Краеведческий кружок "Родник"

Заруцкая Наталья Владимировна

 

 

     В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной волжской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа - авторская программа Заруцкой Натальи Владимировны, обобщение многолетней систематической работы по краеведению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОТЫЩИТЕ МАЛЫШЕЙ!»

Дети входят в зал топающим шагом(«едут на поезде»).

Муз.рук.: Здравствуйте, ребята! Наш поезд привез нас в осенний лес. Давайте поздороваемся с лесными обитателями.

    Проводится коммуникативная игра («Здравствуйте!» М.Картушиной).

Муз.рук. : Посмотрите, как красиво в лесу!

Осень достала краски, ей много покрасить нужно:

 Листья - желтым и красным, серым - небо и лужи.

                                                          (стихи А.Берловой)

Педагог показывает тучку с капельками. Дети исполняют распевку «Тучка».

Педагог показывает мелодию частями(« по капелькам»).

Кап-кап-кап! – тучка, кап- кап- кап! -плакучка,

День и ночь плачет, дождь по лужам скачет.

§  Исполняется песня «Осень» И.Кишко.

Муз.рук. : На земле много луж, мы сейчас будем через них перепрыгивать.

§   Проводится игра «Перепрыгни через лужи» на развитие внимания. На бубни выбивается дробь, дети бегут на носочках, неожиданно ударяет ладонью, дети выполняют прыжок на двух ногах( « перепрыгивают через лужу»),по окончанию игры дети занимают свои места. Педагог показывает улитку.

С листика сниму улитку, на ладошку посажу

Ты ползи, ползи улитка, ну а я погляжу

Но в моей руке улитка, двигаться не хочет

Шепчет мне из домика:- пусти на листочек.

                                                     ( Стих А.Берловой)

§   Проводится пальчиковая игра «Улитка» М. Картушиной.

Педагог «ведет диалог с улиткой»

Расскажи,  улиточка что происходит у вас в лесу?

-Горько плачут звери мамы, горько плачут звери папы

Потерялись малыши, не найти детей в глуши

Вы ребята помогите, и детенышей найдите!

Поможем зверям найти своих детей?(показывает зайца)

На полянку на лужок скачет заяц -  прыг да скок:

- Где же, где мои ребята, длинноухие …(зайчата)

Зайчата услышали, что папа Заяц их зовет, прибежали к нем и сыграли веселую мелодию на погремушках.

(Ставят зайчонка рядом с зайцем)

§ Пьеса М. Картушиной «Погремушка».

Педагог показывает ежика.

Идет ежик по тропинке, он несет грибы в корзинке:

«Поспеши домой ,ребенок, колючий маленький…(Ёжонок)

И папа Еж запотопал по дорожками ножками.

§  Дети слушают  пьесу «Ежик» Д.Кабалевского.

Сборник О.Радыновай «Музыка о животных и птицах»

Вот и помогли мы найти ежику своего ежонка (ставят ежонка рядом с ежом).

Муз. рук. : Ищет лисонька – лиса, щурит хитрые глаза:

- Где играют, где шалят??не видал ли кто…(лисят)

Дети находят лисенка и ставят его около лисы.

Муз.рук. : Лисята увидели маму Лису, обрадовались, встали в пары и  задорно заплясали.

§  Парный танец.

Муз.рук. : Посмотрите, ребята, все ли звери нашли своих детей??

Заяц нашел – зайчонка, лиса – лисенка, ежик – ежонка.

§ Звучит шум дождя (фонограмма).

 Муз.рук. : Что это, ребята?? Правильно, начался дождь.

Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди!

Очень мы хотим гулять, через лужицы скакать.

§  Песня «Дождик».

Муз.рук. : Пора нам возвращаться домой.

Занимайте места в поезде.

§ Дети выполнят упражнение «Поезд» М.Картушиной и уходят в группу.

Задачи: 1.закрепить знание о диких животных русского леса и их детенышей.

2. развивать чувство ритма, учить слаженно выполнять движение в парах, прививать навыки игры на погремушках разными приемами и на металлофоне.

3. воспитывать доброжелательность с людьми, желание помочь в трудной ситуации.

Оборудование: фонограмма шума дождя; сказочный домик с прикрепленным к нему изображением – тучкой с тремя капельками на ниточках; металлофон; бубен; игрушки – улитка, заяц и зайчонком, еж и ежонок, лиса и лисенок; погремушки -  по одной для  каждого ребенка.

