Для родителей

Фомина Зарина Владимировна

На этой странице собраны материалы для родителей. Читайте, изучайте, применяйте!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей старшей группы

«Значение развития мелкой

моторики рук для речи детей»

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

1. Повышается тонус коры головного мозга.

2. Развиваются речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулируются развитие речи ребенка.

4. Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствуют улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивается чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливается рука к письму.

8. Поднимается настроение ребенка.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ (ПАЛЬЦЕВОЙ) МОТОРИКИ.

Ученые – психологи, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Все виды моторик заключаются в методике- Пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

Родителям рекомендуется вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры. Учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки. Также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики. Эффективно проводить различные виды изобразительной деятельности, лепку на разные темы в зависимости от поставленных целей.

Большое значение в мелкой моторике имеет правильное обращение с ножницами. Ребёнок должен правильно держать и вырезать как чёткие линии (геометрические фигуры) так и извилистые линии и силуэты.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление будет затруднено.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша. Но почему бы ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Внешняя речь пока точнее и последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесенное вслух слово к тому же быстрее запоминается. Да и взрослый получает возможность контроля за высказыванием ребенка. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в раннем возрасте. Массаж играет большую роль, стимулирующее воздействие массажных щеток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции.

Мелкую моторику рук развивают:

• Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;

• Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия;

• Рисование карандашами (фломастерами, кистью) ;

• Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.) . Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Огромную помощь ещё оказывают подвижные игры на воздухе ;

во первых- чем больше ребёнок двигается тем лучше полушария обогащаются кислородом, а следовательно это благотворно влияет на все рецепторы головного мозга,

во вторых- во время игры дети разговаривают и тем самым обогащают свой словарный запас,

в третьих -в играх также закрепляются движения руками, т. е. укрепляется -крупная моторика.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.

Вся наша система образования направлена на развитие левого полушария – оно ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. А искусству и музыке уделяется крайне мало времени как второстепенным дисциплинам. При таком подходе правое полушарие, образно говоря, атрофируется из-за неиспользования. Кроме того, большая часть людей с младенчества активнее пользуется правой рукой, игнорируя левую, что тоже создает перекос в сторону левого полушария. Кстати, замечено, что левши, как правило, более творческие люди, поскольку у них достаточно хорошо развито правое полушарие, лучше, чем у праворуких сверстников.

Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте -- Ребёнок от природы наделен огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут ему быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Детские инфекционные заболевания»

Инфекционное заболевание – это болезнь, которая вызывается строго определённым возбудителем, имеет чётко очерченную границу во времени и чёткую клиническую картину. Инфекционные больные заразны.

Возбудители инфекционных болезней – это микробы (одноклеточные живые организмы), грибы, вирусы.

Защитными силами организма являются слизистые оболочки и кожа, не пропускающие микробы внутрь. Бактерицидными свойствами обладают: слюна, слеза, слизистая оболочка носа, моча, желудочный сок, грудное молоко. В крови имеются лейкоциты, которые уничтожают инородные микроорганизмы, попавшие в кровь.

Классификация инфекционных заболеваний

  1. Кишечные инфекции (дизентерия, гепатит А, холера). Микробы, проникая в желудочно-кишечный тракт ребёнка вызывают в нём клинические и анатомические проявления. Возбудители этих инфекций выделяются из организма с испражнениями больного. Путь передачи инфекции орально — фекальные.
  2. Инфекции дыхательных путей (ветряная оспа, грипп, скарлатина, дифтерия, краснуха, свинка, коклюш, менингит, корь, полиомиелит). Возбудители паразитируют на слизистых оболочках верхних дыхательных путей. Передаются воздушно-капельным путём.
  3. Инфекции наружных покровов (столбняк, чесотка, рожа, гепатит В и С). Заражение происходит тогда, когда возбудитель проникает из организма больного человека или животного через повреждённые кожные покровы.
  4. Кровяные инфекции (энцефалит клещевой, чума, тиф блошиный). Возбудитель попадает в кровь здорового ребёнка при укусе его заражёнными кровососущими насекомыми (вши, блохи, клещи, комары).

Периоды развития инфекционного заболевания

  1. Инкубационный (от момента заражения до видимых проявлений болезни).
  2. Предвестник (ребёнок чувствует недомогание, но признаков, характерных для болезни ещё нет).
  3. Острый, клинический, характеризующийся определённой картиной заболевания (температура, определённые изменения в органах и тканях).
  4. Завершающий (полное выздоровление, угасание или переход в хроническую форму).

