Химия

Уроки для всех.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Автор работы: Янгирова Ильзида Габдулкаюмовна

учитель химии и биологии

МБОУ « Школы №5» г. Муравленко,  Тюменской области

Урок  по  химии  «Первая группа периодической таблицы Д.И. Менделеева»

9  класс

(урок изучения и первичного закрепления нового материала)

Предметная разработка по химии

Аннотация.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала с мультимедий-ной поддержкой. На уроке сочетаются фронтальный, групповой и индиви-дуальный виды работы учащихся.

Методы урока: проблемные, поисково-исследовательские, самостоятельная работа     учащихся.

Оборудование: персональный компьютер с Windows Media Player, мультимедийный    проектор, программы для запуска презентации на компьютере: MS Office Power Point, фрагменты из коллекции образовательных интернет ресурсов.

Цели урока

Образовательные:

  • на основе атомного строения металлов, физических и химических свойств, показать черты сходства и различия щелочных металлов;
  • проследить межпредметные связи химии с биологией, физикой, медициной, используя области применения основных соединений щелочных металлов;
  • раскрыть значение и роль щелочных  металлов в жизни человека.

Развивающие:

  • способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся: наблюдать, сравнивать химические элементы, высказывать суждения об их свойствах, обобщать, делать выводы;              
  • продолжить формирование навыков самообразования: умение работать с книгой, инструкцией, тестом.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету и таких нравственных качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.

План урока и распределение времени урока

  •  Организационный момент (1 мин)
  •   Вводное слово (1 мин)
  •   Актуализация знаний (4 мин)
  •   Сообщение темы и плана урока (2 мин)
  •   Работа по плану объясняемой  темы (20 мин)
  •   Закрепление: тестирование (10 мин)
  •  Домашнее задание (1 мин)

Ход урока

I Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку учащихся (наличие тетрадей, учебников).

II Вводное слово: мы изучаем раздел, металлы, и вы знаете, что металлы имеют большое значение в жизни современного человека. На прошлых уроках мы рассмотрели  общие сведения о металлах: положение в периодической таблице, особенности строения атомов, изучили общие физические и химические свойства, а также общие способы получения металлов. Сегодня приступаем к изучению наиболее ярких представителей в химическом отношении, самых активных щелочных металлов. Для того чтобы усвоить материал урока, нам необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках.

III Актуализация знаний учащихся в виде беседы по вопросам:

  • На какие две большие группы происходит деление химических элементов?

На металлы и неметаллы.

  • Где находятся металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева? (слайд №1)

В Периодической системе элементы-металлы расположены вначале всех периодов, а также в четных рядах больших периодов побочных подгрупп. Условной границей, отделяющей металлы от неметаллов, служит диагональ, проведенная от бора к астату. Металлы оказываются левее и ниже этой прямой, неметаллы – правее и выше, а элементы, находящиеся вблизи диагонали, имеют двойственную природу, их называют амфотерными.

  • Каковы особенности строения атомов металлов?                                               Атомы металлов имеют сравнительно большие атомные радиусы, поэтому их внешние электроны значительно удалены от ядра и слабо сними связаны. И вторая особенность, которая присуща атомам наиболее активных металлов – это наличие на внешнем энергетическом уровне от 1 до 3 электронов.
  • Как особенности строения атома влияют на физические свойства?

      Характерные физические свойства металлов: металлический блеск, электрическая проводимость, теплопроводность, связаны с особенностью строения кристаллических решеток атомов металлов. В узлах располагаются атомы и положительные ионы металлов, связанные посредством обобществленных внешних электронов, которые принадлежат всему кристаллу, эти электроны компенсируют силы электростатического отталкивания между положительными ионами и тем самым связывают их, обеспечивая устойчивость металлической решетки.

  •     Как особенности строения металлов влияют на их химические свойства?

Самое характерное химическое свойство всех металлов – их восстановительная способность, т.е. способность атомов легко отдавать свои внешние электроны, превращаясь в положительные ионы. Металлы не могут быть окислителями,

т. е. атомы металлов не могут присоединять к себе электроны.

