Коллегам

Парменова Ольга Юрьевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Учитель будущего» как ресурс развития образования

Слайд 2

Государственные цели и ориентиры Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Национальный проект «Образование» » Федеральные проекты в сфере образования

Слайд 5

Карьера учителя Должен организовывать разработку программ и обучение по ним, координировать работу педагогов, психологов, дефектологов. Т.е. Выполнять функции администратора Может преподавать в самых сложных классах, где есть ученики, требующие индивидуального подхода ВЕДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ Должен разрабатывать индивидуальные программы обучения, воспитания и развития и проектировать программы коррекционной работы. Т.е. Выполняет функции методиста Ведение уроков по вариативным программа, направленным на учёт особых образовательных потребностей СТАРШИЙ УЧИТЕЛЬ Должен качественно обучать детей, уметь работать с любыми детьми и родителями, непрерывно обучаться и развиваться. Ведение уроков по единым разработанным планам и рабочим программам УЧИТЕЛЬ

Слайд 6

Аттестация ЕФОМ Педагогический кейс Отзывы Оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций

Слайд 7

Модель аттестации учителей на основе использования ЕФОМ Е – единые Ф – федеральные О – оценочные М - материалы Предметные компетенции Методические компетенции Психолого-педагогические компетенции Коммуникативные компетенции

Слайд 8

Оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций Запись урока на видео Воспитание Мотивация Индивидуальный подход формирование у ребенка навыков, необходимых для учебы.

Слайд 9

Решение "педагогического кейса" на компьютере Проблемная ситуация Поиск решений Составление плана действий

Слайд 10

Дополнительные баллы к аттестации Мнения учеников Мнение работодателя Отзывы выпускников

Слайд 12

Ведение новой модели аттестации С 2020 года новая модель аттестации будет вводиться ТОЛЬКО ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ До2030 года будут введены модели аттестации для ПЕДПГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДРУГИХ ДОЛЖНОСТЕЙ Руководитель ОО Педагог - психолог

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тема: «Учитель будущего» как ресурс развития образования

Мир сегодня стремительно меняется. Он уже не похож на привычный для нас мир, все очевиднее масштабные изменения, происходящие во всех сферах жизни. В сегодняшних условиях становится понятным, что учитель также должен меняться, быть готовым адаптироваться к реалиям изменяющегося мира. Актуализируется необходимость овладения новыми умениями и качествами: мобильность сознания, готовность к активному преобразованию вместо созерцающего познания, информационная грамотность, языковые компетенции и многое другое.

Особое внимание овладению такими умениями и навыками, а также повышению профессионализма педагогов уделяется в нацпроекте «Образование». В 2019 году в рамках этого проекта стартовала  реализация федерального проекта «Учитель будущего».

Задачи, решаемые в рамках проекта, масштабные. К концу 2020 года в Российской Федерации должна быть внедрена национальная система учительского роста (НСУР), в основе которой лежит более усовершенствованная форма аттестации учителей. Новая система аттестации предполагает присвоение новых квалификационных категорий в соответствии со сферой образовательной деятельности педагога. Министерство просвещения уже подготовило проект о новых должностях в штатных расписаниях школ – помимо просто учителя появляется старший учитель и ведущий учитель.

Карьера учителя пойдет как по горизонтали, так и по вертикали.

Учитель должен качественно обучать детей по образовательным программам, уметь работать с любыми детьми и родителями, непрерывно обучаться и развиваться.

Старший учитель должен разрабатывать индивидуальные программы обучения, воспитания и развития и проектировать программы коррекционной работы. Старший учитель, наряду с традиционными функциями, будет выполнять роль координатора и проектанта при разработке образовательных программ, осуществлять сопровождение деятельности коллег; То есть старший учитель выполняет функции методиста.

Ведущий учитель должен организовывать разработку образовательных программ и обучение по ним, координировать работу педагогов, психологов, дефектологов. Ведущий учитель будет иметь минимальную учебную нагрузку и заниматься наставничеством. То есть выполнять функции администратора.

Конечно, ключевой фигурой в достижении заявленного высокого уровня отечественного образования является учитель, и проект ориентирован на достижение 50% доли учителей, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников (НСПР ПР), формирование которой является еще одной важнейшей задачей проекта «Учитель будущего».

А учитывая тот факт, что федеральный проект «Учитель будущего» ориентирует на создание в образовательной среде точек роста для профессионального и карьерного лифта педагогов, эффективная система непрерывного профессионального развития педагогов должна быть основана на принципиально новых организационных и содержательных подходах в первую очередь к системе повышения квалификации педагогических работников и оценке уровня их компетенции.

НСУР и НСПР ПР – это две взаимодействующие системы, развивающие такую структуру повышения квалификации, где функционируют и традиционные институты, осуществляющие научно-исследовательскую деятельность, проводящие профессиональную переподготовку и реализующие массовые программы, которые в профессиональной среде называются плановым повышением квалификации, и ресурсные центры, которые берут на себя функции анализа результатов диагностики профессиональных компетенций педагогических работников, оказывают им помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов.