Противоэпидемические меры

  1. Срочная изоляция инфекционного больного.
  2. Проведение дезинфекции
  • текущая – обработка окружающей среды у постели больного в течении всей болезни.
  • заключительная — проводится в очаге после госпитализации больного.
  • повседневная — проводится в плановом порядке (проветривание, влажная уборка).

3. Накладывание карантина на контакты детей, наблюдение, обследование.

Профилактика инфекционных болезней

  1. Содержание помещения в должном санитарном состоянии.
  2. Повышение у детей иммунитета (общее укрепление организма, соблюдение режима, полноценное питание, прогулки на свежем воздухе, закаливание).
  3. Проведение профилактических прививок.

Ветряная оспа

Ветряная оспа (ветрянка) – вызывается фильтрующимся вирусом, занимает первое место по летучести.

Инкубационный период – 21 день.

Характерные признаки: не резкое нарушение общего состояния, вялость, недомогание, кожный зуд. К концу первого дня на коже появляются красные, круглые пятнышки, через несколько часов образуется пузырёк, заполненный жидкостью, пузырёк лопается, образуется корочка, которая отпадает через 7 -8 дней. Для ветрянки характерно не одномоментное высыпание, полиморфизм сыпи: на теле одновременно и пятнышки, и пузырьки, и корочки, поражение волосистой части головы и слизистой оболочки. Осложнения редки, может быть наложение рубцов при плохом уходе.

Лечение: точечная обработка сыпи дезинфицирующими растворами (зелёнкой, йодом, марганцовкой), часто менять постельное бельё, нательное бельё.

Скарлатина

Скарлатина (пурпурная лихорадка) – вызывается гемолитическим стрептококком (он же вызывает ангину, заболевание почек, заболевание сердечной мышцы, скарлатину).

Инкубационный период – 7 дней.

Характерно острое начало: высокая температура, боль в горле, рвота, ярко пунцовые щёки и бледный носогубный треугольник, язык обложен белым налётом, затем быстро очищается, становится розовым как малина, на 1-ый и 2-ой день на теле появляется характерная сыпь, на покрасневшем фоне кожи, мелкоточечная малиновая сыпь, напоминающие булавочные уколы, особенно густо в местах сгиба. К концу первой недели происходит пластинчатое шелушение кожи, кожа сходит слоями с ладоней, подошв ног.

Скарлатина опасна осложнениями: гнойная ангина, гнойное воспаление лимфоузлов, воспаление среднего уха, миокардит (воспаление сердечной мышцы), нефрит (воспаление почек).

Лечение: антибиотики, постельный режим, полноценное питание.

Карантин – 7 дней, дезинфекция своими силами.

Профилактика – прививки нет, не допускать ангины, хронического тонзиллита, закаливать организм.

Дифтерия

Дифтерия – это единственное заболевание, прививку которого делают взрослым каждые 10 лет. Микроб очень стойкий, длительно сохраняется в окружающей среде.

Инкубационный период – 7 дней.

Заражение происходит воздушно – капельным путём и через предметы. В зависимости от того где оседает микроб и развивается воспалительный процесс отличают следующие формы дифтерии: носа, зева, гортани, глаз, пупка, раневая. На месте воспалительного процесса образуется характерная плёнка, ткань в виде сероватого, блестящего или серебристого налёта. Плёнка распространяется на гортань с миндалинами, затрудняет дыхание, вызывает удушье. Микроб выделяет токсин (яд), который вызывает интоксикацию организма, вплоть до остановки сердца, поражение зева, паралич нервов.

В отличие от обычной ангины поражение зева при дифтерии начинается более медленно, с небольшим повышением температуры, нерезкой болью в горле, на миндалинах появляется характерный налёт, изо рта исходит своеобразный запах (сладковато –неприличный).

Лечение: обязательная госпитализация, введение иммуноглобулина.

Профилактика: прививка 3-х кратная – в 3 месяца, в 4,5 и в 6 месяцев. Затем ревакцинация в 18 месяцев, 7 лет, 14 лет и взрослым каждые 10 лет.

Корь

Корь — вызывается фильтрующимся вирусом, его свойства не стойки, высокая летучесть, быстро погибает под действием солнечных лучей. Заражение воздушно – капельное. Заразным больной является от двух последних дней инкубационного периода до 4-х дней высыпания.

