Дополнительное образование " Театральный фургон"

Тушинская Тамара Владимировна

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_teatralnyy_furgon_2021-2022.docx272.52 КБ

Предварительный просмотр:


I. Пояснительная записка

Развитие художественно-творческих способностей личности было и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество, особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Произведения театрального искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус,

способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.

Программа составлена с учётом новых требований ФГОС к структуре основной образовательной программы начального образования и общего образования. Программа дополнительного образования «Театральный фургон» базируется на следующих нормативно-правовых документах:

− Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).

− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

− Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726 − Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.

− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

            Целью данного курса является развитие творческой  личности средствами театрального искусства и создание условий для её самореализации. Логика освоения учебных тем определяется задачами обучающими, развивающими, воспитательными, а именно:

  • опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
  • помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
  • через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
  • научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой    работе.

Отличительной особенностью программы является:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

        - принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

        - принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

        Совместная деятельность выстраивается от простого  к сложному, используется варьирование  работы над одним и тем же материалом, повторное использование игр  на разных занятиях. Основными формами занятий кружка «Театральный фургон» являются просмотр спектаклей; беседы; тренинги, сюжетно-ролевые игры; игры драматизаций;  репетиции и выступления.

 Организация и проведение театрализованных представлений не может существовать без творчества, поэтому большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками  даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.  Ученик на практике узнает о том, что актёр - это одновременно и творец, и материал, и инструмент. На каждом занятии в той или иной форме будут присутствовать компоненты всех тематических  разделов, но полное объединение всех театральных цехов произойдёт в последнем полугодии курса, в работе над постановкой сценической истории или спектакля.

Особенность программы заключена в том, что педагог, отталкиваясь от конкретного содержания урока, сам творит каждое занятие, программа должна рассматриваться не как неукоснительные требования, а как рекомендации.   Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг  рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать  свой урок, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников.

Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.

Рабочая программа «Театральный фургон» рассчитана на 2 года обучения. В соответствии с  учебным  планом дополнительного образования МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой, программа курса рассчитана на 4,5 часа в неделю. Периодичность занятий 3 раза в неделю по 1,5 часа.

В качестве промежуточных и итоговых результатов работы могут  рассматриваться:

 -сольные исполнительские номера (чтецкие или вокальные);

 -участие в групповых композициях (этюдах, сценках, импровизациях, в  драматических,  мини-спектаклях);

 -самостоятельная организация и проведение игр и театральных упражнений;

- участие в школьных мероприятиях с театральными постановками, миниатюрами;

-оформление портфолио объединения дополнительно образования «Театральный фургон».

II. Содержание   курса

Раздел 1. Вводное занятие.

Теория: Введение в программу.

Режим и план работы творческого объединения. Техника безопасности.

Раздел 2.История театра.

Теория: Общественно-воспитательная роль театра. Особенности театрального искусства

сочетание музыки и пластики, слова – активное средство воздействия на зрителя. Костюм и маска – элементы обобщенной характеристики персонажей. Трагедия и комедия – основные жанры театральной драматургии.

Практическая работа:  Знакомство по иллюстрациям и фотографиями с устройством зрительного зала и оформлением сценической площадки  Заочная экскурсия по современному театральному зданию.

Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.

Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно- иллюстративный.

Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.

Раздел 3. Театральный образ актёра

Теория: Костюм  – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и  «универсальный». Цвет, фактура.

Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

Формы проведения занятий: творческие лаборатории

Приёмы и методы: объяснительно – иллюстративный

Форма подведения итогов:  Этюды.

Раздел 4 Технология работы над спектаклем

Теория:  Многообразие индивидуальных форм выступления.

Практическая работа: Выбор пьесы. Чтение пьесы, её анализ.  Распределение ролей. Работа над характерами героев. Отработка чтения  каждой роли. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Подготовка  костюмов, бутафории, зала к спектаклю. Изготовление декораций и афиш.

Формы проведения занятий: групповые

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод  игрового содержания, метод импровизации.

Форма подведения итогов:  Исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы.

Раздел 5.Сценическая деятельность

Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция,  завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие  лица спектакля.

Практическая работа:  работа над выбранной пьесой, осмысление  сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными  моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра

спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о  замысле спектакля.

Формы проведения занятий: практические

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод  игрового содержания, метод импровизации.

Форма подведения итогов:  анализ пьес

III. Календарно-тематическое планирование

п/п

Разделы. Темы и содержание занятий.

Количество

учебных часов

Дата проведения

1

Вводное занятие. Знакомство воспитанников с целями, задачами и содержанием данной программы.

1,5

02.09

2

Театральная игра «С чего начинается театр?»

