Наставничество

Алмакаева Светлана Николаевна

На странице опубликованы материалы, которые помогут выстроить систему работы с молодыми педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

СОГЛАСОВАНО                                                                                УТВЕРЖДЕНО

на  заседании                                                           приказом директора   ГБОУ ООШ №19

Педагогического совета                                        №  226/А -од_ от «  16_»_сентября_2019г.                                                

Протокол № 3_ от « 16_»_сентября_2019_г.        Директор______________О.Н.Макарова  

ПОЛОЖЕНИЕ

О НАСТАВНИЧЕСТВЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЫ №19  ИМЕНИ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА

А.С. ФЕДОТОВОЙ ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА

 ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

1.Общие положения.

1.1 Наставничество в системе образования – разновидность индивидуальной учебной и воспитательной работы с педагогическими работниками (далее - наставляемыми), имеющими трудовой стаж педагогической деятельности в образовательных организациях от 0 до 3-х лет или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.

1.2. Наставник – опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.

Наставляемый – молодой специалист, начинающий педагогический работник, имеющий высшее или среднее специальное педагогическое образование, владеющий профессионально-педагогическими компетенциями.

1.3. .Нормативно-правовая база

1.ФЗ РФ №273 «Об образовании», ст.28,47,48.

2. Приказ Министерства образования и науки от 18 апреля 2013 г.№291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»

3. Указ Президента РФ от 2 марта 2018 года №94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество»

4.Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

2.Цели и задачи наставничества.

2.1.  Целью наставничества является оказание помощи наставляемым, в отношении которых осуществляется наставничество, в приобретении необходимых профессиональных навыков выполнения должностных обязанностей, адаптации в коллективе, а также воспитание дисциплинированности и заинтересованности в результатах труда.

2.2 Основными  задачами наставничества являются:

- ускорение процесса профессионального становления, оказание помощи в профессиональной адаптации наставляемому, в отношении которого осуществляется наставничество;

- выработка у наставляемых высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, дисциплинированности, сознательного и творческого отношения к делу, способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять должностные обязанности;

- оценка профессиональных знаний и навыков наставляемых исходя из результатов исполнения возложенных на них должностных обязанностей, а также осуществление мероприятий, предусмотренных индивидуальными планами обучения;

- адаптация обучаемых к корпоративной культуре, усвоение традиций и правил поведения в образовательной организации;

- оказание моральной и психологической поддержки наставляемому в преодолении профессиональных трудностей, возникших при выполнении должностных обязанностей;

- содействие наставляемому в освоении эффективных форм и методов взаимодействия с коллегами и учащимися, развитии способности самостоятельно повышать свой профессиональный уровень.

III. Организация наставничества

3.1.Задача наставника - передать наставляемому опыт и знания, необходимые для работы.  

3.2.Наставник назначается из числа опытных педагогических работников, соответствующих следующим требованиям:

- имеет опыт работы в должности не менее3-х лет;

- имеет высокие и стабильные результаты работы;

- пользуется авторитетом в коллективе;

- способен по своим моральным и деловым качествам оказывать квалифицированную помощь наставляемому в работе;

- обладает коммуникативными навыками: умеет находить общий язык с людьми, выстраивать горизонтальные и вертикальные связи, быть гибким в общении;

- обладает управленческими навыками: умеет формулировать и ставить цели и задачи, планировать работу, организовывать и контролировать работу, анализировать полученные результаты и вносить коррективы.

3.3. Наставник назначается правовым актом руководителя образовательной организации не позднее одного месяца со дня приема молодого специалиста на работу. (Приложение № 1)

Кандидатура  наставника утверждается с его личного письменного согласия.

Наставляемый  ознакамливается с приказом о назначении ему наставника под роспись. Продолжительность периода осуществления наставничества составляет три года. В случае быстрого и эффективного освоения наставляемым необходимых профессиональных знаний и навыков по ходатайству наставника перед руководителем наставничество может быть завершено досрочно.

Максимальное число закрепленных специалистов за одним наставником - не более трех человек.

3.4. Замена наставника может производиться в следующих случаях:

- расторжение трудового договора с наставником или наставляемым;

- перевод наставника или наставляемого на другую должность;

- психологическая несовместимость наставника и наставляемого;

- возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления наставляемого.

3.5. Функции по управлению и контролю наставничества осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе или иное должностное лицо. При этом на него возлагаются следующие функции:

- назначение наставников;

- рассмотрение вопросов организации наставничества на оперативных совещаниях;

- оказание методической и практической помощи наставникам в планировании их работы, обучении, профессиональной адаптации наставляемых;

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы наставников;

- заслушивание отчетов наставников об итогах выполнения наставляемыми дорожной карты профессионального развития молодого педагога;

- отстранение от наставничества наставников, недобросовестно относящихся к работе.

IV. Прохождение наставничества

4.1. Исходя из потребностей наставляемого в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем его начальной подготовки и опытом работы наставник в течение пяти рабочих дней со дня назначения  составляет дорожную карту профессионального развития молодого педагога  по форме согласно приложению № 2.

4.2. В дорожной карте предусматриваются:

- мероприятия по оказанию содействия в ознакомлении с правовыми актами, регламентирующими профессиональную деятельность наставляемого, иными  документами и материалами, необходимыми для работы;

- мероприятия по оказанию содействия в работе по предмету, организации урочной и внеурочной деятельности (в том числе и с обучающимися с ОВЗ разных вариантов АООП), работе в качестве воспитателя,  участию в методической работе, работе со школьной документацией, работе по саморазвитию, работе с родителями, участии в жизни педагогического сообщества.

