Хафизова Ирина Закирьяновна

Если вы не можете понять, что происходит с вашим малышом,  давайте попробуем вместе понять его. 

 

Светлана Кузьмичёва

Добрый вечер.На данное время переживаем с мужем развод. У нас двое детей,как им лучше объяснить,почему так происходит,что папа теперь будет жить с другой тётей и т.д. Спасибо.

Порой совместная жизнь для семейной пары становится невыносимой, люди разводятся, тем самым пытаясь решить возникшие проблемы. Но на пути становятся другие, как оказывается впоследствии, гораздо более важные, и не так просто разрешимые, как их личные. Проблема возникает с ребенком, который не понимает еще взрослых отношений, потому что он еще маленький и воспринимает мир по-своему. В таких ситуация дети, как правило перекладывают вину за ссору родителей, на себя. Им кажется, что это их плохое поведение спровоцировало расставание родителей. Не стоит выдумывать, лучше просто рассказать ребенку все как есть, но на доступном его мышлению языке, объяснить причину, по которой мама с папой больше не могут жить вместе. Не нужно в глазах ребенка очернять друг друга, он любит вас одинаково, в независимости от ваших отношений. Сделайте акцент на том, что родители живут порознь не по его вине, что так бывает между взрослыми, что это вы поссорились. Вы так же, как и раньше любите его и готовы с ним общаться в любое время.
Одно из самых действенных средств в этом вопросе, это искренность и ясность в объяснении создавшейся ситуации, дети так чувствительны ко лжи. Мы с вами понимаем, что разводы родителей со временем могут негативно сказаться на поведении ребенка, иногда это проявляется сразу. Малыш замыкается, становится капризным, плаксивым, можно называть еще много чего. Ваша любовь, которую вы будете проявлять с обеих сторон вот ключ к тому, чтобы избежать этого.
Как уже говорилось, правильнее, если вы объяснили ребенку на доступном его пониманию языке.
Чем старше и взрослее ребенок, тем больше ему можно рассказать, Если у него возникли вопросы на эту тему, желательно, чтобы он получил честные ответы на свои вопросы. Тогда большая часть напряжения у него, по этому поводу уйдет.
В разговоре обязательно нужно сделать акцент на том, что папа с нами больше не живет, но будет, приходит к вам, потому что любит его и хочет с ним общаться. Конечно, эти слова должны быть подкреплены сознательной договоренностью родителей.
Недопустимо объяснять развод несостоятельностью супруга, рассказывать о нарушении супружеской верности и о других случаях, унижающих достоинство супруга, поверьте, такое отношение к бывшему супругу. будет со временем оценено вашим ребенком и не разовьет у него комплексов, которые могут последовать за негативным отношением в бывшему мужу, но не у бывшему отцу вашего ребенка. Некоторые взрослые, занятые собственным несчастьем, посвящают ребенка во все подробности, пытаясь найти понимание с его стороны. Но не забывайте, что это всего ребенок и сознание его хрупко.
Не превращайте ребенка в собственного психолога, не добавляйте разочарования в его детский мир. Как бы, не сложились, ваши отношения, для ребенка отец всегда останется отцом. Помните не только о себе, но в первую очередь о нем, маленьком беззащитном создании, который любит маму и папу. Вы всегда будете в его сознании равны для него.

Наталья Г.

У меня конфликтный ребёнок,дочь, 6 лет.Проблемы в садике с общением со сверстниками и взрослыми. Воспитатели и родители других детей часто жалуются. Дерётся или устраивает истерики. А нам скоро в школу. Как нам с этим бороться?Спасибо.

Становясь старше, дети 3–6 лет будут дружить с теми, кто предложит поиграть со своими игрушками или угостит конфетами, не ябедничает, не плачет и не дерется. И так как практически треть дошкольников дружит с кем-нибудь, слово «друг» прочно закрепляется в детском словаре на 3–5-м году жизни. Дружба для 6-летнего ребенка – это возможность ходить в гости, играть вместе, веселиться, защищать от обидчиков и жалеть друга, а также прощать товарища и извиняться перед ним. Вместе с тем практически все дружеские отношения в этот период строятся на принципе «добро – за добро, зло – за зло».
Психологами замечено, что чем лучше у ребенка отношения с родителями, тем легче ему находить общий язык и с окружающими. Поэтому нарушения в сфере семейного воспитания нередко оказывают отрицательное влияние на способность ребенка к установлению дружеских контактов. Чрезмерная опека детей со стороны родителей, принудительное ограничение общения ребенка с другими детьми, запрет на приглашение друзей в дом, отсутствие условий для самоутверждения ребенка и отрицание его права действовать самостоятельно могут привести к психологической неготовности к общению со сверстниками. Проблемы могут возникнуть также и в связи с личностными (повышенная эмоциональность, замкнутость и застенчивость) и внешними особенностями (излишняя тучность, неприятные черты лица, особенности в развитии). И так как детская компания – довольно жестокое сообщество, то неспособный вписаться в группу безжалостно изгоняется. Причина того, что ребенок не может поддержать отношения с людьми, нередко связывается и с тем, что современные дети чаще играют в одиночку и зачастую с компьютером. В результате, как мальчики, так и девочки не знают простых способов знакомства, не могут проявить соучастие и сопереживание, высказать поддержку своему приятелю, что вместе с «неумением» разговаривать с ровесниками на их языке приводит к отторжению ребенка из среды сверстников. Далее из-за неудовлетворенности в общении он становится агрессивным.
Определив причину возникшей проблемы, необходимо спокойно и ненавязчиво начинать исправлять положение, придерживаясь следующих правил:
1. Давать ребенку возможность общаться с друзьями. Например, заинтересовывать занятиями в кружках или секциях, ходить в гости в те семьи, где есть дети, приглашать соседей-сверстников домой, устраивать детские праздники.
2. Предоставлять детям возможность действовать самостоятельно, проявлять инициативу и свои способности.
3. Стараться качественно проводить время с ребенком, например, играть, веселиться, шалить как бы «на равных».
4. Учить ребенка открыто и спокойно высказывать собственное мнение, доказывать его, не повышая голоса, без истерик и обид.
Первоначально ребенку, расстроенному и столкнувшемуся с чем-то незнакомым, неожиданным и пугающим из-за отсутствия друзей, надо оказать эмоциональную поддержку. Детям любого возраста важно почувствовать, что любящий взрослый готов его выслушать, признает его личностью, заслуживающей доверия, разделяет его горе, готов помочь и поддержать. «Я вижу, ты грустишь (злишься, боишься, обижаешься). Это действительно обидно – когда ребята не берут в игру (слышать насмешки, быть всегда одному на переменах и т.д.)». Но есть основные моменты, которые дети должны услышать. Во-первых, если приятель с ним(ней) «не водится», то это совсем не значит, что он/она не достоин любви. Во-вторых, каким бы он/она ни был, быть любимым всеми без исключения невозможно. В-третьих, и он/она сам(а) также кого-то принимает как друга, а кого-то игнорирует. В-четвертых, совместный анализ возможных причин конфликта. Возможно он/она напоминает своему приятелю кого-то, кого тот не любит, или он/она сделал(а) что-то, сам(а) того не желая, что не понравилось другу. И напоследок важно дать понять ребенку, что в любом случае свет клином не сошелся на этом приятеле. Стоит вместе с сыном или дочерью подумать, на кого он/она мог бы рассчитывать, кто мог бы стать новым другом и где его найти.
Детям необходимо живое общение с родителями, так как именно во время непосредственного контакта сын или дочь черпают уверенность в себе, формируют собственную идентичность и жизненные ценности. Так, уделяя доверительному общению 10 минут утром и один час вечером, можно получить чудо. Важно и совместное проведение досуга, ибо растущие дети более ориентированы на поведение, чем на слова.
Взрослые члены семьи могут помочь младшим поднять свой статус в глазах сверстников, если будут:
• предоставлять детям возможность поиграть или пообщаться или отпраздновать что-либо дома (с условием, что комната или квартира потом будет убрана);
• выделять сыну или дочери, например, несколько дополнительных конфет для друзей;
• делать вместе с ребенком небольшие подарки для друзей в преддверии праздников (Новый год, 23 февраля, 8 марта);
• стремиться как можно реже неожиданно для ребенка менять его условия жизни и круг общения.
Главное – начать, обучив своего ребенка быть преданным и надежным другом, и тогда конфликты, агрессия, обиды сами могут исчезнуть.

