Использование Даров Фрёбеля в работе с детьми

Иваничева Светлана Юрьевна

Мало кто из педагогов задумывался, кем создана эта методика и почему. Фридрих Фрёбель известен, как создатель первого детского сада. Ядром педагогики детского сада Фрёбеля была игра. Игру Фрёбель характеризовал, как «высшую ступень детского развития». Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры. Фрёбель ввел разнообразные виды детской деятельности и соединил их в определенную, строго регламентированную систему, создал знаменитые «Дары» — пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств отношений. Тесно связал развитие речи ребенка с его деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация Иркутская область

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 79»

муниципального образования города Братска

__________________________________________________________________

665717, Иркутская область, г. Братск, ул. Курчатова, 28А

телефон (3953) 41-42-89, 41-00-74; e-mail: miss.rusalochka79@yandex.ru

Конспект

 занятия по развитию речи

 с использованием пособия «Дары Фрёбеля»

в младшей группе

«Друзья Колобка»

Составила:

воспитатель I кв.кат.

Иваничева С.Ю.

Братск, 2019

Цель: развитие речи детей, желание отвечать на вопросы.

Задачи:

- образовательные: учить отвечать на вопросы, говорить эмоционально, выразительно; учить понимать содержание сказки; учить концентрировать внимание, координировать движения

развивающие : развивать мелкую моторику рук, внимание, память; развивать навыки взаимодействия между детьми;

-воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству

Ход:

Воспитатель: Ребята, предлагаю сегодня сходить в гости к одному сказочному герою. Хотите?

Дети: да, хотим.

Воспитатель: Тогда закрывайте глазки и повторяйте волшебные слова «Покружились, покружились, в любимой сказке очутились». Вот мы и в сказке. Отгадайте, кто в домике живет

Прямо с полки, за порог.

Убежал румяный бок.

Укатился наш дружок,

Кто же это?

Дети: Колобок!

Колобок:  Здравствуйте, ребята. Хорошо что вы пришли. Мне очень скучно одному. Бабушка с дедушкой заняты на огороде, а я, после того лесного путешествия больше в лес не убегаю. Там разные звери и они хотели меня съесть.

Воспитатель: Да, Колобок, без взрослых в лес ходить опасно. А зачем ты туда покатился?

Колобок:  Я друзей найти хотел, в гости пригласить.

Воспитатель: не беда. Мы тебе поможем. Мы с ребятами в лес пойдем и друзей тебе найдем!  

Жил да был колобок                                 (руки перед грудью одна на другую)

На окне лежать не мог

И на месте не сидел                          (ходьба на месте)

У него ведь много дел  :

Прыгать зайкой  по дорожке ,             (прыжки)      

Уносить от волка ножки,                      (бег на месте)

С мишкой по лесу бродить,                 (ходьба врассыпную)

В чаще средь ветвей кружить,            (покружится)

За день надо всё успеть  ,                   ( остановится, руки на пояс)

И лису не проглядеть !                         (смотрят «под козырёк»)

Воспитатель: А вот и первый зверек.

Прыг-скок, прыг-скок,

Длинноушка-белый бок (заяц)

Воспитатель: Здравствуй, зайка. Мы к тебе в гости пришли, чтобы пригласить тебя к Колобку. Что любит зайчик?

Дети: Морковку.

Воспитатель: Тогда угостим его морковкой.

Дети подходят к планшетам и делают из деталей морковку.

Воспитатель: Вот тебе морковки, разные: большие и маленькие, толстые и тонкие. Ешь на здоровье и  приходи к Колобку в гости. А мы дальше пойдем.

Воспитатель: Отгадайте, кто нас встречает.

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой

Он зубами щелк да щелк,

Очень страшный серый …(волк)

Воспитатель: Ой волк! Колобок наш друг! И мы специально приехали в сказку, что бы помочь ему!

Волк: Хорошо я не буду его есть, если вы ответите правильно на все мои вопросы.