- мероприятия по ознакомлению наставляемого с формами и методами работы с применением АСУ РСО, многоуровневой системой оценки качества образования (МСОКО), методикой проведения интерактивных уроков с использованием цифровых ресурсов Российской электронной школы.

V. Права и обязанности

5.1. Наставник обязан:

- составить в течение 5 рабочих дней с начала срока наставничества дорожную карту профессионального развития молодого педагога;

- содействовать ознакомлению наставляемого с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, с порядком исполнения локальных актов образовательной организации;

- оказывать индивидуальную помощь в овладении практическими приемами и способами качественного выполнения служебных заданий и поручений;

- выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности;

-в качестве примера выполнять отдельные должностные обязанности и поручения совместно;

- передавать накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;

- всесторонне изучать деловые и моральные качества молодого специалиста, его отношение к детям, коллегам, родителям;

- быть требовательным, своевременно и принципиально реагировать на проявления недисциплинированности;

- проявлять чуткость и внимательность, терпеливо помогать в преодолении имеющихся недостатков;

- периодически докладывать руководителю о процессе адаптации наставляемого, результатах его профессионального становления;

- составлять и представлять руководителю отзыв об итогах выполнения мероприятий, предусмотренных дорожной картой профессионального развития молодого педагога.

5.2. Наставник имеет право:

- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с профессиональной деятельностью наставляемого;

- вносить предложения о применении к наставляемому мер поощрения и дисциплинарного воздействия;

- осуществлять контроль соблюдения наставляемым профессиональных требований;

- контролировать условия труда наставляемого.

5.3. Наставляемый обязан:

- выполнять в установленные сроки и в полном объеме мероприятия, предусмотренные дорожной карой профессионального развития молодого педагога;

- выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с исполнением своих функциональных обязанностей;

- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения функциональных обязанностей;

- совместно с наставником выявлять и устранять допущенные ошибки;

- сообщать наставнику о возникших трудностях;

- проявлять дисциплинированность, организованность и деловую культуру в профессиональной деятельности.

5.4. Наставляемый имеет право:

- пользоваться имеющейся нормативно-правовой, психолого-педагогической и учебно-методической литературой;

- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом и помощь, по профессиональным вопросам;

- при невозможности установления личного контакта с наставником обращаться к руководителю с ходатайством о его замене.

VI. Завершение наставничества

6.1. Не позднее 5 рабочих дней со дня завершения периода наставничества наставник готовит отзыв об итогах выполнения наставляемым мероприятий, отраженных в дорожной карте профессионального развития молодого педагога с последующим представлением на утверждение руководителю образовательной организации согласно приложению № 4.


Приложение № 1

Проект приказа (распоряжения)

О назначении наставника

В соответствии с Методическими рекомендациями «Об организации наставничества в образовательных организациях Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области», утвержденными …:

  1. Назначить _________ФИО_____, учителя __________, наставником

                                                                          (предмет)

_____ФИО_____, учителя ____________, на период  с 1 октября 2019 года по 30

                                                    (предмет)

сентября 2022 года.

  1. ______________ФИО____________.:
  1. В течение пяти рабочих дней совместно с ____ФИО     составить индивидуальный план обучения в установленном порядке;
  2. Ежегодно в период осуществления наставничества не позднее 5 октября предоставлять отзыв об итогах выполнения ____ФИО     

индивидуального плана обучения.

  1. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя директора по учебно-воспитательной работе  ____ФИО     

Приложение № 2

«Рассмотрено»

на заседании МО

протокол № __ от 00.00.0000 г.

Руководитель  МО

____________/ФИО/

 «Утверждаю»

Приказ № ______ от 00.00.0000 г.

Директор ГБОУ ООШ № 19

______________О.Н. Макарова

Дорожная карта

профессионального развития молодого педагога

№ п/п

Название мероприятия

Дата проведения

Ответственные

Учебная деятельность

1.

2.

Воспитательная деятельность

1.

2.

Работа с родителями

1.

2.

Участие педагога в жизни педагогического сообщества

1.

2.


Приложение № 3

П А М Я Т К А  Н А С Т А В Н И К У

Общие положения

 Перед Вами стоит интересная и творческая задача - помочь молодому педагогу, в отношении которого осуществляется наставничество, познакомиться с системой образования, образовательной организацией, включиться в учебно-воспитательный процесс, создать для него комфортную и дружескую атмосферу. В этом Вам помогут рекомендации, представленные ниже.

Наставником является опытный педагог, назначаемый ответственным за профессиональную адаптацию молодого специалиста.

. Задача наставника заключается в том, чтобы помочь наставляемому почувствовать себя комфортно в новом коллективе, выполнить организационные мероприятия, связанные с его назначением на должность, а также передать ему опыт и знания, необходимые в профессиональной деятельности, способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагога.

 

Рекомендации по первичной адаптации наставляемого

 1. Расскажите молодому специалисту, какая форма обращения принята в Вашей организации и системе образования в целом.

 2. Расскажите наставляемому об организационной структуре образовательной организации и Поволжского управления МОН СО.

 3. Ознакомьте наставляемого  с разделами официального сайта министерства образования и науки Самарской области, Поволжского управления, Ресурсного центра, образовательной организации, научите работать с ними.  

4. Проявите интерес к личности обучаемого, поинтересуйтесь его предыдущим местом работы (учебы), семьей, профессиональными достижениями, увлечениями.

