Работа с родителями

Агафонова Ольга Сергеевна

Развитие фонематического слуха и восприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. 

 Развитие фонематического слуха у детей – залог успешного обучения чтению и письму.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/07/29/buklet_razvivaem_fonematicheskij_slukh_detej.docx_image2.jpg

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/16/s_5fda06c3db5a1/1594965_1.jpeg

https://documents.infourok.ru/6dc0eec2-afd5-4a11-92dd-62e7f91bc42a/0/image004.jpg

Рекомендуемая литература:

Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников

Большая книга логопедических игр.

Играем со звуками, словами, фразами.-

М.: Астрель, 2010

 Дурова, Н.В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников. Книга для воспитателей и родителей / Н.В. Дурова. - М.: Школьная Пресса, 2010. - 723.

Королева, И. Дети с нарушением слуха. Книга для родителей и педагогов / И. Королева, П. Янн. - М.: Каро, 2011.

Материал подготовила:

Учитель-логопед

Агафонова Ольга Сергеевна

МБОУ «ОСОШ №2»

СП «Центр психолого -педагогической

реабилитации и коррекции»

https://68klspb.caduk.ru/images/m1

« РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ»

п.Октябрьский

2021 г.

Игра «Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Родитель выкладывает на стол различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы). Затем предлагает ребенку закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушай, какие звуки ты  услышал?

Игра «Найди пару».

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов.

Родитель берет одинаковые коробочки (баночки) внутри горох, песок, крупа, спич ки и тд. расположены на столе хаотично. Ребенку предлагается разобрать их по парам, одинакого звучащим.

Игра «Жмурки». 

Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка. 

 

Игра « Кто внимательный»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Родитель садится на расстоянии 2-3 м от ребенка. Рядом с ребенком  разложены игрушки. Родитель предупреждает ребенка, что сейчас он будет давать задания очень тихо, шепотом, поэтому надо быть очень внимательным. Затем дает инструкции: “Возьми мишку и посади в машину”, “Вынь мишку из машины”, “Посади в машину куклу” и так далее. Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и очень понятные, а произносить их тихо и четко. 

Игра «Найди игрушку»

Взрослый сначала показывает игрушку ребенку, а затем прячет( ребенок в это время выходит из комнаты или отворачивается) взрослый начинает хлопать в ладоши. Разная громкость хлопков направляет ребенка к игрушке. Если хлопки громко, то игрушка близко, если тихо то далеко.

Игра «Слово на ладошке»

Взрослый придумывает слово с заданным звуком( например со звуком Ш) и хлопает по ладошке, ребенок в ответ придумывает слово с тем же звуком и хлопает по ладошке взрослому.

Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук» 

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Родитель: Когда услышишь звук [А], стукни  мячом об пол. Поймав мяч, повтори этот звук.А-У-О-У-И-О-Ы-И

Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».

Родитель: Я буду называть гласные звуки. Подбрось мяч, когда услышишь звук [Э].

А-У-О-Э-У-И-О-Э-Ы-И-А

Игра «Три медведя»

 Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант — ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.