РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

 Дошкольный возраст – это возраст игры. На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение в воспитании детей в развитии речи дошкольников. Игровые занятия для ребѐнка являются одним из самых эффективных методов для развития речи. С ранних лет ребенок начинает познавать мир. Ведь рожденные дети не умеют говорить. Задача взрослых научить ребенка разговаривать на языке людей его окружающих. Вначале он научится говорить в устной форме, а затем овладевает письменной грамматикой. Общеизвестно, что дошкольники много и легко принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как наблюдения и педагогический опыт, так и психологическая наука о развитии, которая установила, что, сюжетно-ролевая игра для развития дошкольников имеет решающее значение. Сюжетно ролевая игра, особенно коллективная, очень полезна для дошкольников. Она как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка коммуникативные способности и вырабатывает навыки общения, развивает речь. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития у ребѐнка всех основ речи: фонетической, лексической, грамматической и становление разговорного языка так считает известный учѐный психолог Эльконина Д.Б. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие связной речи нужно начинать в дошкольном возрасте. Развитию связной речи уделяли много внимания такие психологи и педагоги, как: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев. Развитие связной речи должно осуществляться планомерно, систематически, с учетом индивидуальных возможностей дошкольников. А.С.Выготский и А.Н. Леонтьев утверждают, что формирование связной речи целесообразнее всего осуществлять в сюжетно-ролевой игре, потому что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосов зверей, именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития детей. Основой любой игры является поставленная педагогом игровая цель реализуемая детьми во время игровой деятельности. Взаимосвязь обучения и игры наиболее наглядно видны в двух задачах- дидактической и игровой. Прямая постановка дидактической задачи ребѐнку мало эффективна так как не вызывает у него интереса, гораздо эффективнее внедрять еѐ через игровую задачу в этом случае она становиться задачей самого ребѐнка, пробуждает желание и необходимость решить еѐ, формирует действия в игре. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Особенностью сюжетной игры является наличие воображаемой ситуации. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д.Ушинский. он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. Среди сюжетно-ролевых игр особое внимание стоит уделить играм, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так и называемые игры-драматизации. Именно эти игры оказывают большое влияние на обогащение речевого развития детей. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, формирует диалогическую речь, активизирует словарь. Часто дошкольники самостоятельно преобразовывают инсценировки, включают их в сюжетно-ролевые игры, которые способствуют развитию речевой активности выразительности речи. Развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями способствуют и хороводные игры, и игры с пением. Эти игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений. Исходя из этого, если в качестве цели воспитатель выбирает речевое развитие через сюжетно-ролевую игру, то он должен таким образом строить сюжет игры, чтобы в нее были включены все элементы и игры-драматизации, хороводной и дидактической игры. Создание игры, как деятельности предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, их содержанием, способствует овладению детьми ролевым поведением. Для каждого ребенка игра – это жизнь, это смысл дня, это счастье. Содержания сюжетно-ролевых игр должно рассматриваться педагогом как условие формирования положительных взаимоотношений дошкольников. У детей нужно формировать интерес к самому процессу общения, а не только к его результату, общение – это такой диалог, который требует терпимости и к идеям, ориентировать на то, что в общении надо не только что-то получать самому, но и как можно больше давать возможности другим. Следовательно, владением речью и созданием определенных установок в сфере общения и развитие у дошкольников коммуникативных умений. Важным и эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми. Каждый способ игры формируется достаточно быстро и легко, если он отделен от усвоенных способов. Полезное влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи, позволяет использовать как средство диагностики и коррекции становления речи, они позволяют подтолкнуть ребенка к использованию речевых средств. Развитие коммуникативных умений происходит успешнее тогда, когда педагоги, организуя коллективные дела в группе, стараются целенаправленно использовать их в этом направлении. На протяжении всего периода ребенок старшего дошкольного возраста будет развиваться во всех направлениях речи: - будет развиваться грамматический строй речи; - обогащаться словарный запас; - формироваться связная речь (монологическая, диалогическая); А также будет изменен характер взаимоотношения между речью и пониманием. Для каждого педагога дошкольного образования, стоит задача, как улучшить, или усовершенствовать речь. Для этого мы используем в работе с детьми не только диалог – игра, диалог лог – бытовая – труд, диалог – бытовая деятельность, диалог – учебная деятельность, но и монолог (текст), как грамотно и правильно учиться говорить. Игра – это и есть толчок, для развития языка и слова. Чтобы ребенок качественно и своевременно овладел устной речью, для этого необходимом, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и детьми. В условиях чуткого и бережного обучения и руководства сюжетно- ролевыми играми со стороны воспитателя постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке ее задач, выборе способов сюжетноролевого взаимодействия, а также в реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают комфорт, реализуя свои замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и со взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения. Игра оказывает специфическое воздействие на становление речи, детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и т.д. Литература 1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Книги для воспитателей детского сада. – М. Просвещение, 1991. 2. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. – Ярославль, 1998. 3. Говоркова А.Ф., Кузина Н.И. Воспитание детей в сезонных дошкольных учреждениях. – М., 1988. 4. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.- Ростов на/Д.: Феникс, 2006. 5. Стародубова Н.А.Теория и методика развития речи дошкольников, -М., 2006.