Для учащихся с ОВЗ

Гречкина Елена Владимировна

Развитие межполушарного взаимодействия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кинезиология, как оздоровительная форма,  применяемая  в умственном и физическом оздоровлении школьников.

КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

 Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ: 
      Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления. 

«ГИМНАСТИКА МОЗГА - КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА» 

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
         Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие - правое полушарие.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).


КИНЕЗИОЛОГИЯ ОТНОСИТСЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ.

 Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом,  чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. 
Виды кинезиологических упражнений: 

  • Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).    
  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
  • Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. 

ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ:

 Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

  • занятия проводятся утром;
  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
  • длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Все упражнения   целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Кинезиологические упражнения

Упражнение "Ухо - нос"

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Упражнение "Змейка"

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Кулак-ребро-ладонь.

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь)



Предварительный просмотр:

Нейропсихологические упражнения для межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ младшего школьного и среднего школьного возраста

https://www.uchportal.ru/_pu/103/99565312.jpg

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: мышление, восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др. Это новая и достаточно молодая наука, сочетающая в себе знания медицины, психологии и педагогики. Она позволяет более подробно отследить связь мозга и психики.

Психические процессы в мозге являются основными, определяющими успешность развития и обучаемости ребенка. Существуют определенные последовательные этапы развития, которые запускают ряд важнейших механизмов работы мозга. Каждому определенному возрасту соответствуют определенные навыки. Если какой –либо из этапов формирования процесса был нарушен, не сформирован, то с большой вероятностью можно говорить о риске нарушений высших психических функций. В самых легких формах нарушений, обучение ребенку дается тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний, в более тяжелых формах- появляется неспособность к освоению того или иного навыка. В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отставанием в психическом и умственном развитии, вызванным различными факторами.

В ходе коррекционной работы предлагается внедрять нейропсихологические упражнения в общеобразовательный процесс с целью повышения усвоения изучаемого материала. Упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.
Упражнения составлены на основе базовой нейропсихологической технологии предупреждения и преодоления проблем психологического развития у детей методе замещающего онтогенеза (МЗО).

Предлагаются некоторые варианты упражнений как примеры для работы учителя как в группе (классе) так и на индивидуальных занятиях

Упражнение «Целое-часть»

Данное упражнение направленно на развитие операционной его составляющей, а именно анализа. Это процесс раскладывания целого на составные части.
Ребенку демонстрируется или произносится слово. Ребенок должен назвать его составляющую. Например: елка – шишка ( елочная лапа, иголка), машина – колесо (дверь, мотор итд). Упражнение дается от простого к сложному, в зависимости от возраста ребенка и сложности дефекта.

Упражнение «Препятствия»

Пространственное мышление.

Ребенку закрываются глаза, учитель берет его за руку и начинает водить по комнате рассказывая о различных препятствиях, поворотах и преградах, которые малыш должен преодолеть. Затем, роли можно поменять и попросить ребенка быть проводником учителя.

Упражнение «Соедини предметы»

Образное мышление.

Ребенку произносятся или демонстрируются два предмета не связанные между собой по смыслу. К примеру лиса и стол. Необходимо их соединить, чтобы получилась логически объяснимая ситуация: лиса несет на себе стол, привязанный веревкой.

Упражнение «Посчитай буквы»

Развитие фонематической памяти.

А) Произносится слово или предложение (в зависимости от возраста или сложности дефекта), ребенок на слух должен посчитать количество букв в словах.

Б) Произносится слово в котором нужно посчитать количество определенную букву. К примеру: сколько « с» в слове НАСОС.

В) Произносится в котором нужно посчитать количество гласных или согласных звуков.

Упражнение «Снежный ком»

Концентрация внимания и памяти. Учитель называет слово, ребенок должен подобрать к этому слову слово-продолжение. Затем, к сложившемуся словосочетанию придумывается следующее слово и т.д. Пример: Медведь. Медведь идет. Медведь идет в. Медведь идет в лес за. Медведь идет в лес за ягодами… и.т.д

Упражнение «Лабиринт»

Дыхательные упражнения и концентрация внимания

На большом формате бумаги рисуется в маршрут от одного объекта к другому ( от магазина к дому), скатывается в руках кусочек ваты или комочек бумаги, ставится на начало пути.

Ребенок, с помощью выдыхания воздуха, должен доставить комочек от одного пункта назначения к другому.

Упражнения для координации движений и межполушарного взаимодействия

А) Ребенок берет в обе руки по одному кусочку пластилина. Его задача состоит в том, чтобы одновременно, правой рукой скатать шарик, а левой раскатать продолговатую палочку. Или наоборот.

Б) Перед ребенком на стол кладется лист бумаги. С помощью только одной руки, правой или левой, ребенок должен разорвать это лист как можно мелко. Главное условие: не прибегать к помощи второй руки!

В) Ребенок сидит за столом, положив обе руки перед собой ладонями вниз. Правая рука делает круговое движение, как будто катает мячик под ладонью, левая рука в это же время стучит по столу. Затем движения рук меняется местами: левая рука делает круговое движение, правая –стучит по столу.

Развитие межполушарного взаимодействия как средство коррекции

и развития интеллектуальных способностей обучающихся с ОВЗ

В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. В своих школах вы наверняка сталкивались с детьми, которых даже близкие им люди называют невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную им работу. В школе такие дети плохо читают, медленно и коряво пишут, делая большое число ошибок, которые взрослые называют «нелепыми». В большинстве случает это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием.