Инкубационный период — 17 или 21дней, если ввели иммуноглобулин. 2-ой период – катаральный, длится 3 – 4 дня. 3-ий период – сыпь на теле, длится 4 -5 дней. 4-ый период – пигментация, длится 7 – 14 дней – завершающий.

Температура постепенно нарастает до 39° и выше, слабость, вялость, плаксивость, снижение аппетита, обильный насморк, голос охриплый, лающий кашель, глаза краснеют, веки отекают, слезотечение, светобоязнь. На слизистой щёк, во рту появляются (на 1-ый и 2-ой день) серовато – беловатые точки, как манная крупа, окружённые красным венчиком. На верхнем нёбе сыпь в виде красных пятен. На фоне максимально высокой температуры и катаральных явлений появляется сыпь на теле. Характерна поэтапность (3 дня) появления: 1–ый – за ушами, 2–ой – на теле, 3-ий – руки, ноги. На неизменном фоне кожи розовые пятна с горошину могут сливаться и принимать неправильную форму, характерный внешний вид (лицо одутловатое, веки, нос, верхняя губа – отёчные, обильные выделения из носа). На 4-ый, 5-ый день состояние улучшается. 4-ый период – сыпь угасает (становится коричневой), исчезает в той же последовательности. В этот период выздоровления возникают осложнения (колиты, почки, кишечник).

Лечение: исключить яркий свет, промывание глаз, рта, лечить насморк, кашель, постельный режим, щадящая пища (не острая, не твёрдая).

Профилактика: прививка: в 1 год и в 6 лет.

Краснуха

Краснуха — вызывается фильтрующимся вирусом, очень нестойким.

Заражение – воздушно-капельным путём и внутриутробно.

Инкубационный период – 21 день.

Нерезкое ухудшение состояния – редко температура 38 — 39°. На 1-ый, 2-ой день появляется сыпь на теле, напоминающая коревую (горошины 1,5 – 2 см.), но пятна не сливаются и сыпь сразу на всём теле. Для краснухи характерно увеличение задних шейных лимфатических узлов. Осложнений не бывает, но опасно для беременных на первой стадии беременности.

Прививки: 1 год, 6 лет, 13 лет (девочкам).

Эпидемический паротит (свинка)

Свинка — вызывается фильтрующимся вирусом, нестойкий, летучесть невысокая.

Заражение – воздушно-капельным путём, возможно через посуду, игрушки.

Инкубационный период – 21 день, характерно острое начало, температура 38 – 39 °.

Вирус вызывает воспалительный процесс околоушных слюнных желез (у угла нижней челюсти), железа увеличивается, максимальных размеров достигает на 3-4-ый день. При свинке сглаживаются контуры лица и заполняется позади челюстная ямка, опухоль переходит на щёку, кожа натягивается, приобретает сальный вид, оттопыриваются уши – отсюда название – свинка. К 8 — 10 дню болезнь заканчивается, если опухоль не переходит на другую слюнную железу.

Осложнения:

  • Свинюшный менингит — воспаление головных оболочек (рвота, боль).
  • Гнойное воспаление слюнных желез.
  • Орхит (воспаление яичек).

Лечение: Постельный режим на время лихорадочного режима, согревающий компресс (водочный, песок), жаропонижающие препараты, пища жидкая, протёртая.

Противоэпидемические меры: Карантин – 21 день, проветривание и влажная уборка.

Прививки: в 12 месяцев и в 6 лет (ревакцинация).

Коклюш

Коклюш – вызывается микробом (нестойким, летучесть невысокая).

Заражение: воздушно-капельным путём при прямом контакте. Микроб выделяет яд, действующий на центрально-нервную систему и вызывает кашлевую доминанту.

Инкубационный период: 2 недели. 2-ой период – катаральный, длится 2 недели. 3-ий период – судорожного, спазматического кашля – 4 недели. 4-ый период –окончания, разрешения – 2 недели.

Отличия 2-го периода (катарального) от простудного заболевания:

  • Постепенно нарастающая интенсивность кашля, несмотря на тепловые процедуры.
  • Чаще человек кашляет, ложась в постель и просыпаясь.
  • Отрицательные эмоции усиливают кашель.

Приступы кашля:

  • Серия кашлевых толчков, непрерывно следующих друг за другом, которые заканчиваются редко удлинённым, затрудняющим вздохом, иногда рвотой с выделением тягучей слизи.
  • Нередко сопровождается воспалением лёгких.

