Представление собственного педагогического опыта

Представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя биологии МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №1»

Мишиной Елены Александровны

 

 Педагогическая проблема: «Формирование экологической культуры

обучающихся через активизацию их самостоятельной деятельности».

1.     Обоснование актуальности и перспективности опыта.

История человечества неразрывно связана с историей природы. «Человек и природа» звучит гордо.  Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда, она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы, нависла над человечеством.

Бурное развитие промышленного производства в последнее столетие привело к нарушению природного равновесия и  резкому изменению окружающей среды,  что в свою очередь вызвало существенное изменение видового состава животного и растительного мира, а также  условий его существования.

Проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненно необходимой. Здесь уместно вспомнить слова профессора Преображенского из повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»: «Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!». Актуальность экологического воспитания заключается в том, что  только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности президентом страны В.В.Путиным был подписан указ о том, что 2017 год станет Годом экологии. В связи с этим возникает  необходимость в обеспечении соответствующего образования нового поколения.

Экологическое образование и воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом является формирование экологической культуры обучающихся. Опасность бездумного природопользования требует пересмотра взглядов на отношение людей к природе, ставит перед обществом и школой проблему поиска путей формирования экологической культуры личности с раннего детства.   

Что понимают под экологической культурой? Экологическая культура личности – это особое свойство личности, проявляющееся в его духовной жизни и поступках, как способ самореализации, основанный на потребности в сохранение окружающей среды.

Новизна моего опыта состоит в применении инновационных  педагогических технологий, обеспечивающих оптимальное развитие экологической культуры у обучающихся, формирования умения воспринимать красоту природы, ценить и беречь её.

Практическая значимость проблемы формирования экокультуры обучающихся заключается в том, чтобы  научить своих учеников понимать необходимость соблюдения экологических норм, связывать это знание с личностной значимостью для себя и своей жизни, с собственной ответственностью за каждый поступок, который может повлиять на состояние окружающей среды и неизбежно отразиться на жизни самих людей.

2.     Условия формирования опыта.

В последние годы коллектив школы работает над проблемами:  1. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся. 2. Развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся. 3. Школа  активных и успешных детей.

Считаю, что в образовательной школе  обучающиеся  должны  усвоить основную заповедь человека по отношению к природе – не навреди. Этому способствует решение следующих задач экологического образования:

1.     Формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

2.     Формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

3.     Развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;

4.     Развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

 Становление опыта находилось  в тесной связи с тем, что одним из основных направлений работы  школы являлось создание условий  для  развития  у обучающихся  экологической культуры    с целью:

- повышения ценностно-смысловых ориентаций – ценности жизни, экологических ценностей; интеграции – экологического подхода  как основы  целостного мировоззрения современного человека;

- гражданственности – соблюдение прав и обязанностей в области охраны окружающей среды; ответственности, долга;

- самосовершенствования, саморазвития, развитие профессиональных экологических ориентаций, овладение экологической культурой;

- выявления и решения экологических проблем, экологические исследования, разработка и реализация экологических проектов, применение новых информационных технологий.

Началом работы  по проблеме стало изучение теоретических подходов в науке и анализ содержания учебников биологии с точки зрения формирования экологической культуры  обучающихся; обозначение путей формирования экологической культуры через экологическую деятельность и научно-исследовательскую деятельность; проведение диагностики по определению исходного уровня сформированности экологической  культуры  обучающихся   в ходе учебно-познавательной деятельности.

           

3.     Наличие теоретической базы опыта.

Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали выдающиеся мыслители прошлого: Ж. -Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Дистерверг, А.Гумбольд,  К.Д. Ушинский. Они видели в природе уникальность  и могучий источник знаний.

В.И.Вернадский одним из первых подошел к проблеме экокультуры. Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему гармоничному развитию личности ребёнка.  

Мне ближе по содержанию работа Ж.-Ж. Руссо, в книге "Эмиль, или О воспитании" он предлагал воспитывать детей в дали от испорченной цивилизации на "лоне природы". При этом воспитание должно происходить естественно, так как ребенок – это чистый лист, на котором можно написать всё, что угодно. 

