Пшеничная Надежда Геннадьевна

Жизнь прекрасна и удивительна!

Пшеничная Надежда Геннадьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская гимназия 11, дошкольное отделение Палисадик.

МАСТЕР КЛАСС
«Развитие мышления и речи
в логоритмических играх».

воспитатель
Пшеничная Надежда Геннадьевна.

г.Одинцово
2023 г.

«Послушай – и ты узнаешь,
Посмотри – и ты поймешь,
Сделай – и ты научишься».

Форма проведение: педагогическая мастерская.
Участники : воспитатели детских садов.

Цель мастер-класса:
Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе освоения опыта работы в проведении с детьми логоритмических занятий и логоритмических игр.

Задачи:
• приобщить педагогов к проведению логоритмических занятий, минуток, игр с детьми;
• Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.
• пробудить интерес участников мастер-класса к освоению и применению в работе с детьми логоритмических минуток, логоритмических игр.

План проведения мастер - класса:
1. Сообщение: «Актуальность использования логоритмических игр».
2. Практическая часть:
• «ГОСТИ». Пальчиковая игра.
• «ЗДРАВСТВУЙТЕ!». Массаж лица.
• «МОЯ СЕМЬЯ». Массаж пальцев рук.
• «ОТДЫХ». Игра – ритмизация.
• ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС. Динамические упражнения.
• ХОРОВОД. Упражнение на развитие чувства ритма.
• ЛИСТЬЯ.
• БАБКА – ЁЖКА. Упражнение на координацию речи с движением.
• РЕЛАКСАЦИЯ.

Ход проведения мастер-класса:
1.Актуальность.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в этом уютном зале. Надеюсь, что сегодня мы с вами проведем время с пользой.
Уважаемые коллеги, я хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми по проведению логоритмических занятий, минуток, игр.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.
Современные дети отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти.
Предлагаю вам, уважаемые коллеги, опыт работы, способствующий оказать помощь в условиях обычного детского сада детям с нарушениями речи.
Для профилактики нарушений речи в старшем возрасте я провожу интегрированные занятия логоритмика, логоритмические игры. В основу этих занятий, игр положен метод фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала. Целенаправленное формирование слухо-зрительно-двигательной координации у дошкольников, с нарушением речевого развития, возможно средствами логоритмических игр и упражнений.
От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Цель логоритмических игр и занятий:
• преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций;
• Учить детей осваивать двигательно-речевые упражнения. Развивать у детей чёткую ритмичность и координацию движений.
• адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды;
Логоритмические занятия проводятся один раз в неделю. Логоритмические минутки и игры можно проводить в течение дня.
Структура логоритмических занятий.
1.Движение под музыку, упражняющиеся в различных видах ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения.
2.Танец или хоровод.
3.Четверостишье, сопровождаемое движениями.
4.Песня.
5.Артикуляционная гимнастика.
6.Мимические упражнения, психогимнастика.
7.Массаж ( рук, ног, ушей), гимнастика для глаз.
8.Пальчиковые игры.
9.Подвижные, коммуникативные, спокойные игры.
10.Игра на музыкальных инструментах.
11.Релаксация.
В планировании логоритмических занятий я использую принцип концентрического наращивания материла, по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем. Основа занятий может быть разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, элементы соревнования и т.д.

Начинать занятие очень хорошо с пальчиковых игр, пальчиковых гимнастик. Пальчиковая гимнастика помогает детям расслабиться, отдохнуть, работая над артикуляцией, одновременно укрепляются мышцы пальцев, ладоней. Разучивая забавные стишки, прибаутки, тем самым развиваем детскую память, внимание, способствуя лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Я предлагаю вам, уважаемые коллеги, поиграть со мной. Выходите, пожалуйста. Встаньте в круг. Давайте поиграем нашими руками, пальцами.

«ГОСТИ».
- К нам пришли гости!

Тук, тук, тук!
Да, да, да! Стучим кулаком по кулаку.
Можно к вам?
Да, да, да! Стучим кулаком по кулаку.
Мы вам рады всегда! Открываем ладошки, растопырив пальцы.

Цель: развитие мелкой мускулатуры пальцев рук.

«ЗДРАВСТВУЙТЕ!».
- Давайте поздороваемся!

Здравствуйте ручки!
Хлоп-хлоп-хлоп! Хлопаем в ладошки.
Здравствуйте, ножки!
Топ – топ – топ! Топаем ногами.
Здравствуйте щёчки!
Плюх – плюх – плюх!
Розовые щёчки!
Плюх – плюх – плюх! Пальцами рук гладим щёки.
Здравствуйте, губки! Имитация поцелуя.
Здравствуйте, зубки! Стучим зубами о зубы.
Здравствуй, мой носик!
Би – би – би! Кулаком гладим нос.
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте! Приветствие руками.