Лечение: Курс антибиотиков.

Рекомендуется: прогулки у воды, положительные эмоции, ежедневные тёплые ванны, успокаивающие нервную систему, пища высококалорийными малыми порциями и чаще.

Профилактика: 3-х кратная вакцинация (3 месяца, 4,5 месяца, 6 месяцев), ревакцинация в 18 месяцев.

Вирусные гепатиты (желтуха) А, В, С, Д, Е

Гепатиты вызываются вирусами А, В, С, Д, Е.

Гепатиты А и Е – кишечные (грязные руки). Гепатиты В, С, Д – инфекции, которые передаются гемоконтактным путём. Вирусы очень стойкие, в окружающей среде сохраняются неделями. Уничтожаются при 15-20 — минутном кипячении и длительной выдержки в дезинфицирующих веществах.

Прогнозы: А и С вылечиваются полностью, В — может переходить в хронические формы и повреждать иммунную систему, вплоть до потери иммунитета. С – склонен переходить в хроническую форму, нередко приводит к циррозу печени или раку. Д – редкое заболевание, считается суперинфекция и развивается только у тех, у кого гепатит В.

Инкубационный период: 3 – 5 недель (А, Е), карантина для других форм не существует.

Преджелтушный период: — 1 неделя, имеет вид катара верхних дыхательных путей, дисфункция кишечника, признаки со стороны нервной системы, определённый период резкой вялости, снижение аппетита. К концу периода – дополнительные жалобы в области печени (боли), тошнота, рвота, изменение цвета мочи (тёмная) и кала (светлый).

3-ий период – желтушное окрашивание кожи, склер глаз (ярко-жёлтая волосистая часть головы, под языком, за ушами) – длится 2 – 3 недели. У больных гепатитом А и Е состояние улучшается, а у больных гепатитом В, Д, С – ухудшается (показатели токсикации увеличиваются).

Лечение: Медикаментозное, диета (печень поражена), сахарно – фруктовая диета до полугода и года с ограничением жиров и белков, исключаются крепкие бульоны (мясные. рыбные, грибные), острое, кислое, солёное, копчёное, маринованное, тушёное, жареное.

Можно: овощные, молочные супы, все молочные продукты (творог), за исключением масла и сметаны, мясо, рыба в отварном виде, на пару, каши, овощи, отварные яйца не систематически, фрукты (цитрусовые ограничить), мёд. После выписки освобождается от прививок, физкультуры.

Противоэпидемические меры: изоляция, карантин до 50 дней, иммуноглобулин, дезинфекция полная, заключительная, камерная, ежедневное наблюдение за контактными, измерять температуру, оценка цвета мочи и кала, осмотр тела, осмотр поведения, 2 раза – анализ мочи и крови на биохимическое содержание.

Прививка: против гепатита В новорождённым, в 1 месяц, 6 месяцев, 13 лет (не привитым).

Список используемой литературы:

  1. Волокитина Т. В. «Основы медицинских знаний» М. Академия 2010 г.
  2. Лютаев С. А. «Основы медицинских знаний» М. Академия 2012 г.



Предварительный просмотр:

    https://i.pinimg.com/736x/3b/28/ea/3b28ea1f328c680a726d7d525ee07011--belem.jpg

Консультация для родителей «Развитие речи детей 5-6 лет»

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых!

Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной деятельности. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками. Чтобы научиться говорить - надо говорить.

Расширение словаря происходит одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью, с формированием отношения к окружающему.

Различают активный и пассивный словарь. Пассивный словарь - это слова, которые ребенок понимает, знает, но не использует. Активный словарь - это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Активный словарь пятилетнего ребенка к концу года должен насчитывать 3000 слов. Пассивный словарь обычно больше активного. Вы можете протестировать своего ребенка. Предложите ему пересказать сказку или коротенький текст, рассказать о каком-либо событии, составить рассказ по картинке, а затем проанализировать: как близко к тексту он передал содержание, использовал ли прилагательные, часто ли затруднялся в подборе слов.

Методы и приемы для обогащения словаря детей:

дидактические, развивающие, настольные игры;

подвижные игры с текстом;

сюжетно-ролевые игры;

драматизация сказок;

игровые упражнения;

чтение художественной литературы;

рассказывание сказок с участием детей;

заучивание стихотворений;

беседы после рассматривания картин, иллюстраций.