Олеся Медведева

Посоветуйте пожалуйста, чем занять очень активного ребёнка дома?

Очень активным детям очень полезны спокойные настольные игры. Можно также увлечь их конструированием из строительного материала, конструктора; рисованием, лепкой, аппликацией, составлением и изготовлением пазлов, рассматриванием сюжетных картинок, книг и иллюстраций к ним. Такие занятия развивают усидчивость, ребенок учится концентрировать внимание. А чтобы во время этих занятий ребенок меньше отвлекался, включите ему музыку. Ученые считают, что благодаря музыке, ребенку легче сконцентрироваться на задании, музыкотерапия способна помочь ребенку легче воспринимать и запоминать материал.
Но, главное помните, что:
1. Нельзя ограничивать (без крайней нужды) подвижность ребенка. Нельзя наказывать лишением движения: сажать на диван, ставить в угол
2. Необходимо организовать специальное место для спортивного комплекса, снарядов. Там, где можно кувыркаться, лазить, висеть. Это не только снизит «разрушительные» действия ребенка, но и может помочь снизить его травматичность. Все потому, что подобные занятия разовьют гибкость, ловкость и координацию движений.
3. Надо отдать его в кружок или секцию (если есть возможность + желание ребенка). Особенно подойдут такие, в которых структура занятия включает большое количество движения: занятия гимнастикой, бегом, плаванием, театральная студия, кружок народного танца. С одной стороны, в них придется много двигаться, с другой – это не бестолковая беготня, а занятия со смыслом и целью. Но помните, что основное условие для того, чтобы ребенок ходил на занятия — ему должен нравится педагог.
4. Надо обеспечить максимальную возможность двигательной активности: ежедневные долгие прогулки, разрешите лазить по мебели, строить домики за диваном и т.д. Зимой нагрузка на нервную систему особенно велика, а возможности «разрядки» ограничены. Поэтому может очень здорово помочь ходьба на лыжах. Или катание на коньках. Ну, или катание с ледяных горок до полного изнеможения.

Наталья М.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какие психические процессы развиваются у ребенка 4 лет?

В возрасте с 4 до 5 лет у ребенка развиваются следующие психические процессы.
Восприятие и предметно-игровая деятельность:
Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения.
Память:
Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов.
Внимание:
Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.
Речь:
Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.
Математика:
Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку.
Двигательное развитие, Моторика рук, Графические навыки:
Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.

Кирсанова Лариса

Здравствуйте.А КАК МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ, ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ?5

