Статья

Бурганова Лилия Амировна

Статья об актуальности проведения занятий по правилам дорожного движения с дошкольного возраста

В современном нашем городе в век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, а особенно ребенку, начинающему осваивать азы дорожной азбуки. Как отмечают сотрудники ГИБДД, чаще всего в критических ситуациях на дорогах страдают дети. С каждым годом проблема детского травматизма становится острее.

Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.

Избежать этих опасностей можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши этими качествами обладают не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, теряются, не могут принять правильное решение, тем более, если они не знают правил уличного движения.

Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах большого города.

Изучив проблему ознакомления детей с правилами дорожного движения и увидев актуальность данной темы, я планомерно и систематически провожу образовательную деятельность по ПДД с детьми в своей группе.

В утренние и вечерние отрезки времени, на участке детского сада во время прогулок провожу игры с использованием световых сигналов светофора («Огни светофора», «Перекресток», «Запомни сигналы регулировщика»). Дети отгадывают и сами придумывают загадки, стихи. Стихи не только на русском языке, но и на татарском языке.

           «Светофор»

Светофор өч төстән тора

Кызыл, сары һәм яшел

Ә мин берсен яратамын

Яшел төслесен менә!

Яшел төс чыгарга куша

Зебра аркылы гына

Сары төс әзерлән син ди

Тукта ди кызыл булса.

          (Валиахметова Самира, 4 года. МАДОУ “Детский сад №91 комбинированного вида” Кировского района г. Казани)

 Загадки:

  • Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (ТРАМВАЙ)

  • Три моих волшебных глаза управляют всеми сразу.

Я моргну – пойдут машины, встанут женщины, мужчины.

Отвечайте вместе хором. Как зовусь я? (СВЕТОФОР)

  • Выходя на улицу, приготовь заранее

Вежливость и сдержанность,

А главное - … (ВНИМАНИЕ)

  • В два ряда дома стоят.

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга глядят. (УЛИЦА)

  • Дом по улице идет, на работу всех везет.

Носит обувь на резине и питается бензином. (АВТОБУС)

         

В моей группе решение задач по ПДД осуществляются через все виды образовательной деятельности и в тесном контакте со всеми специалистами детского сада. Комплексные интегрированные занятия вызывают у детей особый интерес. На музыкальных занятиях дети разучивают частушки про правила дорожного движения, ставим сценки:

  • Эх, гармошка заиграй

Сделай одолжение

Будем строго выполнять

Правила движения.

  • Это всем должно быть ясно

Даже тем, кто ходит в ясли

Всем кто в городе живет

«Зебра» это переход

  • Светофор, ой светофор

      Глазки разноцветные

      Ты зелёным мне моргни

     Чтоб дорогу перейти

  • Надо правилам учиться

Говорю вам не в укор

Говорит регулировщик

Говорит вам светофор

 

Для закрепления дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДД, я провожу целевые прогулки и экскурсии «Знакомство с дорогой», «Наблюдение за светофором», «Прогулка пешехода». Такие прогулки способствуют формированию и развитию у детей навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

В группе мы устраиваем просмотр мультфильмов («Смешарики», «Азбука безопасности», «Азбука безопасности на дороге», «Аркадий паровозов» «Уроки тетушки Совы».)

Дети с удовольствием принимают участие в викторинах по ПДД. Живой интерес вызывают у детей компьютерные презентации по теме дорожной безопасности: «Наш друг-велосипед», «Знаки дорожного движения» и другие.

Презентация является прекрасными помощником при проведении мероприятий. Её содержание охватывает большой объем программного материала по ПДД: виды транспортных средств, историю развития транспорта, причины ДТП, участников дорожного движения, сведения о дороге и ее главных составных частях, историю создания светофора, назначение дорожных знаков и указателей, их группы.

Предлагаю детям раскраски по данной тематике, им очень нравится раскраски, появляется интерес все больше и больше, дети с удовольствием рисуют.

На родительских собраниях проводятся анкетирования, чтобы выяснить, что и как взрослые говорят детям о поведении на улице, какой пример показывают и беседы «Безопасность детей - забота взрослых», «Ребенок в автомобиле», «Дорога в школу и домой» для родителей будущих первоклассников.

На территории детского сада произведена специальная разметка, имитирующая проезжую часть, пешеходный переход «Зебра».Имеется кабинет  БДД. Кабинет, также, активно используют  воспитатели разных групп при обучении ПДД .