     



Предварительный просмотр:

 Согласовано    

Заместитель директора  по УВР

МБОУ «Кадетская школа «Патриот»

ЭМР Саратовской области  

_____________/ Яскевич В.А. /

Утверждаю

Директор МБОУ «Кадетская школа «Патриот»

ЭМР Саратовской области

_____________/ Рябцева О.В. /

Приказ №______   от ____________

Рабочая учебная программа

краеведческого  кружка «Родник»

для обучающихся 7  классов

МБОУ «Кадетская школа «Патриот»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

на  2013-2014  учебный год

                                         Составитель:

                                            Заруцкая Н.В.,

                                                    учитель географии,

                                                                высшей квалификационной

                                    категории

Содержание

                                                                                  Стр.

  1.  Пояснительная записка……………………………………………….    3
  2. Учебно-тематический  план…………………………………………..    5
  3. Содержание учебного материала (основные блоки, модули)………    6
  4. Календарно - тематический план …………………………………………      7

5. Требования к уровню подготовки  обучающихся…………………..    14

6.  Информационно-методическое  обеспечение ……………………       15

Пояснительная записка

     В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной волжской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.

 Данная программа - авторская программа Заруцкой Натальи Владимировны, обобщение многолетней систематической работы по краеведению. Авторская рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и направлена на формирование, углубление, систематизацию знаний   природы своего края,   географии района, экологического состояния природных объектов .

На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность.  

Программа кружка предусматривает теоретический и практический материал, который раскрывается на примерах своего края.

   Занятия кружка носят преимущественно практический характер, на занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, проводить опросы, составлять анкеты, работать с научно-популярной литературой. Учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о различных компонентах природы, крае, проводить исследовательские и поисковые работы.

Цели:

  1. Создание условий для развития личности ребенка через изучение природного наследия малой Родины.
  2. Вовлечение обучающихся в активную познавательную поисково-исследовательскую деятельность.
  3. Углубление и расширение знаний о своей малой Родине.

 Задачи

      1.  Формировать знания о родном крае, его  природе.

      2. Обучать  азам научного поиска, ознакомление с методами географического  исследования.

      3. Развивать интерес к родному краю.

      4. Развивать  творческих способностей, инициативы, самостоятельности, нравственной культуры.

      5. Воспитывать у обучающихся нравственности, патриотизма, бережного отношения к природному,  историческому наследию родного края, сохранению и преумножению природных богатств.

6. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину.

В реализации  решения представленных задач, образовательные учреждения опираются на следующие принципы:

  1. формирование у учащихся единой научной картины мира;
  2. принцип межпредметных связей, раскрывающих единство окружающего мира;
  3. принцип направленности, способствующей развитию гармоничных отношений к окружающей среде;
  4. принцип вовлечения учащихся в общественную и природоохранную деятельность;
  5. принцип преемственности учащихся.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по географии, истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Возраст детей, участвующих при реализации данной программы, - 12-13 лет.

Сроки реализации образовательной программы – 1 год обучения, 1 час в неделю, 33 учебных часа в год.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тематический блок

Кол-во

часов

         Практическая часть

Исторические и культурные

особенности края

    10

Практическая работа «Исследователи Саратовской области»

Практическая работа «Топонимика области»

Практическая работа «Современные демографические показатели области, города»

Практическая работа «Геральдика Саратовской области»

Физико  –  географические особенности природы края

     11

Практическая работа «Минеральные ресурсы области»

Практическая работа «Красная книга Саратовской области»

Экология родного края

12

Практическая работа «Экологические проблемы Западного и Восточного регионов»

Практическая работа «Экологическое состояние края. Основные загрязнители природы»

Итого

33

Содержание программы

  1.  Исторические и культурные особенности края

Понятия «родной край», краеведение.  Наш край в древности. История исследования Саратовского края. Путешественники , иностранные послы: араб Ибн Батут, француз Гильом Рубрук, итальянец Марко Поло, Контарини, русские географы: И.К. Кириллов, В.Н. Татищев, П.И. Рычков, П.С. Паллас, И.П. Дальк, И.И. Лепехин, С. Никитин, А.А. Тилло, П.П. Семенов История географического  развития территории, происхождение названий (топонимика) Заселение края. Обычаи и традиции народов области. Города области. Современные демографические показатели области, города. Геральдика Саратовской области.

  1. Физико  –  географические особенности природы края

Географичекое положение. Геологическое строение. Рельеф, полезные ископаемые и их значение. Климат и внутренние воды. Климатообразующие факторы.  Различия в климате Правобережья и Левобережья. Фенологический календарь.

Растительный и животный мир, почвы. Природные ресурсы области.