Я не буду касаться научных аспектов темы межполушарного взаимодействия. Об этом вы можете прочитать в целом ряде книг, в частности в книге «Неуспевающие дети», написанной Ю.В. Микадзе и Е.Ю. Балашовой. Но для того, чтобы была понятна логика подбора игр и упражнения программы коррекции и развития, необходимо сказать следующее.

Мозг имеет ключевое значение в организме. Он выполняет ряд важных функций. Основные функции мозга включают в себя обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной его части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.

Т.о. при несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация. Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной информации, поступающей из противоположной половины тела.

Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – частая причина трудностей в обучении, в том числе связанных с дисграфией, дислексией и др.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка. Использование в работе с детьми специально подобранных заданий, упражнений, игр позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия.

Специалисты нашей социально-психологической службы в своей работе используют игровые сеансы, направленные на синхронизацию работы полушарий, что повышает его функциональные возможности, а также психографику. Т.е. ребенок поэтапно выполняет ряд графических заданий только левой, только правой, а затем двумя руками одновременно. Этим обеспечивается включенность в работу правого и левого полушарий. Под влиянием выполняемых заданий происходят положительные изменения. Формируются межполушарные связи, улучшается сенсомоторная и пространственная координация, повышаются возможности произвольного внимания, самоконтроля, улучшается усидчивость, развивается зрительно-моторная координированность, расширяются возможности координации обеих рук, укрепляются кисти и пальчики, появляется большая согласованность, точность, плавность мелкомоторных движений.

Общие рекомендации к работе:

  1. Занятия выполняются последовательно, от простого к сложному.
  2. Желательно закрепление пройденного материала, т.е. задания можно периодически предлагать повторить еще раз.
  3. Предложить детям начинать выполнять задания с «удобной» руки – ведущей (правой или левой).
  4. При выполнении «неудобной» рукой допустимы отклонения от линий.

Пример игрового сеанса:

«Паутинка»

Вспомогательные материалы: потребуются фломастеры.

Объяснение взрослого: Два паучка, Фаня и Филя, были известными мастерами по плетению паутинок. Вот и сегодня они приступили к своим делам с вдохновением. Помоги паучкам сплести паутинки. Возьми в правую руку синий, а в левую – красные фломастер и одновременно двумя руками нарисуй «паутинку»-спираль. Начинай рисовать от точки в центре, вели линии в медленном темпе, не отрывая фломастеры от бумаги.

Затем закрой глаза и представь, что у тебя на носу выросла длинная кисточка. Нарисуй ею «паутинку»-спираль. Постарайся нарисовать «паутинку» как можно большего размера.

А теперь поиграй с паучками в игру «Муха, оса, комар, стрекоза, паутинка». Правила игры: и.п. сидя на стуле. По команде взрослого «муха», «оса», «комар», «стрекоза», «паутинка» поднять вверх: «муха» - правую руку, «оса» - левую руку, «комар» - левую ногу, «стрекоза» - правую ногу, «паутинка» - одновременно руки и ноги. Игра проводится в быстром темпе несколько раз. Взрослый в произвольном порядке называет «муха», «оса» и т.д.

Также в своей работы мы используем межполушарные доски. Принцип работы на доске тот же, что и в тетрадях. Сначала лабиринт проходят одной рукой, затем другой, затем одновременно обеими руками.

Одним из универсальных методов развития межполушарного взаимодействия является кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Для развития межполушарного взаимодействия в практике учителей нашей школы отводится большое место использованию специального кинезиологического комплекса. Доказано, что систематическое применение кинезиологического комплекса людьми, как отнесёнными как к психической норме, так и имеющими мозговые дисфункции с задержкой или нарушением психического развития, приводит к достоверному увеличению у них продуктивности, объёма и устойчивости внимания, восстановлению нарушенных межполушарных связей, улучшению психоэмоционального состояния, уменьшению степени агрессивности и улучшению аналитико-синтетической способности (способность к обобщениям и умозаключениям). Используемые педагогами упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Основным требованием к квалификационному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Применение специальных кинезиологических упражнений возможно как на предметных уроках, так и на специальных уроках кинезиологии. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Занятия должны проводиться в доброжелательной обстановке, так как наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность ребенка. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы: игры и тренинги могут быть индивидуальными или групповыми. С каждым днем занятия могут усложняться, объем заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Происходит расширение зоны ближайшего развития ребенка и переход ее в зону актуального развития.

Если кинезиологические упражнения используются на предметных уроках, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться сериальным кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, специальный кинезиологический комплекс рекомендуется применять перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного восприятия, должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с логикой, знаками, чертежами и, следовательно, с работой левого полушария и дискретного восприятия, может быть прервана выполнением специальных упражнений.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

 

КОМПЛЕКС № 1

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

 

 

hello_html_m5e1ded53.jpg

 

2. Кулак—ребро—ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произнося их вслух или про себя.

 

 

3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

 

 

4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

5. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнений должны участвовать все пальцы обеих рук.

 

 

 

КОМПЛЕКС № 2

1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

4. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

5. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

6. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

7. Гимнастика для глаз. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 – зелёный. Упражнения выполняются только стоя: