Для учащихся

Попкова Татьяна Викторовна

Памятки по предметам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раскрась и запомни

                Подлежащее                                         Сказуемое

Главные

члены

    предложения

  Местоимение         гл                                

          Существительное                                        Глагол

                                                                  В

                                                                  Т

  Дополнение                                          О

                                                                  Р

                Существительное                  О

                                                                  С                        Определение

                                                                  Т

                                                                  Е

                                                                  П       Прилагательное

                                                                  Е

                Обстоятельство                  Н

                                                                  Н

                                                                  Ы

                Существительные                   Е

                        Наречие                        

                                                                  Ч

                                                                  Л

                                                                  Е

                                                                  Н

                                                                  Ы


Фонетический разбор слова (разбор №1).

1. Напиши слово, раздели на слоги, поставь знак ударения.

2. Запиши сколько слогов, гласных согласных, букв, звуков.

3. Выпиши буквы в столбик. Рядом с каждой буквой в квадратных скобках печатными буквами напиши звук, который слышится в слове.

4. Дай характеристику каждому звуку.

Гласный; ударный или безударный.

Согласный; звонкий или глухой, твёрдый или мягкий, парный или непарный.

5. Посчитай количество букв и звуков в столбиках.

Пример:

Яст|реб - 2 слога, 2 гласных, 4 согласных, 6 букв, 7 звуков.

я[й]-согласный, звонкий, мягкий, непарный;        

  [а]-гласный, ударный;

с[с]-согласный, глухой, твёрдый, парный [з];        

т[т]-согласный, глухой, твёрдый, парный [д];

р[р]-согласный, звонкий, мягкий, непарный;

е[и]-гласный, безударный;

б[п]-согласный, глухой, твёрдый, парный [б];

6букв. 7 звуков.

Разбор слова по составу (разбор №2).

  1. Найди в слове окончание. Для этого измени слово по числам или падежам. Изменяемая часть слова и есть окончание. Обведи его.
  2. Всё остальное - неизменяемая часть слова - основа. Выдели основу.
  3. Найди корень слова. Для этого надо подобрать несколько однокоренных слов. Выдели корень.
  4. Найди приставку. Для этого подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой. Приставка стоит перед корнем. Выдели приставку.
  5. Найди суффикс. Для этого подбери однокоренные слова без суффикса или с другим суффиксом. Он стоит после корня. Важно определить, один ли суффикс в слове. Выдели суффикс.        

Морфологический разбор (разбор №3).

На ветке –сущ., так как обозначает предмет,

  1. начальная форма – ветка(ед.ч., Им.п.);
  2. постоянные признаки – собственное/нарицательное, одушевлённое/неодушевлённое, род, склонение; непостоянные признаки  - стоит во мн./ед. числе, в ?падеже (Им.п., Р.п., Д.п. …)
  3. (где?) на ветке (Каким членом предложения является? Подчеркнуть соответствующей чертой)

Синее –прил., так как обозначает признак предмета,

  1. начальная форма – синий (ед.ч., м.р., Им.п.);
  2. непостоянные признаки  - относится к существительному - ______, стоит во мн./ед. числе, в м./ж./ср. роде, в ? падеже (Им.п., Р.п., Д.п. …);
  3. (какое?) синее (Каким членом предложения является? Подчеркнуть соответствующей чертой)

Светит –гл., так как обозначает действие предмета,

  1. неопределённая форма – светить (что делать?);
  2. постоянные признаки – совершенный/несовершенный вид, спряжение;

непостоянные признаки  - стоит в мн./ед. числе, в пр./н./б. времени, 1/2/3 лице,  

только для глаголов прошедшего времени - м./ж./ср. роде;

  1. (что делает?) светит (Каким членом предложения является? Подчеркнуть соответствующей чертой)

Разбор предложения (разбор №4 для 1-2 классов).

  1. Выпиши предложение из текста.
  2. Найди подлежащее. Определи, о ком или о чём говорится в предложении.

Поставь к этому слову вопрос (кто? или что?), подчеркни подлежащее одной чертой.

  1. Найди сказуемое. Сказуемое - это то, что говорится о подлежащем.
    Поставь от подлежащего вопрос что делает? что сделал? (или другие вопросы к словам, которые обозначают действия). Подчеркни сказуемое 2 чертами.
  2. Подлежащее и сказуемое являются основой предложения. Основу предложения не выписываем.
  3. Остальные слова - это второстепенные члены предложения. Второстепенный член предложения может пояснять подлежащее, сказуемое или другой член предложения.
  4. Определяем связь слов в предложении. Находим 2_слова, связанных между собой по смыслу - это словосочетание. Ставим крестик над главным в словосочетании словом, стрелку ведём к зависимому.
    Выписываем словосочетание с вопросом, который ставится от главного слова к зависимому.

Разбор предложения (разбор №4 для 3-4 класса)

Предложения бывают:

  • По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
  • По интонации: восклицательные и невосклицательные.
  • Распространенные и нераспространенные – определить, если другие члены предложения, кроме грамматической  основы.
  • По количеству грамматических основ: простые и сложные.
  • С однородными членами и без них.

Порядок разбора предложения

П р и м е р:

 1.Определить и записать рядом в скобках

Какое предложение по цели высказывания?  

Какое предложение по интонации?  

Распространенное оно или нераспространенное?

Простое или сложное?

Есть ли однородные члены предложения? (для 4 класса)

После теплых дождей в лесу пошли грибы.  (Повеств., невосклиц., распростр., простое, без одн.членов)

2. Найти грамматическую основу предложения.

О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее. Сверху напиши, какой частью речи является подлежащее.

Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое. Напиши, какой частью речи является.

Грамматическую основу не выписывать.

                                                       гл.       сущ.

 После теплых дождей в лесу пошли грибы.

                                                  ====_______

(Повеств., невосклиц., распростр., простое, без одн.членов)

                

3.Разобрать группу подлежащего.

Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.

Подчёркиваем второстепенные члены (см. ниже)

Напиши, какой частью речи является

Выписываем словосочетание.

От подлежащего вопрос задать нельзя. Значит, второстепепенных членов, зависящих от подлежащего нет.

4.Разобрать группу сказуемого.

Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют. Подчёркиваем второстепенные члены (см. ниже). Напиши, какой частью речи является.

Выписываем словосочетание.

                                         п. сущ.  гл.       сущ.

 После теплых дождей в лесу пошли грибы.

                                         _._._.   ====_______

(Повеств., невосклиц., распростр., простое, без одн.членов)

5.Ставим вопрос от главного второстепенного члена к второстепенному, его поясняющему.

Подчёркиваем второстепенные члены (см. ниже) Напиши, какой частью речи является. Выписываем словосочетание.

                                         п. сущ.  гл.       сущ.

 После теплых дождей в лесу пошли грибы.

          ^^^^^^^  _._._.      _._._.   ====_______

(Повеств., невосклиц., распростр., простое, без одн.членов)

Пошли (где?) в лесу,

пошли (когда?) после дождей,

дождей (каких?) теплых.

Второстепенные члены предложения

Обстоятельство - обозначает место, время, каким образом происходит действие.  Отвечает на вопросы: где? когда? как? каким образом? И подчёркивается _._._._._.

Определение – обозначает признаки предметов, принадлежность чему либо. Отвечает на вопросы:  какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье? чьи? И подчёркивается волнистой линией^^^

Дополнение  -  обозначает предметы. Отвечает на падежные вопросы (кроме И.п.): кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? И подчёркивается пунктирной линией _ _ _ _ _ _

Памятка для работы над ошибками.

  1. Выпиши слово правильно, подчеркни место ошибки.
  2. Определи орфограмму.
  3. Найди данную орфограмму в таблице, выполни задание.

1

Пропуск, замен букв, искажение слова.

Раздели слово на слоги, подчеркни гласные, напиши его ещё 3 раза.

2

Перенос слова.

Напиши слово 3 раза, разделив его для переноса правильно.

3

Границы предложения.

Напиши предложение правильно, с заглавной буквы, расставив все знаки препинания .

4

Словарное слово (непроверяемая безударная гласная)

Напиши слово 3 раза: 1раз – поставь ударение, подчеркни безударную гласную, 2 раз – раздели по слогам, 3 раз – раздели для переноса.

5

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

Подчеркни сочетания, подбери ещё 3 слова на это правило.

6

Безударные гласные

  (в корне слова)

Подбери проверочное слово и 1-2 родственных слова, поставь ударение, выдели корень слов.

7

Парные согласные

(в корне слова)

Подбери проверочное слово и 1-2 родственных слова, подчеркни парную согласную, выдели корень слов.

9

Удвоенные согласные

 (в корне слова)

Раздели слово на слоги, подчеркни согласные, напиши его ещё 3 раза.

10

Непроизносимые согласные

Подбери проверочное слово и 1-2 родственных слова, подчеркни непроизносимую согласную, выдели корень слов.

11

Ь-показатель мягкости согласных.

Подчеркни Ь одной чертой. Согласную перед ним - двумя, запиши ещё 3 слова с Ь.

12

Разделительные  Ь и Ъ знаки.

Подчеркни Ь\Ъ знак, разбери слово по составу, подбери ещё 3 слова на это правило.

13

Большая буква в именах собственных.

Подчеркни заглавную букву, спиши (или составь своё)  всё предложение.

14

Правописание приставок или предлогов (слитно или раздельно)

Напиши слово правильно, разбери слово по составу, подбери 3 слова с этой же приставкой (или предлогом).

15

Гласные и согласные в приставках (суффиксов)

Выдели приставку (суффикс), напиши 3 слова с такой же приставкой (суффиксом).

16

Падежное окончание существительного

Выпиши существительное с предлогом, определи склонение, падеж, выдели окончание, запиши 3 существительных этого же склонения в этом же падеже.

17

Падежное окончание прилагательного

Поставь вопрос, выдели окончание, определи падеж, напиши 3 прилагательных с существительными в том же падеже.

18

Окончание глагола

Определи время, число, лицо, спряжение глагола, напиши3 глагола в той же форме.

19

Частица «НЕ» с глаголом

Напиши 3 глагола с частицей «НЕ».

20

Ь- в конце существительных после шипящих

Определи род, падеж существительного, напиши 3 существительных на это правило.  

21

Прямая речь, однородные члены предложения

Напиши предложение правильно, составь предложение на это правило.

22

Ошибка в задании

Выполни задание правильно.

Падежные окончания имен существительных.

Падежи

Вопросы

Предлоги

Окончания

Ед.ч.

Мн.ч.

I склонение (м.р., ж.р.)

II склонение

(ср.р.,м.р.)

III склонение (ж.р.)

Именительный

(есть)

Кто? Что?

-----

-а, -я

-о, -е

-ы, -и

-а, -я

Родительный

(нет)

Кого? Чего?

От, до, из, без, у, для, около, подле, возле

-ы, -и

-а, -я

-ов,

-ев,

-ей

Дательный

(дам)

Кому? Чему?

По, к

-у, -ю

-ам

-ям

Винительный

(вижу)

Кого? Что?

В, на, за, про, под, через, перед

-у, -ю

-а, -я

-о, -е

-ы, -и

-а, -я

Творительный

(дорожу)

Кем? Чем?

С, за, под, над, перед, между

-ой, -ей

-ою, ею

-ом,-ем

-ём

-ью

-ами

-ями

Предложный

(думаю)

О ком? О чём?