5. Обратите внимание на проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются  молодые педагоги:

  • -Отсутствие мотивации к работе;
  • -Отношения с коллегами;
  • -Отношения с детьми;
  • -Отношения с родителями;
  • -Неумение обеспечить дисциплину;
  • -Неумение планировать урок;
  • -Незнание современных форм и методов работы на уроке;
  • -Неуверенность в себе;
  • -Непонимание, как вести себя на уроке;
  • -Несоблюдение логической структуры урока;
  • -Неумение организовать воспитательную работу в классе.

6. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.

7. Помогите составить календарно-тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.

8. Окажите  помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывайте вместе. В своем классе постарайтесь изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность ознакомления с методикой раскрытия наиболее сложных тем.

         9. Посещайте уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашайте его на свои уроки, совместно их обсуждайте.

10. Окажите помощь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.

11. При поручении первых заданий наставляемому поинтересуйтесь, как продвигается их выполнение, и окажите помощь в случае возникновения затруднений.  

12. Будьте доброжелательны к молодому коллеге и внимательны к его нуждам. Будьте готовы отвечать на все возникающие у него вопросы. Проявляйте терпение и уважение к нему. Помните, что именно Вам поручена ответственная и непростая задача по адаптации молодого специалиста в организации и именно от Вас зависит, насколько удачно сотрудник вольется в коллектив.

Рекомендации для наставника по общению с наставляемым

 1. Старайтесь использовать скорее проблемно-ориентированные, чем личностно-ориентированные утверждения, то есть обращайте большее внимание на поступки и старайтесь давать характеристику событиям и поступкам обучаемого, а не его личности. Используйте описательные, а не оценочные высказывания. Объективно описывайте произошедшую ситуацию, а также свою реакцию на события и их последствия. Предлагайте приемлемые альтернативы.  

2. При общении с обучаемым старайтесь подчеркивать уважение к нему, проявлять гибкость, непредвзятость и открытость новым идеям. Стремитесь не к доминированию, а к равноправному двустороннему обмену информацией. Определите области взаимного согласия или позитивные характеристики собеседника прежде, чем говорить о возможных разногласиях или негативных характеристиках. Сформулируйте у нового коллеги позитивное отношение к работе в организации и коллективу, поддержите его энтузиазм и уверенность в себе, найдите повод, чтобы его похвалить.  

3. В ходе обучения делайте особый акцент на сферах, подконтрольных наставляемому, а не на тех факторах, которые не могут быть изменены или находятся вне сферы его компетенции.  

4. Ваши утверждения должны отражать Ваше мнение, то есть носить личный характер, добивайтесь того же и от собеседника. Старайтесь не заменять слово «я» безликим понятием «руководство».

 5. Демонстрируйте поддерживающее выслушивание собеседника. Обеспечивайте контакт «глаза в глаза» и применяйте навыки невербального общения. Используйте те или иные реакции в зависимости от того, к какому типу может быть отнесена данная ситуация: к наставничеству или к консультированию.

6. Делитесь  опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.

7. Помогайте  своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывайте отмечать положительное  в работе.

Приложение № 4

Отзыв

об итогах выполнения индивидуального плана обучения

____________________________________________________________

(Ф.И.О. обучаемого)

________________________________________________________

(должность обучаемого)

за период с _______ по ________года

Показатели

Краткая характеристика достигнутых показателей

Степень освоения нормативно-правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей

Умение применять полученные теоретические знания в профессиональной деятельности

Работоспособность, объем выполняемых функциональных обязанностей

Отношение к работе, самостоятельность и инициативность в профессиональной деятельности

Дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных с профессиональной деятельностью

 Соблюдение норм профессиональной этики педагогического работника

Адаптация в коллективе, взаимоотношения с коллегами, участие в общественной жизни

Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_______________________________________________________________
____________________________________________________________________________

Наставник______________________________________________________

С отчетом об итогах

Наставничества ознакомлен _______________________________________

Примечание.

* В разделе «Вывод» указывается:

- объем и качество выполнения мероприятий, предусмотренных дорожной картой профессионального развития молодого педагога;

- готовность к самостоятельному исполнению наставляемого функциональных обязанностей.

** В разделе «Рекомендации» отмечаются:

- основные профессиональные трудности, возникающие у обучаемого и способы их устранения;

- вопросы, которые необходимо дополнительно изучить обучаемому в целях совершенствования уровня специальных знаний;

- указание направлений необходимой подготовки.



Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

на заседании МС

протокол № 1 от 27.08.2016 г.

Зам.дир. по УВР

____________А.К.Ашанина

 «Утверждаю»

Приказ № 199/А-од от 02.09.2016 г.

Директор ГБОУ ООШ № 19

______________О.Н. Макарова

Программа

«Школа молодого специалиста»

Автор программы

Алмакаева Светлана Николаевна,

учитель высшей категории,

Почетный работник общего образования РФ

г. Новокуйбышевск

2016 г.


Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции. Особую значимость в педагогической деятельности приобретает проблема привлечения и закрепления молодых специалистов в образовательных организациях. Профессиональное становление молодого специалиста, адаптация в трудовом коллективе, налаживание педагогических контактов возможно через создание системы наставничества в рамках образовательной организации.