IV Сообщение темы и плана урока:

  • Оформление даты и темы урока в тетрадях (слайд №2)
  • Знакомство с планом урока (слайд №3):
  1. Положение щелочных металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева
  2. История открытия щелочных металлов
  3. Строение атомов химических элементов I группы главной подгруппы
  4. Физические свойства щелочных металлов
  5. Химические свойства щелочных металлов
  6. Подведение итогов: тестирование
  7. Домашнее задание

VI Работа по плану объясняемой темы:

1. Положение щелочных металлов в ПСХЭ – беседа по вопросам:

  • Где располагаются щелочные металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева? (слайд №4)

Щелочные металлы - это элементы первой группы главной подгруппы Периодической системы Д.И. Менделеева.

  • Перечислите щелочные металлы.

Это литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций.

  • Почему данные металлы назвали щелочными?

При взаимодействии с водой они образуют растворимые в воде основания – щелочи.

2. История открытия щелочных металлов: заранее подготовленный ученик рассказывает о хронологии открытия щелочных металлов и представляет свою презентацию темы  (слайд №5):

  • 1807 г. в Англии Гемфри Дэви открыл калий и натрий
  • 1817 г. в Швеции Август Арфедсон открыл литий
  • 1860 – 1861 г.г. в Германии Роберт Бунзен и Густав Кирхгоф открыли рубидий
  • 1939 г. во Франции Маргарита Перей открыла радиоактивный элемент франций, который назвала в честь своей страны - Франции

3. Строение атомов химических элементов I группы главной подгруппы (слайд №6): учащиеся заполняют таблицу: «Общая характеристика химических элементов  I группы главной подгруппы» и делают выводы по заполненной таблице (приложение)

Название и символ элемента

Состав атомного ядра

Число валентных электронов

Число энергетических уровней

Характерные степени окисления

Li – литий

p = 3, n = 4

1

2

+1

Na – натрий

p = 19, n = 20

1

3

+1

Rb – рубидий

p = 37, n = 48

1

4

+1

Cs – цезий

p = 55, n = 78

1

5

+1

Fr – франций

p = 87, n = 136

1

6

+1

Выводы:      1) На внешнем энергетическом уровне атомы этих элементов содержат

(слайд №7)        по  одному электрону

                       2) В подгруппе от лития к цезию радиусы атомов увеличиваются, так как

                           возрастает число электронных слоев, следовательно, усиливаются и

                           восстановительные свойства

                       3) Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень

                           окисления  +1

Упражнение (слайд №8): сравните атомы элементов, поставив знаки >, < или =

                       вместо *   (приложение)

I вариант

А) заряд ядра

Li * Rb ;  Na * Al

Б) число электронных слоев

Li * Rb ;  Na * Al

В) число электронов на внешнем уровне

Li * Rb ;  Na * Al

Г) радиус атома

Li * Rb ;  Na * Al

Д) восстановительные свойства

Li * Rb ;  Na * Al

II  вариант

А) заряд ядра

K * Ca ;  Na * Rb

Б) число электронных слоев

K * Ca ;  Na * Rb

В) число электронов на внешнем уровне

K * Ca ;  Na * Rb

Г) радиус атома

K * Ca ;  Na * Rb

Д) восстановительные свойства

K * Ca ;  Na * Rb            

4. Физические свойства щелочных металлов (слайд №9 - 12): щелочные металлы-это простые вещества, для которых также, как и для всех металлов, характерна металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Металлическая связь возникает за счет отдачи одного электрона атомом металла и образованием иона металла с положительным зарядом: М0 – 1е   →   М+1. Наличие металлической связи и металлической кристаллической решетки обуславливает следующие физические свойства щелочных металлов: серебристо – белые, мягкие, обладают блеском, легкие,  их плотность меньше 5 г/см3 и возрастает от лития к цезию, легкоплавкие, их температура, наоборот, от лития к цезию уменьшается.

5. Химические свойства щелочных металлов (слайды №13): щелочные металлы быстро окисляются на воздухе, поэтому их хранят под слоем керосина, а литий в вазелине, так как из-за своей легкости он в керосине всплывает. Щелочные металлы активно взаимодействуют почти со всеми неметаллами (хлором, водородом, серой, кислородом). При взаимодействии с кислородом лития образуется оксид, а натрий и калий в данном случае образуют пероксиды. Все щелочные металлы активно реагируют с водой. Скорость химических реакций зависит от природы реагирующих веществ: так, скорость реакции взаимодействия лития с водой меньше, чем натрия, и еще меньше, чем калия. Взаимодействие рубидия и цезия с водой протекает так быстро, что происходит взрыв (демонстрация опыта: «Взаимодействие щелочных металлов с водой» - видеоролик). Уравнения же реакций щелочных металлов с растворами кислот и солей записывать не принято (так как они взаимодействуют с водой).

