Здоровьесберегающие технологии

Урасимова Фарида Таклифовна

Применение данного метода (кинезиология и биоэнергопластика) позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioenergoplastika.docx27.79 КБ
Файл kompleksy_kineziologicheskih_uprazhneniy.docx199.13 КБ
Файл rechedvigateln_uprazhn.docx186.26 КБ

Предварительный просмотр:

             Упражнения по биоэнергопластике

«Птенчики»
Ладонь в вертикальном положении. Большой палец выставлен вперед, перпендикулярно остальным.

«Лопаточка»
Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.

«Чашечка»
Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.

«Иголочка»
Пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.

«Киска сердится», «горка»
Пальцы сомкнуты, ладонь согнута.

«Часики»
Ладонь сжата в кулак. Указательный палец поднят вверх. Под счёт кисть руки поворачивается влево-вправо.

«Змейка» 
Ладонь сжата в кулак. Под счёт ладонь с сомкнутыми пальцами выпрямляется, затем опять сжимается, производя движение вперёд-назад.

«Качели»
Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

«Футбол»
Ладонь сжата в кулак. Указательный палец впереди. Указательный палец вместе с кистью поворачивается влево-вправо.

«Почистить зубы»
Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит движение по кругу.

«Лошадка»
Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.

«Вкусное варенье»
Ладонь в форме чашечки. Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.

«Улыбка»
Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.

«Заборчик»
Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы сомкнуты.

«Трубочка»
Ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.

«Хоботок»
Ладонь сжата в кулак.

«Наказать непослушный язычок»
В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему.

«Почистим зубы»
Согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами. Ладонь выпрямляется, опять сгибается. Затем согнутая ладонь движется влево-вправо.

«Кто дальше загонит мяч?»
Рука ладонью вниз находятся в горизонтальном положении. Во время движения ватки по столу, ладонь движется вперёд.

«Фокус»
Ладонь сжата в кулак. Когда вата взлетает вверх, пальцы разжаты и расставлены.

«Приклей конфетку»
Кисть находится в горизонтальном положении ладонью вверх. Пальцы сомкнуты. Кисть поднимается вверх, затем опускается.

«Грибок»
Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки.

«Гармошка»
Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.

«Индюк», «Болтушка»
Четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному. Четыре пальца производят быстрые движения вверх-вниз.

«Пароход гудит»
Ладонь с сомкнутыми пальцами располагается горизонтально.

«Самолёт гудит»
Ладонь с расставленными пальцами располагается горизонтально.

«Маляр»
Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад.

«Дятел»
Пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки.





Предварительный просмотр:

Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе

по коррекции нарушений звукопроизношения

Постановка звуков, дыхания, голоса – первый этап формирования произносительных навыков у детей с нарушениями речи. На данном этапе активно применяем кинезиологические упражнения по развитию дыхания, артикуляционной моторики и др.; опираемся на сохранные анализаторы (зрительный, осязательный, двигательный, слуховой), в результате чего ребёнок усваивает то или иное произносительное умение.

https://smollogoped.ru/wp-content/uploads/2017/02/1.jpg   Например, упражнение “Ныряльщик”. Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. Для постановки звуков, необходимо научить ребенка дифференцированному дыханию, правильной выработке воздушной струи, что позволяет это упражнение и другие:

2.1 “Свеча”

2.2 “Дышим носом”

2.3 “Ныряльщик”

5.7 “Горизонтальная восьмерка” (1, 2-я неделя занятий)

За этапом произносительных умений следует этап автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя движения кинезиологических упражнений, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках.

https://smollogoped.ru/wp-content/uploads/2017/02/2-300x280.pngНапример, упражнение «Колечко» можно выполнять, произнося отработанный звук (слог, слово…). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Ш». На этапе автоматизации звука «Ш» в слогах произносим слог «ша» («шо», «шу», …), далее слова, словосочетания, стихи и потешки.

Аналогично используем кинезиологические упражнения:

3.1 “Перекрестное марширование”

3.4 “Робот”

3.5 “Маршировка”

5.1 “Колечко”

5.2 “Кулак – ребро — ладонь”

5.5 “Ухо – нос”

Применение, данных кинезиологических упражнений в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у ребёнка, позволят:

  • подготовить органы артикуляции к постановке звуков;
  • формировать правильное речевое дыхание;
  • автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

 

Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе

по коррекции нарушений фонематического слуха

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Основными задачами данного этапа являются:

  • формирование навыков дифференциации звуков;
  • формирование звукослогового анализа и синтеза слова.