Система наставничества  представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Основное содержание педагогического наставничества заключается в оказании помощи молодым специалистам при изучении нормативно-правовых документов; изучении и внедрении в практику образовательной организации передового педагогического опыта; совершенствовании теоретических знаний и практических умений, педагогического мастерства; ознакомлении с новыми достижениями психолого-педагогических наук и методики преподавания предмета; изучении и анализе учебных программ, учебников, пособий, методических рекомендаций; овладении учебным материалом и организации собственного учебно-познавательного процесса; овладении новыми формами и методами оценивания учебных достижений учащихся; изучении индивидуальных особенностей школьников и т. д.

Понятийный аппарат:

Наставничество - необходимая составляющая программы адаптации и профессионального образования молодых специалистов. Наставничество - индивидуальная направленная помощь молодым специалистам в ознакомлении с коллективными традициями, общими правилами, профессиональными особенностями работы в образовательном учреждении.

Наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной работы с молодыми специалистами, не имеющими стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях,  или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.

Наставник – педагог, который сочетает  в себе функции тьютора и классического наставника, человека, которому доверяют профессиональные (и не только профессиональные) проблемы.

Молодой специалист  -  гражданин РФ в возрасте не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования.

Цель наставничества - оказание помощи наставляемым, в отношении которых осуществляется наставничество, в приобретении необходимых профессиональных навыков выполнения должностных обязанностей, адаптации в коллективе, а также воспитание дисциплинированности и заинтересованности в результатах труда.

Задачи наставничества:

- ускорение процесса профессионального становления, оказание помощи в профессиональной адаптации наставляемому, в отношении которого осуществляется наставничество;

- выработка у наставляемых высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, дисциплинированности, сознательного и творческого отношения к делу, способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять должностные обязанности;

- оценка профессиональных знаний и навыков наставляемых исходя из результатов исполнения возложенных на них должностных обязанностей, а также осуществление мероприятий, предусмотренных индивидуальными планами обучения;

- адаптация обучаемых к корпоративной культуре, усвоение традиций и правил поведения в образовательной организации;

- оказание моральной и психологической поддержки наставляемому в преодолении профессиональных трудностей, возникших при выполнении должностных обязанностей;

- содействие наставляемому в освоении эффективных форм и методов взаимодействия с коллегами и учащимися, развитии способности самостоятельно повышать свой профессиональный уровень.

Нормативно-правовая база

1.ФЗ РФ №273 «Об образовании», ст.28,47,48.

2. Приказ Министерства образования и науки от 18 апреля 2013 г.№291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»

3.Приказ о назначении наставников

Срок реализации программы: 3 года


Содержание программы

№ п/п

Название мероприятия

Дата проведения

Учебная деятельность

1

Изучение нормативно-правовой базы.

Август-сентябрь

2

Знакомство с планом работы школы

Август-сентябрь

3

Создание: Рабочих программ по предметам в соответствии с ООП НОО; Рабочих программы по предметам к АОП

Август-сентябрь

4

Особенности составления технологических карт в зависимости от типа урока, специфики класса.

Октябрь

5

Подготовка открытых уроков.

В течение года

6

Обучение работе в модулях АСУ РСО.

Сентябрь

7

Обучение составлению протокола результатов контрольной работы в модуле МСОКО АСУ РСО.

Сентябрь

8

Планирование коррекционной работы с обучающимися на основе протоколов результатов контрольных работ во МСОКО.

В течение года

9

Создание коррекционных заданий по восполнению  базового материала по предметам.

В течение года

10

        Подготовка материалов обучающихся для ППк, ПМПК.        

В течение года

11

    Подборка коррекционного материала по предметам в соответствии с заключениями ПМПК для АОП.

В течение года

Воспитательная деятельность

1

Знакомство с Концепцией духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Сентябрь

2

Создание Рабочих программ внеурочной деятельности.

Август-сентябрь

3

План воспитательной работы классного руководителя. Зачем он нужен?

Сентябрь

4

Учебный проект, его структура и содержание.

Ноябрь

5

Организация работы с  высокомотивированными  обучающимися в рамках циклограммы «Одарённый ребёнок».

В течение года

6

Организация работы с социумом.

В течение года

Работа с родителями

1

Формы совместной работы с родителями.

Сентябрь

2

План работы «Родительского лектория» на учебный год.

Сентябрь

3

Совместные мероприятия родителей с детьми.

В течение года

Участие педагога в жизни педагогического сообщества

1

Участие в мероприятиях «Ассоциации молодых педагогов» Ресурсного центра г.Новокуйбышевск.

В течение года

2

Семинарские занятия по теме «Приёмы подготовки к выступлениям на конференциях, фестивалях».

В течение года


Формы и методы
работы педагога-наставника с молодыми специалистами:

  • консультирование (индивидуальное, групповое);
  • активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др.).

Ожидаемые результаты

для молодого специалиста:

  • формирование практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики, психологии, информационных технологий;
  • появление собственных продуктов педагогической деятельности (публикаций, методических разработок, дидактических материалов коррекционной направленности);
  • участие молодых педагогов в профессиональных конференциях территориального и регионального уровней, фестивалях методических идей молодых педагогов Самарской области;
  • наличие портфолио педагогического роста у каждого молодого специалиста;
  • успешное прохождение процедуры аттестации;
  • выработка высоких морально-нравственных качеств, добросовестности, дисциплинированности, сознательного и творческого отношения к делу.

для наставника:

  • эффективный способ самореализации;
  •  повышение квалификации;
  •  достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

для образовательной организации:

  • успешная адаптация молодых специалистов;
  • сохранность молодых специалистов в образовательной организации.


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

на заседании МО

протокол № 1 от 28.08.2016 г.

