3.Моя педагогическая находка

Бады-Суур Октябрина Романовна

Педагогическая находка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Педагогическая находка49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детски сад «Аян» с. Самагалтай Тес-Хемского кожууна РТ

НОД

по познавательному развитию

на тему «Воздух наш друг»

Самагалтай -2020

Цель: дать представления о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, прозрачный).

Задачи:

  1. Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух вокруг нас и внутри нас;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- формировать умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

2. Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность;

- развивать мышления, память, речь, интерес к экспериментальной деятельности.

3.  Воспитательные:

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;

- воспитывать положительное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами, беречь ее.

 Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Оборудование и материалы: полиэтиленовый пакеты, стаканчики одноразовые, коктейльные палочки, кусочки пластилина, фартуки, веер из бумаги, воздушные шары, салфетки, модели для обозначения выводов опыта, проектор, ноутбук, «Волшебный сундук».

Предварительная работа: наблюдение за ветром; проведение экспериментов, доказывающих легкость воздуха; изготовление вееров из бумаги: беседа о значении воздуха в жизни человека.

Словарная работа: опыт, исследователи, лаборатория, прозрачный.

Ход:

Воспитатель: - Собрались все дети в круг,

        Я – твой друг, и ты – мой друг (дети встали в круг)

        Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, давайте с вами поздороваемся

Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп.

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ.

Здравствуйте, щечки, плюм-плюм-плюм.

Здравствуй, носик, бум-бум-бум.

Здравствуйте, ребятки

Воспитатель: - Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Юные исследователи». А вы знаете, кто такие исследователи (ответы детей). Исследователи – это ученые, который исследуют, изучают природу и различные предметы для того, чтобы лучше узнать и сохранить ее (слайд№1). Они работают в специальных помещениях и специальных одеждах. Эти помещения называют лаборатория (слайд№2). Лаборатория – это помещения, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов (слайд №3). А сейчас я приглашаю вас в лабораторию «Юный исследователь».  Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? (одеваю халат). А вы будете научными работниками лаборатории (дети надевают фартуки). Что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете отгадав загадку.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарики надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это? (воздух)

Воспитатель: - Правильно, это воздух! Ребята, а для чего нам нужен воздух? (Дышать). Сделайте глубокий вдох, выдох. Раз мы дышим какой воздух нам нужен? (ответы детей). Нам нужен чистый и свежий воздух. Как вы думаете, где же находится этот чистый воздух? (ответы детей). Самый чистый воздух – в лесах, парках, горах, так как там много растений и деревьев. Растения очищают воздух от загрязнения. Поэтому, чтоб воздух был чистым, нам надо беречь растения.

Воспитатель: - Итак, я предлагаю вам сесть парами. Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники. Лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, без разрешения воспитателя ничего не трогать.

Воспитатель:- Посмотрите на мольберт, как вы думаете, что здесь изображено? (глаз, руки, ухо, гиря). Это модель наших исследований. Как вы думаете, что означает знак «глаз»? (ответы детей). Это знак означает, как можно увидеть воздух.

Эксперимент№1 «Как поймать воздух?» 

Воспитатель:- Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нем? (он пуст). Да он пустой, смотрите, какой он тоненький. Теперь наберите в пакет воздух и закрутите его. Что произошло с пакетом? Что в нем находится? Какой он? Вы его видите? (ответы детей). Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? (пакет опять стал пустым). Интересно, почему? (ответы детей).

        - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.

Вывод: Воздух нельзя увидеть, он прозрачный.

Воспитатель: - У меня в руке стакан. Что, в нем находится? (Воздух, ничего)

- А сейчас мы проверим ваши версии.

Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стаканчике?»

Воспитатель: - На дно стаканчика приклеиваем пластилин и на ней салфетку. Переворачиваем стакан вверх дном, держим его прямо, и отпускам в емкость с водой, до дна емкости. Затем вынимаем из воды. Посмотрим, что произошло  с салфеткой. (Она сухая) Почему? Кто как считает?(Ответы детей).

Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке, он не пускал туда воду.

Воспитатель: - Что дальше нарисовано на модели? (Руки). Как вы думаете, что могут обозначать руки?(Ответы детей). Обозначает, можно ли почувствовать воздух.