В работе по формированию фонематического восприятия (навыков дифференциации звуков) выполняем кинезиологические упражнения, дополняя их учебными действиями.

https://smollogoped.ru/wp-content/uploads/2017/02/3-94x300.jpghttps://smollogoped.ru/wp-content/uploads/2017/02/4-188x300.jpg Например,  упражнение «Бравый солдат и тряпичная кукла» мы дополнили задачей: дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков, изменили название упражнения: «Солдат Захар стоит по стойке смирно, а кукла Зина мягкая, как резина». Логопед обращает внимание детей на первые звуки имён (Захар – «З» твёрдый согласный, Зина – «ЗЬ» мягкий звук), затем называет согласные твёрдые и мягкие, а дети, услышав твёрдый звук, должны выпрямиться и вытянуться в струнку как солдат, называет мягкий согласный звук –  расслабиться и стать такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Выбирая правильное действие, дети бывают то солдатом, то куклой, различая при этом твёрдые и мягкие согласные звуки.

Данное упражнение можно применять, решая задачи:

  • дифференциация гласных и согласных звуков;
  • дифференциация звонких и глухих согласных звуков;
  • дифференциация твёрдых и мягких слогов;
  • дифференциация звуков (с-ш, з-ж, л-р, п-б, т-д и т.д).

В работе по формированию звукослогового анализа и синтеза слова мы учим детей определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков.

https://smollogoped.ru/wp-content/uploads/2017/02/5.jpg                             https://smollogoped.ru/wp-content/uploads/2017/02/6-300x130.jpg

Например, упражнения «Перекрестное марширование» и «Колечко» подходят для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам.

Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы тем самым вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в коррекции фонематического недоразвития, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

Использованные источники:

  1. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2001. — 48 с.
  2. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.
  3. Яндекс.Картинки



Предварительный просмотр:

http://www.wochenblatt.de/storage/scl/bilderfueralle-2013/babykinderfamilie/832601_m3w592h309q75v45908_36961095_ml.jpg Речедвигательные игры по теме: звук "Ж"

 Упражнение: "Жук"

Жук жужжит,

 Над ежом кружит, (произносить звук «Ж», кружась вокруг себя)

А ёжик лежит

На жука глядит (руки в стороны, наклониться назад)

Ты, жук, жужжи (бег с поднятыми в сторону руками)

Ты, жук, кружи (произнесение звука» Ж», кружась вокруг себя)

А я полежу,

На тебя погляжу (наклон в сторону, руки под голову)

Упражнение: «Ёж и лиса»

Бежит ёжик вдоль дорожек (бег трусцой)

Да скользит по льду (ходьба скользящим шагом)

 Говорит ему лисица:

«Дай переведу!» (имитация движений лисы с поворотами головы направо, налево)

Отвечает серый ёжик:

«У меня две пары ножек;

Сам я перейду!» (ходьба скользящим шагом)

 

Упражнение: «Песенка жука»

Я весёлый майский жук.

Знаю все сады вокруг (бег с имитацией движений жука, руки в стороны)

Над лужайками кружу )

А зовут меня Жу – жу. (покружиться вокруг себя)

Почему зовут Жу – жу?(развести руки в стороны)

Потому что я жужжу (бег в разных направлениях с поднятыми в стороны руками)

 

Упражнение: «Ёжик»

Это ёжик, но без ножек.

Ножки просто не видны (ходьба в присядке мелкими шагами)

Он шагает без дорожек

От берёзки до сосны

Ну, а там его нора – ( ходьба на четвереньках)

Ёжику поспать пора (голова опущена на грудь «свернувшись» калачиком)

 

Упражнение: «Рыжий котёнок»

Вышла девочка на лыжах (скользящие движения ног с движениями рук – идём на лыжах)

А за ней котёнок рыжий.

От неё не отстаёт (бег в разных направлениях)

Добежал до горки – ждёт (остановка «замерли»)

«Прокати, Алёнка,

 Рыжего котёнка» (скользящие движения ног с движениями рук)

 

Упражнение: «Шажки»

Раз шажок, два шажок,

Левый, правый сапожок (ходьба приставным шагом в одну сторону)

Я учу Алёшку

Топать понемножку (ходьба приставным шагом в другую сторону)

Упражнение: «Весёлый пёс»

 Жил на свете пёс мохнатый,

Очень важный был  (ходьба на месте в ритме стиха,  гордо

подняв голову)

Каждым утром спозаранку (ходьба в разных направлениях с высоким подниманием колен)

   Прогуляться выходил.

