Консультации музыкального руководителя для педагогов

Тимощенко Светлана Юрьевна

КОНСУЛЬТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 

Роль воспитателя в НОД

1. Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.

2. На музыкальном занятии дети должны быть опрятно одетыми, на ногах чешки. Девочки желательно должны быть в юбочках.

3. На занятие следует приходить за 2-3 минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.

4. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

5. Воспитатель должен знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником  музыкальному руководителю.

6. Во время занятия не покидать музыкальный зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.

7. Воспитатель должен наблюдать за дисциплиной на протяжении всего  музыкального занятия.

8. Роль воспитателя (чередование его пассивного и активного участия), различны, в зависимости от частей занятия и задач.

 

Слушание музыки

  • Личным примером воспитывать у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражать заинтересованность;
  • Оказывать помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.
  • Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

Распевание, пение

  • В распевании воспитатель не участвует.
  • Воспитатель должен петь с детьми, разучивая новую песню, показывать правильную артикуляцию.
  • Поддерживать пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.
  • При совершенствовании разучиваемой песни, подпевать в «трудных местах».

Музыкально-ритмические движения и игры:

  • Воспитатель должен участвовать в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.
  • Давать четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).
  • Принимать непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов.
  • Корректировать исполнение движений с отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.
  • Разучивать движения с отстающими детьми.
  • Разъяснять и контролировать выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

9. В свободной деятельности воспитатель должен закреплять материал, полученный на занятии.

10. Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

Опубликовано   28.08.2025.

 

Приложение  

Упражнения на внимание

  • Игра «Поменяемся местами». Воспитатель просит «Маша, поменяйся, пожалуйста, с Аней. А Саша с Катей…Маша встань между Катей и Сережей.  Маша, встань, чтобы слева от тебя была Катя, а справа Сережа»…;
  • «Поменяйся местами…мальчик и девочки»
  • Игра «Назови соседей». Воспитатель спрашивает «Маша, назови своих соседей»;
  • Игра «Повтори движения».
  • Ориентировка на себе «Покажите, где у вас…локти, колени, ключица и т.д. Положите руки на голову, за голову. Спрячьте ладони под колени, спрячьте руки за спину… Кто может указательным пальцем левой руки дотронуться до правой пятки? Большой палец правой руки спрятать под левую подмышку…»
  • «Потерялся мальчик..». Внимание! Потерялся мальчик! Одет в белую футболку, синие шорты, красные носки.
  • «Я загадала ребенка…» который одет в желтую футболку с ярким рисунком, черные шорты и синие сандалии…
  • «Кто во что одет». Встаньте те, кто одет сегодня в футболку…Кто в юбку…Кто в сарафан…
  • Встаньте те, у кого имя начинается на…А,….С…
  • Встаньте те, у кого имя начинается на гласный звук…., согласный…
  • «Угадай чей голосок»             Мы друзья, мы друзья,  Угадай, а кто же я…

 

Игры на возникновение единого ритма и на сплочение коллектива

  • «Море волнуется..»
  • Повторить за мной хлопки. Воспитатель прохлопывает разные ритмы. Задача детей – хлопать одновременно, как один.

 

Логоритмические  упражнения

Упражнения проводятся со знакомыми стихами, которые необходимо закрепить

  • «Выше – громче, тише – ниже» Воспитатель регулирует силу голоса показом руки. Если рука высоко – дети произносят стихотворение громко. Чем ниже рука, тем тише сила голоса. Рука опустилась на пол – дети произносят стихотворение «про себя»;
  • «Звук включаем и выключаем».  Воспитатель объясняет детям, что как только повернет воображаемый выключатель, звука становится не слышно и дети продолжают произносить стихотворение «про себя». Задача детей – после того, как включится звук продолжить  читать стихотворение дальше. На начальном этапе дети продолжают читать стихотворение только губами».
  • «В ритме стихотворения». Вместе дружно проговариваем стихотворение и одновременно прохлопываем его (топаем одной ногой, щелкам пальцами, хлопаем по коленям, по полу и т.д.)
  • Стихотворение с мячом. На каждое слово передаем мяч соседу (стихотворение подбирается без предлогов).
  • Раз - себе, два – другому
  • Передать хлопки друг другу, два хлопка
     