Упражнение (слайды №14): составить уравнения реакций взаимодействия с кислородом (приложение)

I вариант:

А) лития

Б) натрия

II вариант:

А) калия

Б) лития

Реакцию Б) рассмотреть как ОВР: определить степени окисления, составить электронный баланс, расставить коэффициенты.

Упражнение (слайд №15): дать характеристику реакции Б) по плану (приложение)

План: 1) По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (р.с., р.р., р.з., р.о.)

           2) По изменению степеней окисления атомов (ОВР и не ОВР)

           3) По направлению (обратимые и необратимые)

           4) По тепловому эффекту (экзотермические и эндотермические)

           5) По агрегатному состоянию (гомогенные и гетерогенные)

           6) По использованию катализатора (каталитические и некаталитические)

6) Подведение итогов: тестирование (приложение):

I вариант:

1) Число электронов на внешнем уровне у атомов щелочных металлов:

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

2) Тип химической связи в простом веществе литии:

А) ионная

Б) ковалентная полярная

В) ковалентная неполярная

Г) металлическая

3) Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме лития:

А) 2е, 3е

Б) 2е, 4е

В) 2е, 8е, 1е

Г) 2е, 8е, 3е

4) Наименее энергично взаимодействует с водой:

А) калий

Б) литий

В) натрий

Г) рубидий

5) Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:

А) калий

Б) литий

В) натрий

Г) рубидий

6) В 100 г фасоли содержится 1,075 г калия. Сколько г фасоли нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия (5 г в сутки)?

А) 465 г

Б) 0,053 г

В) 107 г

Г) 21,5 г

II вариант:

1) Вид химической связи в простом веществе натрии:

А) ионная

Б) ковалентная полярная

В) ковалентная неполярная

Г) металлическая

2) Радиус атомов элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра:

А) изменяется периодически

Б) не изменяется

В) увеличивается

Г) уменьшается

3) Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме лития:

А) 2е, 3е

Б) 2е, 1е

В) 2е, 4е

Г) 2е, 8е, 1е

4) Наиболее энергично взаимодействует с водой:

А) калий

Б) литий

В) натрий

Г) цезий

5) Простое вещество с наименее  выраженными металлическими свойствами:

А) калий

Б) литий

В) натрий

Г) рубидий

6) В 100 г изюма содержится 3,055 г калия. Сколько г изюма надо съесть, чтобы получить суточную норму калия (5 г в сутки)?

А) 0,15 г

Б) 164 г


В) 61,5 г
Г) 305 г

7. Домашнее задание (слайд №16): Учебник: § 11 (стр. 52 – 54)

                                                                Рабочая тетрадь: вопросы №1 - 7  (стр. 40 – 43)

Приложение (I вариант) – 15 экз.

       Индивидуальный лист учащегося 9 класса: ____________________________________

Тема: Щелочные металлы

      Заполнить таблицу «Общая характеристика химических элементов I группы главной подгруппы», используя Периодическую систему Д.И.Менделеева

Название и символ элемента

Состав атомного ядра

Число валентных электронов

Число энергетических уровней

Характерные степени окисления

Li – литий

p =       , n =

Na – натрий

p =       , n =

Rb – рубидий

p =       , n =

Cs – цезий

p =       , n =

Fr – франций

p =       , n =

Упражнение: сравните атомы элементов, поставив знаки >, < или =  вместо *  

I вариант: А) заряд ядра:  Li  *  Rb ;  Na  *  Al

                    Б) число электронных слоев: Li  *  Rb ;  Na  *  Al

В) число электронов на внешнем уровне: Li  *  Rb ;  Na  *  Al

Г) радиус атома: Li  *  Rb ;  Na  *  Al

Д) восстановительные свойства: Li  *  Rb ;  Na  *  Al

Упражнение: составить уравнения реакций взаимодействия с кислородом

I вариант:

А) лития

Б) натрия

Реакцию Б) рассмотреть как ОВР: определить степени окисления, составить электронный баланс, расставить коэффициенты.