В, на, о, об, при

е

-ах

-ях

Падежные окончания имен прилагательных.

Падежи

Единственное число

Множественное число

Мужской и средний род

Женский род

Им.п.

Какой? –ой, -ый, -ий какое? –ое, -ее

Какая? –ая, -яя

Какие? –ые, -ие

Р.п.

Какого? -ого, -его

Какой? –ой, -ей

Каких? –ых, -их

Д.п.

Какому? –ому, -ему

Какой? –ой, -ей

Каким? –ым, - им

В.п.

Какой? –ой, -ый, -ий какое? –ое, -ее

Какого? –ого, -его

Какую? –ую, -юю

Какие? – ые. –ие

Т.п.

Каким? –ым, -им

Какой? –ой, -ей

(-ою, -ею)

Какими? –ыми. –ими

П.п.

О каком? –ом, -ем

О какой? –ой, -ей

О каких? –ых, их

Спряжение глаголов

Глаголы I спряжения легко отличить от глаголов II  спряжения только тогда, когда их личные окончания находятся под ударением. Неопределённая форма глагола помогает определить спряжение, если у глагола безударное окончание.

Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на «-ить»,

Исключая «брить», «стелить».

А еще: «смотреть», «обидеть»,

«Слышать», «видеть», «ненавидеть», «Гнать», «дышать», «держать», «терпеть»,

И «зависеть», и «вертеть»!

Вы запомните, друзья,

Их на -е- спрягать нельзя!

I спряжение

Ед.ч.     1л.         -у(ю)

            2л.         - ешь (ёшь)

            3л.        - ет (ёт)

Мн.ч.          1л.        - ем (ём)

                2л. - ете (ёте)

                3л.        - ут (ют)

II спряжение

Ед.ч.     1л.                 -у(ю)

            2л.                 - ишь

            3л.                - ит

Мн.ч.          1л.        - им

                2л.         - ите

                3л.        - ат (ят)

Однородные члены предложения.

Однородными членами предложения называют слова, которые:

1. Относятся к одному и тому же слову.

2. Отвечают на один и тот же вопрос.

                А для определений:

3. Обозначают один и тот же признак (цвет, размер, форму…)

Например:

                                                          за что?      за что?          за что?

Суворов ценил своих солдат за храбрость, смекалку, выносливость.

     какие?         какие?           какие?

Маленькие, большие разноцветные кораблики покачивались на воде.

(Маленькие, большие – однородные определения, а слово разноцветные не является однородным, так как обозначает другой признак)

Запятая при однородных членах предложения ставится                                                не ставится

  О  ,    О   ,     О              .                             О   и   О               .

О    , а    О           .            

О   , но     О        .      

    и     О     , и     О       .

Сложное предложение.

Сложным  - называют предложение, в котором несколько грамматических основ.

На письме части сложного предложения разделяются запятой.

                      ,                .

                     , а               .

                     , но               .

                      , и                .

Например:

Догорел апрельский светлый вечер, по лугам холодный сумрак лег.

                      ,               .

День темнеет, и трава седой росой в лугах блестит.

                     , и                 .

Прямая речь.

Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.

Слова автора – показывают, кому принадлежит прямая речь.

Князь печально отвечает:  «Грусть-тоска меня съедает».

           слова автора                                   прямая речь

                  А:                                                     «П».

Знаки препинания в предложениях с прямой речью:

А: «П».                        «П», - а.

А: «П!»                        «П!» - а.

А: «П?»                        «П?» - а.

Обращение.

Обращение - слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.

На письме обращение выделяется запятыми.

Например:

Колобок, спой свою песенку еще разок.

Эта пара, царь, моя и хозяин тоже я.

Мы, Муренка, с дедом в лес пойдем!

В добрый путь вам, господа.

Обращение не является членом предложения.



Предварительный просмотр:

Части задачи.

  1. Условие.
  2. Вопрос.
  3. Решение.
  4. Ответ.