        Органический мир края. Охраняемые животные и растения Саратовского края. Особенности природных зон. Занятия населения в разных природных областях.

  1. Экология родного края

Памятники природы  Саратовской области, находящиеся под охраной государства (заповедники, заказники, дубравы, рощи, боры, овраги, грязевые источники, родники)

Экологическое состояние природы области. Основные загрязнители. Причины ухудшения плодородия почв. Сохранение, улучшение и увеличение и увеличение площади зеленых насаждений. Экологические проблемы Приволжского региона, Западного региона, Восточного региона. Меры по охране природы края. Взаимосвязь экологии и состояния здоровья населения области.

Календарно - тематический план

№ п/п

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Дата проведения

Основные

понятия и термины

Образова-  тельные

технологии,

эл. ресурсы

По пла

ну

По фак

ту

  1. 1.Исторические и культурные особенности края

1

Понятия «родной край», «малая родина», краеведение.  

1

3.09

Понятия патриотизм, «родной край», «малая родина», краеведение.  

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Личностно-ориентирован-ная технология

2

История исследования Саратовского края

1

12.09

Древние палеонтологические находки, первые сведения о Волге.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Игровая технология.

технологии.

личностно-ориентирован-ная технология

3

Практическая работа «Исследователи Саратовской области»

1

19.09

Путешественники , иностранные послы: араб Ибн Батут, француз Гильом Рубрук, итальянец Марко Поло, Контарини, русские географы: И.К. Кириллов, В.Н. Татищев, П.И. Рычков, П.С. Паллас, И.П. Дальк, И.И. Лепехин, С. Никитин, А.А. Тилло, П.П. Семенов

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Игровая технология.

технологии.

личностно-ориентирован-ная технология

4

Заселение края.

1

26.09

Наш край в древности. Вхождение Нижнего Поволжья в состав России. Основание Саратова. Заселение края в 17 веке.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Технология проектной деятельности.

5-6

Практическая работа «Топонимика области»

2

3.10

Наука топонимика. История географических названий области.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Технология проектной деятельности.

7

Города области.

1

17.10

Основание городов Саратовской области. Складывание сети городов. Типология городов правобережья и Левобережья.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Технология проектной деятельности.

8

Практическая работа «Современные демографические показатели области, города»

1

24.10

Численность населения и его динамика. Возрастной и половой состав населения. Миграция. Этнический состав населения. Занятость и размещение населения.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

9-10

Практическая работа «Геральдика Саратовской области»

2

31.10

Геральдика как наука.

История появления гербов Саратовской области, городов Саратова и Энгельса.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Технология проектной деятельности.

2.Физико  –  географические особенности природы края

11

Мой край на карте Родины.

1

21.11

Географическое положение.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Игровая технология.

12

Геологическое  прошлое.

1

28.11

Тектоника и геологическое строение. Геологическая карта области.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

13

Рельеф области.

1

5.12

Основные формы рельефа области. Различия в формах рельефа Правобережья и Левобережья.

Оронимы.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Технология проектной деятельности.

14

Практическая работа «Минеральные ресурсы области»

1

12.12

Полезные ископаемые области. Топливные, строительные материалы и горнорудное сырье.

Основные месторождения.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Технология проектной деятельности.

15

Влияние географическое положения природу края. Климат области.

1

19.12

Климатообразующие факторы.  Различия в климате Правобережья и Левобережья. Фенологический календарь.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Игровая технология.

16

Внутренние воды своей области.

1

26.12

Речная сеть области. Проблемы Волги.

Гидронимы.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

17

Общая характеристика органического мира

1

9.01

Почвы, растительный и животный мир области.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Технология проектной деятельности. Игровая технология.

18-

19

Практическая работа «Красная книга Саратовской области»

2

16.01

23.01

Охраняемые животные и растения Саратовского края.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Технология проектной деятельности.

20-

21

Природные зоны области.

2

30.01

6.02

6.02

Особенности природных зон. Занятия населения в разных природных областях.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

3.Экология родного края.

22

Памятники природы  Саратовской области.

1

13.02

Памятники природы  Саратовской области, находящиеся под охраной государства (заповедники, заказники, дубравы, рощи, боры, овраги, грязевые источники, родники)

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

23

Памятники природы Правобережья.

Национальный парк «Хвалынский»

1

20.02

Национальный парк «Хвалынский» Хвалынские родники, гора Беленькая.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

24

Памятники природы Правобережья.

1

27.02

Памятники природы Правобережья.

Летяжевский парк, Алмазовский заказник, Черкасский заказник, Садовский заказник, «Моховое болото»

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

25

Памятники природы Левобережья. Балаковский район.

