NLP в образовательном процессе

Бондаренко Татьяна Алексеевна

Технологии нейролингвистического программирования в образовательном процессе подразумевают использование речи и лингвистических структур в достижении необходимых педагогических результатов. Совершенствование учебного процесса мы рассмотрим в ракурсе поддержания дисциплины на вербальном уровне.
Как правило, в каждой группе подростков есть учащиеся, которые, не получая должного внимания со стороны родителей, нуждаются в повышенном внимании окружающих, что служит причиной нарушения с их стороны дисциплины. Студенты с заниженной самооценкой пытаются самоутвердиться с помощью «вызывающего» поведения, нарушения дисциплины.
К сожалению, приемы, основанные на затрагивании высоких морально-нравственных принципов, базирующиеся на советах, уговорах, наказаниях, не всегда дают положительные результаты. Как отмечал Дейл Карнеги, «воздерживаться от критики нужно не только потому, что она оттолкнет от вас людей, но и потому, что вы не можете заранее предугадать, какие последствия ваша критика возымеет для того или иного человека».  (Дуглас Мосс, Алекс Нарбу Дейл Карнеги. Как стать мастером общения с любым человеком, в любой ситуации. Все секреты, подсказки, формулы. М.: АСТ, 2014).
Задействование для поддержания дисциплины своих властных полномочий, основанных на принуждении, «срабатывает», как правило, только с учащимися младшего школьного возраста (7-11 лет в согласно периодизации Д.Б. Эльконина). В меньшей мере эффективен данный прием уже в младшем подростковом возрасте (12-15 лет). А в старшем подростковом возрасте (15-17 лет), характеризующемся кризисом «завершения подростковой эпохи», будет эффективным только в отношении молодых людей, которые характеризуются высокими морально-нравственными качествами. Но они, как правило, и не являются нарушителями дисциплины. Следовательно, поддержание дисциплины с помощью авторитарных методов будет малоэффективным.
Привлечем техники NLP. На первом этапе задействуем «дисциплинирующее взаимодействие», предлагаемое Е.В. Сидоренко (Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. М.: Речь, 2005).
1) Беспристрастно, но, в то же время внимательно посмотреть на данного подростка.
2) Представить себе, каким бы хотелось его видеть (успешным в определенной профессии, успешным в освоении конкретной дисциплины и т.п.).
3) Визуализировать в своем сознании отчетливый идеальный образ этого студента. Представить себе, что он уже стал таким, каким хотелось бы его видеть.
4) С этого момента, вступая во взаимодействие с ним, представлять этот идеальный образ.
Далее остановимся на наиболее эффективном стиле взаимодействия, с позиции NLP, сотрудничестве (по степени уменьшения силы воздействия они располагаются следующим образом: сотрудничество, соперничество, компромисс, уступчивость, избегание). Для этого воспользуемся «психологией управления дисциплиной» С.В. Ковалева (Ковалев С.В. НЛП педагогической эффективности. М.: МПСИ, 2001).
Воздействие с использованием А-ресурсов (уверенное и напористое):
1. Объективно описать действия учащегося или ситуацию, которую он создал (например, «Ты мешаешь вести занятия своим громким разговором по телефону»).
2. Описать результат этих действий («Из-за твоего разговора другие студенты не могут сосредоточиться и записать конспект»).
3. Осознать свои собственные чувства, вызванные этими действиями («Мне очень трудно вести занятие, так как приходится перенапрягать голосовые связки. Твоим одногруппникам не интересно слушать твои личные разговоры»).
4. Определить для себя желаемый результат («Поэтому я предлагаю следующее: ты подготовишь реферат по данной теме и выступишь с ним на занятии»).
Воздействие с использованием АВ-ресурсов (смягченная психотехнология):
1. Рассказать о своих чувствах («Ты очень огорчил меня»).
2. Описать эти действия («Своим громким разговором по телефону»).
3. Дать информацию о возможных последствиях («Результатом твоего поведения, демонстрации неуважения к окружающим может стать  раздражение, которое ты будешь вызывать у своих одногруппников»).
4. Рассказать о своих чувствах по поводу этих последствий («Это, конечно же, огорчит и тебя, и меня»).
Воздействие с использованием В-ресурсов (привлечение эмпатии и сочувствия):
1. Коммуникация чувств («Я понимаю, что ты сегодня плохо себя чувствуешь, но если ты заболел, лучше пойди к врачу. Конспект потом перепишешь у одногруппников»).
2.  Присоединение к модели мира учащегося («Когда я простываю, у меня болит голова, и я тоже не могу сосредоточиться на каком-либо предмете»).
3. Задействование чувств в описании ситуации («Я переживаю за тебя, так как перенесение простуды на ногах чревато осложнением здоровья»).
4. Формулирование вопроса об уместности помощи («Если ты действительно знаешь, что простыл, могу предложить таблетку аспирина»).
5. Уточнение характера и масштаба этой помощи («Позвонить родителям, предупредить их, что ты заболел?»).
Предлагаю коллегам обсудить представленный материал. В следующий раз рассмотрим управление дисциплины на невербальном уровне.