Теория к ОГЭ по русскому языку

Воронина Анна Сергеевна

Основные теоретические сведения для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ОГЭ – 2015. Задание 5

I.  Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

Пример задания 5.Из предложений 24-30 выпишите глагол, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего времени глагол заканчивается на неударяемые -ываю, -иваю, то в неопределённой форме и в прошедшем времени сохраняется тот же суффикс».

-(24)Разнообразнее раскрывается страна. (25)На русской земле столько прелести, что всем художникам, которые на ней живут, хватит ее на тысячи лет. (26)Но знаете,— добавил он с тревогой,— что-то человек начал уж затаптывать и разорять землю. (27)А ведь красота земная — вещь священная, это великая вещь в нашей социальной жизни. (28)Это одна из наших конечных целей.

Ответ: затаптывать

II. Правописание -Н- и - НН- в различных частях речи

Пример задания 5.Из предложений 7-9 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречиях на -о (-е) пишется столько же н, сколько в прилагательных, от которых они образованы».

(7)Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом.(8)Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну.(9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Ответ: постепенно

III. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

Пример задания 5.Из предложения 9 выпишите слова с орфограммой: «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».

(9)Весь комплекс моря с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками — все это наполнит вас, очистит, облагородит, останется навсегда, чего не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или увидеть эту красоту из окна поезда.

Ответ:  волнующей проплывающими

Важно знать: одни и те же правила регулируют правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий, поскольку причастия являются особой формой глагола.

Запомните:спряжение глагола определяем по неопределённой форме.Для верного определения начальной формы глагола - вид не менять, -СЯ не терять.

Ко второму спряжению относятся все глаголы на –ить (кроме 3 исключений на -ить)плюс 11 глаголов-исключений, которые надо знать (гнать, держать, дышать, обидеть,видеть, слышать, ненавидеть, а ещё терпеть, вертеть, и зависеть, и смотреть).

К первому спряжению относятся все глаголы на -еть (кроме 7 исключений), все глаголы на -ать (кроме 4 исключений), все остальные глаголы на -оть, -уть, -ыть, -ять, -ть, плюс 3 глагола-исключения (брить, стелить, зиждиться).

Выучите следующую простую табличку:

I спряжение

Е или У(Ю)

II спряжение

И или А (Я)

Она означает, что в случае, если вы задумались о том, какую гласную написать в окончаниях глаголов или в суффиксах причастий настоящего-будущего времени, вы должны вспомнить, что в первом спряжении могут быть лишь буквы Е, У(Ю), а во втором - И, А(Я).

Первый столбик (Е/И) относится к глагольным окончаниям -ЕШЬ/-ИШЬ, -ЕТ/-ИТ, -ЕТЕ/-ИТЕ и суффиксам причастий -ЕМ-/-ИМ- (плещешь - зависишь; плещет - зависит, плещете- зависите: независимый - неприемлемый), авторой - к окончаниям -АТ(-ЯТ) или -УТ(-ЮТ) и суффиксам действительных причастий -УЩ(-ЮЩ), -АЩ(-ЯЩ)  (плещущий - зависящий, плещут зависят).

Исключение:движИмый (от устаревшегодвижити).



Предварительный просмотр:

ОГЭ – 2015. Задание 3

Выразительные средства лексики и фразеологии

Пример задания 3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.
2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?
3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.
4) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.