1

6.03

Памятники природы Левобережья. Балаковский район. Урочище Грачевская дача, красноярский бор, Подсосенский бор, Кормежкинский бор.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

26

Памятники природы Левобережья.

Ивантеевский район, Новоузенский район.

1

13.03

Памятники природы Левобережья.

Ивантеевский район, Новоузенский район.

Степной заказник «Змейка», урочище «Чернавские купола, лиманы.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

27

Памятники природы Левобережья.

Краснокутский район.

1

20.03

Памятники природы Левобережья.

Краснокутский район.

Дьяковский лес. Дремонимы.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

28

Памятники природы Левобережья.

Пугачевский район

1

3.04

Памятники природы Левобережья.

Пугачевский район

Тюльпанная степь.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

29

Практическая работа «Экологическое состояние края. Основные загрязнители природы»

1

10.04

Экологическое состояние края.  Основные загрязнители атмосферы, воды, почвы.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Технология проектной деятельности.

30

Практическая работа «Экологические проблемы Западного и Восточного регионов»

1

17.04

Экологические проблемы Западного и Восточного регионов. Водная эрозия, загрязнение малых рек, засоление и подтопление в зоне мелиорированных земель.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Технология проектной деятельности.

31-32

Экологическое состояние края и здоровье населения

1

24.04

15.05

Меры по охране природы в области. Здоровье населения в крае. Статистика, динамика, перспективы.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

33

Экскурсия в краеведческий музей

1

22.05

Знакомство с экспозициями музея.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Технология проектной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  1. основы краеведческой работы;
  2. основные правила организации научно-исследовательской  и проектной деятельности;
  3. теоретические основы происходящих в природе естественных и антропогенных катаклизм.

        4.экологическое состояние природной среды в России, своем крае;

основные нормативно- правовые документы в области экологии; растения и животных своего края, находящихся под охраной;

  УМЕТЬ:

  1. работать с различными информационными источниками

( интернет, методическая, научная, научно-публицистическая литература);

  1. владеть приемами проектной и исследовательской деятельности;
  2. уметь самостоятельно создавать презентации;
  3. получать информацию из местных источников ( опросы, беседы с ветеранами, учёными, специалистами и т.д.);
  4. применять полученные знания на практике.

6.давать характеристику экологической ситуации в России, своем крае;

7.приводить примеры рационального и нерационального природопользования;

8.определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу;

9.прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;

Информационно-методическое  обеспечение

  1. Примерные программы по учебным предметам. География. 6 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 71 с. (Стандарты второго поколения).
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. Издательство. «Просвещение». 2009.
  3. А.М. Демин, География Саратовской области. Лицей, 2005
  4. Особо охраняемые природные территории Саратовской области. Издательство саратовского университета. 2008
  5. Л. С. Литвинова, О.Е. Жиренко.  Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 2005. – 208 с. (Методическая библиотека).
  6. Софинский Б.А. Программа. Школа экологического выживания. Г. Саратов. 2007.
  7. И.И. Баринова, Л.И. Елховская, В.А. Николина. Внеурочная работа по географии. – М.: Просвещение,1988. – 157с.: ил.- (Б-ка учителя географии).
  8. Богоявленский Г., Смирнова Н., Юньев И. Идут любознательные. Советы юным туристам-краеведам. М., “Молодая гвардия”, 1965.
  9. Н. П. Неклюкова. “Внеклассная работа в природе по географии”, М., Учпедгиз, 1959.

Литература, рекомендованная для учащихся

  1. Востряков А.В., Ковальский Ф.И. Геология и полезные ископаемые Саратовской области. –СГУ, 1986.
  2. География Саратовской области/ под ред. Н.В. Тельтевской. Издательство Саратовского университета, 1993.
  3. Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях. –СГУ,1984.
  4. Доклад о состоянии окружающего природной среды Саратовской области в 2005 г. – Саратов, 2006.
  5. Практические работы по географии 6-9 класс/ под ред. И.И. Бариновой. – М.: «Школа-Пресс», 2001.
  6. Саратовской губернии чертежи: сост. В.Х. Валеев. – Саратов.: Приволжское издательство, 1997.
  7. Семенов В.Н. Саратов геологический. –СГУ, 2000.
  8. Хижняк Л.Г., Новоженова З.Л. Зелёный остров, Серый ключ, Красная речка. – Приволжское книжное издательство, 1990.
  9. Худяков Д.С. Земля Саратовская. – Саратов.: «Соотечественник», «Кадр», 1998.
  10. Энциклопедия Саратовской области. - Саратов.: Приволжское издательство, 2002.