Руководитель  МО

____________С.Н. Алмакаева

 «Утверждаю»

Приказ № 199/А-од от 02.09.2016 г.

Директор ГБОУ ООШ № 19

______________О.Н. Макарова

Дорожная карта

профессионального развития молодого педагога

№ п/п

Название мероприятия

Дата проведения

Ответственные

Учебная деятельность

1

Изучение нормативно-правовой базы.

Август-сентябрь

Ашанина А.К., зам.дир.по УВР

2

Знакомство с планом работы школы

Август-сентябрь

Ашанина А.К., зам.дир.по УВР

3

Создание: Рабочих программ по предметам в соответствии с ООП НОО; Рабочих программы по предметам к АОП варианта 5.1; 6.1;7.1;ИПР варианта 5.1; 6.1; 7.1;

Август-сентябрь

Алмакаева С.Н., рук.МО, педагог-наставник

4

Особенности составления технологических карт в зависимости от типа урока, специфики класса.

октябрь

Алмакаева С.Н., рук.МО, педагог-наставник

5

Подготовка открытых уроков.

В течение года

Алмакаева С.Н., рук.МО, педагог-наставник

6

Обучение работе в модулях АСУ РСО.

сентябрь

Алмакаева С.Н., рук.МО, педагог-наставник

Светлова И.А., системный администратор ОУ

7

Обучение составлению протокола результатов контрольной работы в модуле МСОКО АСУ РСО.

сентябрь

Алмакаева С.Н., рук.МО, педагог-наставник

Светлова И.А., системный администратор ОУ

8

Планирование коррекционной работы с обучающимися на основе протоколов результатов контрольных работ во МСОКО.

В течение года

Алмакаева С.Н., рук.МО, педагог-наставник

9

Создание коррекционных заданий по восполнению  базового материала по предметам.

В течение года

Алмакаева С.Н., рук.МО, педагог-наставник

10

        Подготовка материалов обучающихся для ППк, ПМПК.        

В течение года

Гаранина О.Ю,

 рук.МО инклюзивного образования

Алмакаева С.Н., рук.МО, педагог-наставник

11

    Подборка коррекционного материала по предметам в соответствии с заключениями ПМПК для АОП.

В течение года

Гаранина О.Ю,

 рук.МО инклюзивного образования

Алмакаева С.Н., рук.МО, педагог-наставник

Воспитательная деятельность

1

Знакомство с Концепцией духовно-нравственного воспитания обучающихся.

сентябрь

Гранкина Т.В., зам.дир.поВР

2

Создание Рабочих программ внеурочной деятельности.

Август-сентябрь

Гранкина Т.В., зам.дир.поВР

Алмакаева С.Н., рук.МО, педагог-наставник

3

Знакомство с авторской программой воспитательной работы С.Н. Алмакаевой «Гражданско-патриотическое воспитание через духовно-нравственное развитие личности».

Август-сентябрь

Алмакаева С.Н., рук.МО, педагог-наставник

4

План воспитательной работы классного руководителя. Зачем он нужен?

сентябрь

Гранкина Т.В., зам.дир.поВР

Алмакаева С.Н., рук.МО, педагог-наставник

5

Учебный проект, его структура и содержание.

ноябрь

Алмакаева С.Н., рук.МО, педагог-наставник

6

Организация работы с  высокомотивированными  обучающимися в рамках циклограммы «Одарённый ребёнок».

В течение года

Гранкина Т.В., зам.дир.поВР

Алмакаева С.Н., рук.МО, педагог-наставник

7

Организация работы с социумом.

В течение года

Гранкина Т.В., зам.дир.поВР

Алмакаева С.Н., рук.МО, педагог-наставник

Работа с родителями

1

Формы совместной работы с родителями.

сентябрь

Алмакаева С.Н., рук.МО, педагог-наставник

2

План работы «Родительского лектория» на учебный год.

сентябрь

Алмакаева С.Н., рук.МО, педагог-наставник

3

Совместные мероприятия родителей с детьми.

В течение года

Алмакаева С.Н., рук.МО, педагог-наставник

Участие педагога в жизни педагогического сообщества

1

Участие в мероприятиях «Ассоциации молодых педагогов» Ресурсного центра г.Новокуйбышевск.

В течение года

Платонова И.А., специалист по сопровождению инновационной деятельности

Гранкина Т.В., зам.дир.поВР

2

Семинарские занятия по теме «Приёмы подготовки к выступлениям на конференциях, фестивалях».

В течение года

Гранкина Т.В., зам.дир.поВР

Алмакаева С.Н., рук.МО, педагог-наставник



Предварительный просмотр:

Описание системы наставничества

Посвящается  моему педагогу-наставнику   Шапошниковой   Раисе  Андреевне

в знак большой благодарности.                                                                                                                                                 DSCN0114

 Послушайте!

Ведь, если звёзды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит кто-то хочет, чтобы они были?

В.В.Маяковский

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции. Особую значимость в педагогической деятельности приобретает проблема привлечения и закрепления молодых специалистов в образовательных организациях. Профессиональное становление молодого специалиста, адаптация в трудовом коллективе, налаживание педагогических контактов возможно через создание системы наставничества в рамках образовательной организации.