Анализ подходов к определению экологической культуры и экологического образования в современной педагогической науке, который дают известные педагоги-дидакты Э. В. Гирусов, С. И. Глазачев, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, Н. М. Мамедов, И. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина и др., позволяет выделить: аксиологический, деятельностный, личностно-творческий аспекты формирования экологической культуры в образовательном процессе.

В начале своего развития экологическое образование рассматривалось как часть системы биологического. В настоящее время, очевидно, что экология – не столь сфера биологического и природоохранного знания, сколько генетически комплексная совокупность естественных, технических наук, а также сфера самой разнообразной деятельности, имеющей биосферное значение.

Это нашло свое отражение в тенденциях развития экологического образования. Выделились три его основные модели: однопредметная, многопредметная и смешанная. Причем наибольшее распространение смешанная модель, позволяющая рассматривать проблемы экологии, используя потенциал всех предметов, а также элективные курсы, внеклассную и внешкольную деятельность.

 

      4.Технология опыта.

     Над проблемой «Формирование экологической культуры обучающихся через активизацию их самостоятельной деятельности» я работаю третий год.

Учебно-воспитательную работу осуществляю по следующим направлениям:

1. Экологическая пропаганда. Разработка обучающимися  плакатов, эмблем, призывающих к сохранению окружающей среды, пропаганде здорового образа жизни.

2. Экологическое просвещение. Проведение экологических мероприятий, акций, классных часов,  способствующих распространению знаний о природе и необходимости её охраны. Например, «Всемирный День Земли», «День чистой воды», «Экологическая тропа» и т.п.

3. Учебно-исследовательская деятельность детей на уроках и во внеурочной деятельности. В 5 классе мы определяем содержание белков, жиров, углеводов в пищевых  продуктах, составляем рацион полноценного питания школьника. В 6 классе изучаем  условия и сроки прорастания семян, определяем их всхожесть, говорим о многообразии растений. В 7 классе рассматриваем экологию животных различных систематических групп,  в 8 классе говорим о ценности здоровья человека, в  старших классах - изучаем биотические и абиотические факторы среды обитания, даём описание экологических систем, определяют воздействие антропогенного фактора.

Практически во всех разделах программы по биологии затрагиваются вопросы экологического плана: взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания. На уроках биологии формирую убеждение о том, что природа – целостная и саморегулирующаяся система. Важно при этом  дать наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и образования биологических систем всех уровней.           

Одним из важнейших направлений решения проблемы формирования экологической культуры личности является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей обучающихся, развитие у них интереса к учёбе, самостоятельности и творчества.

Ключом к пробуждению внутренней активности обучающихся является предоставление широкого простора для самостоятельной их деятельности по добыванию знаний. Это достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными. Одним из наиболее эффективных среди активных методов является проблемный.

Важнейшим условием применения проблемной технологии для формирования экологической культуры личности считаю необходимость ее использования на всех этапах урока (табл.1).

 

Таблица 1.

Пример использования проблемной технологии обучения для формирования  экологической культуры личности  на разных этапах уроков биологии

 

 

Этап урока

Тема урока, класс

Методический прием

Пример использования

Восприятие учебного материала

Многообразие живого мира

(5 класс)

 

Проблемный вопрос

Ребята, изучая природу, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и тигра – кто победит?

Экологическая сукцессия

(11 класс)

Анализ высказывания известных людей

Почему географ Гумбольдт считал, что человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни?

Взаимосвязь организмов в сообществах

(11 класс)

Демонстрация опыта

В двух сосудах находилась культура хлореллы. В опытный сосуд поместили мелких ракообразных, питающихся хлореллой; через некоторое время численность хлореллы в нем увеличилась по сравнению с контрольным сосудом. Найдите объяснение полученным результатам.

Раскрытие содержания материала

Основные экологические факторы и их влияния на растения (6 класс), Среда обитания организмов и ее факторы (11 класс)

Прием семантизации (возбуждение интереса благодаря смысловому значению слова)

Всем известно растение первоцвет весенний. Такому названию он благодарен в связи с тем, что цветет одним из первых ранней весной. Такие растения называют эфемерами. А с чем связано столь раннее цветение таких растений?

Гигиена органов дыхания (8 класс)

Прием динамичности

Демонстрирую опыт «Курящая кукла», учащиеся отмечают происходящие в «легких» (пластмассовая бутылка) изменения с каждым вдохом табачного дыма.

