Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки.

"Без памяти - нет традиций, без традиций - нет воспитания, без воспитания - нет культуры, без культуры-нет духовности, без духовности-нет народа!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie_muzykoy.doc969.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки.

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта,

 а воспитание человека».

Сухомлинский.

Основа духовно-нравственного воспитания закладывается в семье и продолжается в детском образовательном учреждении. В современной системе дошкольного образования вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание.  

Именно в  дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Музыкальное искусство  является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка.    

Моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми, чтобы все дети полюбили музыку,   для всех она стала духовной потребностью. Ведь то, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности.  «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - гласит старинная   мудрость.

Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной  образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:

Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой. Под духовно-нравственным воспитанием понимается, формирование у  ребенка:

- нравственных чувств (ответственности,  патриотизма)

-нравственного облика (терпения)

- нравственной позиции  (способности различать добро и зло,   готовность к преодолению жизненных испытаний)

-нравственного поведения (готовности служения   Отечеству,     послушания)

Активизация познавательной деятельности детей. Приобщение детей к духовно-нравственным традициям русского народа;

 -способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре,   природе).

  -помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.

Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.

Для решения этих задач использую  следующие  формы организации музыкальной деятельности:  музыкальные занятия, беседы, концерты, праздники и развлечения.              

 

     Важную роль  для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет  классическая музыка,  пение, слушание.  Все существующие сегодня программы по музыкальному воспитанию дошкольников обязательно включают в себя произведения русских композиторов-классиков. Безусловно, это – самые лучшие образцы музыкального искусства. Таким образом, при наличии большого количества интересных музыкальных произведений великих композиторов  существует реальная возможность приобщить детей к классической музыке.

Дети умеют слушать музыку (развивается усидчивость, внимание), могут проанализировать характер ее (приобретается, накапливается словарный запас детей), запоминают произведения и впоследствии могут, не затрудняясь,  его назвать (развивается музыкальная память).  

Богатейшим источником нравственного и познавательного развития детей является фольклор (сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности.

Освоив народные традиции, дети узнают историю семьи своей, страны, традиции своего края игры, песни, народные праздники, промыслы.

Приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, её духовным ценностям.

Большое место в приобщении детей к народной культуре  занимают духовные, народные праздники   Рождество Христово самое красивое торжество для проведения в детском саду. Здесь и игры у елки и   день рождения.    Масленица  -   проводы зимы и встреча весны. Обязательные к угощению блины в этот день символизируют солнце.    Пасха - праздник праздников в честь воскресения сына Божьего - Иисуса Христа.  Христиане  всегда славились умением  трудится и  весело праздновать. В нашем детском саду и дети, и взрослые с большим интересом открывают для себя замечательные праздники и обряды, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего.

На  музыкальных занятиях и  мероприятиях, я стараюсь создать атмосферу психологического комфорта, атмосферу праздника, торжества которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации.      

«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

без духовности нет личности, без личности нет народа!»