5 Внеурочная работа

Соколова Наталья Владимировна

На этой странице представлены материалы по внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Безимени-1

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 60»

РАССМОТРЕНО  

на педагогическом совете

Протокол  № ____.

от «___» ________ 2018 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________ Спекторский А.М.

«____»____________2018 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Мастерицы»

Рекомендуемый возраст 11-15 лет

Срок реализации программы: 1 год

Составитель

учитель технологии

Н.В. Соколова - высшая квалификационная категория

Нижний Новгород

2018


Содержание

Пояснительная записка        3

Цель обучения:        4

Ожидаемые результаты:        5

Критерии и формы оценки        6

Учебный план        8

Содержание программы        8

Методическое обеспечение образовательной программы        10

Материально-техническая база:        11

Список литературы        11

Литература для педагогов        11

Литература и другие источники для учащихся        12

Календарный учебный график        13


Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности разработана в соответствии с «Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей» Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844, на основе следующих программ:

  • Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта./ Воропаева Н.В., Гришин В.К., Голубева М.Б. и др.
  • Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации/ авт.-сост. Л.В. Горнова и др. Волгоград, Учитель, 2008

Программа направлена на углубление и расширение знаний учащихся по предмету «Технология» в части изучения раздела «Художественные ремесла». Она дает школьникам представление о разных видах декоративно – прикладного искусства, знакомит с историей возникновения и развития промыслов, современными направлениями, материалами и технологиями изготовления декоративных изделий, образцами дизайнерских разработок.

Декоративно-прикладное творчество по своей природе богато и разнообразно. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию творческой гармонично развитой личности.

        Актуальность и практическая значимость: В процессе освоения программы учащиеся не только получают теоретические знания, применяют их при освоении новых технологий изготовления изделий, но и решают задачи, направленные на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.

        Программа состоит из 7 разделов: коллаж, декупаж, новогодние сувениры, лоскутное шитье, роспись по стеклу, изделия из соленого теста, топиарий. Каждый раздел начинается с вводной части: сведений из истории и традиций изготовления изделий, сообщения правил техники безопасности, ознакомления с материалами и инструментами, применяемыми в работе. Такое построение программы позволяет учащимся попробовать свои силы в различных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем. Также учащиеся могут сочетать в одном изделии элементы различных видов декоративно-прикладного творчества, например, коллаж и декупаж подходят для изготовления новогодних сувениров.

Изучение различных видов декоративно-прикладного творчества распределено во времени таким образом, что к праздникам учащиеся смогут изготовить различные подарки и сувениры для  своих близких, друзей, учителей. Декоративные изделия могут быть как индивидуальны, так и коллективными.

Изготовление своими руками красивых и нужных предметов для конкретных людей вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Использование проектного метода способствует формированию у учащихся познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий.

Программа направлена на формирование у школьников представления о профессиях: декоратор, дизайнера интерьера.

Цели обучения:

Овладение учащимися трудовыми навыками, позволяющими самостоятельно проектировать и изготавливать декоративные изделия и сувениры.

Развитие личности ребенка, способного к самостоятельному самовыражению через декоративно-прикладное творчество.

В процессе освоения дополнительной образовательной программы решаются следующие задачи: 

  • ознакомление с историей и современными направлениями декоративно-прикладного творчества;
  • изучение свойств различных материалов;
  • освоение технологии изготовления изделий в разных видах декоративно-прикладного творчества;
  • приобретение опыта изготовления изделий, имеющих потребительскую ценность, социальную значимость  и оформленных с учетом требований дизайна и эстетики;
  • совершенствование умений планирования своей деятельности;
  • развитие у учащихся познавательно-трудовой и творческой активности;
  • развитие образного, пространственного мышления, фантазии, памяти, внимания, воображения;
  • развитие моторики рук, глазомера;
  • развитие художественного и эстетического вкуса, творческих способностей;
  • воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма;
  • воспитание чувства уважения и бережного отношения к природе, культуре народов разных стран;
  • формирование представления о профессиях: дизайнер интерьера, декоратор.

Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей от 11 до 15 лет.