Математическое начало

  • «Покажите столько пальцев…» Покажите столько пальцев, сколько раз я хлопну…сколько раз я топну…, щелкну пальцами
  • «Покажите столько пальцев…», сколько у меня в руках  карандашей, мячиков, кукол…Сколько в нашей группе окон, ковров…

Упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия

  • Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.
  • Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1,1-2,1-2-3 и т.д.».
  • Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.
  • Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.
  • Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
  • Поза Наполеона. Обхватываем себя руками, меняя то правую, то левую руки в верхнем и нижнем положении.

 

Опубликовано  09.09.2025.

 

Задачи  ребёнка  на   утреннике 

 

  1. Музыкально-исполнительские:

слышать музыку и сочетать с ней ритм/движения в танцах, вовремя перестраиваться и поворачиваться в нужную сторону, точно интонировать в пении, правильно играть на музыкальных инструментах и др.

  1. Сценически-организационные:

как занять стул, когда выйти на номер, куда и с кем встать, что взять, куда положить и др.

  1. Речевые:

как не забыть текст, как выразительно его донести с помощью жестов, мимики, интонации и др.

  1. Коммуникативные:

что делать, если заняли «твой» стул, что делать во время выступления других детей; что делать, если обидели, если воспитатель надел на тебя не ту шапочку; как выразить своё возмущение, как быть внимательным и вежливым к товарищу; как, наконец, пообщаться с мамой во время утренника.

  1. Личностно-оценочные:

что делать, если у тебя не получилось, если сбился, уронил атрибут, забыл движение, проиграл в игре, если на тебя все смотрят и снимают на видео-ужас!

 

Задачи  воспитателя  при  проведении   утренника

 

  1. Музыкально-исполнительские:

знать проблемные для детей места в песнях (подсказать начало следующего куплета, сопровождающее движение, танцах (перестроения, оркестр (неточный ритм у некоторых детей, распределение инструментов); использовать возможность продемонстрировать собственные музыкальные способности (спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре).

  1. Организационные:

уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу-уборку атрибутов; уметь выбрать собственную правильную позицию на «сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.

  1. Эмоционально-речевые:

создать воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу утренника - этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются с использованием повелительной формы глаголов («встаньте», «пройдите», «сядьте» вместо бытующих «встали», «прошли», «сели») - это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.

  1. Коммуникативные:

общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями) ; общение взрослого с ребёнком - умение видеть проблемы каждого ребёнка и уметь оказывать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребёнку, высказывание только положительных оценок.

 

Методика подготовки воспитателя к проведению утренника

 

1-й этап: «воспитатель как ребёнок» (первые 4-5 недель подготовки к утреннику)

 Цель: понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать им помощь. Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает то же, что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра. 

 

2-й этап: «воспитатель как ведущий» (6-7-я неделя подготовки утренника)

Цель: понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы.

Воспитатель знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятии, руководит построениями-перестроениями, т. е. готовит себя и детей к проведению утренника.

 

3-й этап: «воспитатель как актер» (за неделю до утренника)

Цель: работа над решением собственных сценических, речевых и организационных проблем.

Музыкальный руководитель может дать новый, не связанный с проведением утренника репертуар (чтобы праздничный репертуар не надоел детям, работа больше с подгруппами детей. Воспитатели осваивают без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами. На этом этапе надо обязательно вслух проговорить всю свою роль, особенно стихотворные тексты и инструкции-указания, адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить «подсказки» в зале.

 

Роль воспитателя на праздниках

 

1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, включить соответствующую музыку и т.д.

3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.

5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное  произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации, выразительность исполнения

6. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

7. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

8. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения  вместе с ними.

9. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и  музыкальным праздникам.

10. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала.

11. По просьбе музыкального руководителя украшать зал к праздникам, убиратьпосле своего утренника все атрибуты и костюмы

 

Опубликовано  14.09.2025.    

 

Консультация

для воспитателей младших групп

Педагогическое руководство театрализованными играми

детей младшего дошкольного возраста

Много полезных рекомендаций о приемах педагогического руководства театрализованными играми содержится в работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой. Чтобы разобраться в сути предлагаемых приемов, следует иметь в виду те особенности, которые складываются при формальном отношении педагога к театрализованным играм.

Каждый воспитатель должен научить ребенка театрализованной игре. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Важным аспектом деятельности воспитателей в приобщении ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей театра.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Нужно понимать, что приступать сразу к театрализованной деятельности с включением детей нецелесообразно, ведь она не будет удачной до тех пор, пока ребенок не научится играть в ней.

Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего, подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию.

С младшими дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

В младших группах перед игрой следует провести беседу по содержанию. Педагог должен помочь детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связана с появлением нового персонажа.

В игре-драматизации не следует показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Вначале воспитатель самостоятельно показывает игру, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, педагог может непринужденно поправь ребенка и, не задерживаясь, играть дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряет точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, воспитатель подключает по возможности детей к игре. Дети должны активно принимать участие в диалоге со взрослым, подыгрывать основной сюжетной линии, имитировать движения, голоса, интонации персонажей игры.

Можно провести небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как водились персонажи, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для упражнений следует использовать высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложить ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключить всех детей, устройть соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю - аплодисменты.

Затем воспитатель предлогает ребенку игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок".

Следующий этап - отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).

Только после такой тщательной подготовки педагог может приступить к совместным инсценировкам.

Выбор постановки во многом определяется возрастом детей. Чем они младше, тем проще должен быть спектакль. Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки. Можно взять текст сказки и разыграть его слово в слово. Но гораздо интересней сказку немного изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазировать, как бы колобок смог обмануть хитрую лисичку, а козлята - злого волка, и придумать старую сказку на новый лад. Не менее интересно сочинить и разыграть свои собственные истории. Особенно, если заранее придумать и смастерить оригинальную куклу, которая и будет главным героем, и, возможно, станет визитной карточкой театра чей-то группы.

Когда сценарий театра подобран, воспитатель подумывает, какой вид театра подойдет детям данного возраста? Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребенок играет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре-драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды. Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц - лубяную. В сказке об этом говорится всего в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные - зрители - угадывают, какой эпизод представлен.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается: удачно сказал реплику зайца, выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной избушки, и т. п. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

По ходу самой игры педагог, замечая бедность выразительных средств у кого-то из играющих, напоминает о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности «Наташа, вспомни, как Лягушка в теремке трудилась не покладая лапок»). Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.

Организация театрализованной игры начинается с отбора произведения, в котором обязательно участвуют дошкольники. Малышей воспитатель увлекает эмоциональным рассказом о том, как хорошо поиграть в сказку «Колобок». Распределение ролей не представляется сложным. Дети знают, что игра будет повторяться несколько раз, поэтому у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли.

С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется разнообразная художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Важно, чтобы в этой работе раскрылись возможности всех детей. Таким образом, отпадает необходимость в специальном запоминании текста.

Для развёртывания игр-драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.

Дети любят возвращаться к воспоминаниям о театрализованной игре, поэтому хорошо, если есть возможность запечатлеть ее с помощью фотоаппарата или видеокамеры. Просмотр видеозаписи доставляет всем большое удовольствие, вызывает обмен мнениями, впечатлениями. Иногда ребенок замечает свои промахи, критически оценивает отдельные моменты игры, что очень важно для дальнейшего совершенствования игровых умений. Фотографии можно использовать в беседе по поводу игры, поскольку они побуждают детей к комментариям, к интерпретации.

Итак, основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.

Опубликовано 20.09.2025.