СДВГ - кто виноват и что делать?

Добренькая Галина Алексеевна

В наше время каждому второму-третьему ребенку ставят диагноз ММД - минимальная мозговая дисфункция. При современном уровне обследований это не диагноз, а отписка, недообследование. Необходимо выяснить, что именно нарушено, чтобы знать, что корректировать.

По Санкт-Петербургу и Ленинградской области у 84-86% детей выявлены пренатальные энцефалопатии. В первый год жизни примерно 50% из них этот диагноз можно снять.
У мальчиков ММД встречается в 9 раз чаще, но у девочек патологии более выражены, чем у мальчиков.

По МКБ диагнозу СДВГ соответствует код F90. Иногда ставят F91 - нарушения поведения, иногда F70.1(2,3) - степень выраженности поведенческие проблем.

Причины СДВГ:
1. Проблемы беременности
- инфекции во время беременности (начиная от банального ОРВИ, которое может пройти бесследно, а может вызвать СДВГ);
- стрессы, травмы матери во время беременности (упала) - аналогично, не всегда вызывает патологии развития у плода;
- неполноценность регенеративных клеток родителей (пожилые отец и мать);
- нарушение ритмов организма (неправильный режим дня-ночи вызывает изменения в клеточных ритмах и может привести к патологии у ребенка, беременная женщина должна ночью спать);
- длительное сидение за комьютером беременной (мерцание монитора, каким бы он ни был хорошим, так же вызывает сбой клеточных ритмов организма);
- курение и прием алкоголя матерью (в беременность не рекомендуется нисколько алкоголя, аже бокал вина в Новый год);
- токсикозы беременности (если с токсикозом первой половины беременности все знакомы (но почему-то не лечат его, а это патологическое состояние, которое лечится в больнице), то токсикозы второй половины беременности даже за токсикозы не считают, хотя они не менее опасны: это отеки и онемения конечностей, которые так же наблюдаются врачом в больнице и лечатся);
2. Проблемы родов
- всевозможные кислородные голодания ребенка (обвитие, затяжные роды, неправильная поза матери во время схваток, если воды уже отошли);
- кесарево сечение (кесарево почти всегда ведет к каким-то травмам, если ребенка быстро выдергивают - травма шейного отдела обеспечена. редко где ребенка вытягивают из раны медленно).
3. Проблемы послеродовые.
- яростное укачивание и тряска орущего младенца, которое увы, мы наблюдаем периодически, приводит к травмированию нежных мозговых и нервных структур младенца. Здоровому малышу можно обеспечить сотрясение мозга, повреждение нервной системы, и вызвать СДВГ;
- прочие травмы младенца (от захлебывания срыгнутым молоком, до падений, младенцы требуют пристального внимания).
4. Ранее неумелое обучение.
- всевозможные нелепые методики обучения глобальному чтению семимесячных младенцев, обучение буквам-цифрам в год, иностранным языкам тогда же (случай билингвизма особый) - все это с большой долей вероятности приведет к проблемам обучения в школе. Ресурсы мозга не безграничны, каждому занятию свое время, нужно развивать актуальные сферы: младенца учат брать предметы и манипулировать с ними, а не читать карточки. Факт того, что младенец запомнит образ слов, не имеет никакого отношения к чтению. Годовалого малыша нужно учить держать ложку и кушать, пользоваться горшком, рассматривать и изучать, а не учить английский.
Как результат перегрузки мозга могут быть нервозность, агрессия, нарушения речи.

Диагноз СДВГ ставят после 5 лет, но если были какие-то проблемы беременности и родов, действовать лучше сразу, спустя месяц, пока малыш адаптируется к миру.

О будущем СДВГ могут свидетельствовать

- беспокойство младенца, 
- проблемы сна (плохо засыпает, спит слишком чутко), 
- проблемы еды, 
- невозможность укачать ребенка в горизонтальной позе, белым шумом, пустышкой,
- искаженная схема ползания (пропустил ползание вообще, начал ползать задом, боком, отставив ножку...),
- не пошел, а сразу побежал.