1,5

03.09

3

Эволюция театра. Знакомство с театром как видом искусства. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр

1,5

06.09

4

Современная драматургия. Литературное наследие. Место театра в жизни общества.

1,5

09.09

5

Беседы о выдающихся мастерах художественного слова, поэтах, писателях.

1,5

10.09

6

Заочная экскурсия по современному театральному зданию.

1,5

13.09

7

Просмотр видео-спектакля. Обсуждение драматического театра и просмотренного спектакля.

1,5

16.09

8

Создатели спектакля. Актёр и режиссер Афиша к спектаклю. Показ спектакля.

1,5

17.09

9

Игры на развитие артистических способностей. Игра «Мы – артисты», театрализованные игры.

1,5

20.09

10

Ритмопластика.

1,5

23.09

11

Учебные театральные миниатюры. Сценическая речь

1,5

24.09

12

Игры на развитие артистических способностей. Игра «Веселые диалоги», игра «Поэтический калейдоскоп».

1,5

30.09

13

Бутафория - бутафор. Изготовление и назначение в спектакле. Драматург в театре.

1,5

01.10

14

Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? Беседа о словах паразитах речи.

1,5

04.10

15

Прочтение сценария сказки. Обсуждение сценария. Распределение ролей сказки «Маша и медведи».

1,5

07.10

16

Репетиция сказки «Маша и медведи» Деление сказки на эпизоды и пересказ их детьми.

1,5

08.10

17

Репетиция сказки «Маша и медведи». Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом

1,5

11.10

18

Прочтение сценки «У врача». Обсуждение сценки. Распределение ролей сценки «У врача»

1,5

14.10

19

Репетиция сценки «У врача»

1,5

15.10

20

Репетиция сценки «У врача»

1,5

18.10

21

Игры на развитие артистических способностей.

1,5

21.10

22

Инсценировка веселых стихов детских поэтов.

1,5

22.10

23

Инсценировка веселых стихов детских поэтов.

1,5

25.10

24

Конкурс чтецов. Стихи о школьной жизни.

1,5

28.10

25

Искусство декламации.

1,5

29.10

26

Мастерство актёра.

1,5

01.11

27

Пластика.

1,5

04.11

28

Инсценирование сказки « Гуси – лебеди»

1,5

05.11

29

Инсценирование сказки « Гуси – лебеди». Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.

1,5

08.11

30

Инсценирование сказки « Гуси – лебеди»

1,5

11.11

31

Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского

1,5

12.11

32

Выразительное чтение стихов русских поэтов

1,5

15.11

33

Культура и техника речи

1,5

18.11

34

Культура и техника речи.

Инсценировка басни И.А. Крылова «Свинья под дубом».

1,5

19.11

35

36

Инсценировка басни И.А. Крылова «Свинья под дубом».

3

22.11

25.11

37

Играем в рифмы

1,5

26.11

38-40

Инсценирование  сказки « Дело мастера боится»

4,5

29.11

02.12

03.12

41

Прочтение новогоднего музыкального спектакля "Снегу намело!" Обсуждение сценария. Распределение ролей музыкального спектакля "Снегу намело!"

1,5

06.12

42

Репетиция новогоднего музыкального спектакля "Снегу намело!"

1,5

09.12

43

Репетиция новогоднего музыкального спектакля "Снегу намело!"

1,5

10.12

44

Репетиция новогоднего музыкального спектакля "Снегу намело!"

1,5

13.12

45

Постановка спектакля по сказке «Мышонок, который искал счастье»

1,5

16.12

46

Постановка спектакля по сказке «Мышонок, который искал счастье»

1,5

17.12

47

Постановка спектакля по сказке «Мышонок, который искал счастье»

1,5

20.12

48

Постановка спектакля по сказке «Мышонок, который искал счастье»

1,5

23.12

49

Рождество

1,5

24.12

50-52

Разыгрывание этюдов

4,5

27.12

10.01

13.01

53

Сценическая речь.

1,5

15.01

54

Сценическая речь.

1,5

17.01

55

Мастерство актёра.

1,5

20.01

56

Играем в сказку.

1,5

21.01

57

Играем в сказку.

1,5

24.01

58

Играем в сказку.

1,5

27.01

59

Выступление перед учениками 1-2 классов

1,5

28.01

60

Изображение различных эмоций: страх, восторг, гнев

1,5

31.01

61

Изображение различных эмоций: удовольствие, тоска

1,5

03.02

62

Изображение различных эмоций: радость, грусть, любовь

1,5

04.02

63

Игровой урок. Упражнение в интонировании диалогов.