Интернет-ресурсы

www.it-n.ru - Сеть творческих учителей.

 www.wikipedia.oгg - Википедия, свободная энциклопедия

 www. intегnеt-sсhооl.ru - Интернет - школа. Просвещение. RU

http://www.saratovskayaobl.ru/saratov-history/

http://www.museum.ru/m879

http://www.saratovgreen.ru/component/option,com_Саратовский информационный эколого - краеведческий портал

drofa.info/katalog-prirodnich-territoriy-saratovskoy-oblasti/  Каталог природных территорий Саратовской области



Предварительный просмотр:

 Согласовано    

Заместитель директора  по УВР

МБОУ «Кадетская школа «Патриот»

ЭМР Саратовской области  

_____________/ Яскевич В.А. /

Утверждаю

Директор МБОУ «Кадетская школа «Патриот»

ЭМР Саратовской области

_____________/ Рябцева О.В. /

Приказ №______   от ____________

Рабочая учебная программа

краеведческого  кружка «Родник»

для обучающихся 6  классов

МБОУ «Кадетская школа «Патриот»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

на  2013-2014  учебный год

                                         Составитель:

                                            Заруцкая Н.В.,

                                                    учитель географии,

                                                                высшей квалификационной

                                    категории

Содержание

                                                                                  Стр.

  1.  Пояснительная записка……………………………………………….    3
  2. Учебно-тематический  план…………………………………………..    5
  3. Содержание учебного материала (основные блоки, модули)………    6
  4. Календарно - тематический план …………………………………………      7

5. Требования к уровню подготовки  обучающихся…………………..    14

6.  Информационно-методическое  обеспечение ……………………       15

Пояснительная записка

     В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной волжской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.

 Данная программа - авторская программа Заруцкой Натальи Владимировны, обобщение многолетней систематической работы по краеведению. Авторская рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и направлена на формирование, углубление, систематизацию знаний   природы своего края,   географии района, экологического состояния природных объектов .

На занятиях кружка обучающиеся приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность.  

Программа кружка предусматривает теоретический и практический материал, который раскрывается на примерах своего края.

   Занятия кружка носят преимущественно практический характер, на занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, проводить опросы, составлять анкеты, работать с научно-популярной литературой. Учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о различных компонентах природы, крае, проводить исследовательские и поисковые работы.

Цели:

  1. Создание условий для развития личности ребенка через изучение природного наследия малой Родины.
  2. Вовлечение обучающихся в активную познавательную поисково-исследовательскую деятельность.
  3. Углубление и расширение знаний о своей малой Родине.

 Задачи

      1.  Формировать знания о родном крае, его  природе.

      2. Обучать  азам научного поиска, ознакомление с методами географического  исследования.

      3. Развивать интерес к родному краю.

      4. Развивать  творческих способностей, инициативы, самостоятельности, нравственной культуры.

      5. Воспитывать у обучающихся нравственности, патриотизма, бережного отношения к природному,  историческому наследию родного края, сохранению и преумножению природных богатств.

6. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину.

В реализации  решения представленных задач, образовательные учреждения опираются на следующие принципы:

  1. формирование у учащихся единой научной картины мира;
  2. принцип межпредметных связей, раскрывающих единство окружающего мира;
  3. принцип направленности, способствующей развитию гармоничных отношений к окружающей среде;
  4. принцип вовлечения учащихся в общественную и природоохранную деятельность;
  5. принцип преемственности учащихся.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по географии, истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Возраст детей, участвующих при реализации данной программы, - 12-13 лет.

Сроки реализации образовательной программы – 1 год обучения, 1 час в неделю, 33 учебных часа в год.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тематический блок

Кол-во

часов

         Практическая часть

Физико  –  географические особенности природы края

    21

     

Практическая работа «Исследователи Саратовской области»

Практическая работа «Оронимы Саратовской области»

Практическая работа «Минеральные ресурсы области»

Практическая работа «Красная книга Саратовской области»

Экология родного края

12

Практическая работа «Экологические проблемы Западного и Восточного регионов»

Практическая работа «Экологическое состояние края. Основные загрязнители природы»

Итого

33

Содержание программы

  1. Физико  –  географические особенности природы края 

Понятия «родной край», краеведение.  Наш край в древности. История исследования Саратовского края. Путешественники , иностранные послы: араб Ибн Батут, француз Гильом Рубрук, итальянец Марко Поло, Контарини, русские географы: И.К. Кириллов, В.Н. Татищев, П.И. Рычков, П.С. Паллас, И.П. Дальк, И.И. Лепехин, С. Никитин, А.А. Тилло, П.П. Семенов История географического  развития территории, происхождение названий (топонимика)

Географичекое положение. Геологическое строение. Рельеф, полезные ископаемые и их значение. Климат и внутренние воды. Климатообразующие факторы.  Различия в климате Правобережья и Левобережья. Фенологический календарь.