В профессиональной среде давно уже назрел запрос на внедрение единых федеральных требований к оценке профессионального уровня (единые федеральные оценочные материалы – ЕФОМ), поскольку действующая система аттестации не имеет единых критериев оценки, что не позволяет видеть объективную картину, в то время как новая форма аттестации будет более точно отображать качество преподавания и профессионализм учителей.

Для обычного "уха" аббревиатура ЕФОМ пока еще звучит странно. Но через пару лет она станет такой же привычной, как и ЕГЭ. Учителям предложат отправить экспертам на проверку видеозапись своего урока, писать тесты по своему предмету и решать так называемые "педагогические кейсы".

Первый "блок" - письменная работа по предмету. К примеру, учитель математики будет не только решать уравнения и выводить производные. В ход пойдут и методические задачки: найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить и поставить адекватную оценку. Составить план урока, выстроить материал так, чтобы ребенок его усвоил… Да много чего еще. И если ЕГЭ нацелен на проверку конкретных знаний, то у единых заданий для учителей задач гораздо больше.

 Еще один "блок", который предполагается в аттестации, - это оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций. Здесь учителю предлагается записать свой урок на видео. Для этого подойдет даже смартфон.

Независимые эксперты просмотрят запись и оценят, как педагог работает с детьми. Будут учитываться несколько аспектов: воспитание, мотивация, индивидуальный подход, формирование у ребенка навыков, необходимых для учебы. Кроме видеоурока нужны будут образцы самостоятельной работы учеников. Например, несколько (пара-тройка.) решенных примеров с выставленной за них оценкой. Плюс - анализ учителя собственной работы на уроке.

И последний "блок" - решение "педагогического кейса" на компьютере. Дается ситуация из реальной жизни. Например, в школу приходит новая девочка из неблагополучной семьи. Класс ее не принимает. Как ей помочь? Учитель составит план действий.

Таким образом, учитель на аттестации может набрать максимум 100 баллов, где 60 баллов будет приходиться на оценку квалификации, а остальные 40 - на оценку профессиональных качеств. Эти  40 баллов составляются из отзывов учеников, которые  могут составить максимум 25 баллов, работодателя - до 10 баллов, 5 баллов - мнения выпускников.

На выполнение всех заданий у педагога уйдет минимум четыре часа, но в разные дни. Однако действующая система аттестации, по оценкам экспертов, отнимает гораздо больше времени и при этом неэффективна. Приходится собирать килограммы разных бумаг: грамоты, сертификаты, благодарности. В одном регионе, чтобы аттестоваться на соответствие занимаемой должности, учитель должен набрать 10 баллов, в другом - 600. Где-то учитываются результаты учеников, где-то упор сделан на количество сертификатов о прослушанных формально курсах. Итог? Как показывают опросы, только 8% учителей считают, что аттестация реально влияет на их карьерный рост. Новая система кардинально изменит ситуацию.

Я считаю, что педагоги нашего района, в частности учителя 1 школы готовы к переходу на новую систему аттестации. В нашей школе  создана такая образовательная среда, которая во многом формирует культуру детей и их родителей, даёт качество образования, позволяющее ребёнку быть успешным после окончания школы. Построение образовательного пространства сообразно возрасту, потребностям и наклонностям учащихся – цель  нашей образовательной деятельности. Квалифицированный, мобильный педагогический коллектив это главный ресурс средней общеобразовательной школы №1.

Средняя школа №1 – это школа с прекрасными традициями и стремлением к инновациям. Для формирования «имиджа» школы, обмена опытом, выхода учеников школы на более высокий уровень наши педагоги вместе с учениками  принимают участие в районных, зональных, областных и всероссийских конкурсах, олимпиадах и конференциях. Сюда же относим результаты ВПР и ЕГЭ.

Конечно, проблемы остаются: снижение престижа учительской профессии в предыдущие 20 лет все еще чувствуется. Молодые педагоги не торопятся идти в школу. В частности, в нашей школе третий год открыта вакансия учителя физической культуры, требуется учитель математики. Но мы надеемся, что 2020 год станет годом начала кардинальных изменений в умонастроениях не только педагогического сообщества, но и в отношении социума к профессии педагога, к педагогическому сообществу в целом.

Ничего не бойтесь, стремитесь, работайте, общайтесь, делитесь опытом, участвуйте в конкурсах и побеждайте, радуйтесь жизни несмотря ни на что, ведь жизненные неурядицы делают нас только опытнее, мудрее!