Эксперимент№3. «Чувствуем воздух».

Воспитатель: - Возьмите со стола веера. Помашите ими, что чувствуете? (Воздух, холодок).  А теперь подуйте на ладошки через трубочку, что чувствуете? (Воздух, струю воздуха).

Вывод: обнаружили воздух, почувствовали его, а также в самой человеке есть воздух.

Воспитатель: - При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).

- А теперь, ребята, для того чтобы мы смогли с вами дальше так же хорошо проводить опыты, нам нужно немного отдохнуть. Вы согласны, давайте все встали и поиграем.

Физминутка

1,2,3,4,5 любят детки погулять

Побежали далеко

Остановились, вдохнули и выдохнули

оглянулись и глазами миг-миг

И плечами чик-чик.

Раз туда, два сюда, повернулись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Прибежали, руки кверху подняли,

1,2,1,2 (хлопают в ладоши)

Вот и кончилась игра

Эксперимент№4 «Слышим воздух»

Воспитатель: - Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели какой следующий знак? (Ухо). Что он означает? (Воздух можно услышать).

Воспитатель: - Посмотрите, на следующий модель, нарисовано «Ухо», на какой вопрос мы должны найти ответ? (Как услышать воздух). Берем воздушный шар. Нужно надуть шар, и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (Писк, воздух). С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помог воздушный шар). А когда мы, слышим воздух на улице? (Когда дует сильный ветер). Ветер - это движение воздуха.

Вывод: воздух можно услышать.

Эксперимент№5 «Живой пластилин»

Воспитатель: - Что дальше нарисовано на модели? (Гиря). Как вы думаете, что могут обозначать, этот знак (Ответы детей). Обозначает, что воздух имеет вес.

Воспитатель: - Что у меня в бутылке? (Газированная вода). Сейчас я вам налью воду в стаканчики, бросьте туда маленькие кусочки пластилина. Что произошло с ним? (Он утонул).Что происходит теперь? Пузырьки воздуха облепили наши кусочки  пластилина, он стал легче и поднялся вверх на поверхность воды.

Вывод: воздух легче воды.

Воспитатель: - Итак, ребята, мы сегодня  провели множество экспериментов с воздухом, и заполнили нашу модель выводами.

Рефлексия. Игра «Волшебный сундук».

Воспитатель: - Ребята, а что это? Да верно это «Волшебный сундук». А что находится в сундуке, кто-нибудь знает (Ответы детей). Как он открывается? Прежде чем открыть сундук, давайте вспомним, чем мы занимались на занятии? (Ответы детей). Молодцы! Ой, ребята «Волшебный сундук» не открывается, нам надо выдохнуть в «Волшебный сундук» (заиграет музыка и открывается сундук). Внутри «Волшебного сундука» находится значки «Юный исследователь»,  я вручаю вам эти значки.

Моя педагогическая находка

В образовательную деятельность детей я решила ввести игру «Волшебный сундучок», если в основе этой игры лежит всем известная игра М. Монтессори "Волшебный мешочек", где на ощупь надо найти и угадывать разные предметы. Но игра «Волшебный сундук» преобразована в другую форму. К детям на занятия приходит в гости какой-либо герой (например: незнайка) который приносит какой-то сюрприз или подарок, а может загадку. И этот подарок или сюрприз лежит внутри  «Волшебного сундука». Чтобы открыть «Волшебный сундук» детям надо вспомнить, чем занимались, и что нового узнали во время занятий и после этого  сделать дыхательную гимнастику, или пальчиковую гимнастику, или рассказать знакомый стишок и т.д. (Именно какую заданию должны выполнять дети воспитатель выбирает сам.) После выполнения заданий «Волшебный сундук» открывается под музыку.

В «Волшебный сундук» могут играть дети разных возрастов. Данную находку я использую как в совместной игровой деятельности, так и непосредственно в организации образовательного процесса. Она направлена на развитие памяти, логики, наблюдательности, речи, словарного запаса. Эта простая игра направляет ребенка к активной деятельности, отлично развивает речь, тренирует слуховую память, развивает мелкую моторику. Кроме всего вышеперечисленного, это просто интересная и игра.