Я считаю, что система наставничества - это эффективный социальный институт, направленный на  осуществление процесса передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации. Она способствует преемственности поколений, повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров, регулируется нормативно-правовыми документами:  Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29 декабря 2012 года,  Программой «Развитие кадрового потенциала ГБОУ ООШ №19 на 2015-2024 г.г», Положением «О наставничестве ГБОУ ООШ №19», Положением «О мониторинге профессиональных затруднений молодого специалиста», Положением «О самообразовании молодого специалиста»

Концепция моей педагогической деятельности проста: она состоит из четырёх правил: надо знать, надо уметь, надо передать, надо увидеть. Элементы моей системы мобильны, их структура проста. Все вместе они образуют единое целое, дополняемое в содержании в соответствии с происходящими изменениями в российском образовании.

Работая много лет в одной школе, являясь руководителем школьного методического объединения, я вижу дефицит педагогических кадров, вижу необходимость в ранней помощи начинающим педагогам, поэтому наставничество в школе должно осуществляться на принципах постоянного методического сопровождения. Поначалу  работа сопровождения молодых специалистов носила разрозненный характер, и я брала на себя роль методического помощника, однако со временем поняла, что наставничество – это большая непрерывная в первые три года системная работа с педагогами, окончившими высшие учебные заведения.

Опыт шести лет наставничества сложил у меня определённую систему  работы с молодыми педагогами. Она состоит из трёх этапов: организационного, содержательного, результативного.

    Первый этап. Организационный. Продолжительность этого этапа составляет от полутора до двух месяцев. В этот период я помогаю молодым педагогам познакомиться с педагогическими буднями, осознать свою роль в развитии личности обучающегося. Я провожу ежедневные встречи с педагогами, на которых мы планируем учебный день, анализируем возникающие трудности в работе, подводим промежуточные итоги, разрабатываем правильную тактику поведения педагога в той или иной ситуации. Обязательным моментом этих встреч является моё разъяснение правильной позиции молодого педагога в работе с родителями. Поэтому  я вместе с молодыми специалистами продумываю план первой встречи с родителями, план первого родительского собрания.

Я как педагог с большим опытом работы всегда прихожу к молодым специалистам на их первые родительские собрания, помогаю в их проведении. Родители обучающихся понимают, что я наставник молодых педагогов, поэтому часто приходят ко мне за советом, так как на первом этапе совместной работы трудно всем. Организующим началом в работе молодых специалистов являются Листы самооценки профессионального становления. Составленная мной Дорожная карта помогает молодым специалистам в начальный организационный период адаптироваться в профессии.

Второй этап. Содержательный.  Этот этап  основной в становлении молодого педагога. На этом этапе я реализую основные формы работы с молодыми педагогами по следующим направлениям:

  • особенности планирования образовательного процесса;
  • методы и приёмы успешного урока;
  • работа над индивидуальными особенностями обучающихся;
  • организация воспитательной работы;
  • организация методической работы.

В этот период я объясняю молодым специалистам, из каких разделов состоит основная образовательная программа начального общего образования, учу составлять Рабочие программы к ООП НОО, Рабочие программы к адаптированным образовательным программам для обучающихся ОВЗ, учу создавать планы воспитательной работы для каждого конкретного класса в связи с их особенностями: для класса, где осуществляется инклюзивное образование, для класса, где планируется дополнительная работа с одарёнными обучающимися, для кадетско-казачьего класса, где реализуется дополнительная программа «Православный воин». Я объясняю порядок работы  в  АСУ РСО, обучаю педагогов ведению электронного документооборота. Я считаю, что начинающие педагоги должны быть погружены в опыт наставника, поэтому я на своих уроках показываю им разнообразные формы, приёмы и способы работы, включаю в урок элементы индивидуальной работы с различными категориями обучающихся. И только после того, как я понимаю, что педагог готов принять меня у себя на уроке,  прихожу к нему. По завершении урока я начинаю свой анализ с обращения к молодому педагогу, предлагаю высказаться, проанализировать. Затем очень аккуратно говорю о своём отношении к уроку, к выбранным формам работы, к способам достижения целей. И только потом совместно с молодым педагогом мы разбираем самые трудные, порой неудачные элементы урока.

Я не отделяю воспитательную работу от учебной, считаю, что молодой специалист находит здесь новые для себя сложности. Понимая важность воспитательной работы в полноценном развитии личности, имея авторскую программу «Гражданско-патриотическое воспитание через духовно-нравственное развитие личности», я помогаю молодым педагогам реализовать её в своих детских коллективах. Я учу молодых педагогов планированию внеурочной деятельности, которая расширяет базовые знания по предметам и способствует воспитанию школьников. Мне как наставнику необходимо быть в процессе непрерывного переобучения, быть готовой к реализации изменений. Я вместе с молодым специалистом приступила к реализации дополнительной образовательной программы в рамках внеурочной деятельности «Православный воин». Этот первый в городе Новокуйбышевск кадетско-казачий класс был открыт на основе трёхстороннего соглашения между Министерством образования и науки Самарской области, Самарской митрополией и Волжским казачьим войском. Реализация новой дополнительной образовательной программы  была доверена молодому специалисту. Это пример одной из тех ситуаций, когда наставник вместе с молодым педагогом приобретает совместный опыт в осуществлении организационных вопросов. Сочетание адаптационного периода с включением нового в образование и воспитание было бы невозможно без сопровождения опытного педагога – наставника.