Летом тепло, а зимой (холодно)

Слон большой, а мышка (маленькая)

Волк злой, а зайчик (добрый)

Фрукты растут высоко, а овощи (низко)

Днём светло, а ночью (темно)

Суп горячий, а мороженное (холодное)

Воспитательница одна, а детей (много)

Воспитатель: Волк, на такие вопросы можно найти ответы в книгах. Ты книги читаешь?

Волк: Да я там ничего не вижу. Глаза болят.

Воспитатель: Ребята, чем же волку помочь?

Дети:  Ему очки надо.

Воспитатель: Точно! Мы тебе сейчас очки сделаем.

Дети подходят к столу и делают  очки по образцу. Называют цвет, размер.

Волк: Вот спасибо, ребята. Я теперь все книги перечитаю. На все вопросы найду ответы. И в гости к Колобку приду обязательно.

Воспитатель:  А нам дальше идти пора. Отгадайте, кто нас встречает?

-Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мед,

Ну ка, кто же назовет?

Дети: Медведь.

Воспитатель: Ребята, а что любит медведь? Да, он сладкоежка. Но ягоды скоро отойдут, как же их на зиму сохранить?

Дети: Сделать варенье в банках.

Воспитатель: Хорошая идея. Думаю, медведю понравиться. Из малины какое варенье получится?

Дети: Малиновое

А из клубники? Смородины? Черники? Из вишни?

Дети делают баночки из палочек и полукругов. В середине карточка с ягодой. Называют варенье.

Медведь: Вот спасибо, вам, ребята. Мне теперь запасов на всю зиму хватит. И к Колобку схожу, угощу.

Воспитатель: До свидания, Мишка-медведь, нам дальше пора. Смотрите, кто нас встречает:

-Длинный хвост, сама краса,

Это рыжая …(лиса)

 А с лисичкой мы потанцуем веселый танец «Если нравится тебе, то делай так» н празднике у Колобка. Приходи лисичка к нам.



Предварительный просмотр:

Российская Федерация Иркутская область

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 79»

муниципального образования города Братска

__________________________________________________________________

665717, Иркутская область, г. Братск, ул. Курчатова, 28А

телефон (3953) 41-42-89, 41-00-74; e-mail: miss.rusalochka79@yandex.ru

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Обеспечение всестороннего развития воспитанников посредством использования «Развивающих игровых наборов Фрёбеля».

 


Подготовила:

Воспитатель Иваничева С.Ю.

        В соответствии с ФГОС ДО, образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

        Комплект пособий и игровых наборов «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО, открывает новые возможности использования данного набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

        Мало кто из педагогов задумывался, кем создана эта методика и почему. Фридрих Фрёбель известен, как создатель первого детского сада. Ядром педагогики детского сада Фрёбеля была игра. Игру Фрёбель характеризовал, как «высшую ступень детского развития». Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры. Фрёбель ввел разнообразные виды детской деятельности и соединил их в определенную, строго регламентированную систему, создал знаменитые «Дары» — пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств отношений. Тесно связал развитие речи ребенка с его деятельностью.

        Предлагаем познакомиться с каждым из «Даров Фрёбеля». На ваших столах находятся наборы. Посмотрите на них, пожалуйста, и подумайте, как можно применить эти «Дары» в работе с детьми, в какую игру можно с ними поиграть? А мы расскажем свои варианты игр. На слайдах даны примерные цели игр с детьми младшего возраста. Мы предлагаем вам разработанные нами методические рекомендации по наборам Фрёбеля для детей раннего и младшего возраста.

        Начнём с самых маленьких — групп младшего дошкольного возраста. Так как основная их среда и возможность познавать мир — это сенсор (то, что можно потрогать, понюхать, покатать, подержать в руках), то первыми нашими помощниками будут вязаные шерстяные мячики из модуля №1, которые включают в себя 8 разноцветных мячиков с прикреплёнными к ним шнурками, чтобы можно было надеть на руку. Дети младшего дошкольного возраста уже умеют играть в снежки, и мы говорим им: «Ребята, а вы умеете делать снежки?». Дети берут мячик в руки и начинают его катать, развивая тем самым мелкую моторику. Можно катать снежок по поверхности (стол), между ладонями, по всей длине руки. Обычно у детей- это вызывает смех, способствуя снятию психа-эмоционального напряжения, а также релаксации.