Срок реализации программы - 1год.

Программа  рассчитана на 74 часа.

Режим занятий: один раз в неделю по 2 часа.

Ожидаемые результаты:

При освоении программы курса обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Предметные результаты:

  • освоение технологии изготовления изделий в технике декупаж, лоскутной технике, изделий из природного материала, росписи по стеклу;
  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
  • планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, соблюдение правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  • документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;

Критерии и формы оценки

В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:

  • удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;
  • четкое соблюдение последовательности технологических приемов;
  • художественная выразительность и оригинальность работ.

        Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:

  • аккуратность;
  • четкость выполнения изделия;
  • самостоятельность выполнения;
  • наличие творческого элемента.

        Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.

        Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед обучающимися и родителями. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.


Учебный план

№ п/п

Тема, раздел

Количество часов

Формы аттестации и контроля

всего

теория

практ.

Вводное занятие. Безопасность труда и средства ее обеспечения

2

2

Тестирование

Коллаж

14

4

10

Презентация изделия

Декупаж

8

2

6

Презентация изделия

Новогодние сувениры

10

2

8

Выставка работ

Лоскутное шитье

12

2

10

Презентация изделия

Роспись по стеклу

6

2

4

Презентация изделия

Изделия из соленого теста

10

2

8

Презентация изделия

Топиарий

10

2

8

Презентация изделия

Итоговое занятие

2

2

Защита проекта

Итого

74

Содержание программы

        Вводное занятие  (2 часа)

        Теоретические сведения. Содержание программы студии «Мастерицы».  Цели и задачи курса. Правила безопасности труда при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества и средства ее обеспечения.

        Изучение уровня подготовленности учащихся к изучению тем программы.

Раздел 1.  «Коллаж»  (14 часов)

        Теоретические сведения. Определение понятия «Коллаж». История возникновения. Виды коллажей. Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Материалы и инструменты для выполнения. Выбор изделий, планирование работы. Особенности изготовления праздничных открыток.

        Практические работы. Определение потребителя. Подбор материалов. Построение композиции. Изготовление коллажей ко Дню учителя. Изготовление праздничных открыток ко Дню матери.

Раздел 2.  «Декупаж»  (8 часов)

        Теоретические сведения. Определение понятия «Декупаж». История возникновения. Материалы и инструменты для выполнения. Технология изготовления изделий в технике декупаж. Выбор изделий, планирование работы.

        Практические работы. Создание эскиза изделия.  Подбор материалов. Построение чертежа коробки. Изготовление подарочной коробки, подставки под карандаши, панно.

Раздел 3.  «Новогодние сувениры»  (10 часов)

        Теоретические сведения. Традиции празднования Нового года и Рождества. Символы Нового года по восточному календарю. Материалы и инструменты для изготовления сувениров. Технология изготовления изделий. Выбор изделий, планирование работы.

        Практические работы. Создание эскиза изделия.  Подбор материалов. Изготовление новогоднего венка, сувениров, подарков.

Раздел 4.  «Лоскутное шитье»  (12 часов)

        Теоретические сведения. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.

        Практические работы. Подбор материалов по цвету, фактуре. Выбор изделия. Изготовление образцов лоскутных узоров. Выбор техники изготовления изделия. Планирование деятельности. Изготовление изделия с соблюдением правил безопасности труда. Контроль качества готового изделия. Презентация изделия.

Раздел 5.  «Роспись по стеклу» (6 часов)

        Теоретические сведения. История возникновения росписи по стеклу. Виды орнаментов. Материалы и инструменты для выполнения росписи. Выбор изделий, планирование работы. Особенности изготовления вазы.

        Практические работы. Создание эскиза изделия. Подбор материалов. Построение композиции. Изготовление вазы к 8 марта.

Раздел 6.  «Изделия из соленого теста»  (10 часов)

        Теоретические сведения. История возникновения промысла. Рецепты теста. Материалы и инструменты для изготовления изделий. Режимы сушки и способы декорирования изделий из соленого теста. Выбор изделий, планирование работы.