Решение неравенств. Требуется доказательство. Например:

1см6мм>1см4мм                5+7>10

     16см>14мм                   12>10

Порядок выполнения действий в примерах с несколькими действиями.

1.Сначала выполняются действия в скобках.

2. Умножение и деление.

3. Сложение и вычитание.

Если в примерах несколько действий одного уровня они решаются по порядку слева направо.

В примерах, где больше одного действия расписываем каждое действие. Например:

     1      2  3   4

(18+24)*5-35+14=189

  1. 18+24=42
  2. 42*5=210
  3. 210-35=175
  4. 175+14=189

При решении примеров с многозначными числами вычисления производятся в столбик

Решение буквенных выражений.

Если в учебнике задано:

Найди значение выражения 7-а при а=1, а=2, а=7.

Запись в тетради следующая.

7-а (подчёркиваем карандашом)

при а=1,       7-1=6

при а=2,       7-2=5

при а=7,       7-7=0

Решение уравнений.

2+а=5     у-5=4     5-у=3     З*d=6     b:6=2     12:b=2

а=5-2      у=4+5    у=5-3    d=6:3       b=2*6     b=12:2

а=3            у=9        у=2        d=2         b=12       b=6

2+3=5     9-5=4     5-2=3    3*2=6        12:6=2    12:6=2

    5=5               4=4        3=3        6=6             2=2                 2=2

Корень уравнения подчёркиваем по линейке.

Решение задач на сравнение чисел.

Если в условии задачи дано, что,

например, у Васи в 2 раза больше – надо умножить,

в 2 раза меньше - надо разделить,

на 2 больше - сложить,

на 2 меньше - вычесть.

Но если эти слова появляются в вопросе задачи,

то только делим, если написано во сколько раз;

и только вычитаем, если написано на сколько.

Схемы задач

Если задача на нахождение частей или целого – чертится 1 отрезок

Если на сравнение чисел – чертится столько отрезков, сколько чисел надо сравнить.

Нахождение периметра. 

Периметр - это сумма всех сторон многоугольника.

1 способ (самый простой, или применяется, если находят периметр многоугольников, треугольников). Его можно найти, сложив длины всех сторон. Если в фигуре 3 стороны, складываем 3 длины, если 5 сторон - складываем 5 длин. Например: 2+4+3+1+5=15 (см)-периметр пятиугольника

2 способ. Для нахождения периметра квадрата, можно применить знания об умножении. Так как у квадрата все 4 стороны равны, то просто умножаем длину одной стороны на 4. Формула выглядит так:

Р=а*4.

3 способ. Для нахождения периметра прямоугольника.

Так как у прямоугольника противоположные стороны равны, можно длину
прямоугольника умножить на 2, ширину - умножить на 2, а результаты сложить.

Решение можно записать выражением по формуле: Р=а*2+b*2
или

Р=(a+b)*2

Нахождение площади (S) прямоугольника.

Надо длину(a) прямоугольника умножить на ширину(b).

S=а*b

a=S:b

b= S:a

Нахождение скорости (V), времени(t), расстояния(S).

S=V*t

V=S:t

t=S:V

Решение задач на нахождение цены, количества, стоимости.

Чтобы найти стоимость, надо цену умножить на количество.

Чтобы найти цену, надо стоимость разделить на количество.

Чтобы найти количество, надо стоимость разделить на цену.

Работа над ошибками.

  1. Если ошибка в вычислениях примеров, выражений, уравнений, надо найти, проанализировать и понять причину ошибки и решить этот пример без ошибок
  2. Если задача решена неверно, решай задачу сначала: запиши правильно краткую запись, продумай действия (вспомни нужные формулы и правила), запиши решение и ответ.
  3. Если ошибки допущены при построении отрезков, ломаных, геометрических фигур, начерти нужную фигуру, правильно используя линейку
  4. Если не смог справиться сам, попроси помощи.