Особое место в моей профессиональной деятельности занимает интеллектуальное развитие личности за рамками школьной программы. По итогам 2018-2019 учебного года в рамках «Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» я вошла  в число 100 лучших педагогов РФ. Это своеобразный итог моей работы со всеми без исключения обучающимися класса. Я учу молодых педагогов, как развить обучающихся возможностями национальных образовательных программ, возможностями широкого предложения различных олимпиад и конкурсов. Планирую с молодыми специалистами работу на интерактивных  образовательных платформах Учи.ру, РЭШ, закрепляю за каждой из них отдельные участки работы. Мой опыт работы с одарёнными обучающимися складывался годами: он имеет свои чётко сложившиеся подходы, которым я учу молодых специалистов. Эту работу мы начинаем с проведения  олимпиад в классах, выходим на школьный, региональный и всероссийский уровни. Я учу методике работы с одарёнными обучающимися, показываю, как выбрать успешного участника олимпиады, как спланировать занятия с ним.

Профессиональное становление молодого педагога невозможно без его вовлечения в различные формы методической работы. Поэтому молодые специалисты принимают участие в работе школьного методического объединения, во второй год педагогического сопровождения педагоги начинают выходить на конференции, фестивали муниципального и регионального уровней. Каждое выступление на методических площадках мы готовим совместно: выбираем тему, определяем форму изложения и обсуждаем вопросы, которые могут возникнуть во время выступления.

Третий этап. Результативный. Этот этап – время подведения итогов каждого учебного года. Мы говорим о результатах работы за год, делимся новыми идеями, стараемся увидеть трудности, над которыми предстоит много работать. Молодые педагоги дополняют  свои Листы самооценки, (Приложение 1, 2, 3) в которых отражаются достижения сложившиеся из четырёх правил: «Знаю – Умею – Передаю – Вижу».

Первое правило «Знаю»  отвечает на вопрос: «Что знаю я?».

Второе правило «Умею» отвечает на вопрос: «Что умею я?».

Третье правило «Передаю» отвечает на вопрос: «Что передаю я?».

      Четвертое правило «Вижу» отвечает на вопрос: «Что вижу я в своей работе?»

Молодые педагоги, у которых я являюсь наставником, результативно выступают на мероприятиях регионального уровня, становятся дипломантами I степени, участвуют в территориальной научно-практической конференции педагогов, публикуют научно-методические работы на образовательных порталах наравне с опытными педагогами.        ( Приложение 1)

 Я вижу, что правила работают: педагоги преодолевают трудности, повышают свой профессионализм.  Я вижу результат своего труда, меня радует, что педагогам нравится работать в школе и у них нет желания сменить профессию.



Предварительный просмотр:

Эссе

…если звёзды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно!

Вся моя жизнь связана с одной единственной школой №19 города Новокуйбышевск Самарской области. Здесь прошли лучшие дни  моего детства, здесь я научилась многому и поняла, что обязательно стану учителем. Выбор профессии  определили  учителя, которые позднее стали моими коллегами, а одна из них - наставником. Умная, трудолюбивая, совестливая, Раиса Андреевна Шапошникова  помогла мне, начинающему педагогу, освоить  тонкости и сложности профессии. Она была завучем, а для меня ещё и наставником, и  профессиональным другом. Я во всем старалась походить на неё: от уверенного голоса до манеры вести себя. Мне так хотелось быть успешной, знающей! Конечно, добрый пример в лице наставника и желание быть полезной людям со временем привели меня к достаточно высоким результатам, успеху. Я убедилась  в том, что мало быть успешной  самой, необходимо  вести к успеху  других - начинающих коллег.  

Может быть, веселые школьные перемены, звонки  на  уроки, тетради  и бесконечные заботы  о других  торопят время? Совсем незаметно для  себя  я  стала Ветераном труда! Это звание в какой-то мере подсказало мне стать опорой молодым  специалистам. Я поняла, что  рядом  с ними должен стоять опытный педагог, поэтому от радостных встреч с юными педагогами  перешла  к активной заботе о них. Вспомнились мне слова и  советы  заботливого наставника Раисы  Андреевны.

Как  сделать так, чтобы  мой труд с молодыми  специалистами был эффективным  и  приносил результаты? Как сделать  так, чтобы  мои четыре  правила жизни: надо знать, надо уметь, надо передать, надо увидеть, -позволили бы молодым педагогам  влиться в профессиональные ряды.

Я убеждена в том, что знания, полученные  в  высших учебных заведениях, нуждаются в умелом  переложении  на уроки, конкурсы, проекты. Поэтому  передо мной стояла задача   научить педагогов  соединять традиционную  школьную практику  с  изменениями  в  российском  образовании, направленными  на  улучшение качества образования. Я предполагаю, что начинающие педагоги  могут не выдержать сложные школьные будни, поэтому мне как  наставнику необходимо уметь определять причины затруднений молодых специалистов, мне  надо обладать профессиональной зоркостью в выстраивании стратегии сопровождения каждого педагога, надо суметь сохранить в нем желание остаться в профессии и быть настоящим учителем.

Наставнику, на мой взгляд, мало знать и уметь, ему важно ещё передать любовь к непростому делу – педагогическому труду, передать понимание  того, что выбранная профессия должна стать смыслом жизни. Я понимаю, что мне самой надо обладать деликатностью, мастерством, душевным тактом, передавая накопленное, выверенное многолетним опытом педагогическое знание.

Мне, опытному педагогу, необходимо увидеть взросление молодого специалиста, его уверенность в профессии,   принять состоявшегося учителя,  доверить ему самостоятельность в работе.

Я всегда радуюсь, когда молодые педагоги  приходят работать в школу, остаются в ней, принимая на всю жизнь все заповеди этой беспокойной профессии. Мне отрадно осознавать, что в  этом становлении есть  частица  моей души, моих забот и  волнений. В этот момент я  думаю, что у меня, как  и у Раисы Андреевны, получилось зажечь звездочку.



