Конкурс "Учитель года - 2017"

Михайлова Гузель Робертовна

Методический семинар

Пояснительная записка к методическому семинару

Эссе "Я - учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon metodicheskiy_seminar.pdf2.24 МБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc43 КБ
Файл esse._ya_-_uchitel.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Современные технологии в работе с одарёнными детьми

«В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить».

Сократ

Наше общество стремительно и неутомимо движется вперед. То, что сегодня еще считается нововведением, завтра уже будет неактуальным и неинтересным. Государству нужны квалифицированные специалисты, люди с неординарным мышлением и способностями, для того, чтобы оно развивалось в соответствии с мировыми требованиями и стандартами. Задача учителя – подготовить таких специалистов,  определить направленность развития ребенка и поддержать его в его одаренности. Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Именно поэтому, особое внимание я уделяю  работе с одаренными детьми. Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Изучением проблемы одаренности, ее развития в условиях школы занимались такие известные педагоги, как Бабаева Ю.Д., Выготский Л.С., Зайцева Н.В. и многие другие. Все они выделяли главное в работе с одаренными детьми: учитель должен научить детей учиться, применять свою одаренность на пользу себе и обществу. Основная сложность работы с одаренными детьми заключается в том, что формы и методы работы с ними не должны отрываться от  методов и форм работы со всеми учениками класса, но в то же время, и отличаться от них.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

     Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

     Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:

1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.

2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Одаренный ребенок более уязвим.

5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

В высказывании психолога и писателя Г.Томпсона «Способности – объяснение вашего успеха» подразумевается, что жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

 Принципы педагогической деятельности, которых я придерживаюсь при развитии одаренности, следующие:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип  возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип  индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Для развития одаренности, ее практического применения  наиболее подходят инновационные технологии и методики: 

  • Технологии проблемного обучения.
  • Исследовательские и проектные методы обучения
  • Технология развития критического мышления
  • ИК- технологии (ЭОР)
  • Технология продуктивного чтения

Использование данных методик на уроках и во внеурочной деятельности дают новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развитии творческих способностей.

Мною была разработана система мероприятий, направленных на развитие одаренности: использование на уроках творческих, нестандартных заданий для выявления детей с тем или иным видом одаренности, участие в мини-проектах, создание системы поощрения, создание проектов различной тематики, участие в творческих конкурсах и мероприятиях, организация кружковой работы, участие детей в проведении уроков для младших классов, проведение олимпиад, участие в предметных неделях.

В преподавательской деятельности большое внимание отвожу формированию мотивации через современные инновационные технологии . Формирование мотивов, прежде всего, - это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися. Особую роль в формировании мотивации играют новизна получаемой информации, включение учащихся в поисковую, творческую деятельность. Таким образом, я сделала вывод: лишь увлечённый делом может увлечь других.

Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:

I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету.

II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.

III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили творческие способности и заинтересованность в предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня.

В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.

Подготовка к олимпиаде проходит по-разному. Я отбираю материал прошлых лет, систематизирую, на основе собранных заданий, составляю новые на устранение допущенных ошибок. Кроме этого часто пользуюсь Интернет-ресурсами, нахожу такие задания, которые развивали бы творческое начало в ученике, критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. Полученный на выходе материал раздаю ученикам домой проработать самостоятельно, затем на консультациях, разбираем ошибки, анализируем. Кстати, ребятам очень нравится самим подбирать задания, аналогичные моим.

Залог успеха при подготовке к олимпиадам - это правильное выявление одарённого и заинтересованного в данной предметной области ребёнка, индивидуальные занятия, направленные не только на изучение материала, но и на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера. В случае наличия перечисленных условий и совпадения желания и возможностей ребёнка к самосовершенствованию в предмете с желаниями и возможностями учителя - высокий результат не заставит себя долго ждать.

 

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, мастерства, педагогической гибкости, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и, обязательно, с родителями. Только в этом случае мы сможем подготовить ученика, у которого сами сможем учиться.