Цель: воспринимать радостный, весёлый характер, петь лёгким звуком в оживленном темпе.
Массаж лица, тела, ног имеют оздоровительную направленность. Педагог читает стихотворный текст и выполняет определенные движения (растирание, поколачивание, поглаживание, постукивание биологически активных зон). Дети повторяют по показу.

«МОЯ СЕМЬЯ».
- Расскажем о семье!

Этот пальчик - дедушка Загибаем большой палец руки.
Этот пальчик - бабушка. Загибаем указательный палец руки.
Этот пальчик - мамочка. Загибаем средний палец руки.
Этот пальчик - папочка. Загибаем безымянный палец руки.
Этот пальчик - я Загибаем мизинец.
Вот и вся моя семья! Хлопаем в ладоши.

Цель: учить детей передавать весёлый и радостный характер стиха, исполнять лёгким звуком.

«ОТДЫХ».
- Ох! Устали!Отдохнём!

Этот пальчик хочет спать. Загибаем большой палец руки.
Этот пальчик - прыг в кровать! Загибаем указательный палец руки.
Этот пальчик прикорнул. Загибаем средний палец руки.
Этот пальчик уж заснул. Загибаем безымянный палец руки
Этот пальчик маленький, спит давно удаленький! Загибаем мизинец.
Встали пальчики – УРА!
В детский сад идти пора! Растопыриваем пальцы,
хлопаем в ладоши

Массаж лица, тела, ног имеют оздоровительную направленность. Педагог читает стихотворный текст и выполняет определенные движения (растирание, поколачивание, поглаживание, постукивание биологически активных зон). Дети повторяют по показу.
Пальчиковые игры или массаж пальцев по насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. А в целом пальчиковые игры готовят руку ребенка к письму.
Движения в играх с пальцами можно выполнять: ведущей рукой, противоположной рукой, обеими вместе.

- «Сегодня мы пойдём на прогулку в осенний лес».
Динамические упражнения.
Включают в себя: различные виды ходьбы, перестроений, бега в разных направлениях под музыку. В жизни все подчиняется ритму. Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи
Цель: Кроме отработки основных видов движений игра учит ориентироваться в пространстве, согласовывать действия в коллективе.
По широкой дороге – по трое,
По узкой – по двое,
А по тропинке – по одному”.
ВЫ под музыку идете друг за другом, по команде “два” перестраиваются в пары, по команде “три” перестраиваются в тройки.

Психогимнастика: работа с детьми с невербальными средствами общения: мимикой, жестами.
Игры: «Разные настроения», «Какие красивые разноцветные листья на деревьях!», «Какие огромные грибы», « Я так устал».
Цель: учить передавать мимикой и жестами разнообразные чувства и настроения.

- А в этом сказочном лесу мы можем встретить диких животных. Становитесь в хоровод!

ХОРОВОД. Игровой приём.

Мы с ребятами играли, мы с ребятами по лесу гуляли
1,2,3,4,5 - вышли зайцы погулять.
Прыгаем по кругу, руками гладим «Уши» зайца.
Вышли мишки погулять,
Ягоды пощипать. Движения медведя в развалочку.
Выставляем ногу с носка на пятку.
Вышли волки погулять. Сердито выбрасываем руки вперёд.
Вышли лисички погулять.
Хвостик свой показать! Руками, как лапками прихорашиваемся, поглаживая.

Цель: учить передавать в движении повадки животных.
ИГРЫ – РИТМИЗАЦИИ.
Подбираются стихотворения, потешки, попевки, с учетом коррекционной направленности. Затем на них накладываются движения, которые соотносятся с ритмом речи.
Под вальсовую музыку выполняется речевое упражнение. Стихотворение сопровождается показом рук:
Цель: развитие внимания, чувство ритма, пластику движений.
- А посмотрите, какие замечательные разноцветные листья на деревьях!
Листья солнцем наливались
Листья солнцем пропитались
Налились, отяжелели
И по ветру полетели
Зашуршали по кустам
Видно их и тут и там
Ветер золото кружит
Золотым дождём шумит выполняют плавные взмахи руками
плавные круговые движения
постепенное движение обеими руками снизу вверх
покачивание подтянутыми руками
потирают ладошками
показывают плавно в сторону по одной то другой рукой
дети кружатся
поднимают руки вверх и произносят звук “Ш…”
- А что это за избушка?! Кто же в ней живёт?!

БАБКА – ЁЖКА.
Избушка в сказочной стране
Стоит на курьих ножках. Стоя на одной ноге руки подняты домиком над головой.
Из сказок знают малыши
Живёт в ней Баба Ёжка. Ладони, как открытая книга перед собой.
Наверно, очень грустно ей одной в лесной избушке. Поочередно выставляем ногу на носок перед собой.
Сидит, скучает, ждет гостей и в чай макает сушки.
Присесть на корточки, ладонь ко лбу, словно глядя вдаль, как будто макаем сушку.
Как в сказку хочется попасть. Встать на носки, руки в стороны.
И вместе с Бабой Ёжкой. Поочередно выставляем ногу вперёд на носок и пятку.
На ступе вволю полетать, увидеть Бабу Ёжку! Встать на носки, руками в стороны делаем махи.

