Для Вас, родители.

Томашевская Анастасия Валериевна

                                                                                                           

 

  • Консультация:

" Не пора ли к логопеду за советом в детский сад?"

  • Консультация:

"Почему ребенок говорит не правильно?"

  • Консультация:

"Зачем логопед дает домашние задание?"

  •  Памятка:

"Правила занятий с ребенком дома"

 

  •  Консультация:

"Фонематический слух - основа правильной речи"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                   C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Логопедический раздел на сайте ДС№17\Информация Н.В\Информация для родителей, самостоятельно занимающихся с ребенком\Фото для работы 778.gif

Не пора ли к логопеду за советом в детский сад!

«ЛЫБА»  ГОВОРИТЬ  РАЗРЕШАЕТСЯ!

До четырех с половиной – пяти лет неправильное произнесение звуков совершенно нормально для ребенка. Более того, он имеет право на «коверканье» слов. Потому что до этого возраста идет формирование звукового строя речи, и ребенок как бы пробует разные варианты звукопроизношения. Он может не так произносить шипящие звуки, у него может не быть звука «Р» или твердого «Л». К четырем – пяти годам произношение обычно самостоятельно выправляется, и помощь логопеда большинству детей бывает не нужна.

Но иногда (в последнее время все чаще) неумение правильно произносить звуки бывает вызвано у ребенка неврологическими проблемами. И вот тут уже плохая дикция обернется трудностями при письме и чтении. Если у вас именно этот случай, без помощи логопеда вам не обойтись.

Насторожиться и заподозрить, что с речью ребенка не все в порядке, родители должны при таких ошибках:

Малыш взаимозаменяет звуки. Одно дело, если вместо «шапка» он говорит «фапка» или как-то по-другому искажает слово,- это лишь неумение выговаривать звук «Ш». И совсем другое, если он не только говорит «сапка» вместо «шапка», но и «шобака» вместо «собака». Значит, он не слышит, не различает звуки «С» и «Ш», а потому взаимозаменяет их. Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите, когда малыш подрастет, и даже если ему два года и он только заговорил, ведите его к логопеду.

Ребенок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. И в два и даже в три года ему позволяется коверкать слова почти до неузнаваемости, но в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов. Та же «шапка» может быть «шака», »сапа», «пака», но не «шап» или «шапака». Дети могут опускать или добавлять согласные звуки, но не гласные. Ведь гласные – это основа слова, та же ритмика. И нарушение слоговой структуры – сигнал, что ребенок не слышит ритма слова. Хотя при нормальном развитии эта функция формируется к двум – двум с половиной годам.

Ребенку больше трех с половиной лет, но он говорит вяло, как бы прожевывая слова. И в этом случае придется обращаться к логопеду за специальными упражнениями. Точно так же, как если он говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с разросшимися аденоидами. Поставьте ложку или зеркальце к носу ребенка, и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть, но если оно запотеет чрезмерно, значит, струя воздуха идет через нос, а ведь наша речь предполагает ротовое дыхание, кроме произношения звуков «М», «Н».



Предварительный просмотр:

                 "Почему ребенок говорит не правильно?"

     Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение формы общения ребёнка с взрослым. Так, если не происходит замена эмоционального общения, характерного для 1 года жизни, на предметно-действенное общение с 2-3-летним ребенком, то появляется серьёзная угроза возникновения задержки психического развития.

 Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительно окружения.

 Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.

 Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.

 Также влияет общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.

 В заключение: любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.

Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:

-      неправильные окончания имен существительных множественного числа родительного падежа (лошадев, карандашов, птичков, стулов); неодушевленных имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);

-      изменение по падежам несклоняемых существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);

-     незнание рода имен существительных (это моя печенья, всю молоко выпил, один яблок);

-     ошибки в основе глаголов (даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю);

-      неправильная форма сравнительной степени прилагательных ( хужее, твердее, близее);

-      неправильное склонение числительных (идите по одном, иди с двоями, собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка);

-      отсутствие в личных местоимениях начального Н в косвенных падежах (у ей, к ему, с ими).

Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда – нет.

Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка. Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять. Если на них не обращать внимание, речь ребенка надолго останется неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребенка. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично. Например.

В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва». Отец слышит, что сын неправильно по числовым и падежным нормам употребил слова. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился,  он сказал: «Ты правильно подметил, только надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов»  А теперь ты повтори, только правильно».

Вскоре после посещения зоопарка отец купил мальчику набор цветных открыток «Зоопарк». Играя с сыном в игру «Что я видел в зоопарке», он просил мальчика вспомнить, животных, которых он видел, назвать в форме множественного числа, а затем найти их на открытке. Сын с большим удовольствием выполнял задания, не  подозревая, что отец придумал такую игру, чтобы научить его образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих диких животных.



Предварительный просмотр:

Самомассаж в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Самомассаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица и всего тела. Самомассаж можно проводить одновременно с несколькими детьми в любое время дня.

Длительность одного сеанса 5-10 минут. Каждое упражнение выполняется 4-6 раз. Дети могут сидеть или лежать (после сна).

Самомассаж мышц головы и шеи.

«Я хороший» - поставить ладони обеих рук на голове ближе ко лбу. Соединить пальцы в центре. Провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковую поверхность к плечам (движения медленные, поглаживание).

«Наденем шапочку» - исходное положение рук то же, что и в предыдущем упражнении. Двигать ладони вниз к ушам, затем по передней боковой части к подбородку.

Самомассаж для лицевой мускулатуры.

«Рисуем дорожки» - двигать пальцами от середины лба к вискам.

«Рисуем елочки» - двигать пальцами ото лба к вискам.

«Пальцевый душ» - легко постукивать пальцами по лбу.

«Глазки спят» - закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удерживать веки 3-5 секунд.

«Нарисуем усы» - двигать указательным и средним пальцами от середины верхней губы к углам рта.

«Веселый клоун» - двигать указательным и средним пальцами от середины нижней губы к углам рта, затем вверх к скуловой кости.

«Испечем блинчики» - похлопать ладошками по щекам.

«Умыли личико» - легкие поглаживающие движения ладонями обеих рук от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Самомассаж для мышц языка.

«Непослушный язычок» - пошлепать губами язык, произнося «пя-пя-пя».

«Покусывание» - легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад.

«Поглаживание» - просунуть язык как можно дальше через узкую щель между губами. Затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Погладить язык губами.

Расслабляющий самомассаж кистей и пальцев рук.

Комплекс №1.

Надавливать сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук изменить.

Растирать ладонями шестигранный карандаш с постепенным увеличением усилий.

Растирать ладони движениями вверх – вниз.

Растирать боковые поверхности сцепленных пальцев движениями вверх – вниз.

Разминать, растирать каждый палец вдоль, затем поперек.

Делать круговые движения положенным между ладонями грецким орехом, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая их один через другой, одной рукой, затем другой рукой.

Надавливать не заточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращать карандаш вправо – влево.

Разминать кисти правой руки пальцами левой руки, и наоборот, затем поочередно их растирать.

Комплекс №2 «Огород».

Вырос у нас кабачок

И.п. – пальцы в кулачках.

Вырос у нас чесночок,

Разогнуть указательный палец правой руки и растирать круговыми движениями.

Перец, томат, кабачок,

Разогнуть средний палец правой руки и растирать круговыми движениями.

Тыква, капуста, картошка,

Разогнуть безымянный палец правой руки и растирать круговыми движениями.

Лук и немножко горошка,

Разогнуть мизинец правой руки и растирать круговыми движениями.

Овощи мы собирали,

Разогнуть мизинец левой руки и растирать круговыми движениями.

Ими друзей угощали.

Разогнуть безымянный палец левой руки и растирать круговыми движениями.

Квасили, ели, солили,

Разогнуть средний палец левой руки и растирать круговыми движениями.

С дачи домой увозили.

Разогнуть указательный палец левой руки и растирать круговыми движениями.

Прощай же на год,

Разогнуть большой палец правой руки и растирать круговыми движениями

Наш друг – огород!

Разогнуть большой палец левой руки и растирать круговыми движениями.

Комплекс №3.

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица. Кисть руки опущена (пальцы – «ветки»). Правой рукой (пальцы собраны в щепоть) «снимаем ягоды».

Ягод полное лукошко!

Я попробую немножко.

Сложить ладони «корзинкой».

Я поем еще чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Собранными щепотью пальцами правой руки прикасаться к левой ладони и подносить ко рту.

Раз, два, три, четыре, пять…

Поочередно массировать каждый палец на одной руке (при повторении – на другой руке).

Снова буду собирать.

Хлопки в ладоши.

Комплекс №4 «Мышка».

Мышка маленькая в норке

Тихо грызла хлеба корку.

Поскрести ногтями по коленям.

«Хрум, хрум!» - что за шум?

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

Это мышка в норке

Хлебные ест корки.

Потереть ладони друг о друга.

Комплекс №5 «Рукавицы».

Вяжет бабушка лисица

Всем лисятам рукавицы:

Поочередно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев.

Для лисенка Саши,

Для лисички Маши,

Для лисенка Коли,

Для лисички Оли,

Поочередный массаж пальцев левой руки, начиная с большого (при повторении массировать пальцы правой руки).

А маленькие рукавички

Для Наташеньки – лисички.

В рукавичках – да-да-да! –

Потереть ладони друг о друга.

Не замерзнем никогда!

Комплекс №6 «Дружба».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Растирание ладоней рук.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.

Поочередное массирование пальцев сначала на одной руке, потом – на другой.

Комплекс №7 «Орешник».

Наклонил орешник ветки –

Поглаживание ладонью правой руки кисти левой.

Дарит всем зверям орешки.

Круговые движения собранными вместе кончиками пальцев правой руки по ладони левой.

Вот орешек для бельчонка,

Вот орешек для мышонка,

Поочередное массирование каждого пальца левой руки, начиная с большого пальца.

Вот орешек хомячку,

Вот орех бурундучку.

И орешек для меня

Приготовил он, друзья!

Потирание ладоней рук друг о друга. При повторении так же массировать пальцы правой руки.

Комплекс №8 «Грачи».

Мы лепили куличи,

«Лепить пирожки».

Прилетели к нам грачи.

Помахать крыльями – ладошками.

Первый грач испек пирог,

А второй ему помог,

Поочередно массировать каждый палец левой руки правой рукой, начиная с большого.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Постучать пальцами по коленям.

Раз, два, три, четыре, пять,

Поочередно загибать пальцы на обеих руках одновременно.

Выходи грачей считать!

Резко вытянуть руки вперед ладонями вверх. При повторении массировать пальцы правой руки.

Комплекс №9 «Матрешки».

Мы – красавицы Матрешки –

Разноцветные одежки.

Прижимают ладони друг к другу и делают ими вращательные движения.

Раз – Матрена, два – Милаша,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита – это пять.

Поочередно массируют пальцы на правой руке, начиная с большого пальца.

Нас не трудно сосчитать.

Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках. При повторении массировать пальцы на левой руке.

Комплекс №10 «Прогулка».

Раз, два, три, четыре, пять –

Поочередное соединение одноименных пальцев рук подушечками.

Вышли пальцы погулять.

Хлопки в ладоши.

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне левой руки ( при повторении – правой руки), начиная с большого пальца.

Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальцы погулять.

Интенсивно растереть кисти рук.

Погуляли, погуляли, и домой пришли опять.

Энергично встряхивать кистями рук.

Самомассаж биологически активных зон.

Комплекс №1 «Снегири» (для предотвращения простуды).

Ра-ра-ра.

Погляди-ка, детвора!

Ладони приставить ко лбу «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны к центру.

Ря-ря-ря.

Взошла красная заря.

Раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами.

Ре-ре-ре.

Растет рябина на горе.

Кулачками энергично провести по крыльям носа 7 раз.

Ри-ри-ри.

Клюют рябину снегири.

Пальцами легко «пробежаться» по щекам.

Комплекс №2 «Наступили холода».

Да, да, да,

Наступили холода.

Потереть ладонями друг о друга.

Да, да, да,

Превратилась в лед вода.

Провести большими пальцами рук по шее сверху вниз.

Ду, ду, ду,

Поскользнулась я на льду.

Указательными пальцами помассировать крылья носа.

Ду, ду, ду,

Я на лыжах иду.

Растереть ладонями уши.

Ды, ды, ды,

На снегу есть следы.

Растереть лоб движениями в стороны от середины лба.

Комплекс №3 «Кисонька».

Са-са-са,

Кисонька – краса.

Погладить ладонями шею.

Сы-сы-сы,

Есть у кисоньки усы.

Кулачками провести по крыльям носа 7 раз.

Исы-исы-исы,

Молоко для кисы.

Провести пальцами по лбу от середины 7 раз.

Иса-иса-иса,

Бантом играет киса.

Ладонями растереть уши.

Комплекс №4 (предотвращающий простудные заболевания).

Тили – тили – тили – бом!

Сбил сосну зайчишка лбом!

Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе.

Жалко мне зайчишку,

Носит зайка шишку.

Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам.

Поскорее сбегай в лес,

Сделай заиньке компресс.

Раздвинуть указательные и средние пальцы, остальные сжать в кулак. Массировать точки, находящиеся перед и за ухом.

Комплекс №5 «Обезьяна Чи-чи-чи».

Дети садятся по-турецки.

Обезьянка Чи-чи-чи

Продавала кирпичи.

Провести ладонями по шее от затылочной части к основанию горла.

Подбежал тут к ней Зайчонок:

- Не продашь ли кирпиченок?

Указательным и средними пальцами провести по крыльям носа.

- Нет! – сказала Чи-чи-чи. –

Продаю я кирпичи.

Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам.

Знай, Зайчонок!

Нет слова «кирпиченок»!

Раздвинуть указательные и средние пальцы, поставить их перед и за ухом и энергично растереть кожу ушей.

Комплекс № 6 «Снеговик».

Раз – рука, два – рука.

Вытянуть вперед сначала одну руку, потом – другую.

Лепим мы снеговика.

Имитировать лепку снежков.

Три – четыре, три – четыре,

Погладить ладонями шею.

Нарисуем рот пошире.

Пять – найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз.

Кулачками растереть крылья носа.

Шесть – наденем шляпу косо,

Пусть смеется он у нас.

Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть лоб.

Семь и восемь, семь и восемь –

Мы плясать его попросим.

Погладить колени ладошками.

Комплекс №7 «Труба» (для профилактики простудных заболеваний).

Ба-ба-ба -

На крыше есть труба.

Провести всеми пальцами по лбу от середины к вискам 7 раз.

Бу-бу-бу –

Надо чистить трубу.

Кулачками провести по крыльям носа 7 раз.

Бы-бы-бы –

Валит дым из трубы.

Растереть ладонями уши.

Комплекс №8 «Считалка для мыши».

Раз, два, три, четыре,

Провести руками по шее от затылка к груди 4 раза.

Сосчитаем дыры в сыре.

Мягко поглаживать шею ладонями сверху вниз.

Если в сыре много дыр,

Указательными пальцами, мягко надавливая, провести по крыльям носа 4 раза.

Значит, вкусным будет сыр.

Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам 4 раза.

Если в нем одна дыра,

Раздвинув указательный и средний пальцы «вилочкой», растереть точки перед и за ушами.

Значит, вкусным был вчера.

Потереть ладони друг о друга.

Комплекс №9 «Сорока».

Ока-ока-ока –

Потереть ладони друг о друга.

Где живет сорока?

Оки-оки-оки –

Не найти гнездо сороки.

Приставить ладони ребрами ко лбу, как «козырек», и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба.

Ок-ок-ок –

Кулачками провести по крыльям носа.

На, поклюй-ка колосок!

Ку-ку-ку –

Попить лети ты на реку.

Раздвинуть указательный и средний пальцы «вилочкой» и растирать точки перед и за ушами.

Ко-ко-ко –

А река-то далеко.

Мягкими движениями ладони погладить шею сверху вниз.

Самомассаж лица.

Комплекс №1.

Носик, носик!

Провести кулачками по крыльям носа 4 раза.

Где ты, носик?

Лобик, лобик!

Где ты, лобик?

Всеми пальцами провести по лбу от середины лба к вискам 4 раза.

Щечка, щечка!

Где ты, щечка?

Пальцами погладить щеки сверху вниз 4 раза.

Где ты, щечка?

Будет чистенькая дочка,

Погладить ладонями шею.

Будет чистенький сынок

Растереть ладонями уши.