        Практические работы. Создание эскиза изделия. Подбор материалов. Лепка, сушка, роспись изделий из соленого теста. Изготовление оберегов, подковы.

Раздел 7.  «Топиарий»  (10 часов)

        Теоретические сведения. История возникновения искусства создания топиария. Построение композиции. Материалы и инструменты для выполнения топиария. Планирование работы.

        Практические работы. Создание эскиза изделия. Подбор материалов. Построение композиции. Сборка топиария. Презентация работы.

Итоговое занятие (2 часа)

        Подведение итогов года. Выставка работ учащихся студии «Мастерицы».


Методическое обеспечение образовательной программы

Программа предусматривает как теоретические занятия, так и практические, включающие выполнение творческих заданий, проекта, изготовление декоративных изделий, сувениров.

Отбор содержания осуществляется по следующим принципам:

Систематичности - отдельные темы повторяют изученное в 1 – 5 классах, но на более высоком уровне. Это позволяет в максимальной степени использовать имеющийся опыт учащихся и является хорошей основой для усвоения новых знаний.

Научности и посильной трудности содержания – материал раздела распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Наглядности – обеспечивает правильное восприятие учащимися сообщений учителя, овладение приемами выполнения практических действий.

Практической значимости получаемых умений и навыков - возможность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

Открытости – содержание допускает информационную «подпитку» из внешней среды и отдачу отживших элементов.

Принцип профориентационной направленности – способствует расширению представлений о мире профессий, условий профессиональной деятельности человека.

В рамках изучения программы используются различные формы обучения: фронтальные, коллективные, индивидуальные. Внешние формы организации обучения – лекция, беседа, мини – проект. Внутренние формы организации обучения: занятие усвоения нового материала, занятие совершенствования знаний и умений, занятие обобщения и систематизации, занятие проверки и коррекции знаний и умений, комбинированные формы.

Методы и приемы преподавания предполагают сотворчество учителя и ученика и возможность диалога на занятии. Важно помочь школьникам найти лично для них значимый смысл обучения, поэтому занятия индивидуального практического творчества чередуются с занятиями коллективной творческой деятельности.

Большой объем учебного материала, заложенный в программе, предполагает организацию самостоятельной работы школьников. Творческая деятельность школьников помогает им в усвоении учебного материала. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке; тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей на качественно ином уровне – взаимопонимания, взаимоуважения и взаимообогащения.

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам: «Коллаж», «Декупаж», «Традиции празднования Нового года и Рождества», «Лоскутное шитье», «Роспись по стеклу», «Изделия из соленого теста», «Топиарий», образцы работ, проектов, чертежи, таблицы, видеоматериалы и др.

Анализ результатов обучения осуществляется при помощи входного, промежуточного и итогового контроля. Началу обучения соответствует входное тестирование (беседа), позволяющее выявить степень владения базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для начала обучения, определить уровень владения новым материалом до начала его изучения. Если ученики показали некоторые предварительные знания по новому материалу, то обучение начинается с более высокого уровня, чтобы учебный материал имел для них действительный характер новизны.

Промежуточный контроль осуществляется с помощью устного опроса, индивидуальных заданий, упражнений, по результатам практической работы; а итоговый – в форме защиты проекта, презентации готового изделия.

Интегративный характер содержания обучения предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связь с технологией – применение знаний и умений для изготовления декоративных изделий, изобразительным искусством при изучении основ цветоведения и составлении композиции, с историей – при изучении истории возникновения и развития промысла, использовании его элементов современными дизайнерами, с черчением, геометрией, алгеброй – при построении чертежей, выполнении расчетов; с информатикой – при сборе информации, оформлении дизайн - папки, использовании ресурсов Интернета; экономикой – при расчете стоимости изделия.

С целью профессиональной ориентации учащихся, знакомства их с современным производством и для расширения кругозора возможно проведение экскурсии на предприятие, в образовательное учреждение или на выставку по профилю обучения.

Материально-техническая база:

Оборудование

  1. посадочные места по количеству обучающихся;
  2. клеевой пистолет,
  3. аппарат для выжигания,
  4. универсальные швейные машины;
  5. оверлок;
  6. утюг;
  7. гладильная доска;
  8. манекен;
  9. швейные инструменты и приспособления.