Закрепление материала

Профилактика инфекционных заболеваний

(8 класс)

Организация дискуссий  вокруг проблемных вопросов, опирающихся на жизненные наблюдения учащихся

Как объяснить, что при профилактических прививках в организм вводят бактерии, которые как раз и вызывают заболевание?

Витамины

(8 класс)

Решение теоретических и практических задач, задач требующих фактических знаний и их теоретического анализа и обобщения

В тексте телевизионной рекламы риса uncle Bens» утверждается: «Благодаря обработке паром в нем вдвое больше витаминов группы В и кальция, которого в обычном рисе просто нет». Что вы можете сказать по поводу этого утверждения?

 

К.Д. Ушинский писал: "Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а её однообразием.” Поэтому при проведении занятий применяю разнообразные формы работы с детьми: индивидуальную, работу в парах и микрогруппах, фронтально- коллективную.

В своей работе наряду с традиционными уроками использую следующие технологии: ​ информационно-коммуникационные технологии; обучение в сотрудничестве (работа в малых группах); исследовательские и проектные методы в обучении,  игровые технологии, технология разноуровневого обучения

Использую такие формы как урок-семинар, урок-защита идей, урок-ролевая игра,  урок-конференция, урок- круглый стол, практические и лабораторные работы, интегрированные уроки и т. д.  Для достижения поставленных целей урока и учета степени самостоятельности обучающихся  использую следующие методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формированию экологической культуры обучающихся способствует применение в преподавании биологии различных средств обучения  - таблиц,  картин, гербарий, микропрепаратов, влажных препаратов, ИКТ средств.

Часто свои уроки начинаю с красивой музыки, стихотворения, сказки, письма  или беседы, использую наглядные и мультимедийные  средства обучения. На моих уроках царит атмосфера увлеченности, творчества и ситуации успеха.

Благодаря разнообразным формам и методам работы, информационно – коммуникативным технологиям происходит обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

Повышению результативности способствует применение различных видов самостоятельных работ. Важным направлением в экологическом воспитании считаю поиск и самостоятельное изучение дополнительной литературы. Дети делают сообщения о временах года, растениях, животных, подбирают интересные факты из их жизни, загадки, пословицы, стихи.

           Способы активизации самостоятельной познавательной деятельности, которые я использую на уроках:

1. Создание атмосферы заинтересованности: достижение поставленной цели, оценка труда.

2. Стимулирование к диалогу, создание ситуации общения, то есть такой

 ситуации, в которой ребята должны:

ü Защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания;

ü Задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;            

ü Рецензировать ответы товарищей, творческие работы, вносить коррективы, давать советы;

ü Делиться своими знаниями с другими;

ü Помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;

3.  Побуждать обучающихся находить не единственное решение, а несколько решений предпринятых самостоятельно

4. Смена форм деятельности повышает работоспособность ребят на уроке (устная работа, работа классом, самостоятельная работа, индивидуальные задания, самопроверка, игровые элементы)

6.  Попросить ребят составить карточки-задания друг для друга;

7.  Высокий темп урока: план составляется так, чтобы каждый ребенок был занят, таким образом у учеников не остается свободного времени, чтобы отвлекаться (ни минуты свободного времени на уроке).

Индивидуализация позволяет помочь обучающимся в познании и развитии своих природных задатков, присущих им как биологическим существам. Для этого процесс обучения строю с опорой на анатомо-физиологические, сенсорные и перцептивные особенности учеников, чтобы их чувства и эмоции были также важны, как факты и концепции.

Наиболее чётко это прослеживается во время проведения экскурсий. Используя ведущий метод – наблюдения, знакомлю детей с объектами живой природы в естественном виде, обращаю внимание на краски, звуки, запахи природы. В естественной обстановке дети видят большие и маленькие раны природы (сломанные ветки, срубленные деревья, загрязненные водоёмы).

Стараюсь научить обучающихся чувствовать красоту природы и боль при виде её гибели. Считаю, что знания, которые не прошли через эмоции, чувства, не перейдут в навыки, не станут нормой поведения, частью мировоззрения, сознанием.

Содержанием экскурсий являются обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсий дети собирают природный материал для коллекций, исследуют растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в неблагоприятной экологической обстановке: у дороги, вдоль забора, на пустыре и т. д.).

