Развитие речи.

Каргаполова Марина Александровна

НОД "Проказы зимы.  По произведениям Ушинского"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prokazy_zimy._po_motivam_skazki_k.ushinskogo.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по  речевому  развитию детей 6-7 лет.

Тема: «Проказы зимы. По мотивам сказки К.Ушинского»

Форма организации: речевые игры, упражнения

Вид деятельности: речевая,  коммуникативная, восприятия  народного фольклора

Цели: развитие связной речи у детей 6-7 лет  посредством речевых игр, упражнений и наглядного моделирования .

Задачи:

Образовательные

Формировать связную речь средствами наглядного моделирования и речевых игр ( артикуляцион-ная гимнастика, скороговорки, чистоговорки), хороводных игр. Закреплять  образование существительных в прилагательные.  Обогащать словарный запас словами:  пурга, всякое дыхание со света сжить.

Развивающие

Развивать память, дикцию, внимание, умение строить  последовательный рассказ,  закреплять приметы времен года

Воспитательные

Воспитывать доброжелательность, умение выслушивать высказывания  товарищей.

Предварительная работа: беседы, наблюдения на прогулке за сезонными изменениями, чтение рассказов, стихов;  рассматривание картин о временах года, прослушивание музыкальных композиций.

Оборудование, материалы: куклы «Времена года»;  муз. «В гостях у сказки»;разрезные картинки для составления рассказа на фланелиграфе; шапочка маска с изображением птиц, презентация по сказке, опорная схема для заучивания, деревянные ложки, атрибуты для игры; снежинки для определения настроения.

ХОД НОД.

I мотивация детей к деятельности.

Звучит музыка «В гостях у сказки». Дети входят в группу.

- Жили – были четыре сестры. И звали их Весна, Лето, Осень и Зима. (показ кукол времена года)

Каждая сестра приносила на землю свои подарки. А какие вы нам расскажите при помощи подсказок. (составление рассказа)  от каждой подгруппы по одному человеку.  

-Замечательные рассказы у Вас получились, я предлагаю встать в хоровод и еще раз вспомнить о временах года.

Немецкий хоровод «Времена года»

Придумала мать                    Дети взявшись за руки, идут по кругу.

Дочерям имена:

Вот Лето и Осень,

Зима и Весна!

Приходит Весна-                    Идут в круг, поднимая руки.

Зеленеют леса,

И птичьи повсюду                 Отходят назад, взмахивая руками,

Звенят голоса.                        как крыльями.

А Лето пришло-                     Поднимают руки и вращают ки-

Все под солнцем цветет,    стями.

И спелые ягоды                    «Кладут в рот ягоды» с ладошки.

Просятся в рот.

Нам щедрая Осень               Показывают, как «собирают  овощи

Приносит плоды,                  в корзину».

Дают урожай

И поля, и сады.

Зима засыпает                       Плавно опускают руки, делая кис-

Снегами поля.                       тями мягкие движения.

Зимой отдыхает                   Приседают и кладут руки под

И дремлет земля.                щеку, закрывают глаза.

- Дружно жили сестры. Только  Зима обижалась, завидовала своим сестрам. Казалось ей, что люди и звери больше радуются приходу Весны, Лета и Осени.

-  Так ли это на самом деле, как Вы думаете? Неужели никому не нравится зима? (Ответы детей)

- А как Зима может об этом узнать? (мы можем рассказать, спеть)

II Основная часть.

Работа по содержанию сказки.

-а пока разозлилась Зима: задумала всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она до птиц стала добираться: надоели они ей своим криком и писком. Подула Зима холодом, сорвала листья с деревьев и разметала их по дорогам. Некуда птицам деться, стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны.

-вспомним упражнение для птиц. На минуту превратимся в птиц.

Упражнение на координацию движений «Отлет птиц»

- Гуси, утки!                               Дети сгибают руки в локтях, сжав

                                                     Пальцы в кулаки.

- Кря-кря-кря!                           Поднимают и опускают локти.

- Летим в теплые края!

Будем крыльями махать,               Делают легкие взмахи руками.

Будем крылья разминать.

Правым крылом взмахнем,         Поднимают и опускают правую руку.

Левым взмахнем потом.              Поднимают и опускают левую руку.

Поворот направо:                          Поворачиваются направо.

- До свиданья, зайка!                    Кланяются.

Поворот налево:                            Поворачиваются налево.

- До свиданья, белка!                   Наклоняют голову вперед.

Летим вперед за вожаком          Бегут на носках по кругу.

И покружимся потом.                   Кружатся.

Повернулись кругом:                    Поворачиваются на 360.

-До свиданья, милый дом!         Машут рукой.

Вперед полетели,                          Бегут по кругу.

А как устали – сели.                       Приседают.

- Остался только  воробей, и тот под крышу забился. Прилетели красногрудые снегири, им Зима не страшна.

-давайте споем о снегирях?

Заучивание попевки «Снегири» по опорной схеме.