Если вы заметили, что у вашего ребенка есть проблемы с речью, как можно быстрее обратитесь за помощью к специалистам. Чем больше времени вы будете уделять ребенку в дошкольном возрасте, тем меньше вам придется помогать ему в школе. Но нужно помнить, что обучение дошкольника - это, прежде всего, игра, интересная и увлекательная. Вы можете проводить речевые игры, которые не требуют дополнительного времени, необходимо только ваше желание.

По дороге в детский сад предложите ребенку поделиться наблюдениями, касающимися погоды, подобрать как можно больше слов, описывающих деревья, рассказать, что нового он заметил на улице, в парке и т.д.

Дома на кухне спросите ребенка, какие продукты нужны, чтобы сварить борщ, суп, сделать салат, окрошку, какие продукты необходимо купить в магазине, какие приборы-помощники есть у вас на кухне и т.д.

Развиваем речь ребёнка с помощью игровых моментов:

1. Подбираем синонимы. Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.

2. Подбираем антонимы. Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий-тяжелый, открыли-закрыли).

3. Классифицируем предметы по определенным признакам. Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный). Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон). Часто дети 5-6 лет в речи используют обобщающие слова (например, цветок вместо тюльпана), тренируйте ребенка точно определять предмет (например, ель, тополь вместо «дерево»)

4. «Угадай-ка». Вы называете признаки предмета, а задача ребенка- угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»

5. Упражнения на грамматику (правильное склонение существительных по числам, падежам, сравнение, применение предлогов). Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» — тренируем склонение по числам. Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване), а сейчас кот подошел к… (дивану)» — тренируем склонение по падежам.

6. Составь предложение из слов. Попросите ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».

7. Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок. Пожалуй, одно из самых эффективных средств для развития речи- это чтение литературы, в том числе загадок, потешек, стихов, пословиц и поговорок.

8. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак.

«Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый.

9. « Чем отличаются предметы?»

Чашка и стакан

Яблоко и груша

Помидор и тыква

Тарелка и миска

Кофта и свитер

10. «Что общее?»

У двух предметов:

огурец, помидор (овощи);

ромашка, тюльпан (цветы);

слон, собака (животные).

У трех предметов:

мяч, солнце, шар — ...

тарелка, ваза, чашка — ...

лист, трава, крокодил — ...

11. «Подбери словечко»

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).

12. «Волшебные очки»

Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.

Список литературы для детей 5-6 лет

читать детям нужно каждый день;

если вы собираетесь прочесть детям произведение уже знакомого им автора, необходимо напомнить и о других его книгах:

1) Николай Носов. Рассказы, «Приключения Незнайки и его друзей» (все части).

2) Виктор Драгунский. Денискины рассказы. Карика и Вали».

3) Отфрид Пройслер. «Маленькая колдунья», «Маленькое приведение», «Маленький водяной».

4) Андрей Усчев. «Умная собачка Соня», «Жили-были ежики», «Школа снеговиков», «Чудеса в Дедморозовке», «33 кота».

5) Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

6) Александр Волков. «Волшебник Изумрудного города» все части.

7) Джанни Родари. «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лжецов», «Как путешествовал Джованино», «Путешествие голубой стрелы».

8) Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» (3 части), «Приключения Эмиля из Леннеберги», «Эмиль и малышка Ида», «Пеппи Длинныйчулок».

9) Алан Милн. «Вини-Пух и все-все-все» (все части).

10) Эдуард Успенский «Трое из Простоквашино» (старые истории), «Чебурашка и Крокодил Гена» (старые истории), «Следствие ведут колобки» и т.д.

11) Ян-Олав Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг четырнадчатый и другие».

12) Юрий Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина».

13) Анне-Катрине Вестли. «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик», «Маленький подарок Антона».

14) Григорий Остер. «38 попугаев», «Вредные советы».

15) Лаймен Баум. «Волшебник страны Оз».

16) Алексей Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино».

17) Карло Коллоди. «Приключения Пиноккио».

18) Диана Сабитова. «Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни».

19) Туве Янсон. Все о Муми-троллях.

20) Дмитрий Емец «Приключения домовят».

21) Сергей Михалков «Праздник непослушания».

Родители:

Верьте в силы ребенка!

Обучайте в игре!

Умейте выслушать ребенка.

Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.

Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);

в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д.

обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);

привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.);

И самое главное – как можно чаще хвалите вашего ребенка, даже за небольшие успехи!