Одним из ключевых доказательств психологической готовности ребенка к школе является его умение соблюдать определенную инструкцию. Если вы просите малыша что-то сделать, но он не слышит просьбу, или слышит только ее часть, значит, пока он не может воспринимать инструкцию. Если же он понял, что вы хотите от него, но не собирается выполнять задание, это также является свидетельством того, что ребенку будет сложно учиться.
Второй показатель готовности к посещению школы – это умение спланировать свою работу. Выполнение любого задания имеет несколько этапов. Это и обдумывание предстоящей деятельности, и поиск решения той или иной задачи, и преодоление трудностей при достижении результата. Если у ребенка возникают сложности с самоорганизацией, значит в школе, особенно на первых порах, ему будет сложно.
Третьим свидетельством готовности к школе считается умение признать ошибку и самостоятельно исправить ее.
Четвертым свидетельством готовности к школе является его желание учиться, узнавать новое.
Наконец, пятым доказательством является умение сосредоточиться. Если малыш не может сфокусировать свое внимание даже на несколько минут, пожалуй, идти в первый класс ему рано.
Кроме того, ученик должен уметь находить контакт со своими сверстниками, чувствовать коллектив, действовать сообща ему на пользу.
Родители должны помочь малышу психологически понять и принять все изменения, которые произойдут в его жизни. Ни в коем случае нельзя пугать будущего первоклассника школой. Нужно заранее объяснить ребенку, что у него будет другой режим. Рекомендуется заранее показать ему здание школы, сходите вместе на экскурсию, пусть кроха погуляет по коридорам, посмотрит, как выглядят классы.
Ребенку надо рассказать о положительных сторонах обучения в школе. Желательно познакомиться заранее с классным руководителем и будущими одноклассниками.
Ребенок нуждается в психологической поддержке, ведь он наверняка волнуется в преддверии перемен в своей жизни. Кто, как не родители, может оказать ему эту поддержку.
Малышу следует хорошенько изучить дорогу от дома до школы. Даже если пока не планируется отправлять его одного на занятия, это придаст ребенку уверенности.

Ирина А.З.

Как подготовить ранимого ребенка к школе, к общению с требовательным учителем? Спасибо

Прежде всего, вам надо иметь ввиду, что природа создала каждого человека уникальным и каждый ребенок от рождения имеет свои достоинства и недостатки, которые друг друга взаимно компенсируют. Кроме того, одно и тоже качество в одних ситуациях может рассматриваться как достоинство, а в других ситуациях - как недостаток. Например, ту же самую ранимость в определенных ситуациях можно расценить как вежливость. К тому же, эти дети обладают массой достоинств: большим творческим потенциалом, наблюдательностью, исполнительностью, повышенным чувством ответственности. Вы, родители, должны помочь раскрыть свои таланты. И не нужно завидовать родителям сорванцов, у них свои, не менее серьезные проблемы с детьми.
Вам очень важно правильно воспитывать ранимого ребенка, чтобы не усугубить его стеснительность, а наоборот сгладить ее. Вырастет ваш малыш нелюдимым и нервным или спокойным и наблюдательным во многом зависит от вас. Работа по повышению самооценки является одной из важнейших в работе с ранимыми и неуверенными в себе детьми.
Придерживайтесь следующих правил при воспитании вашего ребенка:
1. Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, старайтесь подмечать все его малейшие достижения и хвалить за успехи.
2. Не торопите ребенка, давайте ему время привыкнуть к новому. Ранимому, робкому ребенку требуется определенное время, чтобы познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет успокоиться.
3. Не заставляйте ребенка "быть смелым". Ваши увещевания и нотации не принесут результата. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?
4. Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей!
5. Если взрослый обращается к такому ребенку, он должен установить контакт глаз: это вселяет доверие в душу ребенка.
6. Повышенная требовательность родителей - опасна. Излишняя требовательность и строгость к детям с утонченной душевной организацией приводит к прямо противоположному эффекту. Ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения, успехов.
7. Старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников. Например, можно устраивать дома праздники для детей и приглашать на них одноклассников малыша, или устраивать совместные с друзьями ребенка выезды на природу, ходит в походы.
Нужно сказать о первостепенной роли учителя для первоклассника, так как именно он оказывается для ребенка наиболее значимой и вместе с тем наиболее травмирующей фигурой, поскольку именно от учителя может исходить отрицательная оценка. Поэтому в случае необходимости можно рекомендовать вам сходить в школу и поговорить с учителем.
Чтобы ребенка лучше подготовить к обучению в школе, надо:
- создать у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья ребенка. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает его к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься.
- не забывайте и о закаливании: оно надёжно повышает сопротивляемость детского организма.
- важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.
При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?
1. Лепка из глины и пластилина.
2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Изготовление поделок из бумаги.
3. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
4. Конструирование.
5. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
6. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
7. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
8. Всасывание пипеткой воды.
9. Нанизывание бус и пуговиц.
10. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
11. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д.
12. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать
13. Теневой театр.
14. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.
Не надо бояться, что, отгораживая ребенка от негативного опыта и создавая ему комфортные условия для развития, вы вырастите "тепличного" человека, совершенно не приспособленного с суровой реальности. Конечно, повышенная гиперопека только навредит. Не нужно "подставлять руки" на каждом шагу, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя.
Вам важно предоставить ребенку определенную свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которым он пока не готов.
Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет. Помогите вашему ранимому малышу расправить свои нежные крылышки.

