Бородкина Зоя Николаевна

Материалы для родителей

Все родители очень волнуются, когда приближается важный момент в жизни их ребенка – поступление в школу. Порой мама с папой нервничают больше, чем сами дети. На самом деле ничего сложного в подготовке к школе нет, главное – не забыть ничего важного.

Научить собственного ребёнка думать – главная обязанность родителя!
Опережайте школу, познакомьте с учебным материалом до изучения его в классе.
Учите ребёнка находить особенности и закономерности.
При трудностях выполните все упражнения с ребёнком вслух, но ни чего не записывайте и не отмечайте в учебнике. Пусть ребёнок при выполнении ещё раз всё вспоминает.
Уйдите из комнаты пока ребёнок делает уроки.
Не сердитесь на ребёнка и не злите его.
Если не успели приучить к самостоятельности в первом классе, у Вас есть шанс во втором.
Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?

1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

2. Не спешите обвинять учителей в отсутствии индивидуального подхода к Вашему ребёнку, задумайтесь о линии собственного поведения.

3. Вспомните, сколько раз вы сидели с собственным ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?

Консультации для родителей

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли,
"Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель.
"Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Ученые- психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
Значение развития мелкой моторики
• Повышает тонус коры головного мозга.
• Развивает речевые центры коры головного мозга.
• Стимулирует развитие речи ребенка.
• Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
• Способствует улучшению артикуляционной моторики.
• Развивает чувство ритма и координацию движений.
• Подготавливает руку к письму.
• Поднимает настроение ребенка.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Тонкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды. Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту. В настоящее время недостаточно используются игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга. Крайне мало внимания уделяется массажу и самомассажу кистей рук, способствующих оздоровлению организма. Хотелось бы подробней остановиться на том, какие группы упражнений для развития мелкой моторики все мы используем в своей практике. Эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно. Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут. Внимание! Все игры и манипуляции с мелкими предметами проводятся только под строгим контролем взрослых!
Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета
• внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка;
• графические упражнения;
• дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;
• соединение по точкам;
• рисование по образцу и т. д.
Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета
• шнуровка, завязывание и развязывание бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, узелки – перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы и т. д. (упражнение проводится с педагогами)
• вышивание, вязание;
• имитация жестом различных конкретных предметов, действий (рассказывание стихов руками) ; (упражнение проводится с педагогами)
• театр в руке (кукольный, пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней) ; Упражнения по выработке мускульной памяти
• массаж и самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками, прыгунками – вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.
• Пальчиковые игры с грецкими орехами
Эти игры направлены на развитие тонких движений пальцев, а значит, и речи. Их можно:
- вращать между ладоней (один или два)
- перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;
- вращать внутри одной ладони (перебирая пальцами);
- удерживать поочерёдно между пальцев рук;
Чтобы игры с орехами не были молчаливыми, можно подбирать для них маленькие стишки, потешки, песенки.
• шестигранными карандашами – грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя- тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.
• зубными щётками – растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
• мозаика, конструкторы, паззлы, пирамиды, волчки;
• отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации;
• работа с пластилином, бумагой, тканью;
• игры с бусами, чётками — перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество бус (в прямом и обратном порядке).
• игры с канцелярскими резинками или резинками для волос (для этого нужно резинку надеть на большой и указательный пальцы и растягивать её из стороны в сторону);
• выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;
• игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук);
• игры с эспандерами, губками;
• игры с прищепками:
- ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста в играх — драматизациях, в стихотворных текстах-диалогах.
- собери звуковые бусы, т. е. вместо обычных фишек синего и красного цвета для обозначения гласных, согласных звуков используем прищепки соответственных цветов;
- развивать фонематическое восприятие и закреплять пространственные представления: «Собачка-ищейка» ищет в какой части слова спрятался звук [ш] на полоске – в начале слова (левый край полоски, в середине или в конце (правый край полоски);
- прищепки можно одновременно использовать и для развития сенсорики и творческого воображения, украшая фигурки, вырезанные из картона;
Все эти упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, но и обогащают его знание о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают. Упражнения для развития тактильной чувствительности С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата.
Предложите ребенку:
• работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т. д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;
• выполнить мозаику из пластилиновых шариков;
• геометрические фигуры, цифры, буквы;
• ощупать на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаги (можно начинать с простых геометрических фигур (круг, квадрат и т. д.);
• с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);
Можно сделать специальное «Тактильное домино». Деревянные пластинки прямоугольной формы 2х4, разделенные ограничителем на две части. На каждую часть приклеиваются кружочки из различных материалов: шерсти, наждачной бумаги, плёнки — самоклейки, ткани и т. п.
• «Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;
• закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой; • с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руке педагогом (приём дермолексии);
• игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли). Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными. Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость. Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.
-Самомассаж в «сухом бассейне» можно, так же сопровождать стихотворным текстом.