Мы скатали, красивый снежок получился, показали друг другу. Что же дальше делать с ним? Что делают со снежками? Бросают! И мы бросаем друг в друга снежки, разговаривая с детьми, рассказывая стихи.

        Но вот ребята устали, и устали снежки. Что же с ними делать? Надо их покачать... Ребята ложатся на ковёр, закрывают глазки, берут свой снежок и начинают его баюкать. При этом можно петь песенку, мурлыкать её себе. А могут надеть мячик на руку и раскачивать как маятник. Вот наш снежок успокоился, отдохнул и теперь мы можем устроить соревнование — поставить ведро и отойдя всего на 1 шажок, попытаться бросить туда наши снежки. Когда мы наберём полное ведро снежков, мы сможем построить из них целый город. Вот так шерстяные мячики выполняют роль заместителей предметов, позволяя развивать детей в игре. Тем самым мы снимаем лишнюю агрессию у детей, развиваем координацию движений, а дети играют. Происходит интеграция нескольких образовательных областей — социально — коммуникативной, физической, речевой.

        Сделав комочки из условного снега, мы рассказываем детям, что снег состоит из снежинок, снежинки дружат, сцепляются между собой, становятся одним большим комком. Но что делать, если подул ветер и снежинки разлетелись и не могут найти друг друга? Чтобы защитить снежинку, нам нужно её оградить от ветра, и в этом нам помогут вот такие кирпичики (продолговатые блоки), они не имеют цвета, так как в этом возрасте очень важно, чтобы каждый предмет был заместителем, мог играть роль чего угодно. Важно, чтобы ребёнок закончил композицию и не оставил дырочку, что домик со всех сторон ровный. Как вариант можно организовать коллективную форму работы, ведь дети в этом возрасте ещё не умеют играть друг с другом, они играют рядом, поэтому для них важно научиться играть вместе. Мы обязательно должны попробовать, что получилось, улетит ли наша снежинка, наклоняемся и дуем. Вот таким образом проходят в этой возрастной группе все занятия, они могут соединятся со стихами, музыкой, песнями.

        Сенсорное воспитание ребёнка раннего возраста, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Для его обогащения необходим разнообразный дидактический материал.

        Сейчас стало модным использовать в работе с детьми развивающие игры. Существуют разные развивающие программы. Но многие даже не задумывались над тем, что систему развивающих занятий для детей дошкольного возраста разработал немецкий педагог Фридрих Фребель. Наверное, не многие знают, что именно Ф. Фребель рекомендовал во всей полноте использовать в работе с детьми природный материал: камешки, дощечки, воду и песок, плитки и опилки.

        Пальчиковые игры, конструирование из кубиков и природного материала, рисование и вырезывание, плетение и выкладывание мозаике, использование хороводных игр – всё это идеи «отца» детского сада - Ф. Фребеля.

        Начинали мы свою работу по использованию наследия Фребеля с младшей группы. Цветные мячики на ниточках – первый дар Фребеля, который используют для сенсорного воспитания детей. Обосновывая, почему именно первым даром, первой игрушкой должен быть шар-мяч, Фребель правильно замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как его нежной, неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик).

        Мячики можно изготовить из поролона, одев на цветную сетку, связанную крючком. Размер мячика по диаметру должен соответствовать детской ладошке, чтобы ребёнок мог хорошо обхватить мяч пальчиками. Набор состоит из 7 мячей (по цветам спектра).