Структура СДВГ:
1. Гиперактивность
- Избыточное количество движения. Ребенок второго года жизни совершает в день 8000-12000 шагов. Ребенок 8 лет - 18000-25000 шагов. Если ребенок совершает на 25-30% шагов больше - можно говорить об избыточности движения.
- Беспокойство, суетливость.
- Многочисленные лишние движения, которые ребенок не замечает.
- Низкая продолжительность и беспокойный сон (ребенок 3-5 лет должен спать днем! Если не спит, то либо не устает достаточно, нужно больше гулять и нагружать ребенка, либо у него проблемы гиперактивности) . Младшие школьники после обеда должны отдыхать! И не у компьютера, не у телевизора, а в спокойной обстановке, в полумраке. Если не спать, то отдыхать иным образом. Даже в армии 30 минут после обеда нельзя нагружать солдат. Если ребенок долго засыпает - это невроз.
- Невротические отказы от еды.
- Нарушение мелкой моторики, праксиса (не может шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, штриховать, обводить).

2. Нарушение внимания
- Ребенок прикладывает массу усилий, чтобы не выполнять деятельности, которая требует волевого усилия. То есть, на занятии бегает попить, в туалет, помогает взрослым, все, что угодно, лишь бы не работать.
- Часто теряют личные вещи.
- Забывчивость
- Не умеют слушать.

3. Импульсивность
- Начал выполнять дело, бросил, занялся другим. переключается постоянно.
- Перебивает других в разговоре.
- Не умеет подчиняться правилам.

У разных детей разные наборы из вышеприведенных признаков.

Список 14 признаков СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ, наличие любых 8 из которых, позволяет диагностировать данное расстройство (по рекомендации Ассоциации психиатров США) -

"Ребёнок:
1) совершает постоянные движения руками и ногами, ёрзает на стуле;
2) не может долго сидеть спокойно, когда это необходимо;
3) легко отвлекается на внешние раздражители;
4) с трудом переносит ситуацию ожидания перемен в играх или групповых занятиях;
5) часто начинает отвечать, не дослушав вопрос до конца;
6) при выполнении заданий испытывает трудности, не связанные с негативизмом или недостаточным пониманием сути просьбы;
7) не способен длительно концентрировать внимание как в играх, так и при выполнении заданий;
8) часто переходит от одного незавершённого дела к другому;
9) не способен играть спокойно и тихо;
10) чрезмерно разговорчив;
11) часто перебивает других, бывает назойливым;
12) производит впечатление не слышащего обращённой к нему речи;
13) часто теряет нужные (для занятий) вещи, как в школе, так и дома;
14) часто вовлекается (и совершает самостоятельно) рискованные, угрожающие физическому благополучию действия, не сознавая их возможных последствий."

Диагноз ставится комплексно, на основании продолжительного обследования медиками, психологами и педагогами. Помощь нужна так же комплексная, и медицинская, и психологическая, и педагогическая.

У СДВГ заметны 2 "пика" проявления:
1) 5-10 лет - начало статической учебной деятельности, продолжительных занятий.
2) с 12-13 до 15-16 лет - гормональные изменения. Этот период нужно просто пережить.
С течением времени симптомы снижаются. Остаются незначительные специфические нарушения памяти, таким людям сложно начать что-то делать, незначительные нарушения мелкой моторики.