Растительный и животный мир, почвы. Природные ресурсы области.

        Органический мир края. Охраняемые животные и растения Саратовского края. Особенности природных зон. Занятия населения в разных природных областях.

  1. Экология родного края

Памятники природы  Саратовской области, находящиеся под охраной государства (заповедники, заказники, дубравы, рощи, боры, овраги, грязевые источники, родники)

Экологическое состояние природы области. Основные загрязнители. Причины ухудшения плодородия почв. Сохранение, улучшение и увеличение и увеличение площади зеленых насаждений. Экологические проблемы Приволжского региона, Западного региона, Восточного региона. Меры по охране природы края. Взаимосвязь экологии и состояния здоровья населения области.

Календарно - тематический план

№ п/п

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Дата проведения

Основные

понятия и термины

Образова-  тельные

технологии,

эл. ресурсы

По пла

ну

По фак

ту

  1. 1.Физико  –  географические особенности природы края

1

Понятия «родной край», «малая родина», краеведение.  

1

3.09

Понятия патриотизм, «родной край», «малая родина», краеведение.  

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Личностно-ориентирован-ная технология

2

История исследования Саратовского края

1

12.09

Древние палеонтологические находки, первые сведения о Волге.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Игровая технология.

технологии.

личностно-ориентирован-ная технология

3

Практическая работа «Исследователи Саратовской области»

1

19.09

Путешественники , иностранные послы: араб Ибн Батут, француз Гильом Рубрук, итальянец Марко Поло, Контарини, русские географы: И.К. Кириллов, В.Н. Татищев, П.И. Рычков, П.С. Паллас, И.П. Дальк, И.И. Лепехин, С. Никитин, А.А. Тилло, П.П. Семенов

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Игровая технология.

технологии.

личностно-ориентирован-ная технология

4

Мой край на карте Родины.

1

26.09

Географическое положение. Географические координаты Саратова, Энгельса.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Технология проектной деятельности.

5-6

Геологическое прошлое края.

2

3.10

Тектоника и геологическое строение. Различия геологического строения Правобережья и Левобережья. Влияние оледенения на рельеф области.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Технология проектной деятельности.

7-8

Рельеф области

Различия в формах редьефа Правобережья и Левобережья.

2

17.10

24.10

Основные формы рельефа области. Различия в формах рельефа Правобережья и Левобережья.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Технология проектной деятельности.

9-10

Практическая работа «Оронимы Саратовской области»

2

31.10

Происхождение названий форм рельефа Саратовской области.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Технология проектной деятельности.

11-12

Практическая работа «Минеральные ресурсы области»

2

21.11-

28.11

Минеральные ресурсы области. Основные месторождения, использование. Полезные ископаемые своей местности.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Игровая технология.

13

.Влияние географическое положения природу края. Климат области.

1

5.12

Климатообразующие факторы.  Различия в климате Правобережья и Левобережья. Фенологический календарь.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Технология проектной деятельности.

14

Внутренние воды своей области.

1

12.12

Речная сеть области. Проблемы Волги.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Технология проектной деятельности.

15

Внутренние воды своей области. Малые реки, пруды.

1

19.12

Речная сеть области. Проблемы малых рек.

Гидронимы.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Игровая технология.

16 -17

Общая характеристика органического мира

2

26.12-

9.01

Почвы, растительный и животный мир области.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Технология проектной деятельности.

18-

19

Практическая работа «Красная книга Саратовской области»

2

16.01

23.01

Охраняемые животные и растения Саратовского края.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Технология проектной деятельности.

20-

21

Природные зоны области.

2

30.01

6.02

Особенности природных зон. Занятия населения в разных природных областях.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

3.Экология родного края.

22

Памятники природы  Саратовской области.

1

13.02

Памятники природы  Саратовской области, находящиеся под охраной государства (заповедники, заказники, дубравы, рощи, боры, овраги, грязевые источники, родники)

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

23

Памятники природы Правобережья.

Национальный парк «Хвалынский»

1

20.02

Национальный парк «Хвалынский» Хвалынские родники, гора Беленькая.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

24

Памятники природы Правобережья.

1

27.02

Памятники природы Правобережья.

