«Становление характера Васютки через преодоление испытаний»

Голякова Светлана Алексеевна

Второй урок по произведению, анализ эпизодов.Сопоставление рассказа со сказками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий конкурс «Урок Просвещения-2016»

Урок литературы в 5 классе

«Становление характера Васютки через преодоление испытаний»

(УМК «Литература 5 класс» (2013) Авторы: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

Третья номинация: «Организация работы обучающихся с различными источниками информации на основе заданий УМК (в т.ч. при работе с ЭФУ).

Разработала Голякова С.А.

учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ с.Рощинский

Тип урока: получение и первичное закрепление новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Цель урока: создать условия для осознания учащимися важности становления положительных качеств характера, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий.

Задачи урока:

Образовательные:

способствовать формированию литературоведческих понятий;

осваивать методы анализа литературного произведения;

обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Воспитательные:

развивать интерес к предмету

формировать умение оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

развитие коммуникативных УУД;

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

получение навыков анализа литературного текста.

Метапредметные:

формирование ценностного отношения к литературе и русскому языку,

формирование нравственных ценностей.

Личностные:

воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Оборудование и материалы к уроку: компьютер; медиапроектор; экран;  компьютерная презентация, раздаточный материал, корзина с шишками.

Ход урока.

I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Я вас поздравляю с Международным Днём здоровья. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь, подарите здоровье. И с хорошим настроением начнём урок. (Приложение 1. Слайд 1)

- О чем мы будем сегодня говорить? (Включается фильм. Приложение 2.) Догадайтесь сами, ответив на мои простые вопросы-подсказки.

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

- Что это? Действительно, это тайга.

- Какой вы увидели тайгу в этом фильме? (Тайнственная, загадочная, сильная, мощная, величавая; холодная, равнодушная, безразличная, спокойная, безучастная, вечная, суровая).

- Хорошо. А сейчас о ком пойдет речь?

  • Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
  • Он беззащитный и в то же время сильный.
  • Он сын и одновременно хозяин.
  • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
  • Он совершает ошибку и исправляет ее.

Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”. (иллюстрация Васютки) (Слайд 2)

II  Целеполагание.

- Итак, о чём же у нас пойдёт разговор на уроке? (Как ведёт себя Васютка в тайге? Какие препятствия встречаются на его пути? Как эти испытания формируют характер героя? (Слайд 3)

- Молодцы, ребята! Вы сразу определили тему и цели нашего урока. Откроем тетради, запишем число и тему урока, которую вы определили сами. Я её  уточню «Становление характера Васютки через преодоление испытаний»

- Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Слайд 4)

-А потерялся ли в тайге Васютка?  

- И да и нет. Чтобы ответить на поставленный вопрос,  я предлагаю поработать в группах. Перед вами лежат фрагменты текста (у всех разные эпизоды), в течение нескольких минут вам нужно  выяснить,   с какими  препятствиями, испытаниями столкнулся Васютка. Какие ключевые слова помогают ответить на это вопрос.

III. Групповая работа (Слайд 5)

Группа 1. Анализ эпизодов от слов «Думая о своей удаче, Васютка, счастливый…» до слов «Вот уж и карманы полны орехов, патроны проверены, к мешку вместо лямки приделан ремень, а вопрос всё ещё не решён…»

- Что произошло с Васюткой? Какое испытание первое испытание проходит герой? (Проблема – заблудился, куда идти).

Группа 2. Анализ эпизодов от слов «Сердце у Васютки сжалось…» до слов Сейчас оно стоит, не шевелится…»

- Что ещё испытывает герой, как одним словом назовем это состояние? (Страх).

 Группа 3. Анализ эпизодов от слов «В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь...» до слов «Обидно, конечно: может быть, дом близко»…

- Чем осложняется ситуация, какие слова одного смыслового поля встречаются? (Холод, голод, сырость).

Группа 4. Анализ эпизода от слов «Занятый хлопотами, Васютка не так остро чувствовал одиночество» до слов «Даже кедровки и те не подавали голоса»

- Какие ключевые слова повторяются? Нарастает напряженность, как назовем эту ситуацию? (Одиночество).

Группа 5. Анализ эпизода от слов «Гудок! — догадался Васютка...» до слов  «Но как привлечь внимание…»

- Как выйти из создавшегося положения, обратимся к пятой группе. Назовите это испытание. (Как привлечь внимание.  Сигнал тревоги).

  Подведём итог нашим наблюдениям. Какое время странствий в лесу оказалось для Васютки самым трудным и почему? (Вопрос 4)

(Самым трудным для Васютки был день, когда поднялся ветер и начался дождь. Мальчик хотел есть, его начинало тошнить. Он съел остатки горбушки. Не было сил даже развести огонь. Он боялся поверить, что речка, которую он увидел, впадает в Енисей. Силы мальчика были на исходе.)

Сколько препятствий встало перед маленьким ребенком, вашим ровесником? Попробуем выяснить, как Васютка их преодолевает.

 

  IV Беседа. Преодоление препятствий Васюткой.

 - Давайте вспомним, почему мальчик заблудился?  Какой таежный закон нарушил главный герой?  (Вопрос 3)

( Был невнимательным, ушел от затесей, погнался за глухарем).

 

Постепенное появление элементов дороги. (Слайд 6)

 - Нарушение запрета - характерная черта какого жанра устного народного творчества? Волшебной сказки. По закону сказки главный герой должен пройти путь испытаний. А в нашем произведении, хотя это не сказка, Васютка тоже проходит испытания, чтобы закалить характер и выйти победителем из трудных жизненных ситуаций.

 -Как эти препятствия преодолевает Васютка? Докажите с помощью текста, какие знания он применил в трудную минуту, чтобы выбраться из тайги. (Определение частей света по приметам, не тратить патроны…)

- Что вспоминал Васютка? Как прислушивался к лесным звукам, о чём разговаривал с лесными жителями?

(Когда Васютка понял, что заблудился, он стал вспоминать рассказы охотников о том, что нужно делать, чтобы спастись. В первую ночь в тайге Васютка особенно внимательно прислушивался к различным звукам. Он услышал таинственный шорох, после которого вскрикнул и бросился бежать. Потом, когда он устроил себе постель и лёг, то почувствовал, что к нему кто-то крадётся. Затем он принял за человека огромный корень-выворотень. Сначала он разговаривал с этим пнём, думая, что это кто-то притаился, укорял себя за трусость. Утром мальчик разговаривал с белкой. Он рассказывал ей о своей беде. Постепенно Васятка  начал думать вслух. Наверно, от этого ему было не так одиноко. Он показал кукиш второму встреченному глухарю и обругал дождь).

 - Какие умения и навыки помогли Васятке выжить в тайге? (Вопрос 3, с.152) (Слайд 7)

V. Физминутка     (Слайд 8 – Запись соловья)

- Давайте представим, что мы вместе с Васюткой в тайге. Поможем мальчику. Встали, посмотрели по сторонам, поикали глухаря, постреляли глухаря, потянулись за шишками, потрясли дерево, присели на корточки, собрали шишки, встали, прогнали комаров, улыбнулись друг другу, сели.

-А что ещё помогло Васютке в преодолении препятствий? Найдите в  рассказе слова отца и дедушки, которые ему пришли на память  в трудную минуту.

 (Вопрос 5, с.152)

(Тайга, наша кормилица, хлипких не любит…) (Слайд 9)

VI. Словарная работа

- Как вы понимаете значение  слова «хлипких»? Подберите синонимы к нему. (Слабый, слабохарактерный, больной, бессильный, маломощный, бесхарактерный, слабодушный, слабовольный)

А вот как объясняет это слово словарь Ожегова   (Слайд 10)

VII. Работа с иллюстрациями (проверка домашнего задания)

Дома вы нарисовали иллюстрации к рассказу. Как вы думаете, какие  из них могут быть озаглавлены «Тайга хлипких не любит»? Почему? (Вопрос 7, с.152)  

(Слайд 11)

(защита рисунков 1-2 человека)

VIII. Рефлексия.

- Ребята, преодоление жизненных испытаний, препятствий закаляют волю, формируют характер. Происходит ли становление характера нашего героя? Изменили его испытания, через которые он прошёл?

 -Какие черты характера проявились у Васютки в тайге?  У вас на столах лежат кедровые шишки, на которых написаны  качества характера. Выберите из них те, которые помогли герою преодолеть испытания и сформировать его характер. (Вопрос 3)   (Учитель «складывает» шишки в корзину)

(Внимательность, наблюдательность, собранность, умение применять  знания на практике). Вы правы, мальчик с детства впитал таежные законы, выполнение которых помогло ему в трудную минуту.

- Вернёмся к началу рассказа. Зачем Васютка пошёл в тайгу? (За орешками) Набрал ли он их? Нет. Но зато он приобрёл гораздо больше: вот эту бесценную корзину качеств, которые помогли нашему герою не затеряться и найти дорогу к дому. Я желаю вам, ребята, чтобы такая корзина положительных качеств характера была у каждого из вас.

- Об этом говорит и народная мудрость.

IX. Домашнее задание (по выбору): (Слайд 12)

  1. Подберите пословицы и поговорки, которые помогли бы раскрыть характер героя (базовый уровень).
  2. Выполнить задание 1 на с.152 (повышенный уровень)

 

X.Самооценка.  (Слайд 13)

 Наш урок, ребята, подходит к концу. Спасибо за активное участие.  Вы хорошо поработали, а теперь давайте оценим свою работу.      

Список информационных источников.

1.Лапшина О.А. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» // Литература в школе. – 2005. - № 4, с .35

2.Корнилова И.Н. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» // Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». – 2009. - № 6, с .9