Самообразование

Привалова Оксана Анатольевна

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Улыбка» г. Щигры Курской области

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2020- 2021 учебный год
инструктора по физической культуре Приваловой Оксаны Анатольевны

 ОБРАЗОВАНИЕ:  среднее специальное

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПО ДИПЛОМУ:  «Воспитание в дошкольных учреждениях»

 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ:   31 год 

СТАЖ В ДАННОЙ ДОЛЖНОСТИ: 27 лет

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ: первая категория

       Тема самообразования:  «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»

     Срок реализации: 2020-2021г

Актуальность выбранной темы, теоретическое обоснование.

Здоровье - это Дар, который нужно сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста.

Применение здоровьесберегающх технологий в работе инструктора по физической культуре способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду, являясь важным фактором сохранения здоровья и своевременного гармоничного развития ребенка.

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Исходя из этого одна из задач ДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и педагогов, воспитанников осознанного отношения к собственному здоровью.

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих   технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Считаю, что на сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья , а также технологиям обучению здоровому образу жизни и коррекционным технологиям:  

 

 Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы– во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация  в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия  2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.           Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи.

Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:

Принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии.

Мне бы хотелось познакомить вас уважаемые коллеги еще с одной из технологий здоровьесбережения

Степ-аэробика является одной из разновидностей аэробики, получившая в последние десятилетия огромную популярность в мире. Её основное отличие в том, что танцевальные и общеразвивающие упражнения выполняются со специальными платформами - «степами».

«Степ» - в переводе с английского буквально означает «шаг», отсюда и само определение степ - аэробики - «шаговая аэробика». Внешне аэробика представляет собой комплекс общеразвивающих и танцевальных ритмических движений, выполняемых под музыку, а так же различных циклических движений невысокой интенсивности, рассчитанных на длительное выполнение.

Для дошкольного возраста в основном используется оздоровительная степ-аэробика. Само название подсказывает смысл и цели - общее оздоровление организма, профилактика и коррекция нарушений, укрепление систем и функций организма человека, развитие физических качеств до смешного проста, не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении движений. Всё что нужно - это умение правильно и красиво ходить. Исследования показали, что регулярные занятия степ - аэробикой улучшают эффективную работу сердца и лёгких, снижают опасность сердечно - сосудистых заболеваний.

Цель: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.  

Задачи: 

- подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста

- разработать демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий с детьми

- создать нетрадиционные пособия для профилактики плоскостопия, нарушения осанки у детей

- разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок – передвижек, газет материалы для родителей

- привлечь родителей к организации оздоровительной работы с детьми

Ожидаемые результаты: 

- создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;

- снижение показателей заболеваемости;

- положительная динамика показателей физического развития детей.

- формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью.

Источники самообразования: 

Вебинары, семинары, курсы повышения квалификации,
мастер-классы, Интернет - ресурсы, ГМО, методическая литература, журналы.

Представление материала: открытые занятия, выступления из опыта работы на педагогических советах, ГМО, мастер-классы, публикации.

 

Перспективный план

Содержание деятельности

Форма отчетности

Сроки проведения

Методическая работа

Изучение методической литературы по теме

Оформление и пополнение папки по здоровьесберегающим технологиям в ДОУ

Постоянно

Создание фотоальбома с изображениями различных видов спорта, атрибутов.

Наличие альбома

Октябрь

Изготовление пособий для проведения утренней гимнастики, гимнастики пробуждения.

Наличие пособий

Ноябрь-февраль

Консультация для педагогов на тему: «Задачи образовательной области: «Физическая культура»

Контроль старшего воспитателя

Ноябрь

Разработка краткосрочного проекта «Выбираем мяч для игры»  

Наличие проекта

Февраль

Оформление картотеки игр, пальчиковых гимнастик, гимнастик пробуждения, гимнастики для глаз, релаксационных упражнений и т.д.

Наличие картотек

Март-апрель

Работа с детьми

Наблюдение за поведением детей и состоянием здоровья в повседневной жизни

Анализ показателей заболеваемости, уровней физического развития

Постоянно

Проведение закаливающих мероприятий, гимнастики пробуждения, пальчиковой гимнастики, динамических пауз, элементов релаксации.