Мячи могут быть использованы

Последовательность работы с мячиками Фребеля такова:

Знакомство - манипуляции с мячом (сжимание мяча, подбрасывание, метание, ловля и катание)

Знакомство с цветом: упражнения «Сортировка мячей по цвету», «Найди мяч нужного цвета», «Какого мяча нет?», «Цветной мячик», «Путешествие цветных мячиков»,

Знакомство со свойствами шара (через действия с мячами): упражнения

- «Мячик спит» - состояние покоя на горизонтальной поверхности

- «Мячик катится по дорожке» - движения по поверхности

- «Мячик катится с горы» - движения по горизонтальной поверхности

- «Мячик катится по тропинке»- движение по кривой поверхности

Знакомство с направлением движения: упражнения

- «Пила» (движения вперёд-назад)

«Я пила, пила, пила,

Всё пилю, пилю, пилю,

Перепиливаю! Вперёд-назад, вперёд-назад»

- «Скачут мячики» (движения вверх-вниз),                                                         «Часики» (движения маятниковые),                                                                       

 - «Я весёлая лиса» (круговые движения вокруг себя)

 «Я весёлая лиса, мне вцепилась в хвост оса,

Я, бедняжка так вертелась, что на части разлетелась…»

 - «Рыбка» (плавательные движения),                                                      

 - «Голуби» (летательные движения)

Знакомство с окружающим:

Упражнения:

- «Как меня зовут?» (имя собственное ребёнка)

- «Как тебя зовут?» (имя сверстников)

 Хороводы с использованием шерстяных мячиков

        Помимо использования на занятиях мячи успешно можно применять при проведении утренней гимнастики, упражнений на развитие мелкой моторики кистей рук, как предметы – заместители при формировании навыков сюжетно-ролевой игры.

Каждое занятие с мячами Фребеля сопровождается с детьми маленькими стихами. А по окончании игры исполняется песенка:

Вот и кончается наша игра

Мячик, с тобой расставаться пора.

Мы, возвратимся снова домой,

Вспомним, где побывали с тобой.

Вот и закончилась наша игра,

Нам отдохнуть настала пора.

Скоро мы снова придём поиграть.

Будем о чём-то новом с тобой узнавать!

       

Литература:

Богуславская З.М.,Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. — 206 с.

Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. М.,1978.

Литвинова М.В. «Русские народные подвижные игры с мячом» Просвещение,1986г.

«Подвижные игры для малышей»,1965г

Создание условий для дополнительного образования.



Предварительный просмотр:

Фридрих Фребель вместе со своими «дарами» возвращается в Россию. И это прекрасно! Хотя в известном смысле он никуда и не уходил. Ведь главным даром Фридриха Фребеля все -таки является детский сад, который он придумал. Как и его первый проект, как и развивающая предметная среда, в которой этот проект был воплощен. Включая ее модули, говоря современным языком, - собственно то, что и называют Дарами Фребеля. Ф. Фребель подарил детям не просто кубики, шары и прочий материал для развлечения и обучения, часто скрытого. Все модули несли особую идею развития, а значит, развивающим образованием мы тоже обязаны Ф. Фребелю. Движение Фребель-педагогики возрождается в нашей стране.

Сегодня в информационном пространстве существует огромное количество материалов о том, что такое развивающая предметно-пространственная среда детского сада. В системе воспитания Ф. Фребеля исходным являлось представление о деятельной природе ребенка - его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности и любознательности.

Педагогические принципы Ф. Фребеля лежат в основе его подхода к выбору предметов-посредников, приобщающих ребенка к познанию окружающего мира. Фребель создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.

Всего Ф. Фребель разработал шесть «даров». Однако жизнь не стоит на месте, и идеи фребель-педагогики получили свое развитие в различных авторских педагогических системах (М. Монтессори, Р. Штейнера (Вальдорфская педагогика), С. Френе, Л. Малагуцци, развивающей системе Никитиных, теории развивающего обучения Б.Д. Эльконина-В.В. Давыдова).

Последователи  идей фребель - педагогики по всему миру развивали и продолжают развивать систему элементов его «даров». Если во время педагогической деятельности Ф. Фребеля в практике детских садов использовались всего шесть «даров», то в настоящее время игровой набор «Дары Фребеля» представляет систему из 14 модулей.

        Это дидактический материал, который можно использовать в домашних условиях, он привлекателен и прост для понимания родителями того, как он может применяться в семейных занятиях с детьми, он мотивирует родителей на участие в различных детско-родительских проектах, вовлекает их в образовательную деятельность в условиях детского сада

Большую часть предлагаемых игр и упражнений также можно использовать как семейные. Большинство карточек сопровождается стихотворениями. На каждой карточке есть иллюстрация, которая позволяет наглядно понять суть предложенной игры. Организация образовательного пространства с помощью игрового набора «Дары Фребеля» обеспечивает все виды детской деятельности детей дошкольного возраста, а также игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех.