Цель: Упражнять в координации речи с движением.
Движения на гласные и согласные звуки.
По команде педагога «Спрятались!» дети принимают исходное положение: приседают на корточки, обхватив руками колени и прижав подбородок к груди (сгруппировались).
По команде «Встали и обрадовались!» дети быстро встают и, радостно улыбаясь, разводят руки в стороны ладошками вверх, одновременно произнося гласный (а-а-а-а-а).

РЕЛАКСАЦИЯ.
- Я предлагаю вам лечь на подушки на ковре и закрыть глаза. Слушаем “Шум леса”.

3.РЕФЛЕКСИЯ,
Уважаемые коллеги, хочется верить, что мой опыт пригодится вам в работе.
Занятия логоритмикой помогают решить следующие задачи:
• уточнение артикуляции — положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
• развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
расширение лексического запаса;
• формирование общей моторики, координации движений, умение выполнять движения в соответствии со словами;
• развитие слухового внимания и зрительной памяти;
• совершенствование общей и мелкой моторики;
• выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
• развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения;
• соединение работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
• формирование у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
• развитие слухового восприятия воспитанников и использование его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков;
• Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (формирование силы и длительности выдоха);
• Главной задачей является растормозить ребенка, поднять ему настроение, воспитывать дружелюбие по отношению к другим детям и коллективу.

Таким образом, коррекционные логоритмические упражнения, игры с одной стороны исправляют нарушенные функции, а с другой – развивают сохранные функциональные системы ребёнка, то есть развивают речевую функциональную систему и неречевые процессы.
Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии. Дети выполняют логоритмические упражнения, игры с большим удовольствием, для них это игра, а значит радость, хорошее настроение, благоприятный эмоциональный настрой, они становятся более уверенными в себе, раскрепощенными, активными, организованными. С желанием поют песни, ритмично, эмоционально двигаются, танцуют.

Давайте удивлять, радовать наших ребят чем-то необычным, ярким, запоминающимся
Благодарю вас за сотворчество!

Литература:
1. М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду» - 2004г.
2. Н.А. Киселевская “Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми” – 2004 год
3. М.Ю. Гоголева “Логоритмика в детском саду” - 2006 год
4. Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ 5-7 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2006.-144с.
5. 2. Кузнецова Е. «Логопедическая ритмика» в играх и упражнениях для детей с тяжелым нарушением речи. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 128с.
6. 3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003.-192с.

Пшеничная Надежда Геннадьевна

«Развитие мышления и речи в логоритмических играх».