Контроль старшего воспитателя

Постоянно

Создание комплекта демонстрационного и раздаточного материала для занятий

Оформление физкультурно-оздоровительного центра в группе

Ноябрь, декабрь

Проведение «Недели здоровья»

Контроль старшего воспитателя

1 раз в 3 месяца

Изготовление коллажей по теме: «Здоровое питание», «Я и спорт»

Контроль старшего воспитателя

Ноябрь

Беседы с детьми о ЗОЖ

Наличие конспектов бесед

Постоянно

Проведение соревнований «В здоровом теле – здоровый дух»

Конспект развлечения

Апрель

Разучивание с детьми пословиц, загадок о спорте, ЗОЖ

Контроль старшего воспитателя

Постоянно

Работа с родителями

Выпуск периодической оздоровительной газеты

Наличие газет

1 раз в 3 месяца

Подготовка журналов для родителей «Неболейка!», «Здоровье в наших руках», «Сундучок здоровья»

Наличие журналов

Октябрь - ноябрь

Изготовление информационных буклетов о здоровом образе жизни

Распространение буклетов среди педагогов ДОУ

Декабрь

Анкетирование «Что мы знаем о здоровье»

Анализ анкет

Январь

Проведение тематического родительского собрания «Азбука здоровья»

Протокол родительского собрания

Апрель

                                                                                                   

Анкета для родителей

 

Анкета для родителей «Какое место в вашей семье занимает физкультура и спорт?»

Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в исследовании влияния образа жизни детей в семье на представления ребенка о здоровье, физкультуреспорте. Для этого Вам необходимо заполнить анкету, объективно отвечая на вопросы. Надеемся на сотрудничество!

1. Читаете ли Вы литературу о физкультуре и спорте?

а) да; б) нет; в) иногда.

2. Используете ли Вы полученные знания в воспитании Вашего ребенка?

а) да; б) нет; в) иногда.

3. Что Вы считаете здоровым образом жизни? (Напишите.)___

4. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?___

5. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? Какую?___

6. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня?

а) да; б) нет.

7. Соблюдает ли ребенок этот режим?

а) да; б) нет.

8. Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей?

а) да; б) нет;

9. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада?

а) да; б) нет; в) иногда.

10.Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:

o Подвижные игры

Спортивные игры

o Настольные игры

o Сюжетно - ролевые игры

o Музыкально - ритмическая деятельность

o Просмотр телепередач

o Конструирование

o Чтение книг.

Благодарим за оказанную помощь. Желаем Вам здоровья и благополучия!

Десять советов родителям

Совет 1. Поддерживайте интерес ребёнка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не выказывайте своё пренебрежение к физическому развитию. 

Пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребёнок. Часто ребёнок живёт под грузом запретов: не бегай, не шуми, не кричи громко. А ущемление потребности в самовыражении больнее всего ударяет по самооценке и активности растущего человека. «Почему ты не делаешь зарядку? Почему так долго сидишь перед телевизором? Почему так поздно ложишься спать?» — всё это пустой звук для ребёнка. Родители должны хорошо знать потребности и возможности своего ребёнка и как можно полнее учитывать их. 


Совет 2. Высокая самооценка — один из мощных стимулов для ребёнка выполнять любую работу, будь то домашние задания или утренняя гигиеническая гимнастика. Всемерно поддерживайте в своём ребёнке высокую самооценку — поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите ещё большее старание. На занятиях физической культурой необходимо выдерживать единую «линию поведения» обоих родителей — не должно быть противоположных распоряжений (мама — «хватит бегать»; папа — «побегай ещё минут пять»). Если это происходит — ни о каком положительном отношении ребёнка к физкультуре просто не может быть и речи.

Совет 3. Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребёнка во время занятий физическими упражнениями. Иногда родители не могут понять, почему ребёнок капризничает, не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений родителей. Причиной могут быть и усталость, и какое-то скрытое желание (например, ребёнок хочет быстрее закончить занятие физкультурой, чтобы посмотреть интересную телепередачу). Постарайтесь понять причину его негативных реакций. Не жалейте времени и внимания на то, чтобы установить с ним душевный контакт. 

Совет 4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребёнок этого не хочет. Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа, устранить её и только после этого продолжить занятие. 


Совет 5. Не ругайте своего ребёнка за временные неудачи. Ребёнок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым и неумелым. Особенно остро это проявляется, если родители не знают, как дать ребёнку понять, что они уважают его чувства, желания и мнения. 


Совет 6. Важно определить индивидуальные приоритеты ребёнка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения. Например, ребёнок хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма, но каких-то качеств, например физической силы, ему не хватает. В этом случае не удивляйтесь, если ваш ребёнок вдруг попросит купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания. 


Совет 7. Не меняйте слишком часто набор физических упражнений. Если комплекс ребёнку нравится, пусть он выполняет его как можно дольше, чтобы прочно усвоить тот или иной навык, движение.

Совет 8. Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава. Всё должно делаться «взаправду».

Совет 9. Не перегружайте ребёнка, учитывайте его возраст. Никогда не заставляйте ребёнка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Приучайте его к физической культуре исподволь, собственным примером.

Совет 10. Три незыблемых закона должны сопровождать вас в воспитании ребёнка: понимание, любовь и терпение.

Успехов вам и удачи!

 

                                           Консультация для родителей на тему:

«Физическое развитие ребенка: с чего начать?»

Многие задаются вопросом: с какого возраста целесообразно начинать физическое воспитание детей? Ведь большинство родителей не ставят перед собой цель вырастить олимпийских чемпионов, для них спорт и дети — просто способ обеспечить ребенку здоровое детство и заложить в него чувство уверенности в собственных силах, привить некоторые навыки, приучить к дисциплине. Решить все эти задачи возможно при помощи правильно организованного физического воспитания детей дошкольного возраста.

Прежде чем отдавать малыша в ту или иную спортивную секцию, присмотритесь к нему, обратите внимание на способности и физические возможности. Физическое развитие ребенка — дело серьезное. Необходимо посоветоваться с врачом, а также с руководителем секции или спортивного кружка, который занимается физическим воспитанием детей. А задача родителей — выслушать рекомендации специалистов и принять решение, по силам ли ребенку та нагрузка, которая ляжет на его плечи.

Имейте в виду, что большая часть тренеров заинтересована в посещении их кружка максимальным количеством детей. Занимаясь физическим воспитанием детей, руководитель может уговаривать вас отдать к нему ребенка как можно раньше. Но подумайте: не повредят ли малышу чрезмерные спортивные нагрузки? У тренеров, занимающихся физическим воспитанием детей, зачастую бывают завышенные требования. Это значит, что ребенку грозит синдром хронической усталости и чувство, что он хуже других, если у него что-то не получается.

Главной заповедью для родителей, решивших уделить большое внимание физическому воспитанию ребенка, должно быть «Не навреди».

Спорт и дети: проблемы физического воспитания дошкольников

Физическое воспитание детей — один из вопросов, которые призваны решать как родители, так и воспитатели детских садов. Современные детские сады обычно оборудованы всем необходимым для организации физического воспитания дошкольников. Каждое утро воспитатели должны проводить с детьми комплекс спортивных упражнений, цель которых — дать малышам возможность вволю подвигаться, задействовав все группы мышц.

В теплое время года физическим воспитанием детей рекомендовано заниматься на свежем воздухе. Для этого предусмотрены площадки, оборудованные бревнами, мишенями, ямами для прыжков, гимнастическими стенками и т. д.

Стоит сказать об отношении некоторых родителей к физическому воспитанию в детском саду. Многие считают, что, если их ребенок подвержен частым простудам, его необходимо оградить от частого пребывания на воздухе (особенно зимой). Кроме того, желая перестраховаться, такие родители стараются надеть на свое чадо побольше теплых вещей, не учитывая тот факт, что любой садик зимой отапливается достаточно хорошо. В результате физическое воспитание в детском саду проходит для таких детей не в удобных маечках и шортах, а в теплых свитерах, комбинезонах, кофтах. А ведь вспотевший от такой «заботы» ребенок рискует заболеть гораздо больше, чем тот, кого не кутают.

Одна из особенностей физического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, что один комплекс упражнений не должен выполняться более двух недель.