Для удобства работы с игровым материалом разработан комплект методических пособий из шести книг, включающий карточки игры. Содержание карточек-игр - это игры с фиксированными, открытыми правилами. К ним относятся большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, также сюда входят развивающие интеллектуальные, музыкальные игры, игры-забавы, аттракционы.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Подбор игровых заданий в карточках осуществлен таким образом, что в каждой образовательной области педагог сможет решить основные задачи той или иной области.

Подобранные игры задают ориентиры или векторы развития ребенка, являясь, таким образом, базой для развития и совершенствования ключевых компетенций ребенка в каждой области. Способ подачи материала на карточках представляется наиболее удобным для использования в педагогической деятельности. Краткое изложение сути игры и правил позволит педагогу быстро подобрать необходимую игру в зависимости от решаемых задач или руководствуясь инициативой и замыслом детей.        Использование карточек в работе педагога предполагает как творческую модификацию игр и упражнений, так и использование их строго по указанным на карточке правилам. Краткое алгоритмичное описание игр позволит читающим детям самим выбирать игру.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕТИ ИГРАЮТ С ДАРАМИ ФРЁБЕЛЯ


Предварительный просмотр:

Использование дидактических наборов Фребеля для организации родительского собрания в ДОО

Аннотация: в данной статье приводится пример реализации некоторых приемов организации родительского собрания в ДОО с использованием дидактического набора «Дары Фребеля».

Ключевые слова: родительское собрание, дидактический набор «Дары Фребеля».

Организация родительского собрания в ДОО требует от воспитателя не только профессиональной компетентности и методической грамотности, но и творческого подхода, который предполагает отказ от шаблонных методов и приемов организации, переход к интерактивным, рефлексивно-оценочным методам донесения и сбора информации. Способность воспитателя осуществлять профессионально-методическую деятельность на творческих уровнях определяет его как педагога, заинтересованного в результатах своей работы и учитывающего потребности, интересы родителей и детей.

Игровые наборы «Дары Фребеля» широко используются в современном дошкольном образовании и позволяют эффективно развивать логику, мышление, речь, воображение и другие способности детей. Однако применение данного дидактического материала возможно не только для работы с дошкольниками, но и с их родителями.

С использованием дидактических наборов «Дары Фребеля» интересно, с высокой степенью продуктивности можно смоделировать, например, первое родительское собрание, которое является очень важным для определения задач, основных проблем и перспективных планов группы.

Форма проведения – интерактивная (круглый стол).

Оборудование: дидактические наборы «Дары Ф. Фребеля»: №7 «Цветные плоские фигуры», №J1 (№11) «Цветные тела», №9 «Кольца и полукольца» (либо №8 «Палочки») стикеры, фломастеры.

Приемы работы:

Прием 1. Родителям раздаются стикеры и фломастеры. Воспитатель просит написать на листочке одно наиболее важное умение ребенка, которое у него может быть сформировано или достаточно хорошо развито при поступлении в детский сад. Родители могут работать в группах, предлагая несколько вариантов, либо индивидуально, формулируя один ответ. Далее происходит обмен мнениями, выбираются общие показатели, которые располагаются в столбик в середине стола. Воспитатель просит каждого родителя оценить своего ребенка по показателям, которые они совместно определили (рис.1).

C:\Users\Дом\Desktop\Снимппок.PNG

Рис.1 Варианты оценки с использованием различных наборов.

Для этого можно провести три варианта оценки, выбрав набор №7, №8 или №9. При использовании дидактического набора №7 «Цветные плоские фигуры», критерии определяются с помощью цвета:

-красный – плохо (неудовлетворительно),

-оранжевый – удовлетворительно,

-желтый – хорошо,

-зеленый – отлично.