Ольга Хомякова

Здравствуйте.У дочки очень тяжёлая адаптация в яслях.Нам 2,6. Воспитатели говорят, что "несадовский" ребёнок и лучше пока посидеть дома. Как нам быть?

Проблема детского сада - хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать - рано или поздно возникает в каждой семье.
Очень важно понять следующее: каким бы замечательным ни был детский сад, каким бы отличным ни было здоровье ребенка, он все равно будет чаще болеть первое время. Уточнить это понятие "первое время" очень трудно - может быть, 3-4 месяца, а может быть, и год.
Адаптация- это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию.
К основным критериям адаптации ребенка к условиям детского сада относятся:
• поведенческие реакции;
• уровень нервно-психического развития;
• заболеваемость и течение болезни;
• главные антропометрические показатели (рост, вес).
Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).
Как бы мы ни готовили ребенка к детскому саду, все равно он, особенно в первые дни находится в состоянии стресса. Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
До 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Типичные ситуации, с которыми сталкиваются родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад:
"НЕ ХОЧУ!" Ребенок плачет, капризничает каждый раз, когда приходит время идти в садик.
ЧАСТЫЕ БОЛЕЗНИ. Ребенок начинает болеть буквально с первых дней посещения садика: "неделя в садике - неделя (а порой и две) дома". Как известно, физическое и психическое развитие ребенка взаимосвязаны, и организм ребенка иногда помогает ему справляться с тревогами и переживаниями. Чаще всего болеют именно те дети, которые не очень сильно капризничают и плачут, не выражая явно, словами и слезами, нежелание идти в садик. Это "послушные" дети, они хотят, чтобы мамы и папы были довольны их самостоятельностью, и стараются их не расстраивать. Но если адаптация для такого ребенка происходит сложно, организм дает эмоциям "передышку": ребенок болеет, остается дома.
ДОМА - КАПРИЗЫ, В САДИКЕ - УСПЕХИ. Дело в том, что в садике ребенок часто видит именно то место, где его готовы воспринять таким, каким он себя ПОКАЖЕТ.
ДОМА - "ХОРОШИЙ", В САДИКЕ - "УЖАСНЫЙ" Такое вполне возможно. Дело в том, что если родители очень много внимания уделяют правильному воспитанию, слишком контролируют ребенка, оберегают от принятия неверных решений, то ребенок трех лет, оставшись в садике без них, просто теряется. Он как бы остается без своей СОВЕСТИ, как говорит пословица - "без царя в голове", ведь его способность к самоконтролю еще не развилась, а дома его совестью и контролем были мама и папа.
Чаще всего доброжелательность окружающих взрослых помогает в скором времени ребенку поверить, что для того чтобы быть достаточно хорошим, вовсе не обязателен постоянный контроль взрослых. Успокоившись по поводу отсутствия постоянного постороннего контроля за собой, ребенок начинает чувствовать себя увереннее и лучше общаться как со взрослыми, так и со своими сверстниками.
1.В огромной степени стресс провоцирует отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с вами и мама - это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела.
2. Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери.
3. Обычно, мальчики 3 лет более уязвимы в плане адаптации к детскому саду, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
4. Кризис трёх лет, который может наслоиться на период адаптации ребёнка, иногда осложняет её прохождение.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду.
Чего нельзя делать ни в коем случае:
Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад!
Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии.
Нельзя пугать детским садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!").
Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад — это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы тоже "рвется" сердце, когда они видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.
Чтобы помочь себе, нужно:
быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье.
поверить, что малыш на самом деле вовсе не "слабое" создание (адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой).
воспользоваться помощью. В детском саду есть психолог. Этот специалист предлагает помощь не только (и не столько!) ребенку, сколько его родителям, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям.
заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие "ноу-хау" есть у каждого из вас в деле помощи малышу.
Каждая заботливая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее справиться с адаптацией. И это правильно.
В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось.
В выходные дни не меняйте режим дня ребенка.
Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.
Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую мягкую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. "Проиграйте" эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.
Существуют несколько «стоп-сигналов», которые означают, что ребенку не показано посещение детского сада в настоящее время. Это следующие признаки:
 Появление нервных расстройств (тиков, заикания);
 Появление необоснованных страхов (страх темноты и т.п.);
 Повторяющиеся заболевания.
По последнему пункту существует несколько уточнений. В период адаптации многие дети начинают часто болеть ОРВИ. В большинстве случаев, это является нормой и проходит примерно через 6-12 мес. Однако, если у ребенка ОРВИ осложняются повторяющимися отитами (воспаление среднего уха), синуситами (воспаление пазух носа), пневмониями, а также если у малыша несколько раз вирусная респираторная инфекция осложнялась ложным крупом, то следует сделать длительный перерыв в посещении детского сада.