Предварительный просмотр:

Современное общество требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные производственные и социальные проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. Идея системно - деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям не в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Наша задача при введении материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, как говорится «разжевать и в рот положить» а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами додумались до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Дети самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в правильности их исправлений, учатся рефлексировать свою деятельность. А это так сейчас актуально, так как от самооценки и самоконтроля зависит взаимоотношение ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Это и определило специфику представляемой мною методической  системы: «Повышение качества обучения английскому языку на основе системно-деятельностного подхода через современные образовательные технологии».  Выбор образовательных технологий в системе школьного образования обусловлен двумя основными факторами:

  • традициями школы, в которой я работаю,  Основной образовательной программой МОУ СОШ №1 р.п. Пачелма, где базовыми ценностями формирования личности является ее высокоразвитое гуманитарное мышление, способность к теоретическому обобщению и овладение универсальными языковыми системами;
  • социальным заказом общества к современной личности человека, способного к постоянному самоопределению и самосовершенствованию с целью нахождения своего места в обществе с любыми социально – экономическими условиями, к сотрудничеству с людьми, с ценностными ориентациями на инициативность, самостоятельность и ответственность.

 

Главные принципы системно-деятельностного подхода:

  • Научить учиться,
  • Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат,
  • Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, межкультурного взаимодействия и т.п.,
  • Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения,
  • Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и.т.п.).

На уроках активно использую технологию развития критического мышления, которая позволяет решать поставленные задачи и отвечает принципам системно-деятельностного подхода. Технология критического мышления направлена на достижение образовательных результатов:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • решать проблемы;
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

Отличительные черты технологии критического мышления:

  • надпредметный характер;
  • технологичность;
  • усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
  • сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
  • применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека.

Среди приёмов, используемых при работе на уроках английского языка, следующие:

  • «Анализ текста по предложенной схеме». Учащиеся получают распечатку текста документа. Текст должен быть доступен для понимания школьниками. Учитель предлагает школьникам провести анализ данного документа, опираясь на перечень вопросов, зафиксированных на доске или в индивидуальной памятке. Важно, чтобы поставленные вопросы не носили репродуктивный характер, а позволяли учащимся сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике, так и к позиции автора документа. Учитель дает комментарии, обращая внимание на субъективизм различных видов письменных источников. В конце работы  происходит обсуждение различных вариантов ответов и совместно с учителем разбираются  затруднения, возникшие в ходе выполнения работы.

  • Оптимизация проработки текста реализуется с использованием знаковой системы в ходе приема «Пометки на полях» (инсерт) Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста: V – то, что было известно учащимся ранее; «+» – новая, неожиданная информация;           «-» – информация, противоречащая взглядам учащихся; ? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна). Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от сложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся. Полученные новые сведения можно оформить в виде таблицы: Знаю           /      Узнал        /       Хочу узнать                
  • Прием «Проблемные вопросы». Диагностика деятельности учащихся в ходе реализации данного приема позволяет сделать следующие выводы:

1. преобладание продуктивных вопросов показывает низкую заинтересованность учащихся в изучении данной темы;

2. преобладание вопросов, расширяющих знания, показывает высокую заинтересованность учащихся, но недостаточность предоставленной информации;

3. преобладание развивающих вопросов свидетельствует о высоком уровне усвоения нового материала, перенос полученных знаний в новые ситуации.

  • Прием  «Написание эссе» позволяет развивать у учащихся культуру письменной речи и умения аргументировано отстаивать свою позицию.
  • Прием «Синквейн» способствует развитию творческих способностей учащихся и закрепление новых знаний на уровне ассоциаций.

Системное использование вышеперечисленных приемов позволяет  сформировать у учащихся умения:

  • находить, трактовать и анализировать различные виды информации;
  • формулировать корректные вопросы, приходить к ответственным и сбалансированным решениям;
  • видеть другие точки зрения, признавать и понимать, что у других может быть свое мнение, отличное от нашего;
  • отделять факты от их интерпретаций; критически оценивать исторические явления;
  • формировать независимые и взвешенные суждения, делать обоснованные заключения, опираясь на анализ имеющихся свидетельств и изучение широкого спектра точек зрения;
  • давать оценку различным версиям и мнениям о происшедших общественных явлениях, признавая, что некоторые источники информации могут быть необъективными, объяснять причинно-следственные связи, делать прогностические заключения.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. С ее помощью  я могу заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.  Результатом применения этой технологии является повышение качество знаний и интерес к предмету.

Еще одна технология в системе деятельностного подхода – проектная. Она позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения. На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты. Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается  с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Технология интеграции в образовании способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Данная технология развивает целенаправленность, активность, гибкость мышления и потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики,  коммуникативных способностей.

         Я активно использую эту технологию. На уроках английского языка в качестве дидактического материала предлагаю фрагменты текстов художественных произведений различных  авторов, осуществляю связь с уроками русского языка и истории. Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся,  повышает  их интерес к предметам, а также формирует желание учащихся пополнить багаж  знаний за пределами материала учебника.

Технология интеграции в образовании способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Данная технология развивает целенаправленность, активность, гибкость мышления и потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики,  коммуникативных способностей.

 Считаю, что методическая система «Повышение качества обучения английскому языку на основе системно-деятельностного подхода через современные образовательные технологии» результативна, что подтверждается повышением качества обученности, повышением интереса к предмету, результативностью участия школьников в предметных олимпиадах различных уровней.