Кроме того, физическое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает их ежедневное участие в подвижных играх. В качестве одной из составляющих физического воспитания дошкольников педагоги называют командные спортивные игры. Они способствуют развитию физических способностей детей, быстроты реакции, а также социальных навыков и коммуникабельности.

Существует еще один важный нюанс физического воспитания дошкольников. Необходимо чередовать умственные занятия с физкультурными паузами. Согласно рекомендациям педагогов, организация физического воспитания дошкольников подразумевает подобные паузы через каждые 20 минут.

А если малыш не посещает детский сад?

Физическим воспитанием дошкольников необходимо заниматься дома, если ребенок по каким-либо причинам не ходит в детский сад. Существуют утвержденные программы физического воспитания детей, по которым можно проводить самостоятельные занятия с малышом. Узнать содержание программ физического воспитания детей дошкольного возраста можно у детского врача или сотрудников детского сада.

Доказано, что правильное физическое воспитание детей дошкольного возраста напрямую влияет на нормальное развитие ребенка и его рост. Очень важно уделять большое внимание физическому воспитанию детей дошкольного возраста на свежем воздухе: это способствует закаливанию детского организма, избавляет малыша от многих болезней.

Спорт и дети: в какую секцию отдать?

Задумываясь над проблемами физического воспитания своего ребенка, родители часто оказываются перед выбором: в какую спортивную секцию записать сына или дочку? Успех физического развития ребенка нередко зависит от «точности попадания». Не стоит руководствоваться при выборе решением своих знакомых или друзей и вести своего ребенка в ту же секцию, куда те отдали своих детей. Присмотритесь к особенностям характера своего чада при выборе направления физического воспитания ребенка.

Если у него хорошо развиты навыки общения, если он в любом коллективе чувствует себя, как рыба в воде, — ему отлично подойдут командные виды спорта: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т. д.

Для организации физического развития ребенка, который является выраженным лидером и не привык делиться своими победами, оптимальным вариантом станет секция художественной или спортивной гимнастики, теннис. Для достижения успехов в этих видах спорта потребуются личные усилия ребенка.

Если вы хотите заниматься физическим воспитанием детей гиперактивных, склонных к дракам и конфликтам, можно обратить внимание на секции единоборств. Здесь ребенок сможет выплеснуть излишки энергии и избавиться от своей агрессии.

Если вы озабочены проблемами физического воспитания тихого, замкнутого и застенчивого ребенка, не спешите принуждать его заниматься командными видами спорта в надежде, что он станет более общительным. Скорее ему придется по душе конный спорт или плавание.

Эти же виды спорта отлично подойдут и слишком эмоциональным, вспыльчивым детям, чьи родители стремятся воспользоваться физическим воспитанием детей для укрепления их здоровья.

Уважаемые родители!

Я вам предлагаю оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки, которое вы можете сделать сами:

"Зебра"Закаливание

Дорожка выполнена из плотной ткани, сложенной вдвое (ткань подвергается санитарно-гигиенической обработке) и простроченной на несколько отделений. В каждое отделение вложены различные наполнители (горох, камешки, шишки и т.д.).

"Цветочная поляна"

На плотную ткань нашиваются различные предметы (пуговицы, пластмассовые цветы, косточки отсчет и т.д.).

"Извилистая дорожка"

На полоску плотной ткани нашивается веревка с завязанными на ней узелками, которая располагается в виде змейки.

"Полоса препятствий"

Поролон делится на квадраты 50×50 см и обшивается плотной тканью. На каждый квадрат нашиваются различные раздражители для стоп (палочки, карандаши, пуговицы, пластмассовые крышки от бутылок, веревочки различной длины и толщины и т.д.). Квадраты соединены между собой различными способами: шнуровкой, замками "молниями", пуговицами, карабинами и т.д.

Данное оборудование помогает детям уверенно выполнять задание, при этом сохранять правильную осанку и положение головы в пространстве, служит профилактикой плоскостопия, формирует у детей навыки правильной осанки, силовую выносливость мышц стоп; воспитывает желание добиваться правильного выполнения упражнений.

Закаливание.