Материалы:

  1. Клей (ПВА, «Момент», обойный, термо-клей).
  2. Для декупажа: салфетки, декупажные карты, картон, фанера, ДВП..
  3. Для декорирования изделий: мелкие декоративные элементы, клей с блестками, глиттер, пайетки, краски, лак, ленты, тесьма, скотч и т.д.
  4. Природный материал: ветки винограда, шишки, мох, береста, морские камушки, скорлупа орехов.
  5. Для росписи по стеклу: стеклянные баночки, акриловые краски по стеклу, тесьма, ленты, декоративные элементы.
  6. Для топиария: основы из пенопласта, горшок, керамзит, гипс и т.д.
  7. Для соленого теста: мука, соль, гуашь, лак, фольга, краски, лак.


Список литературы

Литература для педагогов

  1. Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. – М.: Культура и традиции, 1997.
  2. Профессии работников сферы обслуживания: Учебное пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников/ А.Ю.Лапин, Л.Г.Чесноков и др.; под ред. И.Ю. Ляпиной, Т.Л. Служевской. -  М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  3. Банакина Л.В. Лоскутное шитье: Техника приемы изделия. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004
  4. Забелина С.В. Прихватки–зверятки за один час - М, ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА»
  5. Каталоги сети магазинов «Леонардо» и др. с мастер-классами.
  6. Гурбина Е.А. Занятия по прикладному искусству 5-7 классы. – Волгоград, Учитель, 2008
  7. Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия 5-8 классы. – Волгоград, Учитель, 2008
  8. Воронова О. «Модный декупаж. Пошаговые мастер классы для начинающих», М, ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2013
  9. Рукоделие.  Энциклопедия.  М: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2010

Литература и другие источники для учащихся

  1. Воронова О. «Модный декупаж. Пошаговые мастер классы для начинающих», М, ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2013
  2. Сайт «Вектор-успеха.РФ – портал для детей и подростков»:[Электронный ресурс] URL:http://pedsovet.su
  3. Журналы:
  • «Делаем сами»,
  • «Анна»,
  • «Лена - рукоделие»
  • «Мастерица»,
  • «Креатива»,
  • «Чудесные мгновения», и др.


Календарный учебный график на 2017-2018 учебный год

№ п/п

Дата

Тема занятия

Форма занятия

Время проведения

Кол-во часов

Место проведения

Форма контроля

1 четверть

Вводное занятие. Безопасность труда и средства ее обеспечения

Лекция, инструктаж по ТБ, входная диагностика

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Устный опрос

Коллаж. Инструменты и материалы для выполнения коллажей

Эвристическая беседа

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Устный опрос

Создание композиции. Выбор материалов

Комбинированное

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Наблюдение за учащимися в процессе выполнения практической работы

Изготовление коллажей из бумаги

Комбинированное

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Контроль по результатам практической работы

Изготовление коллажей из природного материала

Комбинированное

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Коллективное обсуждение работ

Изготовление коллажей из различных материалов

Комбинированное

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Коллективное обсуждение работ

Открытка. Особенности изготовления праздничных открыток

Комбинированное

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Устный опрос

Изготовление праздничной открытки

Практическая работа, презентация изделия

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Коллективное обсуждение работ

Осенние каникулы

Декупаж. Материалы, инструменты, технология выполнения

Эвристическая беседа

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Устный опрос

2 четверть

Изготовление подарочной коробки

Комбинированное

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Наблюдение за учащимися в процессе выполнения практической работы

Изготовление подставки под карандаши

Комбинированное

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Коллективное обсуждение работ

Изготовление панно в технике декупаж

Комбинированное

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Коллективное обсуждение работ

Новогодние сувениры. Традиции празднования Нового года и Рождества

Эвристическая беседа

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Устный опрос

Новогодний венок. Материалы, инструменты, технология изготовления

Комбинированное

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Наблюдение за учащимися в процессе выполнения практической работы