Ответ: 3

1.Метафора – это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, сущ.
Например:Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.
2. Олицетворение – наделение неодуш. предметов признаками и свойствами человека.
Например:Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
3. Эпитет – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар.
Например:Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Например:дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет).
4. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК). Например:Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением. Например:Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) сущ. в Т.п. Например:Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
5. Гипербола – преувеличение. Например:Я тебе миллион раз говорил.
6. Литота – преуменьшение. Например:Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
7. Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Например:Имя твоё – птица в руке,Имя твоё – льдинка на языке…
8. Параллелизм – повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности. Например:Не сияет на небе солнце красное,Не любуются им тучки синие…
9.Градация – усиление значения слов благодаря эффекту нарастания. Например:Сейте разумное, доброе, вечное
10.Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме. Например:Они сошлись. Волна и камень,Стихи и проза, лёд и пламень.
11.Инверсия – необычный порядок слов. При необычном порядке слов: а) подлежащее стоит после сказуемого; б) прилагательное после существительного; в) наречие после глагола. Например:Вот нахмурил царь брови чёрные… (Обычный порядок слов:Вот царь нахмурил чёрные брови.)
12.Риторический вопрос – это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. Например:На кого не действует новизна?
13.Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности. Например:О Русь моя! Жена моя!
14.Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем. Например:ленивый, ленится, лентяй.
15.Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.  Например:как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса.
16. Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.
Например:реветь, дочурка, продажный.
17.Перифраз - косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания.  Например:ночное светило = луна; «Люблю тебя, Петра творенье!»= «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»
18.Метонимия - образное обозначение предмета по одному из его признаков.  Например:«Все флаги будут в гости к нам», где под "флагами" подразумеваются  "корабли"
19.Лексический повтор- намеренное повторение одного и того же  слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.
Например:Лениво дышит полдень мглистый,
                    Лениво катится река.
                   И в тверди пламенной и чистой
                  Лениво тают облака.
20.Оксюморон - сочетание несочетаемого. Например: живой труп, пленница свобод



Предварительный просмотр:

ОГЭ – 2015. Задание 6

Замена данного слова или выражения стилистически нейтральным синонимом

Пример задания 6.Замените разговорное слово УЙМА из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

(10) – Причин уйма.

Ответ: множество


СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие по значению.  
Например: ученик - школьник, бежать - мчаться, трудный - сложный.
СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА - это слова, не прикреплённые к определённому стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

Например:слово «бродить» является нейтральным по сопоставлению с книжным «блуждать» и просторечными «шататься, шляться»; 
«будущий» — по сопоставлению с книжным «грядущий»; 
взгляд — «взор; 
глаза — очи

голый — нагой; 

доказательство — аргумент; 

душистый — благовонный — благоуханный;

есть — вкушать, жрать; 

жаловаться — сетовать; 

заботиться — радеть; 

задержка — промедление, проволочка; 

кудрявый — курчавый; 

лгать, обманывать — врать; 

мешать — препятствовать; 

муж — супруг; 

надежда — упование, чаяние; 

напрасно — тщетно; 

обещать — сулить; 

обмануть — надуть; 

поединок — единоборство; 

смерть — кончина; 

умереть — скончаться; 

хоронить — погребать.

ОГЭ – 2015. Задание 6

Замена данного слова или выражения стилистически нейтральным синонимом

Пример задания 6.Замените разговорное слово УЙМА из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

(10) – Причин уйма.

Ответ: множество


СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие по значению.  
Например: ученик - школьник, бежать - мчаться, трудный - сложный.
СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА - это слова, не прикреплённые к определённому стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

Например:слово «бродить» является нейтральным по сопоставлению с книжным «блуждать» и просторечными «шататься, шляться»; 
«будущий» — по сопоставлению с книжным «грядущий»; 
взгляд — «взор; 
глаза — очи

голый — нагой; 

доказательство — аргумент; 

душистый — благовонный — благоуханный;

есть — вкушать, жрать; 

жаловаться — сетовать; 

заботиться — радеть; 

задержка — промедление, проволочка; 

кудрявый — курчавый; 

лгать, обманывать — врать; 

мешать — препятствовать; 

муж — супруг; 

надежда — упование, чаяние; 

напрасно — тщетно; 

обещать — сулить; 

обмануть — надуть; 

поединок — единоборство; 

смерть — кончина; 

умереть — скончаться; 

хоронить — погребать.