилопа дзерен, тарбаган, гусь сухонос, дрофа, даурский еж, даурский журавль) . А также приготовлены следы этих животных. Антилопа дзерен дает команде следы и просит отыскать их хозяина, разложив их на полу напротив фотографии

Рада видеть вас в своей долине, люди! Я антилопа Дзерен. Совсем недавно мне грозило исчезновение. Но благодаря работе сотрудников Даурского заповедника и  созданию в 2011 году заказника «Долина дзерена» я под защитой. И не только я, ведь заказник имеет целью сохранить и восстановить не только дзерена, но и других видов, которые также, как и я совершают миграции в пределах заповедника и сопредельных государств.  – Монголии и Китая. (Daurzapoved.com)

Сегодня со мной в долине дзерена вас встречают некоторые животные, которые считаются редкими и исчезающими, поэтому  охраняются  в Даурском заповеднике. Многие из них эндемики т.е. нигде больше в России не встречаются. (показывает на фотографии животных, все они подписаны). Вы должны найти хозяина следов и разложить их на полу напротив фотографии. Время выполнения задания 5 минут. Баллы выставляются вам на фрагмент карты в зависимости от количества совпадений.

Для подготовки квеста использованы материалы с официального сайта Даурского заповедника