Работа с одаренными детьми.

Васильцова Елена Владимировна

…Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий.

Ф. Бэкон

Безусловно, одаренность это Богом данный дар, но вместе с тем, требующий заботы и внимания. Каждый ребенок наделен уникальными талантами, которые мы, учителя и родители, призваны распознать и взрастить. Именно поэтому своей главной задачей ставлю создание в образовательном процессе эффективных условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности на основе выявления (распознавания) индивидуальных способностей и поддержке ранних их проявлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_v_rabote_s_odarennymi_detmi.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочной деятельности как условие для адресной работы учителя с одаренными детьми.

…Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий.

Ф. Бэкон

Безусловно, одаренность это Богом данный дар, но вместе с тем, требующий заботы и внимания. Каждый ребенок наделен уникальными талантами, которые мы, учителя и родители, призваны распознать и взрастить. Именно поэтому своей главной задачей ставлю создание в образовательном процессе эффективных условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности на основе выявления (распознавания) индивидуальных способностей и поддержке ранних их проявлений.

Работа по направлению с «Одаренные дети» состоит из 4 этапов и начинается с предварительного поиска одаренных детей, осуществляемого уже на дошкольной ступени.

Ведь уже на этапе детского сада дети начинают проявлять свои таланты. На этом этапе, в ходе предварительного поиска, опираюсь на характеристики, которые дают воспитатели. В подборе информации мне также помогают родители, врачи и сами дети.

В моей практике нормой является также посещение занятий в детском саду, с целью наблюдения за способностями каждого ребёнка, беседы с воспитателями.

Одаренность детей можно определить, образно выражаясь, «невооруженным глазом».

Собранная таким образом информация позволяет создать первое представление о каждом поступившим в первый класс ребенке.

Начало обучения в 1 классе – следующий этап работы с одаренными детьми – этап сопровождения. Системность и последовательность работы обеспечивает ведение индивидуальных личностных карт.

Такие карты позволяют составить максимально развернутый портрет одаренного ребенка и спроектировать траекторию развития его талантов. При этом заметим, что в классе учатся не только одаренные дети, но и дети, находящиеся в различных жизненных ситуациях, с различиями в состоянии здоровья, имеющие поведенческие особенности и др.

А потому в целом системность и эффективность работы с разными категориями учащихся достигается введением социального паспорта класса.

Такой паспорт постоянно пополняется и корректируется.

К концу I полугодия в 1 классе завершается формирование индивидуальной стартовой характеристики каждого первоклассника.

Таким образом, мною были выявлены учащиеся с опережающим развитием и склонностями к той или иной сфере деятельности, а именно – 18% учащихся, имеющих предметную одаренность; 41% – творческую одаренность; 22% детей – спортивную одаренность и 19% учащихся, обладающих явно – выраженными лидерскими качествами.

Третий этап работы – оценочно-коррекционный – создание условий для опережающего развития и максимального раскрытия талантов и способностей одаренных детей.

Конечно важно, чтобы работа с одарёнными учениками охватывал все формы организации учебной деятельности: урочную, внеурочную, внеклассную.

В этой статье мне хотелось бы раскрыть некоторые методические приемы, которые я использую во внеурочной деятельности. Конечно, любой ребенок одаренный, но важно найти, в чем именно.

Особо хотелось бы выделить такое направление моей внеурочной работы как создание художественного коллектива «Звездочки». Результативность работы подтверждена победами на Всероссийских конкурсах «Планета детства «Страна Магнолий», «Мелодии и ритмы Южной столицы» (1-й открытый всероссийский детско-юношеский фестиваль–конкурс юных дарований).

Остановлюсь подробнее на кружковой работе. Содержание кружковой работы было определено на 2 этапе работы с одаренными учениками на основе составления индивидуальных личностных карт. В моем классе работают кружки по направлениям: «Музей в твоем классе», «Ключ и заря», «Мы и окружающий мир», «Занимательная математика».

Своеобразным итогом и показателем эффективности кружковой работы являются школьные и городские мероприятия, которые позволяют учащимся показать свое творчество с проявлением их индивидуальности. Участники кружков являются победителями, призерами и дипломантами интеллектуально-личностных конкурсов:

– городской конкурс «Театральный калейдоскоп»,

– городской конкурс детского художественного творчества «Люблю тебя, мой Сочиград!»,

– городской конкурс детского рисунка «Профессия спасатель» и др.

Как классный руководитель, я организую внеклассную работу, в которой активно проявляют себя ребята с лидерской одаренностью,  в форме участия школьников в городских акциях: «Чистый город», «Сохраним Черное море», «Посылка солдату», «Бессмертный полк», «Город–госпиталь», «Юный пожарный» и др.

За активное участие в жизни гимназии и города они были награждены благодарственными письмами администрации гимназии; начальника управления молодежной политики администрации г.Сочи; начальника ОГИБДД УВД города Сочи; старшего государственного инспектора технического надзора ОГИБДД УВД города Сочи; начальника 6 ПЧ ФГКУ «10 отряд ФПС по Краснодарскому краю» и др.

Четвертый этап работы с одаренными и способными детьми – заключительный: он включает формирование преемственности образования, начиная со II полугодия 4 класса основанное на моем сотрудничестве с учителями основной школы. Это сотрудничество осуществляется с целью успешной адаптации учащихся на следующей общеобразовательной ступени и соблюдения приемов в работе с одаренными детьми.