Что делать в первый год жизни:

1. Ребенка с СДВГ (да и прочими расстройствами) нужно в буквальном смысле слова выпестовать. Не нужно путать ласку и баловство. Лаской и любовью еще никто никого не испортил. Можно и обласкивать и не позволять садиться себе на шею.
А именно, ребенка носить на руках столько, сколько нужно, хоть до двух лет. если ребенку нужен совместный сон - спать вместе столько, сколько потребуется. Кормить грудью столько, сколько потребуется, хоть до 4 лет.
Для младенца крайне важен тактильный контакт с матерью, звук ее голоса, и самое важное - запах. Если маме нужно отлучиться, можно закутать малыша в ее вещь.
Укачивают детей с СДВГ вертикально! Находиться горизонтально им дискомфортно, так что родителям приходится спать сидя, можно посменно. Это не навсегда. 
2. Затем начиная с месяца курсы массажа, лечебной гимнастики, электрофореза (убрать последствия травмы шейного отдела), курсами глицин и витамины Б. Очень много гулять, полноценно питаться. Раз в полгода курсы неврологических препаратов по рекомендациям невролога.

Что делать дальше после года:

1. Режим! Четкий, постоянный, красочно нарисованный на бумаге и повешенный в детской комнате. Много гулять, много двигаться. Ребенок должен знать, что он будет делать через полчаса, через час, вечером. Так ему проще систематизировать себя. В комнате обязательно должен быть порядок, каждая вещь на своем месте. СДВГшкам необходимо такое окружение.
2. Если ребенок теряет вещи, нужно не выполнять за него действия, а ставить в такую ситуацию, где он сам вспомнит. (в саду: - у меня украли носки! - да кому же нужны твои носки, попробуй заглянуть поглубже в ботиночки. В школе: учитель звонит домой маме, зная, что ребенок забудет взять цветную бумагу - спросите Васю, что нужно принести завтра в школу.)
3. Сделать ребенка ответственным за какое-либо дело. В саду помогать логопеду, воспитателю подготовить занятие. В школьном возрасте, например, покупать хлеб. И если ребенок забудет - семья ужинает без хлеба. Выносить мусор - если забудет - оставить у двери, чтобы придя из школы, наткнулся на него. Учить исправлять свои ошибки. Отвечая за других, ребенок упорядочивает и свою деятельность.
4. Для всех СДВГ-шек характерна цикличность умственной деятельности, "мерцающее сознание". 5-15 минут он работает активно, потом его словно "выключает".  Нужно знать точное время его активности (замерить по часам) и предупреждать период "выключения". Когда выключение 
уже близко - задать двигательную работу: вытереть с доски, раздать тетради, сделать физкультминутку. Дети сами, интуитивно помогают себе - начинают качаться на стуле, этими качками давая импульсы мозгу. Пока ребенок качается, он еще слышит педагога. Если его окрикнуть, его "выключит" и он перестанет слышать.

5. Очень помогает тактильный контакт - похлопать по плечу, по руке вместе с одобрением. Результаты просто поразительные.

Условия включения компенсаторных механизмов при СДВГ:

1. Соблюдение режима дня, предоставление достаточного времени для сна. Очень часто клубок проблем начинается от невысыпания.
Обязанности стуктурируют поведение, и у ребенка появляется время для других дел.
2. Обучение по личностно-ориентированным программам. Школьная программа должна быть самая обычная, без перегрузок (хотя СДВГ дети часто одарены и талантливы. Лучше учиться в простой школе и добрать потом репетиторами.
3. Медикаментозное лечение. В зависимости от возраста разные курсы препаратов.
4. Разработка комплексной программы помощи (медицинской, психологической, педагогической, родительской).
5. Своевременная нейропсихологическая коррекция (книга А.Л. Сиротюк) - программа включает в себя упражениня на дыхание (у СДВГшек оно часто верхнее, поверхностное, быстрое, недостаточное питание мозга), глазодвигательные, упражнения на развитие мелкой моторики, когнитивные, функциональные и релаксационные.

Литература: 
Б.Р. Яременко, А.Б. Яременко, Т.Б. Горяинова. «Минимальные дисфункции головного мозга у детей», СПб., 2002
А.Л. Сиротюк - программа нейропсихологической коррекции