1,5

07.02

64

Театральная игра. Инсценирование сказки С.Я Маршака          « Сказка о глупом мышонке»

1,5

10.02

65

Инсценирование сказки С.Я. Маршака    «Сказка о глупом мышонке»

1,5

11.02

66

67

68

Инсценирование сказки С.Я. Маршака   « Сказка о глупом мышонке»

4,5

14.02

17.02

18.02

69

Импровизация. Викторина по сказкам

1,5

21.02

70

Работа над спектаклем по басне И. Крылова «Ворона и Лисица»

1,5

24.02

71

Работа над спектаклем по басне И. Крылова «Ворона и Лисица»

1,5

25.02

72

Работа над спектаклем по басне И. Крылова «Ворона и Лисица»

1,5

28.02

73

Выступление перед учениками 1-2 классов

1,5

03.03

74

Чтение стихов  о маме

1,5

04.03

75

Чтение стихов  о маме

1,5

10.03

76

Работа над сказкой К. Чуковского «Телефон». Распределение ролей.

1,5

11.03

77,

78

Инсценирование сказки К. Чуковского «Телефон».

3

14.03

17.03

79

Инсценирование сказки К. Чуковского «Телефон».

1,5

18.03

80

Этюд «Знакомство» и «Ссора»

1,5

21.03

81

Этюды «В театре», «Покупка театрального   билета»

1,5

24.03

82

Внутренний монолог. Чтение сказки С. Козлова

«Снежный цветок».

1,5

25.03

83

 Чтение сказки С. Козлова  «Снежный цветок».

1,5

28.03

84

Инсценировка веселых стихов детских поэтов

1,5

31.03

85

Инсценировка веселых стихов детских поэтов

1,5

01.04

86

Этюд. Я- продавец. Я-учитель. Я-водитель.

1,5

04.04

87

88

Работа над беспредметными этюдами.

3

07.04

08.04

89-

91

Разучивание сценок из школьной жизни, частушек, стихов.

4,5

11.04

14.04

15.04

92

93

Чтение по ролям пьесы С. Козлова «Поющий

поросёнок»

3

18.04

21.04

94

Герои военных лет.

1,5

22.04

95

Инсценирование к празднику 9 Мая «Набат памяти»

1,5

25.04

96

Инсценирование к празднику 9 Мая «Набат памяти»

1,5

28.04

97-99

Ко Дню Великой Победы Литературно – музыкальная

композиция « Этих дней не смолкнет слава»

4,5/3

29.04

30.04

05.05

100

Выступление перед учениками и родителями

1,5

06.05

101

Творчество Крылова, чтение басни «Волк и ягненок». Знакомство со сценарием пародии на басню Крылова «Волк и ягненок».

1,5

12.05

102

Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций. Изготовление масок зверей.

1,5

13.05

103-104

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением

3

16.05

105

Генеральная репетиция

1,5

19.05

106

Выступление. (творческий отчет на родительском собрании или выступление перед учащимися).

1,5

20.05

107

Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные).

1,5

23.05

108

Анализ работы за год.

1,5

23.05

        Итого

162

IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной  программы

При реализации программы «Театральный фургон» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, метод взаимообучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод импровизации.

Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.

В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие лаборатории, соревнования, конкурсы, устный журнал, экскурсии, занятие-путешествие, занятия  зачёты.

Предположительный результат детей:

1. Дети должны владеть навыками выразительной речи, правилами

хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

2.Уметь передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.

3. Проявлять интерес, желание к театральному искусству.

4. Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных  персонажей.

5.  Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою  индивидуальность.

V. Список литературы

1. Алянский Ю. Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре.  Ленинград: Детская литература, 1986.

2. Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А. и др Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий, рекомендации. Сборник. Серия "Дополнительное образование". Волгоград: Учитель, 2009.

3. Генералова И.А. Театр: учебное пособие для детей. М.: Баласс, 2012.

4. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. М.: Просвещение, 1998.

5. Завадский Ю.А. Об искусстве театра. М., 1965.

6. Захава В.Е. Мастерство актера и режиссера. Воспоминания, спектакли и роли. Статьи. М., 1982.

7. Кард В., Петров С.  Сказки из пластилина. СПб, 1997.

8. Карпов Н.В. Уроки сценического движения.  М., 1999

9. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий,

сценарии. Серия "Дополнительное образование". Волгоград: Учитель, 2009

10. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. М., 1970.

11. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. М., 1981.

12. Козлянинова И.П. Сценическая речь. Учебное пособие. М., 1976.

13. Крутенкова  А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1-9 классы. Волгоград, 2009.

14. Наш друг театр. ТЮЗ. Л., 1982 

15. Русские народные сказки. Росмэн-Пресс, 2012

16.Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство Часть 3. Музыка, театр, кино. М., 1999