Консультации для родителей

Кризис семи лет. Возраст 6-7 лет очередной критический период в жизни ребенка. Он знаменует собой переход на следующую стадию развития, формирование готовности к обучению в школе. Кризис семи лет называют периодом рождения социального Я ребенка. Поведение детей меняется: они нарушают правила, становятся непослушными, упрямыми, - в результате с ними бывает трудно справиться. С психологической точки зрения это закономерный, необходимый этап в развитии ребенка: он пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения. Вступая в пререкания и споры с родителями, он как бы применяет на себя роль взрослого. Такие проявления – нормальное явление, и вам следует иметь это в виду. Что происходит с ребенком в этот период?  Ребенок начинает обобщать, осмысливать переживания, соответственно изменяется его поведение, в частности исчезает непосредственность и импульсивность, свойственная маленьким детям.  Происходит и кардинальное изменение его самооценки. Если в шесть лет детям свойственно, безусловно, положительное отношение к себе, то к семи годам самооценка становится более адекватной и дифференцированной.  Возникает произвольность деятельности и поведения. Ребенок уже способен сознательно управлять своим поведением, может осваивать правила.  Наблюдается рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной, формирование «внутренней позиции школьника». Внешне это проявляется в том, что ребенку уже скучно делать то, что он делал раньше, проявляются новые интересы и устремления. Дети начинают мечтать о школе, выбиваются из режима детского сада, тяготятся обществом младших дошкольников. Возникает потребность в приобретении новых знаний и умений.  Происходит изменение отношений с взрослыми – дети хотят большей самостоятельности, соответственно могут не выполнять привычные требования, но хорошо делать что-то по собственной инициативе. Нарастает заинтересованное отношение к постороннему взрослому.  Поведение ребенка нередко характеризуется изменчивостью. Могут наблюдаться споры, непослушание, капризы, упрямство, острая реакция на критику. Негативные проявления обычно наблюдаются в привычных условиях, в новых же ситуациях они не встречаются.  Таким образом, формируется готовность к изменениям, к переходу на новый этап, поведение ребенка перестраивается.Что можете сделать Вы как его родители? Для родителей критический период развития ребенка часто оказывается кризисом собственной системы воспитания, поскольку они, как правило, пытаются сохранить старые формы взаимодействия, которые уже неэффективны. Если удается найти новые продуктивные способы взаимодействия с ребенком, выстроить «понимающие» отношения, то кризис разрешается. Поэтому родителям желательно обладать необходимыми знаниями о природе изменений в критический период и быть готовыми не только действовать, но и анализировать собственные действия.  В этот период ребенок нуждается в обратной связи, в ответной реакции на свое поведение. Ему надо увидеть себя в новом качестве взрослого, поэтому он ожидает от вас реакции на свое новое поведение.  В поведении родителей по отношению к детям возможны две крайние стратегии: безусловный запрет и полное попустительство. В первом случае ребенок лишается возможности реально сделать что-то, оценить свои возможности, а, следовательно, развиваться. Во втором он не может почувствовать границ, что тоже приводит к негативным результатам. Таким образом, обе эти стратегии неадекватны задачам развития ребенка. Пресечение действий ребенка не только не результативно, но и вредно. Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность своих занятий, приобретать уверенность в себе, тогда в дальнейшей жизни он будет вести себя уверенно и адекватно, сможет непринужденно и эффективно использовать свои навыки и интеллект. Однако в жизни каждого ребенка должны быть правила (ограничения, требования, запреты). При этом правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.  В критический период в связи с выходом ребенка на новый уровень развития вам следует пересмотреть свои требования, постепенно расширяя зону его самостоятельности, разрешая ребенку поступать по его собственному усмотрению и желанию. Не следует вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Постепенно, но неуклонно с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться сознательным.  Предоставляйте ребенку возможности для новых видов деятельности. Можно предлагать новые формы занятий, новые обязанности. Расширение сферы интересов ребенка нуждается в поощрении. Следует поддерживать интерес ребенка к миру людей и вещей, давать ему пищу для развития (походы в музее, театры, на экскурсии).  В этом возрасте уже возможны словесные формы помощи ребенку. Полезно обсуждать с ним его требования и желания, это дает ему возможность воссоздать действия в словах, не проигрывая их в реальности. Конструктивный диалог с ребенком, предоставление ему возможности высказать свое мнение – одна из форм адекватной реакции взрослого на изменившееся поведение ребенка. При негативизме следует спокойно и твердо настаивать на семейных требованиях, объясняя ребенку, почему возникли такие правила. В некоторых случаях можно просто коротко сказать: «Так принято».  Предоставляйте ребенку возможность позаботиться о вас, тогда он вырастет более чутким к нуждам других. Таким образом, старайтесь дифференцировать свое поведение, эмоционально поддерживать ребенка, не отказывать ему в помощи, но пресекать неприемлемое поведение. Это помогает ребенку найти свое место в изменяющихся условиях жизни

Консультации для родителей

ем полезна «Пальчиковая гимнастика»?
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй,
сказок при помощи пальцев.
"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию
мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они
способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры"
как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных,
людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети,
повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым
вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями,
концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами,
радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря
таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него
развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры
формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между
взрослым и ребёнком.
Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик,
дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет,
и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни
пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен
действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше
и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или
гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает
пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у
ребёнка.
Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то или иное
упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Постепенно от показа
отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок
действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все
упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно
принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и
действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка
самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой
действиям работающей.
Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и
разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с
пищалками.Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально
выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая
отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения
вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать
на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки
и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда
ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные
движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие
достижения, например, папе или бабушке.
Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры",
выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры,
которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а
другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько
событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить
оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами,
домиками, шариками, кубиками и т. д.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить
систематически по 2-5 минут ежедневно.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие
движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность,
гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения
пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в
пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти
рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие
ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений,
подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством,
повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим
развитие мышления ребенка

зоя бородкина

Моё портфолио

Открыть для себя мир ребенка может только тот, кому он интересен, кто его знает и любит.
Детский сад - это мой дом, в котором меня ждут, любят и ценят. Мне хочется стать для своих малышей самым близким другом, хочется отдать им все свои знания и умения, показать им как красив и приветлив мир и как он хрупок и беззащитен, как нуждается в нашем участии, научить дружить и быть добрым, помогать друг другу, посочувствовать. Самой лучшей наградой за мой труд станет умение моих воспитанников в гармонии с окружающем миром, умение воспитывать эти качества в своих детях.
Основной целью своей педагогической деятельности я считаю создание единого пространства "семья-детский сад", в котором всем участникам педагогического процесса будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Добавить запись

Защита от спам-роботов