Изготовление новогоднего венка

Комбинированное

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Контроль по результатам практической работы

Изготовление новогодних подарков

Комбинированное

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Контроль по результатам практической работы

Зимние каникулы

Изготовление новогодних подарков

Практическая работа, презентация изделия

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Коллективное обсуждение работ

3 четверть

Лоскутное шитье. Материалы, инструменты

Эвристическая беседа

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Устный опрос

Природа цвета. Закономерности цветовых сочетаний

Комбинированное

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Наблюдение за учащимися в процессе выполнения практической работы

Шитье из полос

Комбинированное

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Контроль по результатам практической работы

Шитье из квадратов

Комбинированное

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Контроль по результатам практической работы

Шитье из равносторонних треугольников

Комбинированное

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Контроль по результатам практической работы

Аппликация из ткани

Практическая работа, презентация изделия

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Коллективное обсуждение работ

Роспись по стеклу. Материалы, инструменты

Эвристическая беседа

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Устный опрос

Изготовление вазы в технике точечной росписи

Комбинированное

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Наблюдение за учащимися в процессе выполнения практической работы

Изготовление вазы с растительным рисунком

Практическая работа, презентация изделия

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Коллективное обсуждение работ

Изделия из соленого теста. Рецепт приготовления, технология изготовления изделий

Эвристическая беседа

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Устный опрос

Сувениры из соленого теста (лепка)

Комбинированное

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Наблюдение за учащимися в процессе выполнения практической работы

Весенние каникулы

Сувениры из соленого теста (роспись)

Комбинированное

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Наблюдение за учащимися в процессе выполнения практической работы

4 четверть

Обереги

Комбинированное

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Коллективное обсуждение работ

Подкова на счастье

Практическая работа, презентация изделия

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Коллективное обсуждение работ

Топиарий. Материалы, инструменты, технология изготовления

Занятие усвоения новых знаний

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Устный опрос

Построение композиции

Комбинированное

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Наблюдение за учащимися в процессе выполнения практической работы

Декорирование шара

Комбинированное

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Наблюдение за учащимися в процессе выполнения практической работы

Сборка топиария

Комбинированное

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Коллективное обсуждение работ

Презентация работ

Презентация изделия, защита проекта

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Защита проекта

Подведение итогов года

Обобщающее занятие

Вторник

15.15-16.45

2

Каб. 413

Устный опрос



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 60»

ОТЧЕТ

по внеурочной деятельности по предмету Технология

(направление «Технологии ведения дома»)

учителя технологии Н.В. Соколовой

Внеурочная деятельность по предмету Технология (направление «Технологии ведения дома») в 2017-2018 учебном году была направлена на:  расширение кругозора учащихся, углубление знаний по предмету, формирование представлений о технологической культуре производства, овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники; овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства; воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.

        Основная форма внеурочной деятельности по предмету Технология -

учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, выполнение проектов. Работа над проектом позволяет ученикам научиться приобретать новые знания по теме самостоятельно, создает максимально благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала.

Результаты своей работы учащиеся представляли на различных конкурсах.

        В школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по Технологии принимали участие учащиеся 5-9 классов. По результатам школьного этапа на муниципальный этап были направлены Никифорова Виктория (7 А класс) и Латыпова Любовь (8 В класс). Обе ученицы являются призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по Технологии.

На открытом городском конкурсе дизайн проектов «Дизайн. Перспективы. Нижний» от нашей школы выступала учащаяся 9 А класса Юлия Лапшина и заняла 2 место в номинации «Предметный дизайн». Она представляла проект: Светильник-комнатный садик «Уголок природы».

        За участие в открытом городском конкурсе декоративно-прикладного, дизайнерского и медиа-творчества в номинации «Новогодний сувенир» ученица 8 В класса Латыпова Любовь была награждена дипломом за 1 место.