Опыт работы позволяет мне сделать вывод о том, что систематическая и целенаправленная деятельность обучающихся по проведению опытов и наблюдений за растениями, выращиваемыми на учебно-опытном участке и последующее использование результатов этой работы на уроках расширяют знания школьников по биологии, экологии, вызывают устойчивый интерес к предмету, помогают им лучше понять практическую значимость приобретаемых на уроках знаний. «Лучше один раз вырастить растение, чем несколько раз читать о том, как это надо сделать». Работы обучающихся принимают исследовательский характер.

В ходе их выполнения решается сразу несколько задач: развитие навыков, творческих способностей обучающихся, стимулирование их к самостоятельной познавательной активности, углубленное изучение определенных разделов предмета, по которому выполняется исследование.  Дети учатся вести простейшую научную работу, систематизировать, анализировать, сопоставлять факты и наблюдения, делать выводы.  Это способствует установлению истинности их биологических знаний.

При работе обучающихся над исследовательскими проектами особую помощь оказывают специализированные Интернет-сайты, доступ к которым обеспечен всем обучающимся школы:

www.researcher.ru - портал исследовательской деятельности учащихся;

www.vernadsky.info - сайт Конкурса исследовательских работ им. В.И.Вернадского;

www.issl.dnttm.ru - сайт журнала «Исследовательская работа школьника»; www.konkurs.dnttm.ru - обзор исследовательских и научно-практических конференций и др.

На формирование творческих способностей обучающихся оказывают влияние такие факторы, как: уверенность каждого в себе, возможность проявить себя, самостоятельно действовать, оценивать себя и одноклассников.

Исследовательская работа  способствует появлению у школьников экологических знаний и опыта поведения в окружающей среде. Важно здесь и то, что в исследовательскую работу активно включаются и родители, что способствует реализации принципа сотрудничества детей и взрослых.

При этом очень важным для формирования компонентов экологической культуры личности и компетенций обучающихся является то, чтобы в исследовательской деятельности работа на первых порах проводилась в тесном взаимодействии учителя и ученика. По Л.С. Выготскому о зоне ближайшего развития: только то, что сегодня ребёнок делает вместе с взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно.

В этом случае совместная с учителем деятельность в ходе работы над проблемой, над исследованием дает ученику возможность освоить новые знания, умения, навыки, способы деятельности, сформировать компетенции и усовершенствовать уже имеющиеся.

Например, урок биологии в 11 классе «Влияние загрязнений на живые организмы»

Проблемная ситуация: «Чтобы стереть с лица Земли варварский, по мнению римлян, Карфаген, они в V в. до н.э. прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. Это привело к резкому снижению урожая».

Проблема: «Как вы думаете, на чем основан этот простой, но зловещий тактический шаг?» 

Решение проблемы: Обучающиеся высказывают свои предположения, обсуждают возможные верные решения. Но вместо того, чтобы высказать верное решение, я предлагаю найти его самим.

Обучить школьника экологической культуре только на уроке нельзя. Чтобы прочно сформировать экологическую культуру у обучающихся нужно многократное повторение знаний, умений, навыков на практических мероприятиях. В своей работе я использую три формы внеурочной и внеклассной работы: индивидуальную; групповую; массовую.

Индивидуальная работа с обучающимися заключается в индивидуальном консультировании по неясным вопросам курса, в рамках выполнения индивидуальных учебных исследовательских проектов.

Групповая работа заключается в работе с обучающимися по программе элективного курса «Основы экологии»,

Темы проектных, исследовательских работ актуальны для нашей местности: «Оценка качества окружающей среды методом биоиндикации»,  «Экология лесных животных». Эти проекты имеют не только образовательную ценность, но и социально значимы, поскольку позволяют привлечь внимание и учеников школы, и родителей, и органов местного самоуправления к местным экологическим проблемам.

Массовая работа с обучающимися включает разнообразные по тематике мероприятия. За время работы над методической темой разработала план экологических мероприятий, включающий: предметные недели, экологические праздники «День Земли», «День Птиц»;

конкурсы экологических рисунков и плакатов.

Важным для меня является проведение  экологических акций, вечеров, спектаклей, ролевых игр, субботников. В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования по стандартам ФГОС ООО.

 

      5. Анализ результативности опыта.