Летяжевский парк, Алмазовский заказник, Черкасский заказник, Садовский заказник, «Моховое болото»

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

25

Памятники природы Левобережья. Балаковский район.

1

6.03

Памятники природы Левобережья. Балаковский район. Урочище Грачевская дача, красноярский бор, Подсосенский бор, Кормежкинский бор.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

26

Памятники природы Левобережья.

Ивантеевский район, Новоузенский район.

1

13.03

Памятники природы Левобережья.

Ивантеевский район, Новоузенский район.

Степной заказник «Змейка», урочище «Чернавские купола, лиманы.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

27

Памятники природы Левобережья.

Краснокутский район.

1

20.03

Памятники природы Левобережья.

Краснокутский район.

Дьяковский лес. Дремонимы.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

28

Памятники природы Левобережья.

Пугачевский район

1

3.04

Памятники природы Левобережья.

Пугачевский район

Тюльпанная степь.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

29

Практическая работа «Экологическое состояние края. Основные загрязнители природы»

1

10.04

Экологическое состояние края.  Основные загрязнители атмосферы, воды, почвы.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Технология проектной деятельности.

30

Практическая работа «Экологические проблемы Западного и Восточного регионов»

1

17.04

Экологические проблемы Западного и Восточного регионов. Водная эрозия, загрязнение малых рек, засоление и подтопление в зоне мелиорированных земель.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Технология проектной деятельности.

31-32

Экологическое состояние края и здоровье населения

1

24.04

15.05

Меры по охране природы в области. Здоровье населения в крае. Статистика, динамика, перспективы.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

33

Экскурсия в краеведческий музей

1

22.05

Знакомство с экспозициями музея.

Здоровьесбере-гающие технологии, информацион-ные технологии.

Технология проектной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  1. основы краеведческой работы;
  2. основные правила организации научно-исследовательской  и проектной деятельности;
  3. теоретические основы происходящих в природе естественных и антропогенных катаклизм.

        4.экологическое состояние природной среды в России, своем крае;

основные нормативно- правовые документы в области экологии; растения и животных своего края, находящихся под охраной;

  УМЕТЬ:

  1. работать с различными информационными источниками

( интернет, методическая, научная, научно-публицистическая литература);

  1. владеть приемами проектной и исследовательской деятельности;
  2. уметь самостоятельно создавать презентации;
  3. получать информацию из местных источников ( опросы, беседы с ветеранами, учёными, специалистами и т.д.);
  4. применять полученные знания на практике.

6.давать характеристику экологической ситуации в России, своем крае;

7.приводить примеры рационального и нерационального природопользования;

8.определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу;

9.прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;

Информационно-методическое  обеспечение

  1. Примерные программы по учебным предметам. География. 6 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 71 с. (Стандарты второго поколения).
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. Издательство. «Просвещение». 2009.
  3. А.М. Демин, География Саратовской области. Лицей, 2005
  4. Особо охраняемые природные территории Саратовской области. Издательство саратовского университета. 2008
  5. Л. С. Литвинова, О.Е. Жиренко.  Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 2005. – 208 с. (Методическая библиотека).
  6. Софинский Б.А. Программа. Школа экологического выживания. Г. Саратов. 2007.
  7. И.И. Баринова, Л.И. Елховская, В.А. Николина. Внеурочная работа по географии. – М.: Просвещение,1988. – 157с.: ил.- (Б-ка учителя географии).
  8. Богоявленский Г., Смирнова Н., Юньев И. Идут любознательные. Советы юным туристам-краеведам. М., “Молодая гвардия”, 1965.
  9. Н. П. Неклюкова. “Внеклассная работа в природе по географии”, М., Учпедгиз, 1959.

Литература, рекомендованная для учащихся

  1. Востряков А.В., Ковальский Ф.И. Геология и полезные ископаемые Саратовской области. –СГУ, 1986.
  2. География Саратовской области/ под ред. Н.В. Тельтевской. Издательство Саратовского университета, 1993.
  3. Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях. –СГУ,1984.
  4. Доклад о состоянии окружающего природной среды Саратовской области в 2005 г. – Саратов, 2006.
  5. Практические работы по географии 6-9 класс/ под ред. И.И. Бариновой. – М.: «Школа-Пресс», 2001.
  6. Саратовской губернии чертежи: сост. В.Х. Валеев. – Саратов.: Приволжское издательство, 1997.
  7. Семенов В.Н. Саратов геологический. –СГУ, 2000.
  8. Хижняк Л.Г., Новоженова З.Л. Зелёный остров, Серый ключ, Красная речка. – Приволжское книжное издательство, 1990.
  9. Худяков Д.С. Земля Саратовская. – Саратов.: «Соотечественник», «Кадр», 1998.
  10. Энциклопедия Саратовской области. - Саратов.: Приволжское издательство, 2002.