Предварительный просмотр:

ЭССЕ

Я – учитель.

Учителем трудно стать, им, может быть,

надо родиться или всю жизнь идти к этому.

Николай Никонов

Мне часто задают вопрос:  «Почему ты стала учителем?».  И мой ответ: «Люблю детей! Хочу быть им полезной на столько, насколько такими учителями были для меня мои преподаватели, которые вдохнули в меня чувства дружбы, любви к прекрасному, честности в отношениях, уважения к людям, преданности выбранному делу».

С детства я мечтала стать учителем. Я любила своих учителей: одних за  степенность и собранность, других -  за строгость и доброту. Мне всегда казалось, что учителя - это особые люди. А. Грин сказал: «…детское живет в человеке до седых волос». Мы все вышли из детства. И сколько бы ни прошло лет, всегда вспоминаем с благодарностью тех, кого называли и называем  словом «Учитель».

В нашей семье отношение к профессии учителя всегда было особым, а День Учителя – одним из главных праздников. Ведь в моей семье я не первый учитель. Начиная с моей бабашки – учителя медресе, маминой сестры – учителя химии и биологии, директора школы-интерната, папиных сестер и братишки, которые также всю жизнь посвятили профессии учителя. Мои двоюродные сестры и братья также работают в системе образования. Поэтому с самых детских лет выбор моей профессии был не случайным.

Сегодня я - учитель. Учитель, на плечах которого лежит огромная ответственность за будущее! Это через его руки проходят судьбы детей, тех, кто впоследствии будет руководить страной, решать наши насущные проблемы, строить. Ведь учитель учит учиться, любить, сострадать, быть добрым, милосердным, понимающим, иметь свою точку зрения. А чтобы всему этому учить, надо быть самой примером во всем. Сложно? Да. Учитель - человек публичный, он всегда на виду, он – законодатель стиля: в отношениях, в манерах, в умении устанавливать контакт и разрешать конфликты, сохранять спокойствие и оптимизм.

Чтобы не быть голословной, хочу поделиться только одним из аспектов моей работы. Воспитанная в семье, где семейные ценности превыше всего, именно в школе столкнулась с тем, что не всегда это оказывается так. Меня волнует воспитание в неполных семьях детей и воспитание школьников, брошенных на попечение бабушек и дедушек. Вижу, как не хватает современным детям маминых советов, папиной подсказки, теплых семейных вечеров. Понимаю, что не смогу никогда заменить им близких, но чувствую, как они тянутся ко мне. Столкнувшись с трудностями в жизненных ситуациях просят совета, делятся сокровенным и рассказывают про свою первую любовь. Порой тяжело пропускать через себя истории детских судеб, но с каждым разом появляется желание стать мудрее, опытнее, лучше.

За последние годы поменялось отношение к учителю, и образование наше переживает  взлеты и  падения. Неоднозначное отношение к ЕГЭ, плюсы и минусы новых стандартов образования... Смею сказать, что в это самое время рядовой учитель продолжает «сеять разумное, доброе, вечное», живет активной общественной жизнью.

Молодое поколение не желает связывать себя с педагогической деятельностью. Только фанатично преданная своему делу молодежь, связывает свою судьбу с работой в школе.  Главное, что отталкивает молодежь от работы в школе, – это небольшая зарплата. Но ведь в школу настоящий Учитель идет не зарабатывать деньги, а вкладывать душу в детей, ставших своими, пусть на время,  но они становятся сродни своим родным детям.   Помимо денег, на выбор профессии так же влияют ее престижность и карьерный рост. Большое заблуждение молодого поколения считающих, что после вуза их ждут работодатели крупнейших компаний, которые готовы выплачивать кругленькие суммы, за то, что работаешь в офисе. Это полнейший миф. (Если, конечно же, у вас нет связей.) Также не стоит рассчитывать, что частные компании будут долговечны, особенно учитывая современную экономическую ситуацию. А работников бюджетных сфер государство всячески поддерживает.