А)   Li   +   O2   →

Б)   Na   +   O2   →

      __________________________________________________________

      __________________________________________________________

Упражнение: дать характеристику реакции Б) по плану

План: 1) По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции - _________

           2) По изменению степеней окисления атомов (ОВР и не ОВР) - __________

           3) По направлению - _______________________________________________

           4) По тепловому эффекту - ________________________________________

           5) По агрегатному состоянию - _____________________________________

           6) По использованию катализатора - ________________________________

Тестирование

I вариант:

1) Число электронов на внешнем уровне у атомов щелочных металлов:

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

2) Тип химической связи в простом веществе литии:

А) ионная

Б) ковалентная полярная

В) ковалентная неполярная

Г) металлическая

3) Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме лития:

А) 2е, 3е

Б) 2е, 4е

В) 2е, 8е, 1е

Г) 2е, 8е, 3е

4) Наименее энергично взаимодействует с водой:

А) калий

Б) литий

В) натрий

Г) рубидий

5) Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:

А) калий

Б) литий

В) натрий

Г) рубидий

6) В 100 г фасоли содержится 1,075 г калия. Сколько г фасоли нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия (5 г в сутки)?

А) 465 г

Б) 0,053 г

В) 107 г

Г) 21,5 г

Ответы:

1

2

3

4

5

6

Оценка _____________________________

Приложения: необходимы для ведения записей темы учащимися, в целях экономии времени на уроке, а также выполнения самостоятельной работы. В конце урока  учитель собирает приложение на проверку и выставляет оценки за урок.

Приложение (II вариант) – 15 экз.

       Индивидуальный лист учащегося 9 класса: ________________________________________

Тема: Щелочные металлы

      Заполнить таблицу «Общая характеристика химических элементов I группы главной подгруппы», используя Периодическую систему Д.И.Менделеева

Название и символ элемента

Состав атомного ядра

Число валентных электронов

Число энергетических уровней

Характерные степени окисления

Li – литий

p =       , n =

Na – натрий

p =       , n =

Rb – рубидий

p =       , n =

Cs – цезий

p =       , n =

Fr – франций

p =       , n =

Упражнение: сравните атомы элементов, поставив знаки >, < или =  вместо *

II  вариант: А) заряд ядра: K  *  Ca ;  Na  *  Rb

                      Б) число электронных слоев: K  *  Ca ;  Na  *  Rb

В) число электронов на внешнем уровне: K  *  Ca ;  Na  *  Rb

Г) радиус атома: K  *  Ca ;  Na  *  Rb

Д) восстановительные свойства: K  *  Ca ;  Na  *  Rb  

Упражнение: составить уравнения реакций взаимодействия с кислородом

II вариант: А) калия

 Б) лития

Реакцию Б) рассмотреть как ОВР: определить степени окисления, составить электронный баланс, расставить коэффициенты.

А)   K   +   O2   →

Б)   Li   +   O2   →

      __________________________________________________________

      __________________________________________________________

Упражнение: дать характеристику реакции Б) по плану

План: 1) По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции - _________

           2) По изменению степеней окисления атомов (ОВР и не ОВР) - __________

           3) По направлению - _______________________________________________

           4) По тепловому эффекту - ________________________________________

           5) По агрегатному состоянию - _____________________________________

           6) По использованию катализатора - ________________________________

Тестирование

II вариант:

1) Вид химической связи в простом веществе натрии:

А) ионная

Б) ковалентная полярная

В) ковалентная неполярная

Г) металлическая

2) Радиус атомов элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра:

А) изменяется периодически

Б) не изменяется

В) увеличивается

Г) уменьшается

3) Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме лития:

А) 2е, 3е

Б) 2е, 1е

В) 2е, 4е

Г) 2е, 8е, 1е

4) Наиболее энергично взаимодействует с водой:

А) калий

Б) литий

В) натрий

Г) цезий

5) Простое вещество с наименее  выраженными металлическими свойствами:

А) калий

Б) литий

В) натрий

Г) рубидий

6) В 100 г изюма содержится 3,055 г калия. Сколько г изюма надо съесть, чтобы получить суточную норму калия (5 г в

    сутки)?

А) 0,15 г

Б) 164 г

В) 61,5 г
Г) 305 г

Ответы:

1

2

3

4

5

6

 

Оценка _______________________

Приложения: необходимы для ведения записей темы учащимися, в целях экономии времени на уроке, а также выполнения самостоятельной работы. В конце урока  учитель собирает приложение на проверку и выставляет оценки за урок.

Список литературы:

  • Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2006
  • Настольная книга учителя. Химия, 9 класс /О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М.: Дрофа, 2002
  • Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриелян «Химия. 9 класс»/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова - М.: Дрофа, 2008
  • Коллекция образовательных интернет ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
  • Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриелян «Химия. 9 класс»/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин и др. - М.: Дрофа, 2007