Интернет-ресурсы

www.it-n.ru - Сеть творческих учителей.

 www.wikipedia.oгg - Википедия, свободная энциклопедия

 www. intегnеt-sсhооl.ru - Интернет - школа. Просвещение. RU

http://www.saratovskayaobl.ru/saratov-history/

http://www.museum.ru/m879

http://www.saratovgreen.ru/component/option,com_Саратовский информационный эколого - краеведческий портал

drofa.info/katalog-prirodnich-territoriy-saratovskoy-oblasti/  Каталог природных территорий Саратовской области



Предварительный просмотр:

Анализ

работы краеведческого кружка «Родник»

за 2013-2014 уч. год

(7 класс)

Программа краеведческого кружка  «Родник»  направлена на формирование, углубление, систематизацию знаний   природы своего края,   географии района, экологического состояния природных объектов .

В течении учебного года преследовались следующие цели:

  1. Создание условий для развития личности ребенка через изучение природного наследия малой Родины.
  2. Вовлечение обучающихся в активную познавательную поисково-исследовательскую деятельность.
  3. Углубление и расширение знаний о своей малой Родине.

 Решались следующие задачи:

      1.  Формирование знаний о родном крае, его  природе.

      2. Обучение  азам научного поиска, ознакомление с методами географического  исследования.

      3. Развитие  интереса к родному краю.

      4. Развитие   творческих способностей, инициативы, самостоятельности, нравственной культуры.

      5. Воспитание  у обучающихся нравственности, патриотизма, бережного отношения к природному,  историческому наследию родного края, сохранению и преумножению природных богатств.

6. Воспитание чувства гордости за свою малую родину.

  При реализации поставленных задач, в своей работе  я опиралась на следующие принципы:

  1. формирование у учащихся единой научной картины мира;
  2. принцип межпредметных связей, раскрывающих единство окружающего мира;
  3. принцип направленности, способствующей развитию гармоничных отношений к окружающей среде;
  4. принцип вовлечения учащихся в общественную и природоохранную деятельность;
  5. принцип преемственности учащихся.

В работе краеведческого кружка участвовали 16 учащихся 7-х классов. Занятия проходили раз в неделю.

  1.     Работа кружка велась в соответствии с рабочей программой по основным блокам «Исторические и культурные особенности края»,«Физико  –  географические особенности природы края», «Экология края»

Содержание программы кружка способствовало интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию обучающихся, который был составлен на основе местного краеведческого материала. При реализации программы  я, как руководитель кружка, учитывала возрастные и индивидуальные возможности  школьников,  старалась создать условия для успешности каждого ребёнка.  Обучение осуществлялось в виде теоретических и практических занятий.

В работе кружка использовала  следующие формы:

- индивидуальные, парные, групповые;

- практические и теоретические;

- беседы;

- игровые занятия;

- экскурсии.

В ходе практических занятий обучающиеся выполняли презентации, посвященные природе родного края, которые потом использовались при проведении занятий по предметам «География» и «Краеведение». Ребята  овладевали основными приемами проектной и исследовательской деятельности, познакомились с основными

нормативно- правовыми документами  в области экологии, работали с различными  информационными источниками ( интернет, методическая, научная, научно-публицистическая литература). Собранный информационный материал оформлен в виде иллюстрированных рабочих папок, а так же тематических презентациях.

Особое внимание учащихся привлекли такие обширные темы как «Происхождение названий (топонимика)», « Заселение края. Обычаи и традиции народов области. Города области», « Современные демографические показатели области, города», « Геральдика Саратовской области»

Обучающиеся  приняли участие в некоторых дистанционных мероприятиях различного уровня, в том числе международного (Поддержки природоохранных проектов WWF России – акция  «Час Земли»), знания краеведческого характера помогли участникам кружка в международной дистанционной олимпиаде по географии.

Учащиеся совершили экскурсию в краеведческий музей, а также в сам природный комплекс. Занятия-экскурсии способствовали не только знакомству с некоторыми особенностями своей местности , но и  формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, получению навыков межличностного общения.

Считаю, что внеурочная деятельность для обучающихся  имеет значение и развивающее, и социальное, поэтому работу необходимо продолжить, уделяя большее внимание  исследовательским методам работы с обучающимися.

Руководитель кружка:                                                            Н.В. Заруцкая