Свои проектные работы учащиеся Латыпова Любовь (8 в класс) и Шишкина Анна (6 А класс) отправили на Х1 Всероссийский заочный конкурс учебных проектов в образовательной области «Технология» им. М.И. Гуревича

        Мастер-класс по изготовлению новогоднего сувенира в технике декупаж и киригами был размешен на сайте «Вектор успеха.рф»

В январе 2018 года в МБОУ «Школа № 60» среди учащихся 9 классов проходил профориентационный конкурс коллажей «Моя будущая профессия». Учащиеся представили свою будущую профессию в необычной форме - в виде коллажа. В своих работах школьники отразили содержание профессиональной деятельности, средства и условия труда, а также профессионально важные качества и медицинские противопоказания к данной профессии. Старшеклассники творчески подошли к выполнению данного задания: одни использовали текстовую информацию профессиограмм, другие схемы, картинки; выполняли рисунки от руки или использовали картинки из журналов.

Большинство участников конкурса – девушки, поэтому и представленные профессии относятся к непроизводственной сфере. Старшеклассницы готовятся стать: дизанером, архитектором, модельером одежды, поваром, тренером, хореографом, переводчиком, журналистом, фотографом, воспитателем, врачом, визажистом, музыкантом, ветеринаром, маркетологом, экономистом, диетологом, химиком и т.д.

Работы оценивались по следующим критериям:

  • соответствие содержания заявленной теме;
  • композиция (единство, подчиненность всех элементов работы, целостность творческого замысла, гармоничное сочетание цветов),
  • техничность (качество и сложность выполненной работы).

Результаты конкурса

Место

Кол-во баллов

Фамилия, имя

Класс

1 место

30

Макарова Наталья

9 В

30

Лапшина Юлия

9 А

2 место

29

Рыбакова Анастасия

9 В

28

Ищенко Дарья

9 А

3 место

27

Кошик Татьяна

9 А

27

Карасова Екатерина

9 А

Из лучших работ учащихся оформлена выставка в рекреации 4 этажа, которую посмотрели учащиеся 5-11 классов. Ребята с интересом рассматривали коллажи профессий.

Конкурс коллажей «Моя будущая профессия» является интересной и перспективной формой профориентационной работы, так как охватывает большое количество учащихся, иллюстрирует широкий спектр профессий и специальностей, которые интересны старшеклассникам, способствует развивитию творческих способностей учащихся.

В 2017-2018 учебном году проводилась выставка технического творчества учащихся, в которой приняли участие мальчики 1-9 классов. Районная комиссия отобрала несколько работ на районную выставку. Учителя технологии Н.В. Соколова и А.М. Васильев посетили выставку с учащимися 6 А класса. Ребята с интересом рассматривали представленные экспонаты, фотографировали их.

При изучении раздела «Изготовление изделий в лоскутной технике» с учащимися 5-х классов была проведена «Швейная эстафета». Из предложенных лоскутков ткани бригаде из 3-4 девочек нужно было составить квадрат и последовательно сшить лоскутки между собой. Каждая ученица по очереди притачивала по одному лоскутку до тех пор пока не получался квадрат или не заканчивалось время.

На фото видны результаты работы. Для начинающих портных 11-12 лет - это достаточно сложная работа, тем более, что выполнять ее приходилось под «бдительным оком» одноклассниц.

10 марта 2018 года прошел конкурс «Мамина помощница» для учащихся начальных классов и их родителей. В конкурсе приняли участие 10 семей, которые подготовили презентацию своей семьи, выполнили задания конкурсов и угостили нас своими любимыми блюдами. Отзывы о конкурсе и фото см. на сайте школы и в группе в Контакте.

В весенние каникулы ТД «Народный» помог организовать и провести «Кулинарный поединок» для 9-11 классов. Учащиеся приготовили салаты, в слепую угадали экзотические фрукты и приготовили по 2 пиццы. Для старшеклассников это была профессиональная проба по профессии повар. Зрители и болельщики тоже не скучали. Для них была проведена викторина и они смогли продегустировать и оценить качество приготовленных блюд.

        В следующем учебном году планирую продолжить работу с учащимися 8 классов по изготовлению швейных изделий, так как в программе этот раздел в 8 классе отсутствует, но есть девушки способные шить красивые, сложные вещи.

Отдельным видом внеурочной деятельности по предмету является кружковая работа.

В 2017-2018 учебном году в студии «Мастерицы» учащиеся 5-7 классов занимались по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности, состоящей из 7 разделов: коллаж, декупаж, новогодние сувениры, лоскутное шитье, роспись по стеклу, изделия из соленого теста, топиарий. Эти разделы не представлены в программе по технологии и служат для расширения кругозора учащихся, а приобретенные умения позволят школьникам создавать интересные декоративные изделия. В процессе освоения программы, учащиеся ознакомились с историей возникновения и развития промыслов, современными направлениями, материалами и технологиями изготовления декоративных изделий, образцами дизайнерских разработок.

Такое построение программы позволило учащимся попробовать свои силы в различных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем. Также учащиеся могли сочетать в одном изделии элементы различных видов декоративно-прикладного творчества, например, коллаж и декупаж при изготовлении новогодних и пасхальных сувениров.

Изучение различных видов декоративно-прикладного творчества распределено во времени таким образом, что к праздникам учащиеся смогли изготовить различные подарки и сувениры для своих близких, друзей, учителей. Декоративные изделия могут быть как индивидуальны, так и коллективными.

Изготовление своими руками красивых и нужных предметов для конкретных людей вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Ко Дню учителя девушки изготовили тематические коллажи для учителей математики, биологии, начальных классов, истории, литературы, географии.

Для своих работ они использовали: старые прописи, раздаточный материал для первоклассников, контурные карты и атласы, канцелярские принадлежности (циркуль, карандаши, линейку, мел), обои с красивой фактурой, птичье перо, морские камушки, бересту, мох и т.д.

Использование природных материалов при изготовлении декоративных изделий дает широкие возможности для творчества. Это может быть картина, декоративное деревце для украшения интерьера или брошь из ореховой скорлупы.

К Новому году девушки сделали венки и подсвечники из виноградной лозы, шишек, мишуры и елочных игрушек. Эти не сложные поделки украсили их дома, квартиры, кабинет технологии.

К Пасхе учащиеся изготовили открытки в технике скрапбукинг (разновидность коллажа), пасхальный венок в технике лоскутного шитья и росписи по ткани, и пасхальную композицию из яиц, макаронных изделий, мха.

Данные работы были признаны лучшими на школьном этапе Епархиального конкурса детского декоративно-прикладного творчества «Пасха Красная» и были отправлены на благочиннический этап конкурса и получили высокую оценку.

Номинация

ФИ учащихся

Название работы

Место

Пасхальная открытка

Бобкова Анастасия

С праздником Светлой Пасхи

2 место

Пасхальная композиция

Дубанькова Оксана,

Пичугина Полина,

Демина Евгения

Пасхальный венок

2 место

Пасхальная композиция

Абрамов Дмитрий

В ожидании Пасхи

1 место

Также учащиеся выполняли роспись по стеклу акриловыми красками и вышивали бисером.

За год обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Мастерицы» учащиеся приобрели базовые умения изготовления декоративных изделий в техниках: коллаж, декупаж, лоскутная техника и др, научились использовать и сочетать в своих работах различные материалы.

Таким образом цель программы достигнута, т.е. учащиеся овладели базовыми трудовыми умениями, позволяющими самостоятельно проектировать и изготавливать не сложные декоративные изделия и сувениры. Учащиеся могут продолжить обучение по данной программе на следующий год, но будут изготавливать более сложные и объемные изделия, смогут сочетать различные техники в одном изделии, будут совершенствовать свои умения. Занятия в студии «Мастерицы» способствует развитию личности ребенка, способного к самостоятельному самовыражению через декоративно-прикладное творчество.

Единственная сложность в работе студии – это отсутствие материальной базы для изготовления изделий. Природный материал я заготавливаю летом. Учащиеся с удовольствием работают с материалами, предоставленными учителем, а приносить свои не хотят.

На мой взгляд при составлении программы удачно были выбраны виды декоративно-прикладного творчества, т.к. по сложности они доступны учащимся 5-7 классов, при этом есть возможность совершенствовать свое мастерство, усложнять изделия.