Развивающая среда в ДОУ

Тематическое оформление интерьера помещений дошкольного образовательного учреждения

Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Это свойство среды ДОУ позволяет конструировать развивающую среду в соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 20.07.2011 № 2151.

В современных условиях педагогическим коллективам необходимо продолжать работу над реализацией цели по моделированию среды ДОУ как средства управления развитием способностей, активности, инициативности и других личностных качеств детей дошкольного возраста в различных видах деятельности на основе комплексно-тематического планирования образовательной деятельности с учетом принципа интеграции образовательных областей.

Так, при ознакомлении детей с традиционными праздниками, такими как Новый год, Международный женский день, День защитника Отечества, День Победы, День защиты детей следует максимально использовать развивающие возможности среды, привлекать к оформлению групп и семьи воспитанников.

Очень важно выдержать оформление помещения в едином стиле, обеспечить единство цветовой гаммы, соответствие содержания оформления заявленной тематике.

В рамках подготовки к новому учебному году при оформлении группы следует выдерживать общее композиционное решение в соответствии с тематикой, определенной названием группы, чтобы у детей сложился образ помещения группы, ассоциирующийся с ее названием. Тогда процесс адаптации будет проходить легче в "Теремке", "Солнышке", "Капельках" и т. п.

Как правило, в ДОУ объявляется смотр-конкурс на лучшее оформление группы к новому учебному году и к календарным праздникам. Согласно положению о смотре конкурсе, праздничная тематика должна быть представлена по всем ДОУ.

Тематику праздника будет лучше обсудить на родительском собрании, предложив создать "копилку идей по оформлению". Впоследствии все семейные поделки используются для оформления интерьера групповой и раздевальной комнаты, организации и участия в конкурсах и выставках. Также силами родителей (законных представителей) могут быть организованы выставки коллекций и фотовыставки с использованием фоторамок.

Дети старших и подготовительных групп принимают участие в оформлении помещений к празднику. Для дошкольников очень важно, что взрослые советуются с ними, выслушивают их мнение и предложения. Это активизирует детей, поддерживает их инициативу, творчество.

В работе с детьми следует использовать нетрадиционные материалы, элементы декора, упаковочные материалы и др. Важно помнить, что украшения должны гармонично вписываться в общий интерьер помещения и положительно влиять на общий эмоциональный фон.

Отражение праздничной тематики должно быть и в зоне сюжетно-ролевых игр, и в зоне дидактики.

Очень важным моментом является организация выставок детского творчества. Так, обыграть детские рисунки и поделки можно, объединив их в одну композицию, привнеся в нее элементы детской субкультуры, привлекающие и акцентирующие внимание, сделав их общим творческим продуктом.

Важно создать атмосферу праздника и для родителей (законных представителей), оформив для них подборку по истории праздника, традициях, рецептам детской праздничной кухни; предложить красочно оформленные советы о том, как готовиться и встречать праздник с детьми, какие стихи выучить. Также рекомендуется организовать мастер-класс по изготовлению поделок, разработать пошаговые инструкции. Можно познакомить их с кратким сценарием праздничного утренника в красочной форме с действующими лицами. Все это должно гармонично вписываться в интерьер раздевальной комнаты и находиться в открытом доступе для родителей (законных представителей).

И конечно, самым креативным, ярким, запоминающимся дизайнерским решением должно стать праздничное оформление музыкального зала. Можно создавать интерьер музыкального зала в соответствии с сюжетной линией сценария, так убранство зала может меняться несколько раз – для каждой группы оно свое. Такую работу, конечно, нужно начинать заблаговременно, сразу после утверждения сценария праздников. Для этого приказом руководителя создается творческая группа по дизайн-оформлению зала, в которую входят творческие заинтересованные сотрудники, стремящиеся создать детям непередаваемое, волшебное ощущение праздника, и проявить свой талант.

В праздничном убранстве нуждаются не только групповые помещения и музыкальный зал. Приходя в спортивный зал, дети также должны попадать в сказочную атмосферу, которую создал для них инструктор по физической культуре.

Таким образом, праздник должен ощущаться в каждом помещении ДОУ, в коридорах и рекреациях. Чтобы оформление не повторялось из года в год, нужно стремиться находить неординарное творческое решение.