Развивающие игры и подготовка к школе

Кивель Александра Евгеньевна

Учеба или игра? И то, и другое!

Не следует забывать, что заниматься с малышом-дошколенком – это совсем не то же самое, что делать уроки с первоклашкой. Чтобы занятия были в радость и приносили пользу, необходимо соблюдать несколько очень важных правил. Ведущий вид деятельности ребенка младше семи лет – ролевая творческая игра. То есть большую часть времени кроха должен играть с обычными игрушками: куклами, машинками, конструкторами. Развивающие игры для детей в общей сложности не должны занимать больше часа в день в старшем дошкольном возрасте (5–6 лет), а в младшем (3–4 года) и того меньше – 30–40 минут. Чем младше ребенок, тем ниже его способность концентрировать внимание, тем меньше времени он способен заниматься одним видом деятельности. «Урок» с малышом должен длиться 5–10 минут, после чего необходимо кардинально поменять род занятий. Всегда прекращайте занятие хотя бы на секунду раньше, чем оно прискучит малышу. У дошкольника еще не сформировано произвольное внимание. Он может эффективно заниматься лишь тем, что ему интересно. Попытки «привить ребенку усидчивость», заставляя его делать что-либо «через не хочу», могут привести к прямо противоположному результату - малыш откажется от «урока».

Все за парту!

Правильно организованное рабочее место – залог эффективной учебы. А идеальным рабочим местом для ученика была и остается парта. Сегодня можно найти парты для детей любого возраста.

Для самых маленьких «учеников» (3–4 года) выберем парту, которая совмещает в себе функции рабочего места, игрового столика и мольберта. Угол наклона столешницы в этом случае легко регулируется: раскрашиваем картинку – столешница слегка наклонена, чтобы маленькие пальчики готовились к письму в правильном положении, захотели поиграть в кубики или головоломку – парта превращается в ровный столик. Решили порисовать – перед нами настоящий мольберт с зажимами для бумаги и подставкой для красок и кисточек. Если у вас двое детей, можно выбрать парту с двумя рабочими местами. Или, например, приобрести столик, столешница которого складывается «домиком», превращаясь в два пюпитра, – их можно использовать в зависимости от степени наклона и для подготовки к письму, и для рисования. Если вашему малышу исполнилось 5 лет, уже можно подумать о серьезном рабочем месте, которое будет верой и правдой служить и в начальной школе. Выбирайте парту, у которой регулируется не только угол наклона, но и высота столешницы и сиденья. В мечтах дошколенка о школьной жизни не последнее место занимает ее главный атрибут: школьная доска. Выступая в роли учителя, обучающего школьным премудростям кукол, домашних животных или домочадцев, ребенок и сам основательно запомнит материал. Можно выбрать традиционную школьную доску, на которой пишут мелками, а можно современную – для письма разноцветными маркерами.

Рассуждая логически…

Один из навыков, который должен освоить малыш к школе, – умение логически мыслить, сопоставлять общее и частное, выстраивать причинно-следственные связи. Есть масса игр, при помощи которых кроха без труда овладеет навыками логического мышления. Игры-пазлы или домино «Где чья мама?», «Кто где живет?», «Что лишнее?» не только помогут крохе научиться выстраивать причинно-следственные связи, но и дадут представление об окружающем мире, будут способствовать развитию речи. Играть в них можно с 3–4 лет.

Развитие пространственного мышления стимулируют разнообразные головоломки, в первую очередь классические игры Никитина «Сложи узор» (с 3 лет) и «Уникуб» (с 5 лет). Прекрасно зарекомендовала себя игра Лены Даниловой «Радужное лукошко» (с 5 лет). Головоломки с разноцветными шариками «Цвета» также развивают пространственное мышление, а кроме того, формируют навыки классификации и систематизации: передвигая шарики по хитроумным прорезям в деревянной панели, нужно собрать разноцветные ряды по заданному образцу. Очень любопытна новая игровая система подготовки к школе «Флокардс». Это универсальная игра с магнитными фишками. По мере взросления ребенка к базовому набору можно докупать тематические комплекты игровых карточек с заданиями различной сложности.

Буковка к буковке

К первому классу малыш должен, как минимум, читать по складам. Методик обучения чтению существует масса. По какой заниматься? Думается, все зависит от индивидуальных особенностей малыша. Самое разумное – сочетать лучшие элементы всех развивающих систем, дополняя их традиционными, проверенными временем пособиями. Так, давно зарекомендовали себя магнитные буквы и кубики с азбукой, а вот азбука-пазл – пособие нового поколения. Еще более современно выглядит интерактивный электронный озвученный плакат «Говорящая азбука». И, конечно же, говоря об обучении чтению, нельзя не упомянуть о складовых кубиках Зайцева – прекрасном пособии, при помощи которого легко и весело научилось читать целое поколение детишек. Ну, а тем, кто уже освоил азы грамоты, но еще не дорос до самостоятельного чтения, должен прийтись по вкусу конструктор, при помощи которого можно составлять кроссворды, играть в лексические игры для детей.