В результате анализа своей педагогической деятельности я пришла к следующему выводу, что экологическое образование в школе должно основываться на следующих положениях:

1. экологические знания должны быть личностно-значимыми для обучающихся, обеспечивающими им основу для выработки решений практических задач жизнедеятельности;

2. обучающихся должны видеть проблемы экологического характера и самостоятельно искать пути решения, выдвигая требования к другим на основе собственного ценностного отношения к природе.

Проводимая работа позволяет получать устойчивый интерес обучающихся к предмету на разных этапах обучения, хорошие результаты подготовки обучающихся, развивать их самостоятельную активность на уроках.

Итогом моей педагогической деятельности является участие обучающихся в муниципальных и республиканских конкурсах, научно- практических конференциях.

Баландова Алёна – призер 2015 года республиканского этапа Всероссийской олимпиады по биологии, призёр 3 открытой олимпиады по биологии МГПИ им.М.Е.Евсевьева.

Клебнева Алина –  победитель районного конкурса «Подрост», «Экология лесных животных».

Клебнева Алина– призер районного конкурса исследовательских работ «Дерево Земли , на которой я живу».

Тюляев Евгений – призёр заочной республиканской олимпиады по биологии среди 5-6 классов.

Гарькина Юлия – призёр заочной всероссийской олимпиады по биологии «Олимпус».

Кидяева Полина и Диденко Аня – участники V открытой республиканской учебно- практической конференции «Юный исследователь».

 

Результаты ЕГЭ по биологии:

2014– 2015 учебный год. Средний балл по школе на 9, 63% выше среднего балла по республике.47 % обучающихся от числа участвующих показали результат выше среднего тестового балла по республике.

Результаты ГИА по биологии:

Процент качества знаний  за 2015 – 2016 учебный год    -  40%

Мониторинг качества подготовки обучающихся по биологии в 10-х классах общеобразовательных учреждений Республики Мордовия показал, что выполнили работу на «5» – 45%,  на «4» – 50 %, на «3» – 5% обучающихся.

Следствием работы по развитию у обучающихся навыков самостоятельности в научном поиске, творчества в исследовании и эксперименте является тот факт, что выпускники нашей школы связывают свое дальнейшее обучение, профессиональное становление со специальностями, в основе которых лежат знания биологии: в 2015 году их было 11 человек.

Результаты анкетирования показали, что во II полугодии 2015-2016 учебного года в 8 «А» классе, в котором я являюсь классным руководителем, повысился процент обучающихся с высоким уровнем экологических знаний. Это лишь подчеркивает эффективность воспитания экологический культуры в моём классе.

 

6. Трудоёмкость опыта.

Трудоёмкость данного опыта работы состоит в том, что подготовка обучающихся требует от учителя систематической и кропотливой работы, внимания к вопросам формирования у учеников важнейших общеучебных умений – анализировать сущность предложенного задания, переносить усвоенный алгоритм действий в новые ситуации; необходимо обучать детей приёмам работы с различными контролирующими заданиями; использовать компьютерные формы получения необходимой информации и контроля знаний.

Для учителя подготовка к урокам и написание исследовательского проекта  требует затрат времени однако эти затраты оправдываются достижениями планируемого результата. 

                                                                               

7. Адресность опыта.

Опыт по формированию экокультуры  обучающихся может быть использован учителями предметниками средних общеобразовательных школ в 5 – 11 классах, а также на элективных курсах по биологии.

Применяться на уроках, во внеурочной работе, на кружковых и факультативных занятиях. 

Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые: готовы к осуществлению творческого подхода в обучении, готовы выйти за рамки программного материала, способны к саморазвитию, изучая инновационные компьютерные технологии, не боятся скрупулезной работы, требующей временных затрат.

 

    8. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися.

 

http://mishinaea.ucoz.net

http://www.proshkolu.ru/user/eamishina/

http://nsportal.ru/mishina-elena-aleksandrovna

http://sc1_torbeevo.edurm.ru/

http://torbmetodcentr.edurm.ru/Biologi.html

 

Тема урока: Типы биотических отношений.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний. 

 

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, технология развития критического мышления.

 

Цель:  формирование у обучающихся представления о многообразии типов биотических отношений в природе.