И котенок – малышок.

Потереть ладони друг о друга.

Комплекс №2.

Жа-жа-жа,

Мы нашли в лесу ежа.

Подушечками пальцев обеих рук провести по лбу от середины к вискам 7 раз.

Жу-жу-жу,

Подошли мы все к ежу.

Подушечками пальцев обеих рук провести по щекам сверху вниз 7 раз.

Ужа-ужа-ужа,

Впереди большая лужа.

Приставить ладони ко лбу как бы сделав «козырек», и растереть лоб движениями в стороны – вместе.

Жок-жок-жок,

Надень, ежик, сапожок!

Кулачками массировать крылья носа.

Комплекс №3.

Ла – ла – ла

На цветке сидит пчела.

Подушечками пальцев обеих рук провести по лбу от середины к вискам 7 раз.

Ул-ул-ул,

Ветерок подул.

Подушечками пальцев обеих рук провести по щекам сверху вниз 7 раз.

Ала-ала-ала,

Пчелка крыльями махала.

Кулачками энергично провести по крыльям носа 7 раз.

Ила-ила-ила,

Пчелка мед носила.

Приставить ладони ко лбу как бы сделав «козырек», и растереть лоб движениями в стороны – вместе.

Комплекс №4 «Бурундук».

Щечка, щечка, щечка, щечка -

Два мешочка.

Поглаживать лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам.

Три, четыре

Надавить пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой стрелке.

Корешочка.

Надавить пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения против часовой стрелки.

Пять брусничек,

С усилием, надавливая, провести указательными пальцами по бровям.

Шесть морошек,

Закрыть глаза и мягко погладить веки.

Семь букашек, восемь мошек.

Надавливая на крылья носа, провести пальцами от переносицы к носовым пазухам.

Лапкой в щечку – стук, стук, стук.

Похлопать ладонями по щекам.

- На здоровье, бурундук!

Вытянуть ладони вперед и покачать головой.

Комплекс №5 (самомассаж носа).

Ба-ба-ба – заиграла труба.

Большими пальцами потереть указательные пальцы.

Бу-бу-бу - задудели мы в трубу.

Бе-бе-бе – я играю на трубе.

Массировать указательными пальцами крылья носа сверху вниз и снизу вверх.

Самомассаж тела.

Комплекс №1«Лягушата» (первый вариант)

Выполнять движения, соответствующие тексту стихотворения.

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки – тростинки.

Ножками затопали, ручками захлопали.

Постучим ладошкой по ручкам мы немножко.

А потом, потом, потом, грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп – хлоп тут и там, и немного по бокам.

Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

Погладили ладошки и ручки, и ножки.

Лягушата скажут: «Ква!

Прыгать весело, друзья!».

(второй вариант)

Лягушата дружно встали, свои лапки показали.

Протягивают согнутые в локтях руки вперед, пальцы рук широко раздвинуты.

Спинки прогибаются, лягушки улыбаются.

Слегка прогибаются назад.

Лапками похлопали.

Хлопки в ладоши.

Ладошками пошлепали.

Шлеп по грудке, по руке, по бокам и по спине.

Хлопать ладонями по груди, одной руке, бокам и спине (докуда достают руки).

По другой руке стучали и несколько не устали.

Хлопать по другой руке от кисти к плечу.

Застучали по ногам – шлеп – шлеп – шлеп, тарам – пам – пам!

Хлопки по ногам снизу вверх.

А потом, потом, потом кулачком все разотрем.

Кулачками растирать руки, грудь, бока, ноги.

Ладошками себя погладим и спинку распрямим.

Погладить себя мягкими движениями ладоней. Встать, хорошо выпрямив спину.

Комплекс №2.

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

Движения выполняются соответственно тексту.

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

Все массирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т. д.

А потом ладошкой пошлепала немножко.

Стала гладить ручки, ножки и бока совсем немножко.

Ну, красавица – Лиса!

Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо – влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину.

До чего же хороша!

Комплекс №3 «Дождь» (массаж спины).

Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения.

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам.

Хлопки ладонями по спине.

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек.

Поколачивание кулачками.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят.

Постукивание пальчиками.

Только мой братишка в луже

Поглаживание спины ладошками.