Предварительный просмотр:

          Лист самооценки Александровой Юлии Александровны, учителя начальных классов  инклюзивного класса

Первое правило «Знаю»  отвечает на вопрос: «Что знаю я?».

Второе правило «Умею» отвечает на вопрос: «Что умею я?».

Третье правило «Передаю» отвечает на вопрос: «Что передаю я?».

Четвертое правило «Вижу» отвечает на вопрос: «Что вижу я в своей работе?»

Знаю

Умею

Передаю

Вижу

Мой результат

Учебная деятельность

Нормативно правовая база

(размещены на сайте http://school19nsk.lbihost.ru/).

Создавать:

Рабочие программы по предметам в соответствии с ООП НОО;

Рабочие программы по предметам к АОП варианта 5.1;7.1;

ИПР варианта 5.1;  7.1;

Технологические карты уроков.

Реализую:

Рабочие программы  по предметам в соответствии с ООП НОО;

Рабочие программы по предметам  к АОП вариант 5.1;  7.1;

ИПР вариант 5.1; 7.1;

Технологические карты  уроков.

Что смогла/ что не смогла.

Что освоила/ что не освоила.

Что нужно ещё решить?

Рабочие  программы по предметам (размещены на сайте http://school19nsk.lbihost.ru/).

Успеваемость по итогам

2018-2019 уч.г.-100%

2019-2020 уч.г.-100%

Качество знаний по итогам

2018-2019 уч.г.-61,5%

2019-2020 уч.г.-58,3%

Открытый урок  по математике во 2 «А» классе в рамках методического дня по  теме  «Организация коррекционной работы с обучающимися по достижению  качества планируемых  образовательных результатов  по предметам»:

«Умножение круглых чисел»

Работать в модулях АСУ РСО.

Работать  в разделах модуля АСУ РСО по сопровождению документов обучающихся с ОВЗ.

Применяю результаты МСОКО.

 Электронная форма ведения школьной документации.

 Протоколы результатов

контрольных работ по русскому языку, математике, литературному чтению во МСОКО.

Дидактический материал для   коррекционных занятий по восполнению  базового материала по предметам.

Коррекционный материал для работы с обучающимися ОВЗ.

Защищать проектные, зачетные работы в рамках Индивидуального образовательного чека,государственного   задания.

Применяю  полученные знания при  организации учебно-воспитательного  процесса в инклюзивном классе.

Сертификаты,  удостоверения о

непрерывном профессиональном

образовании.

Воспитательная деятельность

Нормативно правовая база

(размещены на сайте http://school19nsk.lbihost.ru/).

Концепция духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Составлять:

Рабочие программы внеурочной деятельности.  Определять формы и методы работы.

Реализую:

Рабочие программы внеурочной деятельности;

Авторскую программу воспитательной работы С.Н. Алмакаевой «Гражданско-патриотическое воспитание через духовно-нравственное развитие личности».

Использую различные формы и методы работы с обучающимися. Вовлекаю обучающихся: в проектную деятельность;

мероприятия разного уровня.

Что смогла/ что не смогла?

Вижу изменения

личностных качеств обучающихся.

Что нужно еще сделать?

Диплом за III место в областном  конкурсе  «Новое  транспортное  средство».

Сертификат национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

(90человеко-участников)

Грамоты победителей,

Похвальные листы участников интерактивной площадки Учи.ру.

Работа с родителями

Нормативно правовая база

(размещены на сайте http://school19nsk.lbihost.ru/).

Концепцию духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Планировать  родительские собрания.

Определять формы, методы, содержание  работы с различными категориями семей.

Вовлекать родительскую общественность в совместную деятельность.

Провожу родительские собрания, индивидуальные консультации и беседы. Организую совместные  мероприятия с обучающимися и их родителями, встречи родителей со специалистами разных служб.  

Что смогла/ что не смогла.

Оцениваю  отношения родителей к детям, интересам школы, требованиям государства.

Что еще мне нужно сделать?

План работы классного руководителя на текущий год.

Интерактивное общение с родителями на официальной платформе АСУ РСО.

Сетевое сотрудничество с городскими организациями по сопровождению обучающихся с ОВЗ (вариант 5.1; 6.1; 7.1).

Участие педагога в жизни педагогического сообщества

Нормативно правовая база.

План работы школы

(размещены на сайте http://school19nsk.lbihost.ru/).

Оценивать свои возможности и соотносить их с задачами школы.

Готовлю тематические выступления для заседаний МО школы.

Отвечаю за организацию участия младших школьников на интерактивной площадке «Учи.ру» .

Представляю школу на муниципальных, региональных конференциях, конкурсах.

Публикую научно-методические работы на образовательном портале «Prodlenka»

Что смогла/ что не смогла.

Чему ещё надо научиться?

Член «Ассоциации молодых педагогов» РЦ г. Новокуйбышевск.

Сертификаты за участие в Девятом   Межрегиональный  конкурс   с  международным  участием «Фестиваль   методических  идей   молодых  педагогов в Самарской   области- 2017, 2018»  

Сертификат за участие в XV территориальной научно-практической конференции педагогов «Внедрение эффективных педагогических практик  в условиях реализации ФГОС»

Свидетельства о публикациях на сайтах: prodlenka, infourok

«Технологическая карта урока по  математике «Умножение круглых чисел»,2кл.