 

Задачи:

- образовательные:  способствовать  усвоению знаний о типах взаимоотношений между живыми организмами, их роли в  природе; создать условия для понимания механизма формирования биологического разнообразия и равновесия в экосистемах,  повысить усвояемость информации за счёт использования новых компьютерных технологий.

- развивающие:  развитие интеллектуальных способностей обучающихся на основе использования ими таких мыслительных операций,  как: анализ, синтез, сравнение, обобщение; развитие внимания, памяти, речевой культуры при обсуждении теоретических вопросов, выполнении индивидуальных и групповых заданий; формирование умения самостоятельно приобретать знания, способности самообучаться, формирование умения работать в группах, активизация логического, творческого мышления.

- воспитательные:  вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; сплочение школьного коллектива, поднятие интереса к коллективной деятельности, воспитывать бережное и ответственное отношение к живой природе и  своему здоровью.

 

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах, в микрогруппах.

 

Методы: частично-поисковый, диалогический.

 

Информационно-технологические ресурсы:  мультимедийное оборудование; презентация, музыкальный фрагмент «Золотая коллекция - Звуки природы», опорные сигналы, QR-коды и приложение для их считывания.

Предварительная работа: установление приложения в мобильный телефон для считывания QR-кодов.

План урока:

1.Организационный момент.

2. Мотивация деятельности.

3. Сообщение новых знаний и способов действий.

4. Первичное воспроизведение новых знаний и способов действий.

5. Формирование вывода по уроку.

6. Рефлексия.

Ход урока:

    1.Организационный момент.

 

Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся, ведь улыбка – это зеркало души. Присаживайтесь на свои места.

Я рада, что у вас хорошее настроение, а это значит, что мы с вами сегодня будем активно работать и сотрудничать. Не бойтесь говорить и высказывать своё мнение, спорить. Ведь в споре рождается истина.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

    

2. Мотивация деятельности.

 

Учитель: Обратите внимание на слайд с высказыванием Антуана Риваля. У природы всего четыре больших декорации – это времена года, вечно одни и те же актеры - солнце, луна, вода, земля, зато она постоянно меняет «зрителей». 

 

О каких зрителях идёт речь? (живые организмы)

 

Любой живой организм в природе подвержен действию экологических факторов. Вспомните, какие это факторы? (Абиотические, биотические, антропогенные и дают им характеристику).

Да, в природных условиях живой организм живёт не изолировано. Его окружает множество других представителей живой природы. И все они взаимодействуют друг с другом. Вся живая природа пронизана этими связями. Они необыкновенно разнообразны в деталях, могут быть прямыми или косвенными, от них зависит  благополучие видов.

Учитель: Поэтому тема нашего урока «Типы биотических отношений». (Постановка индивидуальных целей учащимися, запись в тетрадь).

 

3. Сообщение новых знаний и способов действия.

Учитель: Для разминки я предлагаю вам решить экологическую задачу Ч. Дарвина.

 Задача:  «Существует ли какая-либо связь между числом «старых дев» и величиной удоя коров данной местности?»

Учитель: Молодцы, вы мыслите в нужном направлении. Ответ на эту задачу мы дадим в конце урока.

Учитель:  Итак, популяции организмов, живущих на одной территории и контактирующие друг с другом, вступают в различные взаимоотношения между собой. На какие же группы по степени влияния организмов друг на друга, их можно подразделить? (+,-, 0 Работа у доски).

Учитель: Давайте, попробуем назвать эти разновидности отношений, используя  QR-коды. (работа в микрогруппах, работа в тетрадях).

Учитель: Представьте ваши результаты другим микрогруппам у доски.

(Демонстрация слайдов, обсуждение, записи в тетрадях и опорных конспектах) Приложение 1

1.     Симбиотические (мутуалистические -полезные) + +

Симбиоз   / Протокооперация  / Мутуализм

* Симбиоз (+ +) – сожительство с обоюдной пользой для симбионтов, иногда с элементами паразитирования.
Примеры мутуализма: лишайник = гриб + водоросль; микориза (грибокорень); клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений; термиты и, живущие у них в кишечнике, жгутиконосцы.

* Протокооперация (+ +) – взаимосвязь, выгодная для обоих организмов, но не обязательная.
Примеры: рак-отшельник и актиния; совместные облавы бакланов и пеликанов на рыбу; мурены и креветки, очищающие их от паразитов.