Воспитание здорового поколения - важнейшая общегосударственного задача, требующая серьезного и масштабного подхода к ее решению. Программа воспитания и обучения в д\с предусматривает закаливание детей, как необходимое условие их полноценного физического воспитания.
Закаливание - это система мероприятий, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма.
На практике, часто применение какой-либо одной специальной закаливающей процедуры, например обливание ног или прием душа, служит уже основанием для того, чтобы считать закаливание проведенным. Однако, применение только одной, специальной закаливающей процедуры, даже сильно действующей, не оказывает должного эффекта. Поэтому при организации оздоровления детей в условиях д\с необходимо помнить, что закаливание - это целая система мероприятий, неоднократно повторяющихся в режиме дня, а не отдельно взятая процедура.
Принципы закаливания.

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.
Постепенное увеличение закаливающих воздействий. При закаливании детей недопустимо быстрое, форсированное снижение - или увеличение продолжительности процедуры.
Систематичность - это регулярное повторение закаливаний, воздействий, так же, как и умывание, на протяжении всей жизни.
Учет индивидуальных особенностей ребенка: состояние его здоровья, физического и психического развития, типологических особенностей нервной системы, чувствительности к действию закаливающих процедур. В соответствии с этими особенностями познается закаливающая нагрузка.
Проведение закаливания при положительном эмоциональном настрое ребенка. Важно, чтобы процедуры носили игровой характер, а величина холодного или теплового воздействия в них не сопровождалась негативными реакциями, и воспринимались в виде приятно- прохладных, приятно-тепловых ощущений.
Сочетание общих и местных охлаждений. Оптимальная устойчивость организма ребенка достигается при чередовании общих закаливающих охлаждений с местами, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница). Например, полоскание горла водой, обливание стоп, общее обливание.
Необходимо выполнять закаливающие процедуры на разном уровне теплопродукции организма, для повышения его устойчивости к температурным воздействия, как в покое, так и в движении. Например, сочетание закаливания детей после дневного сна (обливание ног), когда они находятся в покое, с закаливанием их во время физкультурных занятий на открытом воздухе в облегченной одежде, при согревании организма во время движения.
Показания и противопоказания к закаливанию и его режимы.
Постоянных противопоказаний нет.

Ограничивается только доза закаливающей процедуры и площадь закаливающих воздействий.
Временным противопоказанием является: все виды лихорадочных состояний, обширные поражения кожных покровов, выраженные травмы, пищевые токсиноинфекции и другие заболевания со значительными нарушениями деятельности нервной системы, сердечно- сосудистой, дыхательной и выделительной систем.
Как только острое патологическое состояние миновало, необходимо приступать к закаливанию, сначала с использованием местных и далее - общих процедур.
 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Занятие по формированию правильной осанки «Гордо спину мы несем»

(для старших дошкольников)

 

 Привалова О.А

инструктор по физкультуре МКДОУ «Детский сад «Улыбка», г. Щигры Курской обл.

Цель: закрепление знаний, практических умений и навыков детей, способствующих формированию правильной осанки и профилактике ее нарушения.

Задачи:

- обучать детей ходьбе по гимнастической скамейке с выносом прямых рук с мячом вверх;

- совершенствовать прыжки со скамейки с приземлением на полусогнутые ноги с выносом прямых рук с мячом вверх и сохранением равновесия;

- закреплять умение подлезать под воротца правым и левым боком, не касаясь мячом пола;

- развивать чувство равновесия, быстроту, силу, выносливость, гибкость и ловкость;

- воспитывать стремление вы­глядеть красиво, иметь правильную осанку.

 Оборудование: резиновые мячи большого диаметра (по количеству детей), набивные мячи для мальчиков для выполнения основных видов движений, 2 гимнастические скамейки, мат

- для прыжков, воротца высотой 50 см, 6 кубов высотой 15 см.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Дети строевым шагом входят в зал и выстраиваются спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатками и плечами, ягодицами, пятками, руки вдоль туловища, ладони прижаты к телу, стопы вместе.

Инструктор. Здравствуйте, ребята, наше занятие называется «Гордо спину мы несем». Как вы уже догадались, мы сегодня будем говорить об осанке. Кто может сказать, что такое осанка?

Дети отвечают.

Какие нарушения осанки вы знаете?

Дети. Неровные плечи, спина, подбородок опущен и т.д.