   Шёл он парком, шёл он важно,

 В стороны глядел (ходьба с поворотами головы  направо, налево)

 Так же важно, деловито

Хвостиком вертел (ходьба вразвалочку с движениями таза)

Речедвигательные игры по теме: звук "Л"

Упражнение: «Веник»

Веник пол подметал (полунаклоны вперёд,  руки двигаются внизу из стороны в сторону)

Веник очень устал, (руки в стороны, потягиваемся)

Он улёгся под стул (присели)

Он зевнул и уснул (руки под голову, закрываем глаза)

 

Упражнение: «Белые гуси»

Белые гуси

К ручейку идут (ходьба в вперевалочку, руки за спину, спина прямая)

Белые гуси гусяток ведут (ходьба вперевалочку, руки выпрямляем за спиной)

Белые гуси вышли на луга.

Закричали гуси:

«Га – га – га!» (то же)

Упражнение: «Собачки»

Вот идут на задних лапках

Две собачки в модных шляпках.

 

Упражнение: «Кот – разбойник»

Из окна увидел я:

Кот напал на воробья (прыжок на двух ногах, руки впереди)

Чуть он, бедного, не съел (покачивание головой)

Я на помощь подоспел (бег на месте с чуть согнутыми локтями)

Жаль, что не было кнута

Наказал бы я кота (делаем замах правой рукой)

Чтоб он птичек не губил,

А мышей и крыс ловил (грозим пальчиком)

 

Упражнение: «Пугало»

Прыгало, прыгало (прыжки на двух ногах на месте, руки внизу)

Пугало, пугало (прыжки на двух ногах на месте, руки в стороны)

На одной ножке (встать на одну ножку)

В лес по дорожке (прыжки на одной ножке  с продвижением вперёд, руки прямые  в сторону)

Не доскакало –  (встать на две ноги)

Ворон увидало (стоять на двух ногах, руки в стороны, машем руками)

Испугалось, (руки смыкаются на груди, глаза испуганные), растерялось (руки внизу разведены, глаза растерянные)

Да так стоять и осталось (встать на одну ногу, руки в стороны, замереть))

Упражнение: «Шла коза по мостику»

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком (шагаем по массажному коврику мелкими шажками)

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила (прыжок с коврика на пол)

Кто не верит – это он,

Выходи из круга вон! (прыжки на двух ногах на полу)

 

Упражнение: «Уж»

Уж бежал кривой дорожкой,

Ни одной не топал ножкой (ползание  по полу на четвереньках между ковриками)

Он бы топнул, да не мог  (встать, топнуть по полу одной ногой)

Потому что был без ног (продолжить ползание на четвереньках между ковриками)

Упражнение: «Волки»

Вышли волки на охоту, (ходьба с имитацией движений волка)

Бродят стаей по болоту (то же)

Между прочим, говорят,

Волки ягоды едят.

 

Упражнение: «Сова»

Летела сова, (бег с движениями рук в стороны)

 весёлая голова (бег с движениями рук в стороны крутим головой)

Вот она летела, летела (бег с движениями рук в сторону)

На лужайку села (приседание)

Хвостиком повертела (крутим «хвостиком»)

По сторонам поглядела, (крутим головой)

Песенку спела «У –У – У»

И опять полетела (бег с руками, вытянутыми в сторону)

 

Упражнение: «Песенка»

От села и до села

Песенка ходила (ходьба по кругу, взявшись за руки)

Никого не подняла

И не разбудила (то же)

Заходила к белке (прыжки на месте на двух ногах)

Забежала к волку (бег на месте)

Завернула к зайке (прыжки с поворотами вокруг себя)

Заглянула в щёлку (приставляем руки к глазам как бинокль)

 

Упражнение: «Метели и птицы»

Летели метели

И птицы летели

Спастись от метели (бег с поднятыми в сторону руками)

Но не успели.

Метель их нагнала

Но не вернула (бег с одновременным произношением «У-У-У», руками производим хаотичные движения)

Они улетели

Прочь от метели (бег с поднятыми в сторону руками)

Упражнение: «Рая и мячик» (с мячом)

Рая мячик изловила,

Непослушного побила (подбрасывание мяча вверх, ловля его)

Не жалела кулаков

Для резиновых боков (мяч об пол и ловим двумя руками)

Речедвигательные игры по теме: "Транспорт"

Упражнение: «Самолёт»

Рука в стороны – в полёт

Отправляем самолёт.

(бегут по кругу на носочках, руки в стороны)

Правое крыло вперёд,

(поворот через правое плечо)

Левое крыло вперёд,

(поворот через левое плечо)

Полетел наш самолёт.

(бегут по кругу, расставив руки в стороны)

Упражнение: «Лётчик»

Быть шофёром хорошо,

(дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль)

А лётчиком - лучше.

Я бы в лётчики пошёл,

Пусть меня научат.

(бегут, расставив руки, как крылья)

Наливаю в бак бензин,

(остановились, наклонили воображаемый сосуд)

Завожу пропеллер.

(круговое движение правой рукой)

«В небеса, мотор, вези,

Чтобы птицы пели».

(бегут, расставив руки)