2.  Комменсализм (+ 0) – взаимосвязь, при которой один организм получает какое-либо преимущество, не принося заметного вреда другому.

* Сотрапезничество – взаимоотношение, при котором организмы делят друг с другом пищу. Находясь примерно в одних условиях, они потребляют разные пищевые ресурсы.
Например, птицы лысухи, ныряя за водорослями, взмучивают ил, в котором много мелких организмов для сазана. Почвенные бактерии

* Нахлебничество – взаимоотношение, при котором организмы доедают пищу, оставленную другими.
Примеры: белый медведь и песцы, чайки; лев и гиены, шакалы; акула и рыба-лоцман.

* Квартирантство - взаимосвязь, при которой для некоторых организмов тела животных других видов или их местообитания служат убежищами.
Примеры: буревестник и гаттерия, эпифиты на дереве, в теле голотурии находят убежище разнообразные виды мелких животных.

3. Эксплуатация (Антисимбиотические) (вредные)  - + – форма взаимоотношений, при которой оба взаимодействующих организма или один из них испытывают отрицательное влияние. Одни поедают других!

* Хищничество (+  - ) – взаимосвязь, при которой один организм поедает другого, умерщвляя его (жертву).
Естественный отбор увеличивает эффективность средств поиска и ловли добычи хищниками. Жертвы совершенствуют средства защиты.
Хищничество встречается не только у животных, но и у растений(семейство росянковых) и грибов.

* Паразитизм (+  - ) – взаимосвязь, при которой организмы (паразиты) могут использовать другой вид (хозяина) не только как место обитания, но и как постоянный источник питания.
Увеличивает возможность вида(паразита) выжить в борьбе за существование.
Зараженные паразитами организмы менее продуктивны, раньше умирают. Происходит регуляция плотности популяций хозяев. Особенно важно для популяций крупных хищников, у которых нет врагов (волк в лесу), или там, где нет хищников (караси в озере, где из-за недостатка в воде кислорода не могут жить другие рыбы).

* Эктопаразиты (как правило, временные) располагаются на покровах тела.
* Эндопаразиты (чаще постоянные) обитают в полостях и тканях тела.

– Гнездовой паразитизм? Приведите примеры.
Растения-паразиты: повилика на крапиве, заразиха на подсолнечнике.
Грибы-паразиты: фитофтора на картофеле,  головня и спорынья на злаковых.

* Полупаразитизм – взаимосвязь, при которой организм одного вида получает некоторые питательные вещества от хозяина, в то же время и сам способен образовывать органические вещества.
Примеры: растения омела, марьянник паразитируют на других растениях, одновременно осуществляя фотосинтез.

Человек широко использует биологический метод борьбы с вредителями. Ввозит, акклиматизирует, создает условия для естественного увеличения численности, дополнительно разводит в лабораторных условиях полезных насекомых.

4. Конкуренция  (-  -) – взаимоотношение, при котором присутствие одного вида исключает пребывание другого вида.
Например, медуза аурелия и инфузория-туфелька.

*  Межвидовая Конкуренция (+ -)- взаимосвязь, возникающая между видами, обладающими сходными потребностями в пище, в пространстве и иных условиях жизни.
Примеры: культурные растения и сорняки на грядке; воробьи и синицы – за места гнездования.

* Внутривидовая конкуренция Каннибализм – частный случай внутривидовой конкуренции. Наблюдается при переуплотнении среды и недостатке пищи.
Примеры: пауки, акулы.
К каннибализму более склонны самки. Каракурты, богомолы часто съедают самцов после спаривания. Самки млекопитающих (кенгуру) также иногда съедают своих детенышей.
Жуки мучные хрущаки поедают отложенные яйца при высокой плотности популяции.

5. Аменсализм (0 - ) – взаимоотношение, безразличное для одного вида, но угнетающе действующее на другого.
Организмы способны подавлять конкурентов с помощью химических веществ.
Примеры: корни осины тормозят рост дуба; дуб угнетает чернику; плесневый гриб пеницилл препятствует росту бактерий путем выработки антибиотиков.

6. Нейтрализм (очень редок в природе) (0 0) – форма взаимоотношений, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не связаны друг с другом непосредственно.
Формируя биоценоз, зависят от состояния сообщества в целом.
Примеры: стрекоза и муравей; волк и дождевой червь; лось и филин.