Инструктор. Молодцы, ребята, правильно ответили. Сегодня все наши игры и упражнения помогут вам научиться сохра­нять правильную осанку и вы­расти красивыми и здоровыми. А начнем мы с проверки вашей осанки!

Кричалка «Осанка»

Инструктор. Хочешь стройную фигуру?

Дети. Укрепляй мускулатуру!

Инструктор. Спину укреплять старайся.

Д е т и. Но чересчур не прогибайся.

Инструктор. А сейчас разминка! Внимание!

При ходьбе живот втяни!

Дети. Спину ровную держи.

Инструктор. В обход по залу шагом марш!

Дети шагают друг за другом по залу.

Как струна я натянусь, разгоню печаль и грусть.

Идут на носках, подняв прямые руки вверх.

Через препятствия идем, спину ровную несем.

Перешагивают через кубы, высоко поднимая колени, руки в стороны.

А теперь прямые ноги зашагали по дороге.

Идут, не сгибая ног.

Бег здоровье принесет, ну-ка все бегом вперед.

Дети выполняют обычный бег.

Теперь с захлестом побежали,

Колени высоко подняли.

Бегут, высоко поднимая колени, с преодолением препятствий, сохраняя равновесие.

Бег здоровье усилит, успехов прибавит, от скуки, безделья он всех нас избавит.

Бегут, постепенно замедляясь, заканчивают ходьбой.

Восстанавливают дыхание.

Носом — вдох, а выдох — ртом.

Дышим глубже, а потом...

Дети берут мячи, продолжают ходьбу по залу.

Чтобы ровной была спинка,

Очень нам нужна разминка.

Нужно встать, не зевать

И за мной все повторять.

Дети берут мячи, продолжают ходьбу по залу

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ОРУ с резиновыми мячами большого диаметра

Инструктор

Поднимаясь на носки,

Спину ровную держи.

И.п.: ноги вместе, мяч в опущенных руках.

1—2 —- подняться на носки, руки вверх; 3—4 — и.п.

Повторить 5—6 раз.

Повороты вправо-влево,

Чтоб спина не заболела.

И.п.: стойка в упоре на коленях, мяч в руках перед собой.

1—4 — прокатить мяч вокруг себя вправо; 5—8 — то же влево.

Повторить по 4 раза в каждую сторону.

Будем с вами наклоняться,

Гибкость будет развиваться!

И.п.: сидя ноги врозь, мяч в согнутых руках перед собой.

2 — наклониться вперед, прокатить мяч от одной ноги к другой; 3—4 — и.п.

Повторить 5—6 раз.

Будем дружно приседать,

Чтоб ногам работу дать!

И.п.: ноги на ширине плеч, мяч в руках перед собой.

1 — присесть, мяч вынести вперед; 2 — и.п.

Повторить 7—8 раз.

Спинные мышцы укрепляем,

Мячик вверх мы поднимаем!

И.п.: лежа на животе, руки с мячом вперед.

1 — поднять руки с мячом вверх; 2 — и.п.

Повторить 5—6 раз.

Тренируемся в прыжках:

Прыгнем вверх на двух ногах.

И.п.: ноги вместе, мяч в опущенных руках.

1 — прыжок на месте, мяч к груди; 2 — прыжок на месте, мяч вниз.

Повторить 8 раз.

Вот отличная картинка,

Мы, как гибкая пружинка.

Пусть не сразу все дается,

Поработать нам придется!

И.п.: ноги вместе, мяч в опущенных руках.

1— левую ногу отвести назад, поставить на носок, мяч поднять вверх, прогнуться, сделать вдох;

и.п., выдох; 3—4 — то же с правой ноги.

Повторить 3—4 раза на каждую ногу.

ОВД с мячами

Девочки выполняют движения с резиновыми мячами, мальчики — с набивными.

Инструктор

По скамейке мы идем,

Мяч в прямых руках несем.

Дети идут по гимнастической скамейке, подняв прямые руки с мячом вверх, голову и спину держат прямо, сохраняют равновесие.

Соскочили мы и вот,

Руки вытянем вперед.

Соскакивают на мягкое покрытие (мат), приземляются на полусо­гнутые ноги, прямые руки выносят вперед.

