ярмарка инновационных идей

В феврале 2017г на межрегиональном этапе международной ярмарки  социально-педагогических инноваций я представляла опыт работы детского сада по теме "Система работы с дошкольниками на экологической тропе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_na_ekologicheskoy_trope.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы на экологической тропе

Родная природа.

Впечатления от  природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Человек хранит воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке по которой бегал босиком и любовался бабочками. Из любви к природе, из привязанности к родным местам развивается и любовь к своему краю, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.. В период дошкольного детства в процессе  целенаправленного педагогического воздействия у детей  формируются  начала экологической культуры : осознанно – правильное  отношение к   природе. Значение экологического воспитания и образования признается во всем мире.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является  организация развивающей среды. Учёные утверждают, что беда нашей цивилизации в том, что дети воспринимают окружающий мир опосредованно, через картины, слово взрослого, тогда как в силу своего активного начала нуждаются в непосредственном общении  с природой.

Такую возможность дает экологическая тропинка.

Экологическая тропинка — это специально проложенный маршрут в природу. Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку.

В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты), возраст детей, формы работы с ними, в дошкольном образовании используют термин «экологическая тропинка». Такие экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

На территории нашего детского сада создана экологическая тропа, позволяющая продуктивно использовать обычные прогулки для формирования экологических навыков и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе

Работу по созданию и оформлению тропинки мы проводили в определенной последовательности.

1этап:

-Изучение научно-методической литературы и опыта работы дошкольных организаций  по данной теме.

- Определение уровня знаний педагогов и родителей  в области экологического образования дошкольников.

- Создание условий для повышения квалификации сотрудников ДОУ по путям построения экологически развивающей среды в детском саду.

-Создание творческой группы  из высококвалифицированных и творческих специалистов для разработки перспективного плана.

2этап

-Обследование  территории  и разработка экологического паспорта ДОУ.

-Оборудование  экологической тропы, составление цикла наблюдений за объектами живой природы с учетом возраста детей.

-Разработка методического материала, дневников наблюдений, картотеки игр.

-Работа по овладению новыми  возможностями использования мультимедийных технологий:  создание совместно с детьми и родителями  мультфильмов на тему отношения человека к  природе.

3этап

-Создание банка данных (материалов и фотоматериалов), отражающего передовой опыт работы воспитателей ДОУ.

-Мастер-классы, выступления, открытые просмотры  для педагогов ДОУ района по использованию  предметно-развивающей среды в работе с дошкольниками.

Сначала педагоги вместе с детьми  провели детальное обследование территории. Используя результаты исследований, оформили "Экологический паспорт территории ДОУ".Наши участки очень большие, поэтому  есть возможность знакомиться с разнообразными породами деревьев, кустарников, трав .На их примере можно понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга . Это возможность пробудить в современных детях, увлеченных  компьютерами, интерес к природе, посеять ростки доброго и экологически  правильного общения с ней.

 Планирование работы мы осуществляем с учетом сезонных изменений, ярких объектов растительного и животного мира и видами труда в природе. Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе мы  используем разнообразные формы: экскурсии, поисково-исследовательскую деятельность; занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники.

Особенно любят дети  игры-путешествия по экологической тропе. Сценарии таких путешествий, в ходе которых ребята выполняют различные задания сказочного персонажа, разрабатывают педагоги  в соответствии с сезоном, возрастом ребят. Планируем трудовые поручения по заготовке трав для животных зимнего сада, сбор семян, участие детей в сборе урожая овощных культур.

     Мы  разработали маршруты на  экологической тропе , на которых встречаются разнообразные природные объекты. Для младших дошкольников экологическая тропинка включает небольшое количество объектов, к старшему дошкольному возрасту их становится больше.. Аналогично разработаны экологические маршруты в ближайшем природном окружении: тропинка  начинается на территории учреждения и заканчивается за его пределами. Работа с использованием объектов экологической тропы проводиться систематически и последовательно в течение всего года. 

  Весь материал представлен в визит -центре экологической тропы. Здесь сказочные герои, экологические знаки, методические пособия, разнообразный природный материал.

Работа, начатая на экологической тропинке продолжается и в группе.

У нас возникла идея   создать для ребенка новую творческую среду, которая станет для него интересна и привлекательна, будет стимулировать к познавательной деятельности, формированию начал экологического  воспитания. Так появилась в группе мультстудия "Мульти-пульти", работа  в которой построена на интересе к компьютеру и мультфильмам.

Дошкольники придумывают  истории, рисуют героев, озвучивают их.  В итоге появились анимационные фильмы о животных и растениях, о поступках людей в природе,  о правильном питании, мультимедийные игры на разные темы,  которые используются не только в работе с авторами фильмов, но и с другими детьми.

В результате работы  в студии у дошкольников повышается познавательная мотивация, развивается воображение, вербально-логическое мышление, графические навыки и тонкая моторика руки. Дети становятся более уверенными в своих силах.

Все наблюдения фиксируем  в календарях природы, ответы на загадки природы ищем в книгах, энциклопедиях. Рисуем, устраиваем выставки поделок,  плакатов в защиту природы, экологические праздники, вечера развлечений.

С развитием информационно-коммуникационных технологий появилась возможность создавать  мультимедийные дневники наблюдений. Их преимущество-интерактивность, возможность  за короткое время увидеть длинный цикл наблюдений.

   На современном этапе введения ФГОС ДО все большим успехом пользуется технология сотрудничества взрослых и детей.  Такую форму взаимоотношений мы реализуем при разработке и внедрении проектов по экологическому воспитанию. Проекты: "Наше дерево", "Первоцветы", "Травы", "Пень", "Водоем", "Метеостанция", "Пчелы и люди" помогли ребятам познакомиться с миром природы.

Наша работа  строится на сотрудничестве с родителями. Они наши единомышленники, помощники. Жизнь всех нас  во многом зависит от состояния окружающей среды. И сегодня это понимает каждый житель планеты Земля. С каждым годом мы все сильнее ощущаем существующие экологические проблемы Одна из задач экологического воспитания -формирование экологически грамотного поведения. Сегодняшние дети, став взрослыми, должны будут по-хозяйски  грамотно распоряжаться природными богатствами: землей, водой, энергией. Так важно уже сегодня научить детей ценить окружающую природу, поступать с ней разумно.

   На многочисленных наглядных примерах, которые дети видят в природе, в окружающем, мы знакомим детей с проблемами загрязнения окружающей среды и правилами безопасного поведения. Вместе с родителями проводим акции "Батарейка", "Полиэтиленовый пакет", "Вырасти  дерево-дуб", "Умный взгляд на мусор", которые стали лауреатами 2 и 3 степени премии губернатора "Наше Подмосковье" в 2013г

Я предлагаю описание видовых точек экологической тропы,методические рекомендации по работе на этих точках, экологический паспорт детского сада,конспекты занятий на экологической тропе.