Развиваем пальчики

Для успешной учебы в школе необходимы ловкие, гибкие пальчики. Поэтому важнейшей составляющей подготовки к школе считается развитие мелкой моторики.
Начинать тренировку нужно с крупных кистевых движений. В качестве тренажера можно использовать увлекательные игрушки-лабиринты. Задача малыша – провести разноцветные шарики по извилистым дорожкам-прорезям в нужную зону. Для координации движений кисти и пальцев очень полезны линейки-спирографы. Вставляешь карандаш или ручку в хитроумное сооружение из двух кругов – и вот уже на бумаге, как по волшебству, появляются сказочные спиралевидные узоры. Чтобы приучить пальчики к четким и аккуратным движениям, полезно обводить по трафарету, а затем заштриховывать разнообразные фигурки. Благо трафареты в магазинах товаров для детского творчества продаются на любой вкус: здесь и геометрические фигуры, и животные, и машинки… Начинать стоит с более крупных и простых силуэтов. Прекрасные пособия для подготовки руки к письму разработала в свое время М. Монтессори, теперь они есть в русифицированном варианте. Когда кроха обводит пальчиками рельефные и шероховатые буквы и линии, его мозг постепенно запоминает их очертания, что в дальнейшем значительно облегчает процесс освоения навыков каллиграфии.

Раз-два-три-четыре-пять, начинаем мы считать!

Без знакомства с миром чисел при подготовке к школе тоже не обойтись. Конечно, будущий первоклашка не должен решать в уме арифметические примеры, но у него должно быть сформировано представление о количестве, а желательно – и о составе числа. Получить первые понятия о количестве малышу помогут старые добрые счеты (с 2 лет). Когда кроха будет четко понимать, что такое пять шариков, его можно начать знакомить с цифрами. Лучше всего использовать кубики, пазлы или карточки, где рядом с каждой цифрой нарисована соответствующая картинка (с 3 лет). Навык можно закрепить в настольной игре с фишками и кубиком (с 3–4 лет).

В 4–5 лет ребенка можно начать понемногу знакомить с составом числа. Золотой материал Монтессори (золотистые шарики, которые нанизываются на специальные стержни) – дидактическое пособие, которое помогает ребенку понять, что такое десяток, сотня и даже тысяча, научиться ориентироваться в составе числа.
Не менее наглядны и весы «Я учусь считать» (с 5–6 лет): чтобы уравновесить пятерку, нужно на вторую чашу весов повесить тройку и двойку или единицу и четверку. Весело и убедительно!

Играем в школу

Рассказать ребенку о правилах школьной жизни очень важно, ведь в школе он столкнется с новой обстановкой и незнакомыми людьми.

Как попроситься в туалет? Как рассказать, что тебя обижают одноклассники, не рискуя прослыть при этом ябедой? К кому обращаться, если потерял школьное имущество? Ответы на эти и другие вопросы надо дать малышу-дошколенку. Но как поведать о правилах поведения в школе? Дети живут моментом и отвлеченные инструкции и нравоучения, не имеющие непосредственного отношения к их сегодняшней действительности, пропускают мимо ушей. А вот в любую игру ребенок активно включается и глубоко проживает даже те ситуации, в которых никогда не оказывался в жизни. Значит, надо поиграть «в школу». Можно приобрести тематический игровой набор или разыграть сценки из школьной жизни при помощи пальчиковых или перчаточных кукол. Девочкам интересно будет отождествить себя с серьезной красавицей-куклой в школьной форме. Кстати, совершенно необязательно, чтобы учениками были человечки. Школа зверей – это еще интереснее! Придумайте и разыграйте с их помощью наиболее типичные ситуации, в которых может оказаться первоклашка в первые школьные дни. Очень важно, чтобы ребенок учился видеть ту или иную ситуацию с разных точек зрения. Для этого предложите ему в каждой сценке, которая будет разыгрываться, примерить на себя разные роли: пусть побудет растерянным первоклашкой и уверенным в себе отличником, хулиганом и ябедой, строгой учительницей и веселым физруком, сердитым охранником и добродушной буфетчицей.

Правила хранения
Чтобы развивающие игры не утратили для ребенка своей привлекательности и не использовались в качестве метательных орудий или ингредиентов для кукольного супа, не оставляйте их в открытом доступе, убирайте игры для детей сразу после завершения занятий. Если в игре недостает каких-то деталей, спрячьте ее и не давайте малышу, пока все не найдется.