Мяч теперь ты обними,

Под воротики нырни.

Подлезают под воротца сначала правым, потом левым боком, не касаясь руками пола.

Прыгай выше, не зевай,

Руки вверх ты поднимай.

Прыгают с мячом на месте из глубокого приседа, руки поднимают вверх.

Подвижная игра

 «Прямоспинка»

Инструктор. От «ловишки» убегай, но осанку сохраняй.

Выбирается ведущий, дети убегают от него. Когда ведущий приближается, дети должны присесть на одно колено, держа спину прямо. Повторить 3—4 раза.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Игра малой подвижности

«Ель, елка, елочка»

Инструктор. Ребята, я приглашаю вас пойти со мной в лес!

Дети идут по залу.

В лесу стоят высокие ели — встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь.

Останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги выпрямлены) и раздвигают руки — «ветви» — в стороны, ладонями вперед.

Пойдем дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели се­стрички?

Идут за инструктором. Тот останавливается.

Вот и сестрички ели — елки, они пониже, но такие же стройные.

Дети встают, как елки, — принимают позу правильной осанки, но в полуприседе.

Пойдемте, дети, поищем еще сестричек елей. Вот они, совсем маленькие, да и удаленькие, красивые и тоже стройные. Изобразите маленькие елочки.

Дети садятся на корточки, держат головы прямо, спины выпрямлены, ладони слегка разведены в стороны.

Повторить игру несколько раз.

Релаксация

Релаксация проводится под спокойную музыку или аудиозапись звуков природы.

Дети лежат с закрытыми глазами на спине в кругу, ногами к центру круга.

Инструктор (спокойным голосом)

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

 Дышится легко,

Ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

 Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена,

А расслаблена она...

Губы чуть приоткрываются,

 Все чудесно расслабляются,

Дышится легко,

Ровно, глубоко...

Дети выполняют инструкции в соответствии с текстом.

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Всем открыть глаза, проснуться,

Потянуться, улыбнуться!

 Наши алые цветки

Тянут к солнцу лепестки.

Дети соединяют ладони в форме тюльпана.

Ближе к солнцу лепестки,

 Распустились все цветки.

Медленно поднимаясь, разводят руки в стороны.

Садятся по-турецки по кругу с прямой спиной.

Инструктор. Ребята, чему вы сегодня научились на нашем занятии?

Дети. Ходить по скамейке, соблюдая правильную осанку; подлезать под воротца, не касаясь мячом пола; в игре «Прямоспинка» сохранять прямую спину; в игре «Ель, елка, елочка» изображали стройные деревца и т.д.

Инструктор прощается с детьми, они уходят в группу.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательский проект «Выбираем мяч для игры» для старших дошкольников. Презентацию выполнила Привалова О.А. инструктор по физической культуре МКДОУ «Детский сад «Улыбка» Г.Щигры Курской области.

Слайд 2

ПРОБЛЕМА: какой мяч выбрать для игры? ЦЕЛЬ: получение информации о мячах

Слайд 3

ЗАДАЧИ: -узнать, когда появился мяч и как в него играли; -определить использование мяча в различных видах спорта; -проанализировать свойства мяча с помощью морфологической таблицы; -выяснить, какие мячи пользуются популярностью у детей; -создать копилку игр с этими мячами; -собрать, обработать информацию о мячах и создать «Умную книжку» ( лепбук ) для передачи другим людям. Тип проекта: краткосрочный Вид проекта: коллективный

Слайд 4

ЭТАПЫ ПРОЕКТА: Подготовительный этап Ознакомление с мячом.

Слайд 5

2. Просмотр презентации «История мяча».

Слайд 6

3. Опрос взрослых об играх с мячом в детстве. 4. Сбор копилки видов спорта с мячом. 5. Опрос детей подготовительной к школе группе «Какой мяч есть у меня дома» 6. Сбор копилки игр с популярными у детей мячами.

Слайд 7

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП Исследование свойств мяча с помощью морфотаблицы . Создание «Умной книги» ( лепбука ). Презентация.

Слайд 8

Работа с морфологической таблицей.

Слайд 9

Таблица заполнена.

Слайд 10

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП «Умная книга» лепбук .