Лиана Кузнецова

Добрый вечер! Подскажите пожалуйста,а если ребёнок в 6 лет до сих пор спит с мамой,нормально ли это? Боится спать один.

Боязнь спать в одиночестве входит в список самых распространенных детских страхов. Причины могут быть различны: привычка ребенка спать с родителями, перевозбуждение его нервной системы, давний испуг, страх потерять родителя, резкие перемены в жизни, конфликты в семье, личные переживания. Почему нельзя малышу спать вместе с родителями? Сон рядом с мамой в течение долгого времени (особенно, после 3-4 лет) – это сильная зависимость от мамы в будущем (в большинстве случаев). В принятии решений ребенок будет руководствоваться мнением мамы.
Страх и тревога ребенка – естественные эмоциональные реакции. По мере взросления вашего малыша у него появляются и новые страхи. Какие самые популярные причины возникновения боязни спать отдельно?
1. Страх перед изменениями в жизни. Для маленьких детей это могут быть новая кроватка, переезд в детскую комнату, ожидание гостей или дальней поездки. Для ребят постарше – волнение перед поступлением в школу, перед экзаменом, отъездом из родительского дома. Опять же, любое болезненное состояние может спровоцировать страх засыпать.
2. Боязнь сказочных и выдуманных ребенком персонажей. Сказка многому учит, но временами становится поводом для страхов. Не стоит пугать ребенка Бармалеем и Бабой Ягой. Дети их действительно боятся, а тихие шорохи или шевеление занавески принимают за появление монстров.
3. Перевозбуждение. Не зря бабушки говорят «не разгуливай ребенка перед сном». Слишком большая активность за час до сна может обернуться бессонной ночью для всей семьи.
Независимо от того, почему малыш боится спать один, в большинстве случаев сделать сон ребенка крепче, а ночи спокойнее, – в силах родителей.
1. Уделяйте ребенку больше внимания днем
Ребенок, получающий достаточно внимания и телесных контактов днем, спокойнее чувствует себя ночью. Ему не надо ждать укладывания, чтобы получить родительскую любовь единственный раз в виде сказки на ночь. Страх заснуть для родителей является сигналом к тому, чтобы проводить больше времени с малышом: играть, гулять, развивать его таланты.
2. Подберите ритуал укладывания
Примерно за час до сна нужно закончить все активные и подвижные игры. Ежевечерние ритуалы помогут встроиться ребенку в режим. Если ровно в восемь вечера он идет в душ, пьет чашку кефира, потом чистит зубы, слушает сказку, целует маму, желает ей «спокойной ночи», то выключение света и уход мамы на кухню он будет воспринимать как повод повернуться на бочок и закрыть глаза. Когда на долгие ритуалы времени не остается, можно их сокращать, например, до переодевания в пижаму, накрывания одеялом и нежного шепота на ушко.
3. Включайте ночник