Ловит рыбу нам на ужин.

Дети поворачиваются на 180 и делают массаж еще раз.

Комплекс №4 «Спинка – тростинка» (массаж спины).

Дети построились друг за другом. Они – «лягушата».

Лягушата встали, спинки показали.

Вот прямая спинка, спинка – тростинка.

Встать, выпрямившись. Погладить ладонями спину сверху вниз.

Ладошками стучали, спинку выпрямляли.

Похлопать ладошками по спине сверху вниз.

Пальчики бежали, спинку выпрямляли.

Быстро «пробежаться» пальчиками по спине.

Кулачки стучали, спинку выпрямляли.

Поколачивание кулачками рук по спине.

Вот какая спинка, спинка – тростинка.

Поглаживание спины мягкими движениями ладоней.

Комплекс №5 «Курочка и цыплята» (самомассаж ног, выполняется под русскую нар. мелодию «Ах вы, сени»).

Наседка не редко ругала цыплят:

Поглаживание подъема ноги.

«Кончайте клеваться, кому говорят»

Массаж щиколоток.

Кто много клюется, тот мало клюет,

Похлопывание пальцами по ноге от щиколотки вверх.

Кто мало клюет, тот плохо растет,

Поколачивание кулачками по ноге снизу вверх.

Кто мало растет, тот болен и худ,

Поглаживание ноги ладонями.

Кто худ и бессилен, того заклюют!»

Поглаживание коленей ног.

Комплекс №6 «Строим дом» (самомассаж рук).

Целый день тук да тук,

Похлопывание ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу.

Раздается звонкий стук.

Похлопывание ладонью левой руки по правой руке от кисти к плечу.

Молоточки стучат,

Поколачивание правым кулачком по левой руке от кисти к плечу.

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат,

Поколачивание левым кулачком по правой руке от кисти к плечу.

Строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек,

Растирание правым кулачком левой руки круговыми движениями от кисти к плечу.

Этот дом для зайчиков,

Растирание левым кулачком правой руки круговыми движениями от кисти к плечу.

Этот дом для девочек,

Быстро «пробежаться» пальцами правой руки по левой руке от кисти к плечу.

Этот дом для мальчиков.

Быстро «пробежаться» пальцами левой руки по правой руке от кисти к плечу.

Вот какой хороший дом,

Погладить ладонью правой руки левую руку от кисти к плечу.

Как мы славно заживем,

Погладить ладонью левой руки правую руку от кисти к плечу.

Будем песни распевать,

Скользящие хлопки ладоней друг о друга («Тарелочки»).

Веселиться и плясать.

Комплекс №7 «Скворцы» (самомассаж рук).

Раз и два – звенят капели.

«Пробежаться» пальчиками правой руки по левой руке от кисти к плечу.

Три, четыре – мы запели.

Погладить ладонью правой руки левую руку от кисти к плечу.

Пять и шесть – летят скворцы,

Пошлепать ладошкой правой руки левую руку от кисти к плечу.

К нам летят скворцы – певцы.

Круговые движения кулачком правой руки по левой руке от кисти к плечу.

Семь и восемь – песни льются.

Поколачивание кулачком правой руки левую руку от кисти к плечу.

Девять, десять – все смеются.

Поглаживание ладонью правой руки левую руку от кисти к плечу. При повторении выполнить массаж другой руки.

Комплекс №8 (самомассаж тела и лица).

Спинка, спинка.

Закинуть руки за шею и помассировать спину.

Потолок.

Пальцами помассировать голову.

Электрический звонок.

Нажать указательным пальцем на кончик носа.

- Хозяин дома?

Указательными пальцами потереть крылья носа.

- Дома!

- Гармонь готова?

Ладонями растереть уши.

- Готова!

- Можно поиграть?

Погладить шею.

- Да!

Ладонями погладить грудь, живот, ноги.

Комплекс №9 «На границе» (самомассаж ушей).

Жу-жу-жу – я границу сторожу.

Ши-ши-ши – зашуршали камыши.

Провести пальцами по краям ушных раковин.

Жу-жу-жу – я в дозоре хожу.

Ши-ши-ши – сладко спите, малыши.

Потянуть ушные раковины вниз, в стороны, вверх.

