Консультация Задачи эстетического воспитания в муз. деятельности дошкольников.

Консультация

Задачи эстетического воспитания в муз. деятельности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное
учреждение
Центр развития ребёнка детский сад №7

Консультация

Задачи эстетического воспитания в муз. деятельности дошкольников.

Подготовила муз. работник Качуровская Е.Ю.

г.Курганинск 2017г

Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.

Наблюдая за детьми в детском саду, я задалась вопросами: в чем секрет успешности музыкального развития ребенка? Какова роль деятельности музыкального руководителя, воспитателя, родителей в воспитании успешного, талантливого человека. Что позволяет достичь наиболее высоких результатов? Ответы на эти вопросы интересуют каждого педагога и родителей.

Музыка – одно из средств музыкально – эстетического воспитания дошкольников Музыкальное искусство – яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребенка. Путь воздействия музыки своеобразен. Музыка обладает своим «языком», своей «речью». Важно не просто научить ребенка выразительно чисто петь, двигаться под музыку. Музыка и связанная с нею деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность, желание общаться с нею, а по мере возможности и «рассуждать» о ней. Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание есть не самоцель, а средство всестороннего, гармонического развития личности. Музыкальное воспитание – один из путей нравственно-эстетического, умственного и физического совершенствования.

Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере. Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкальных способностей.

Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей-профессионалов. Его цели – воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкально-художественное впечатление, каждый музыкально-художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни.

Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей-профессионалов. Его цели – воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкально-художественное впечатление, каждый музыкально-художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни.

Задачи эстетического  воспитания в музыкальной деятельности .

 1. Воспитывать интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений. 2.  Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с   разнообразными музыкальными произведениями. 3. Знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений. 4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности, слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений. 5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке. 6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх и хороводах; использования выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизации маленьких песен, попевок . Формировать самостоятельность, применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать. Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углубления этих впечатлений - вот важная задача, которую стремятся осуществить педагоги в процессе воспитания детей дошкольного возраста.

Музыкальные занятия - основная форма образовательной работы с детьми Занятия включают чередование различных видов деятельности (пения, ритмики, слушания музыки, игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Объединяют детей общими, радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Цель и задача музыкальных занятий заключается в том, что бы привить дошкольникам интерес к искусству, умение разбираться в музыкальной информации, жанрах, музыкальных формах, способствовать формированию у детей художественного вкуса и эстетической потребности

Музыкальные занятия - основная форма образовательной работы с детьми Занятия включают чередование различных видов деятельности (пения, ритмики, слушания музыки, игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Объединяют детей общими, радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Цель и задача музыкальных занятий заключается в том, что бы привить дошкольникам интерес к искусству, умение разбираться в музыкальной информации, жанрах, музыкальных формах, способствовать формированию у детей художественного вкуса и эстетической потребности

Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные в процессе обучения от впечатлений окружающего, могли быть самостоятельно ими применены. С этой целью педагог продумывает возможные моменты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного, непринужденного ее включения в какую-либо детскую деятельность. Музыка в различных видах деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной организаторской деятельности педагога. Использование музыкальных произведений в повседневной жизни обогащает детей, новыми впечатлениями, способствует развитию самостоятельной, творческой инициативы. В организации этой работы большую помощь воспитателю оказывает музыкальный руководитель.

Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные в процессе обучения от впечатлений окружающего, могли быть самостоятельно ими применены. С этой целью педагог продумывает возможные моменты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного, непринужденного ее включения в какую-либо детскую деятельность. Музыка в различных видах деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной организаторской деятельности педагога. Использование музыкальных произведений в повседневной жизни обогащает детей, новыми впечатлениями, способствует развитию самостоятельной, творческой инициативы. В организации этой работы большую помощь воспитателю оказывает музыкальный руководитель.

Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она  заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир

грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны. Музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние. Она влияет  на ритм дыхания, развивает сферу чувств, способствует самопознанию. заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние. Она влияет и на ритм дыхания, и на работу сердца. Когда музыка служит фоном, на котором развивается игровое действие, она усиливает эмоции и делает более яркими образные представления детей у сердца. Когда музыка служит фоном, на котором развивается игровое действие, она усиливает эмоции и делает более яркими образные представления детей

Предлагаю вам озвучить музыкальными инструментами следующее стихотворение: звучит пение птиц (природа)

«Что за волшебная Весна! Откуда в ней так много силы? ?

Едва очнувшись ото сна, Она природу пробудила.

Волшебной палочкой взмахнув, (палочка - свистулька) Она сугробы растопила.

 И сразу же, не отдохнув, Ручьям дорогу проложила (ручей - металлофон)

Потом, как будто дирижёр, Она учила петь капели (капель - колокольчики)

И их весёлый, звонкий хор Поёт которую неделю. И солнцу жарче греть велела, Дала лучей ему взаймы, И сразу всё зазеленело, Как будто не было зимы.

Дождём все улицы умыла, Из-за морей вернула птиц. (птицы - трещотки, костаньеты.) Ведь как без них зимой уныло! А нынче – радость без границ!

Так, даже не присев с дороги, Весна трудилась день – деньской

И мишка вышел из берлоги, (лист бумаги, шелестящий пакет)

И зажужжал пчелиный рой. (маракасы) И воздух чист, и даль ясна!

 Поёт природа, оживая. - Да, ты – волшебница, Весна! Теперь мы это точно знаем!» Использование вышеуказанных звуковых и наглядных материалов позволяет заинтересовать детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала о природе родного края, о растительном и животном мире, а также формируется высокая творческая активность детей.

Предлагаю вам озвучить музыкальными инструментами следующее стихотворение: звучит пение птиц (природа)

«Что за волшебная Весна! Откуда в ней так много силы?

Едва очнувшись ото сна, Она природу пробудила.

Волшебной палочкой взмахнув, (палочка - свистулька) Она сугробы растопила.

 И сразу же, не отдохнув, Ручьям дорогу проложила (ручей - металлофон)

Потом, как будто дирижёр, Она учила петь капели (капель - колокольчики)

И их весёлый, звонкий хор Поёт которую неделю. И солнцу жарче греть велела, Дала лучей ему взаймы, И сразу всё зазеленело, Как будто не было зимы.

Дождём все улицы умыла, Из-за морей вернула птиц. (птицы - трещотки, костаньеты.) Ведь как без них зимой уныло! А нынче – радость без границ!

Так, даже не присев с дороги, Весна трудилась день – деньской

И мишка вышел из берлоги, (лист бумаги, шелестящий пакет)

И зажужжал пчелиный рой. (маракасы) И воздух чист, и даль ясна!

 Поёт природа, оживая. - Да, ты – волшебница, Весна! Теперь мы это точно знаем!» Использование вышеуказанных звуковых и наглядных материалов позволяет заинтересовать детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала о природе родного края, о растительном и животном мире, а также формируется высокая творческая активность детей.

Большое значение в осуществлении эстетического воспитания детей и в развитии их творчества является интеграция всех видов искусства. Актуальность разработки проблемы интеграции применительно к эстетическому воспитанию дошкольников определяется тем, что интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художествен-ной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить

создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни.