Главные вкладки
Гладких Сергей Юрьевич
Говоря об истоках возникновения рукопашного боя, нельзя отдать приоритет той или иной стране. Рукопашный бой возник одновременно с появлением человечества и в разных странах существовал в различных формах проявления. В Древней Греции - это панкратион, по стилю напоминающий вольную борьбу, но в сочетании с ударами руками и ногами, в стране басков - Испании - были популярны поединки на ножах, а в Древнем Риме получили широкое развитие бои гладиаторов с использованием меча, копья и других видов холодного оружия. У нас на Руси издревле были традиционными кулачные бои.
Этот список можно было бы пополнять до тех пор, пока мы не перечислили бы все страны, и везде были бы какие-то отличительные черты. Однако высшее развитие рукопашного боя как искусства религиозно-этического, философского и физического воспитания человека принадлежит Древней Индии и Тибету. Именно здесь в монастырях создавались Великие учения кунг-фу, из которых впоследствии, идя по пути упрощения, отделили одну из составляющих частей и назвали ее системой рукопашного боя.
Ву Шу (Рукопашный бой) и Дао Инь (система даоистских буддийских монахов) являлись в целом основой кунг-фу. Эта система сама по себе намного обширнее йоги. Она включала изучение наук, а также такие вопросы, как медицина, танцы, живопись. Кроме того, широко практиковались: воздействие на точки акупунктуры; придание телу определенных поз; массаж, в том числе предметами и руками с использованием наложения всевозможных веществ, погружения в различного рода среду, надавливания на определенные точки острыми предметами и их прижигания.
Сюда же относились контакты человеческого тела с различными субстратами живой и неживой природы. В эту систему подготовки входили также энергетические и дыхательные упражнения, наука об оживлении человека и укреплении его организма, упражнения для развития гибкости и эластичности человеческого тела, а также по освобождению меридиальных путей (основных путей течения энергии в организме).
Системой подготовки в Дао Инь предусматривалось обучение ряду дисциплин, посвященных вопросам очищения организма от шлаков, правильному питанию и режиму жизни; изучалась система потребления воды; отрабатывались и совершенствовались различные способы дыхания; осуществлялись тренировки, направленные на деятельность по управлению мозгом и телом. Немаловажное, если не главенствующее, положение отводилось воспитательной функции, в процессе которой ученики обязаны были сформировать правильное мировоззрение и обучиться канонам поведения в жизни. Следовательно, кунг-фу - это стройная, целостная, религиозно-этическая, философская система, одним из дополняющих элементов которой были физические упражнения в виде рукопашного боя и оздоровительной гимнастики. Позднее бродячими монахами, миссионерами из Индии, а впоследствии и Тибета, одним из которых был Боддхитхарма, боевые искусства единоборств «перекочевали» в Китай, Вьетнам, Корею, Монголию, а также в Среднюю Азию, в места, где проходили караваны Великого Шелкового пути.