Поскорее посмотри:

За окошком снегири.

Видно их и сквозь пургу,-

Словно яблоки в снегу.

-Видит Зима, что птиц ей не достать,- накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, покрыла деревья ледяной корой и  посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, потрескивают да пощелкивают, зверей пугают. А звери не пугаются. Белка грызет в дупле орешки.

-а теперь покажем как это она делает? Вспомним Скороговорку «Орешки»

-Ребята, а что такое скороговорка?

Скороговорка «Орешки»

( поочередно прикасаются к большому пальцу указательным, средним, безымянным и мизинцем)

Решки, решки,

Щелкаем орешки,

Щелкаем  орешки,

Сидя на тележке.

Мишка-привереда стал место искать, где берлогу на зиму устроить. Нашел медведь себе берлогу, залез в нее, спит, лапу сосет. Зайка, прыгая, греется. У лисы да волка шуба теплая. Не страшна им Зима.

Из существительных образовать прилагательные.

Всяк зверь по снегу идет, следы оставляет:

Заяц- …      (заячьи)

Лиса- …      ( лисьи)

Волк- …      ( волчьи)

Белка-…     (беличьи)

Лось- …       (лосинные)

Лошадки, коровки, овечки давным- давно в теплых хлевах готовое сено жуют, теплое пойло пьют.

 Логопедическая гимнастика.

  1. «Животные жуют сено».

Выполнять круговое движение нижней челюстью при закрытом рте ( рисовать подбородком букву «О»).

Упражнение стимулирует движение нижней челюсти.

  1. «Пьют воду».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким переднем краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык до середины неба. Нижняя челюсть и губы должны быть неподвижными. Упражнение отрабатывает движение языка вверх, укрепляет мышцы языка, развивает уздечки.

Пуще злится Зима – до рыб она добирается. Посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молоточками бойко постукивают, по озерам, по рекам мосты строят.

Ритмическая игра «Мосток».

Дети заучивают потешку и отстукивают ее ритм музыкальными  молоточками.

Скок, скок, поскок.

Сколочу мосток,

Серебром замощу,

Всех ребят пущу!

Замерзли реки и озера, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла, под ледяной кровлей еще теплее.

«Ну постой же, - думает Зима, - дойму я людей», - шлет мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах, стучат и в стены, и в двери так, что бревна лопаются. А люди затопили печи, пекут себе пироги да над Зимою посмеиваются.

Греют люди самовары, едят вкусные караваи. Тепло и уютно им в домах.

Русский народный хоровод «Каравай»

Как  на праздник на веселый      Дети идут по кругу, взявшись

Испекли мы каравай                      за руки.

Вот такой вышины,                         Останавливаются, поднимают

                                                              Сцепленные руки.

Вот такой нижины,                          Приседают, не расцепляя рук.

Вот такой ужины,                             Сужают круг.

Вот такой ширины,                          Расширяют круг.

Вот такой сладенький,                   Расцепляют руки и вытягивают их вперед

Вот такой вкусненький.                 Гладят ладонью живот.

- Малые ребятишки чай с пирогами попили и выбежали на улицу.

Как вы думаете, что делали дети на улице?

-давайте и мы поиграем.

Игра «Зимние забавы»

Раздаются карточки . по кругу передаем ком снега со словами: « Я люблю зимой…..»

- А вы любите лепить снеговиков?

-встанем в круг и поиграем.

Игра «Снеговик Егорка»

Дети встают в круг и берутся за руки. В центре стоит  ребенок – «снеговик Егорка»

Лихо сдвинув набекрень                        Дети взявшись за руки, идут

Старое ведерко,                                        по кругу.

Прислонился на плетень

Снеговик Егорка.

У него пылает нос                                    Дети останавливаются и приставляют

Весело и ярко.                                          руки к носу, показывая длинный нос.

На дворе стоит мороз,                            Скрещивают руки и похлопывают

                                                                      Ладонями по плечам.

А Егорке жарко.                                        Вытягивают руки вперед.    

Приглашает он ребят                              Манят руками.

Прокатиться с горки.                               Поднимают обе руки вверх и опускают вниз

Глазки весело блестят,                           Ставят руки на пояс и качают головой

Радостно Егорке.                                      Из стороны в сторону.

Раз – два! Раз – два – три!                     Хлопают ладошками по коленям.

Нас, Егорка, догони!  

Дети разбегаются, «снеговик Егорка» их догоняет.

-Посмотрела Зима на детей и стало ей хорошо и радостно от детского смеха и игр. Улыбнулась Зима всем вокруг и поняла, что всякое время года хорошо по своему.

III Итог.  Рефлексия.

-И нам пора возвращаться.

Звучит музыка «В гостях у сказки»

- Понравилась вам ребята сказка? Чем? Как вы думаете изменилась Зима, какая она стала?

- перед вами снежинки, нарисуйте  в них свое настроение. Снежинки сложим в конверт и отправим Зиме в подарок.