Комплекс №10 (самомассаж груди).

Дети сжимают пальцы в кулачки и выполняют массаж, делая движения соответственно тексту.

Я мочалку возьму и ключицу разотру,

И кругами и кругами грудь массирую руками.

А потом, потом, потом будет весело кругом.

Комплекс №11 (самомассаж ступней и пальцев ног).

Пальчики на ножках,

Как на ладошках.

Я их смело покручу

И шагать их научу.

Дети (босиком) массируют, «вращают» пальчики на ногах.

Разведу вперед – назад

Один палец тянуть рукой на себя, другой – от себя.

И сожму руками.

Здравствуйте, пальчики, гномики лесные!

Здравствуйте, пальчики, игрушки заводные!

Сжимание ладонями пальцев ног.

Комплекс №12 «Петушок» (самомассаж шеи).

Через поле, через реку

Левой рукой обхватить шею с правой стороны и погладить ее, проводя ладонью к основанию горла.

Крикнул Петя: «Кукареку!».

Правой рукой обхватить шею с левой стороны и погладить ее, проводя ладонью к основанию горла.

На высоком берегу

Указательным и большим пальцами левой руки оттянуть кожу на шее с правой стороны и отпустить ее.

Эхо вторило: «Ку…ку!».

Указательным и большим пальцами правой руки оттянуть кожу на шее с левой стороны и отпустить ее.

Массаж пальцев и ладоней.

1. Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрем

И к другому перейдем.

Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки тыльной стороной на указательный и средний пальцы правой руки. Потом растирают его внутреннюю сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.

2. Мы с обратной стороны

Пальчик растереть должны,

Чтобы он повеселел,

Был здоров и не болел.

Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки внутренней стороной на указательный и средний пальцы правой. Затем растирают его тыльную сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.

3. Чтобы крепкой быть ладошке -

Помассируем немножко:

Десять раз понажимаем

И ладошки поменяем.

Дети кладут тыльную сторону левой ладони на выпрямленные указательный, средний, безымянный и мизинец правой, а большим пальцем правой руки нажимают в центр левой ладони. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.

4. Вот веселые цыплятки

В огород пришли на грядку.

Они радостно идут,

Быстро зернышки клюют.

Дети похлопывают по внутренней стороне левой ладони кончиками пальцев правой руки. Повторять упражнение несколько раз, меняя руки.

5. Вот уже друзья - цыплятки

На другую влезли грядку.

Там клюют ребятки зерна

Так же смело и проворно.

Дети похлопывают по тыльной стороне левой ладони кончиками пальцев правой руки. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.

6. Вот из моря вылез краб

И клешней за руку – цап!

Но не справится никак –

Слишком крепкая рука.

Дети сжимают сустав, находящийся в основании мизинца левой руки, подушечками большого и указательного пальцев правой руки. Так массируют аналогичные суставы всех остальных пальцев. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.

7. Краб обратно не ушел -

Пальчик он теперь нашел

И схватил за ноготок.

Вряд ли в этом будет прок.

Дети сжимают ноготь мизинца левой руки подушечками большого и указательного пальцев правой руки. Так массируют ноготки всех остальных пальцев. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.

8. Надо нам скорее, братцы,

Дружно карате заняться.

Тренируем мы ладони,

Нас теперь никто не тронет.

Дети стучат ребром правой ладони по внутренней стороне левой ладони раз десять, затем меняют руки. Повторяют упражнение несколько раз.

9. Даже с этой стороны

Мы размять ладонь должны.

Чтоб крепка была ладошка,

Мы побьем ее немножко.

Дети стучат ребром правой ладони по тыльной стороне левой ладони раз десять, затем меняют руки. Повторяют упражнение несколько раз.

10. Постучали, а потом

Мы ладошку разотрем.

Ты потри ее еще,

Так, чтоб стало горячо.

Дети кладут ладонь левой руки тыльной стороной на пальцы правой и большим пальцем правой руки массируют всю внутреннюю часть ладони, затем меняют руки. Повторяют упражнение несколько раз.

11. Чтоб чисты ладони были,

Славно их намылим мылом.

Три ладонями, давай

Их от грязи оттирай.

Дети трут ладонью о ладонь, имитируя намыливание.