Из опыта работы.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей.
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки.
От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Поэтому, целью здоровьесберегающих образовательных технологий, является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека. Накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физические упражнения. Физические упражнения под музыку были известны еще со времен Древнего Египта. Греками, арабами и римлянами ритмическая гимнастика применялась как методика использования ритма музыки в целях физического оздоровления организма.
Цели:
• оздоровительно-коррекционные задачи. На занятиях у детей укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются дыхание, артикуляционная моторика, мелкая моторика пальцев рук. Формируются двигательные умения и навыки, развиваются координация движений, ориентировка в пространстве, ловкость, выносливость.
• образовательные задачи: развитие музыкального слуха, фонематического слуха, грамматического строя речи, расширение знаний об окружающем мире.
• воспитательные задачи. Воспитывается чувство ритма в музыке, движении, речи. Дети учатся перевоплощаться, проявлять свои художественнее, творческие способности. Воспитываются личностные качества: доброжелательность, самостоятельность, чувства коллективизма. Основой логоритмики является эмоциональность, образность.
• В своей работе использую — оздоровительный комплекс, куда входят:
1.Логоритмические упражнения
2. Дыхательная гимнастика
3. Артикуляционная гимнастика
4. Пальчиковые игры
Основной целью логоритмики является развитие ритмичности речевой и общей моторики. А также главной задачей является растормозить ребенка, поднять ему настроение, воспитывать дружелюбие по отношению к другим детям и коллективу.
Немаловажно, что логоритмические упражнения включают элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).
Логоритмические занятия, решая важнейшие задачи в коррекции речи, формируют у ребенка общую координацию движений, чувство ритма, темпа. Эти занятия всегда насыщены заданиями, но не вызывают у детей чувства усталости. Наоборот, дети с радостью занимаются логоритмикой, потому что в их понятии они играют, а эффективность таких занятий не вызывает сомнений.
Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения детей под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов.
Почти каждое упражнение хоть для дыхания, хоть для языка даётся в игровой форме, кроме того, ритмические упражнения тесно связаны с музыкальным сопровождением, эмоциональное же влияние музыки не требует доказательств.
Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Логоритмика включает речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.
Основной целью логоритмики является развитие ритмичности речевой и общей моторики. А также главной задачей является растормозить ребенка, поднять ему настроение, воспитывать дружелюбие по отношению к другим детям и коллективу.
Немаловажно, что логоритмические упражнения включают элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).
Логоритмические занятия, решая важнейшие задачи в коррекции речи, формируют у ребенка общую координацию движений, чувство ритма, темпа. Эти занятия всегда насыщены заданиями, но не вызывают у детей чувства усталости. Наоборот, дети с радостью занимаются логоритмикой, потому что в их понятии они играют, а эффективность таких занятий не вызывает сомнений.
Уважаемые коллеги, представляю вам свой опыт работы , задачами которого является представление педагогических приемов и форм взаимодействия воспитателя с детьми по формированию начальных представлений здорового образа жизней.
Мой опыт работы с детьми может быть полезен не только педагогам, но и мамам и папам, дедушкам и бабушкам, всем тем , у кого есть маленькие дети.
Правильное отношение к своему здоровью нужно прививать с раннего детства. Я говорю: «Здоровый образ жизни.»
Но, что это такое? Это закаливание организма, правильное здоровое питание , культурно-гигиенические навыки, хорошее настроение, двигательная активность, правильно организованный режим дня.
Опираясь на все эти принципы я построила свою работу с воспитанниками своей группы в соответствии с режимом дня. Дети и родители приходят утром в детский сад с разным настроением!Моя основная задача – дать детям положительный настрой на весь день. Именно поэтому я начинаю рабочий день с воспитанниками с логортмических занятий, фониматической ритмики, дыхательной гимнастики по Стрельниковой.
Я с вами поделюсь, как можно проводить логоритмическую гимнастику.
В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала (Власова Т.А., Пфафенродт А.Н., 1989).
В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Вот некоторые упражнения.
Движения на гласные и согласные звуки.
По команде педагога «Спрятались!» дети принимают исходное положение: приседают на корточки, обхватив руками колени и прижав подбородок к груди (сгруппировались).
По команде «Встали и обрадовались!» дети быстро встают и, радостно улыбаясь, разводят руки в стороны ладошками вверх, одновременно произнося гласный ( а-а-а-а-а).

Ананас похож на шишку, (руки перед грудью, пальцы рук смотрят друг на друга)
хомячок похож на мышку. (гладим пальцами правой руки по щеке)
Вертолёт на стрекозу,(вращательные движения руками над головой)
антилопа – на козу, (указательные пальцы вверх, как рожки)
Маленький удав – на ламу, (хлопаем ладонями по ягодицам)
ну, а я похож на маму! (ладони рук кладём на грудь).

Избушка в сказочной глуши стоит на курьих ножках,(стоя на одной ноге, руки треугольником над головой)
Из сказок знают малыши, живёт в ней Баба Ёжка. (наклоны головы вправо, влево)
Наверно очень скучно ей одной в лесной избушке. (наклоны головы вправо, влево)
Сидит на печке, ждёт гостей и в чай макае сушки. (сидя на корточках движение рук как будто макаем сушки в сай)
Как в сказку хочется попасть и в гости к Бабе Ёжке. (наклоны головы вправо, влево)
На ступе в волю полетать, увидеть курьи ножки! (махи руками вверх, вниз).

Так же я ежедневно провожу с детьми дыхательную гимнастику по Стрельниковой.
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.
Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.
Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.
Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой необыкновенно широкий спектр воздействия, излечивает массу различных заболеваний органов и систем.
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.
Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.
Дыхательные упражнения по Стрельниковой можно выполнять уже с 3-4 лет. Такая гимнастика позволяет повысить иммунитет, поэтому ее особенно рекомендуют детям, часто болеющим простудными заболеваниями. Кроме того, упражнения способствуют развитию гибкости и пластичности, помогают устранить нарушения осанки и в целом оптимизируют работу растущего организма.
Перед обучением гимнастике по Стрельниковой главное - научить ребенка правильно вдыхать воздух: вдох обязательно должен быть отрывистым и коротким, только носом. Вместе с воспитанниками можно понюхать цветок, вдохнуть аромат яблока или апельсина и только затем можно приступать к осваиванию трех базовых упражнений: «Ладошки», «Погончики» и «Насос». Упражнения необходимо делать в ритме строевого шага (подражая солдатам на марше, пошагать 2-3 минуты на месте и тогда почувствовать ритм).
Дыхательную гимнастику по Стрельниковой можно проводить и на прогулке.

Добавить запись

Защита от спам-роботов