Еще в XIX веке в словаре Даля слово учитель имело такое толкование: «Учитель – это преподаватель, наставник». Во все времена почитали наставника, учителя. Трудно представить наше общество без школы, без Учителя… Учитель – профессия, самая главная на Земле. Она –  источник радости,  благополучия.

Размышляя о своем педагогическом жизненном пути, я не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть мой путь, моя дорога, которую я избрала для себя. Я не работаю учителем, я — учитель. Мне нравится быть им.

А что значит быть учителем? Не возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняемся и мы вместе с ними. Нам нравится видеть мир глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность.

В своей работе я считаю главным,

чтобы у моих учеников всегда был интерес к познанию,

чтобы загорались глаза от любопытства,

чтобы они чувствовали себя первооткрывателями, исследователями,

чтобы росли самостоятельными, добрыми, отзывчивыми, творческими людьми,

чтобы каждый состоялся как Личность.

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человечества. Каким должен быть современный учитель? Какова его роль в обществе? В чём же заключается миссия учителя?

Профессия учителя очень сложная, она требует много терпения и понимания. В основном она состоит из нелегких, но интересных будней. Преподаватели учат мудрости, передают жизненный опыт.

Сегодняшнему учителю должны быть доступны все современные достижения науки о ребенке и технологические возможности. Совершенно очевидно, что надо закреплять высокий статус преподавателя, мотивировать его на постоянное совершенствование своих знаний, на овладение передовыми идеями и методиками.

Педагог в современном мире – это еще и всесторонне развитая личность, способная ответить на все вопросы ученика, зажечь в нем тягу к изучению нового, привить любовь к своему предмету. Ведь  никакая современная техника не в силах заменить живого слова Учителя.

Высочайшая миссия учителя – влиять на умы и сердца своих воспитанников. Он должен научить маленького человечка увидеть мир прекрасного, научить состраданию и милосердию, доброте и любви. В этом – уникальность педагогической профессии.

Мои ученики участвуют в различных конкурсах, олимпиадах. Я горжусь их достижениями!

Мое педагогическое кредо держится на трех китах:

I. Любовь к детям.

II. Со-дружество, со-творчество.

III. Удивляясь - удивляй, увлекаясь – увлекай, уча – учись.

 Мои педагогические аксиомы просты:

- Если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, я сама должна любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю.

- Если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна работать с ним в содружестве.

- Если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его увлечь.

Мой девиз – три П: Понимание, Помощь, Поддержка!!!

Моя мечта - научить детей учиться. Сегодня это необходимо. А для этого, на мой взгляд, нужно изменить роль ученика: из  пассивного слушателя превратить его в активного участника учебного процесса. Это трудно, потому что многие дети сегодня просто не хотят учиться. Нет желания, терпения, усидчивости. По-моему, выход из создавшейся ситуации всё же есть. Мы должны сделать учебный процесс творческим, а школу превратить в мир интересных открытий. И если ребенок ощутит это, он будет учиться с удовольствием, постепенно открывая новое вокруг себя и в себе. Чтобы добиться этого я использую различные технологии.

Учитель - это не профессия, это особая миссия, особый склад души и ума. Учитель - это ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством и творческим потенциалом. Тем, кто выбрал для себя профессию учителя, приходится невероятно трудно в течение всего пути, потому что стремиться сделать счастливым других и быть способным хотя бы на время забыть о своих интересах - очень сложно. Это и есть самая главная миссия учителя XXI века. Тем более что Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами».

Педагог XXI века - это профессионал, который обладает современным арсеналом образовательных технологий; это Личность, которая служит эталоном для своих воспитанников; это основной хранитель духовного потенциала нации и человечества в целом.

Роберт Рождественский написал такие строки:

«Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что если останется жизнь на Земле,

Высшим достоинством человечества

Станут когда-нибудь учителя».

Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих учеников. Я каждый день спешу на встречу с моими ребятами.

Если спросите, счастлива ли я, мой ответ будет: «ДА!» Ведь я занимаюсь самым для меня любимым делом. Я – УЧИТЕЛЬ!