Если использовать набор №9 «Кольца и полукольца» (№8 «Палочки») выбор критерия можно связать с размером и цветом деталей:

-маленькое бесцветное кольцо (палочка) – плохо (неудовлетворительно),

-маленькое цветное кольцо (палочка) – удовлетворительно,

-среднее цветное кольцо (палочка) – хорошо,

-большое цветное кольцо (палочка) – отлично.

В процессе такой оценки родители с одной стороны не боятся быть честными, т.к. данная методика не предполагает определение фамилии, имени детей, с другой - получают возможность увидеть результаты своего ребенка на фоне других, что является определенным рейтингом и задуматься о необходимости скорейшей помощи в исправлении ситуации.

После того, как оценка сделана, воспитатель напоминает родителям о важности тех умений, которые позволят ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду и будут способствовать более рациональному распределению рабочего времени в группе. Он предлагает родителям посмотреть на результат и увидеть над чем, прежде всего, предстоит работать не только в группе, но и дома, объясняет, как с методической точки зрения правильно помочь ребенку в овладении данными умениями.

Прием 2. Родителям предлагается определить увлечения и интересы своих детей. Для этого на стол выкладываются карточки с наиболее распространенными занятиями: спорт, чтение, рисование, лепка, конструирование, танцы, пение и т.д. Для оценки используются объемные геометрические фигуры из набора №J1 (или №11)

«Цветные тела». Каждая фигура в соответствии со своей формой и цветом должна относиться к определенному увлечению. Родители могут выбрать с помощью объемных фигур не более трёх увлечений, которые, по их мнению, наиболее интерны ребенку (рис.2). C:\Users\Дом\Desktop\Снимок.PNG

После оценки воспитатель делает выводы об интересах детей, определяет их значение в развитии, рассуждает с родителями о необходимости внимания к заложенным в ребенке талантах, их своевременном развитии, делится планами о воспитательной работе на предстоящий год.

Прием 3. Воспитатель предлагает родителям взять из дидактического набора №J1 (№11) «Цветные тела» любую фигуру и, нанизав ее на шнурок, который передается по кругу, ответить на вопрос: «Чего я жду от воспитательной работы в детском саду». Таким образом, родители  высказывают свои предложения, а воспитатель имеет возможность диагностировать их ожидания и тревоги. Когда шнуровка с фигурами вновь оказывается у воспитателя, он просит родителей осознать, как много желаний и надежд возлагают они на педагогический коллектив детского сада. Основная мысль, которую в данном случае необходимо подчеркнуть – это совместная работа ДОО и семьи по достижению поставленных задач, помощь и поддержка родителей в работе воспитателей.

Прием 4. Воспитатель обращает внимание родителей на тот игровой материал, с которым они работали. Основная задача – познакомить с понятием «дидактическая игра», определить развивающие важности данного вида игр в дошкольном детстве и показать несколько игровых приемов, которые родители смогут использовать дома, для развития своего ребенка. В качестве замены стандартного набора Фребеля можно использовать вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, набор первоклассника и др.

Прием 5. В конце родительского собрания проводится рефлексия. Для этого можно использовать на выбор воспитателя дидактические наборы «Дары Ф. Фребеля» №7 «Цветные плоские фигуры», №J1 (№11) «Цветные тела», №9 «Кольца и полукольца», либо №8 «Палочки». Родители должны оценить полезность полученной информации и форму проведения собрания выбрав фигуру с заданной формой (или размером) и цветом, расположив ее вокруг общего центра. Если на родительском собрании обсуждались вопросы, требующие голосования, то можно использовать наборы Фребеля для голосования.

В статье приведены лишь некоторые приемы использования дидактических наборов Фребеля при проведении родительского собрания в ДОО, однако творческий потенциал воспитателей и методистов может значительно расширить возможности данного средства для организации диалога с семьей.

Список литературы

1. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева, И.А. Рябкова и др. - 2-е изд. - Москва: Русское слово — учебник, 2018. - 113 с. - (ФГОС дошкольного образования). - ISBN 978-5-533-00410-7; [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485773 (дата обращения: 05.10.19.).

2. ФГОС дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 Электронный ресурс] - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 01.10.19).