Не стоит резко приучать детей ко сну в темноте. Если малыш боится спать с выключенным светом, а ночника нет, включите освещение в коридоре или смежных комнатах. К темноте дети привыкают постепенно.
4. Заведите вещь, символизирующую безопасность
С любимой игрушкой или даже с маминой кофтой спать всегда спокойнее. А если нашептать игрушке волшебные слова, она надолго станет самым главным «хранителем спокойного сна». Волшебные слова можно придумать и произнести вместе, а можно оставить в тайне, чтобы добавить в ритуал укладывания волшебства, которое так любят дети.
5. Разговаривайте в соседней комнате
Маленьким трусишкам спокойнее, когда они слышат мамин голос. Если оставить дверь детской приоткрытой и спокойно разговаривать, ребенок заснет быстрее. Громко выяснять отношения, когда вас слышит малыш, конечно, не стоит, но и затихать всем домом тоже не надо. Тишина пугает детей, в ней очень легко обнаружить новые страхи.
Аквариум или клетка с птичками имеют такой же эффект: ночью ребенок слышит те же звуки, что и днем, и успокаивается.
6. Уделите внимание интерьеру детской
У каждого человека есть своя кровать: это нужно объяснить ребенку до переселения его в отдельную комнату. Кроватка «растет» вместе с ребенком. И, если раньше она могла стоять в родительской спальне, то теперь она «живет» в личной комнате малыша.
В детской все должно отличаться от комнаты взрослых. Любимые сказочные герои, нежные и яркие цвета, игрушки, мягкое ковровое покрытие создают уют и желание чаще находиться в комнате. Ребенку будет спокойнее засыпать в «своем» пространстве.
Детей часто пугает пустота под кроватью. Лучше поставить туда ящики с игрушками.
7. Повторите ритуал укладывания, если он пришел ночью
Когда ребенок боится засыпать, он прибегает к маме. Для начала его нужно обнять, успокоить, а потом нежно, но настойчиво отвести в его кроватку. Важно дать ему понять, что вы рядом, все слышите, и в любой момент придете на помощь.
Повторите самый краткий вариант ритуала укладывания.
8. Играйте с «чудовищами» днем
Дополнительно вы можете «проиграть» с малышом его ночные страхи. Например, игра в «жмурки» учит ребенка не бояться темноты.
Волшебная палочка рядом с кроватью помогают справиться со страхами и имеют эффект, схожий с вещью-хранителем сна.
Нарисуйте с ребенком самых страшных чудовищ, и пусть он порвет эти рисунки, а лучше отправить их с ним вместе под кран. Мокрые чудовища при дневном свете выглядят жалко.
И самое главное – будьте спокойны и уверены сами. Ваша нервозность обычно передается детям. Когда мама или папа со знанием дела говорят, что победят всех чудовищ, ребенок искренне им верит и успокаивается.
В воспитании детей (не только в плане сна) все хорошо сделать вовремя, тем более, что развитие ребенка и предполагает такие благоприятные периоды. Чем потом с напряжением и трудом корректировать упущенное.

Добавить запись

Защита от спам-роботов