Мастер-класс "Использование приемов критического мышления на занятиях по краеведению"

Сунинова Джамиля Азатулловна
Выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями ; критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности; выявлять, наблюдать,различать, классифицировать, оценивать,критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Эти умения должны формироваться учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс для педагогов 1.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР-КЛАСС Использование приёмов критического мышления на занятиях по краеведению. Педагог дополнительного образования МКОУ Усманской ООШ Сунинова Д.А.

Слайд 2

Цель: П ознакомить педагогов с приемами технологии развитие критического мышления.

Слайд 3

Задачи: Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал. Вызвать устойчивый интерес и побудить участников к активной работе на занятии.

Слайд 4

Актуальность Актуальность проблемы связано с тем, что выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности. выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления.

Слайд 5

«Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию». Кудрявцев Д.

Слайд 6

«Критическое мышление» Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться. Это интерактивная технология , то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.

Слайд 7

Технология критического мышления дает ученику: - повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими;

Слайд 8

Технология критического мышления дает учителю: - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик . - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Слайд 9

В основе технологии РКМ лежит трехфазная структура урока: 3. Рефлексия 2. Осмысление 1. Вызов

Слайд 10

Вызов Осмысление Рефлексия « Корзина идей » «Ромашка Блума » синквейн ;

Слайд 11

Первая стадия – «вызов» Во время этой стадии у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Некоторые приёмы стадии «Вызова»: «Кластер», «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.

Слайд 12

Прием « КОРЗИНА ИДЕЙ » «Мой Кыштовский район»

Слайд 13

Вторая стадия – «осмысление» Это содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Некоторые приёмы стадии «Осмысление»: Ромашка Блума , Вопросительные слова, толстый и тонкий вопросы и другие приёмы.

Слайд 14

Ромашка Блума « Ромашка Блума » интересна тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера, лепестки с вопросами укажут какого типа вопрос следует задать. Прием "Ромашка Блума " универсален. Его может использовать любой учитель-предметник. Возможны два варианта: -Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой. -Вопросы формулируют сами учащиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка. Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы одноклассников.

Слайд 15

Составление Ромашки Блума Каждая группа придумывает вопросы и записывает их на лепестках Ромашки Блума по заданной теме и по образцу . тема для составления вопросов «Мой Кыштовский район» за 3 минуты группы составляют 6 вопросов по образцу («Назови», « Почему..?», « Объясни..?», « Что..?» , « Где..?», « Когда..?) Вопросы составляются на основе использования карты Кыштовского района Группы отвечают на составленные вопросы

Слайд 16

Образцы вопросов Назови.., Почему..? Объясни..?, Что..? Где ..? Когда..?

Слайд 17

Третья стадия – «рефлексия» Это стадия размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к теме . Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Слайд 18

Синквейн 1 строка -1 существительное (тема) 2 строка -2 прилагательных (раскрывающие тему) 3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка- предложение (отношение к теме) 5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы) Рефлексия

Слайд 19

Прием «Перекрестная дискуссия» Готов ли я применить технологию развития критического мышления на своих уроках? ДА НЕТ Таблица используется для фиксации противоположных мнений по конкретному вопросу

Слайд 20

УДАЧИ ВАМ ВО ВСЁМ, ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!