Вторая страница (демонстрационная)

Чирков Николай Борисович

Это вторая страница. На ней можно разместить отдельные материалы по определенному разделу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zametka.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Чирков Николай Борисович

Зам. по информатизации МОУ ДПО ЦПКРО

Карталинский муниципальный район

МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ

РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Инновационные процессы в современном образовании носят перманентный характер и предполагают непрерывное развитие ИКТ – компетенций учителей и учащихся. В данных условиях кардинально меняется роль педагога. Теперь он должен быть не только носителем и транслятором знаний, но и специалистом, способным организовать деятельность учащихся по самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков.  Модель современного ученика, особенно одаренного, предполагает его активную позицию в образовательном процессе, направленную не только на получение определенной суммы знаний, но и на формирование универсальных познавательных способностей, так называемых ключевых компетенций.

Немаловажной составляющей успешной реализации данного этапа является способность педагога и учащихся профессионально овладеть технологией создания и применения мультимедиа ресурсов в образовательном процессе.

Мультимедиа является одной из наиболее продуктивных образовательных технологий благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

Термин «мультимедиа» имеет множество значений. В данном случае мы рассматриваем его как информационный ресурс, прежде всего образовательной направленности.

По приведенным ниже данным, можно наглядно оценить достоинства мультимедиа ресурса, например, на уроках литературы:

  1. Источник информации: текст произведения;
  2. Информационный ресурс простой структуры: текст произведения с анализом;
  3. Информационный ресурс сложной структуры: гипертекст, содержащий ссылки на произведение, иллюстрации, биографию автора и др.;
  4. Мультимедиа ресурс: экранизация произведения (видеофайл), художественное чтение произведения (аудиофайл), музыкальный фон, анимированные презентации с анализом произведения, интерактивная программа для проверки усвоения учебного материала и др.;

Преимущества использования мультимедиа очевидны. Прежде всего, за счет одновременного воздействия графической, звуковой, фото- и видеоинформации, мультимедиа ресурсы обладают большим эмоциональным зарядом и позволяют нивелировать трудности восприятия учебного материала у школьников с различными доминантами восприятия (зрительными, слуховыми или смешанными). Информация, поставляемая сразу по нескольким каналам, имеет тенденцию к более продуктивному усвоению. Важным преимуществом мультимедиа является присущее данным ресурсам свойство интерактивности. Интерактивность предоставляет пользователю возможность активного взаимодействия с ресурсом и позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Как правило, при пользовании мультимедиа ресурсом может варьироваться скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным образовательным потребностям. Это подтверждает вывод о гибкости мультимедиа ресурсов.

Особое значение приобретает использование мультимедиа ресурсов для выявления, развития и стимулирования творческих способностей одаренных учащихся. Творческая деятельность школьников носит специфический характер. Если творчество в общепринятом смысле – это деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью, то ученик в процессе творчества создает новое, лишь для себя, не являясь «первооткрывателем» в широком смысле слова. При этом отсутствие общественной значимости школьного творчества абсолютно не меняет саму структуру творческого процесса.

Любая творческая (креативная) деятельность начинается с подбора необходимой информации. Мультимедиа ресурсы уже на этом этапе предоставляют существенно более широкие возможности в сравнении с традиционными источниками информации. Тот объем информации, который могут предоставить различные мультимедиа-ЦОРы и в особенности Интернет полностью снимают проблему дефицита необходимых сведений. Здесь скорей возникает обратная проблема. Необходим конструктивный анализ полученной информации, фильтрация «излишнего» материала и грамотное компилирование нужных сведений. Мультимедиа информация благодаря многообразию своих форм предоставляет пользователю возможность во всех аспектах оценить собранный материал и наиболее эффективно структурировать его в соответствии с поставленными задачами. Например, достаточно сложно с помощью одного только текста выявить различные невербальные характеристики информации: эмоциональный фон, динамизм, нюансы деталей. Этой проблемы не возникает, если в качестве источника информации служит аудио- и видеофайл или анимированная иллюстрация. На этапе постановки конкретной творческой задачи перед одаренным учеником незаменимым является такое свойство мультимедиа, как интерактивность, позволяющее значительно активизировать творческую составляющую мыслительного процесса школьника. Обычно при формулировании новой задачи большое значение имеют привычные структурные установки, оценки, чувства. С помощью мультимедиа школьнику значительно проще увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, освободится от «шаблонов» и стереотипов. Только преодолев ригидность мышления, ученик способен предать своей учебно-познавательной деятельности  определенную креативную направленность.

Если рассматривать основные критерии творческого мышления, то  мультимедиа ресурсы также могут эффективно способствовать их развитию. Беглость и гибкость мышления развиваются в процессе переработки различных типов информации и именно мультимедиа технологии, как было отмечено выше,  обладают для этого обширным инструментарием. Оригинальность мышления можно с успехом развивать, используя процессы контаминации, деформации и наложения при структурировании информационных мультимедиа источников. И, наконец, творческое мышление характеризует, прежде всего, способность к поиску аналогий и  выработке обобщающих стратегий при решении различных задач. В данном случае  работа с мультимедиа ресурсами вырабатывает у школьника способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи к решению другой. Таким образом, учит отделять специфические аспекты проблемы от неспецифических, переносимых в другие области.  

Из всех инновационных технологий, основанных на применении мультимедиа, наибольшее значение для креативного развития одаренных школьников приобретают так называемые комплексные кейс-технологии. Кейс - технологии основаны на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в специальной форме (форме кейса). При этом, что немаловажно, существенная роль отводится традиционным классно-урочным занятиям, а это позволяет наиболее «безболезненно» внедрять инновации, не разрушая традиционную структуру образовательного процесса.    

  Установлено, что при пассивном восприятии информации школьники сохраняют в памяти 10% того, что читают, 20% того, что слышат, 30% того, что видят, 50% того, что видят и слышат. Вместе с тем при активном восприятии информации с использованием мультимедиа-ресурсов школьники удерживают в памяти до 90% материала, с которым работали самостоятельно, а креативная деятельность предполагает глубокое вовлечение школьника в изучаемый материал. И здесь возможности мультимедиа трудно переоценить. Для полноценного творческого процесса мультимедиа предоставляют новую систему подачи информации с помощью гипертекста, что позволяет обучаемому находить собственную траекторию изучения материала, углублять и расширять знания по своему желанию и возможностям. Мультимедиа технологии предполагают работу со всем многообразием типов информации. И в процессе анализа школьнику постоянно приходится «переводить» различный материал, основанный на разных семиотических системах: описывать изображения, конспектировать речь, иллюстрировать текст и так далее.

В конечном счете, необходимо признать, что, как бы мы к этому не относились, наступает конец, так называемой «эры Гуттенберга» -  эры абсолютного доминирования текстовой информации. Наступает новая эра, эра бесконечного разнообразия информационных форм, прежде всего в образовании. Мультимедиа ресурсы являются не только продуктом новой эры, но и сами по себе являются источником неограниченных инноваций.