(Работа с презентацией, у доски, в опорных конспектах)

Учитель:  Необходимо помнить, что тип взаимодействия конкретной пары может измениться в различных условиях в зависимости от стадий их жизненных циклов.

Физкультминутка: Определите какого типа следующие примеры взаимоотношений:

+- Цапля — лягушка                      +- Человек - аскарида

++Берёза — подберёзовик              ++ Рак-отшельник - актиния

+- Росянка - муха                          +- Собака – блоха

 +0 Рыба горчак и моллюски

Если отношения негативные, хотя бы для одного вида – делаем поворот головы влево-вправо.

Если отношения позитивные, хлопаем в ладоши.

 

4. Первичное воспроизведение новых знаний и способов действий.

 

Учитель:  А, сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы экологической викторины (Приложение 2) и выполнить индивидуальные задания.  (Приложение 3)

 (Работа по слайдам презентации, фронтально по микрогруппам)

Учитель:  Какие отношения изображены на слайде? Кто эта птица?

Пеликан — персонаж многих сказок и легенд. У мусульман он считается священной птицей — по преданию пеликан носил в горловом мешке камни для постройки святынь в Мекке. В европейской геральдике пеликан, «кормящий детей своих», представляет символ самоотверженной родительской любви: считалось, что он разрывает клювом собственную грудь и кормит голодных птенцов кровью. Своеобразным отголоском этой легенды о самопожертвовании ради детей является символический приз лучшему учителю года в России — статуэтка «Хрустальный пеликан».

А теперь вернемся к нашей задаче:«Существует ли какая-либо связь между числом «старых дев» и величиной удоя коров данной местности?»

Ответ: построим логическую и пищевую цепочку. Увеличение числа старых дев в данной местности приводит к увеличению количества кошек, которых заводят старые девы.   Увеличение количества кошек приводит к уменьшению количества мышей.  Мыши разоряют гнезда шмелей, раз их меньше, значит, шмели не погибают!    Увеличение количества шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши приводит к повышению урожайности клевера.  Высокие урожаи клевера приводят к увеличению удоя у коров в данной местности.

5. Формирование вывода по уроку.

Вывод: Все перечисленные формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в экосистемах, определяя её устойчивость и целостность. В результате сложности и переплетенности связей между видами неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

 

7. Рефлексия.  Ребята, обратите внимание на доску, здесь представлены изречения великих мыслителей.

 

«Как приятно знать, что ты что – то узнал»!(Ж.-Б. Мольер)

 «Я знаю, что я ничего не знаю».                  (Сократ)

«Познание начинается с удивления».                     (Аристотель)

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне  - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму». (Конфуций)

 

Какое из них вы выберете для того, чтобы оценить свою деятельность на уроке?

 

Всем спасибо за активную работу. Урок окончен!

Приложение 1

                                                 Опорный конспект

                                                           Фамилия, имя­­­­­­­­­­­­  ___________________________

Тема урока: __________________________________________________________

Цель: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________

1.  Заполните кластер, используя  мобильное приложение для считывания QR-кодов: 

            
  image
 image
 
 
  image image
 
 
  image image

 

 

 

 

 

 

                                    
  image image
 image
 
 
  image
 
  image
   image
 
 
  image
 
   image
 
 
 image
  image
   image
    image
 
 
 
  image
   image
 
  image
  image
 
 
  image
  image
 
 
  image image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Выполните задания  викторины, запишите примеры взаимодействий живых организмов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.     Постройте логическую цепь для решения задачи: «Существует ли какая-либо связь между числом «старых дев» и величиной удоя коров данной местности?»

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Сформулируйте вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.     Какое из, ниже представленных, изречений вы выберите для того, чтобы оценить свою деятельность на уроке?

 
 image

 

 

              «Как приятно знать, что ты что – то узнал»!  (Ж.-Б. Мольер)

image          

            «Я знаю, что я ничего не знаю».  (Сократ)

 
 image

 

 

            «Познание начинается с удивления».   (Аристотель)

 
 image

 

 

            «Скажи мне - и я забуду, покажи мне  - и я запомню, дай мне сделать –

             и я пойму». (Конфуций)