Методическая тема

Малкина Ольга Вячеславовна

Методическая тема: Организация научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся по биологии в условиях обновления образовательных стандартов

Цель:  повышение качества биологического образования посредством вовлечения учащихся в проектную и исследовательскую деятельность

Задачи:

  • обеспечить овладение педагогом технологиями, методами и приемами проектной и исследовательской деятельности;
  • сформировать у школьников навыки исследовательской и проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочной деятельности;
  • организовать участие школьников в конференциях, олимпиадах, творческих конкурсах по биологии и экологии;
  • организовать  профориентационную работу по биологии;
  • осуществлять мониторинг качества обученности по предмету; 
  • осуществлять мониторинг результатов ЕГЭ и ОГЭ по предмету; поступления выпускников в ВУЗы и ССУЗы биологического профиля.

План работы по методической теме:

Подготовительный этап:

  1. Изучение истории, теории, методологии биологического и экологического образования, истории применения технологий, методов и приемов проектной и исследовательской деятельности в педагогической практике.
  2. Входная диагностика качества знаний по биологии в 5-11 классах.

Основной:

  1. Использование технологий, методов и приемов проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
  2. Изучение критериев оценивания социальных проектов и научно-исследовательских работ и разработка методических рекомендаций по проектной и исследовательской деятельности для учащихся, родителей и педагогов.
  3. Участие школьников в очных и дистанционных предметных олимпиадах по биологии и экологии школьного, муниципального, регионального, всероссийского и международного уровня.
  4. Участие в конкурсах социальных проектов и научно-практических конференциях школьного, муниципального, регионального уровня.
  5. Проведение открытых уроков, мастер-классов и внеклассных мероприятий в рамках предметной недели естественнонаучного направления, семинаров, педагогических конференций и конкурсов.
  6. Организация участия школьников во внеклассных экологических мероприятиях школьного, муниципального уровня.
  7. Организация профориентационной работы в сотрудничестве с «Центром профориентации» МАУК МО г.Нягань «БИС» и учреждениями здравоохранения города.
  8. Осуществлять мониторинг качества биологического образования (мониторинг качества обученности по предмету, РДР, ВПР по биологии, комплексные контрольные работы в 5, 6 классах, мониторинг результатов ЕГЭ и ОГЭ по предмету; поступления выпускников в ВУЗы и ССУЗы биологического профиля).

Заключительный:

  1. Анализ результатов работы по данной методической теме.
  2. Обобщение и распространение педагогического опыта.

Анализ методической литературы по теме:

Организация научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся по биологии в условиях обновления образовательных стандартов.

В основе моей педагогической деятельности лежат идеи Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружинина, И. Я. Лернера, А. В. Леонтовича, Т. А. Файн., Е. С. Полат. Научной основой моей работы является концепция развития исследовательской деятельности учащихся, основные положения исследовательской деятельности А. В. Леонтовича.

Методологической основой послужили теоретические положения и ряд концептуальных идей, нашедших отражение в трудах по формированию творческой личности (Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов), по проблемам творческой деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).

Я взяла за основу труды А. В. Леонтовича по организации исследовательской деятельности учащихся, в своей работе использую основные этапы исследований: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения [3].

Опираясь на труды Т. А. Файн о поэтапных действиях по формированию исследовательской культуры школьников, считаю, что развитие исследовательских умений и навыков способствуют формированию мыслительных умений и навыков, которые помогают обучающимся выстраивать логические цепочки своих суждений[6].

Для успешного формирования исследовательских умений и навыков  применяю метод проектов, взяв за основу труды Е. С. Полат. Применение метода проектов позволяет обучать проектированию, т. е целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определённой ситуации [5].

Одним из составляющих элементов организации познавательной деятельность на уроке является постановка и решение проблемы. Проблема - сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический или теоретический интерес [4].

Научные идеи Дружинина В. Н. помогли изучению деятельностного характера исследования. В опыте «исследование» рассматривается в контексте исследовательской деятельности учащихся — как деятельности, связанной с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Именно Дружинин В. Н. считает, что «эта деятельность – ее принято называть творчеством – требует непрерывного созидания идей, которых нет в наличном состоянии знаний» [1].

В педагогической деятельности использую  технологию «обучение в сотрудничестве».

"Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. " [2].

Вовлечение учащихся в проектную, исследовательскую деятельность и участие в различных конкурсах и олимпиадах по биологии способствует повышению качества биологического и экологического образования.

Библиография:

1.  Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. – М.: ПЕРСЭ; Спб.: ИМАТОН-М, 2001, 234с.

2.  Исаев Д. С. Об организации практикумов исследовательского характера// - 2001. - №9. С.53-58.

3.  Леонтович А. В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей) - М.:2003. 96с.

4.  Меерович М. И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 432 с.

5.  Полат Е. С. Как рождается проект. - М.,2003. -296с.

6.  Файн Т. А. Журнал «Практика административной работы в школе», № 1, 2004

В результате работы над методической темой «Повышение качества биологического образования посредством вовлечения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность» и внедрения современных педагогических технологий возрос познавательный интерес учащихся к урокам биологии, это подтверждается высоким качеством знаний учащихся при стабильной 100% успеваемости.

Показатели общей и качественной успеваемости по биологии учителя Малкиной О.В.

Общая успеваемость

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2020

100

100

100

100

100

Качественная успеваемость

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2020

89,6

89

90

91

90

 

С 2007 года я работаю в классах естественнонаучного профиля, где успеваемость и качество неизменно составляет 100%. С 2008 по 2020 год все выпускники естественнонаучного профиля поступали в ВУЗы и ССУЗы медицинского, биологического и спортивного направления.

Показатели общей и качественной успеваемости в классах естественнонаучного профиля по биологии учителя Малкиной О.В.

Учебный год

2015-2016

2016-2017

2018-2019

2019-2020

Успеваемость

100%

100%

100%

100%

Качество

100%

100%

100%

100%

 

В целях качественной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по биологии я создала свою систему подготовки к экзамену, в которой использую различные формы и методы  работы, сформировала электронную библиотеку заданий различного уровня. Для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ применяю тренажёры по биологии  цифровой образовательной платформы «Открытая школа», для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и  мониторинга качества образования использую ресурсы сети Интернет (образовательные порталы и сайты): «ФИПИ», «Решу ЕГЭ», «4 ЕГЭ», «МИОО», «ЕГЭ.РФ» и другие.

Такая целенаправленная работа даёт положительные результаты.

Итоги государственной итоговой аттестации по биологии в форме ЕГЭ

учителя Малкиной О.В.

Биология

Год

Успеваемость (прошли минимальный порог)

Средний балл по школе

Средний балл по городу

Средний балл по округу

Средний балл по России

2016

100

56

54

53,7

51,97

2017

92

48

50,18

49,9

52,57

2018

71

45

51

52,1

51,4

2019

100

54

49

53,6

52,2

 

Итоги государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ  по биологии

учителя Малкиной О.В.

Год

Средний балл

Успеваемость

Качество

2016

16

100

11

2017

18

100

5

2018

20

100

31

2019

24

97

30